Рассказ про балет спящая красавица

Легендарный балет чайковского лебединое озеро закроет ix фестиваль балета 29 сентября. также в рамках фестиваля театр кремлевский балет покажет: спектакль

Легендарный балет Чайковского «Лебединое озеро» закроет IX Фестиваль балета 29 сентября. Также в рамках Фестиваля театр «Кремлевский балет» покажет: спектакль о Добре и Зле «Спящая красавица» (28 сентября), спектакль об индийской красавице «Баядерка» (25 сентября), балет «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы М. И. Глинки (26 сентября). Спектакль «Жизель» о силе всепрощающей любви откроет Фестиваль 22 сентября.

Внимание! Мероприятие пройдет в формате COVID-FREE. Для посещения концерта, помимо билета, необходимо предъявить QR-код и паспорт! Подробнее с правилами посещения COVID-FREE-мероприятий Вы можете ознакомиться здесь.

П. И. Чайковский
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Балет в двух действиях, четырех картинах.

Либретто В. Бегичева и В. Гельцера.
Хореограф — постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров.

В спектакле использованы фрагменты хореографии Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского.
Художник — сценограф – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Бенедиктов.
Художник по костюмам – Ольга Полянская.

Балет «Лебединое озеро» гениального Петра Ильича Чайковского — не только «самый классичный, и при этом самый загадочный отечественный балет». На сегодня это самый знаменитый балет в мире, истинный символ русского балета.

В основу сюжета положена старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя заклятьем злого колдуна Ротбарта.

«Лебединое озеро» в постановке театра «Кремлёвский балет» — это нестареющее лирическое очарование классического танца, одухотворенная пластика рисунка, волшебная гармония музыки и хореографии. Постановщик балета Андрей Петров сохранил классическую редакцию балета, созданную великими русскими хореографами Мариусом Петипа, Львом Ивановым, Александром Горским, дополнив и связав воедино некоторые разрозненные фрагменты во имя целостности спектакля, а также, заново поставив новую хореографию 4-й картины балета.

Образ спектакля раскрывают и выразительные декорации художника-сценографа Станислава Бенедиктова, и костюмы изысканной цветовой гаммы, созданные художницей Ольгой Полянской.

С 1997 года спектакль сохраняется в репертуаре «Кремлёвского балета» и неизменно имеет большой зрительский успех.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 45 минут (с антрактом).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Cад перед замком Владетельной принцессы. Веселится молодежь, забавные пляски Шута сменяются танцами девушек и их кавалеров. Владетельная принцесса сообщает своему сыну – Принцу Зигфриду, что завтра на балу ефму предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Зигфрид остается равнодушен к ее словам.

С наступлением сумерек, оставшись один, Принц мечтает о той, кого мог бы полюбить. Друзья приглашают Зигфрида на ночную охоту. Стая лебедей привлекает внимание Принца. Он преследует прекрасных птиц в глухой лесной чаще.

На берегу темного озера у развалин мрачного замка властвует Злой Гений Ротбарт. Медленно плывут по озеру прекрасные девушки-лебеди, выйдя на берег, кружатся в плавном хороводе. Зигфрида привлекает одна из них – Одетта. Ее рассказ о колдовстве Ротбарта, превратившего девушек в лебедей, трогает сердце Принца. Злое заклятье может быть снято только беззаветной любовью. Принц влюблен и клянется Одетте в вечной любви. С рассветом девушки вновь превращаются в лебедей и уплывают.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Бал в замке Владетельной принцессы. Здесь Зигфрид должен выбрать невесту из числа приглашенных красавиц. Но Принц медлит явиться на бал. Гости смущены, и Шут начинает веселые пляски. Наконец появляется Зигфрид. Он помнит о своей клятве и холодно отворачивается от невест.

На балу появляется Злой Гений Ротбарт с дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Принц принимает Одиллию за свою возлюбленную и объявляет ее невестой. Клятва нарушена. Торжествующий колдун, указывая на появившуюся вдали Одетту, исчезает вместе с дочерью.

Мрачной тревожной ночью потрясенная Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида – надежда девушек на освобождение утрачена. Вбегает Зигфрид. Он не нарушал клятвы – в Одиллии он видел свою Одетту.

Ротбарт в ярости взывает к силам природы. Начинается буря, сверкают молнии, громадные волны захлестывают влюбленных, скрывая их в пучине.

Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Злой Гений побежден. Его чары рушатся.

Рассказ про балет спящая красавица             Рассказ про балет спящая красавица

Владетельная принцесса     
лауреат Всероссийского конкурса  Ксения Хабинец

Одетта — Одиллия     
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Екатерина Первушина

Принц Зигфрид         
Даниил Росланов  

Злой Гений    
Михаил Евгенов

Шут   
лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков 

Наставник – Церемониймейстер    
Сергей Васюченко

3 лебедя:       
лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева
лауреат Международного конкурса Анастасия Тетерина
лауреат Всероссийского конкурса Ксения Хабинец

4 лебедя:       
Яна Буравчикова
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Александра Криса
Ирина Липатова        
Екатерина Чекрыжева    

Невесты:        
Зинаида Батурина
лауреат Международных конкурсов Дарья Бочкова 
лауреат Всероссийского конкурса Злата Дорофеева 
лауреат Международного конкурса Вероника Варновская
лауреат Всероссийского  конкурса Алина Каичева
Екатерина Чекрыжева 

Па — де — труа:           
Полина Дияншина
лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева 
Анатолий Соя

Солисты вальса:       
Полина Агеева
Анна Анимуцкая 
Евгения Телятникова
Екатерина Чекрыжева 
Пётр Горбунов
Эдгар Егиазарян (первое выступление)
Иван Захарченко
Максим Сабитов

ТАНЦЫ (3 — я картина):
Испанский:                                                          
лауреат Международного конкурса Алина Липчук                                
Анастасия Тетерина
Максим Сабитов                           
Пётр Горбунов   

Неаполитанский:      
лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Александра Криса
лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Егор Мотузов

Венгерский:   
Полина Дияншина
Амир Салимов

Мазурка:        
Татьяна Журавлёва
Яна Касьянова
Артём Гореликов
Николай Желтиков

Придворные, слуги, вальс, лебеди, гости на балу – артисты театра «Кремлевский балет»

         Какая же девочка не мечтает стать балериной! Совершенные, физически красивейшие люди- артисты балета всегда  были образцами для подражания. А чудесные образы балетных историй:  сказочный новогодний Щелкунчик, умирающий лебедь, нежная Жизель, страстная Кармен запоминаются навсегда даже далёкими от искусства людьми.
 Французское слово ballet произошло от итальянского глагола ballare, что означает «танцевать». Современный балет – это смесь классического, народных и национальных танцев, гимнастики, пантомимы и порой даже акробатики.
Особенно модным этот вид искусства стал во Франции, где расцвёл как пышное торжественное зрелище — придворный балет, с тех пор все термины балета на французском языке.
 Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит музыка, ставшая основой классических балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Именно эти балеты Чайковского входят в пятёрку самых известных и популярных балетов мира. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

Интересные факты о балете

  • Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин.
  • По легенде, итальянская балерина Мария Тальони ( которая, кстати, ввела моду на пуанты и пачки и на могиле которой в наши дни юные артисты оставляют свои первые пуанты) во время гастролей в Россию на вопрос таможенников о драгоценностях показала на свои ноги.
  • меняет около трёхсот пар балетных туфель.
  • Балерины действительно должны быть очень стройными или даже худенькими. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
  • Для изготовления одной балетной пачки требуется около 15 метров тюля, а на работу уходит несколько дней.
  • Среди людей балета хватает профессиональных суеверий. Так, многие балерины стараются заходить в гримёрку исключительно с левой ноги.
  • Самым большим оскорблением для балета считается веник, завёрнутый в газету и брошенный на сцену вместо букета цветов.
  • С 2001 года балет находиться под запретом в Туркменистане.
  • Самое известное в мире балетное представление — «Лебединое озеро».
  • К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
  • Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
  • Многие люди сомневаются в некоторой терминологии балета. Так, артистка балета называется балериной, а мужским эквивалентом этого слова является понятие «солист/артист балета» или «танцовщик» и никакое другое.
  • Международный День балета 1 октября.
  • Самые известные в России, не смотря на тысячи других не менее достойных имён, артисты балета-  Анна Павлова  и Майя Плисецкая, а из мужчин- Михаил Барышников и Цискаридзе.
  • Любой в России знает, как выглядит один из эпизодов балета «Лебединое озеро»- это «Танец маленьких утят». Людям далёким от балета он знаком по многочисленным пародиям и сцене из мультфильма » Ну, погоди!».
  • «Умирающего лебедя», который стал визитной карточкой балерины, в первый раз Плисецкая станцевала в 14 лет. Суламифь Мессерер сама занималась постановкой номера для племянницы и изменила первоначальный вариант Михаила Фокина, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры Майи. Она выходила спиной к залу, чтобы зрители могли оценить красоту её рук. Посмотрите видео— посмотрите, разве можно не поверить в то, что её руки стали крыльями?

Загадки о балете для знатоков

Кто из вас, друзья мои, 
Гостью угадает? 
Крыльев нет, но смотришь… и, 
Кажется, летает. 
Много раз она была 
Героиней сказки. 
Часто смотрит в зеркала, 
Но не строит глазки. 
То на ней одно трико, 
То наряд старинный. 
Дети, к нам сейчас придет 
Тётя- … Балерина

Но балета красота – 

Плод трудов упорных! 
И не только мой здесь труд, 
Танец ставим вместе 
Я и тот, кого зовут 
Главный… Балетмейстер

Он на танец смотрит сам 

И дает советы, 
Чтобы слишком часто вам 
Не смотреть в … Либретто

А либретто – это 

Просто напросто сюжет 
Нашего балета. 
Надо рассказать без слов 
Зрителям так много: 
Как цветут цветы весной, 
Как бежит дорога, 
Как над замком вдаль плывет 
Тучек вереница, 
А принцесса спит и ждет 
Поцелуя принца. 

Нужен год, а может два 
При любых талантах, 
Чтоб достигнуть мастерства 
В танце на… Пуантах! 

Вот еще одна совсем 

Легкая задачка: 
Юбку балерины все 
Называют… Пачка!

Ах, как много складок тут – 

Сосчитай попробуй! 
К каждому спектаклю шьют 
Мне наряд особый. 
Но не думайте, что все 
Лишь в наряде дело. 
Чтоб как следует свое 
Подготовить тело 
К темпам, позам и прыжкам, 
Нужно нам, актрисам, 
Упражняться у станка – 
Делать…Экзерсисы

Что посмотреть
мультфильм «Щелкунчик и мышиный король» 1973 года с музыкой Чайковского,
французский мультфильм 2017 года «Балерина», 
Музыкальный фильм-сказка «Хрустальный башмачок» / 1960,
 Балет «Лебединое озеро»
«Спящая красавица» фильм-балет 1964 года
Балет «Щелкунчик»
Балет «Жар- птица»
Лондонский детский балет A Little Princess 2012
Snow White 2015 

Балет на картинах художников:
Эдгар Дега
Анастасия Вострецова
Guan ZeJu
Андрей Атрошенко
Stephen Pan
Анна Разумовская
Юрий Кротов
Corinne Hartley
акварели китайского художника  Liu Yi
Кристин Хейворт
Картины художника Константина Разумова с девочками балеринами:
https://www.liveinternet.ru/users/pkfnf/post278786958/


Игра-танец «Балет, замри!» 
Подготовьте музыкальную композицию, которая ассоциируется с балетом, например «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик». Пусть дети под музыку танцуют, но только музыкальное произведение останавливается, все должны замереть и не двигаться. Кто шевельнется или засмеется, выбывает
Почитать детям 
Театральные сказки Илзе Лиепы 
Ждём перевод на русский красивой книги об Анне Павловой
Хельга Банш: Мими-балерина
Щелкунчик и другие классические сказки-Книга с либретто балетов — Лебединое озеро, Жизель, Коппелия, Петрушка, Щелкунчик, Спящая Красавица

Урок изучения и закрепления новых знаний

Сказочный

балет Чайковского«Спящая

красавица»

Picture 2

Урок музыки учителя первой

квалификационной категории

МОУ СОШ №8 г.Аткарска

Однобурцевой О.Н..

2018 г.

Класс: 3 «а»

Четверть:III

Программа: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.                           

Данный урок является одним из цикла «В музыкальном театре»

Цель:

Формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле, знакомство с балетом «Спящая красавица» П.И.Чайковского.

Обучающие задачи:

Сформировать представление о балете как о музыкальном спектакле, объединяющем в себе разные виды искусства.

Понимать, как музыка рисует характеры героев и их чувства.

Научиться анализировать фрагменты балета, сравнивать музыку главных героев: феи Карабос и феи Сирени.

Развивающие задачи:

Развитиеинтереса к театральному искусству,к музыке русских композиторов.

Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности.

Развитие у учащихся воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать впечатления через движение, пластику.

Развитие вокально-хоровых навыков учащихся: формирование вокальной артикуляции, совершенствование умения петь в унисон, интонационно чисто и слаженно.

Воспитательные задачи:

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения.

Воспитание зрительской культуры.

Развитие личностных и творческих способностей детей.

Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Совершенствование познавательных процессов.

Развитие эмоциональности, интеллектуальности.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Формы взаимодействия: индивидуальные, групповые, коллективные.

Музыкальный материал:

1. Фонограммы минус к детской опере «Муха цокотуха».

2. Музыкальные эпизоды для угадывания, повторения материала прошлых уроков.

3. «Увертюра», «Вальс», «Кода и финал» из балета Чайковского «Спящая красавица».

Видеоматериал:

1. Эпизоды – сцены Феи Карабос из балета Чайковского «Спящая красавица».

2. Эпизод – сцена Феи Сирени из балета Чайковского «Спящая красавица».

3. «Вальс цветов» из балета Чайковского «Спящая красавица».

Наглядно-иллюстративный материал:

— презентация №1 – «Музыкальное приветствие»

— презентация №2 – «Сказочный балет Чайковского «Спящая красавица»

Музыкальные термины:

— балет, увертюра, контраст, солист, кордебалет

Оборудование: звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура, фонограммы, мультимедиа.

Виды деятельности: слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение танцевальных движений, просмотр видеоматериалов, сольное и хоровое исполнение, рисование.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Актуализация внимания.

Презентация №1

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»

Сегодня начинается Неделя музыки в нашей школе. Я напоминаю вам об этом. Надеюсь, что вы все уже заранее подготовились к различным мероприятиям этой Недели и с удовольствием в них поучаствуете!

2. Повторение пройденного материала.

Актуализация опорных  знаний учащихся.

Вот уже несколько уроков мы с вами знакомимся с понятием — музыкальный спектакль. Этот сценический жанр, как вы уже узнали, бывает разным. Давайте для начала повторим и вспомним всё, что мы знаем про музыкальные спектакли.

Презентация №2

Слайд 1

Какие виды музыкального спектакля вы знаете? (опера, балет, мюзикл)

Слайд 2

Кто из композиторов написал оперы? (Оперы: «Руслан и Людмила» (М.Глинка), «Орфей и Эвридика» (Глюк), «Снегурочка» и «Садко» (Римский – Корсаков))

Слайд 3

Определите персонажей, которые являются героями оперы «Снегурочка». (картинки: Лель, Черномор, Снегурочка, Садко, Орфей и Эвридика)

Слайды 4-5

Угадайте мелодии из изученных опер.

(Хор фурий из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», Марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», Песня Садко из оперы Римского-Корсакова «Садко», Каватина Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Мелодия для флейты из оперы Глюка «Орфей и Эвридика, Песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», Сцена Наины и Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Увертюра из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)

Слайд 6

Вопросы на повторение знаний музыкальных терминов.

(Как называется краткое содержание музыкального спектакля? (либретто) Как называется вступление музыкального спектакля? (увертюра)Как называют главных исполнителей в музыкальном спектакле? (солисты)Как называют всех остальных исполнителей в опере и в балете? (хор, кордебалет))

Слайд 7

Исполнение по ролям сказочной детской оперы «Муха цокотуха».

(фонограммы минус, раздаточный материал с текстом оперы)

3.Открытие новых знаний.

Прием «Нестандартный вход в урок»

На этом уроке, мы с вами продолжим знакомиться с интересным, новым для вас, жанром музыкального спектакля. А с каким именно – разгадайте загадку:

 С музыкой разной дружим мы с детства, жанров ненужных в музыке нет!

 Самый загадочный и интересный, самый таинственный жанр (балет).

Слайд 8

  1. Слово — Балет.

И ещё раз скажем, что такое балет.

(дети отвечают: это музыкальный спектакль, в котором все действующие персонажи танцуют)

  1. Картинка– балерина на пуантах

А теперь вам придётся отгадать, какой же балет мы будем изучать.С помощью шифра прочитайте название балета.

Слайд 9

Изображение шифра и надписи.

Сейчас отгадайте с помощью другого шифра, фамилию композитора балета «Спящая красавица»

Слайд 10

  1. Изображение шифра фамилии композитора.

  2. Слово — Чайковский.

  3. Фотография — П.И.Чайковского.

Запишемв рабочую тетрадь тему нашего урока.

Слайд 11

  1. Название темы урока «Балет «Спящая красавица». П.И.Чайковский».

Балет написан в 1889 году (около 130 лет назад) по сюжету сказки Шарля Перро.

  1. Информация, годы.

Давайте с вами вспомним содержание этой сказки.

  1. Картинка – старинный замок с летящими к нему феями.

Приём «Согласен – Не согласен»

Если вы будете согласны с моим рассказом, то отвечайте – да, если нет – говорите правильный ответ.

Однажды в одной прекрасной сказке у короля и королевы родился сын (дочь –принцесса Аврора).

На крестины были приглашены все — и добрые феи, и злые (злая фея Карабос была не приглашена).

Рассердившись, злая фея сама пришла на крестины и подарила от радости много денег (наложила проклятье)

Карабос сказала, что когда принцессе исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и от этого станет злой волшебницей (умрёт).

А добрая фея Сирень сказала, что принцесса не умрет, а наоборот станет доброй волшебницей (уснёт)

Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старик прял пряжу, он ничего не знала об указе короля (старушка)

Аврора уколола палец и уснула. А сто лет спустя, принц проник в спящий лес, где увидел спящую принцессу и пробудил её палкой(поцелуем).

Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос (да).

Знакома ли вам музыка балета по сказке «Спящая красавица? (ответы детей).

Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны танцоры, музыканты, для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд.  

А вы хотели бы на этом уроке почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта? (ответы детей).

Тогда давайте сначала попадём в творческую мастерскую костюмеров.

Слайд 12

  1. Надпись «Мастерская костюмеров»

Чтобы правильно создать костюмы для главных персонажей необходимо, изначально, послушать музыку этого балета.

Послушаем увертюру — вступление к балету и поймём, с какими персонажами знакомит нас эта музыка, кого изображает.

  1. Фонограмма увертюры.

Правильно, музыка изображает злую фею Карабос и добрую фею Сирень.

Запишемв рабочей тетради – Слушали Увертюру балета (темы фей — злой Карабос и доброй Сирени)

Приём «Работа в парах».

У вас на партах есть рисунок с изображением этих фей (раздаточный материал)

Поэтому вам задание – поработать костюмерами и соответственными цветами разукрасить костюмы героев.

Работать за партой нужно в парах, можно совещаться – один ученик на листке разукрашивает фею Карабос, другой – фею Сирень. Подпишите вверху над феей свою фамилию.

4.Выполнение художественной работы (5 минут)

Покажите, что у вас получилось. Вижу, что злую фею Карабос многие ребята изобразили в чёрных и красных цветах. Вот примерно такая она получилась.

  1. Картинка — фея Карабос

Давайте посмотрим на различных примерах, как же в настоящих театрах костюмеры наряжали злую фею.

  1. Видео балета 1 –фея Карабос (1 минута)

  2. Видео балета 2–фея Карабос (1мин.30секунд)

  3. Видео балета 3 –фея Карабос (30секунд)

Вижу по вашим работам, что добрая фея получилась в нежных сиреневых тонах. Вот примерно так.

  1. Картинка – фея Сирень.

Давайте посмотрим, как же в настоящих театрах костюмеры наряжали добрую фею.

  1. Видео балета – фея Сирень (1 мин.45секунд).

Приём «Отсроченная отгадка»

После нарисованных и увиденных фей – таких совершенно разных и противоположных, у нас вами появляется вот такое слово – Контраст.

  1. Слово – Контраст.

Запишемв рабочей тетради: Контраст – это …..

Кто-нибудь знает, что это слово означает? (ответы детей)

Давайте пока на время отсрочим отгадку, потому что для лучшего понимания этого слова нам необходимо попасть в «Мастерскую музыкантов».

Слайд 13

  1. Надпись «Мастерская музыкантов».

Представьте, что мы с вами музыканты.

Нам нужно будет играть в балете музыку и для феи Сирени…

  1. Картинка – фея Сирени (уходящая влево)

И для феи Карабос…

  1. Картинка – фея Карабос (уходящая вправо)

Прием «Шаг за шагом»

Сейчас мы этих фей с вами получше представим.

Я приглашаю выйти 2-х учеников. Один из вас будет — фея Карабос, другой — фея Сирень. Ваша задача – по очереди, делая шаг вперёд, говорить ответ на вопрос « Я самая какая?». Победит тот, кто больше назовёт.

Итак, начинаёте словами «Я самая…………..» (? – злая, добрая и т.д)

Теперь давайте на нашем слайде все вместе, правильно расставим средствами выразительности характера наших разных фей.

    1. Слова – спокойно, страшно, светло, грубо,

мелодично, резко, напевно, сердито (расставляются к феям)

А теперь, зная противоположные характеры наших фей мы «сыграем» на музыкальных инструментах в нашем волшебном оркестре.

Выбирайте и изображайте, кто на чём будет играть: на струнных (скрипках, арфах), на духовых (трубах, кларнетах), на барабанах, на клавишных. Я буду дирижер.

Слушаем музыку и соответствующе эмоционально подыгрываем.

12. Фонограмма Кода и финал балета.

А теперь продолжим нашу запись в тетради.

Что же означает слово контраст, как вы поняли?

Запишемв рабочей тетради: Контраст – это сравнение двух разных противоположностей.

Пришло время и мы с вами в мастерской танцоров.

Слайд 14

  1. Надпись «Мастерская танцоров».

Здесь все готовятся к танцам на королевском балу. Ведь у принцессы Авроры день рождения и там царит праздничное настроение. Звучит прекрасная музыка вальса, и мы с вами тоже будем учиться его танцевать.

Для этого встаньте парами, напротив друг друга.

Танец вальс танцуется на счёт – раз, два, три. Потанцуем (по отдельности, кружась на месте под счёт, в парах)

  1. Фонограмма «Вальс цветов» из балета.

5.Исполнение танцевальных движений (физминутка)

Многие поняли, как сложно красиво танцевать. Сейчас мы посмотрим, как танцует этот же вальс кордебалет «Спящей красавицы».

  1. Видео балета – Вальс цветов (1мин.50секунд)

Запишемв рабочей тетради: Слушали «Вальс цветов».

Благодаря нашей сегодняшней практической работе, мы делаем с вами вывод о том, что балет — это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства – музыку, живопись и танец.

6.Вокальная работа.

Так как наш балет сказочный, то предлагаю исполнить сказочную песню.

(раздаточный материал с песней «В гостях у сказки»)

Слайд 15

Фонограмма песни «В гостях у сказки»

7.Проверка усвоения нового материала

Приём«Хочу спросить»

Подведём итог. После того, как вы побывали на уроке в разных ролях — костюмеров, музыкантов, танцоров, после того как узнали много нового, я предлагаю вам задать друг другу любые вопросы на тему Балет.

Но только с одним условием – чтобы ваш вопрос начинался, например, с фразы «Хочу тебя спросить, Саша, был ли ты когда-нибудь на балете?» или «Хочу тебя спросить, Даша, какую роль ты хотел бы сыграть в балете и почему?

Вопросы от учителя:

— Вам было интересно сегодня на уроке?

— Вам понравилась музыка, которую вы услышали?

7.Рефлексия.

Приём «Мысли во времени»

Я называю вам фразу, которая была главной на уроке. Это фраза — «Балет «Спящая красавица», а вы говорите мне любые свои мысли, которые «приходят в голову», связаны с заданной фразой.

Прием «Отметка»

— Что бы вы поставили за урок своему однокласснику, сидящему рядом за партой?

— Что бы вы поставили за урок себе?

— Что бы вы поставили учителю?

Прием «Настроение»

Проголосуем, отвечая на вопрос — какое у вас настроение после урока. Поднимите руку кому:

— Грустно? Что-то не понятно? Весело? Всё просто замечатенльно?

8. Домашнее задание.

Слайд 16

Учебник – страницы 86-89

— Нарисовать афишу к балету «Спящая красавица».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456642-urok-muzyki-v-3-klasse-balet-chajkovskogo-spj

Спящая красавица. Театр им. Кирова, Ленинград, 1964, дирижеры Борис Хайкин, Юрий Гамалей. Полностью балетный спектакль

Спящая красавица. Труппа «Балет Василёва и Касаткиной». Москва, «Новая Опера», 20 апреля 2010 года. Полностью балетный спектакль

«Спящая красавица» — балет в трёх действиях, с прологом и апофеозом композитора П. И. Чайковского по либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; балет сочинен в 1889, первая постановка: 3 января 1890 года, Мариинский театр (Петербургская императорская труппа), Санкт-Петербург; балетмейстер М. И. Петипа.

[править] Литературная основа

Французский сказочник Шарль Перро опубликовал сказку «Спящая красавица» в 1697 году. Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм. С тех пор простой сюжет о феях добра и зла вдохновлял многих музыкантов, художников, литераторов на создание собственных произведений на этой же фабульной основе.

До Чайковского к тому же самому сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица спящего леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 апреля 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др.

И вот через 60 лет, в 1889 году, уже в России, опять появился интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный сюжет.

[править] История создания

Идею постановки балета высказал директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835—1909) — помимо занимаемого высокого поста, он был известен и как литератор, сценарист, художник, театральный деятель[1]. Он сам и взялся за разработку либретто вместе с балетмейстером Мариусом Петипа. Всеволожский писал по поводу своего видения балетного спектакля: «Я задумал написать либретто на „La Belle an bois dormant“ по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в духе Louis XIV — тут может разыграться фантазия — сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др.»[2]. Кроме того, Всеволожский сам стал создавать эскизы костюмов для балета.

В качестве композитора для будущей постановки решено было пригласить Петра Ильича Чайковского, к которому Всеволожский обратился в мае 1888 года[1]. В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал Чайковскому подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка[1]. Брат композитора, Модест Ильич Чайковский свидетельствовал, что Петр Ильич очень внимательно отнесся к разработкам Петипа и в точности следовал им, ничего не меняя[2].

Сохранились документы, что Чайковский с огромным удовольствием взялся за сочинение музыки и писал одному из чиновников конторы Императорских театров: «Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится и я с величайшим удовольствием займусь им»[2].

Музыка сочинялась с большими перерывами — Чайковский уезжал за границу, где тоже продолжал работать над балетом, и на некоторых фрагментах рукописи сохранились авторские указания на Средиземное море, во время плавания по которому композитор записывал музыку. Балет был готов в августе 1889 г.[2].

Так появилась новая версия балета.

Дирекция императорской труппы к постановке отнеслась весьма серьезно и выделила на нее значительные средства.

            «Спящая красавица» оказалась одной из самых помпезных и дорогих балетных премьер Мариинского театра: «гардероб, декорации, машины и реквизит „Спящей красавицы“ обошлись около 42 000 рублей, то есть несколько более четвертой части всего годового бюджета монтировочной (то есть обстановочной) части петербургских театров»[3].

Работа П. Чайковского и М. Петипа была заслуженно признана выдающейся и балет занял видное место среди мировых шедевров балетного искусства[4].

[править] Музыка

Музыкальная разработка поставлена как борьба добра и зла и их противопоставление. Эти две силы олицетворяются двумя персонажами: фея Сирени и фея Карабос, на роль феи Карабос М. Петипа сразу назначил мужчину — первым исполнителем партии стал Энрико Чеккетти.

Чайковский в некоторых сценах использовал стилистику классицистского танца[2], что придает всему балету некий экскурс в прошлое, но стилизованность не дает забыть, что это лишь взгляд в прошлое. Вся музыка соответствует сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни[2].

Однако в процессе хореографической работы наметились музыкальные перестановки, а какие-то фрагменты подверглись сокращению.

Очень скоро выяснилась немалая оркестровая проблема. Дело в том, что балетные оркестранты не могли справиться с симфонизмом; оркестр для балетных спектаклей был уменьшенный по сравнению с оперным. Балет вообще считался в музыкальном плане более легковестным и несерьезным искусством по сравнению, скажем, с оперой. И «серьезным» музыкантам, по понятиям времени, вообще не пристало заниматься балетами. Э. Ф. Направник впоследствии записал в своей «Памятной книге»: «„Спящая красавица“ Чайковского. По общим понятиям, очень много хорошей музыки для балета, но для балетных танцев мало удобна. Благодаря популярности автора и роскошной обстановке балет имел блестящий успех» (ЛГИГМК, ф. 21, кн. 1)[5]. Почему-то в то время считалось, что усложненная музыка мешает танцевальному мастерству артистов балета.

И композитору в конце концов пришлось с этим смириться. Но потом, при издании партитуры, он писал П. И. Юргенсону 28 февраля/12 марта 1890 г.: «Менять не нужно ни одной ноты. Ведь балет та же симфония!» (Полн. собр. соч., т. 15-Б, с. 81—82)[5].

Но в процессе работы приходилось заменять какие-то фрагменты, с которыми оркестр не мог справиться. В результате не все вошло в первую постановку, а какие-то музыкальные куски оказались в разных вариантах.

Лишь спустя годы, когда музыка к балетам была «реабилитирована», музыкальная критика заговорила о значении балетов П.Чайковского для мировой музыкальной культуры: «…балет „Спящая красавица“ имел то же значение, что и „Руслан и Людмила“ в опере — Пётр Ильич Чайковский возвёл балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка „Спящей красавицы“ исполняется на концертах симфонической музыки многих всемирно известных дирижеров и оркестров. А сам композитор считал своё произведение „едва ли не лучшим из всех сочинений“»[6].

Постановщики следующих поколений, основываясь на хореографии Мариуса Петипа, много раз, каждый по-своему, варьировали танцевальные сцены, что-то убирая или возвращая. Музыка Чайковского дает возможности для создания отдельной партитуры для каждой хореографии.

[править] Краткое содержание

Иногда балет ставится не в трёх актах, а в двух (такова постановка 2011 года в Москве в Большом театре[7]): вся сюжетная история происходит в первом действии, а на второе оставляется танцевальный апофеоз свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире[1].

Сцена из спектакля в первой постановке балета, 1890 г.

Павел Гердт (принц Дезире) и Карлотта Брианца (принцесса Аврора) в первой постановке балета, 1890 г.

Карлотта Брианца — Аврора

Мария Петипа в роли Феи Сирени в первой постановке балета. Мариинский театр, 1890 г.

Афиша первого представления балета «Спящая красавица» в Мариинском театре в Петербурге

Пролог. В замке короля Флорестана большое празднество — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. На крестины принцессы съезжается весь бомонд прекрасных фей. Каждая из них приготовила юной принцессе свой подарок. Но вдруг веселье обрывается. Оказалось, что на праздник забыли пригласить злую фею Карабос, и вот теперь злая Карабос со всей своей свитой явилась сама со своими дарами. Но ее подарки ужасны. Она предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей (в оригинальной версии сказки — веретено) в 16 лет. Гости выгоняют злую волшебницу и спешат успокоить встревоженных родителей: ведь они, добрые волшебницы, тоже кое-что умеют — и Аврора будет возрождена. Но король не на шутку озадачен и издает указ уничтожить все спицы…

Первое действие. Принцессе исполняется 16 лет. Но в этот же день церемониймейстер обнаруживает четырёх женщин, которые продолжают вязать на спицах, несмотря на запрет, действующий уже 16 лет. Преступниц спасает от смертной казни только праздник в честь дня рождения принцессы. Во дворец съезжаются гости, среди них прекрасные принцы, влюблённые в Аврору. Появляется новая гостья — старая дама, дарящая Авроре букет цветов. Аврора берет букет, но среди цветов спрятана спица — принцесса укалывается ею и умирает. Фея Сирени спешит успокоить несчастных короля и королеву: она не может совсем отменить коварного колдовства, но обещает, что через сто лет принцессу найдёт и поцелует прекрасный принц — тогда злые чары рассеются и она очнётся. А вместе с ней заснет и проснётся весь королевский двор. И весь парк, окружающий королевский замок, превращается в лес.

Второе действие. Проходит сто лет. Возле старого заброшенного королевского замка со своей свитой охотится за птицами молодой прекрасный принц Дезире (в западном варианте Prince Florimund). К нему подходит Фея Сирени и погружает юношу в сон. Но сон этот необычный. Принц во сне танцует с Авророй, однако появляется злая фея Карабос, похищает принцессу и увозит ее в свой замок. Проснувшийся от волшебного сна принц видит старый королевский замок и устремляется туда. А там он находит спящую принцессу Аврору из своего сна. Юноша целует принцессу. И вдруг колдовство уходит — всё в замке приходит в движение, жизнь возвращается.

Третье действие. Торжественно и весело проходит свадьба принца и принцессы, в ней участвуют все — и слуги, и феи, и сказочные звери и птицы[8], и герои других сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка, принц Фортюне, феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота, Серебра…

Апофеоз. Всеобщее ликование сопровождает появление Феи Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.

[править] Премьера

Еще до премьеры на генеральной репетиции присутствовала императорская семья и осталась очень довольна увиденным[2]. По другим сведениям, царская семья отнюдь не была в восторге от нового балета, но вежливо приняла работу своего прославленого балетмейстера.

Премьера прошла 3 января 1890 года на сцене императорского Мариинского театра. Исполнители: Аврора — Карлотта Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — М. М. Петипа, фея Карабос и Голубая птица — Энрико Чеккетти, фея Бриллиантов — Анна Иогансон, фея Золота — Клавдия Куличевская, фея Серебра — Елизавета Крюгер, фея Сапфиров — Мария Тистрова, Кот в сапогах — А. Ф. Беке́фи, Принц Фортюне — П. К. Карсавин, принцесса Флорина — В. А. Никитина, Ослиная кожа — Ольга Касаткина, принц Шарман — Антон Пантелеев, Красавица — Ольга Заседателева, Флорестан — Феликс Кшесинский[9], Зверь — Сергей Константинов, Людоед — Алексей Булгаков, фея Флёр де Фарин и Белая кошечка — Мария Андерсон[10]; роли Мальчика-с-пальчик и его братьев исполняли воспитанники Петербургского театрального училища, среди них будущий выдающийся балетмейстер М. М. Фокин[11].

Зрительский успех балета был безоговорочный.

В одном из писем Модест Ильич сообщал брату Петру, что теперь, встречаясь, люди не говорят — «здравствуйте!» — а: «Вы были на „Спящей красавице“?»[5].

[править] Дальнейшие постановки

В 1896 году постановку Мариуса Петипа перенес в миланский театр «Ла Скала» балетмейстер Giorgio Saracco, в партии Авроры — Карлотта Брианца, исполнительница той же партии на премьере в Петербурге.

Анна Павлова в роли Авроры в балете «Спящая красавица»

Через девять лет после постановки в Петербургской императорской труппе к балету обратилась и Московская императорская труппа. На сцене московского Большого театра премьера состоялась 17 января 1899 года. Это было возобновление хореографии Мариуса Петипа, постановку осуществил Александр Алексеевич Горский; художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева (во втором составе А. А. Джури), принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.

Р.Нуреев (Rudolf Nureyev Solo Debut on American TV 1963). He danced the male solos from Tchaikovsky’s Sleeping Beauty and from Katchaturian’s Gayne.

Alexandra Ansanelli as Princess Aurora («Спящая красавица»). Королевский балет (The Royal Ballet) Ковент-Гарден, Лондон, 2008 г.

Весной 1910 года этот балет очень выручил в Париже С.Дягилева: он готовил балет «Жар-птица», но к объявленному сроку не поспевал, и тогда показал французам pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица», неизвестное парижанам и переименованное им по этому случаю в «Жар-птицу», в ориентальных костюмах Льва Бакста и с теми же исполнителями, которые должны были исполнять главные партии и в настоящем балете «Жар-птица»: Тамарой Карсавиной и Михаилом Фокиным[12][13][14]. Парижане, судя по всему, остались вполне довольны.

В 1914 году балет вновь вернулся в Мариинский театр, хореографию по Петипа возобновил балетмейстер Николай Григорьевич Сергеев — по записям специальной системы, разработанной его педагогом В. И. Степановым.

В 1921 году в Лондоне труппа С. П. Дягилева показала постановку Н. Сергеева в оформлении художника Л. Бакста.

В 1922 в том же Мариинском театре, где балет появился впервые, но уже с его новым советским названием — Петроградский театр оперы и балета, постановку повторил балетмейстер Фёдор Васильевич Лопухов.

Это были первые постановки.

В дальнейшем балет неоднократно ставился на многих мировых сценах.

Балет «Спящая красавица» признан мировым шедевром и вот уже более ста лет его постановки осуществляются в различных театрах всего мира.

Только московский Большой театр на своей сцене знает семь различных постановок этого неумирающего балета[7].

Когда после ремонта московский Большой театр осенью 2011 года вновь распахнул двери, первым балетом на его сцене стала «Спящая красавица». Автором новой хореографической редакции знаменитого балета стал народный артист СССР Юрий Григорович. Сценографию для «Спящей красавицы»-2011 составил итальянский художник Эцио Фриджерио (лауреат премии «Оскар» за работу в фильме «Сирано де Бержерак»)[7]. В премьерном спектакле исполнители главных партий: Принцесса Аврора — Светлана Захарова, Принц Дезире — американский танцор Дэвид Холберг; эти же партии исполняют Анна Никулина (Аврора) и Артем Овчаренко (Дезире)[7].

Балет продолжает свою сценическую жизнь в разных музыкальных театрах, в новых хореографиях и с новыми поколениями исполнителей.

Кроме того, существуют модернистские постановки, то есть — использующие музыку для совсем иной, не классической, хореографии. Примером может быть балет в хореографии британского балетмейстера Мэтью Борна (Matthew Bourne).

[править] Источники

  1. 1,01,11,21,3 «Спящая красавица»
  2. 2,02,12,22,32,42,52,6 Балет «Спящая красавица», автор П. Е. Вайдман
  3. Чайковский и Императорская сцена; автор Татьяна Плахотина
  4. Константинова М. Е. «Спящая красавица». Шедевры балета. — М: Искусство, 1990. — 239 с. — ISBN 5-210-00344-2.
  5. 5,05,15,2 М. К. Андерсон. Встречи с П. И. Чайковским (Комментарии)
  6. Спящая красавица
  7. 7,07,17,27,3 Спящая Красавица в Большом театре в Москве
  8. СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
  9. Кшесинский Феликс Ив.
  10. АНДЕРСОН Мария Карловна (1870—1944) (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
  11. Фотографии из спектакля первой постановки. Фотоателье Императорских театров, 1890 год
  12. 100-летие. Русские сезоны. Жар — птица.
  13. Бронислава НИЖИНСКАЯ. Ранние воспоминания, М., Изд-во «АРТ», 1999
  14. Карсавина Тамара Платоновна

https://ria.ru/20220102/grigorovich-1765817671.html

Биография Юрия Григоровича

Биография Юрия Григоровича — РИА Новости, 02.01.2022

Биография Юрия Григоровича

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января… РИА Новости, 02.01.2022

2022-01-02T04:00

2022-01-02T04:00

2022-01-02T04:00

справки

юрий григорович

санкт-петербург

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/52772/01/527720124_0:10:3005:1700_1920x0_80_0_0_d575b8a154c7767981a76e7d65fe6d0f.jpg

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье служащего. Его дядя по матери, Георгий Розай, был танцовщиком – выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.В 1946 году Юрий Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.Cреди его ролей в театре – Половчанин в опере «Князь Игорь» композитора Александра Бородина, Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в «Каменном цветке» Сергея Прокофьева, Ретиарий в «Спартаке» Арама Хачатуряна и другие.Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты «Аистенок» Дмитрия Клебанова и «Семеро братьев» на музыку Александра Варламова.Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» Арифа Меликова (1961).В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет «Щелкунчик» Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.Большой успех в различных странах мира имел балет «Спартак», поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии. В Большом театре Григорович поставил балеты «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева (1975), «Ангара» Андрея Эшпая (1976),»Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1982).Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов «Спящая красавица» (1963, 1973) и «Лебединое озеро» (1969, 2001) Чайковского, «Раймонда» (1984, 2003) Александра Глазунова, «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) Адольфа Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Людвига Минкуса.В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича».В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»).В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Корсар», «Баядерка», «Иван Грозный», «Спящая красавица» и др. В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре «Кремлевский балет» – «Ромео и Джульетта» (1999) и «Иван Грозный» (2001), затем «Корсар» (2007). В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко им был поставлен балет «Каменный цветок».В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета «Лебединое озеро» в новой редакции, затем были возобновлены постановки «Легенды о любви», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спартак», «Золотой век» и другие.В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы. В ноябре 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича. В ноябре 2012 года состоялась премьера балета «Иван Грозный» Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера. В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет «Золотой век» Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета «Каменный цветок» Прокофьева. Премьера была приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО.С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда «Русский балет».С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз Benois de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета. Является художественным руководителем, сопредседателем Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976) и Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» III (2002), II (2007), и I (2011) степеней. В 2017 году Юрий Григорович был удостоен Ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды Российской Федерации.Григорович также отмечен наградами иностранных государств.Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

санкт-петербург

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/52772/01/527720124_338:0:3005:2000_1920x0_80_0_0_b1168f90a65def57573522cbed659017.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, юрий григорович, санкт-петербург

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье служащего. Его дядя по матери, Георгий Розай, был танцовщиком – выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1946 году Юрий Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.

Cреди его ролей в театре – Половчанин в опере «Князь Игорь» композитора Александра Бородина, Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в «Каменном цветке» Сергея Прокофьева, Ретиарий в «Спартаке» Арама Хачатуряна и другие.

Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты «Аистенок» Дмитрия Клебанова и «Семеро братьев» на музыку Александра Варламова.

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» Арифа Меликова (1961).

В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).

На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет «Щелкунчик» Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Большой успех в различных странах мира имел балет «Спартак», поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева (1975), «Ангара» Андрея Эшпая (1976),»Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов «Спящая красавица» (1963, 1973) и «Лебединое озеро» (1969, 2001) Чайковского, «Раймонда» (1984, 2003) Александра Глазунова, «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) Адольфа Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Людвига Минкуса.

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича».

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»).

В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Корсар», «Баядерка», «Иван Грозный», «Спящая красавица» и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре «Кремлевский балет» – «Ромео и Джульетта» (1999) и «Иван Грозный» (2001), затем «Корсар» (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко им был поставлен балет «Каменный цветок».

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета «Лебединое озеро» в новой редакции, затем были возобновлены постановки «Легенды о любви», «Раймонда», «Щелкунчик», «Спартак», «Золотой век» и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

В ноябре 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – «Спящая красавица» в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась премьера балета «Иван Грозный» Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет «Золотой век» Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета «Каменный цветок» Прокофьева. Премьера была приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО.

С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз Benois de la danse за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является художественным руководителем, сопредседателем Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985).

Награжден орденами Ленина (1976) и Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» III (2002), II (2007), и I (2011) степеней. В 2017 году Юрий Григорович был удостоен Ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды Российской Федерации.

Григорович также отмечен наградами иностранных государств.

Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  • Рассказ про бактерии для 3 класса
  • Рассказ про баню зимой с женщиной
  • Рассказ про багульник 2 класс окружающий мир
  • Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир
  • Рассказ про байкал для детей