Рассказ про бабу ягу на белорусском языке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение аннинская средняя общеобразовательная школа 3 рассмотрена на заседании методического объединения классных руководителей протокол 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения классных
руководителей

протокол №  1

от«27» августа 2020г.

ПРИНЯТА    педагогическим советом школы

протокол № 1

от «28» августа 2020г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ Аннинская СОШ № 3

от 28 августа 2020г.

№ 136

Рабочая
программа
внеурочной
деятельности

кружок «В гостях у сказки» 

(социальное направление)

для
учащихся  1 «Б» класса

на
2020-2021 учебный год

срок реализации: 1 год

Составитель: учитель начальных классов 

Кузьмина Алла Алексеевна

п.г.т.Анна

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности, планируемых результатов  начального общего
образования.

Главные
задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося
социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить
фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего,
но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель
деятельности начального общего образования заключается в создании условий для
развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых
результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения.

Учащиеся
начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания
в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и
сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения,
характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также
учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о
которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих
условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и
социализации обучающихся.

С
каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать
сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам
предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и
высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни
нравственностью. В связи с этим была разработана программа внеурочной
деятельности “В гостях у сказки”.

Актуальность
программы

Современные
дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно
широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто
конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко
в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие
первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не
умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная
мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят:
“Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Предлагаемое тематическое
планирование занятий, включает в себя литературное чтение и слушание,
изобразительное и театральное искусство.

Цель
курса:

Создать
условия для развития у младших школьников эстетического восприятия,
воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию
гармоничной личности.

Задачи
курса:

— 
способствовать формированию навыка чтения, устойчивого интереса к сказкам и
книгам; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

— способствовать
развитию эмоционально – чувственной сферы;


способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к книгам,

Содержание
программы

Содержание
программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания
грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и
готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся
— читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

Содержание
занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:

рассматривать,
читать, получать необходимую информацию.

Рабочая программа кружка внеурочной
деятельностью социального направления «Добрая дорога детства» для 1 «Б» класса
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
учебно-методическими документами
:

с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

письмом
Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических
рекомендаций»;

письмом Минпросвещения России
от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности,
программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий»;

письмом Роспотребнадзора от
08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы
образовательных организаций»;

приказом Минпросвещения
России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в
организациях, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, образовательные программы
среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного
профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской
Федерации»;

Методическими рекомендациями
Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.

Устава
образовательного учреждения МБОУ Аннинская СОШ № 3.

Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ Аннинская СОШ №3 с
изменениями и дополнениями, утверждена приказом №115 от 17.06.2019г.

Адаптированные основные
общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с
ОВЗ, утверждены приказом №115 от 17.06.2019г

Программа внеурочной деятельности
социального направления по изучению русских народных сказок для обучающихся 1
класса рассчитана на 17часов в год, 1 час в неделю,
одно полугодие.

Структура
занятий: 
Различные виды чтения, слушание, беседа,
рассказ учителя,

озвучивание
героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций,

конкурсы,
викторины.

Творческая
работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Планируемые
результаты освоения курса

В
результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у
сказки» формируются следующие предметные умения:


осознавать значимость чтения для личного развития;


формировать потребность в систематическом чтении;


использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);


уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;


пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Регулятивные
УУД:


уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;


уметь самостоятельно работать с новым произведением;


уметь работать в парах и группах, участвовать в 
проектной деятельности, литературных
играх;


уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные
УУД:


прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;


отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;


ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);


составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;


пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные
УУД:


участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;


оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;


высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;


участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;


соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для успешного проведения занятий используются
разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный
материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более
легкому усвоению и запоминанию.

Тема

Виды
деятельности

Форма
организации

1

Вводное занятие.
Викторина «В гостях у сказки»

Отгадывание
загадок, ответы на вопросы, дополнение фраз из сказок.

Инсценировка сказки «Колобок»

Викторина

2

Что такое
сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь,
соломинка и лапоть»

Выявить особенности сказки.
Познакомиться с видами сказок. Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка
сказки «Репка».

Инсценировка

3

Русские народные
сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

Чтение сказок, выявление главных
героев, оценивание поступков.

Чтение

4

Русская народная
сказка «Петух и жерновцы»

Чтение сказки, ответы на вопросы,
рассказ по картинкам.

Рассказ

5

Русские народные
сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»

Чтение сказок, просмотр
мультфильма, ответы на вопросы, оценивание поступков главных героев.

Просмотр
м/ф

6

Русская народная
сказка «Волк и семеро козлят»

Чтение сказки, восстановление
последовательности, характеристика героев, разыгрывание сказки.

Инсценировка

7

Русские народные
сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»

Чтение сказок, просмотр
мультфильма, ответы на вопросы, сравнение сказок. Характеристика героев.

Просмотр
м/ф

8

Русская народная
сказка «Бычок – смоляной бочок»

Чтение сказки, придумывание
вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке.

Работа с
текстом

9

Русская народная
сказка «Крошечка — Хаврошечка»

Чтение сказки, придумывание
вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке.
Характеристика героев.

Работа с
текстом

10

Русская народная
сказка «Никита Кожемяка»

Чтение сказки, ответы на вопросы,
составление вопросов учащимися, восстановление событий по иллюстрациям.

Работа с
иллюстрациями

11

Русская народная
сказка «Царевна-лягушка»

Чтение сказки. Сравнение главных
героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке.

Пересказ

12

Русская
народная сказка «Несмеяна-царевна»

Чтение сказки. Ответы на вопросы.
Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке.
Характеристика героев.

Рисунки

13

Русская
народная сказка «Терёшечка»

Слушание сказки. Ответы на вопросы.
Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом.

Пересказ

14

Русские народные
сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Анализ и сравнение сказок,
характеристика главных героев, волшебство в сказках, восстановление последовательности
событий по иллюстрациям. Рисунки.

Сравнение
сказок

15

Русские народные
сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Анализ и сравнение сказок,
характеристика главных героев, волшебство в сказках, восстановление
последовательности событий по иллюстрациям. Рисунки.

Сравнение
сказок

16

Русская
народная сказка «Морозко»

Слушание сказки. Ответы на
вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом.
Анализ поступков главных героев.

Анализ
поступков главных героев.

17

Итоговое
занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам.

Рисунки к наиболее понравившимся
произведениям. Викторина по сказкам.

Викторина

ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.
Викторина «В гостях у сказки»

1

1

2

Что
такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»,
«Пузырь, соломинка и лапоть»

1

1

3

Русские
народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

1

4

Русская
народная сказка «Петух и жерновцы»

1

5

Русские
народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»

1

6

Русская
народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

1

7

Русские
народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»

1

8

Русская
народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

1

9

Русская
народная сказка «Крошечка — Хаврошечка»

1

10

Русская
народная сказка «Никита Кожемяка»

1

1

11

Русская
народная сказка «Царевна-лягушка»

1

12

Русская
народная сказка «Несмеяна-царевна»

1

1

13

Русская
народная сказка «Терёшечка»

1

14

Русские
народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

1

1

15

Русские
народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

1

1

16

Русская
народная сказка «Морозко»

1

1

17

Итоговое
занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам.

1

1

ИТОГО:

17

3

6

Календарно-тематическое
планирование

№п/п

Тема
урока

Дата
(план)

Дата
(факт)

1

Вводное
занятие. Викторина «В гостях у сказки»

2

Что
такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»,
«Пузырь, соломинка и лапоть»

3

Русские
народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»

4

Русская
народная сказка «Петух и жерновцы»

5

Русские
народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк»

6

Русская
народная сказка «Волк и семеро козлят»

7

Русские
народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки»

8

Русская
народная сказка «Бычок – смоляной бочок»

9

Русская
народная сказка «Крошечка — Хаврошечка»

10

Русская
народная сказка «Никита Кожемяка»

11

Русская
народная сказка «Царевна-лягушка»

12

Русская
народная сказка «Несмеяна-царевна»

13

Русская
народная сказка «Терёшечка»

14

Русские
народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

15

Русские
народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

16

Русская
народная сказка «Морозко»

17

Итоговое
занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам.

При составлении программы
использованы методические пособия:

1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010);

2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.:
Просвещение, 2010);

3. «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010);

4. «Планируемые результаты начального общего образования» (Под
ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, — М.: Просвещение, 2010).

Руководитель ________________ А.А.Кузьмина

Одни книги мы зачитываем в детстве до дыр и с радостью читаем своим детям и племянникам, а другие прячем подальше, недоумевая, как наша детская психика их выдержала. Узнали у родителей, какие книги они сами любили в детстве, а от каких сейчас в восторге их дети.

Василина, интернет-маркетолог: «Сын долго не мог понять, почему человек живет один»

1

Василина растит четырехлетнего Марка и видит: сейчас парнишке могут нравиться не только современные книги, но и те, что читали его родители. Благо в семейной библиотеке можно найти даже старые издания.

Template boo

Книгу Марку купила я – читала много хороших отзывов. Начали с «Как Финдус потерялся», потом добавились другие книги из этой серии. Даже на белорусском читали.

Эти книги про старика, который живет на хуторе (Петсон), и его друга, говорящего кота (Финдус). Мне самой эта серия очень нравится. Она как минимум интересная, как максимум – учит привязанности, дружбе, любви к животным.

Еще главные герои этой истории нетипичные для нашего общества: старик один живет на хуторе, занимается домашним хозяйством, разводит кур. Сыну очень интересно, как так вообще получается, что человек живет один сам по себе: он много расспрашивает про главных героев и про их образ жизни. Долго не мог понять, что такое хутор.

03

– Эту книгу Марку купил его отец. Сыну больше всего нравится, что рассказы смешные, – он много смеется, когда читает. А еще ему очень нравится слушать про школу, так как для него это новая тема – он в школу еще не ходил.

Я эту книгу тоже в детстве очень любила, но, наверное, в чуть более старшем возрасте. Хотя сейчас она в некоторых аспектах меня смущает – там много стереотипных моментов, характерных больше для советского общества. В деталях не вспомню, но там в целом много типично советского.

04

– Это был подарок сыну от бабушки – и, наверное, в нашей библиотеке это самая долгоживущая книга. К ней сын уже около года не теряет интереса. Ему очень нравится, что рассказы смешные, он даже часто повторяет шутки из этой книги. Мне тоже нравится эта история – добрая, забавная книга. Образ самой Сони очень классный, а еще иллюстрации крутые – хорошо дополняют весь сюжет.

Еще сын любит книгу про медвежонка Паддингтона, «Вредные советы» Остера (тоже из нашего детства), комиксы про супергероев. А когда был помладше, очень любил книгу «Груффало» Джулии Дональдсон, «Грузовичок и прицеп» Анастасии Орловой и «Большое путешествие Горошка» Кали Давида.

55

– Эту книгу очень любила я – причем всю серию. Не помню, правда, точно, в каком возрасте это было. Зато помню, что сначала книги мне читала мама, а потом я сама. Не знаю, что меня настолько привлекало, – наверное, интересный сюжет. Эти книги учат правильным вещам – тому же поиску себя, например.

66

Андерсена я тоже зачитывала до дыр, больше всего любила сказку «Штопальная игла». Мне сложно сказать, стала бы я читать эти сказку своему сыну: возможно, во многих из них будут транслироваться ценности, не совсем приемлемые с моей точки зрения.

А с другой стороны, я как родитель могу объяснить сыну какие-то стремные моменты из книги: рассказать, что там неправильно и как правильно на самом деле.

Но в целом сказки нашего детства я стараюсь сыну не читать – во многих из них перебор жесткости и восхваления не самых приятных качеств: хитрость, умение обманывать и т.д.

Анна, менеджерка образовательных проектов: «Сын считает, что книги из моего детства страшные»

7

Сыну Анны только исполнилось 4 года, и давать ему свои детские сказки девушка не спешит: считает, что они страшные, и поражается, как сама слушала про Бабу Ягу, насилие и убийства, которых там полно.

– Литература сейчас изменилась очень сильно – это обилие всего на любой вкус. Сюжеты во многом одни и те же: преодоление препятствий, приключения и жизненные сценарии с дидактикой, много иллюстраций, акцент в первую очередь на картинке.

В своем детстве я не помню, чтобы мне были важны иллюстрации, я слушала сказки, а не разглядывала книги. Выбор сейчас очень большой, главное – ориентироваться на то, что нравится, но и предлагать что-то новое.

8

– Сыну нравятся короткие истории сериального типа. Эту книгу он просит читать постоянно. Иногда даже просит новые рассказы, причем не по мультфильму, а именно оригинальные, из книги Успенского.

Template book 2

– Второй тип – виммельбухи, книги, насыщенные иллюстрациями. Мы очень любим эту серию Бернер и другие подобного типа. «Зимняя», «Весенняя», «Летняя» и «Осенняя» книги повествуют о жизни маленького Городка и его жителей, а иллюстрации к историям делала сама писательница.

Мне кажется, что на выбор виммельбухов и коротких рассказов влияет и клиповость мышления, которая невольно развивается из-за просмотра видео, мультиков, – ребенка тянет к кратким, ярким, визуальным историям. Но это на мой взгляд. Может быть, это еще и потому, что ребенок больше «визуал», чем «аудиал».

77 1

88 1

– Книги сына очень отличаются от моих любимых в его возрасте – я любила сказки народов мира. А вот Киплинга мне часто читала мама, и я очень любила все эти истории про джунгли и зверей.

11

– Очень хорошо запомнилась эта книга – она про путешествия детей в разные миры и параллельно обучение контролировать эмоции. Это была действительно одна из любимых книг в мои 4-5 лет, я соотносила себя с главными героями, помнила все места, которые они посетили.

Сейчас я ее искала, но, к сожалению, она уже не продается – есть аналогичные «эмоциональные сказки», однако это не то. Очень хочу ее почитать своему сыну, буду искать дальше; может, найду на барахолках или в букинистических магазинах.

Наталья, координаторка социальных проектов: «Мы читали книгу неделю: сын плакал, переживал»

12

Сыну Натальи Оскару 7 лет, и через книги мальчик изучает сложности окружающего его мира. По мнению мамы, это неплохой вариант: в современной литературе изменился визуал и стиль написания, а вот сквозные ценности, что и является основной задачей хорошей литературы, просто поданы в другой обертке и на том языке, который понятен современным детям.

– В современных книгах еще очень важны иллюстрации. Дети сейчас настолько разбалованы и приучены к качественной визуальной картинке, что без стильного и визуально интересного решения книге будет очень сложно. Даже я в детстве выискивала и ждала картинки в книге, а современный ребенок ищет визуал еще сильнее.

99

– Наша общая с сыном книга, заходит обоим. Как-то у мамы в гостях я вытащила свою любимую книгу с полки, а Оскар присел рядом. Так мы и прочитали взахлеб рассказа четыре. Я – с ощущением полного погружения в детство, а Оскар – с параллелью с собой и ситуациями из своей жизни.

После рассказа «Все тайное становится явным» он начал вспоминать истории нашей с ним жизни, когда он пытался утаить от меня что-то, но я всегда узнавала.

А вот на меня в детстве произвел впечатление рассказ про кашу, которая попала на шляпу прохожему. Я тоже не любила мамины котлеты и чай с мать-и-мачехой и липой и выбрасывала это через окно (смеется).

1010

– Эта книга для Оскара сложная, но интересная. В ней рассказывается, как бабушка подарила внучке Абилин игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн. Кролик был сделан из фарфора, у него был целый гардероб костюмчиков и даже золотые часы на цепочке. Абилин обожала его, а кролик никого, кроме себя, не любил.

В книге есть момент, когда умирает маленькая девочка лет четырех. И это была целая трагедия для Оскара. Он закрывал уши: «Мама, не читай!», потом снова просил читать. И так мы читали ее неделю. Он плакал, переживал, говорил, что так нечестно, что дети не должны умирать, а родители не имеют права так обращаться с детьми.

От чтения мы перешли к разным историям в жизни: разговор зашел о детских домах, хосписах и так далее. Так мы учились встречаться со смертью и несправедливостью.

15

– Еще одна книга, которая уже несколько лет живет в нашем доме. Причем не только она, а вообще все книги этой серии. Мне кажется, больше всего Оскара заворожила именно невероятность такой истории, потому что таких груш не бывает в жизни. А в книге это целый дом на колесах. Уже пару лет сын достает ее с полки, когда ему хочется тихого добра и волшебства.

1111

– Это важная книга про внутреннюю бунтарку внутри каждой девочки. Я зачитывалась ею, потому что в детстве в книге Пеппи можно было все то, что нельзя было мне в реальной жизни. А внутри каждой девочки есть такая часть, которая зовется интересом!

1212

– Книга Марка Твена про внутреннюю смелость и про понимание того, что «я тоже так могу». Про честь, честность и «хорошо и плохо». Кстати, в современных книгах этой категоричности сильно меньше, сейчас злые герои добрее и мягче, а персонажи в целом намного многограннее.

А тогда ты прямо всецело был на стороне добра и справедливости. Дух захватывало, и хотелось знать, что же там дальше! Очень грустно было в моменты, когда книжки заканчивались, а тебе так полюбились эти герои.

Анна, блогерка, мать четверых детей: «Мальчикам очень нравится, как Бибигон сражается с Брундуляком»

18

У Анны четверо детей: Платон, Тихон, Еремей и Агния – самым младшим 6 лет и 3,5 года.

– Детям сложно понять, что за история с коромыслом, если они в жизни этого коромысла не видели. Либо видели, но это для них чужое: лобные доли пока не сформированы, абстрактное мышление в зачатке. Они хотят примеры из жизни, то, что будет им близко и понятно, заставит задуматься, заинтересует и поможет полюбить книги, а не отвернет от них, потому что они сложные и непонятные.

У нас появляются адаптированные под новые век герои, это здорово. А сколько потрясающих энциклопедий! Я сама с удовольствием их читаю и открываю столько нового для себя.

19

– Это история о девочке, которая не любила чистить зубы и однажды в ванной увидела огромного монстра. Но не испугалась, а подружилась с ним. И оказалось, что все монстры чистят зубы, потому что это очень важно.

Но есть кариозный монстр, который проникает в рот и стучит молоточком по зубам, делая дырки, – и, чтобы такие не завелись, нужно чистить зубы. Но если уж они появились, то на помощь приходит стоматолог. Он супергерой, поэтому и ходит в маске, чтобы кариозный монстр его не узнал.

Template book 3

– Груффало учит быть находчивым, смелым и рассказывает о том, что даже маленький мышонок в страшном лесу, наполненном опасностями, может всех застращать. А Человеткин – это ожившая ветка, у которой есть семья, но собаки, люди, речное течение надолго уносят его далеко от дома. Он пытается найти путь домой, и помогает ему сам Санта-Клаус!

22

– Эта книга о финансовой грамотности, которая одинаково хорошо зайдет и детям, и взрослым.

Девочка из бедной семьи, в которой у родителей куча долгов, находит собаку, которая раньше жила у очень богатого человека и накопила опыт обхождения с деньгами. Пса девочка назвала Мани, и он рассказывает девочке, что такое деньги и как правильно к ним относиться.

Девочка богатеет, учится вкладывать деньги, инвестировать, покупать акции, при этом часть денег откладывает на поездку в США и компьютер, а часть тратит на ежедневные нужды.

Мой младший пятилетний сын уже с удовольствием слушает, а старший, восьмилетка, готовый сливать всё до последней копейки на трубочки в столовой, научился копить и насобирал и на наушники, и на кроссовки с колесиками, теперь копит на рюкзак с зарядкой для телефона.

Мы с мужем тоже пересмотрели свою финансовую стратегию, многое мы делали неправильно, потому что никто нас этому не учил. Мы привыкли жить от зарплаты до зарплаты, а ведь можно иначе.

23

– Очень реалистичные истории из жизни, с которыми может сталкиваться ребенок. Книга учит детей, как поступать в сложных ситуациях, как отстаивать границы и не попасться на удочку «плохим взрослым» типа маньяков и т.д., обучает межличностной коммуникации. Простым языком написаны очень важные вещи.

1313

– Это уже книга из моего детства. История о лилипуте, который упал на землю с Луны. Он хвастливый, уверенный в себе, забавный, постоянно попадает в передряги и борется с пауками, птицами и индюком Брундуляком, которого считает злым колдуном.

Бесстрашный и милый – образ лилипута героический и очень манящий. Мне кажется, я даже неосознанно была влюблена в него, поэтому звонила ему по отключенному стационарному домашнему телефону на Луну.

Своим детям тоже читаю про него довольно часто. Они очень любят эту книгу, хоть и не настолько, как я, – мальчикам очень нравится, как Бибигон сражается с Брундуляком.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Конкурсная программа

«Бенефис Бабы-Яги»

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня ни один дом не обходится без телевизора. Вы с удовольствием смотрите различные шоу с участием полюбившихся всем артистов, актёров и ведущих. Мамы и бабушки с упоением смотрят различные концертные программы. Например: Бенефис Шифрина, Петросяна, Елены Воробей.

А у нас сегодня будет необычный бенефис. Бенефис Бабы-Яги. Эту сказочную жительницу леса знают все, от мала до велика. Но никто, в самом деле, её не видел. Только сегодня и только сейчас, дорогие ребята, у вас появится возможность, лично насладится обществом прекрасной жительницы леса.

Выход Бабы Яги под фрагмент песни «Про бабу Ягу» Ариэль

Баба Яга:

Как мне грустно,

Как мне скучно.

Как себя повеселить?

Умницу, красавицу порадовать?

Может маринованными лягушечками

Или вялеными мухоморчиками?

Нет, нет я же на диете.

(Смотрится в зеркало)

Я такая Лапочка!

Я такая Цаца!

На меня, Красавицу

Не налюбоваться!

Я такая Умница!

Я такая Краля!

Вы такой Красавицы

Сроду не видали!

(встаёт, обращается к зрителям)

Я, Ягуся, хоть куда –

У меня костяная нога,

Зуб кривой, горб за спиной.

Ну, кто сравнится с такой красотой?

Точно, точно, у меня есть мысль

И я, её думаю!

(Напряжённо о чём-то размышляет)

Красных девиц соберу

Супер конкурс проведу!

Эй!!! Девицы, красавицы,

Собирайтеся, снаряжайтеся!

Под музыку «частушки бабок Ёжек»  на мётлах вбегают бабки Ёжки.

Баба Яга:

Тьфу, тьфу, глазам не верю

Что за прелесть лепота

Как подходит этим феям

Званье Мисс Баба Яга.

(обращается к участницам)

Хочу я конкурс провести

Себя и вас повеселить.

Да узнать, кто же из вас самая красивая, умная, артистичная. Вообщем,  самая – самая гламурная.

Готовы?

Бабки Ёжки: Готовы!

Баба Яга: Теперь познакомимся с нашими милыми девушками поближе.

Бабки Ежки, в путь смелей

Рекламу сделайте себе

По одежке вас встречаем

По фантазии провожаем.

1. конкурс. «Визитная карточка».

Каждой участнице нужно было рассказать немного о себе.

Жюри оценивает выход Бабы-Яги на сцену, её костюм, рассказ о себе.

Баба Яга: (загадка для зала)

Жизнь его лежит в ларце,

А ларец тот во дворце,

А дворец – в лесу дремучем,

Лес растет на черной туче.

Кто же это не зевай!

Поскорее отвечай!

Скучно жилось бы нам Ягулькам без милого друга Кощеюшки.

2. конкурс. «Милый друг»

Каждой Б.Я выдаётся лист, фломастером или маркером нарисовать верного друга лесной старушки – Кощея Бессмертного. Победит та участница, у которой выйдет самый интересный Кощеюшка.

Игра с залом.

Баба Яга:

Лесом шли, шли, шли (дети шагают на месте)

Пирожок нашли.

Сели, поели, (садятся на стулья)

И опять пошли (встают со стульев)

Полем шли, шли, шли (дети шагают на месте)

Пирожок нашли.

Сели, поели, (садятся на стулья)

И опять пошли (встают со стульев)

И по саду шли, шли (дети шагают на месте)

Пирожок нашли.

Сели, поели, (садятся на стулья)

И опять пошли (встают со стульев)

По тропинке шли, шли, шли (дети шагают на месте)

Пирожок нашли.

Сели, поели, (садятся на стулья)

И домой пришли.

Участницы показывают свои рисунки Кощея.

Баба Яга: (выносит котелок)

Вот, волшебный котелок,

Он не низок, не высок.

Котелок сей не для плова,

А для зелья колдовского.

(Котелок ставит на середине сцены.)

Красавицы, мои милые, сейчас мы с вами будем варить колдовское зелье. Сначала нам нужно положить в котелок все необходимые ингредиенты.

Прошу вашего внимания,

Бросать их будем с вот такого (показывает) расстояния.

3. конкурс. «Волшебный котёл»

Каждой участнице выдаётся 7  бумажных шариков определённого цвета. У каждой участницы свой цвет.  По команде участницы бросают по одной бумажке в волшебный котёл. Баба Яга говорит названия ингредиентов: рыбьи жабры, волосатые пиявки, усики таракана, мышиные хвосты, слюна варана, зуб бармаглота, слюна бегемота и т.д.

Побеждает та участница, которая забросила больше бумажек в котёл.

Баба Яга:

Колдуй баба, колдуй дед,

Колдуй буренький медведь…

Мы Бабки Ёжки колдовству с детства обучены,

И заклинания разные знаем.

Так вот!

Применив искусство колдования

Придумайте магическое заклинание

И еще фантазия поможет вам

Всего лишь 10 слов

Должно быть там…

4. Конкурс «Заклинание».

Бабки Ёжки должны прочитать над котлом волшебные заклинания.

Оценивается оригинальность.

Баба Яга: 

Сяду рядышком на лавку.
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.

5. Конкурс «Загадочный»

Он пиявок добывал,

Карабасy продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали… (Бyратино — Дyремар.)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дрyжил.

Простоват он был немножко,

Звали песика… (Тотошка — Шарик.)

Он гyлял по лесy смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали… (Чебyрашка — Колобок.)

Бедных кyкол бьет и мyчит,

Ищет он волшебный ключик.

У него yжасный вид,

Это доктор… (Айболит — Карабас.)

Много дней он был в пyти,

Чтоб женy свою найти,

А помог емy клyбок,

Его звали… (Колобок — Иван-Царевич.)

Все yзнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Ей лишь крыска дорога,

А зовyт ее… (Яга — Шапокляк.)

И красива, и мила,

Только очень yж мала!

Стройная фигyрочка,

А зовyт…(Снегyрочка — Дюймовочка.)

Жил в бyтылке сотни лет,

Наконец, yвидел свет,

Бородою он оброс,

Этот добрый… (Дед Мороз — Старик Хоттабыч.)

Потерял он как-то хвостик,

Но его вернyли гости.

Он ворчлив, как старичок

Этот грyстный… (Пятачок — Ослик Иа.)

Он большой шалyн и комик,

У него на крыше домик.

Хвастyнишка и зазнайка,

А зовyт его… (Незнайка — Карлсон.)

Баба Яга: 

Мы, Бабки-Ёжки, девушки запасливые. Если видим, что что-то, где-то не так лежит, то к себе в избушку тащим. Хочу я посмотреть, сколько вы сможете за один раз всего утащить? Кто из вас самая запасливая, да хозяйственная?

6. Конкурс «Ручки загребущие».  

Для конкурса понадобится огромное количество игрушек, чем мельче они будут, тем лучше. Участницы становятся вдоль линии старта, напротив которой на расстоянии 4-5 метров лежат игрушки. Дети по сигналу ведущего должны подбежать, взять столько игрушек, сколько они смогут донести. Затем они должны вернуться на свое место, где будет произведен подсчет принесенных игрушек. Побеждает тот, кто принес большее количество игрушек.

7. Конкурс «Жили у бабуси…».

Ох, ну какой же конкурс без песен. Уж как я петь люблю. Как уж я запою, так на другом берегу реки слышно! А самая любимая моя песня «Жили у бабуси»…

Все гласные в этой песне заменяются одной, например, «а». Получается: «Жала а бабаса…» Так поется 1 куплет.

Участницы по очереди на гласные «у», «о», «э», «ю», «е».

Баба Яга:

Метла – это роскошь, наше Авто

Баба Яга без метелки – никто.

Танец с метлой – это кайф, это рай

Партнерша взлететь может, не забывай

Крепко к любимой метле ты прижмись

И в вихре танца ты с ней закружись.

8. Конкурс «Танец с метлой».

Звучит быстрая и медленная музыка. Б.Я танцуют под музыку.

Оценивается артистизм.

Баба Яга:

Вы, так умны, вы так красивы.

Талантливы, красноречивы.

И каждая из вас достойна

Быть победительницей здесь.

И сейчас слово нашему жюри.

Подведение итогов:

Самая гламурная Баба Яга – ……………………

Самая очаровательная Баба Яга — …….

Самая привлекательная Баба Яга………………

Самая обаятельная Баба Яга……………

Самая артистичная Баба Яга……………

Так, друзья, в сегодняшнем новогоднем посте будет весьма интересная тема — обсудим советский новогодний стол, которые многие по какой-то непонятной мне причине считают чуть ли не идеальным и продолжают по нему ностальгировать. Лично я уже много лет не праздную Новый год за так сказать «классическим» совковым новогодним столом — заменив его на что-то более лёгкое, вроде суши и парочки средиземноморских салатов — чего и вам желаю.

Кроме качества самой еды, совковый новогодний стол был к тому же попросту убогим и бедным — это сейчас хоть за два часа до Нового года вы можете пойти в магазин и купить всё что нужно — а в СССР к Новому году начинали готовиться чуть ли не с лета, накапливая на антресолях банки с зелёным горошком «Глобус» и бережно храня в холодильнике зелёную баночку с красной икрой.

Итак, в сегодняшнем новогоднем посте — рассказ про убогий советский новогодний стол. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь, – пишет беларусский блогер Максим Мирович на своей странице в Facebook.

Видео дня

Как выглядел сам стол.

Для начала давайте посмотрим, как выглядел сам советский новогодний стол — не в смысле набора продуктов, а в смысле предмета мебели. В абсолютном большинстве случаев совковым новогодним столом являлся так называемый стол-книга, который выглядел вот так:

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Чаще всего стол-книга хранился на балконе или за шкафом, откуда с немалым трудом вытаскивался к Новому году и некоторым другим предстоящим застольям. Впрочем, застолья более мелкого масштаба чаще проводились на кухне, а стол-книгу обычно вытаскивали на Новый год — это было частью советского новогоднего ритуала.

Собственно, наличие такой вещи, как стол-книга в большинстве советских семей уже само по себе говорит о достаточно низком уровне жизни в СССР — если в США средняя семья имела дом на пару этажей и много комнат, где обязательно были и отдельная столовая, и отдельная гостиная — то советский «средний класс» обычно ютился семьёй из пяти человек в крохотной двухкомнатной говняной бесплатной хрущёвке.

«Большую» комнату в этой хрущёвке гордо именовали «залом» — там обычно стоял сервант, телевизор и диван, на котором спали родители, а в праздники откуда-то из-за шкафа или с балкона с грохотом вытаскивался стол-книга и раскладывался на полкомнаты. Места оставалось ровно для прохода к телевизору, по которому рассказывали о том, что мы живём в лучшей в мире стране.

Советский стол и пропаганда.

Что самое интересное — даже всякие советские пропагандистские издания, вроде «Книги о вкусной и здоровой пище», не сильно приукрашивали убожество советского новогоднего стола, Просто изображали это убожество с достаточно яркими красками — отчего оно не выглядело так серо. По интернету сейчас гуляет вот такая известная картинка, на которой изображён типичный советский новогодний стол — таким, каким он был на самом деле.

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Выглядит вроде всё красиво — вот она сила искусства. А теперь давайте проанализируем, что находится на этом столе.

1. Мелкие марокканские апельсины, купленные по блату либо в длиннющей очереди. За такими апельсинами либо мандаринами нужно было ещё побегать — часто их выбрасывали к новому году, и за ними моментально выстраивались огромные очереди. Никогда не задумывались, почему многие говорят «Ах, у меня Новый год ассоциируется с запахом мандаринов, это запах праздника»? — да просто потому, что во все остальные дни мандаринов было не достать, это был новогодний эксклюзив. Во все остальные дни в доме в лучшем случае пахло варёными сосисками.

2. Заветренная грудинка. Нормальных мясопродуктов в СССР попросту не было — к примеру о том, что такое ветчина из мясного филе, я узнал только году в 1993-м — когда она появилась на прилавках. До этого белорусские мясокомбинаты работали в таком же режиме, но всю продукцию выгребала Москва — на наших полках не было ровным счётом ничего. Что-то мясное можно было урвать на рынке — чаще всего это была вот такая свиная грудинка, как на фото. По сути — еда бедных, которая с гордым видом лежит на совковом праздничном столе.

3. Салат «оливье», куда уж без него. Популярность именно оливье в СССР объясняется достаточно просто — он готовился из подземных овощей длительного хранения, вроде картошки, морковки и свеклы, плюс туда добавлялась варёная колбаса, венгерский зелёный горошек «Глобус» и майонез — продукты, которые как раз «выбрасывали» перед Новым годом. Салат на самом деле тяжёлый, неполезный и не сильно вкусный — просто приготовить нормальный салат, вроде шопского или греческого в СССР не было никакой возможности — на прилавках не было продуктов. С так называемой «селёдкой под шубой» — ровно та же история.

4. Красная икра, привезённая скорее всего в июне со словами «не трогай, это на Новый год». Фанаты совка тут время от времени бравируют советским продуктовым изобилием — так вот икра, которая сейчас есть в любом количестве в любом магазине, в совке была дефицитом и покупалась на Новый год осенью либо вообще летом, после чего сберегалась так, как Кащей сберегал яйцо со своей смертью.

5. Дешёвый советский алкоголь — водка «Русская» и невероятная бурда под названием «Советское шампанское». Совкам неведомо, что во всём цивилизованном мире словом «шампанское» может называться только вино, произведённое во французском регионе Шампань, все остальные похожие вина могут называться только лишь словом «игристое». Вместо этого совкам делали какую-то газированную бурду, называли её «советским шампанским» и рисовали какое-то невероятное количество медалей на бутылке — что должно было показать какую-то «премиальность» напитка. В общем, «советское шампанское» было таким же фейком, как и всё остальное в СССР. Удивительно то, что многие до сих пор продолжают покупать на Новый год эту муру, хотя в продаже полно недорогих и вкусных игристых вин, вроде испанской Кавы.

В общем, как видите, даже на пропагандистских картинках советский стол выглядел хоть и визуально красиво, но являлся, по сути, убожеством.

Советский стол, реальное фото.

А теперь давайте посмотрим на реальное фото советского стола, сделанное в позднем СССР, в 1990 году — его на днях опубликовал Александр Удальцов у себя в твиттере, и мы можем наглядно увидеть, что было на столах советских людей. Как пишет сам Александр — «всё на столе приобретено по блату или куплено в поездках в столицы. Ничего, кроме хлеба из соседнего магазина».

Оливье, дешевый алкоголь и другие "прелести" убогого новогоднего стола в СССР

Итак, что мы видим на фото?

На столе можно увидеть то самое «советское шампанское», что и на рисунке выше — правда, медали с этикетки почему-то убрали. Чуть ближе к краю стола можно увидеть бутылку грузинского коньяка «Греми» — в совке считался хорошим коньяк в «пять звёздочек», хотя в развитых странах нормальные коньяки не имеют никаких «звёздочек», а их выдержка составляет минимум 10-20 лет.

Чуть правее мы видим бутылку венгерского ликёра «Рубин» крепостью в 25%, на этикетке которого рисовали три ягоды и рассказывали про «вековые традиции по выращиванию вишни на равнине между Дунаем и Тисой». Это в СССР считалось чуть ли не элитным напитком и точно было добыто «по блату». Правее можно увидеть бутылку ещё одного игристого вина — судя по этикетке, тоже производства Соцлагеря, вероятнее всего венгерского. Важный момент — всё это «богатство» скорее всего собиралось целый год в баре мебельной стенки, после чего гордо было выставлено на новогодний стол.

Ещё на столе можно увидеть коробку конфет Gracia от немецкой фирмы Mauxion — подобный набор конфет, который сейчас можно купить в любом дрянном ларьке, тогда ценился на вес золота. А ещё обратите внимание на гордо стоящую на столе банку растворимого кофе Nescafe — по современным представлениям в общем-то странно ставить её на стол, но в совке, где не было вообще никакого кофе — это был показатель достатка и зажиточности.

Собственно, больше на столе ничего нет. Есть ещё несколько апельсинов, парочку каких-то сухих пирожных и нарезанный хлеб из того самого соседнего магазина, о котором рассказывает Александр. Видимо, больше в магазине ничего не было…

Послесловие.

Ну что, друзья, как видите — советский стол представлял собой невероятное убожество как на красивых рисунках, так и в реальной жизни. Под конец совка люди невероятно ценили самые обычные по современным понятиям продукты — вроде конфет, коньяка и ликёра, покупали их заранее и берегли на Новый год — потому, что в магазинах не было вообще ничего. Как после всего этого можно ностальгировать по СССР — не представляю.

А вы помните свои новогодние столы в СССР? Что на них было? Что вообще об этом всём думаете?

Напишите в комментариях, интересно.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Под водой

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире всё не так, как у нас на земле.

Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.

Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстоя­ния и увеличивает предметы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!

Зимой там не бело, а черно: всю зиму непро­глядная ночь.

Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.

По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие сол­нечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё во­круг —- нет ни резких теней, ни острых углов.

Всё неверно, призрачно и таинственно.

Всё не так, как у нас на земле.

* * *

Я еле дождался лета: так не терпелось спус­титься под воду и увидеть рыб.

Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плот­ва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?

Но одно дело — рыба в руке, а другое — в во­де. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.

У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.

Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.

А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.

Кому на таких посмотреть не охота!

На лицо я надел водолазную маску.

Ноги сунул в резиновые ласты.

Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Пятое имя

Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.

В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или крас­нопёрками— за красные плавнички.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Плотвицы всегда в движении. То серыми те­нями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.

Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.

И вдруг вокруг меня вихрем закружили крас­ные искры!

Я даже вздрогнул — глаза!

Красные, блестящие, как огоньки.

Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишь­ся: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!

За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.

Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.

Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.

Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.

И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у ля­гушки.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указатель­ный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на ме­ня точками тёмных глаз.

Это ерши—старик к старику! Сами-то неза­метны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.

Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу ко­лючки— не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.

Ерши выжидали.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку.

Ерши не испугались.

Я вытаращил глаза — им хоть бы что!

Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.

Да не тут-то было!

От резкого взмаха ластом со дна взмыла и за­вихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!

Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.

Тучи ила клубились за мной, как тёмные гро­зовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухва­титься, чтобы не грохнуться с этакой высоты!

Я повернул назад.

Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!

Ерши-мизинчики плавают в полводы, а стари­ки— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.

Просто смотрю.

И потому даже самые пугливые больше не па­дают на бок, чтобы поднять со дна муть и спря­таться в ней. А самые сердитые не топорщат ко­лючки на горбах.

Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

к оглавлению ↑

Рыбята

Светло и весело под водой в солнечный день!

Особенно на мелководье. Там на песчаных по­лянках растут длинные и тонкие водоросли, похо­жие на зелёные волосы.

На эти полянки из холодной и сумрачной глу­бины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостиш­ками у самого носа. Но поймать их так же не­возможно, как и схватить падающие капли дождя.

Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие ро­синки.

Жадные хватают комаров с водяного неба, а лю­бопытные даже высовывают свои носы в наш мир.

Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белы­ми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.

Вот натерпелись мальки страху!

Но рыбята, как и все ребята, не любят уны­вать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.

Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.

Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блес­тящие, как капельки солнца.

Светло и весело под водой!

к оглавлению ↑

Рыцарь

Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинка­ми. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.

Рыцарь грозно растопырил все свои пять колю­чек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.

Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малино­вые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струй­кой потянулась вверх кровь.

Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого рого­листника и стал смотреть.

И тут открылась мне тайна маленького смело­го рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!

Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.

Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, изви­ваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь по­багровел, вцепился в пиявку зубами и стал тре­пать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под ши­рокий лист кувшинки и там выплюнул.

Ни на миг он не забывал о врагах. Даже про­плывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.

По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.

Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-чело­веком.

Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!

Колюшка-папа сторожил свой дом.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит ик­ру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убега­ющих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.

Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.

Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я вы­брался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.

к оглавлению ↑

Голубой рак

Всем известно, что рак красный. Даже го­ворят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бу­рого цвета. Это тоже всем известно.

Но вот известно ли кому, что среди обыкно­венных раков встречаются голубые?

Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, гла­за на стебельках, раковая шейка. А цвет — голу­бой!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!

И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья пере­менится. Может, не будут они, как водяные кры­сы, прятаться по тёмным норам, не станут пятить­ся задом. Может, поднимутся с тёмного дна к под­водному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!

Так что вот: не все раки бурые.

Бывают и голубые.

Да будет и вам это известно!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солн­це поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.

Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в крас­ную воду. Вот вылетел целый косячок и рассы­пался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза.

Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это уди­вительное красное утро?

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятныш­ко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто рас­таяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и за­плясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё сразу стало обыкновенным.

Солнце поднялось, и чёрные чайки стали бе­лыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная во­да— серой. Лиловое облачко на горизонте шевель­нулось и растаяло.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшу­щими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я лежал у коряги и записывал то, что видел. Начал писать на красном листочке, а кончил на золотом.

к оглавлению ↑

Осень под водой

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я ку­паюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстя­ные перчатки.

Поверх всего—резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые трост­ники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки перевали­ваются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвис­ли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как лени­вые сонные змеи…

Землю скоро укутает снег—наступит белая зи­ма. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под во­дой все с нетерпением будут ждать прихода зелё­ной весны.

к оглавлению ↑

Шепот рыб

Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографиро­вать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закры­ваются, будто они что-то шепчут…

Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчис­тил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заво­рачивали ко мне на огонёк и танцевали, и пор­хали вокруг фонаря, как ночные бабочки.

На песчаной полянке я вбил кол и к колу при­крепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие ры­бы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.

У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…

Мне очень понравились живые рыбы, и пото­му, наверное, я понял, что они хотели мне ска­зать.

Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что инте­ресное.

Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!

Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удоч­ки. А озёра и реки станут пустынны и неинтерес­ны, как леса, из которых улетели птицы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, ко­торые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гиб­нут все рыбы: старые и малые.

Щуки и форели жаловались на охотников, ко­торые стреляют в них из ружей во время нереста.

Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зи­мой лунки во льду—чтобы не задохнуться.

И за всё это рыбы обещали — все в один го­лос! — не покидать водоёмов и веселее клевать ле­том на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.

Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!

Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

  • Рассказ про балалайку для 4 класса
  • Рассказ про бабушку и котенка и клубок ниток
  • Рассказ про бабочек детям
  • Рассказ про бабушку 3 класс литературное чтение
  • Рассказ про бабку гренни