Рассказ про белку для детей дошкольного возраста

конспект занятия по развитию речи в старшей группе рассказ о зиме цель: формировать навыки связной речи с опорой на

 Конспект  занятия  по
развитию речи

в старшей группе

«Рассказ о зиме»

Цель: Формировать навыки связной
речи с опорой на наглядный материал и без него. Закрепить и расширять словарь
по теме «Зима». Развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое
внимание и память, логическое мышление. Воспитывать культуру общения, умение
выслушивать рассказы товарищей.

Материал: Карточки с изображением
примет зимы, символы: белые квадраты (существительное), зелёные прямоугольники
(глаголы), коричневые треугольники (прилагательные), оранжевые круги (наречия);
игрушечный снеговик.

Ход занятия.

Проводится гимнастика.

Воспитатель: ребята, давайте изобразим,
как катаются на коньках, лыжах, как играют в снежки. (дети имитируют
движения)
.

Теперь будем выполнять движения в
соответствии с текстом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы дружно приседаем,

И дружно все встаём.

Молодцы, все зарядились бодростью!
Занимайте свои места. (дети садятся за столы). К нам кто-то
пришёл в гости. Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Снег катали и месили,

Человека мы слепили,

Вместо глаз – два уголька,

Там, где нос – морковка,

А в руках – метёлка.

Кто он, наш Егорка?

Дети: снеговик
(воспитатель выставляет игрушку на стол).

Снеговик тоже приготовил для вас
загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

О чём загадка, о каком времени года?
зиме).
Что за тройка прилетела? (три зимних месяца).
Назовите их (декабрь, январь и февраль). Какой сейчас зимний
месяц? (ответы детей).

Сегодня на занятии мы с вами будем
составлять рассказ о зиме. А чтобы рассказ получился интересным, нам надо будет
отгадать загадки о приметах зимы. Мы ведь любим отгадывать загадки?

Воспитатель  читает   загадки
и выкладывает отгадки на фланелеграфе.

Он – пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

 Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся. (сугроб)

Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул он в окно и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

 Слышишь? Вьюги говорят:

«У зимы- хозяйки нашей,-

Для деревьев есть наряд

Всех нарядов зимних краше». (иней).

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло (лёд).

Избушка новая –

Для всех столовая.

Зовёт обедать,

Крошек отведать. (кормушка)

Воспитатель: молодцы, ребята, хорошо
справились с заданием. А сейчас представьте, что у вас на ладошке – снежинка.
Сдуем её нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко (Проводится
дыхательное упражнение).

Воспитатель (выкладывает
на доске карточку с изображением зимнего пейзажа).

А теперь мы с вами будем составлять
рассказ о зиме. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. (Проводится
игра «Подбери слово»).

·       
Зима что
сделала? (наступила)

·       
Зима
какая? (снежная, холодная)

·       
Снег что
сделал? (выпал)

·       
Снег
какой? (белый, пушистый, холодный)

·       
Сугробы
что сделали? (образовались, выросли)

·       
Кто спит
в сугробах? (медведи)

·       
Во что
превратилась вода в реках и озёрах? (в лёд)

·       
Как
птицам живётся зимой? (им холодно и голодно)

·       
Что
делают люди зимой для птиц? (строят и вывешивают кормушки)

·       
Что
сделали  с шубкой заяц и белка? (поменяли цвет).

(Проводится
физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
.

Сегодня у зимы новоселье,

Будет большое веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога

Вот такой ширины!

Погляди-ка, потолки –
ледяные,

Высокие-превысокие,
кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ! топ!

Двери комнат отворяем,

Слева-хлоп! Справа-хлоп!

Мы войдём с поклоном:

Здравствуй, зимушка-зима!

Воспитатель: молодцы.  Сели все на свои
места. А теперь попробуем составить рассказ о зиме полностью, глядя на эти
картинки. (Дети по очереди составляют рассказ о зиме).

  Наступила снежная, холодная зима.
Выпал белый, пушистый снег. Появились большие, мягкие сугробы. Вода в реках и
озёрах покрылась толстым. холодным льдом. Деревья покрылись красивым,
серебристым инеем. Птицам зимой  холодно и голодно, поэтому  им надо вывешивать
кормушки. А ещё белка поменяла свою рыжую шубку на серую. А заяц поменял свою
шубку на белую. Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно лепить
снеговика.

Воспитатель: молодцы, дети. Снеговику
очень понравились ваши рассказы о зиме. Они получились интересные, полные.
Теперь вы имеете представление о зиме и можете рассказать малышам.

Затем дети сами подводят итог
занятия, отвечая на вопросы: о чём мы сегодня вели беседу? Что учились делать?
Чей рассказ понравился больше?

     image001image002

image003     image004

  image005image006

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.)

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

1 серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

2) Называет отдельно признаки, действия.

3) Называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

2) Называет два вида посуды.

3) Называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

2) Называет слова с частицей «не».

3) Неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

2) Подбирает слова к двум прилагательным.

3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5 . Каких животных ты знаешь?

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

2) Называет правильно только одну форму.

3) Не выполняет задание.

Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

3) Называет одно действие.

Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

Задание 1 . Ты все звуки произносишь правильно?

1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

3) Не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2 . Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

2) Отбирает 2-3 картинки.

3) Указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

2) Называет более двух слов

3) Называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

2) Недостаточно четко произносит.

3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации.

2) передает только вопросительную интонацию.

3) Повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

2) Называет не все звуки и слоги

3) Нарушает последовательность в названии звуков.

Третья серия заданий (связная речь)

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

Задание 2 . Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста. В первом разделе представлены материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эти методики соотносятся с выполнением программы по развитию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). В разделе также раскрываются стандартные требования, предъявляемые к речи взрослых и детей.

В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Необходимо подчеркнуть условность балльных оценок — они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обязателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки даются ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотносить их с теми требованиями, которые изложены в программе.

Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой. Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком. Если у ребенка имеются недостатки в звуковой стороне речи, надо уделить особое внимание работе над звукопроиз-ношением, дикцией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью (в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требует доработки). Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической). Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми доя ребенка является мощным фактором его речевого развития.

Содержимое публикации

Суркова Ольга Викторовна

МБДОУ дс №72 г. Белгород

Учитель-логопед

Современные методики исследования речевого развития детей раннего возраста.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к уве­личению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со сто­роны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физи­ческого, речевого и эмоционального развития ребенка.

Ранний возраст — это период становления функциональных систем, формирования выс­ших психических функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимо­действия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы вос­приятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования мно­гих психических функций. Известно, что наиболее интенсивно в раннем нем возрасте развивается речь − важнейший компонент успешной социализации ребенка. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: его познавательная и аффективная сферы; речь оказывает серьезное влияние на регуляцию поведения, психомоторное развитие и многое другое.

Речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.

Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

Поэтому, именно ранний возраст представляет собой важный этап, с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Вопрос диагностики раннего речевого развития является достаточно разработанным в методической литературе. В частности методики диагностики раннего речевого развития описаны в работах таких современных исследователей как: Разенкова Ю.В., Громова О.Е., Серебрякова Н.В., Приходько О.Г., Шереметьева Е.В., Павлова Н.Н., Стребелева Е.А.

В основе каждого диагностического комплекса лежат свои принципы

и подходы, каждая методика имеет свою структуру, подбор лексического материала имеет свои тонкости и детали.

Исходя из теоретического анализа авторских методик и технологий обследования речи, можно выделить ряд общих факторов, учет которых необходим при использовании того или иного диагностического комплекса на практике.

Не все исследуемые методики направлены на изучение детей раннего дошкольного возраста. В некоторых из них не указывается возраст детей, лишь даются указания о необходимости дифференцированно подходить к подбору слов и наглядного материала с учетом возраста детей, при использовании этих методик необходимо учитывать особенности возраста детей и онтогенез становления речи в этом возрасте.

В тех же методиках, которые направленны именно на ранний возраст даётся общая схема обследования и приводится перечень компонентов, необходимых для выявления того или иного уровня развития речи детей.

В структуре все изученных методик, прослеживается определенная последовательность обследования. Серебрякова Н.В. предлагает следующую последовательность в обследовании: фонематическая сторона речи- грамматический строй импрессивной речи-лексика и грамматика импрессивной речи- связная (фразовая речь); Громова О.Е.: звуко-слоговой строй речи- лексико-грамматический строй; Разенкова Ю.В.: понимание речи- фонематический и речевой слух- активная речь; Приходько О.Г.: понимание речи, экспрессивная речь, лексико-грамматический строй речи ,слоговая структура, фонетический строй речи.

Таким образом, исходя из анализа, представленных схем, можно сделать вывод о необходимости проведения обследования в определенной последовательности: от понимания речи (пассивного словаря) до связной речи (активного словаря). Данная схема позволит получить достоверные данные.

В каждой из методик автором подобран определенный лексический материал, который отвечает следующим условиям: учет возраста детей, доступность понимания и учет частоты употребления лексических единиц – предлагаемые слова, должны быть понятными, знакомыми и общеупотребительными. Так же немало важную роль играет наличие наглядного дидактического материала. Каждая методика включает подборку диагностического материала, подобранного в соответствии со схемой обследования, предъявляемыми требованиями к лексике, возрастом детей. Игровые задания подобраны таким образом, что будут поддерживать интерес ребенка в ходе диагностики, а также позволят избежать утомления и получить достоверные данные. Предъявляемая детям наглядность должна быть реалистичной, понятной, доступной, красочной, эстетически оформленной и соответствовать восприятию детей данного возраста.

В каждой методике авторами приводится подробное пошаговое описание проведения диагностики, к заданиям предлагается инструкция. Наличие инструкции позволяет повысить эффективность диагностики.

Каждая методика построена с учетом основных диагностических принципов:

— принцип системного подхода – позволяет установить взаимосвязь между полученными данными;

— принцип деятельностного подхода — диагностика проводится с учетом ведущей деятельности;

— принцип комплексного подхода – предполагает изучение данных , полученных от других специалистов ( врач, психолог и др.)

По результатам диагностики, в каждой методике предполагается наличие протокола обследования, с помощью которого осуществляется оценка и анализ полученных результатов. В некоторых методиках предполагается наличие системы баллов, которые выставляются в ходе выполнения того или иного задания. По результатам диагностики баллы суммируются, исходя из набранного количества баллов, выявляется уровень речевого развития ребенка.

Проведенный анализ диагностических методик позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и конкретизировать круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике.

Разделы: Логопедия

Организация коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста требует грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых функций. Прежде чем приступить к обследованию ребенка необходимо собрать и проанализировать предварительные данные о его развитии( заключения невролога, окулиста, отоларинголога, педиатра). с целью уточнения особенностей развития в раннем возрасте логопед проводит предварительную беседу с родителями, предлагает заполнить анкету. Выясняется особенности протекания беременности, наблюдалось ли своеобразие или отставание моторных и речевых функций ребенка.

Логопедическое обследование начинается с беседы, целью которой является установление контакт с ребенком, а также помогает составить представление о запасе знаний об окружающем мире, о звучащей речи ребенка, наличии или отсутствии ярко выраженных затруднений в звуковом, лексико-грамматическом или синтаксическом оформлении речевого высказывания.

Далее обследуется моторное развитие ребенка как важный показатель способностей ( координация, скорость, переключаемость движений).

Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. С помощью специальных заданий выявляется, как ребенок произносит звуки : изолированно, в словах, в спонтанной речи. Может ли он выделить определенный звук в потоке речи. Может ли правильно повторить ряды слогов, слов с оппозиционными согласными, различает ли слова. схожие о звучанию, но разные по смыслу.

Обследование слоговой структуры включает как отраженное, так и самостоятельное проговаривание слов и предложений.

Обследование словарного запаса включает: называние предметных картинок, действия, подбор антонимов, наличие у ребенка обобщающих слов.

Обследование грамматического строя речи с помощью предложенных детям заданий направлено на определение возможностей ребенка адекватно понимать и использовать в речи различные грамматические категории. Логопед проверяет умение ребенка:

  • понимать и употреблять простые и сложные предлоги,
  • употреблять существительные родительного падежа
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
  • употреблять в самостоятельной речи разные типы предложений
  • умение продолжить предложения

Особое внимание уделяется словообразовательным возможностям детей. Логопед определяет степень сформированности навыков словообразования и умения ребенка образовывать: относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с суффиксом, указывающем на лицо, приставочные глаголы.

Обследование связной речи детей включает в себя несколько направлений. Одно из них — ведение диалога -реализуется в процессе беседы. Другое направление — определение степени сформированности монологической речи, когда логопед предлагает задания на составление рассказа и пересказа.[1]

Также важным этапом обследования и показателем готовности к обучению в школе являются умения и навыки, связанные с графомоторными процессами и зрительно-пространственной ориентировкой. Сформированность этих умений говорит и о зрелости мозговых структур и качестве межполушарных взаимодействий.

При проведении диагностики развития речи детей массовых групп удобно данные занести в таблицу, где в баллах наглядно просматривается уровень речевого развития того или иного ребенка.

Обработка и интерпретация результатов диагностики речевого развития ребенка.

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение

· ма – на –ма — на – ма — на –

· да — та – да — та – да – та –

· га – ка – га — ка – га – ка –

· за – са – за — са – за — са –

· жа – ша – жа — ша — жа – ша –

· са – ша – са — ша — са – ша –

· ца – са – ца — са – ца – са –

· ча – тя – ча — — тя – ча – тя –

· ра – ла – ра — ла – ра – ла –

Оценивается воспроизведение пробы в целом ( ба- па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно ( ба – па – ба – па);

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2) Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

· Губы «трубочкой» — округлены и вытянуты вперед;

· Язык «лопаткой» — широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

· Язык «иголочкой» — узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта., рот приоткрыт;

· Язык «чашечкой» — рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

· «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

· «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

· «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

· чередование движений губ: «улыбка» — «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 –5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4 – 5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – за медленное и напряженное выполнение;

0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

Диагностика познавательно- речевого развития Сони С.(6лет) по методике Чиндиловой О.В.(Программа «Детский сад 2100»

 1. В ходе подготовки к выполнению задания ознакомилась с рекомендуемой литературой по теме занятия.

              2. В процессе реализации одного из основных направлений психолого-педагогической работы, познавательно-речевого, осуществлено диагностическое обследование интеллектуального развития Сони С., 6 лет, (старший дошкольный возраст) по методике О.В. Чиндиловой («Программа «Детский сад 2100») на начало учебного года (входная диагностика). Данная диагностика соответствует «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Цель: выявить уровень развития речи и готовность к овладению грамотой, памяти, внимания, мышления, воображения и пространственных представлений; определить, на каком уровне освоения содержания программы находится ребёнок на данном этапе и составить для него индивидуальную программу предшкольного образования.

      Диагностика речевого развития включала три группы заданий. По рекомендации автора проводилась в три приёма.

  1. .Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики (включало 10 заданий).
  2.  .Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи (включало 10 заданий).

    Обследование проводилось индивидуально с ребёнком в форме доверительной беседы, с элементами включения дидактических игр и игровых заданий. Имели место затруднения в ответах, неуверенность, медлительность, но ребенок чувствовал доброжелательное отношение и поддержку с моей стороны, в отдельных случаях даже помощь. Я старалась её подбадривать, хвалила, создавала благоприятную обстановку для диалога.

  1. .Диагностика развития умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение- слушание и звуковой культуры речи ребёнка.

    Для выполнения заданий 3-й группы были использованы предметные картинки, серии сюжетных картинок, схемы для составления описательных рассказов, игрушки, предметы (школьные принадлежности и др.) схемы слов из 3-5 букв. Для прослушивания был предложен рассказ Е.Чарушина «Томка испугался».

Диагностика познавательного развития включала задания на проверку внимания и памяти, уровня развития мышления, задания на проверку развития воображения и пространственных представлений. Обследование проводилось в форме игровых заданий с использованием серии предметных картинок, серии сюжетных картинок; шаблонов геометрических фигур, игрушек. Для заданий на проверку развития воображения и пространственных представлений использовались полоски бумаги разной длины и ширины, разноцветные квадраты, листы бумаги в клеточку и карандаши.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми умениями и навыками познавательно речевого развития:.

    1 — 2,2 балла –  низкий уровень— ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает; выполняет некоторые предложенные задания с помощью взрослого;

2,3 — 3,7 балла – средний уровень— ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

3,8 — 5 баллов – высокий уровень— ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все задания; ребенок выполняет все задания самостоятельно.

    Данной оценочная система позволила определить уровень овладения Соней С. необходимыми умениями и навыками познавательно- речевого развития для её возрастной группы, как средний, что выявлено подсчетом баллов, полученному среднему значению- 3 балла, что можно считать нормативным в развитии ребенка в начале учебного года.

    Показатели развития ребёнка, которые оценивались в ходе выполнения заданий для диагностики, приведены в  «Таблице диагностики» (таблица прилагается).

Анализ мониторинга.

    Данные мониторинга показали, что словарный запас Сони С. соответствует возрастной норме, ребенок недостаточно владеет обобщающими понятиями, хотя различает звук, слово, предложение; употребляет в речи сложные предложения проблематично. Затруднения вызывают задания на образование новых слов суффиксальным способом. Соня понимают значение противоположных слов- синонимов, но употребление их в речи затруднено. Требует дальнейшего развития связная речь девочки; смогла составить рассказ по сюжетной картине, схеме только с помощью взрослого, рассказы- описания игрушки были не полными. Все предложенные графические задания Соня выполняла с частичной помощью педагога.

    Для повышения уровня познавательно-речевого развития ребенка намечены задачи с учетом её индивидуальных и психологических способностей. Результат обследования и последующие мероприятия в этом направлении развития обсуждены с логопедом и психологом. По итогам теста проведена беседа и даны рекомендации родителям Сони: на какие аспекты познавательно- речевого развития следует обратить внимание, чтобы помочь ребенку овладеть необходимыми средствами познавательной деятельности, предложены практические материалы для занятий дома, намечен ряд индивидуальных консультаций . Итоговый показатель-3 балла- средний уровень .

Таблица диагностики прилагается.

Используемая литература

1.«Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект)/ Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) под науч. ред. О.В. Чиндиловой.-М. : Баласс, 2012.- 496 с.

2. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/Авт. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Денякина Л.М., Чиндилова О.В. — М. : Баласс, 2008- 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Методическое издание. Автор — составитель Верещагина Н.В.(Подготовительная к школе группа)- ООО «Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». С-П., 2011 г.

Наглядные пособия

1. Карточки для звукового и слогового анализа слов. Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке» сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т, Р.).

2. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй, мир!» (сост. Бунеева В.В., Бунеев Р.Н., Вахрушев А.А.).

3. Развитие речи. Пособия для дошкольников. Приложения к тетрадям «По дороге к Азбуке» (сост. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т, Р.). в 6 :-ти частях. (Сюжетные картинки).

4.Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал).

Приложение к пособию «Диагностика воспитания и развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100».

Наверное, все взрослые боятся такого момента в жизни, когда придётся сказать: «давай поговорим о том, откуда берутся дети?» Как объяснить ребёнку эту деликатную сторону, которая пока ему неведома?

Психологи уверены, что подобный разговор должен состояться между представителями двух поколений. В противном случае информация о том, как появляются дети, полученная вне дома, может нанести ребёнку глубокую душевную травму. Прислушаемся к рекомендациям специалистов и выясним, в каком возрасте пора отвечать на столь щекотливые вопросы, и какие слова подобрать.

Как объяснить ребёнку откуда берутся дети?

Каждый родитель должен понимать, что рано или поздно именно ему зададут вопрос о том, откуда появляются дети. Уже трёхлетние малыши способны затрагивать деликатную тему.

Обилие информации провоцирует подобные вопросы как у мальчиков, так и у девочек. Прежде всего, нужно понимать, что современное поколение детей уже ко 2-му классу отлично знает, как рождаются дети и откуда они берутся. Редкий ребёнок не обсуждал эту тему с друзьями или старшими детьми. Вспомните себя в этом возрасте.

Поэтому помните, что разговаривать вы будете с маленьким ребёнком. Ему может быть 3, 4 или 5 лет. Физиологические подробности про строение женского и мужского тела ему не нужны. Он должен получить чёткий и короткий ответ. Такой же, когда он спрашивает, например, почему идёт дождь? Вы же не ударяетесь в чтение лекции о водовороте воды и перепадах температуры в природе? Скорее всего, вы отвечаете простым и доступным языком.

Но лучше подготовиться заранее, как рассказать «почемучке» откуда берутся дети, и запасти несколько вариантов объяснений.

Крохе 3-х лет достаточно сказать: «Из маминого живота». Если он задастся вопросом, как они туда попадают, то можно сообщить о том, что когда взрослые мужчина и женщина любят друг друга, то они получают подарок в виде ребёнка.

Если ваша семья верующая, можно сообщить о Боге, который дарит ребёнка каждым родителям.

Кроме этого, нужно знать, что вопросов может быть больше. Дети часто интересуются, как ребёнок появляется из маминого живота? В этом случае можно сказать, что когда приходит время, женщина отправляется в больницу. А врачи помогают ребёнку появиться на свет.

Если женщина слышит такой вопрос от своего ребёнка, который появился на свет путём кесарева сечения, можно гордо продемонстрировать ему шрам. Ну а остальным придётся сказать о том, что когда женщина становится взрослой, у неё образуется отверстие, через которое и выходит младенец.

Не забывайте говорить о том, что дети появляются только по любви. Мужчина и женщина должны пожениться, отметить свадьбу и только тогда все поймут, что они, действительно, любят друг друга. Вот после свадьбы у них и появляется ребёнок.

Этот момент необходим в воспитательных целях. В мозгу ребёнка отложится необходимая информация о том, что должна быть семья, а потом уже дети.

Одинокие мамы могут говорить о том, что когда женщина любит мужчину, ей в награду достаётся ребёнок. Тут нельзя выказывать своей обиды на весь мужской род. Будьте предельно деликатны.

Психологи говорят о том, что подобные вопросы задают маленькие дети. Позже они будут стесняться разговаривать на подобные темы. Поэтому не стоит опасаться того, что ребёнок попросит вас продемонстрировать какие-то интимные моменты.

Если в семье ожидается пополнение и вопрос задаёт старший ребёнок, то вам повезло. Мама может продемонстрировать свой живот, положить ладошку сына или дочки на него, чтобы он почувствовал толчки братика или сестрички.

Беременная женщина с детьми

Кроме того, вы должны знать, как не нужно себя вести, если ребёнок задал такой вопрос. Вот что говорят на этот счёт психологи:

1. Не смущайтесь и не краснейте. Ребёнок не имел в виду ничего постыдного.

2. Не вздумайте ругать его и говорить, что ему ещё рано об этом знать.

3. Не начинайте винить девочку Машу или мальчика Виталика, дружить с которыми запрещалось.

4. Не уходите от ответа и не делегируйте вопрос другому взрослому. Если ребёнок задал его вам, значит он вам доверяет больше, чем остальным.

5. Не говорите, что ребёнок сам узнает, когда вырастет или пойдёт в школу. Этот вопрос ваше чадо задаст знакомому школьнику и получит исчерпывающий ответ. Будьте в этом уверены.

Если ребёнок застал вас врасплох, и вы не можете собраться с мыслями, то именно об этом ему и скажите. Сообщите, что вы поговорите, когда доварите кашу или домоете пол, к примеру. Дайте себе время подобрать слова.

И главное, не нужно думать, что вы виноваты в том, что ребёнок задаёт подобные вопросы. Он ничего не видел и не слышал ночью. Просто ему интересно, откуда и как он появился на свет. Ваш ребёнок – не испорченный, он – нормальный.

В каком возрасте рассказать ребёнку откуда берутся дети?

Некоторые родители хотят предупредить неудобные вопросы и начать разговор первым. В этом случае нужно знать, во сколько лет нужно рассказать ребёнку, откуда берутся дети. Это важный момент.

В каком возрасте рассказать ребёнку откуда берутся дети?

Вообще, психологи считают, что если ребёнок не спрашивает, значит, ему это не нужно. Вы можете упоминать о том, что дети – плод любви или говорить о семьи. Ваш малыш уже сделал выводы и не собирается вас ни о чём спрашивать.

Если вы озабочены вопросом полового воспитания, то рекомендуем подождать, пока ребёнок хотя бы научится читать, и подарить ему книгу для детей его возраста. Сейчас выпускают массу изданий. В них объясняются те вопросы, о которых нужно знать ребёнку того или иного возраста.

6-летней девочки вовсе не нужна информация о менструальном цикле и нежелательной беременности. А вот девочке 11-12 лет она пригодится. Конечно, ваша дочь уже и сама что-то знает. Ну она должна быть знакома не с подробностями интимной жизни двух взрослых, а с физиологией своего тела.

Стоит сказать и о подростках. Эти товарищи могут намеренно выводить вас из себя, задавая вопросы, на которые знают ответы. Если ваш сын или дочь, ухмыляясь, утверждают, что не знают, как появляются дети, подарите им книгу.

Судя по отзывам родителей хорошими источниками являются:

  • Д. Рюбель «Откуда берутся дети?».
  • М. Путниньш «Откуда берутся дети».
  • П. Х. Кнудсен «Правдивый рассказ о том, как делают ребёнка».
  • П. Стальфельт «Книга о любви».

Эти издания советуют почитать детям дошкольного возраста. Но предварительно вы тоже прочитайте их на досуге.

Учащимся начальной школы подойдут такие книги, как:

  • Г. Юдин «Главное чудо света».
  • П. Мэйл «Откуда я взялся?»
  • В. Дюмон «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет».

Ну и для детей 12-16 лет также продаются самые разнообразные издания.

Затевать разговор на тему специально, не стоит. Если в семье ожидается пополнение, вы можете начать беседу с сообщения о том, что скоро в доме появится мальчик или девочка – братик или сестрёнка. Ваш малыш сам задаст вопрос, откуда же он возьмётся? Вот тут вы и расскажет историю о мамином животике и огромной любви между родителями.

Случается и так, что ребёнок задаёт этот вопрос несколько раз за свои детские годы. Учитывайте возраст малыша. Если трёхлетнему существу достаточно ответа о мамином животе, то четырёхлетка спросит о том, как он оттуда выберется или кто его туда посадил.

В будущем ребёнок может потребовать объяснения тонкостей. Но в любом случае не смущайтесь. Дети должны понимать, что это естественный процесс, формировать чувство стыда у них не нужно.

На разных родительских форумах взрослые делятся своим опытом. Можете воспользоваться их предложениями. Так, многие пары заранее делают фотосессию, а потом показывают малышу процесс «взрыва» маминого живота или полку в магазине с огромными куклами. Но такое объяснение подойдёт только очень маленькому ребёнку.

Важно, не во сколько лет рассказать ребёнку, откуда берутся дети, а то, как вы это сделаете.
Проявите мудрость, спокойствие и тактичность. И помните, что пока ребёнок говорит с вами, он вам доверяет. Вы источник знаний. Не разочаровывайте его.

  • Рассказ про белку 2 класс окружающий мир коротко
  • Рассказ про белого кита как называется
  • Рассказ про белого медведя 4 класс окружающий мир
  • Рассказ про белого тигра танк
  • Рассказ про белого льва