Рассказ про атлантический океан

Акулы атлантический океан систематика акул все акулы мира отряд воббегонообразные отряд кархаринообразные отряд катранообразные отряд ламнообразные отряд многожаберниковые отряд пилоносообразные

Акулы

Атлантический океан

  • Систематика акул
  • Все акулы мира
    • Отряд воббегонообразные
    • Отряд кархаринообразные
    • Отряд катранообразные
    • Отряд ламнообразные
    • Отряд многожаберниковые
    • Отряд пилоносообразные
    • Отряд разнозубообразные
    • Отряд скватинообразные
  • Большая белая акула
  • Большеротая акула
  • Бычья акула
  • Гигантская акула
  • Гоблин-акула
  • Далатиевые акулы
    • Черная акула-печать
    • Заднефонарная акула
    • Карликовая акула-пигмей
    • Длинноносая карликовая акула
    • Бразильская сигарная акула
    • Южно-китайская сигарная акула
    • Большезубая сигарная акула
    • Карликовая колючая акула
    • Малоглазая карликовая акула
    • Карманная акула
  • Колючие акулы
    • Птицеклювая деания
    • Короткошипая акула
    • Черная акулеола
    • Акула-аллигатор
    • Шипастая акула
    • Высокоплавниковая акула
    • Элегантная колючая акула
    • Карликовая фонарная акула
    • Бархатнобрюхая акула
    • Грубая акула центрина
    • Португальская колючая акула
    • Бархатная колючая акула
    • Акула-гадюка
    • Катран обыкновенный
  • Кошачьи акулы
    • Обыкновенная кошачья акула
    • Звездчатая кошачья акула
    • Акула-пижама
    • Коричневая кошачья акула
    • Галапагосская кошачья акула
    • Ложная кошачья акула
    • Кубинская ленточная акула
    • Кошачья акула-арлекин
    • Изящная кошачья акула
    • Кошачья акула Голлум
    • Черные кошачьи акулы
    • Пилохвостые кошачьи акулы
    • Южноафриканские кошачьи акулы
    • Пятнистые кошачьи акулы
    • Австралийские пятнистые акулы
    • Надувающиеся кошачьи акулы
    • Кошачьи акулы изаки
    • Акулы-парматурусы
  • Лисьи акулы
    • Обыкновенная лисья акула
    • Большеглазая лисья акула
    • Пелагическая лисья акула
  • Молотоголовые акулы
    • Большеголовая акула-молот
    • Круглоголовая акула-молот
    • Обыкновенная акула-молот
    • Гигантская акула-молот
    • Бронзовая акула-молот
    • Западноафриканский молот
    • Карибская акула-молот
    • Лопатоголовая акула
    • Золотая акула-молот
  • Песчаные акулы
    • Обыкновенная песчаная акула
    • Индийский песчаный тигр
    • Австралийская песчаная акула
    • Мелкозубая песчаная акула
    • Большеглазая песчаная акула
    • Акула-крокодил
  • Плащеносная акула
    • Южноафриканская плащеносная
  • Пресноводные акулы
    • Речная копьезубая акула
    • Акула Ганга
    • Акула реки Иравади
    • Новогвинейская речная акула
    • Тупорылая акула
  • Сельдевые (ламниевые) акулы
    • Атлантическая сельдевая
    • Тихоокеанская лососевая
    • Большая белая акула
    • Мако
    • Длинноплавниковый мако

Карты океанов

  • Атлантический океан
  • Тихий океан
  • Индийский океан
  • Северный Ледовитый океан

Игры с акулами

  • Игра про акулу-людоеда
  • Игра «Пловцы и акулы»
  • Игра «Белая акула в Майами»
  • Игра «Атака акулы-убийцы»
  • Игра «Акулы-роботы и Бэтман»
  • «Акула и веселые пираты»
  • «Рыбалка на озере»
  • «Маленькая акула и рыбки»
  • «Рыбалка на акул»
  • «Убеги от акулы!»
  • Конкурс «Водный мир»

Видеоматериалы:

Водные виды спорта

Второй по величине океан планеты

Атлантический океан — один из четырех современных океанов, составляющих акваторию Мирового океана нашей планеты.
Своим названием он обязан имени персонажа древнегреческой мифологии титана Атланта. По другой гипотезе — название океана произошло от легендарного государства Атлантида, якобы существовавшего на одноименном острове-материке, омываемом этим океаном, и затонувшем много веков назад.
Площадь Атлантического океана составляет 91,6 млн. кв.км, т.е. он является вторым по величине океаном, после Тихого.
Объем воды, вмещаемой Атлантическим океаном, равен четверти всего объема Мирового океана и равен 329, 7 млн. куб.км.
Средняя глубина — 3736 км, максимальная — 8742 (впадина Пуэрто-Рико).

Для детального просмотра карты, щелкните мышкой по уменьшенной копии.

Атлантический океан

Атлантический океан — второй по величине океан после Тихого океана. В нем находится 25% всей воды планеты. Средняя глубина 3 600 м. Максимальная находится в желобе Пуэрто-Рико – 8 742 м. Площадь океана 91 млн. кв. км.

atlantic ocean e1435503662961

Карта рельефа дна Атлантического океана.

Общая информация

Возник океан в результате раскола суперконтинента “Пангея” на две больших части, которые впоследствии образовались в современные материки.

kolumb 02 e1435504521334

Маршруты плавания Христофора Колумба.

Атлантический океан известен человеку издревле. Упоминая об океане, который “именуется Атлантическим“, можно встретить в записях 3 в. до н.э. Название возникло вероятно от легендарного пропавшего материка “Атлантида“.

V obshheprinyatoj istorii Atlantida e to mif. e1435505076497

В общепринятой истории Атлантида это миф.

Правда не ясно, какую территорию он обозначал, ведь в древности люди были ограничены в средствах передвижения по морю.

Рельеф и острова

Отличительной особенностью Атлантического океана является очень маленькое количество островов, а так же сложный рельеф дна, который образует множество котлованов и желобов. Самые глубокие среди них желоб Пуэрто-Рико и Южно-Сандвичев, глубина которых превышает 8 км.

Atlanticheskij okean. Poberezh e o. Kuba e1435503799680

Атлантический океан. Побережье о. Куба

Большое воздействие на структура дна оказывает землетрясения и вулканы, наибольшая активность тектонических процессов наблюдается в экваториальной зоне.

at2 e1435503722892Вулканическая активность в океане продолжается вот уже 90 млн. лет. Высота многих подводных вулканов превышает 5 км. Наиболее крупные и известные находятся в желобах Пуэрто-Рико и Юно-Сандвичев, а также на Срединно-Атлантическом хребте.

Климат

Большая меридиональная протяженность океана с севера на юг объясняет разнообразие климатических условий на поверхности океана. В экваториальной зоне незначительные колебания температуры в течение всего года и средней +27 градусов. Так же огромное влияние на температуру океана оказывает обмен водой с Северным Ледовитым океаном. С севера в Атлантический океан дрейфуют десятки тысяч айсбергов, доплывая почти до тропических вод.

26f4f454431edf8bcaadcbd67ed e1435503953377

Атлантический океан у берегов Португалии

У юго-восточных берегов Северной Америки зарождается Гольфстрим – крупнейшее течение на планете. Расход воды в сутки составляет 82 млн. куб.м., что в 60 раз превышает расход все рек. Ширина течения достигает 75 км. в ширину, а глубина 700 м. Скорость течения колеблется в пределах 6-30 км/ч. Гольфстрим несет теплые воды, температура верхнего слоя течения составляет 26 градусов.

2000px Conveyor belt.svg e1435504252671
В районе о. Ньюфаундленд Гольфстрим встречается с “холодной стеной” Лабрадорского течения. Смешение вод создается идеальные условия для размножения микроорганизмов в верхних слоях. Наиболее известна в этом отношении Большая Ньюфаундлендская бочка, являющаяся источником промысла таких рыб как треска, сельдь и лосось.

Флора и фауна

Для Атлантического океана характерно обилие биомассы при относительно бедном видовом составе в северных и южных окраинах. Наибольшее видовое разнообразие наблюдается в экваториальной зоне.

orca e1435503858486

Касатки в северной части Атлантики.

Из рыб наиболее распространены семейства нанотениевых и белокровных щук. Крупные млекопитающие представлены наиболее широко: китообразные, тюлени, морские котики и др. Количество планктона незначительное, что обуславливает миграции китов в поля нагула на север или в умеренные широты, где его больше.

1280px Salmo salar Atlantic Salmon Atlanterhavsparken Norway e1435506027750

Лосось атлантический. Семга.

Многие места Атлантического океана являлись и продолжают оставаться интенсивными местами лова рыбы. Ранее освоение океана привело к тому, что охота на млекопитающих здесь распространена уже долгое время. Это сократило численность некоторых видов животных по сравнению с Тихим и Индийским океанами.Tunets atlanticheskij osnovnaya promy slovaya ry ba e1435506139294

Растения представлены широким спектром зеленых, бурых и красных водорослей. Знаменитые саргассы образуют популярное по книгам и интересным историям саргассово море.

Географические карты Мирового океана крупным планом

Океаны

Мировой океан делится на ряд основных океанических областей, которые разграничены континентами и различными океанографическими особенностями. Однако по поводу этого деления учёные никак не могут прийти к соглашению.

Деление на океаны происходит по следующим признакам:

  • особенности рельефа дна, в частности наличия срединно-океанического хребта;
  • очертанию береговой линии материков и островов;
  • степени независимости атмосферной циркуляции;
  • степени самостоятельности течений и приливов;
  • особенности горизонтального и вертикального расположения температуры и солёности вод.

Опираясь на эти признаки, в 1928 году Международное гидрографическое бюро (МГБ) «разделило» Мировой океан на 4 океана:

  • Тихий;
  • Атлантический;
  • Индийский;
  • Северный Ледовитый.

Уточнение их границ были опубликованы в 1953 году. Их приняли страны – члены МГБ. Тихий и Атлантический океаны были разделены на северную и южную части, границы между которыми прошли по экватору.

Мировой океан: границы океанов, без Южного

Однако на Втором Международном океанографическом конгрессе, состоявшемся в Москве в 1966 году, эта точка зрения подверглась опровержению. На нём признавалось целесообразным выделить Южный океан, ограниченный оконечностями южных материков. Северный Ледовитый океан, напротив, рассматривался как средиземноморский бассейн, который правильно отнести к Атлантическому океану.

В 2000 году Международная гидрографическая организация тоже определила Южный океан. Учёные основывались на том, что эта часть Мирового океана оказывает глобальное влияние на климат Земли и имеет уникальную экосистему. Но это решение так и не было ратифицировано, поэтому Южный океан пока считается условным.

b948ae54bb0efb5359fa51b6330fb67a13ad0ab7295b3cdf02b1dbb96c4603178251ab29c1c0424a1867bb3b61ccd1d44d4a05f9904a247b5e6ce18f2ae33b55a644b870f978ee7e21ab2f6aae92a0fe03b9270c826422ce2dec1cae391f5f87365cafbcd79e760aa62a856f5775f8098abb701e48ee593d1d12360f19f94b8e400c10e3b11d5e4737a8ae8e87e998509233b2ebf40e30d2a7411f6a13742ce6

  • Тихий океан самый большой по площади, объёму и самый глубокий. Он вытянут в меридиальном направлении от Южного до Северного Ледовитого океана, но имеет значительное расстояние и на уровне экватора. С запада он ограничен восточными берегами Азии и Австралии, с востока – западными берегами обеих Америк. Граница между ним и Атлантикой проходят на уровне мыса Горн.
  • Атлантический океан, если не учитывать Южный океан, будет вторым по площади и объёму воды. Это также самый солёный океан Земли. Он вытянут в меридиальном направлении от Южного океана до Северного Ледовитого, но его расстояние по экватору незначительное (узкий и длинный). С запада он ограничен берегами Южной и Северной Америк, с востока – западными берегами Африки и Европы. Граничит с Индийским океаном на уровне мыса Агульяс – к югу от Африки.
  • Индийский океан лежит в промежутке между Евразией, Африкой и Австралией, к северу от Южного океана. Он граничит с Тихим океаном в районе Зондского архипелага.
  • Северный Ледовитый океан – самый мелкий и маленький по площади. Он окружает Северный полюс, присоединяясь к Тихому океану в районе Берингова пролива и к Атлантике в районе Исландии и Гренландии. Его ограничивают северные берега Северной Америки и Евразии. Он покрыт морским льдом, положение которого зависит от сезона.
  • Южный океан – условный, расположенный вокруг Антарктиды. В нём господствует течение Западных Ветров, или Антарктическое циркумполярное. Чаще его границей считают 60° ю. ш. Это второй по площади океан Земли. Океан частично покрыт морским льдом, количество которого меняется в зависимости от сезона года.

Тектоника плит, постледниковый подъём уровня моря постоянно изменяют береговую линию и структуру Мирового океана.

Границы атлантического океана на карте

Атлантический океан часть Мирового океана, ограниченная Европой и Африкой с востока и Северной и Южной Америкой с запада. Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии.karta atl okean

Атлантический океан уступает по размерам только Тихому; его площадь составляет примерно 91,56 млн. км2. От других океанов его отличает сильная изрезанность береговой линии, образующей многочисленные моря и заливы, особенно в северной части. Кроме того, суммарная площадь бассейнов рек, впадающих в этот океан или его окраинные моря, значительно больше, чем у рек, впадающих в любой другой океан. Еще одним отличием Атлантического океана является относительно малое количество островов и сложный рельеф дна, которое благодаря подводным хребтам и поднятиям образует множество отдельных котловин.

Государства побережья Атлантического океана-49 стран:

Ангола, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бенин, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гренада, Демократическая Республика Конго, Доминика, Доминиканская Республика, Ирландия, Исландия, Испания, Кабо-Верде, Камерун, Канада, Кот д’Ивуар, Куба, Либерия, Мавритания, Марокко, Намибия, Нигерия, Норвегия, Португалия, Республика Конго, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Сьерра-Леоне, Того, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Франция, Экваториальная Гвинея, ЮАР.

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА

Атлантический океан делится на северную и южную части, граница между которыми условно проводится по экватору. С океанографической точки зрения, однако, к южной части океана следует отнести экваториальное противотечение, располагающееся на 5–8° с.ш. Северная граница обычно проводится по Северному Полярному кругу. Местами эта граница отмечена подводными хребтами.

Границы и береговая линия

В Северном полушарии Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию. Его узкая северная часть соединяется с Северным Ледовитым океаном тремя неширокими проливами. На северо-востоке Девисов пролив шириной 360 км соединяет его с морем Баффина, относящимся к Северному Ледовитому океану. В центральной части, между Гренландией и Исландией, находится Датский пролив шириной в самом узком месте всего 287 км. Наконец, на северо-востоке, между Исландией и Норвегией, располагается Норвежское море шириной ок. 1220 км. На востоке от Атлантического океана отчленяются две глубоко вдающиеся в сушу акватории. Более северная из них начинается Северным морем, которое восточнее переходит в Балтийское море с Ботническим и Финским заливами. Южнее имеется система внутриконтинентальных морей – Средиземного и Черного – общей протяженностью ок. 4000 км.

В тропическом поясе на юго-западе Северной Атлантики расположены Карибское море и Мексиканский залив, соединяющийся с океаном Флоридским проливом. Побережье Северной Америки изрезано небольшими заливами (Памлико, Барнегат, Чесапикский, Делавэр и пролив Лонг-Айленд); на северо-западе находятся заливы Фанди и Св. Лаврентия, пролив Белл-Айл, Гудзонов пролив и Гудзонов залив.

ТЕЧЕНИЯ

Поверхностные течения в северной части Атлантического океана движутся по часовой стрелке. Основными элементами этой большой системы являются направленное на север теплое течение Гольфстрим, а также Северо-Атлантическое, Канарское и Северное Пассатное (Экваториальное) течения. Гольфстрим следует от Флоридского пролива и о.Куба в северном направлении вдоль побережья США и примерно на 40° с.ш. отклоняется на северо-восток, меняя название на Северо-Атлантическое течение. Это течение разделяется на две ветви, одна из которых следует на северо-восток вдоль берегов Норвегии и далее в Северный Ледовитый океан. Вторая ветвь поворачивает на юг и далее на юго-запад вдоль берегов Африки, образуя холодное Канарское течение. Это течение движется на юго-запад и соединяется с Северным Пассатным течением, которое направляется на запад в сторону Вест-Индии, где и сливается с Гольфстримом. К северу от Северного Пассатного течения находится область застойных вод, изобилующая водорослями и известная под названием Саргассова моря. Вдоль североатлантического побережья Северной Америки с севера на юг проходит холодное Лабрадорское течение, следующее из Баффинова залива и моря Лабрадор и охлаждающее берега Новой Англии.

ОСТРОВА Атлантического океана

Самые крупные острова сосредоточены в северной части океана; это Британские о-ва, Исландия, Ньюфаундленд, Куба, Гаити (Испаньола) и Пуэрто-Рико. На восточной окраине Атлантического океана есть несколько групп малых островов – Азорские, Канарские, Зеленого Мыса. Подобные группы имеются и в западной части океана. В качестве примера можно указать острова Багамские, Флорида-Кис и Малые Антильские. Архипелаги Больших и Малых Антильских о-вов образуют островную дугу, окружающую восточную часть Карибского моря. В Тихом океане подобные островные дуги характерны для районов деформаций земной коры. Вдоль выпуклой стороны дуги располагаются глубоководные желоба.

ЮЖНАЯ ЧАСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА продолжение

Атлантический океан

Атлантический океан, Atlantic Ocean (англ.), Océan Atlantique (фр.), Océano Atlántico (исп.), Oceano Atlântico (португал.), Ατλαντικός Ωκεανός (греч.) — часть Мирового океана , второй по величине океан Земли после Тихого.

Атлантический океан. Рассвет у Канарских островов

Синоним названия: Атлантика.

Атлантический океан расположен между Европой, Африкой, обеими Америками и Антарктидой; моря Атлантического океана омывают также берега Азии. Атлантика отделяет Старый Свет от Нового.

Краткая справка

  1. Площадь: 91,66 млн км² (Включая все моря и атлантический сектор Южного океана) [1] , 76,76 млн км² (до 60 ю.ш.)
  2. Объем: 330,1 км³ [2]
  3. Средняя глубина: 3,6 км
  4. Максимальная глубина: 8742 м (желоб Пуэрто-Рико)
  5. Средняя температура: зимой, в феврале (августе в южной части океана), на экваторе 27—28°C, на 60° с. ш. 6°С, на 60° ю. ш. —1°С. Летом, в августе (в феврале в южной части океана), на экваторе 26°C, на 60° с. ш. 10°C, на 60° ю. ш. около 0°С. [3]
  6. Средняя соленость: в тропических и субтропических широтах – 37,25 ‰, на экваторе – 35‰, в южных умеренных широтах до 34‰ и в антарктическом районе до 33,6—33,8‰, в северных умеренных широтах: запад –32‰, восток – 35,5‰ [4]
  7. Приливы: Преимущественно полусуточные, максимальные — 18 м (залив Фанди), в открытой части — около 1 м [5]
  8. Волнение: максимальное — с высотой волн до 22-26 м (раз в 15-20 лет), сравнительно часто наблюдаются волны высотой 10-15 м [6]
  9. Прозрачность воды: максимальная — 60 м (Саргассово море), минимальная 15 и менее (в прибрежных водах) [7]
  10. Водный баланс: осадки — 92 тыс км³, испарение — 124,4 тыс км³, речной сток — 20,8 тыс км³, водообмен — (-10,9) тыс км³ [8]
  11. Тепловой баланс:

Условные границы Атлантического океана

Международная гидрографическая организация установила следующие границы между Атлантическим и другими океанами [9] :

Северная Атлантика в июле. 60º с.ш., поблизости от берегов Гренландии

На севере Атлантический океан и его моря смыкаются с морями Северного Ледовитого океана; между побережьем Канады и южной оконечностью Гренландии атлантическое Лабрадор граничит с Девисовым проливом [10] ; от мыса Ведель на восточном гренландском побережье (68°37’24.9″ с.ш.) [11] прямая линия до мыса Стреймнес на северо-западе Исландии разграничивает Атлантический океан и Гренландское море Северного Ледовитого океана; и от мыса Барднесходн на востоке Исландии проходит ломаная линия границы между Атлантическим океаном и Норвежским морем — через северную оконечность острова Вийой (крайний север Фарерских островов) и точку на 61-й параллели севернее острова Анст (Шетландские острова). Далее по 61-й параллели до самого побережья Норвегии продолжается граница между Норвежским морем Северного Ледовитого океана и атлантическим Северным морем. [12]

На юго-западе Атлантический океан граничит с Тихим, к которому относят Магелланов пролив; от крайней южной точки Америки граница между океанами проходит по меридиану 67°15′ з.д. [13]

На юго-востоке у берегов Африки Атлантический океан граничит с Индийским, граница между океанами проходит по меридиану 20° в.д. [14]

К югу от Атлантики выделен особый Южный океан, окружающий Антарктиду, его условная граница установлена по 60° ю.ш. [15] Настоящая, физическая граница этого Южного океана с Атлантическим проходит значительно севернее — по дуге от Южной Африки до южной оконечности Огненной Земли.

Моря Атлантического океана

Моря Северной Европы

Ирландское, Кельтское [16] , Гебридское, Северное, Вадден [17] , Балтийское, море Бельт [18] и Архипелагское море (Сааристомери) [19] . Кроме того, Ботнический залив по физико-географическим условиям является морем.

Средиземноморье

Средиземное море, Мраморное, Черное, Азовское, а также непризнанные МГО моря: Альборан [20] , Адриатическое, Балеарское, Лигурийское, Тирренское, Ионическое, Эгейское, Кипрское, Левантинское.

Моря у берегов Америки

Ирмингера [21] , Лабрадор, Карибское, Мексиканский залив (полузамкнутое море), Саргассово море (окружено океаном, отличается растительностью)

Моря Южного океана

Скотия, или Скоша, Уэдделла, Лазарева, западная часть моря Рисер-Ларсена (если считать Южный океан и его моря у побережья Антарктиды продолжением Атлантики).

Геологическое строение

История развития (с позиций концепции тектоники литосферных плит) [22] .

200 млн. лет. назад — Атлантического океана еще не существовало, материки Северная и Южная Америка, Европа, Африка и Антарктида были сближены и составляли единый праматерик.

180 млн. лет. назад — единый праматерик раскололся на отдельные плиты и началось их движение в обе стороны от главного осевого разлома в Северной части Атлантики.

140 млн. лет. назад — началось движение плит в Южной части Атлантики.

Средиземное море Атлантического океана. Побережье Кипра в местечке Петра-ту-Ромиу, где по легенде родилась Афродита

65 млн. лет. назад — Гренландия отделилась от Лабрадора.

60 млн. лет. назад — Началось разрастание дна между Гренландией и Европой.

47-45 млн. лет. назад — началось отмирание Срединно-Лабрадорского хребта.

10 млн. лет. назад — смещение оси рифтовой зоны в район Исландии.

Котловины: Лабрадорская (максимальная глубина — 4685 м), Ньюфаунлендская (3937 м), Северо-Американская (8742 м), Гвианская (5146 м), Бразильская (6697 м), Аргентинская (6681 м), Атлантико-Антарктическая , Западно-Европейская (5250 м), Иберийская (5943 м), Канарская (6690 м), Зеленого мыса (6390 м), Сьерра-Леоне (5080 м), Гвинейская (5212 м), Ангольская (6260 м), Капская (5520 м), Агульяс [23] .

Желоба: Пуэрто-Рико, Южно-Сандвичев, Романш;

Поднятия и Хребты: Срединно-Атлантический хребет, Гренландско-Исландское поднятие, Лабрадорское поднятие, Юго-восточное Ньюфаундлендское поднятие, Антильская (Карибская) дуга, поднятие Пара, поднятие Триндади, подводная возвышенность Риу-Гранди, Фолклендское плато, поднятие Южная Георгия, дуга или хребет Скоша, Фарерско-Исландский порог, порог Уайвилла Томсона (Фарерско-Шетлендский хребет), банка или плато Роколл, банка Поркюпайн, Бискайское поднятие, Азорское поднятие, хребет Мадейра, поднятие Канарских островов, плато Зеленого мыса, возвышенность Сьерра-Леоне, поднятие Либерия, Гвинейский хребет, Китовый хребет, Капское поднятие.

Донные осадки

Швеция, Мальмё. Пролив Эрессун, соединяющий Северное и Балтийское моря

Наибольшая площадь дна занята фораминиферовыми илами. Чрезвычайно велика доля терригенных осадков (песок, гравий, галька, ил), которые занимают шельф, континентальный склон и часть дна котловин. Диатомовые илы встречаются только в приантарктических водах. В наиболее глубоких частях котловин донные отложения представлены глубоководной красной глиной. [24] .

Гидрологический режим

Поверхностная циркуляция вод

В самых общих чертах течений наблюдается симметрия относительно экваториальной области. В северной и южной частях Атлантического океана имеют место два антициклонических круговорота. В северном полушарии направление движения вод в круговороте направлено по часовой стрелке, а в южном — против. Центры круговоротов сдвинуты к западу, а их западные звенья интенсифицированы и представлены сильными теплыми струйными течениями, переносящими воду к полюсам. Восточная часть круговоротов представлена широкими и слабыми холодными течениями, переносящими воду к полюсам. [25] .

В северный круговорот входят: Северное Пассатное, Карибское, Антильское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарское течения. Часть Северо-Атлантического течения (Норвежское течение) ответвляется от круговорота на северо-восток и проникает в Северный Ледовитый океан. Вдоль берегов Гренландии с севера на юг из Арктики несет свои воды Восточно-гренландское течение. Из моря Лабрадор вдоль восточного побережья Америки на юг распространяется Лабрадорское течение.

Атлантический океан в районе острова Тенерифе (Канарские острова)

Южный круговорот образован: Южным пассатным, Бразильским, Антарктическим Циркумполярным и Бенгельским течениями. Под Южным пассатным течением имеется подповерхностное экваториальное противотечение Ломоносова. Часть воды Южного пассатного течения уходит на север в виде Гвианского течения. С юга вдоль восточного побережья Южной Америки распространяются холодные воды Фолклендского течения.

Северный и Южный антициклонические круговороты разделены Экваториальным (Межпассатным) противотечением.

Глубинная циркуляция вод и Водные массы

В таблице приведены сведения об основных водных массах Атлантического океана по [26] и [27]

Географическое полоджение Атлантического океана

Атлантический океан долгое время назывался «Западный». Это была эпоха географических открытий и многое еще было не известно. Людей восхищали гигантские размеры Западного океана, поэтому они решили его переименовать в честь героя древнегреческих мифов — Атланта.

Особенности Атлантического океана:

  • Общая площадь океана: 91,7 млн км².
  • Максимальная глубина: 8742 метров (желоб Пуэрто-Рико).
  • Максимальная волна прилива: 18 метров (залив Фанди, Северная Америка).
  • Самое большое море: Саргассово.
  • Самый большой залив: Мексиканский.

atlanticheskiy okean

Географическое положение

Атлантический океан по своему географическому положению располагается между 4-мя материками: Северная Америка и Южная Америка (океан омывает восточное побережье), а также Евразия и Африка (океан омывает западное побережье). Также Атлантический океан граничит с 3-мя другими океанами мира:

  • Тихий океан. Граница проходит по мысу Горн (крайняя южная точка Южной Америки) и дальше вдоль меридиана до Антарктиды.
  • Индийский океан. Граница проходит по мысу Агульяс (крайняя южная точка Африки) и дальше вдоль меридиана до Антарктиды.
  • Северный ледовитый океан. Граница проходит по южному краю моря Баффина (разделяет Канаду и Гренландию), по южному побережью Гренландии и Исландии, и до западной точке на побережье Норвегии.

Самые крупные острова океана: Гренландия, Исландия, Великобритания, Ирландия, Куба. Примечательно, то все крупные острова находятся в северном полушарии. Большая часть из них имеет вулканическое происхождение.

Береговая линия Атлантического океана сильно отличается в зависимости от полушария. В южном полушарии береговая линия относительно ровная, а в северном — изрезанная, в результате чего образовано большое количество морей, заливов и островов. Поэтому необходимо рассмотреть крупные моря и заливы Атлантического океана. Крупнейшие моря океана: Черное, Средиземное, Карибское, Саргассово, Лабрадор, Норвежское, Северное, Балтийское, Гренландское. Самые крупные заливы океана: Гудзонский (60 с ш, 90 з д), Бискайский (западное побережье Франции), Гвинейский (пересечение нулевого меридиана и экватора), Мексиканский (северный тропик — 90 з д).

Атлантический океан практически полностью лежит в западном полушарии. Вертикально он располагается от южных границ Гренландии до Антарктиды.

Рельеф дна

Атлантический океан разделяет практически надвое Срединно-Атлантический хребет. Поэтому принято выделять в рельефе дна океана 3 составляющие:

  • Срединно-Атлантический хребет. Это крупнейшее горное образование на Земле. Для него характерны землетрясения и извержения вулканов.
  • Ложе. От хребта до прибрежной линии.
  • Прибрежная линия или континентальные окраины. Рельеф дна, непосредственно прилегающий к континентам.

seredinno atlanticheskiy chrebetСрединно-Атлантический хребет

Хребет образует вулканические горы, некоторые из которых поднимаются над поверхностью океана, образуя иногда целые острова. В Атлантическом океане сразу несколько крупных островов имеют вулканическое происхождение: Исландия, Святая Елена, Тристан-да-Кунья и другие. Уникальный вулканический остров — Исландия. Вулканические образования сделали на нем целое плато, на котором размещено 140 вулканов, из которых 26 являются действующими. Крупнейший и самый активный вулкан на острове — Гекла.

В океане есть несколько крупных котлованов. У берегов Америки: Северо-Американская котловина, Гвинейское плато, Аргентинская котловина. У берегов Африки: Канарская котловина, Ангольская и Капская котловины.

Климат

Огромная меридианная протяженность практически от полюса к полюсу оказала влияние на климат атлантического океана. Прежде всего следует отметить, что это второй по величине океан (после Тихого), но он собирает больше половину всех пресных вод Земли. При этом океан значительно более соленый в сравнении с другими. В среднем содержание солей в водах Атлантики составляет 35,4. Океан значительно более широкий в умеренных широтах. чем на экваторе. Это также сказывается на климате.

Из-за прямого соединения с Антарктидой, которая выступает в роли сильного центра охлаждения. Воды южного полушария заметно холоднее, чем воды северного полушария. Также на климат большое влияние оказывает круговорот течений. Они условно разделяются в районе экватора, в результате чего образуются отдельно северные и отдельно южные течения.

В Атлантическом океане есть как теплые, так и холодные течения:

  • Теплые течения: Гольфстрим, Бразильское, Северное пассатное и Южное пассатное.
  • Холодные течения: Бенгальское, Лабрадорское, Канарское, Западных ветров.

formirovanie ciklonovСрединно-Атлантический хребет

В районе острова Исландия происходит формирование циклонов. Они оказывают большое влияние на природу северного полушария. Поэтому северную часть Атлантики часто называют «кухней погоды» Европы.

Отличительная особенность вод Атлантического океана — наличие айсбергов и дрейфующих льдин, которые часто опускаются к умеренным и южным широтам. В северном полушарии айсберги в основном откалываются от острова Гренландия. В южном полушарии айсберги откалываются от Антарктиды.

Природные ресурсы океана

Природные богатства Атлантики находятся в самой воде, а также в дне (земной коре). Здесь происходит опреснение соленой воды, добыча соли и других химических элементов. В ряде стран построены крупные приливные электростанции.

В океаническом дне довольно большие залежи нефти и газа. Крупнейшие районы залежей: Мексиканский и Гвинейский заливы, Северное и Карибское море.

Добыча нефти (из морского дня добывают примерно 50% всей мировой нефти) наносит большой урон экологии. Вред наносят буровые станции, которые часто дают течь, а также транспортные корабли, периодически терпящие крушения. Также ученые подсчитали, что ежегодно с борта кораблей в океан сбрасывается порядка 20 тыс тонн мусора.

В Атлантическом океане добывают примерно ⅓ всего рыбного промысла. Главные центры рыбной ловли находятся в северо-восточной части океана.

Через Атлантику пролегают важнейшие морские пути. Наиболее интенсивное движение здесь в северных широтах между 35-40 широтой и между 55-60 широтой.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 5

Тема урока: Океаны и моря.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися нового учебного материала по теме: «Океаны и моря».

Цели по содержанию:

  1. Образовательная: создать условия для формирования представления о морях и океанах.

  2. Коррекционно – развивающая: создать условия для развития пространственной ориентировки и цветовосприятия через работу с картой (символическая наглядность); развитие мышления и внимания через коррекционные упражнения; коррекция памяти и обогащение словаря через словарную работу.

  3. Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений: внимательно слушать учителя и друг друга, высказывать мысли по ходу работы на уроке;

стремление беречь и охранять природу.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, групповая , парная.

Здоровьесберегающий аспект урока реализуется через: — смену видов деятельности.

Средства обучения: учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 5кл, Москва «Просвещение»,2011, физическая карта полушарий, карточки – задания, карточки с названием водоёмов, презентация.

Оборудование:ноутбук, проектор, колба, соль.

Основные методы обучения (Классификация А.А. Вагина): методы устного сообщения (Беседа, рассказ, объяснение); метод наглядного обучения (слайды, карта полушарий, карточки с названием океанов);

объяснительно — иллюстративный;

репродуктивный;

проблемный

Структура урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Актуализация знаний (подготовка к основному этапу)

  3. Целеполагание и сообщение темы урока.

  4. Усвоение новых знаний и способов действий.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Контроль и проверка знаний.

  7. Подведение итогов (рефлексия), д/з.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

— научность знаний;

— доступность знаний;

— учёт возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные термины и понятия:океаны, море

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

— формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Регулятивные УУД: формировать:

— после предварительного обсуждения умение формулировать тему урока и цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД: формировать:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

  • — умение получать необходимую информацию из текста, со слайдов, с карты;

  • Коммуникативные УУД: формировать:

  • — оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • — умение слушать собеседника, учитывать его позиции;

  • -умение вести диалог при проведении опыта.

—  уметь объяснять значение терминов «море», «океан»;

— работать с готовыми моделями (физической картой, атласами);

— находить на физической карте и в атласах океаны и моря.

Ход урока:

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты совместной деятельности

(УУД)

Организационный момент

Цель: формирование самооценки готовности к уроку

— Здравствуйте, ребята.

— Рапорт дежурного.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель:создание положительного эмоционального фона

Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на них и подарите им свои улыбки, улыбнитесь друг другу.

Слайд 1.

Прочитайте девиз сегодняшнего урока.

«Мы – умные,

мы – внимательные!

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

Улыбаются гостям и друг другу.

Читают хором

Личностные:

— формировать доброжелательное отношение друг к другу

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подготовка к основному этапу)

Цель:актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

— Коррекция мышления.

-Какие водоёмы вы знаете?

Реки, озёра, пруды, болота, водохранилища

(карточки с названием водоёмов крепятся к доске)

— Распределите эти водоёмы в два столбика?

Реки Пруды

Озёра Водохранилища

Болота

Обоснуйте свой выбор?

— Чем искусственные водоёмы отличаются от естественных?

— Какая вода называется пресной?

Отвечают на вопросы

Ученик выходит к доске.

Читает слова, делит их на группы.

Высказывают свои ответы.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Познавательные:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

Коммуникативные:

  • — оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

Введение в тему урока

Цель:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в звуки.

Слайд 2. ( Шум моря и крик чаек)

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3 Океаны и моря.

-Что мы должны узнать на уроке?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое океаны?; Что такое моря?; будем учиться показывать их на карте.

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

Отправляемся в путешествие!

Слушают шум моря.

Высказывают свои ответы.

Записывают тему урока в тетрадь.

Познакомиться с понятиями «Моря», «Океаны», научиться показывать их на карте.

Картой пользоваться удобней.

Регулятивные:

-после предварительного обсуждения умение формулировать тему урока и цель урока с помощью учителя.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Постановка учебной проблемы

Цель:организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

Посмотрите на карту полушарий на доске.

— Каким цветом на карте обозначают водоемы?

— Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? Все согласны?

Начинаем путешествие с западного полушария.

— Назовите все большие водные объекты, которые встретились вам?

(карточки с названием океанов крепятся к карте)

Отвечают на вопрос (синим цветом).

Воды больше.

Называют водные объекты:

Тихий океан,

Атлантический океан

Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

Познавательные:

  • — умение получать необходимую информацию с карты;

Обозначается проблема урока.

Предметные:

— работать с готовыми моделями (физической картой, атласами);

Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

— организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.

— коррекция памяти и обогащение словаря через словарную работу.

Цель: коррекция пространственной ориентировки и цветовосприятия через работу с картой

(символическая наглядность); развитие мышления

— Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого?

Игра «Собери определение».

( Учащимся дан набор слов. Расположить слова в логической последовательности).

— Прочитайте предложение.

— Где можно проверить свои предположения?

(В учебнике стр.43)

Делаем вывод, что же такое океаны?

Слайд 4.

Океаны – это большие пространства воды.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

— Найдите самый большой океан.

Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.

Второй по площади океан – Атлантический. По одной

из версий Атлантический океан получил свое название

от мифического континента Атлантида.

Самый теплый — Индийский океан, вода в нем плюс 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.

— Найдите самый маленький океан?

Верно,он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.

Вывод: на Земном шаре 4 океана.

— Чтение стихотворения.

На нашей Земле океанов – четыре:

Индийский – самый солёный в мире,

Океан Атлантический – славен сельдями,

Ледовитый – всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

Все 4 океана соединены между собой и образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.

Высказывают предположения.

Работают в парах.

Читают предложение.

Находят в учебнике и отвечают на вопрос

Записывают в тетрадь

Океаны – это большие пространства воды.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

Познавательные:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

Познавательные:

-умение получать необходимую информацию из учебника, с карты, из слайда.

-Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Физминутка

Цель:предупреждение утомляемости, Коррекция нарушений внимания, памяти.

Здоровьесберегаю-

щая технология

Релаксация.

Цель:

Постановка проблемной ситуации.

Коррекция мышления

Цель:

воспитание бережного отношения к воде

Игра «Море волнуется».

Вам надо соединить названия океанов со словом океан.

( дети с карточками ходят по классу и ищут пару).

— Самый большой океан – Тихий

— Атлантический — второй по величине океан

— Самый теплый океан – Индийский

— Самый глубокий океан – Тихий

— Северный Ледовитый – самый мелкий океан

— Самый солёный океан – Индийский

— Самый холодный океан – Северный Ледовитый.

Морская прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие.

Слайд 5

Прибрежные части океанов называются морями.

Некоторые из морей глубоко вдаются в сушу. А есть моря, которые неглубоко вдаются в сушу.

— Показ на карте.

Слайд 6

Видеоролик о море.

Давайте проведем опыт.

Существует легенда о солености океанов.

Создал Бог океан. И была вода в океане вкусная, холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду. Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит соль». Ангелы посолили воду (бросает соль – в 1 литр 35 граммов соли, мешают ложкой)

— Какую на вкус получили воду?

Стала вода горько- соленая.

— Как вы думаете, какая информация в легенде является научно доказанной?

(горько – солёная вода).

— Так вся ли вода пригодна для питья?.

— Какой воды больше на Земле пресной или солёной?

Вывод: вода в океанах и морях горько – солёная, такая вода не пригодна для питья.

Отгадайте загадку:

Кругом вода, а с питьём беда.

Морей и океанов много.

— Но почему сегодня говорят о нехватке воды, ведь её так много на Земле? (В море вода солёная)

— А почему она солёная? (Вода содержит соль, а людям нужна пресная вода.

— Да, я согласна с вами, на Земле много воды, но эту воду человек не может использовать, так как она соленая.

Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.

Чтение сказки.

Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морскою, а также с ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный сапог. В третий раз закинул и поймал рыбку, которая заговорила человеческим голосом: « не отпускай меня в синее море, лучше отпусти в аквариум быть , там вода чистая. Не хочу быть нефтяною, а хочу быть золотою». Грустная сказка.

— О чём эта сказка?

— Чему она учит?

Проблемная ситуация.

— О чём могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

1 ученик: Воду попусту не лей.

2 ученик: Дорожить водой умей!

3 ученик: Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!

4 ученик: В море отходы и нефть не сливай,

5 ученик: Банки, бутылки в него нет бросай!

6 ученик:

Без меня вам не умыться. Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить.

Все: без воды вам не прожить!

Вывод: давайте будем беречь воду. Без воды не будет на Земле ЖИЗНИ!

Выставка рисунков на тему: «Берегите воду!»

Самый большой океан – Тихий

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Море – прибрежная часть океана.

Находят на карте

Слушают и наблюдают.

Ученик проводит опыт.

Пробуют на вкус воду.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения

Высказывают свои

Предположения.

Читают стихи.

Личностные:

-осознание ценности совместной деятельности.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

Познавательные:

-умение получать необходимую информацию с карты, из слайда.

Коммуникативные:

  • -умение вести диалог при проведении опыта.

— Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

-Умение сравнивать, делать выводы.

Познавательные:

умение получать необходимую информацию из стихотворения, из рисунков.

Первичное применение новых знаний

Цель:развивать умение работать в группе по заданным критериям.

Работа в группах.

Задание для 1 группы:

Из предложенных вариантов выберите только те, которые являются источниками загрязнения воды, подчеркни их одной чертой.

  • Растения водоёмов

  • Сельскохозяйственные отходы

  • Бытовой мусор

  • Нефтепродукты

  • Отходы заводов

  • Животные водоёмов

Задание для 2 группы:

Найди ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы вода была чистой? Для этого из предложенных фраз зачеркните лишние предложения:

  • Строительство очистных сооружений

  • Не разбрасывать мусор по берегам водоёмов

  • Закрывать крепче кран

  • Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным

Работают в группах

Познавательные:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

Личностные:

— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

-формировать доброжелательное отношение друг к другу.

  • Коммуникативные:

  • — умение слушать собеседника, учитывать его позиции;

Закрепление новых знаний.

Цель:

коррекция мышления, памяти, внимания

Цель: коррекция пространственной ориентировки и цветовосприятия через работу с картой

(символическая наглядность);

Подведение итогов

(рефлексия)

Вот мы и вернулись домой.

А) Отгадай ребус.

— Что такое океан?

Б) В океанах терпят бедствие 4 корабля. Чтобы их спасти, вам необходимо быстро ответить на вопросы:

  • Что такое океан?

  • Что такое море?

  • Показать самый большой океан?

  • Показать самый холодный океан?

Слайд 7.

В) Закончи предложения, используя слова для справок.

1.На Земле ________ океана.

2. Все океаны соединены между собой и образуют _____________ .

3. В морях и океанах вода ________

4.Вода — это жизнь, поэтому её надо ______________.

Слова для справок:
беречь, Мировой океан, 4,горько – солёная.

Г)Географическая эстафета (показ на карте океанов).

— О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

Подведение итогов работы класса, оценка работы учащихся.

Разгадывают ребус.

Отвечают на вопрос.

Выходят к карте, выбирают корабль, читают вопрос и отвечают на него.

Вставляют пропущенные слова.

Выходят к карте и показывают океаны

Отвечают на вопрос.

Выставляют оценки в дневник.

Познавательные:

—  уметь объяснять значение терминов «море», «океан»;

Познавательные:

  • -умение выполнять задание по словесной инструкции;

Домашнее задание

Инструкция по выполнению д/з.

  1. Стр. 42 -43 ,1-2 абзацы.

  1. Любознательным: найти в энциклопедии «Моря» ответы на вопросы:

  • Какие “цветные” моря есть на Земле?

  • В каком море охотятся, судя по его названию.

  • Какое море есть “среди земли”?

  • Есть ли “неживое” море?

  1. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о водорослях.

Слушают задание и записывают в дневник.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477161-konspekt-uroka-okeany-i-morja

  • Рассказ про аристотеля для 5 класса по географии
  • Рассказ про ариэль на английском языке
  • Рассказ про аслана и анну
  • Рассказ про аню на дзене
  • Рассказ про ангару и енисей