Рассказ про барина и крепостных

Слайд 1 крестьянские дети н.а.некрасовслайд 2от бывшей усадьбы грешнево сохранился каменный флигель начала xix в. по преданию, в этом

Слайд 1

« Крестьянские дети » Н.А.Некрасов

Слайд 2

От бывшей усадьбы Грешнево сохранился каменный флигель начала XIX в. По преданию, в этом доме А. С. Некрасов держал своих крепостных музыкантов. В конце XIX в. был надстроен второй, деревянный этаж, и в бывшей «музыкантской» зашумел придорожный трактир «Раздолье». Сохранился небольшой уголок усадебного парка и липы, посаженные матерью поэта…

Слайд 3

Недалеко от церкви – двухэтажный деревянный дом. Это школа для крестьянских детей, построенная Н.А.Некрасовым на его средства в 1872 году.

Слайд 4

Во время одного из приездов в Грешнево летом 1861 года Некрасов создаёт стихотворение «Крестьянские дети». Стихотворение написано в форме записок охотника. Начало и конец его – это рассказ о встрече охотника с ребятишками. Поэт показывает, что общение с природой, труд формируют в крестьянских детях находчивость, любознательность, терпение. В произведении показаны разные стороны жизни крестьянских детей, переданы лирические раздумья поэта о нелёгкой крестьянской доле. Стихотворение «Крестьянские дети»

Слайд 5

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней. Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными. Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Слайд 7

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Слайд 8

Отрочество В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Слайд 9

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или пасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Слайд 12

Словарная работа вирши — стихи вереница — ряд одинаковых предметов , расположенных один за другим кинулись прочь – убежали мякина — остатки колосьев

Слайд 13

1. Охотник рад возвращению в родную деревню. 2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4. Раздумья о детском труде. 5. Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6. Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми. 1. Охотник рад возвращению в родную деревню. 2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4. Раздумья о детском труде. 5. Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6. Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми. План стихотворения

Слайд 14

Каким настроением проникнута I часть? Как определить, что охотник доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.

Слайд 15

Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям? Как он сам об этом говорит? Растроган, нежность наполняет его, умиление. «Я детского глаза люблю выраженье»

Слайд 16

Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался? Не понравился, боятся, смеются над ним – ноги как жерди…

Слайд 17

Почему к маленькому мальчику поэт обращается «парнище», называет его «грозным»? Какие чувства вызывает у поэта Влас? — Какие слова надо выделить при чтении, чтобы передать эти чувства?

Слайд 18

Каким ты представляешь себе Власа?

Слайд 19

«Мужичок с ноготок» Художник Д.А.Шмаринов

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 22

И. С. Тургенев «Муму». Протест против
рабства

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Рассказ о жизни и творчестве И. С.
    Тургенева;
  • история создания рассказа «Муму»;
  • образы главных героев «Муму» – барыни
    и Герасима.

Тезаурус

Иван Тургенев (1818–1883) – классик русской и мировой литературы, романтик реализма.

Реализм –
направление в литературе, для которого характерна правдивость повествования.

Романтика –
то, что содержит идеи и чувства, возвышающие человека.

Барин (барыня) –
человек из высоких сословий – помещиков, дворян.

Помещик (от
слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет
труда крепостных крестьян.

Крепостной 
крестьянин, который находится в зависимости от помещика.

Гувернёр 
воспитатель дворянских детей.

Дворня – вся
прислуга в барском доме и дворе.

Челядь, холопы –
дворовые люди в богатом доме, покорные слуги.

Лицемерие – отрицательное
моральное качество, когда заведомо плохим поступкам приписываются возвышенные
цели.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб.
    для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П.
    Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019.  307
    с.

Дополнительная литература:

  1. Орешин К. История рассказа «Муму» //
    Тургенев И. С. Муму.  М.: Государственное издательство
    детской литературы, 1964. – 64 с.
  2. Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева //
    Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т.
    Трофимов.  М.: Учпедгиз, 1959. – 575 с.
  3. Меркин Г. С. Учебник для 5 класса
    общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – Русское слово, 2013. – 432
    с.
  4. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От
    слова к словесности, 5 класс. – 13-е изд., стер. – М.: 2013. – 208 с.
  5. Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 класс.
    Учебник-хрестоматия в 2 частях. – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1. –
    256 с.; Часть 2. – 256 с.


Открытые электронные ресурсы:

  • Образовательный портал Слово URL https://www.portal-slovo.ru/ (Дата
    обращения 02.07.2019)
  • Образовательный портал Культура.рф URL https://www.culture.ru (Дата обращения
    02.07.2019)
  • Литературный портал Стихи Классиков
    URL https://rustih.ru (Дата
    обращения 02.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 декабря
1818 года в городе Орле в дворянской семье. По матери – Варваре Петровне –
Тургенев принадлежал к старинному роду Лутовиновых.

Отец писателя Сергей Николаевич Тургенев был
также дворянских кровей. Он служил в кавалергардском полку, вышел в отставку в
звании полковника. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда разорил его, и
потому он вступил в брак по расчёту с некрасивой и немолодой, но богатой
дворянкой. Семья не жила счастливо.

Детские годы Тургенев провёл в материнской
усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Мать Варвара
Петровна была женщиной жестокой и раздражительной, и детей лаской не баловала.

Грамоте будущего писателя учил крепостной
человек – доморощенный актер Леонтий Серебряков. С ним юный Тургенев очень
сдружился. Мальчик и слуга часто гуляли вместе в саду, где крепостной читал
маленькому Ване стихи и рассказывал истории из крестьянской жизни.

Юного барина очень впечатляли эти рассказы,
особенно несправедливое положение крепостных, их бесправие и беззащитность
перед хозяевами.

С 1827 года семья Тургеневых переехала в
Москву. Обучение Ивана Тургенева проходило в частных пансионах, после чего – в
Московском университете на словесном факультете. Спустя год Тургенев перевёлся
на факультет философии Петербургского университета. Также учился за границей.

Литературным творчеством начал заниматься в
университете. На третьем курсе, в 1834 году, он пишет свою первую поэму
«Стено»  размышления о смысле жизни, но это было не самое
удачное его произведение… В 1838 году в журнале «Современник» были опубликованы
его стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» об античной статуе. И
критики узнали о новом литераторе – Тургеневе.

После знакомства с Виссарионом Белинским
Тургенев начинает активно писать стихи и рассказы на социальные темы. Вместе с
ним он уезжает в Европу. Несколько лет Тургенев живёт и учится во Франции,
Англии, Голландии, Германии. Изучает иностранные языки и философию. Позже
Тургенева будут называть писателем-философом.

Расцвет творчества – 1846–1860 – годы
сотрудничества с журналом «Совеременик», в который его позвал Николай Некрасов.

После смерти Гоголя в 1852 году Тургенев пишет
для журнала некролог, за который его отправляют на два года в ссылку в родное
село. Именно там он и создаёт свой знаменитый рассказ «Муму», который вышел также
в «Современнике» в 1854 году.

Сюжет навеян писателю реальными событиями,
которые происходили в московском доме его матери на Остоженке.

Итак, глухонемой крепостной дворник Герасим
спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Он берёт собачку к
себе, ухаживает за ней и даёт ей кличку Муму.

Это второй поступок, который совершил
крепостной без позволения барыни. А первый – он тайно влюбился в крепостную
девушку. Да, в те времена крепостной не мог ни питомца себе завести, ни
жениться по любви…. С Муму жизнь его наполняется радостью, но длится это
счастье недолго. Внезапно старая барыня устраивает скандал из-за лаянья собачки
и приказывает убрать Муму со двора. Герасим не хочет, чтобы собаку мучили,
поэтому решает лично утопить её. После смерти Муму жизнь его теряет смысл, к
тому же, девушку, которую он любил, барыня выдала замуж за пьяницу-дворового. И
тогда Герасим снова поступает по своему – он покидает дом барыни и возвращается
в родную деревню.

Прототип Герасима из «Муму»  слуга
Тургеневых Михаил Филиппович, который оглох после выстрелов во время восстания
декабристов 1825 года.

В рассказе Герасим  самый
заметный человек в доме, он работает дворником. Барыня привезла его из своей
деревни, где Герасим считался лучшим работником. Мужик сильный, могучий, но
глухонемой; он привык выполнять тяжёлую работу в поле, и сейчас скучал по
родной земле.

В барыне из «Муму», как считают некоторые
исследователи творчества Тургенева, писатель вывел свою жестокосердную и
властную мать. Тургенев вспоминал, что любимой поговоркой его матери была
фраза: «Хочу казню, хочу милую». По сюжету сыновья её служат в Петербурге,
дочери вышли замуж, и последние годы своей серой старости она доживает в
имении, окружённая многочисленной прислугой. Ее забава – играть судьбами подчинённых
людей. Одна из ее жертв – Герасим, которого по своей прихоти она разлучает с
самым любимым существом.

Известно, что мать писателя также предпочитала
по своему усмотрению распоряжаться жизнями своих крепостных, нещадно наказывала
их за любые провинности, что вызывало праведный гнев в сердце её сына. Позже,
когда повзрослевший Тургенев наведывался в родное имение, родительница не смела
при нём наказывать слуг.

Задачей рассказа «Муму» было показать широту
души простого русского человека, на фоне которой ещё ярче видна
безнравственность некоторых дворянских особ.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Иван Тургенев – Иван Сергеевич Тургенев
(1818–1883) – знаменитый русский писатель и поэт, классик русской литературы 19
века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов,
повестей, статей, пьес и стихотворений.

Тургенев был не только великим русским
писателем, но и активным защитником униженных и оскорблённых. Его герои – люди
широкой души, они чувствуют себя чужими в людской толпе, одинокими и
беззащитными. За высокий стиль письма и образцовый язык критики называли
Тургенева романтиком реализма.

Помимо литературной деятельности, Тургенев
изучал философию. В 1879 году он стал почётным доктором Оксфордского университета.

В письмах В. П. Боткину Виссарион Белинский
писал про Тургенева: «Этo чeлoвeк нeoбыкнoвeннo yмный <…> У T. мнoгo
юмopy <…> Booбщe Pycь oн пoнимaeт. Bo вcex eгo cyждeнияx видeн xapaктep
и дeйcтвитeльнocть».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте элементы правильно. Какие
качества присущи барыне, а какие – Герасиму?

Варианты: обладает силой; тоскует по дому;
капризничает; имеет причуды; любит заботиться; любит показывать власть; следует
древним обычаям; отзывается на чужую боль.

Обучающийся должен вспомнить отрывки рассказа
«Муму», где даётся характеристика главных героев, обсуждение образов барыни и
Герасима на занятии, и выбрать верные ответы. Анализируя представленные
варианты, он составляет такую таблицу:

Подчеркивания элементов

Подчеркните верный вариант ответа на вопрос:
«Кто послужил прототипом Герасима?» Варианты: друг Тургенева по университету;
брат Ивана Сергеевича; слуга из материнской усадьбы Тургенева; глухой военный –
знакомый автора.

В этом задании обучающийся должен
проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант.
После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что Тургенев с детства не
терпел издевательств над крепостными, и что прототипом барыни в рассказе
является властная мать писателя. Также он вспоминает о том, как несправедливо
обращалась мать писателя со своими подданными, как нещадно наказывала их за
любые провинности и далее – информацию о том, что в усадьбе матери жил глухой
слуга, на этом основании ученик делает правильный выбор.

Правильный ответ: слуга
из материнской усадьбы Тургенева.


в процессе

22 996 зн., 0,57 а.л.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Статистика

Попаданец в нищеброда

Примечания автора:

Наверняка много ошибок, править буду позже. Кого такие вещи пугают — не читайте.

Добавили в библиотеку

163


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

cbtag 637339648802507904

Александр Воронков


Поправочка: православный поп на сельском приходе ХОЛОСТЯКОМ быть не может в принципе. Не католики же. Вдовцов — и тех не всегда на приходе оставляли.
если нужен именно холостой — то это уже иеромонах и в селе он не живёт, церковные службы отправлять имеет право, но в качестве приходящего из ближайшего монастыря. НО!!! иеромонах по отношению к простому сельскому попу — соотносится примерно как майор по отношению к младлею. Так что затащить такого в занюханное сельцо — нужно СИЛЬНО постараться (скажем, вот конкретно на этом месте какое-то официальное чудо явлено).
Впрочем, село не такое уж занюханное и барин не такой уж бедный. Именно в смысле народонаселения. С тремя днями барщины в неделю год можно жить по тем ценам безбедно (если не шиковать, конечно). И то, что реципиент профукал кучу грошей — так что с дурака взять? Приличные люди — в армии, а этот — митрофанушкой вырос.

Вот реально БЕДНЫЕ баре — это однодворцы. У которых максимум одна-две семьи крепостных — т то крайне редко, а по большей части такие сами в земле возились, ибо хотя право иметь крепостных и имели, но не имели на это средствов.
А так — да, занимательно повествуете. Ваш персонаж будет ещё неприятно удивлён, что, оказывается, до Крымской (и не считая Персидской) — ещё минимум четыре раз воевать… С турками, поляками, мадьярами и «лицами кавказской национальности» и протурецкой ориентации ;-)))  Так что солдатские сапоги и прочее снаряжение можно запускать в производство, спрос обеспечен. Полмиллиона потенциальных потребителей!

 раскрыть ветвь
 1

 раскрыть ветвь
 1

id461640723 636747888053192158

Vlad96


Здоровья Вам!

Берегите себя.

 раскрыть ветвь
 0

id203289138 637619606015037217

Глеб Сухоплечев


Главному герою надо думать над увеличением собственного благосостояния. Хорошо ли он играет в карты? 

Можно ведь и выиграть — либо деньги, либо деревеньку…

 раскрыть ветвь
 0

id461640723 636747888053192158

Vlad96


Что-то автор застрял на самом начале ? 

 раскрыть ветвь
 1

leo von wolf 637354406688623925

Leo Wolf


Ниже в комментах написано, что приболел, может хуже стало, чичас времена такие стрёмные по заболеваемости.

 раскрыть ветвь
 0

Bula66


Хороший сюжет. Но продолжения, что то долго нет.

 раскрыть ветвь
 1

id203289138 637619606015037217

 раскрыть ветвь
 0

id417736964 636885979632350769

 раскрыть ветвь
 0

id1454461 636856537615375410

Андрей Пряшников


Нестыковочка однако:- «Я боялся не узнать барский дом, но он единственый двухэтажный» ,а с утра ГГ осматривает почему-то хоть и большой но одноэтажный дом. Надо бы определиться:) 

 раскрыть ветвь
 1

leo von wolf 637354406688623925

Leo Wolf


Да уж сотня душ крепостных особо не разбежишься, а земли сколько десятин? Хорошо во обоих смыслах, что не женат.  И то, что на одного себя-любимого особо не шикуя можно как то еще прожить, а была бы жена и дети, то ужасть ( как пример Образцовый хозяин из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина ). И второе — можно жениться, на какой-нибудь купчихе и в приданное бабла срубить))

З.Ы. Мне при попадании в эти года, не дала бы спать спокойно мысля, про маманю Салтыкова — которая в самом начале 30-х годов приобрела особо выгодное имение на аукционе в Опекунском совете. Упоминание о нём и в пошехонской и господах Головлевых, она рискнула своим «жидкостным» приданным всего то 30 тысяч на ассигнации ( вместо обещанных папаней 60 ) и получила это имение с переводом долга. «Я бы кликнула и 40 тысяч….» которых то и не было. И кстати с этого имения чистых денег дохода в год 15 тысяч на ассигнации получалось — после погашения процентов и прочего. 1200 оброчных крестьян — которые горбатилися и исправно вносили оброки — «глава Заболотье». Да на счет моей совести, всё равно эти деньги и имения в итоге Салтыковым не зашли… 

 раскрыть ветвь
 5

валера солома

автор

теперь по поводу денег, после войны инфляция была с ней боролись

 раскрыть ветвь
 1

валера солома

автор

по сказке от 1815 — 1825 года больше сотни имело 23% помещиков

 раскрыть ветвь
 0

валера солома

автор

Сто это много, но от земли мало зависят доходы. В основном от труда крепостных, то есть от их количества, да от ресурсооснащености ( есть ли лошади, тягловые или безтягловые)

 раскрыть ветвь
 1

id184388552 636660522292890221

Григорий Цуканов


«пошутил я про костёр»
Это не шутки. Просто за выход из православия полагается костёр. Каторгой заменили много позже (До Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»). Вплоть до 17 апреля 1905 года выход из православия считался уголовным преступлением («совращение из православия», что каралось каторгой до 10 лет).

Форма смертной казни через сожжение была закреплена в следующих правовых документах: 

Соборное уложение 1649 года[5] 

за хулу на Бога, Богородицу, святых, Крест Господень (гл. I ст. 1)

за умышленный поджог города либо отдельных дворов (гл. II ст. 4, гл. X ст. 228)

для совратителей «к своей бусурманской вере» (гл. XXII ст. 24)

 раскрыть ветвь
 3

id203289138 637619606015037217

 раскрыть ветвь
 1

id2097485 636677118147805296

Кирилл Алексеев


Выздоравливайте уважаемый автор. Жду продолжения. Очень интересно

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 1

leo von wolf 637354406688623925

 раскрыть ветвь
 0

id203289138 637619606015037217

 раскрыть ветвь
 0

id203289138 637619606015037217

 раскрыть ветвь
 1

id417736964 636885979632350769

 раскрыть ветвь
 6

leo von wolf 637354406688623925

Leo Wolf


Если у человека приоритетна задача именно выжить в том мире-времени куда его занесло, то он по уму по сердцу должен сидеть тихо как мыша на кухне под веником, не делать лишних движений)) не выделяться, засунули в барина — барствуй, в холопа и тд… 

Вот по сути, что может холоп? Да ни чего не может, у него всего пара-тройка возможностей, если начать выёживаться, типа я не я и мопед не мой и я не холоп и на барщину не пойду ( если дворовой человек, то тож свою работу: конюх, садовник, кучер, кузнец, столяр, плотник, повар и тд, работать не стану ) — тогда запорют на конюшне до смерти и будет мертвый холоп; и второе податься в бега и будет тогда беглый холоп. 

Начни крепостной человек учить барина как управлять имением и что нужно ввести новое для этого в хозяйстве… что бы больше бабла слупить. Бары часто были самодуры и не любили новшеств в управлении хозяйством. Ни кто слушать бы не стал. Тоже бы холоп получил плетей.

 раскрыть ветвь
 3

leo von wolf 637354406688623925

Leo Wolf


Очень люблю подобную тематику и временной эпизод ( самый расцвет крепостного права ) тоже выбран весьма удачно. Буду ждать продолжение, интересно, что в итоге получится у автора.

 раскрыть ветвь
 0

id203289138 637619606015037217

Глеб Сухоплечев


Я надеюсь, главный герой не будет вести себя  как беспредельщик у Иванова?

Беру произведение на заметку, так как очень ждал книгу именно о попаданце в помещика и именно в 19 век.

 раскрыть ветвь
 3

leo von wolf 637354406688623925

Leo Wolf


«Туман» — Диана Курамшина — https://author.today/work/139844 попаданка из конца 19 века на канун войны 1812 года, этот роман окончен, но автор пишет вторую часть. в основном героиня — лечит…

 раскрыть ветвь
 2

id2097485 636677118147805296

 раскрыть ветвь
 0

валера солома

автор

Обычно в то время на церковный приход приходилось около семисот прихожан, а деревенька маленькая, объяснение постройке церкви будет позже.

 раскрыть ветвь
 0

alnikos 637473553870763610

AO


очень мало, но уже есть описка… …понятно, что буквы «х» и «з» на клаве близко расположены… иногда из Орехово-Зуево получается такое…. 

Однако, лучше уж прослушивать свой фрагмент перед публикацией через озвучку хотя бы мелко-мягких….

 раскрыть ветвь
 1

валера солома

автор

Спасибо большое, пока совсем не правил, вдруг не пойдёт, а я время теряю.

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

03d103268c9f4590b3a1970210577081

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

  • Рассказ про басни крылова
  • Рассказ про барина в бане
  • Рассказ про башкирский мед
  • Рассказ про баснописца крылова 5 класс
  • Рассказ про балет спящая красавица