Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Доклады биология полезные бактерии бактерии - одни из самых многочисленных и распространенных живых организмов на нашей планете. мы можем найти
  • Доклады
  • Биология
  • Полезные бактерии

Бактерии — одни из самых многочисленных и распространенных живых организмов на нашей планете. Мы можем найти их буквально везде: в воздухе, в воде, в почве, в тканях растений и животных. И, конечно же, мы можем встретить бактерии и внутри самого человека. Некоторые из них вредят нашему организму, а некоторые, напротив, необходимы для его здорового функционирования. Другие же виды микроорганизмов человек научился использовать себе во благо в медицине, сельском хозяйстве и производстве. Рассмотрим хотя бы малую часть из огромного списка полезных для человека бактерий.

Азотобактер.

Представители рода этих микроорганизмов знакомы каждому из школьного курса биологии. Они обитают преимущественно в почве и аккумулируют в себе азот из воздуха, чем делают землю более плодородной. Помимо того, что азотобактерии обогащают почву полезным для растений азотом, они еще и очищают её от ртути и свинца.

Стрептомицеты.

Этот род бактерий используется в медицине для создания противогрибковых, антибактериальных и противоопухолевых средств. Так же они входят в состав препаратов помогающих при глаукоме и отторжении трансплантируемых органов. Некоторые виды стрептомицетов в больших дозировках являются ядами, поэтому иногда их используют в борьбе с насекомыми (например, аллозамидин помогает в борьбе с насекомыми-переносчиками малярии).

Бифидобактерии.

Один из самых распространенных бактерий, без которых невозможно здоровое функционирование человеческого организма. Они отвечают за создание кислой среды, уничтожающей болезнетворные бактерии и прекращающей процессы гниения и брожения, помогают в переваривании углеводов и всему пищеварению в целом. Еще бифидобактерии необходимы для усвоения витаминов B и D и синтеза витамина C.

Лактобактерии.

Эти бактерии препятствуют развитию патогенной микрофлоры кишечника и подавляют в нём развитие болезнетворных микроорганизмов. Так же без них невозможна нормальная работа иммунной системы.

Энтерококки.

Данные бактерии являются условно безопасными, поскольку в малой концентрации они помогают организму в защите от патогенной микрофлоры и усвоении сахарозы, однако превышение их нормального количества может привести к развитию болезней кишечника.

Кишечные палочки.

Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать кишечную палочку с обязательным отравлением организма, некоторые их виды являются обязательным условием здоровья микрофлоры кишечника. Более того, некоторые виды отвечают за синтез кислоты, которая в слою очередь учувствует в образовании красных кровяных телец в организме.

Вариант 2

Все болезни начинаются с кишечника. Еще Гиппократ сказал это, и современная наука подтверждает, что 80% иммунной системы располагается там. На самом деле, чтобы быть здоровыми, наш кишечник должен хорошо работать. В противном случае мы окажемся на пороге дисбактериоза. Поэтому стоит поддержать жизненно важные полезные бактерии в организме — это пробиотики.

100% питательных веществ всасывается через кишечник, и роль полезных бактерий — пробиотиков — состоит в том, чтобы расщеплять пищу, которую мы принимаем. Нормальная кишечная флора взрослого человека состоит из 500 видов бактерий. Каждый из нас имеет около 2 кг бактерий в нашем организме, многие из которых обитают в толстой кишке. Благодаря пробиотикам организм быстро освобождается от токсинов и гниющих продуктов; они помогают защитить клетки печени от повреждений; укрепить слизистую оболочку кишечника, прекратить всасывать вредные вещества из того, что содержится в толстой кишке. Полезные бактерии не только совершенно безвредны и безопасны, но их добавление во избежание их дефицита особенно необходимо после медикаментозного лечения, химиотерапии и лучевой терапии, при любых хронических болезнях, стрессе, даже при питье водопроводной воды. Младенцы, родившиеся в результате операций и искусственно вскармливаемые, нуждаются в добавлении пробиотиков в пищу с первых дней после рождения.

Слово «пробиотик» является относительно новым и, как полагают, впервые было использовано Фердинандом Вергиным в 1954 году и имеет греческое происхождение: pro-for, bios-life, т.е. «для жизни». Значение пробиотиков впервые оценил Илья Мечников. По его словам, основным средством против старения и самовосстановления человеческого организма являются болгарские молочнокислые бактерии. В 1908 году он опубликовал свою статью «Несколько слов о йогурте». В том же году он стал лауреатом Нобелевской премии. Интересно то, что после изучения данных по 36 странам было установлено, что наибольшее количество долгожителей — 4 на 1000 человек — приходится на Болгарию. Он связывает этот факт с болгарским йогуртом.

Пробиотики являются основным фактором естественной резистентности, так как с раннего детства они участвуют в создании иммунной системы кишечного тракта и, в конечном счете, имеют решающее значение для существования оптимального гуморального и клеточного иммунитета на протяжении всей жизни человека.

Доклад про Полезные бактерии

Ежедневно человек контактирует просто с огромным количеством самых различных бактерий. Принято считать, что все эти бактерии достаточно опасны для нас и нашего организма. Это очень большое заблуждение. Большинство бактерий наоборот являются полезными и благоприятными. Давайте рассмотрим самые полезные бактерии более подробно. Какую же пользу они приносят нашему обществу?

L. Acidophilus

Этот обитатель всегда и постоянно находится в нашем организме, а точнее в пищеварительной системе. Очень комфортно себя чувствует при средних температурах около тридцати восьми градусов. Так же может обитать в среде с недостаточным количеством кислородных отложений.

Такие бактерии как Acidophilus очень полезна в плане постановления микрофлоры организма. А она легко может быть разрушена в результате повышенных стрессов и от приёма различных антибиотиков. Распространены эти бактерии в основном в молочных продуктах. Молоко, кефир и так далее. Хорошо себя ощущает в области кишечного тракта.

Для иммунитета бактерии L. Acidophilus очень и очень полезна. Так же способствует хорошей работе кишечника, а так же желудка. Так же она снижает холестерин, при этом способствуя улучшению работ кишечного тракта.

Lactobacillus rhamnosus

Часто можно встретить в кишечном тракте.Очень высока устойчивость к кислотной среде обитания. Успешно нормализует уровень pH, замедляет при этом развитие патогенных мик. Организмов, останавливает диарею, направляет работу кишечника в правильное русло после каких либо повреждений, вызванных ротавирусом.

Людям которые страдают непереносимостью лактозы рекомендуется постоянно увеличивать количество таких бактерий. Также способствует улучшению иммунной системы, применятся во время исцеления урогенитального тракта. Так же распространено при лечении тяжёлых онкологических заболеваний.

Bifidobacterium Lactis

Анаэробные бактерии, усиленно производящая молочную кислоту, обитает в основном в кишечнике, и при этом понижает уровень pH. Способствует правильному функционированию кишечника, останавливают запоры желудка, диарею, Очень эффективно действует в организме детей.

Так же повышает IgA в кишечнике, что способствует борьбе с ротавирусами. Очень эффективно снимают какие-либо воспаления.

Картинка к сообщению Полезные бактерии

Полезные бактерии

Популярные сегодня темы

  • Ядовитые животные России

    Многие животные и насекомые могут быть ядовитыми. Эта способность подразумевает выработку яда, с помощью которого животные убивают или обездвиживают, пойманную, ими жертву.

  • Горькие продукты

    Горькие продукты редко пользуются популярностью и спросом среди населения. Однако врачи утверждают, что именно в горьких продуктах много пользы. В Древней Греции ученые говорили, что вылечить

  • Прыжки в высоту

    В настоящее время существует множество видов спорта, в которых осуществляются всевозможные способности тела человека – бег, ходьба, прыжки, плавание, сила и т.д. если рассматривать прыжки, то

  • Виды спорта

    Спорт является не только приятным времяприпровождением, но и очень полезным занятием для нашего здоровья. Люди, которые занимаются спортом, реже болеют и обладают прекрасными внешними данными

  • Христианство

    Христианство является самой крупной мировой религией, третья часть населения нашей планеты – это христиане. Данная религия основана на учении Иисуса Христа, который жил в 1 веке в Палестине.

  • Наполеон Бонапарт

    Наполеон Бонапарт это полководец и государственный деятель, заложивший крепкие основы нынешнего французского государства.

Бактерии — самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.

Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но колонии многих бактерий имеют яркую окраску, которая обусловливается выделением окрашенного вещества в окружающую среду или пигментированием клеток.

Первооткрывателем мира бактерий был Антоний Левенгук — голландский естествоиспытатель 17 века, впервые создавший совершенную лупу-микроскоп, увеличивающую предметы в 160-270 раз.

Бактерии относят к прокариотам и выделяют в отдельное царство — Бактерии.

Форма тела

Бактерии — многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.

Способы передвижения

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити), которые состоят из особого белка флагеллина. Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других — на двух или по всей поверхности.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые снаружи слизью, способны к скользящему движению.

У некоторых лишённых жгутиков водных и почвенных бактерий в цитоплазме имеются газовые вакуоли. В клетке может быть 40-60 вакуолей. Каждая из них заполнена газом (предположительно — азотом). Регулируя количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на её поверхность, а почвенные бактерии — передвигаться в капиллярах почвы.

Место обитания

В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромной глубины нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80ºС. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.

Бактерии — самые мелкие и самые многочисленные живые существа. Благодаря малым размерам они легко проникают в любые трещины, щели, поры. Очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования. Переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90ºС, не теряя при этом жизнеспособность.

Практически нет места на Земле, где не встречались бы бактерии, но в разных количествах. Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха, другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде.

В воздухе: бактерии поднимаются в верхние слои атмосферы до 30 км. и больше.

Особенно много их в почве. В 1 г. почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий.

В воде: в поверхностных слоях воды открытых водоёмов. Полезные водные бактерии минерализуют органические остатки.

В живых организмах: болезнетворные бактерии попадают в организм из внешней среды, но лишь в благоприятных условиях вызываю заболевания. Симбиотические живут в органах пищеварения, помогая расщеплять и усваивать пищу, синтезируют витамины.

Внешнее строение

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой — клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи — капсула. Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень небольшой. Капсула — не обязательная часть клетки, она образуется в зависимости от условий, в которые попадают бактерии. Она предохраняет бактерию от высыхания.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превышать разметы тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Внутреннее строение

Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое строение, вакуолей нет, поэтому различные белки (ферменты) и запасные питательные вещества размещаются в самом веществе цитоплазмы. Клетки бактерий не имеют ядра. В центральной части их клетки сконцентрировано вещество, несущее наследственную информации. Бактерии, — нуклеиновая кислота — ДНК. Но это вещество не оформлено в ядро.

Внутренняя организация бактериальной клетки сложна и имеет свои специфические особенности. Цитоплазма отделяется от клеточной стенки цитоплазматической мембраной. В цитоплазме различают основное вещество, или матрикс, рибосомы и небольшое количество мембранных структур, выполняющих самые различные функции (аналоги митохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи). В цитоплазме клеток бактерий часто содержатся гранулы различной формы и размеров. Гранулы могут состоять из соединений, которые служат источником энергии и углерода. В бактериальной клетке встречаются и капельки жира.

В центральной части клетки локализовано ядерное вещество — ДНК, не отграниченная от цитоплазмы мембраной. Это аналог ядра — нуклеоид. Нуклеоид не обладает мембраной, ядрышком и набором хромосом.

Способы питания

У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы — организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для своего питания.

Гетеротрофы — организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества. Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов.

Бактерии-сапрофиты Бактерии-симбионты Бактерии-паразиты
Извлекают питательные вещества из мёртвого и разлагающего органического материала. Обычно они выделяют в этот гниющий материал свои пищеварительные ферменты, а затем всасывают и усваивают растворённые продукты. Живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу. Бактерии, живущие в утолщениях корней бобовых растений. Живут внутри другого организма или на нём, укрываются и питаются его тканями. Вызывают различные заболевания – бактериозы.

Растения нуждаются в азоте, но сами усваивают азот воздуха не могут. Некоторые бактерии соединяют содержащиеся в воздухе молекулы азота с другими молекулами, в результате чего получаются вещества, доступные для растений.

Эти бактерии поселяются в клетках молодых корней, что приводит к образованию на корнях утолщений, называемых клубеньками. Такие клубеньки образуются на корнях растений семейства бобовых и некоторых других растений.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Корни дают бактериям углеводы, а бактерии корням — такие содержащие азот вещества, которые могут быть усвоены растением. Их сожительство взаимовыгодно.

Корни растений выделяют много органических веществ (сахара, аминокислоты и другие), которыми питаются бактерии. Поэтому в слое почвы, окружающем корни, поселяется особенно много бактерий. Эти бактерии превращают отмершие остатки растений в доступные для растения вещества. Этот слой почвы называют ризосферой.

Существует несколько гипотез о проникновении клубеньковых бактерий в ткани корня:

  • через повреждения эпидермальной и коровой ткани;
  • через корневые волоски;
  • только через молодую клеточную оболочку;
  • благодаря бактериям-спутникам, продуцирующим пектинолитические ферменты;
  • благодаря стимуляции синтеза В-индолилуксусной кислоты из триптофана, всегда имеющегося в корневых выделениях растений.

Процесс внедрения клубеньковых бактерий в ткань корня состоит из двух фаз:

  • инфицирование корневых волосков;
  • процесс образования клубеньков.

В большинстве случаев внедрившаяся клетка, активно размножается, образует так называемые инфекционные нити и уже в виде таких нитей перемещается в ткани растения. Клубеньковые бактерии, вышедшие из инфекционной нити, продолжают размножаться в ткани хозяина.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Наполняющиеся быстро размножающимися клетками клубеньковых бактерий растительные клетки начинают усиленно делиться. Связь молодого клубенька с корнем бобового растения осуществляется благодаря сосудисто-волокнистым пучкам. В период функционирования клубеньки обычно плотные. К моменту проявления оптимальной активности клубеньки приобретают розовую окраску (благодаря пигменту легоглобину). Фиксировать азот способны лишь те бактерии, которые содержат легоглобин.

Бактерии клубеньков создают десятки и сотни килограммов азотных удобрений на гектаре почвы.

Обмен веществ

Бактерии отличаются друг от друга обменом веществ. У одних он идёт при участии кислорода, у других — без его участия.

Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них (сине-зелёные, или цианобактерии), способны создавать органические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли.

Бактерии впитывают вещества извне, разрывают их молекулы на части, из этих частей собирают свою оболочку и пополняют своё содержимое (так они растут), а ненужные молекулы выбрасывают наружу. Оболочка и мембрана бактерии позволяет ей впитывать только нужные вещества.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Если бы оболочка и мембрана бактерии были полностью непроницаемыми, в клетку не попали бы никакие вещества. Если бы они были проницаемыми для всех веществ, содержимое клетки перемешалось бы со средой — раствором, в которой обитает бактерия. Для выживания бактерии необходима оболочка, которая нужные вещества пропускает, а ненужные — нет.

Бактерия поглощает находящиеся близ неё питательные вещества. Что происходит потом? Если она может самостоятельно передвигаться (двигая жгутик или выталкивая назад слизь), то она перемещается, пока не найдёт необходимые вещества.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Если она двигаться не может, то ждёт, пока диффузия (способность молекул одного вещества проникать в гущу молекул другого вещества) не принесёт к ней необходимые молекулы.

Бактерии в совокупности с другими группами микроорганизмов выполняют огромную химическую работу. Превращая различные соединения, они получают необходимую для их жизнедеятельности энергию и питательные вещества. Процессы обмена веществ, способы добывания энергии и потребности в материалах для построения веществ своего тела у бактерий разнообразны.

Одни бактерии нуждаются в готовых органических веществах — аминокислотах, углеводах, витаминах, — которые должны присутствовать в среде, так как сами они не смогут их синтезировать. Такие микроорганизмы называются гетеротрофами. Они получают необходимую им энергию при окислении органических веществ кислородом или при сбраживании (без участия кислорода). В зависимости от субстрата, на котором развиваются бактерии, различают:

  • сапрофитные формы — питаются мёртвым органическим веществом (молочно-кислые бактерии, бактерии гниении я и др.);
  • бактерии-паразиты — развиваются только на живых организмах (менингококки, гонококки, и др.);
  • относятся и к паразитическому, и к сапрофитному образу жизни (палочки сыпного тифа, сибирской язвы, бруцеллёза и др.).

Другие бактерии все потребности в углероде, необходимом для синтеза органических веществ тела, удовлетворяют за счёт неорганических соединений. Они называются автотрофами. Автотрофные бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических. Среди них различают:

Фотосинтезирующие бактерии Хемосинтетики Метилотрофы

Cинтезируют органические вещества за счёт солнечной энергии.

Цианобактерии, пурпурные бактерии и зелёные бактерии.

Синтезируют органические вещества за счёт химической энергии окисления серы – серобактерии; аммония и нитрита – нитрифицирующие; железа – железобактерии; водорода – водородные бактерии. Синтезируют органическое вещество за счёт химической энергии метаболизма углеродных соединений, содержащих метильную группу, простейшими из которых является метан.

Хемосинтез

Использование лучистой энергии — важнейший, но не единственный путь создания органического вещества из углекислого газа и воды. Известны бактерии, которые в качестве источника энергии для такого синтеза используют не солнечный свет, а энергию химических связей, происходящих в клетках организмов при окислении некоторых неорганических соединений — сероводорода, серы, аммиака, водорода, азотной кислоты, закисных соединений железа и марганца. Образованное с использованием этой химической энергии органическое вещество они используют для построения клеток своего тела. Поэтому такой процесс называют хемосинтезом.

Важнейшую группу хемосинтезирующих микроорганизмов составляют нитрифицирующие бактерии. Эти бактерии живут в почве и осуществляют окисление аммиака, образовавшегося при гниении органических остатков, до азотной кислоты. Последняя, реагирует с минеральными соединениями почвы, превращаются в соли азотной кислоты. Этот процесс проходит в две фазы.

Железобактерии превращают закисное железо в окисное. Образованная гидроокись железа оседает и образует так называемую болотную железную руду.

Некоторые микроорганизмы существуют за счёт окисления молекулярного водорода, обеспечивая тем самым автотрофный способ питания.

Характерной особенностью водородных бактерий является способность переключаться на гетеротрофный образ жизни при обеспечении их органическими соединениями и отсутствии водорода.

Таким образом, хемоавтотрофы являются типичными автотрофами, так как самостоятельно синтезируют из неорганических веществ необходимые органические соединения, а не берут их в готовом виде от других организмов, как гетеротрофы. От фототрофных растений хемоавтотрофные бактерии отличаются полной независимостью от света как источника энергии.

Бактериальный фотосинтез

Некоторые пигментосодержащие серобактерии (пурпурные, зелёные), содержащие специфические пигменты — бактериохлорофиллы, способны поглощать солнечную энергию, с помощью которой сероводород в их организмах расщепляется и отдаёт атомы водорода для восстановления соответствующих соединений. Этот процесс имеет много общего с фотосинтезом и отличается только тем, что у пурпурных и зелёных бактерий донором водорода является сероводород (изредка — карбоновые кислоты), а у зелёных растений — вода. У тех и других отщепление и перенесение водорода осуществляется благодаря энергии поглощённых солнечных лучей.

Такой бактериальный фотосинтез, который происходит без выделения кислорода, называется фоторедукцией. Фоторедукция углекислого газа связана с перенесением водорода не от воды, а от сероводорода:

6СО2+12Н2S+hv → С6Н12О6+12S=6Н2О

Биологическое значение хемосинтеза и бактериального фотосинтеза в масштабах планеты относительно невелико. Только хемосинтезирующие бактерии играют существенную роль в процессе круговорота серы в природе. Поглощаясь зелёными растениями в форме солей серной кислоты, сера восстанавливается и входит в состав белковых молекул. Далее при разрушении отмерших растительных и животных остатков гнилостными бактериями сера выделяется в виде сероводорода, который окисляется серобактериями до свободной серы (или серной кислоты), образующий в почве доступные для растения сульфиты. Хемо- и фотоавтотрофные бактерии имеют существенное значение в круговороте азота и серы.

Спорообразование

Внутри бактериальной клетки образуются споры. В процессе спорообразования бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов. В ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность. Это обеспечивает устойчивость спор к неблагоприятным условиям внешней среды (высокой температуре, высокой концентрации солей, высушиванию и др.). Спорообразование свойственно только небольшой группе бактерий.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

Споры — не обязательная стадия жизненного цикла бактерий. Спорообразование начинается лишь при недостатке питательных веществ или накоплении продуктов обмена. Бактерии в виде спор могут длительное время находиться в состоянии покоя. Споры бактерий выдерживают продолжительное кипячение и очень длительное проммораживание. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной. Спора бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Размножение

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии. Затем каждая из них начинает питаться, растёт, делится и так далее.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

После удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся; у многих бактерий в определённых условиях клетки после деления остаются связанными в характерные группы. При этом в зависимости от направления плоскости деления и числа делений возникают разные формы. Размножение почкованием встречается у бактерий как исключение.

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20-30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно заполнить все моря и океаны. Простой подсчёт показывает, что за сутки может образоваться 72 поколения (720 000 000 000 000 000 000 клеток). Если перевести в вес — 4720 тонн. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибают под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65-100ºС, в результате борьбы между видами и т.д.

Бактерия (1), поглотившая достаточно пищи, увеличивается в размерах (2) и начинает готовиться к размножению (делению клетки). Её ДНК (у бактерии молекула ДНК замкнута в кольцо) удваивается (бактерия производит копию этой молекулы). Обе молекулы ДНК (3,4) оказываются, прикреплены к стенке бактерии и при удлинении бактерии расходятся в стороны (5,6). Сначала делится нуклеотид, затем цитоплазма.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

После расхождения двух молекул ДНК на бактерии появляется перетяжка, которая постепенно разделяет тело бактерии на две части, в каждой из которых есть молекула ДНК (7).

Бывает (у сенной палочки), две бактерии слипаются, и между ними образуется перемычка (1,2).

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

По перемычке ДНК из одной бактерии переправляется в другую (3). Оказавшись в одной бактерии, молекулы ДНК сплетаются, слипаются в некоторых местах (4), после чего обмениваются участками (5).

Роль бактерий в природе

Круговорот

Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения.

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапрофитные бактерии гниения превращают их в перегной. Это своеобразные санитары нашей планеты. Таким образом, бактерии активно участвуют в круговороте веществ в природе.

Почвообразование

Поскольку бактерии распространены практически повсеместно и встречаются в огромном количестве, они во многом определяют различные процессы, происходящие в природе. Осенью опадают листья деревьев и кустарников, отмирают надземные побеги трав, опадают старые ветки, время от времени падают стволы старых деревьев. Всё это постепенно превращается в перегной. В 1 см3. поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов сапрофитных почвенных бактерий нескольких видов. Эти бактерии превращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.

Некоторые почвенные бактерии способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотофиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.

Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление носит название симбиоза.

Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.

Распространение в природе

Микроорганизмы распространены повсеместно. Исключение составляют лишь кратеры действующих вулканов и небольшие площадки в эпицентрах взорванных атомных бомб. Ни низкие температуры Антарктики, ни кипящие струи гейзеров, ни насыщенные растворы солей в соляных бассейнах, ни сильная инсоляция горных вершин, ни жёсткое облучение атомных реакторов не мешают существованию и развитию микрофлоры. Все живые существа постоянно взаимодействуют с микроорганизмами, являясь часто не только их хранилищами, но и распространителями. Микроорганизмы — аборигены нашей планеты, активно осваивающие самые невероятные природные субстраты.

Микрофлора почвы

Количество бактерий в почве чрезвычайно велико — сотни миллионов и миллиардов особей в 1 грамме. В почве их значительно больше, чем в воде и воздухе. Общее количество бактерий в почвах меняется. Количество бактерий зависит от типа почв, их состояния, глубины расположения слоёв.

На поверхности почвенных частиц микроорганизмы располагаются небольшими микроколониями (по 20-100 клеток в каждой). Часто они развиваются в толщах сгустков органического вещества, на живых и отмирающих корнях растений, в тонких капиллярах и внутри комочков.

Микрофлора почвы очень разнообразна. Здесь встречаются разные физиологические группы бактерий: бактерии гниения, нитрифицирующие, азотфиксирующие, серобактерии и др. среди них есть аэробы и анаэробы, споровые и не споровые формы. Микрофлора — один из факторов образования почв.

Областью развития микроорганизмов в почве является зона, примыкающая к корням живых растений. Её называют ризосферой, а совокупность микроорганизмов, содержащихся в ней, — ризосферной микрофлорой.

Микрофлора водоёмов

Вода — природная среда, где в большом количестве развиваются микроорганизмы. Основная масса их попадает в воду из почвы. Фактор, определяющий количество бактерий в воде, наличие в ней питательных веществ. Наиболее чистыми являются воды артезианских скважин и родниковые. Очень богаты бактериями открытые водоёмы, реки. Наибольшее количество бактерий находится в поверхностных слоях воды, ближе к берегу. При удалении от берега и увеличении глубины количество бактерий уменьшается.

Чистая вода содержит 100-200 бактерий в 1 мл., а загрязнённая — 100-300 тыс. и более. Много бактерий в донном иле, особенно в поверхностном слое, где бактерии образуют плёнку. В этой плёнке много серо- и железобактерий, которые окисляют сероводород до серной кислоты и тем самым предотвращают замор рыбы. В иле больше спороносных форм, в то время как в воде преобладают неспороносные.

По видовому составу микрофлора воды сходна с микрофлорой почвы, но встречаются и специфические формы. Разрушая различные отбросы, попавшие в воду, микроорганизмы постепенно осуществляют так называемое биологическое очищение воды.

Микрофлора воздуха

Микрофлора воздуха менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Бактерии поднимаются в воздух с пылью, некоторое время могут находиться там, а затем оседают на поверхность земли и гибнут от недостатка питания или под действием ультрафиолетовых лучей. Количество микроорганизмов в воздухе зависит от географической зоны, местности, времени года, загрязнённостью пылью и др. каждая пылинка является носителем микроорганизмов. Больше всего бактерий в воздухе над промышленными предприятиями. Воздух сельской местности чище. Наиболее чистый воздух над лесами, горами, снежными пространствами. Верхние слои воздуха содержат меньше микробов. В микрофлоре воздуха много пигментированных и спороносных бактерий, которые более устойчивы, чем другие, к ультрафиолетовым лучам.

Микрофлора организма человека

Тело человека, даже полностью здорового, всегда является носителем микрофлоры. При соприкосновении тела человека с воздухом и почвой на одежде и коже оседают разнообразные микроорганизмы, в том числе и патогенные (палочки столбняка, газовой гангрены и др.). Наиболее часто загрязняются открытые части человеческого тела. На руках обнаруживают кишечные палочки, стафилококки. В ротовой полости насчитывают свыше 100 видов микробов. Рот с его температурой, влажностью, питательными остатками — прекрасная среда для развития микроорганизмов.

Желудок имеет кислую реакцию, поэтому основная масса микроорганизмов в нём гибнет. Начиная с тонкого кишечника реакция становится щелочной, т.е. благоприятной для микробов. В толстых кишках микрофлора очень разнообразна. Каждый взрослый человек выделяет ежедневно с экскрементами около 18 млрд. бактерий, т.е. больше особей, чем людей на земном шаре.

Внутренние органы, не соединяющиеся с внешней средой (мозг, сердце, печень, мочевой пузырь и др.), обычно свободны от микробов. В эти органы микробы попадают только во время болезни.

Бактерии в круговороте веществ

Микроорганизмы вообще и бактерии в частности играют большую роль в биологически важных круговоротах веществ на Земле, осуществляя химические превращения, совершенно недоступные ни растениям, ни животным. Различные этапы круговорота элементов осуществляются организмами разного типа. Существование каждой отдельной группы организмов зависит от химического превращения элементов, осуществляемого другими группами.

Круговорот азота

Циклическое превращение азотистых соединений играет первостепенную роль в снабжении необходимыми формами азота различных по пищевым потребностям организмов биосферы. Свыше 90% общей фиксации азота обусловлено метаболической активностью определённых бактерий.

Круговорот углерода

Биологическое превращение органического углерода в углекислый газ, сопровождающееся восстановлением молекулярного кислорода, требует совместной метаболической активности разнообразных микроорганизмов. Многие аэробные бактерии осуществляют полное окисление органических веществ. В аэробных условиях органические соединения первоначально расщепляются путём сбраживания, а органические конечные продукты брожения окисляются далее в результате анаэробного дыхания, если имеются неорганические акцепторы водорода (нитрат, сульфат или СО2).

Круговорот серы

Для живых организмов сера доступна в основном в форме растворимых сульфатов или восстановленных органических соединений серы.

Круговорот железа

В некоторых водоёмах с пресной водой содержатся в высоких концентрациях восстановленные соли железа. В таких местах развивается специфическая бактериальная микрофлора — железобактерии, окисляющие восстановленное железо. Они участвуют в образовании болотных железных руд и водных источников, богатых солями железа.

* * *

Бактерии являются самыми древними организмами, появившимися около 3,5 млрд. лет назад в архее. Около 2,5 млрд. лет они доминировали на Земле, формируя биосферу, участвовали в образовании кислородной атмосферы.

После появления многоклеточных организмов между ними и бактериями образовались многочисленные связи, включая преобразование органических веществ органотрофами, и разного рода симбиотические отношения, паразитизм, иногда внутриклеточный (риккетсии), и патогенез. Наличие бактерий и др. микроорганизмов в естественных местах обитания является важнейшим фактором, определяющим целостность экологии, систем. В экстремальных условиях, непригодных для существования других организмов, бактерии могут представлять единственную форму жизни.

Бактерии являются одними из наиболее просто устроенных живых организмов (кроме вирусов). Полагают, что они — первые организмы, появившиеся на Земле.

Рассказ про бактерии 3 класс окружающий мир

На чтение 7 мин Обновлено

Краткое сообщение о бактериях может быть использовано для подготовки к уроку биологии. Доклад о бактериях может быть дополнен интересными фактами.

Доклад на тему «Бактерии»

Наименьшие живые организмы — бактерии. Все знают о их вреде, но они могут приносить и пользу.

Что такое бактерии?

Бактерии — это одноклеточные организмы микроскопических размеров, одна из разновидностей микробов.

Их можно найти в каждом уголке нашей планеты — и в Антарктиде ,и в океане, и в космосе, и в горячих источниках, и в самых солёных водоемах.

Общий вес бактерий в каждом человеке достигает 2 кг! А их размеры редко превышают 0,5 мкм.

Огромное количество бактерий населяют организм животных, выполняя там разнообразные функции.

Как выглядят бактерии?

Они могут иметь палочковидную, сферическую, спиралевидную и другую форму. При этом большинство из них бесцветно, лишь редкие виды окрашены в зелёный и пурпурный вид. Причём на протяжении миллиардов лет они изменяются только внутренне, а их внешний вид остается неизменным.

доклад бактерии

Кто открыл бактерии?

Первый исследователь микромира — голландский натуралист Антони Ван Левенгук. Именно он придумал  первый микроскоп. По сути это была крохотная линза диаметром с горошину, дававшая увеличение в 200-300 раз. Пользоваться ею было можно, только прижимая к глазу.

В 1683 году он обнаружил, а позднее и описал «живых зверьков», увиденных с помощью линзы в капле дождевой воды. На протяжении последующих 50 лет он занимался исследованием различных микроорганизмов, описав более 200 их видов. Благодаря Левенгуку, возникла новая наука — микробиологиия.

Общая информация о бактериях

Именно бактериям наша планета обязана зарождению многоклеточных форм жизни. Именно они играют главную роль в поддержании кругооборота веществ на Земле. Поколения людей сменяют друг друга, отмирают растения, накапливаются бытовые отходы и отжившие оболочки различных существ — все это утилизируется и с помощью бактерий разлагается в процессе гниения. А образующиеся при этом химические соединения возвращаются в окружающую среду.

Существуют бактерии «плохие и хорошие».

«Плохие» бактерии приводят к распространению огромного количества болезней, начиная от чумы и холеры до обычного коклюша и дизентерии. Попадают они в наш организм воздушно-капельным путём, вместе с едой, водой и через кожные покровы. Бактерии могут жить в наших органах, и пока наш иммунитет с ними справляется, они никак не проявляются. Поражает скорость их размножения. Каждые 20 минут их количество удваивается. Это значит, что один единственный патогенный микроб, за 12 часов порождает многомиллионную армию таких же бактерий, которые атакуют организм.

Существует ещё одна опасность, которую несут бактерии. Они вызывают отравление людей, потребляющих испорченные продукты — консервы, колбасные изделия и т. д.

Великим прорывом в борьбе с болезнетворными бактериями было открытие в 1928 году пенициллина — первого в мире антибиотика, который способен подавлять рост и размножение бактерий. Так люди научились лечить заболевания, которые ранее приводили к смерти.

Но бактерии способны адаптироваться к действию антибиотиков. Эта способность бактерий к мутации, стала настоящей угрозой для здоровья людей и привела к появлению неизлечимых инфекций.

Теперь поговорим о «хороших» бактериях.  Хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах.
Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев).
Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей.

У американцев, традиционно потребляющих высококалорийную пищу (фастфуды, гамбургеры), бактерии способны переваривать пищу с высоким содержанием жиров. А у некоторых японцев кишечные бактерии адаптированы на переваривание водорослей.

Роль бактерий в жизни человека

Использовать бактерии люди начали еще до их открытия. С древности люди изготавливали вино, заквашивали овощи, готовили кефир, простоквашу и кумыс, творог и сыры.
Значительно позднее, было установлено, что во всех этих процессах участвуют бактерии.

Люди постоянно расширяют их сферу применения — их «обучили» бороться с вредителями растений и обогащать почву азотом, силосовать зелёные корма и очищать сточные воды, в которых они буквально пожирают различные органические остатки.

Сейчас ученые планируют создать светочувствительные бактерии и их применять для производства биологической целлюлозы.

Доклад про бактерии 3 класс

Бактериями называют микроорганизмы, которые настолько малы, что их невозможно разглядеть невооруженным глазом. Изучением микробов (бактерий) занимается микробиология– одна из областей медицинских знаний.

Бактерии – одна из древнейших форм жизни на нашей планете. В настоящее время описаны более десятка тысяч их видов, и с каждым днем количество открытых видов становится все больше. Их открытие во многом связано с конструированием микроскопа, чем мы обязаны голландскому исследователю Антони ван Левенгуку.

Где обитают бактерии?

Размер бактерий очень мал,  их без микроскопа не увидишь. Множество бактерий обитают всюду, практически на всех предметах, которые расположенных вокруг нас, но мы их не видим. Их можно обнаружить в почве, воде, воздухе, на теле животных и человека. Бактерии переносят низкие и высокие температуры и могут жить в самых экстремальных условиях. Например, единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море, — это именно бактерии. В помещении в каждом кубометре воздуха содержится до 1 млн. бактерий.

Строение

Строение бактерий отличительно от других живых существ. Их тело одноклеточное, покрытое несколькими слоями оболочки. За оболочкой скрыта вязкая жидкость в которой находятся составляющие бактерии, отвечающие за ее жизнедеятельность.

По строению бактерии представляют из себя одноклеточные организмы, которые по форме могут быть шаровидными («кокками»), палочковидными («бациллы», «клостридии»), извитыми («спирохеты», «вибрионы»).

Бактерии бывают подвижными и неподвижными. Для передвижения у бактерии есть выросты с внешней стороны оболочки. Преимущественно бактерии не имеют цвета и являются почти прозрачными, но есть бактерии зеленоватого и красноватого цветов.

Питание бактерий

Внешняя оболочка этих живых организмов пропускает через себя все питательные вещества. Некоторые бактерии питаются солнечной энергией. Подобно растениям они перерабатывают солнечные лучи. Некоторые виды употребляют различные химические вещества, поглощая железо, водород и аммиак. Бактерии питаются органическими веществами, селясь в гниющих продуктах, останках животных и растений.

Виды бактерий.

Бактерии бывают аэробные и анаэробные. Первым для жизнедеятельности необходим кислород, вторые могут обойтись без него. Аэробные бактерии могут находиться практически везде: в еде, на поверхности кожи или предметов. Анаэробные сосредоточены там, где другие бактерии не смогут выжить: в глубине почвы, в герметичных емкостях или внутри человеческого тела. Такие виды бактерий опасны и вызывают трудноизлечимые заболевания.

Размножение.

Эти микроорганизмы размножаются делением. Одна бактерия делится на две половинки и от нее образуется вторая взрослая бактерия. Такой процесс размножения протекает очень быстро. При хороших условиях и питании размножение бактерий ускоряется.

Вредные и полезные бактерии

Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь). Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.

Кроме вредоносных бактерий, которые вызывают различные заболевания, замедляют заживление ран или делают продукты питания непригодными, есть еще и полезные бактерии. Есть типы бактерий, которые преобразуют продукты, например, превращают молоко в сыр, сметану или кефир, либо с их участием получаются квашеные и соленые овощи. В природе бактерии помогают разлагать мертвые растения и животных, очищая природу и создают плодородность почвы.

Самые полезные бактерии -бифидобактерии. Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему.

Надеемся, изложенная информация о бактериях помогла Вам. А свой рассказ о бактериях Вы можете оставлять через форму комментариев.

Тип урока: Усвоение новых знаний.
Урок-исследование.

Основное содержание: Бактерии. Виды
бактерий, места их обитания, роль в природе.

Цели и задачи.

  • Познакомиться с обитателями Земли.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения
    учебного исследования повышать интерес к учебно
    – познавательной деятельности.
  • Формировать и развивать умение чётко и
    правильно формулировать ответы, быстро находить
    верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической
    и справочной литературой.
  • Развивать практические умения и навыки
    учащихся, потребность в получении новых знаний.
    Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные
    личностные качества. Чувство товарищества,
    коллективизма, взаимовыручки.

Проблема исследования: Бактерии
помогают или вредят человеку.

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные действия):

— Работа с научными текстами.

— Лабораторная работа с использованием
цифрового микроскопа.

— Сравнение исследуемых объектов по общим
признакам.

— Обобщение знаний.

Ход урока

1. Проверка приобретённых ранее знаний.

Игровой момент. Решение практических задач.
Классификация представителей живой природы по
общим признакам. Презентация выполненных работ.
Работа в группах по 4 человека. (Приложение
5.doc
)

Распределите представителей живой природы на
подгруппы. Наклейте таблички с названиями на
один из листов цветной бумаги. Цвет выберите
сами.

Как называются эти подгруппы: классы,
товарищества, царства? Выберите верный ответ.

2. Определение темы урока. Работа с
кроссвордом.
(Приложение 4.doc)

Кроссворд по теме “царства природы”.

Image694

Чёрный ящик.

— Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с
кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством,
пакет с удобрениями).

— Как вы думаете, что может объединять эти
разные предметы? (В них могут жить бактерии).

3. Открытие новых знаний.

1). Работа с текстами учебника (страницы 46 — 47).

— Внимательно прочитайте текст учебника.

— Что интересное узнали из прочитанного
(высказывания учеников).

2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)

Бактерии – самые маленькие организмы, из
живущих, на планете Земля.

Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они:
вредные или полезные?

Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский
учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в
микроскоп целый мир микроскопических организмов
и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.

Микробиологи стали называть эти живые существа
БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает
ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое
название дали этим живым существам?

4. Работа с микроскопом. Наблюдение за
бактериями.

— Скажите, кто из вас видел бактерии?

— А почему вам не удалось увидеть бактерии?

— Кто из вас знает, как они выглядят?

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть
бактерии?

— Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп.
Расскажите, что вы увидели по плану:

1. На что похожи бактерии.

2. Какого они размера.

— Нарисуйте бактерии, которые видели в
микроскоп.

5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды
5 – 10)

Знакомство с видами бактерий, роль в природной
среде, среда обитания.

6. Первичное закрепление знаний.

  • Сапрофиты — извлекают питательные вещества из
    мертвого и разлагающегося органического
    материала.
  • Симбионты — живут совместно с другими
    организмами и часто приносят им пользу, например,
    клубеньковые бактерии.
  • Паразиты — живут внутри другого организма или на
    нем, укрываются и питаются его тканями.

Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 –
14)

Роль бактерий в природной среде.

Вредные бактерии вызывают тяжёлые
заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую
язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных
и растений (например, бактериальный ожог яблонь).

Благоприятные внешние условия
увеличивают скорость размножения бактерий и
могут вызвать эпидемии.

Большинство бактерий человеческого организма
очень полезны для него. В кишечнике любого
человека содержится примерно три килограмма
бактерий.

Эти друзья человека помогают ему справиться со
всеми трудностями. Самые полезные бактерии —
бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек
здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи
человеческого организма. Как только в него
захочет проникнуть какая-либо болезнетворная
бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и
убивают ее.

Полезные бактерии нужно поддерживать в
организме, так как они помогают человеку. Людям
необходимо употреблять кисломолочные продукты,
так как в них содержится много бифидобактерий.
Тысячелетиями человек использовал
молочнокислых бактерий для производства сыра,
йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

Проверка усвоения знаний (Слайды 15 — 17)

— Внимательно рассмотрите изобразительный
коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.

Самостоятельная аналитическая работа в
парах.

— Используя учебник, страницы 46, 47, заполните
таблицу. (Приложение 3.doc)

Вывод. (Слайд 16)

Польза Вред
1. Потребляют остатки мёртвых
организмов, очищая природу, формируя перегной в
почве.

2. В желудке человека, животного помогают
переваривать пищу.

3. Используют в кулинарии для приготовления
различных блюд.

Попадая в организм человека, животного,
растения бактерии вызывают различные
заболевания.

— Как вы ответите на поставленный в начале
путешествия вопрос:

Бактерии — какие они: вредные или полезные? (Слайд
17)

Итог урока

— Что интересное узнали на уроке?

— Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с
данным уроком. (Слайд 18)

Домашнее задание.

1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.

2). Собрать интересну информацию о бактериях.
(можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)

Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)

С бактерий началась жизнь на нашей планете. Ученые полагают, что ими все и закончится. Ходит шутка, что когда инопланетяне изучали Землю, то они не могли понять, кто же ее настоящий хозяин – человек или бацилла. Самые интересные факты о бактериях подобраны ниже.

Что такое бактерия?

Бактерия – это отдельный организм, который состоит из одной клетки и размножается с помощью деления. Чем благоприятней среда обитания, тем скорее она делится. Живут эти микроорганизмы во всех живых существах, а также в воде, продуктах питания, в трухлявых деревьях, в растениях.

Этим список не ограничивается. Бациллы прекрасно выживают на предметах, которые трогал человек. Например, на поручне в общественном транспорте, на ручке холодильника, на кончике карандаша. Интересные факты о бактериях недавно открыли американские ученые из Аризонского университета. По их наблюдениям на Марсе обитают «спящие» микроорганизмы. Ученые уверены, что это одно из доказательств существования жизни на других планетах, кроме того, по их мнению, инопланетные бактерии можно «оживить» на Земле.

интересные факты о бактериях

Впервые микроорганизм рассмотрел в оптический микроскоп голландский ученый Антоний ван Левенгук еще в конце 17 века. В настоящий момент известных видов бацилл насчитывается порядка двух тысяч. Все их можно условно разделить на:

  • вредные;
  • полезные;
  • нейтральные.

При этом вредные обычно воюют с полезными и нейтральными. Это одна из наиболее частных причин, из-за которых болеет человек.

Самые любопытные факты

Микроорганизмы изучают, находят им применение, а также учатся бороться с вредоносными паразитами. Во время исследований ученые обнаружили интересные факты о бактериях:

  1. На Земле обитает 5 нониллионов микроорганизмов (5*10 в тринадцатой). Это в разы превышает численность людей и животных на планете.
  2. Бацилла и бактерия – это синонимы, которые пришли из разных языков. Бактерия – греческое слово, бацилла – латинское.
  3. Бактерии чувствуют запахи.
  4. Снежинки и изморозь на растениях образуются с помощью специальной бациллы.
  5. Замороженные древние бактерии можно оживить.
  6. Самую большую бактерию можно увидеть без помощи микроскопа. Это намибийская серная жемчужина, она достигает размеров в 0,75 миллиметров.
  7. Рот человека вмещает в себя 40 тысяч паразитов. При поцелуе передается 30 тысяч из них. 5% из этого числа могут привести к болезни.
  8. Существует бактерия, которая «поедает» тринитротолуолом. С помощью нее ученые хотят решить вопрос с разминированием.
  9. У японцев в кишечнике обитают бактерии, которые помогают им переваривать все известные морепродукты.
  10. На корпусе сотового телефона живет больше паразитов, чем под ободком унитаза.

В целом, одноклеточные организмы участвуют во всех жизненных процессах.

Бактерии и люди

С рождения человек попадает в мир полный различных микроорганизмов. Какие-то помогают ему выжить, другие вызывают инфекции и болезни.

самые интересные факты о бактериях

Самые любопытные интересные факты о бактериях и людях:

  1. Уже несколько тысяч лет человек использует молочнокислые бактерии в своих интересах. С их помощью изготавливается сыр, кефир, всевозможные йогурты и даже уксус.
  2. В мужских коллективах микроорганизмов больше и размножаются они быстрей.
  3. «Сбить» высокую температуру и остановить размножение бактерий может звон колокола. Он уникальным образом воздействует на мозг человека, связь ДНК хозяина и паразита прекращается.
  4. Медики 21 столетия доказали, что резерв полезных бактерий находится в аппендиците. Оказывается орган, к которому еще в прошлом веке относились так пренебрежительно, помогает организму вырабатывать иммунитет.
  5. Некоторые бактерии могут убивать патогенную флору во рту и бороться с кариесом. Пока они живут только в пасти крокодилов, однако ученые планируют в ближайшем будущем скрестить эти микроорганизмы с бифидобактериями. Вероятно, чистку зубов по утрам сможет заменить йогурт.
  6. Тело человека вмещает в себя порядка 2 килограммов бактерий. Большинство из них обитает в кишечнике.

Получается, бацилла может как полностью излечить человека, так и уничтожить наш вид. В настоящее время уже существует биологическое оружие и бактериальные токсины.

Как бактерии помогли нам выжить?

Вот еще некоторые интересные факты о бактериях, которые приносят пользу человеку:

  • некоторые виды бацилл защищают человека от аллергии;
  • с помощью бактерий можно утилизировать опасные отходы (например, продукты из нефти);
  • без микроорганизмов в кишечнике человек бы не выжил.

интересные факты про бактерии

Оказывается, это далеко не все интересные факты про бактерии и человека. Ученые полагают, что именно эти микроорганизмы помогли выжить виду Homo sapiens. Эти крохотные паразиты буквально создали людям их иммунную систему. Когда Человек разумный покинул континент, он захватил с собой вирусы и бактерии. У неандертальцев, в свою очередь, не было иммунитета к паразитам, поэтому они не были способны выжить в процессе эволюции. Ученые уверены, что даже без стычек с современными людьми, неандертальцы вымерли бы от болезней.

бактерии интересные факты для школьников

Как рассказать малышам о бациллах?

Малыши о бациллах готовы разговаривать уже в 3-4 года. Чтобы правильно донести информацию, стоит рассказать интересные факты о бактериях. Для детей, к примеру, очень важно понимание того, что существуют злые и добрые микробы. Что добрые способны превратить молоко в ряженку. А также, что они помогают животику переваривать пищу.

Внимание нужно обращать на злых бактерий. Рассказывать, что они очень маленькие, поэтому их не видно. Что, попадая в тело человека, микробов быстро становится много, и они начинают нас кушать изнутри.

интересные факты о бактериях для детей

Ребенок должен знать, чтобы злой микроб не попал в организм нужно:

  • Мыть руки после улицы и перед едой.
  • Не есть много сладкого.
  • Ставить прививки.

Лучше всего показать бактерии с помощью картинок и энциклопедий.

Что должен знать каждый школьник?

С ребенком постарше лучше говорить уже не о микробах, а рассказывать про бактерии. Интересные факты для школьников важно аргументировать. То есть, рассказывая о важности мытья рук, можно поведать, что на ручках туалетов живут 340 колоний вредных бацилл.

Можно вместе найти информацию о том, какие бактерии вызывают кариес. А также рассказать школьнику, что шоколад в небольшом количестве обладает антибактериальным эффектом.

интересные факты о бактериях

Даже ученик младших классов сможет понять, что такое вакцина. Это когда в организм вводится небольшое количество вируса или бактерий, а иммунная система их побеждает. Поэтому так важно ставить прививки.

Уже с детских лет должно прийти понимание, что страна бактерий — это целый, еще не до конца изученный, мир. И пока есть эти микроорганизмы, есть и сам человеческий вид.

  • Рассказ про байкал для детей
  • Рассказ про бабушку свету ведьму
  • Рассказ про бабочку 1 класс окружающий мир краткое содержание
  • Рассказ про бабушку и бегемота борю
  • Рассказ про бабушку 4 класс на английском с переводом