Рассказы для школьников и студентов все в одном месте
Рассказ про баню толстого
Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 258-259толстой лев николаевич кавказский пленникчитайте также: размышляем о прочитанном1.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259
Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»
Читайте также:
Размышляем о прочитанном
1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.
Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.
Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.
2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?
Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.
3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.
К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.
Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.
Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.
В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.
4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?
Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.
Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.
Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.
Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.
Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.
Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.
Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.
5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?
Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.
Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.
Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.
Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.
Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.
6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.
Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.
Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.
Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.
7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?
Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.
Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.
Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.
Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.
ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.
12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.
Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.
При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.
В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.
Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.
Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.
На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.
Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.
В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.
В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.
В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.
Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.
Рассказ опубликован в петербургском журнале «Слово», 1879, № 7[1]. Вошёл в ПСС 1914.
1880-е
1929
Полоса (История одного молодого человека)
Рукопись повести впервые опубликована в т. V Полного посмертного собрания сочинений В. Г. Короленко[2] (1929); там же опубликованы: Отрывки к повести «Полоса»; Полоса (или Недавнее) или То, что прошло; Отрывок к повести «Полоса». Вошла в Собр. 1989—1991.
1880
1892
Чудна́я (Очерк из 80-х годов)
Впервые опубликован в Нью-Йорке в газете «Прогресс», № 11—15, 1892. В России из-за цензурного запрета смог быть опубликован в 1905 году (журнал «Русское богатство», № 9)[3]. Вошёл в ПСС 1914.
1880
1880
Ненастоящий город (Беглые наблюдения и заметки)
Опубликовано в журнале «Слово», 1880, № 11[1]. Вошло в ПСС 1914.
1880
1881
Яшка
Рассказ опубликован в журнале «Слово», 1881, № 2[1][4]. Вошёл в ПСС 1914.
1946
Идеалисты и реалисты
Размышления в связи с содержанием рассказа «Яшка»; впервые опубликованы в первой части «Сибирских очерков и рассказов» (1946)[5].
1880
Женился!
Опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
1882
1885
Убивец
Опубликован в журнале «Северный вестник», 1885, № 1[3]. Вошёл в ПСС 1914.
1882
С двух сторон
Отрывок, не относящийся к одноимённому рассказу Короленко. Опубликован в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
1883
1885
Сон Макара (Святочный рассказ)
Опубликован в журнале «Русская мысль», 1885, № 3[1]. В 1946 году в первой части «Сибирских очерков и рассказов» под заголовком «К рассказу „Сон Макара“» опубликованы отрывки и черновики рассказа[5].
1884[6]
1935
Станочники
Впервые: Короленко В. Записные книжки 1880—1900 гг. — М.: Гослитиздат, 1935.[7]. Вошло в Сиб., ч. 2.
1881—1884
1946
Пастыри
Впервые опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов»[8].
1882—1884
Отрывки рассказа «Смерть якута»
Опубликованы во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
1882—1884
Рассказ поселенца
Опубликован во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
1882—1884
1946
Манчары и Омоче
Впервые опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946)[9].
Отрывки рассказа «Артисты»
Опубликованы во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
1946
Отрывок без заглавия
Впервые опубликован во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946)[8].
1885
1885
В ночь под Светлый праздник (Рассказ)
Опубликован в казанской газете «Волжский вестник», 1885, № 70[1]. Вошёл в ПСС 1914.
1885
1885
Старый звонарь (Весенняя идиллия)
Опубликовано в газете «Волжский вестник», 1885, № 118[1]. Вошло в ПСС 1914.
1885
Глушь
Опубликовано в газете «Волжский вестник»[10]. Вошло в Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Молодая гвардия, 1960—1961.
1885
1885
Соколинец (Из рассказов о бродягах)
Опубликован в журнале «Северный вестник», 1885, № 4[10]. Вошёл в ПСС 1914.
1885
1885
В дурном обществе (Из детских воспоминаний моего приятеля)
Рассказ опубликован в журнале «Русская мысль», 1885, № 10[10]. Вошёл в ПСС 1914. В 1886 году был издан в обработке для детского чтения под названием «Дети подземелья»[3].
Не ранее 1885
Всякому своё
Опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
Не ранее 1885
1946
Обрывок
Впервые опубликован во второй части «Сибирских очерков и рассказов»[11].
1886
1927
Фёдор Бесприютный (Из рассказов о бродягах)
Рассказ не был пропущен цензурой, а рукопись не была возвращена автору. Короленко написал его заново, назвав «По пути»; со значительными цензурными изменениями он был опубликован в журнале «Северный вестник», 1888, № 2; вошёл в ПСС 1914. Рассказ «Фёдор Бесприютный» был опубликован в: «Красный архив», 1927[3], № 5 (24); вошёл в Собр. 1953—1956.
1886
1886
«Лес шумит» (Полесская легенда)
Рассказ опубликован в журнале «Русская мысль», 1886, № 1[10]. Вошёл в ПСС 1914.
1886—1898
1886
Слепой музыкант (Этюд)
Повесть опубликована в газете «Русские ведомости», 1886, № 32, 34, 44, 46, 73, 76, 82, 92, 100, 101[10]. В 1898 году была значительно переработана[3]. Вошла в ПСС 1914.
1886
1886
Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды
Рассказ опубликован в журнале «Северный вестник», 1886, № 10[12]. Вошёл в ПСС 1914.
1886
1886
Содержающая
Очерк опубликован в газете «Русские ведомости», 1886, № 290, 298, 299, 305, 312, 318, 320, 325, 331[10]. Отрывок из этого очерка, не пропущенный царской цензурой, был опубликован под названием «Символ» в журнале «Голос минувшего», 1922, № 1 (июнь)[13]. Очерк «Содержающая» (состоящий из нескольких очерков) вошёл в Сиб., ч. 2.
1886
1886
Мгновение (Очерк)
Под названием «Море» очерк был впервые опубликован в газете «Волжский вестник», 1886, № 286. После значительной переработки опубликован в сборнике «На славном посту» (СПб., 1900)[12][14]. Вошёл в ПСС 1914.
1887
1887
Прохор и студенты (Повесть из студенческой жизни 70-х годов)
Повесть осталась незаконченной[3]; впервые опубликована в журнале «Русская мысль», 1887, № 1, 2[10]. Вошла в ПСС 1914.
1887
1887
На заводе (Две главы из неоконченной повести)
Впервые опубликованы в газете «Русские ведомости», 1887, № 67 и 74[15]. Вошли в ПСС 1914.
1887
Набросок
Опубликован в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
1887
1887
За иконой
Опубликовано в журнале «Северный вестник», 1887, № 9[15]. Вошло в ПСС 1914.
1887
1887
На затмении (Очерк с натуры)
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1887, № 244[15]. Вошло в ПСС 1914.
1887
Судьбина
Набросок опубликован в т. XV посмертного собрания сочинений (1923).
1887
1923
Чужой мальчик
Незаконченный рассказ, опубликован в т. XV посмертного собрания сочинений[16] (1923).
1888
1888
Черкес (Очерк)
Опубликовано в «Сибирской газете», 1888, № 16, 25 февраля[3]. Вошло в ПСС 1914.
1888—1914
1888
С двух сторон (Рассказ)
Впервые опубликован в журнале «Русская мысль», 1888, № 11, 12[15]. В 1914 году Короленко переработал рассказ[17]. Включён в ПСС 1914.
1888
1888
Ночью (Очерк)
Опубликовано в журнале «Северный вестник», 1888, № 12[15]. Вошло в ПСС 1914.
1888
Белая пташка
Опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
1889
1889
На Волге
Опубликовано в «Сборнике памяти В. М. Гаршина», СПб., 1889[15]. Вошло в ПСС 1914.
1889
1889
Птицы небесные (Рассказ)
Опубликован в газете «Русские ведомости», 1889, № 224, 229, 233, 236[15]. Вошёл в ПСС 1914.
1890
1890
В пустынных местах (Из поездки по Ветлуге и Керженцу)
Очерки опубликованы в «Русских ведомостях», 1890, № 211, 223, 234, 253, 255, 263, 269, 297, 335, 353[15]. Вошли в ПСС 1914.
1889—1890
1891
Тени (Фантазия)
Рассказ опубликован в журнале «Русская мысль», 1891, № 12[18]. Вошёл в ПСС 1914.
1890
1891
Судный день («Иом-кипур») (Малорусская сказка)
Опубликовано в «Русских ведомостях», 1891, № 43, 47, 48, 58, 61, 69, 77[19]. Вошло в ПСС 1914.
1891
1892
Река играет (Эскизы из дорожного альбома)
Рассказ впервые опубликован в сборнике «В помощь голодающим», СПб., 1892[18]. Вошёл в ПСС 1914.
1892
1892
Ат-Даван (Из сибирской жизни)
Рассказ опубликован в журнале «Русское богатство», 1892, № 10[20]. Вошёл в ПСС 1914.
1894
1894
Парадокс (Очерк)
Рассказ опубликован в журнале «Русское богатство», 1894, № 5[20][14]. Вошёл в ПСС 1914.
1894
1894
«Драка в доме» (Очерки из заграничной поездки)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1894, № 11[21]. Вошло в ПСС 1914.
1895
1895
Без языка (Рассказ)
Опубликован в журнале «Русское богатство», 1895, № 1—4[21]. Вошёл в ПСС 1914.
1895
По «новой» русской дороге
Впервые очерк опубликован в газете «Русские ведомости», 1895, № 36 и 42 от 5 и 11 февраля, под заголовком «„Движение открыто“ (С натуры)»[22]. Вошёл в Собр. 1971.
1895
1896
Фабрика смерти (Эскиз)
Опубликовано в «Самарской газете», 1896, № 11, 12. Вошло в ПСС 1914.
1896
В облачный день (Очерк)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 2[23]. Вошло в ПСС 1914.
1896
1923
Художник Алымов (Из рассказов о встречных людях)
Рассказ предназначался для «Русского богатства», но Короленко отказался от его публикации; впервые опубликован в т. XV Полного посмертного собрания сочинений Короленко[14]. Вошёл в Собр. 1953—1956.
В ссоре с младшим братом
Незавершённый рассказ, опубликован в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
К рассказу о кающемся дворянине
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Тревоги одного двора
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Самовольство
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Тема (Тревоги одного двора)
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Отрывок без заглавия
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923)
На пристани
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
На откосе и под откосом
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Сон
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Отрывки к рассказу «Сон»
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Грёзы
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
Десять лет в провинции
Опубликовано в т. XV Полного посмертного собрания сочинений (1923).
В борьбе с дьяволом (Эскиз из дорожного альбома)
Опубликовано в газете «Русские ведомости»[21]. Вошло в ПСС 1914.
1897
1897
Над лиманом (из записной книжки путешественника)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1897, № 11[24]. Вошло в ПСС 1914.
1898
1898
Необходимость (Восточная сказка)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1898, № 11[25]. Вошло в ПСС 1914.
1899
1927
Стой, солнце, и не движись, луна! (Сказка)
Короленко не был вполне удовлетворён написанным, и при жизни автора произведение не издавалась. Впервые опубликовано в т. XXII Полного посмертного собрания сочинений (1927)[14]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1899
1899
Марусина заимка (Очерки из жизни в далёкой стороне)
Опубликовано в «Сборнике журнала „Русское богатство“», СПб., 1899 г. под названием «Маруся»[25]. Вошло в ПСС 1914.
1899
1899
Смиренные (Деревенский пейзаж)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1899, № 1[25]. Вошло в ПСС 1914.
1927
Таланты
Опубликовано в т. XXII Полного посмертного собрания сочинений (1927). Вошло в Собр. 1953—1956.
1900
1901
Огоньки
Впервые опубликовано в книге «В помощь евреям, пострадавшим от неурожая», СПб., 1901[14]. Вошло в ПСС 1914.
1900
1901
Последний луч
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1901, № 1[26]. Вошло в ПСС 1914.
1900—1901
1901
Государевы ямщики
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1901, № 2[26]. Вошло в ПСС 1914.
1900—1901
1901
Мороз
Рассказ опубликован в журнале «Русское богатство», 1901, № 1[26]. Вошёл в ПСС 1914.
1901
1901
У казаков (Из летней поездки на Урал)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1901, № 10—12[27]. Вошло в ПСС 1914.
1902
Ушёл! (Рассказ о старом знакомом)
Вошёл в Собр. 1953—1956.
1923
Софрон Иванович (Из рассказов о встречных людях)
Первые наброски в записной книжке относятся к 1893 году. Рассказ впервые опубликован в т. XVIII посмертного собрания сочинений (1923). Вошёл в Собр. 1953—1956.
1903
1903
Не страшное (Из записок репортёра. Этюд)
Рассказ опубликован в журнале «Русское богатство», 1903, № 2[27]. Вошёл в ПСС 1914.
1900 — 1904
1904
Феодалы
Опубликовано в: К свету. Научно-литературный сборник. Под ред. Е. П. Летковой и Ф. Д. Батюшкова. СПб., изд. Комитета Общества доставления средств С.-Петербургским высшим женским курсам, 1904[17]. Вошло в ПСС 1914.
1899—1905
1919
Двадцатое число (Из старой записной книжки)
Рассказ опубликован в Ростове-на-Дону в литературно-художественном альманахе «Родина» (издание Ростово-Нахичеванского Союза увечных воинов)[28]. Вошёл в Собр. 1953—1956.
1946
Отрывки рассказа «Символ»
Впервые опубликованы во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946)[29].
1907
1907
В Крыму
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1907, № 11[30]. Вошло в ПСС 1914.
1909
1909
Наши на Дунае
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1909, № 12[30]. Вошло в ПСС 1914.
1913
1913
Турчин и мы. Из впечатлений в Добрудже
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1913, № 5[31]. Вошло в ПСС 1914.
1913
1914
Нирвана. Из поездки на пепелища Дунайской сечи (Отрывок)
Впервые опубликовано в ПСС 1914, т. 6[32].
1915
1927
Братья Мендель
Неоконченный рассказ, опубликован в т. XXII посмертного собрания сочинений (1927)[17]. Вошёл в Собр. 1953—1956.
Первые восемь глав были опубликованы в журнале «Русское богатство», 1910, № 1, 2; затем вошли в ПСС 1914[33]; вся книга вышла отдельным изданием в 1919 году в Одессе (издание «Русского богатства»)[34]. Вошла в Собр. 1953—1956.
1918—1920
История моего современника. Книга третья
Впервые: М.: Задруга, 1921[2]. Вошла в Собр. 1953—1956.
1920—1921
История моего современника. Книга четвёртая
Впервые: «Голос минувшего», М., 1920—1921 (без указания номера); 1922, № 1[2]. Вошла в Собр. 1953—1956.
Отрывки из материалов к «Истории Моего Современника» (I; II 1-е гимназические годы; III Рецидив набожности; IV Детская любовь; V; VI; VII Ещё о молодёжи. Предчувствие героизма; VIII; IX)
Опубликованы в Полном посмертном собрании сочинений, 1923—1929, т. V (1929)[2]. Отрывок «Детская любовь» вошёл в Собр. 1953—1956 (т. 5).
Моё первое знакомство с Диккенсом
Впервые: «Неделя современного слова» (1912, 30 января)[2]. Вошло в ПСС 1914.
В Березовских починках (Наброски)
Опубликованы в: Полное посмертное собрание сочинений, 1922—1929, т. V (1929).
За дверью (Стихотворение)
Опубликовано в Полном посмертном собрании сочинений, т. V (1929). Приведено в Собр. 1953—1956 в предисловии к первому тому.
1894
Искушение (Страничка из прошлого)
Впервые: журнал «Русское богатство», 1914, № 8[2]. Вошло в ПСС 1914.
Автобиографическое письмо А. М. Скабичевскому
Впервые: Полное посмертное собрание сочинений, т. V (1929)[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Автобиографическое письмо
Впервые: «Известия Отделения литературы и языка АН СССР», 1957, т. 16, вып. I (январь — февраль)[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Владимир Галактионович Короленко. Черты автобиографии
Впервые: Полное посмертное собрание сочинений, т. V (1929)[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
В. Г. Короленко
Впервые: Полное посмертное собрание сочинений, т. V (1929)[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Автобиография, написанная для словаря писателей
Впервые: Короленко В. Г. Письма. 1888—1921 / Под ред. Б. Л. Модзалевского. Пб., 1922[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Чёрточка из автобиографии
Впервые: Русские ведомости (1863—1913). Юбилейный сборник. СПб., 1913[2]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Год написания
Год публикации
Название
Примечание
1889-1890
1894
Воспоминания о Чернышевском
Опубликованы в Лондоне, в издательстве фонда Вольной русской прессы, 1894. В России были опубликованы в 1904 году в журнале «Русское богатство», № 11[35]. Вошли в ПСС 1914.
1902
1902
О Глебе Ивановиче Успенском (Черты из личных воспоминаний)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1902, № 5[27]. Вошло в ПСС 1914.
Ангел Иванович Богданович
Вошло в ПСС 1914.
Великий пилигрим (Три встречи с Л. Н. Толстым)
Начато в декабре 1910 года. При жизни Короленко текст не был опубликован. Вошёл в Собр. 1953—1956.
Памяти А. А. Савельева (Страничка из воспоминаний)
Опубликовано в: Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914—1916. — 2011[36].
Год написания
Год публикации
Название
Примечание
1884[37]
1946
Омоллон
Впервые: Короленко В. Сибирские очерки и рассказы. — ОГИЗ, 1946. — Т. 2.[38]
1886
1886
Н. М. Астырев. В волостных писарях
Рецензия опубликована в газете «Волжский вестник» (Казань), 1886, № 201, 18 сентября[39]. Вошла в: Короленко 1957.
1887
1887
Две картины (Размышления литератора)
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1887, № 102[10]. Вошло в ПСС 1914.
1887
1957
М. Н. Альбов. Повести и рассказы
Рецензия впервые опубликована по рукописи в: «В. Г. Короленко о литературе», Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957[40].
1887 или 1888
Адъютант его превосходительства
Опубликовано во второй части «Сибирских очерков и рассказов» (1946).
Публиковалось в газете «Русские ведомости», 1892, № 116, 124, 131, 145, 155, 169, 183, 206, 246, 259, 319, 340; 1893, № 9 и в журнале «Русское богатство», 1893, № 2, 3, 5, 7[20]. Изменение цензурных условий после 1905 года позволило автору внести значительные дополнения и изменения в издание 1907 года[43]. Вошло в ПСС 1914.
1893
В холерный год
Вошло в ПСС 1914.
1894
Литератор-обыватель. Речь, читанная в годовщину смерти А. С. Гациского
Вошло в ПСС 1914.
1894
1894
«Божий городок»
Опубликовано в «Русских ведомостях», 1894, № 215[21]. Вошло в ПСС 1914.
1895
1895
Дело о описании прежних лет архивы: Сто лет назад и в наше время
Выпущена отдельным изданием типографией Ройского и Душина в Нижнем Новгороде[44]
Очерки публиковались с 1895 года, в том числе в «Русском богатстве», 1895, № 11; 1896, № 1, 6; «Русских ведомостях», 1895, № 288, 340, «Новом времени», 1896, № 7149[23][24]. В 1914 году под этим названием десять статей и заметок были напечатаны в Полном собрании сочинений Короленко[43].
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 2[23]. Вошло в ПСС 1914.
1896
1896
Прискорбные случаи из области суда
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 3[23]. Вошло в ПСС 1914.
1896
1896
Я. Канторович. — Средневековые процессы о ведьмах
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 5[24]. Вошло в ПСС 1914.
1896
1896
Современная самозванщина
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 5, 8[23]. Вошло в ПСС 1914.
1896
Дело Жеденева
Вошло в ПСС 1914.
Толки печати о приговоре по делу г. Жеденева
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1896, № 6[24]. Вошло в ПСС 1914.
1897
1897
Русская дуэль в последние годы
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1897, № 2[24]. Вошло в ПСС 1914.
1897
1897
Лазарильо из Тормес и его удачи и неудачи
Рецензия опубликована в майской книге журнала «Русское богатство» за 1897 год без подписи[45]. Вошла в: Короленко 1957.
1897
1897
[М.] Мандрыка. — Житейский задачник для детей
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1897, № 10[24]. Вошла в ПСС 1914.
1898
1898
Сергей Ромиас. Деревня нашего времени
Рецензия опубликована в январской книге «Русского богатства» за 1898 год[45]. Вошла в: Короленко 1957.
1898
1898
Памяти Белинского
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1898, № 5[24]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1898
1898
Кузька — мордовский бог
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1898, № 5[24]. Вошла в ПСС 1914.
1898
1898
М. Зинин (Сергей Шарапов). Кружным путём
Рецензия опубликована в июньской книге «Русского богатства» за 1898 год[46]. Вошла в: Короленко 1957.
1898
1898
Юбилей Толстого в 1898 году
Опубликовано в сентябрьской книге «Русского богатства» за 1898 год[47]. Вошла в: Короленко 1957.
1898
1898
К вопросу о прислуге
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1898, № 9[24]. Вошло в ПСС 1914.
1898
1898
Знаменитость конца века
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1898, № 11[25]. Вошло в ПСС 1914.
1899
1899
Переселение духоборов в Америку
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1899, № 2[25]. Вошло в ПСС 1914.
1899
1899
О сложности жизни (Из полемики с «марксизмом»)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1899[26]. Вошло в ПСС 1914.
1899
1899
Аркадий Пресс. Повести и рассказы
Рецензия опубликована в ноябрьской книге «Русского богатства» за 1899 год[46]. Вошла в: Короленко 1957.
1900
1900
Н. А. Тан. — Чукотские рассказы
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1900, № 5[26]. Вошла в ПСС 1914.
1901
1901
Несколько мыслей о национализме
Статья опубликована в журнале «Русское богатство», 1901, № 5, без подписи[17]. Вошла в ПСС 1914.
1901
1901
А. Серафимович. — Очерки и рассказы
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1901, № 6[27]. Вошла в ПСС 1914.
1901
1901
Кармен. Дикари
Рецензия опубликована в сентябрьской книге «Русского богатства» за 1901 год без подписи[48]. Вошла в: Короленко 1957.
1901
Письмо к редактору «Русских ведомостей»
Вошло в ПСС 1914.
1900—1901
1922
Пугачёвская легенда на Урале
Опубликовано в журнале «Голос минувшего», 1922, кн. 10[49]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1902
1927
Глеб Иванович Успенский
Впервые опубликовано в т. XXIV посмертного Собрания сочинений[50] (1927). Вошло в: Короленко 1957.
1903
1903
А. И. Скребицкий. — Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1903, № 6[51]. Вошло в ПСС 1914.
1903
1903
Дом № 13
Не пропущенный цензурой, очерк печатался за границей до опубликования в России в 1905 году[43] в Харькове в издательстве Раппа и Потапова[52]. Вошёл в ПСС 1914.
1904
1908
Гражданская казнь Чернышевского (По рассказу очевидца)
Впервые опубликовано в сборнике статей В. Г. Короленко «Отошедшие» в 1908 году[49]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1904
1904
В. П. Буренин. — Театр. Том первый. СПб. 1904
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1904, № 1[53]. Вошла в ПСС 1914.
1904
1904
Василий Якимов. Без хлеба насущного
Рецензия опубликована в апрельской книге «Русского богатства» за 1904 год без подписи[54]. Вошла в: Короленко 1957.
1904
1904
В. В. Березовский. Дни и ночи
Рецензия опубликована в майской книге «Русского богатства» за 1904 год без подписи[55]. Вошла в: Короленко 1957.
1904
1904
Н. Тимковский. — Повести и рассказы
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1904, № 6[53]. Вошла в ПСС 1914.
1904
1904
Соня Мармеладова на лекции г-жи Лухмановой
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 6[53]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
Новые возражатели
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 6[53]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1904
1904
Антон Павлович Чехов
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 7 (под заголовком «Памяти Антона Павловича Чехова»[53])[17]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
Курский проект устранения жёлтой опасности
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 7[53]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
О сборниках Товарищества «Знание» за 1903 г. (Литературная заметка)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 8[53][55]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
Станислав Пшибышевский. — Homo sapiens
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 9[35]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
С. Красинский. — Иридион
Рецензия опубликована в журнале «Русское богатство», 1904, № 9[35][56]. Вошла в ПСС 1914.
1904
1904
Г. Скабичевский и «освобождение от журналов»
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 9[35]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
Федор Сологуб. Книга сказок
Рецензия опубликована в декабрьской книге «Русского богатства» за 1904 год[57]. Вошла в: Короленко 1957.
1904
1904
Князь Мещерский и покойные министры
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1904, № 12[35]. Вошло в ПСС 1914.
1904
1904
Заставы (Картинка провинциальной жизни)
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1904, № 360[53]. Вошло в ПСС 1914.
1905
1905
9 января 1905 г.
Статья была опубликована в журнале «Русское богатство», 1905, № 1, под названием «9 января в Петербурге»[35]. Вошла в ПСС 1914.
1905
1905
Откровенные излияния кн. Мещерского
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905, № 2[35]. Вошло в ПСС 1914.
1905
1905
Артур Иванович Череп-Спиридович
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905[35]. Вошло в ПСС 1914.
1905
1905
Поэзия и проза в комиссии Д. Ф. Кобеко
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905, № 3. Вошло в ПСС 1914.
1905
Некоторые проявления полицейского всемогущества
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905, № 3. Вошло в ПСС 1914.
1905
1905
Национализм, гуманность, нагайка, война
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905, № 4[35]. Вошло в ПСС 1914.
1905
1905
Морской штаб «на мирном положении»
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1905, № 9[52]. Вошло в ПСС 1914.
«Декларация» В. С. Соловьёва (К истории еврейского вопроса в русской печати)
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1909, № 20[30]. Вошло в ПСС 1914.
1909
1909
Трагедия великого юмориста. Несколько мыслей о Гоголе
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1909, № 4, 5, под заголовком «Трагедия писателя (несколько мыслей о Гоголе)»[30][49]. Вошло в ПСС 1914.
1909
1909
Литературный фонд (1859—1909 г.)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1909, № 11, под названием «К пятидесятилетию Литературного Фонда»[30]. Вошло в ПСС 1914.
1909
1911
К вопросу о ритуальных убийствах
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1911, № 12[31]. Вошло в ПСС 1914.
1909
Полтавские празднества
Статья была написана по просьбе редакции венской газеты «Neue Freie Presse», в которой и была напечатана. В царской России условия цензуры не позволяли опубликовать эту статью[49]. Вошла в Собр. 1953—1956.
1910
1910
Бытовое явление (Заметки публициста о смертной казни)
Статья опубликована в журнале «Русское богатство», 1910, № 3, 4[31]. Не вошла в ПСС 1914 из-за цензуры[17][60]. Вошла в Собр. 1953—1956.
1910
1910
Н. Н. Брешко-Брешковский. — Чухонский бог
Рецензия опубликована в июльской книге «Русского богатства» за 1910 год[61]. Вошла в: Короленко 1957.
1910
Дело Глускера
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1910, № 7[31]. Не вошло в ПСС 1914 по независящим от автора обстоятельствам[60]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1910
1957
Конст. Кузьминский. — Художник-иллюстратор П. М. Боклевский
Рецензия впервые опубликована по рукописи в: «В. Г. Короленко о литературе», Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957[61].
1910
1910
Черты военного правосудия
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1910, № 10[31]. Не вошло в ПСС 1914 по независящим от автора обстоятельствам[60]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1910
1910
Умер <О Льве Толстом>
Впервые опубликовано в газете «Речь», № 307, 8 ноября 1910 г.[49] Вошло в Собр. 1953—1956.
1910
1910
Всеволод Михайлович Гаршин (Литературный портрет)
Опубликовано в: «История русской литературы 19 в.» под редакцией Овсянико-Куликовского, М., 1910, т. IV[30]. Вошло в ПСС 1914.
1910
Сергей Николаевич Южаков
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1910, № 12[31]. Вошло в ПСС 1914.
1911
1911
В успокоенной деревне (Картинки подлинной действительности)
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1911, № 27[31]. Вошло в ПСС 1914.
1911
1911
Легенда о царе и декабристе (Страничка из истории освобождения)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1911, № 2[31]. Вошло в ПСС 1914.
1911
Один случай
Опубликовано в: «Речь», 1911[62], 10 апреля. Вошло в ПСС 1914.
1911
1911
Памяти замечательного русского человека <В. С. Ивановский>
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1911, № 199[31]. Вошло в Собр. 1953—1956.
1911
1911
Истязательская оргия
Опубликовано в: «Речь», 1911, № 347[31]. Вошло в ПСС 1914.
1911
1911
Ликвидация псковской голодовки
Опубликовано в: «Речь», 1911, № 351[31]. Вошло в ПСС 1914.
1911
1911
О «России» и о революции
Опубликовано в: «Речь», 1911, № 353[31]. Вошло в ПСС 1914.
1912
Честь мундира и нравы военной среды
Вошло в ПСС 1914.
1912
1912
Старец Фёдор Кузьмич
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1912, № 2[49][31]. Вошло в ПСС 1914.
1912
1912
Русская пытка в старину (Исторический очерк)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1912, № 1, 3[31]. Вошло в ПСС 1914.
1912
1912
И. А. Гончаров и «молодое поколение» (К 100-летней годовщине рождения)
Опубликовано в журнале «Русское богатство», 1912, № 6[31]. Вошло в ПСС 1914.
1912
1912
Крест и полумесяц
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1912, № 269[31]. Вошло в ПСС 1914.
1912
1912
Процесс редактора «Русского богатства»
Впервые опубликовано в журнале «Русское богатство», 1912, кн. 12[49]. Вошло в ПСС 1914.
Историческая справка (Вниманию гг. казачьих офицеров)
Вошло в ПСС 1914.
Удар Господень
Вошло в ПСС 1914.
1913
1913
Третий элемент (Памяти Николая Фёдоровича Анненского)
Опубликовано в: Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914—1916. — 2011.
Датируется 1915 годом
Мнение американца Джаксона о еврейском вопросе
Вошло в: Публицистика 2011.
1916
Германский голос в пользу мира
«Полтавский день», 1916, 12 февраля [75]. Вошло в: Публицистика 2011.
Американский судья о русской полиции
Опубликовано по рукописи в: Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914—1916. — 2011. Статья датируется 1916 годом на основании полемики, возникшей на страницах «Русских ведомостей», «Киевской мысли» и др. изданий[76].
1916
О помощи семьям русских волонтёров во Франции (Письмо в редакцию)
На рукописи из архива писателя автором отмечено: «Выкинуто цензором из „Полтавского Дня“ 31 января 1917 г.». Впервые: «Неизданный Короленко. Публицистика 1917—1918»[97].
1917
1917
Положение обязывает
Написана 2 февраля 1917. «Полтавский день», 1917, № 27, 17 февраля[98]. Вошла в: Публицистика 2012.
Впервые опубликована по автографу в: Короленко Владимир. Была бы жива Россия!: Неизвестная публицистика. 1917—1921 гг. / Составитель: С. Дмитриев. — Аграф, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7784-0201-5.[94]
1917
Родина в опасности
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1917, № 58[91], 14 марта[94]. Вошло в: Короленко 2002.
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1917, № 136, 17 июня[94]. Вошло в: Короленко 2002.
1917
К городским выборам
Впервые опубликовано под названием «Письмо по поводу выборов» в газете «Полтавский день», 1917, № 145, 1 июля. Затем с некоторыми поправками и сокращениями — в газете «Русские ведомости», 1917, № 152, 6 июля[94]. Вошло в: Короленко 2002.
1917
Побольше честности
Опубликовано под названием «Об элементарной политической честности» в «Полтавском дне», 1917, № 146, 2 июля. Перепечатано с новым названием в газете «Русские ведомости», 1917, № 151, 5 июля[94]. Вошло в: Короленко 2002.
Петроградская газета «Слово в цепях», № 1, 22 ноября[118]. Вошло в: Публицистика 2012.
1917
Торжество победителей
Опубликовано в газете «Русские ведомости», 1917, № 265[91], 3 декабря[119]. Вошло в: Короленко 2002.
Датируется 1917 годом
2002
Бесскелетные души
Впервые опубликовано по машинописному экземпляру с поправками автора в: Короленко Владимир. Была бы жива Россия!: Неизвестная публицистика. 1917—1921 гг. / Составитель: С. Дмитриев. — Аграф, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7784-0201-5. В основе статьи — дневниковая запись от 5 декабря 1917[94].
Статья не закончена. Опубликована впервые по автографу в: Короленко Владимир. Была бы жива Россия!: Неизвестная публицистика. 1917—1921 гг. / Составитель: С. Дмитриев. — Аграф, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7784-0201-5.[94]
1918
Два ответа
Газета «Наша мысль» (Полтава), 1918, № 10, 5 апреля[91]. Вошло в: Публицистика 2012.
1918
Характерное
Опубликовано в Полтаве в газете «Наша мысль», 1918, № 30, 15 (28) апреля[91][94]. Вошло в: Короленко 2002.
1918, 9 мая
1918
Пределы свободы слова
Газета «Вольная мысль» (Полтава), 1918, № 2, 27 апреля (10 мая)[123][94]. Вошло в: Короленко 2002.
1918
1918
Что это?
Со значительными цензурными сокращениями статья напечатана в «Вольной мысли», 1918, № 9, полностью — в «Киевской мысли», № 86, 26 мая[124]. Вошла в: Короленко 2002.
Речь Короленко была напечатана в газетах «Полтавский день», 1918, № 146 и 147, 12 и 13 ноября, и «Полтавские новости», 1918, № 155 и 157, 12 и 14 ноября[129].
Опубликовано 12 декабря 1918 в газетах «Полтавский день», № 170, и «Полтавские новости», № 182[94]. Вошло в: Короленко 2002.
20-е числа декабря 1918
1991
Помощь военнопленным
Опубликовано в журнале «Советская литература», 1991, № 1. Является переработанным и дополненным вариантом воззвания, опубликованного в газетах «Полтавский день» и «Полтавские новости» 26 ноября 1918, а также в других изданиях. Был ли в то время напечатан переработанный вариант, неизвестно[94]. Вошло в: Короленко 2002.
Декабрь 1918
1990
Ненастоящий город
Незаконченная статья, в автографе не имеет названия. Опубликована в журнале «Советская литература», 1990, № 11[94]. Вошло в: Короленко 2002.
Воззвание к американцам
«Память. Исторический сборник», вып. 4, М., 1979; Париж, 1981, с. 394—397[94]. Вошло в: Короленко 2002.
1919, 26 июня
Ответы на вопросы корреспондента РОСТА
Впервые: «Память. Исторический сборник», вып. 2, М., 1977 — Париж, 1979[94]. Вошли в: Короленко 2002.
1919, вторая половина августа
1919
Письма из Полтавы
Екатеринодарская газета «Утро Юга», 1919, 28 августа / 10 сентября, 30 августа / 12 сентября, 1/14 сентября, 4/17 сентября, 8/21 сентября[131]. Вошли в: Короленко 2002.
1919
Письмо в редакцию «Известий»
Вошло в: Публицистика 2013.
Не надо мести
Опубликовано в: Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 3. 1919—1921.
1919
Опасная болезнь
Датировано автором 15 сентября 1919 г. Впервые: «Советская литература», № 11, с. 109[132]. Вошло в: Публицистика 2013.
1917—1919
1922
«Земли! Земли!» Наблюдения, размышления, заметки
Впервые опубликовано в: «Голос минувшего», 1922, кн. 1, 2 (в сокращении). Полностью опубликовано в: «Современные записки», Париж, 1922, кн. 10, 11, 12; 1923, кн. 13[17]. Вошло в Собр. 1989—1991.
Как соцреалисты связаны с передвижниками? При чем тут классические религиозные сюжеты Преображения и Вознесения? Откуда на соцреалистических картинах cлепые пятна? В новом выпуске искусствоведческого цикла учимся отличать соцреализм в живописи
Автор Галина Ельшевская
Социалистический реализм в качестве обязательного к применению метода и одновременно стиля существовал в уставах советских творческих союзов почти 60 лет, не имея при этом четких понятийных очертаний: соцреалистическое искусство было просто искусством, поощряемым и насаждаемым властью. Но с течением лет у власти не только менялись вкусы (пусть не радикально), но и сама воля надзирать и указывать то крепла, то ослабевала. Поэтому мы будем в основном рассматривать стиль в его наиболее активные годы (1930–50-е) и только в живописи, где он проявился особенно наглядно.
аудио
Бывает ли соцреализм с человеческим лицом?
«Зачем я это увидел?» на выставке Юрия Пименова в Третьяковке
1. Однозначность интерпретации
Программа соцреализма, первоначально сформулированная в уставе Союза писателей (народность, идейность и требование изображать конкретную действительность в ее революционном развитии), выглядела умозрительно и применительно к литературе, а при переносе ее на изобразительные искусства и вовсе превращалась в бессмысленный набор слов. А вот не проговоренное в правилах требование понятности являлось реальным критерием оценки. Зритель, не искушенный в искусстве, не должен был испытывать недоумения по поводу изображенного сюжета. В известном смысле такой зритель смоделирован по образцу героя рассказа Джека Лондона «Тропою ложных солнц», индейца Ситки Чарли, которому не нравится картина, где врач сидит у постели больной девочки, потому что из картины не следует, выздоровеет девочка или умрет. И художники-рассказчики пытаются сделать финал очевидным. Так, в историко-революционных картинах (очень поощряемый жанр) Бориса Иогансона распределение света и тени в противостоянии сил не оставляет сомнений в конечной победе мужественных героев.
Однозначное противопоставление «положительного» и «отрицательного», как и в целом традиция изобразительного повествования, легко переводимого на язык литературы, идет от передвижников — генетическую связь с ними соцреализм всячески подчеркивал. Однако на самом деле развернутые сюжеты в золотую пору соцреалистической живописи — 1930–50-е годы — достаточно редки. Рассказы, продленные во времени и обещающие разрешение конфликта, характерны скорее для поздних, послевоенных вариантов стиля, когда идеологический напор ослабевает и дидактика перемещается в бытовую зону. В картине Решетникова «Опять двойка» (1952) изобилующий подробностями рассказ (забавная деталь: на стене комнаты висит репродукция картины того же автора «Прибыл на каникулы») иллюстрирует нехитрую житейскую максиму: следует быть прилежным и хорошо учиться.
10 признаков того, что перед вами картина передвижников
Охотники, кабаки, униженные и оскорбленные, а также другие «бедные люди»
2. Апофеозы и экстазы
Жанр торжественных шествий и выходов вождей к народу, по сути, появляется одновременно с соцреалистической доктриной и достигает пика во второй половине 1930-х годов. Притом что официальное определение стиля — «исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» — представляет собой пустую формулу, именно этот жанр ей соответствует, но соответствует парадоксально: революционное развитие случилось — и уже обрело итог, чаемое будущее стало настоящим, истории больше некуда двигаться. Мы присутствуем при апофеозе сбывшейся утопии, и характерно, что картины эти — большого размера (в частности, панно для Всемирной выставки в Париже). Надвигающиеся на зрителя толпы обитателей «советского рая» побуждают вспомнить внутренний монолог героя Юрия Домбровского («Хранитель древностей»), который в ответ на требование понимать, «какое время наступает», сокрушенно думает — «и зачем ему надо наступать именно на меня?».
Рядом с такими репрезентативно-фронтальными шествиями существуют канонические иконографии единения народа с вождями. Вожди могут войти в толпу, а могут выступать с трибуны — в обоих случаях толпа будет охвачена экстазом. В основе этого композиционного извода — традиционные схемы «чудесного явления», «преображения» или «вознесения», но здесь экзальтация религиозного толка претендует на то, чтобы одновременно быть своего рода протоколом действительных событий. При этом конкретная персонификация власти (Ленин, Сталин или Хрущев) не меняет вида целого — разве что со сменой политического курса фигуры способны галлюцинаторно возникать или исчезать: так, Сталин, присутствующий за спиной Ленина в картине Серова «Ленин на съезде ВКПб» 1947 года, в более поздней версии (после XX съезда) превратился в слепое пятно. «Исчезновения» конкретных людей не только влияли подчас на судьбу произведения (один из вариантов картины Дейнеки «Стахановцы» был изъят из обращения, поскольку в толпе был изображен уже арестованный к тому моменту Николай Вавилов), но и ставили под сомнение сам «протокол» события: Ефанову пришлось не только переписывать «Незабываемую встречу», но и снабжать ее длинным названием, потому что первоначально он изображал встречу Сталина с руководителями тяжелой промышленности, а вовсе не с их женами. За время работы над картиной эти чиновники успели попасть во «враги народа».
Соцреалистическая живопись в массе своей предпочитает горизонтальные форматы. Вертикаль и диагональ активны и сами в себе содержат вектор движения, горизонталь же статична и репрезентирует устойчивый порядок. Любопытно, что манифестация устойчивости возникает во всех жанрах соцреалистической живописи, несмотря на слова о «революционном развитии» в официальном определении стиля. Панорамные ландшафты демонстрируют раздолье, не только русское: это могут быть панорамы кавказских гор или среднеазиатских хлопковых полей, это может быть столица — с видом кремлевских башен или высоток. Популярны индустриальные пейзажи: изображения больших строек или рабочих цехов, в которых подчеркивается масштаб, созидательное величие. Изобильные натюрморты демонстрируют достаток, отсылают к классическим постановкам, а то и тяготеют к эпичности; тела изображенных людей начиная с 1930-х годов грузнеют, даже если это тела спортсменов, которым вроде бы противопоказан лишний вес. «Большая фигура» — мотив, особенно ярко явленный у Александра Самохвалова, чьи «Метростроевки» напоминают языческих богинь. Такое стремление к монументальной солидности являет себя и в самой живописной ткани.
В создании соцреалистической живописи задействованы художники разных поколений — включая и тех, кто сформировался до государственного диктата, — но теперь и им предписаны жесткие правила игры. Интересно, что органичнее прочих в заданных условиях чувствуют себя бывшие «бубновые валеты» «Бубновый валет» — одно из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. «Бубнововалетцы» выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Общество существовало с 1911 по 1917 год. В числе главных представителей — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. — их прежняя, не раз декларируемая сосредоточенность на материальном — тяжесть и плотность красочного слоя, активность фактуры — теперь оказалась кстати, оставалось лишь чуть сдвинуть цвет, ранее сопоставленный условными зонами, в сторону колористической натурности.
Соцреализм, как уже говорилось, поощряет изобильность, богатство — в числе прочего богатство фактур. Это касается и фактур изображенных — тяжелых тканей, антикварных предметов (особенно в портретах), — и фактуры самой живописи, в которой следы длительной работы (того, что Мандельштам называл «блудом труда») должны быть видимы. Техника красочной кладки основывается на примерах из второй половины XIX века: открытость мазка, но не чрезмерная, не доходящая до пастозности (впрочем, у Александра Герасимова, «главного соцреалиста», такая открытость в сочетании с жирным блеском масла бывала на грани фола — но лишь в камерных жанрах, например в банных «ню», где мазки на телах натурщиц выглядят как непристойные струпья). А в колорите предполагалось странное соединение пестроты с землистостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а землистость — демонстрировать «скромность» автора, его отказ от, как это тогда именовалось, «выпячивания приема». Поскольку соцреализм ориентировался на изобразительное правдоподобие, выступая против каких бы то ни было манифестаций художественного языка, практически все за пределами простой светотеневой моделировки считалось таким «выпячиванием» и осуждалось как грех формализма.
1 / 5
Илья Машков. Портрет З. Д. Р. (Дама в синем) 1927 год Государственный Русский музей
По отношению к портретному жанру официальное советское искусство следует просветительскому маршруту, заданному в России издавна: можно вспомнить и некоторые классицистические портреты (например, Левицкого), персонажи которых заслуживают запечатления своими благими деяниями, тут же в портретах и поименованными, и стремление Павла Михайловича Третьякова составить галерею портретов «лучших людей» страны. Наиболее полно просветительская тенденция воплощена в серии портретов Нестерова, где деятели науки и культуры предстают, как правило, в обстановке своей работы, как бы объясняющей и легитимирующей выбор художника. С другой стороны, соцреалистическое представление о правильном герое связано с «людьми труда» — рабочими и колхозниками, часто безымянными, — и это повод для расцвета портретов-типов, чья выразительность сродни плакатной. Именно этот портретный поджанр переживет золотые годы социалистического реализма, впоследствии выродившись в рутинную продукцию художественных комбинатов.
6. Тема труда («пускай работает рабочий и не рабочий, если хочет»)
«Трудовой жанр» — рядом с традиционным бытовым жанром — нельзя считать чисто соцреалистическим и даже чисто советским изобретением: тема существовала и раньше. Однако в эпоху торжествующего соцреализма она вышла на главенствующие позиции. Практика творческих командировок художников на великие стройки, заводы-гиганты и в процветающие колхозы давала плоды: результаты их впечатлений, конечно, соответствовали официальному канону не всегда, но достаточно часто. В основном своем векторе трудовые жанры прошли путь от упоения техникой в творчестве живописцев из групп ОСТ ОСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. и «Круг художников» «Круг художников» — объединение ленинградских художников, основанное в 1926 году студентами ВХУТЕИНа. до смещения акцента на образы тех, кто техникой управляет, — и эти условно портретные изображения чем дальше, тем больше тяготели к плакатному строю.
Плакатность свойственна и художникам так называемого «сурового стиля» — Павлу Никонову, Таиру Салахову, Николаю Андронову, — выступившим своего рода шеренгой на волне хрущевской оттепели (потом каждый из них пойдет уже своим путем). Приверженцев этой поэтики было больше, чем принято считать (обычно упоминается пять-шесть авторов и работы только начала 1960-х годов), и на первый взгляд герои их картин, выстраивающиеся у «линии рампы» — плотогоны, ремонтники и полярники, — мало чем отличаются от героев прежнего времени. Разве что, собственно, «суровостью» — отсутствием оптимизма, но это отсутствие важно.
Неизменный оптимизм косвенно заложен в самом определении стиля: действительность в ее революционном развитии обещает исполнение чаяний и всеобщее счастье. Поскольку чаемое светлое будущее уже как бы присутствует в настоящем, мажорность строя и прославительные интонации обязательны и по отношению к лучезарному сегодня. По картинным пространствам широко раскидываются колхозные праздники, улыбающиеся люди шествуют в демонстрациях и на парадах, поют и пляшут колхозники, радуются старики и молодожены, школьники, которых принимают в пионеры, семьи за обеденным столом и маленькие дети у новогодней елки. В послевоенные годы в картинах этого рода усиливаются сентименталистские интонации: массовое уступает место интимному, домашним сценам, лишенным идеологического наполнения. Бытовая лирика, которая прежде прозябала на вторых ролях, стремится в мейнстрим.
Было бы неправильно утверждать, что все искусство соцреализма охвачено идеологической патетикой и апологией коллективности — в нем было оставлено место для частной жизни: для камерных пейзажных этюдов, для цветочных натюрмортов и дачных террас. Для таких сюжетов годилась традиция живописи мастеров из Союза русских художников и в целом левитано-саврасовская линия. Годился и бескрасочный «дождливый» импрессионизм: мотив дождя сам по себе указывал на атмосферу человечности, душевной теплоты, что проявилось не только в жанровых полотнах Юрия Пименова, но и, например, в большой картине Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле», получившей народное название «Два вождя после дождя».
Лирически окрашенные рассказы про людей получают распространение после войны: «Письмо с фронта» Лактионова — едва ли не самое раннее свидетельство меняющейся оптики. Часто героями подобных картин были дети. Временами в ходе различных идеологических кампаний пристрастие к живописанию сугубо бытовых сцен клеймилось как безыдейное «мелкотемье», однако новый соцреалистический сентиментализм становился все более заметен, и, например, в 1949 году Федор Решетников был удостоен Сталинской премии именно за картину «Прибыл на каникулы» (правда, совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»).
Общая сосредоточенность художников на положительных аспектах современной им жизни все же не исключает того, что изредка в фокус попадают и иные ее стороны: поиски шпионов и врагов народа, суды, задержания. Немногочисленные картины подобной тематики не строго укладываются — а порой и вовсе не укладываются — в ячейку соцреализма, ведь в стиле содержится некоторое требование возвышенного, а в данном случае этот вектор объективно оказывается смещен. Независимо от того, что хочет выразить автор, изображение отрицательного в соцреалистической эстетике не предусмотрено — предел возможного здесь негатива находится примерно на уровне огорчительной двойки, полученной учеником. Поэтому сами сюжеты провоцируют то на экспрессивную трактовку, то на примитивистскую, в них обнаруживаются возможности для выходов в гротеск, в карикатуру и в иные варианты художественных преувеличений. При этом характерно, что, например, Сергей Светлов, живописавший «Задержание английского шпиона», — ученик авангардиста Георгия Якулова, вместе с учителем оформивший спектакль «Царь Эдип». Так что нередко подобного рода картины представляют еще и отчетливый антропологический интерес.
1 / 4
Николай Шнейдер. Суд над прогульщиком 1931 год Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
2 / 4
Сергей Светлов. Задержание английского шпиона 1939 год Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Александр Козлов. Суд 1926–1927 годы Государственный Русский музей
P. S. Вокруг соцреализма
Существует устное ироническое определение соцреализма: это искусство, прославляющее начальство в доступных начальству формах. При несоблюдении последнего условия реакция адресата непредсказуема — или же, напротив, слишком предсказуема.
В пору расцвета соцреалистической живописи — условно говоря, в сталинский период — многие художники оказались вытеснены из процесса (в лучшем случае — просто вытеснены, лишены возможности выставляться). У большинства обреченных на «подшкафное» существование не было политических разногласий с властью, однако были неотрефлексированные эстетические. Изображения вождей, парадов или строек сами по себе не гарантировали признания; они могли быть отвергнуты за то, что формальная трактовка не соответствовала диктуемому канону. Соцреализм был директивным стилем: в сущности, его жесткие постулаты вполне укладывались в лагерную формулу: «Шаг вправо, шаг влево — равняется побег».
Губернатор Алексей Дюмин провел заседание оргкомитета V Международного театрального фестиваля «Толстой».
Фестиваль «Толстой» — яркая визитная карточка летней культурной жизни нашего региона. Креативные спектакли под открытым небом, экскурсии по заповедным уголкам Ясной Поляны, интересные лекции, встречи с деятелями культуры и искусства — эти несколько дней буквально наполняют гостей усадьбы эмоциями и дарят удивительное время в обществе героев романов Льва Толстого.
В этом году фестиваль пройдет с 24 по 27 июня в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Забегая вперед, скажем — погода в эти дни обещает быть жаркой, а вероятность осадков минимальна.
На заседании директор музея-усадьбы Екатерина Толстая напомнила, что на территории усадьбы будет организовано четыре сцены и фудкорт. Также мероприятия фестиваля пройдут в ДК в деревне Ясная Поляна, в Тульском драматическом театре и на площадке кластера «Октава».
Екатерина Толстая
Фестиваль в этом году стал международным. И хотя из-за пандемии к нам не смогли приехать зарубежные театры, но мы получили особый статус — наш фестиваль проходит под эгидой комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Это очень высокий и почетный статус. В фестивале примут участие театры из 10 регионов, будет показано более 20 постановок. Будет много очень интересных постановок. Например, два драматурга Ярослава Пулинович и Светлана Баженова специально для нашего фестиваля написали пьесу «Толстой о людях, люди о Толстом». Они жили в Ясной Поляне, встречались с сотрудниками и у них получилась прекрасная пьеса. С одной стороны это дань памяти Льву Николаевичу, а с другой стороны — это рассказ о Ясной Поляне, о музее, о людях, которые здесь живут и работают. Поставил эту работу тульский режиссер Евгений Маленчев, с которым мы сотрудничаем с 2018 года.
Вообще в этом году наш регион будет представлен очень ярко. Будет показан спектакль Тульского академического театра драмы «Грех», постановка «Куколки-скелетцы» молодого режиссера Анны Терешиной, а также Тульский театр кукол покажет спектакль «Филиппок».
Вместе с администрацией Щекинского района мы провели покос травы, обработали все поля от клещей и комаров и повторим это перед самим фестивалем.
Организован фудкорт, парковки для гостей, трансфер в усадьбу. Мы увеличиваем время работы транспорта и его количество на этих маршрутах. В дни фестиваля будет увеличено количество рейсов по маршрутам «Тула — Щекино» и «Тула-Щекино-Советск». Они будут ходить до 0:30, а в день закрытия фестиваля — до 1:00. На время фестиваля движение по дороге к музею станет односторонним.
Усадьба полностью готова к фестивалю!
Для социально незащищенных категорий граждан, а также для тех, кто прошёл вакцинацию против COVID-19, в рамках акции «Без дистанции» предусмотрена квота на билеты. Также закуплены необходимые средства защиты.
Несмотря на то, что мероприятия фестиваля будут проходить на открытом воздухе, все зрители будут в масках в соответствии с противоэпидемическими требованиями.
Программный директор фестиваля Павел Руднев рассказал, что в программе фестиваля — 20 постановок ведущих театров из 10 регионов страны, в том числе 5 премьерных спектаклей и лекции известных специалистов в области культуры.
Павел Руднев
В этом году открытие фестиваля состоится в Туле на сцене театра драмы — будет показан статусный, большой серьезный спектакль театра им. Маяковского «Русский роман» с Евгением Симоновой в главной роли. Закроется фестиваль чеховской «Чайкой» — и это новое в фестивале. Мы приняли решение с этого года и в дальнейшем расширять тему фестиваля, выходить за пределы только толстовской проблематики, а говорить и о современниках Толстого, показывать спектакли по текстам, которые были написаны во время жизни Толстого.
Безопасность на фестивале будут ежедневно обеспечивать сотрудники полиции, Управления Росгвардии по Тульской области и частного охранного предприятия. На площадке будут дежурить бригады скорой медицинской помощи Центра медицины катастроф и Щекинской районной больницы.
Алексей Дюмин, губернатор Тульской области:
Алексей Дюмин
В этом году фестиваль «Толстой» пройдет в 5-й раз. Он стал брендом Тульской области, у него есть своя аудитория. Фестиваль значимый, важный, нужный. Он должен пройти на высоком организационном уровне и при соблюдении всех требований Роспотребнадзора. Наша задача — защитить здоровье людей, поэтому безопасность превыше всего.