Рассказ про ашик кериб своими словами

Класс 4 , предмет литературное чтение, учитель начальных классов первой квалификационной категории мансурова татьяна валерьевна.тема урока: м.ю. лермонтов турецкая сказка

Класс 4 , предмет «Литературное чтение», Учитель начальных классов Первой квалификационной категории Мансурова Татьяна Валерьевна.

Тема урока: М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Тип урока: Урок чтения и коллективного анализа произведения.

Цели:

1. Дать представление о разнообразии жанров произведений Лермонтова М.Ю. (стихи, проза, сказка)

2. Закрепить знания об особенностях волшебных сказок.

3. Отрабатывать навык выразительного, выборочного чтения, чтения по ролям

4. Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

 Формировать УУД:

Личностные УУД

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД

Целеполагание и планирование своей деятельности;

 осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

 контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Познавательные УУД

Проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

определяют основную и второстепенную информацию;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

КоммуникативныеУУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  

практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;

действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

 Планируемые результаты.

Предметные.

Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

Называть основные события сказочного текста;

Знать основные особенности авторской сказки;

Метапредметные.

Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные.

Проявлять интерес к чтению авторских русских  сказок . Понимать, что в основе сказки лежит вера в себя, в других людей, умение не отступать, держать слово., о человеческой мудрости, находчивости, победе добра над злом, жадностью, глупость.

Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;

— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

— информационно-коммуникативные технологии- моделирование.

— здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм» найти сравнение, «Кластер», ролевое чтение, выразительное чтение.

Формы обучения: фронтальная, работа в паре, индивидуальные задания.

Средства обучения: учебник, таблица определения положительных, отрицательных героев произведения, карта Турции для работы в парах, презентация.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, напольный планшет, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Приветствие детей, проверим готовность к уроку, настраиваемся  на работу.

-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

— Какое сейчас время года?

-Назовите приметы осени.

-Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

-Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза.

-Перед вами на столе лежат листья, давайте посмотрим с каким настроением вы пришли на урок.

— Красный листик – обозначает «я пришел без настроения, мне не интересно»

-Желтый листик – настроение отличное, я готов к работе»

Возьмите тот листочек,  который соответствует вашему настроению.

Организовывают рабочее место, приветствуют учителя.

Осень.

Называют приметы.

Любуются ладонями.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Садятся на места, принимают правильную позу ученика.

Понимают учителя. Воспринимают учебную задачу. Стиль общения свободный, открытый.

Выбирают листок настроения

Личностные:

проявлять интерес к учению называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Актуализация знаний,

проверка первичных знаний

 2 мин

На фоне презентации с портретом М.Ю. Лермонтова

— Обратите внимание на презентацию, о ком мы с вами будем вести разговор сегодня?

-Какие  жанры произведений Лермонтова  мы знаем?

-А чем еще увлекался Михаил Юрьевич в детстве?

-Михаил Юрьевич был еще и музыкально одаренным.

-Композитор Варламов еще при жизни Михаила Юрьевича создал чудесную музыку к его произведениям.  

-Послушаем и мы один из романсов

Понравился романс?

-Как называется  произведение, с которым  мы познакомились на прошлом уроке?  

-К какому жанру мы отнесём это произведение?

-Какие бывают типы сказок?

-Давайте вспомним,  на какие виды делятся сказки?  

-А как вы думаете, сказка Ашик-Кериб какая?        

О Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Стихи и проза, поэмы

Рисовал акварелью, лепил из воска фигурки, любил устраивать домашние спектакли.

Внимательно слушают

романс «Парус» произведение.

Ответы детей.

«Ашик- Кериб»

Сказка

Народные и авторские

Волшебные, бытовые,

о животных

Ответы детей.

Личностные:

проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов,

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Коммуникативные:

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома.

проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Регулятивные:

сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения;

Постановка целей и задач создание мотивационного поля

2 мин.

-Какую цель  ставим на уроке сегодня?

— А для этого нам нужно знать характер и поступки: героев

-Значит,  мы будем давать характеристику героям.

-Правильно, это еще одна важная задача на сегодня.

Доказать, что сказка Ашик-Кериб волшебная.

Героев сказки.

Сказки

Воспринимают учебную задачу.

Внимательно слушают учителя.

Личностные:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Регулятивные

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

знать  правила школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения,

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме

Получение и первичное усвоение новых знаний

1 мин

Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Почему?

Продолжает слова учителя (Оюна)

— М.Ю.Лермонтов написал её в 1837 году в  ссылке в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

Личностные:

умение слушать сверстников, делать выводы,

Познавательные:

умение извлекать информацию из сообщения;

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других;

Чтение и анализ произведения

15-20 мин.

    -О ком нам рассказывает сказка?

— Чем занимался Ашик-Кериб?

— Почему люди уважали его?

— Как он познакомился со своей невестой?

-Какое сравнение использует автор?

— Почему? Докажите.

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

-Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

-О каких чертах характера говорит такой поступок?

— Какое решение принял Ашик Кериб?

-Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?

-Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?

-Почему он так поступил?

-Прочитайте отрывок о том, как мать Кериба приняла страшную весть?

-Почему она поверила Куршуд-беку?

-Почему Магуль-Мегери не поверила в это?

-Добился ли Ашик Кериб того чего хотел?

-Кто помог разбогатеть Ашик Керибу?

-Прочитайте, зачем Магуль-Мегери  пригласила к себе купца и что ему говорила.

-Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.

о бедном музыканте балалаечнике Керибе

Играл на саазе, веселил народ на свадьбах.

Он очень хорошо пел.

выразительное чтение отрывка (Даниил)

как зимнее небо

Доказывают, потому что зимнее небо тусклое, грустное, таким стал Кериб.

(чтение отрывка по ролям) (Кериб – Саша, Магуль- Арина)

Ответы детей.

Он честный, самостоятельный, справедливый.

Дал зарок странствовать 7 лет и нажить себе богатства, или погибнуть в пустыне

Любовь и верность чувству она тоже дала обещание.

стр 99 И вот догоняет –по гладкому полю (Найдан)

Хотел взять в жены Магуль

П рискакав в Тифлиз – любимую песню Ашик Кериба (ДашаА)

Была добрая, верила всем,  Кериба давно не было дома

Внутреннее чувство, возможно знала Куршуда как хитрого, подлого человека.

Да

Паша высший титул генерала в Турции, турецкий генерал

Стр 101 (Даша Б)

От хорошей богатой жизни он стал забывать о невесте, о родине

Всадник Хадерилиаз – св. Георгий это бог

Личностные:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные:

умение обобщать и классифицировать по признакам;

умение находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение слушать и понимать других;

Физ-минутка

2-мин

Мы очень активно поработали, сейчас немного отдохнем. Возьмите в руки листочки и встаньте.

Поднимает руки класс-

Это «раз»,

Повернулась голова —

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри —

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

Листиками помахать —

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть —

Это «шесть».

(Потягивания под счет учителя, листочки в руках.)

(Движения головой.)

(Приседания:)

(Повороты туловища.)

(Легкие махи  листочками)

Коммуникативные:

умение снять напряжение.

Систематизация полученных знаний

5 мин

-Рассмотрите карту современной Турции.

-Это –удивительная страна. Она находится в двух частях света в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. Столица Турции – город Анкара.

-Давайте посмотрим , есть ли на карте современной Турции названия городов о которых упоминается в сказке, или города с похожим названием.

— Рассмотрим названия  турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб.

— Мы видим, что без волшебства проделать такой путь за два дня невозможно.

-Для чего сказка представила нам (св. Георгия) Хадерилиаза?

– Кто первым узнал Ашик-Кериба в Тифлизе?

Чем закончилась сказка?

-Докажите, что сказка Ашик –Кериб волшебная.

Работа с картой в парах

Карс, Тифлиз –Тбилиси, столица Грузии, Арзурум, Арзиньян

Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс)

Невозможно.

Что бы сказка закончилась благополучно, что бы добро победило зло,

Купец караванщик, Сестра Кериба.

Кериб вернулся домой в Тифлиз

Волшебник всадник Хадерилиаз,

Три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза

Исцеление слепой матери комочком земли

Личностные:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные:

умение обобщать и классифицировать по признакам;

умение находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение слушать и понимать других;

-У вас на столах карточки с  таблицей, в которой вам нужно распределить героев сказки по группам.

Положительные герои

Отрицательные герои

Ашик-Кериб, Магуль –Мигери, Мать, Хадерилиаз,

Куршуд Бек, Чауши слуги паши,

Паша, Купец

-Троих  ребят  я приглашаю к доске для составления кластера о главных героях сказки.

Артем и Кирилл идут к планшету выполнять небольшой тест.

Проверка: почему выбрали пашу, Хадерелиаза, брата Куршуд бека,

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа у доски (Ананда – характеристика Кериба, Савелий – Куршуд бек, Дарья – Магуль Мегери)

Интерактивный тест для детей с ОВЗ (Кирилл, Артем)

Ответы детей.

Вторичное закрепление и проверка усвоенных знаний

 2 мин

-Проверяем кластер, если согласны поднимаем руку.

-Ашик Кериб –

-Магуль Мегери –

-Куршуд Бек –

-Мальчики Кирилл Артем какую оценку получили?

Озвучивание кластера

добросердечный, одаренный, верный слову, талантливый, умный, свободный в мыслях, самостоятельный, смелый, решительный, влюбленный.

умная, верная, трудолюбивая, терпеливая, проницательная, ласковая.

подлый, бесчеловечный, жестокий.

Молодцы!

Личностные:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные:

умение работать в паре, в группах

Подведение итогов урока

2-мин

— Ребята, мы доказали, что сказка волшебная?

-Чему нас научила эта сказка?

-Какой урок мы можем вынести из сказки для себя?

-Может ли для нас это быть ценным?

Да

Добро побеждает зло!

Ашик простил Куршуд бека, и даже предложил жениться на своей сестре, все счастливы.

Надо быть добрым, не отступать от своих слов, уметь держать слово, и обещания. Не забывать своих близких.

Да.

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Познавательные:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме

Домашнее задание на выбор

1 мин

-Я предлагаю вам написать небольшой отзыв о произведении, составить кроссворд  или  нарисовать  рисунок к понравившемуся отрывку.

Записывают домашнее задание

Личностные:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Рефлексия

1 мин

Я благодарю всех за работу на уроке. Всем большое  спасибо.

 Покажите  листиком с каким настроением вы уходите с урока. Поделитесь мнениями:

На доске появляется слайд:

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

•        Мне больше всего удалось…

•        А особенно удалось…

•        Что я получил от этого урока?

•        За что ты можешь себя похвалить?

•        За что ты можешь похвалить одноклассников?

•        За что ты можешь похвалить учителя?

Спасибо за урок.

Все дети показывают желтые листочки.

Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Ход урока:

  1. Организационный момент

      3. Сообщение темы и целей урока

На этапе целеполагания, Учитель сообщает хронологические данные о начале литературной деятельности поэта М.Ю. Лермонтова, о выходе в свет его стихотворения –призыва против царизма, посвященного трагической гибели А.С.Пушкина..

Учитель сообщает о талантах Михаила Юрьевича (писал стихи, прозу, рисовал акварелью, лепил из воска, любил устраивать домашние спектакли). Данные сведения помогут обобщить знания учащихся о творчестве молодого поэта на следующем уроке обобщения знаний, позволят расширить  коммуникативные возможности класса.

Ярким акцентом на этапе актуализации знаний звучит музыкальное произведение (романс) на стихи М.Ю. Лермонтова «Парус» композитора А. Варламова. Учащиеся внимательно слушают музыкальные строки, произведение понравилось. Использование музыкального сопровождения усилит интерес детей к восприятию в целом произведений М.Ю. Лермонтова, а также разнообразит и украсит ход урока.

Далее учитель начинает беседу о жанрах произведений М.Ю. Лермонтова, подводя учащихся к выводу о том, что поэт писал не только стихи, но и прозу, и даже сказку «Ашик-Кериб»

Учащиеся вспоминают виды сказок (народные и авторские), делают вывод о том, что сказка «Акшик –Кериб» авторская. Продолжается работа над развитием учебно-познавательных мотивов.

Вместе с учителем учащиеся определяют типы сказок народных и авторских (волшебные, о животных, бытовые), делают вывод — сказка «Ашик Кериб» волшебная. Раскрытие учебно-познавательных мотитвов.

Создание проблемной ситуации.

Лермонтов русский писатель и поэт, почему сказка турецкая? (ответы детей) Работа над развитием познавательных мотивов.

 Подготовленная ученица дополняет: Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык в те времена называли турецким. Развитие мотива самоутвердиться в классном коллективе.

Работа над характеристикой героев и их поступками, анализ содержания текста.

Работа с текстом начинается с поиска и прочтения отрывка раскрывающего образ главного героя Ашик-Кериба.  Учащиеся ищут литературное средство выразительности сравнение и поясняют, почему автор сравнивает героя с «зимним небом». (Потому, что небо зимой тусклое, грустное таким предстает перед нами Ашик).  Идет поиск и раскрытие познавательных мотивов.

Описание образа Магуль –Мегери , единственной дочери богатого турка, которую он очень любит. Дороже золота была ему Магуль, лучше всех  девушек Тифлиза. Здесь используется красивое сравнение красоты звезд с красотой ангелов. Подруга назвала Магуль газелью, грациозным животным, похожим на лань, которая славится у восточных народов и изысканностью форм, быстротой и легкостью бега. Девушка верит в слова любимого Кериба, и собирается ждать его 7 лет. Продолжается развитие коммуникативных, эстетических мотивов, учащиеся высказывают свое мнение, соглашаются с мнением других.

Далее учащиеся раскрывают образ отрицательного героя сказки Куршуд-бека. Анализируют его поступок, делают заключение о том, что злость, подлость,  хитрость,  обман, бесчеловечность не украшают человека.

 Мать Ашик –Кериба это образ доброты.  Кериб давно ушел из дома, получив благословение матери, от глубокой тоски она принимает весть о гибели сына, так как доверяет, верит Куршуд беку. От горя и пролитых слез мать в дальнейшем теряет зрение. Работаем над социальным мотивом – понятия милосердие и вера, доверие.

Вопрос о том кто же помог Керибу разбогатеть, так же помогает создать положительный образ – турецкий генерал (паша) хотя и гордый, но за красивое пение оставляет у себя бедного Ашик Кериба. Ситуация успеха сохраняется, интерес к работе над сюжетом сказки усиливается.

Кульминационный момент сказки —  волшебное возвращение Кериба в Тифлиз. Без волшебства расстояние равное двум месяцам езды за два дня не преодолеть. Появляется новый положительный образ Хадерилиаз. Учащиеся с интересом пересказывают сюжет, убеждаясь, что благие дела рождают благие поступки, учатся искренности, честности  в отношениях. На данном этапе использовала работу в парах. Беседа фронтальная.

Рефлексия:

На этапе рефлексии в ходе беседы делают вывод о том, чему научила сказка? Какой урок можем вынести из сказки?

Так как сказка прочитана, проведена словарная работа на прошлом уроке знакомства с произведением, про

Разбор типового контрольного задания

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Текст вопроса: Вставьте в текст пропущенные слова.

Между тем ______ Пришёл ______ и ______ в одну деревню; добрые люди _______ его и__________; он за то ______ им чудные песни; таким образом переходил он из _______ в деревню, из города в ______; и ____ его разнеслась ______.

Правильный вариант:

Между тем странник Пришёл бос и наг в одну деревню; добрые люди одели его и накормили; он за то пел им чудные песни; таким образом переходил он из деревни в деревню, из города в город; и слава его разнеслась повсюду.

Вашему вниманию был представлен урок с элементами самопознания «Жить по совести, любя друг друга».

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4В класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель урока(предметная): научить оценивать поступки и принимать свою поведенческую позицию.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся, которые составляют основу умения учиться.

Планируемые результаты:

Предметные:

• учащиеся усвоят понятия совесть», «жить по совести»

• научатся анализировать поступки героев

Метапредметные:

• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;

• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;

• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;

Личностные:

• Осознают роль «совести»в поступках людей;

• осознают ответственность ученика за общее благополучие класса.

Тип урока: Урок систематизации знаний

(общеметодологической направленности)

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы: словесный, частично — поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является стратегия выхода из затруднения. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с творческими тетрадями)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил эмоционально настроить учащихся на урок, помог учащимся предположить тему урока .

На этапе актуализации знаний был проведен небольшой анализ произведения, который включал элементы самопознания. Учащиеся именно на этом этапе зафиксировали затруднение, сказав, что сложно было оценивать себя…

Следующий этап – постановка задач. На этом этапе учащиеся приняли и сохранили заданную цель. Универсальной целью стали слова, записанные на доске «Жить по совести, любя друг друга» Это был призыв. Но и на уровне обучения тема для размышления.

Следующий этап – составление плана, стратегии по разрешению затруднения и реализация выбранного проекта. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.

Для разрешения затруднений учащимся были предложены проблемные вопросы. На данном этапе основные формы работы –фронтальная. Здесь же учащиеся выполнили упражнение с шариками, которое позволило им освободить от чувства обиды.

На этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону было предложено сочинить пословицы, работа проводилась в парах. Метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить полезность урока, свою деятельность на уроке. Подвести итоги.

Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к урок позволил учащимся раскрыться, поработать над собой . Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
 

Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить особенности волшебных сказок;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

Воспитательные:

  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных навыков; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Основные виды учебной деятельности:

  • Излагать устно текст по плану.
  • Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
  • Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
  • Анализировать поступки  героев.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  • Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.
  • Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Универсальные учебные действия:

  • Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
  • Характеристика персонажей в опоре кластеры, составленные дома.
  • Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: Ноутбук, проектор, учебник «Литературное чтение», презентация.

1) Познавательные УУДД

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  3. Ориентироваться на развороте учебника.
  4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2) Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3) Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  2. Выразительно читать и пересказывать текст.
  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  4. Умение работать в паре и в группах.

4) Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничи­вается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:

а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи

произведения;

б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;

в) доступны для выполнения каждым учеником.

творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.

В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения учителя:

  • * первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений;
  • * вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
  • * третья предполагает поддержку ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед репродуктивным, поскольку стимулирует развитие творческих способностей. Однако данный стиль может давать повод к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда. Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества. Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: он акцентирует внимание на более интересном материале, оставляя менее интересный для самостоятельной работы; он уделяет мало времени для контроля за освоением знаний учащимися; он не всегда может дать анализ проделанной работе. Вместе с тем такого учителя отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. По отношению к ученикам такой учитель чуток и проницателен.

Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов моменты урока:

четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;

·  обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы… и т. п.);

·  рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;

·  четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;

·  работа с домашним заданием.

2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационного ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными 
вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.
4. К сожалению, многие «традиционные» учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, «отмотивировать» ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления — стимулирование и контроль.

Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:

1.  Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции*).

2.  Поощрение — открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.

 Ответ как «право свободно высказаться».

4.  Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.

5.  Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.

Основные компоненты урока

Уровень реализации

1. Организационно-мотивационный момент урока

Эмоционально-мотивационная установка на урок и позитивное общение — психологическая комфортность (приветствие учителя, вступительное слово, установление контакта, интерес учителя к состоянию учащихся; эстетика кабинета)

Обеспечение физиологической комфортности (проверка правильности посадки, осанки, обустройства места работы; проверка требований светового и температурного режима в кабинете; рекомендации по оптимальному режиму работы на уроке)

Организация класса (дисциплинарный момент): отчет дежурного, проверка готовности учебных принадлежностей к уроку

2. Целеполагание

Обеспечение четкости цели урока на уровне понимания ее учащимися

Определение практической значимости, полезности осваиваемого знания или способов деятельности на уровне принятия их учащимися (актуализация цели через вопросы: Как и зачем будем делать? Где и как это мне пригодится? и др.)

Учет возрастных особенностей учащихся при реализации функции целеполагания (создание ситуации интриги, ближнесрочная перспектива)

3. Выбор формы учебного занятия

Нетрадиционность формы учебного занятия

Нетрадиционное оформление учебного занятия, подкрепляющее его смысловую или ролевую нагрузку и повышающее интригу действия урока

Дополнительные учебные ресурсы

4. Содержание учебного материала

Опора на уже известное и понятное знание

Обращение к актуальным, повседневным и важным для учащегося вопросам и проблемам (актуализация)

Доступность в сочетании с научностью

Напряженность (знание развивающего характера, нарастание интереса)

Пролонгированность (знание имеет перспективу своего развития и использования)

Занимательность, интересная фабула (сценарная выстроенность) урока

Внутри — и межпредметные связи

Принцип гештальта (законченного образа) в работе со знанием или способом деятельности (каждый компонент знания или способа носит завершенный характер, имеет сформированный образ через предъявление — освоение — закрепление — обобщение — рефлексию — переход к следующему)

Метапредметная направленность

5. Деятельность на уроке

Использование активных методов обучения, новых технологий

Напряженность деятельности, темп урока

Вариативность видов деятельности учащихся

Включение учащихся в процесс выработки нового знания (исследовательский метод)

Продуктивность обучения (получение конкретных осознаваемых и материализованных продуктов деятельности на уроке)

Уровень самостоятельности учащихся на уроке

Включение учащихся в коллективные, групповые виды работы

Внутриклассная дифференциация, внимание учителя к отдельным учащимся

6. Создание ситуаций рефлексии на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия результатов

Создание ситуаций рефлексии по ходу урока

Организация общего обсуждения урока

7. Контроль и оценка деятельности учащихся и ее результатов

Управление деятельностью класса и каждого учащегося конкретно

Уровень самоконтроля учащихся

Характер контроля

Организация этапа оценивания

Использование бонусов для оценивания

Объективность оценивания

Комментирование оценки

Фиксация оценки, достижений (продуктов) учащихся:

формальная (дневник, журнал);

публичная (в качестве примера другим)

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания учителем с позиций его важности и полезности

Ссылка на опыт, полученный в ходе урока, необходимый для выполнения домашнего задания

Четкая фиксация домашнего задания

Определение критериев оценки домашнего задания (меры поощрения и наказания)

9. Эмоциональный фон хода урока

Эмоциональность учителя

Юмор учителя

Создание ситуаций поддержки, успеха для отдельных учащихся

Внимание учителя к учащимся

Психологический контакт на уроке

Создание ситуаций свободного общения при осуществлении учебной деятельности

Использование физминутки для физической и эмоциональной разрядки

Обращение учителя к учащимся

Проявление учащимися интереса к уроку

Дополнительно (общее впечатление об уроке и его итоговая оценка)

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.




В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, касающимся истории, фольклора и этнографии народов Кавказа и Средней Азии. Особое внимание уделяется материалу, непосредственно связанному с переводом на русский язык азербайджанской сказки «Ашик Кериб», который, помимо чисто читательского, представляет большой исследовательский интерес.



Ключевые слова



: М. Ю. Лермонтов, «Ашик Кериб», фольклор, дастан, бахши, цикл «Ашик», «бродячие сюжеты».

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил недолгую, но яркую жизнь и весьма заслуженно занял достойное место среди крупнейших представителей русской и мировой литературы. Главным в творчестве поэта была любовь к Родине, к своему народу. Видные деятели русской литературы И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов видели для себя в творчестве Лермонтова образец высокого поэтического мастерства. Произведения великого поэта-патриота пользуются большой любовью народа.

Оказавшись по воле царя Николая I на Кавказе, Лермонтов, также как и в свое время А. С. Пушкин, с глубоким интересом изучал жизнь местных народов. Он полюбил их сказки и песни. Азербайджанскую сказку про странствующего певца Ашика Кериба Лермонтов перевел на русский язык. Многие песни и легенды Кавказа поэт использовал в своих произведениях.

Следует отметить, что Кавказ воспринимался русскими поэтами-романтиками не просто как географическое пространство, а как перекресток между Россией и Востоком, Европой и Азией. Кавказ был связан с важнейшими для романтического сознания проблемами — свободы и необходимости, смерти и бессмертия, места человека в истории и обществе. Поэтому не ради экзотики Лермонтов перенес в своих лучших поэмах «Мцыри» и «Демоне» действие на Кавказ. В ранних поэмах, предшествовавших «Мцыри», судьба юноши-пленника изображалась в исторических условиях западноевропейского и русского средневековья, а в первых редакциях «Демона» героиня была не грузинкой, дочерью старого Гудала, а испанской монахиней. Кавказский материал давал возможность поэту-романтику показать резкие контрасты между человеком и окружающим миром, противопоставить порывам свободного духа злую волю и несокрушимость судьбы. Романтическая проблематика выявлялась как бы в чистом виде.

Произведение Лермонтова «Ашик Кериб» [1] вызывает, помимо читательского, и большой исследовательский интерес. Данное обстоятельство объясняется тем, что дастан «Ашик Гариб», наряду с дастанами цикла «Гороглы», является одним из самых популярных образцов устного поэтического творчества тюркоязычных народов. В частности, вышеупомянутый дастан и в настоящее время представляет собой одно из важнейших составляющих репертуара современных исполнителей-бахши.

Фольклорные произведения, являясь своеобразным продуктом художественного мышления человечества, постоянным образом призывали своих творцов и слушателей к мужеству, всему прекрасному, нравственному и умственному совершенству. Одной из таких жемчужин художественного творчества являются народные дастаны, создатели которых всегда с особой ответственностью относились к своему детищу, в постоянной форме стремились совершенствовать их, исходя из все возрастающих эстетических идеалов.

Дастаны, несмотря на то обстоятельство, что в своей структуре они вобрали древнейшие архаические мотивы и сюжеты, постепенно формируясь, приобрели свой современный облик лишь в недавнее время. Ибо исполнение данного жанра профессиональными бахши в полной мере свидетельствует о том, что они сформировались в период развития мышления человечества.

Дастаны цикла «Ашик», получившего распространение в Хорезме, распространены, в основном, среди народов, говорящих на огузском диалекте, и весьма редко встречаются у тюркских народов, говорящих на других диалектах. Дастан «Ашик Гариб», будучи очень популярным среди тюркских, азербайджанских, туркменских народов, известен, в основном, в Хорезме, а в других регионах Узбекистана встречается только в репертуаре самаркандского бахши Фазыла Юлдашева.

Русский офицер Н.Муравьев, посетивший со специальной миссией Хиву в 1820 году, запечатлел все увиденное в своей книге «Путешествие в Туркмению и Хиву 1819 и 1820 гг». [2]. В данной книге большой интерес представляют сведения Н.Муравьева о дастане «Ашик Гариб». По его словам, содержание дастана того времени было следующее: у одного зажиточного человека была дочь по имени Шахсанем, которую полюбил знаменитый в народе своим замечательным пением и игрой на дутаре Гариб (у Муравьева — Кариб, данное имя трактуется у него как «бесприютный странник»). С целью проверки волевых качеств Гариба, ему сообщается о том, что Шахсанем выдали замуж за одного богача. Гариб, узнав об этом, играет на дутаре, выражая свое горе. Верность Гариба любовному чувству приводит всех в восхищение и ему возвращают Шахсанем [2, 152–153].

У Лермонтова действие происходит в Грузии, где в Магуль-Мегери, которая была дочерью богатого турка, горячо влюбился бедный юноша Ашик Кериб. Он также был известен своей великолепной игрой на сазе (в переводе Лермонтова — балалайка). Но в данном произведении уже сам Ашик Кериб отправляется в странствие, чтобы нажить себе богатства и не быть обязанным всем Магуль-Мегери. За ним снарядился в путь Куршуд-бек, который также претендовал на руку прекрасной девушки. Ему обманным путем удается добыть одежду Ашика Кериба, и он уверяет всех в его гибели. Узнав об этом, ослепла от слез мать главного героя. Оказавшись после долгих странствий в Халафе, Ашик Кериб привел в восторг своим пением местного правителя и был богато за это вознагражден. Тем временем ему дают знать, что пора возвращаться назад. Он прибывает в свой родной город в день свадьбы своей возлюбленной, которую насильно хотят выдать за Куршуд-бека. Явившись на свадьбу в облике нищего и будучи неузнанным, он начинает петь и таким образом добивается руки Магуль-Мегери.

Вышеприведенные сюжеты были записаны примерно в одно и то же время, с небольшим интервалом, и имеют важное научно-практическое значение в определении изменений, происходящих в эпических произведениях в процессе перехода от поколения к поколению, выяснения вопроса эволюции дастанных мотивов. Если сравнить данные сюжеты с вариантом дастана, существующим в репертуаре современных бахши, то здесь наблюдаются довольно значительные расхождения. В современном варианте уход Гариба в странствия связан с гневом падишаха, который не желает отдавать за него свою дочь. А в финале дастана падишах, испугавшись народного гнева, вынужден выдать Шахсанем за Гариба. К тому же в современном варианте Гариб при своем возвращении попадает на свадьбу своей возлюбленной.

Произведение Лермонтова еще раз свидетельствует в пользу суждения о том, что целый ряд дастанов, зародившись на Кавказе, получил широкое распространение в Хорезме и в других регионах Узбекистана при переселении с Кавказа в Среднюю Азию туркменских племен, подвергшись впоследствии определенным изменениям.

Если обратиться к истории, то существует целый ряд свидетельств, подтверждающих данную мысль. Туркмены племен Белого и Черного барана (Ак гоюнли, Гара гоюнли) постоянным образом кочевали по территории Ирана, Азербайджана, Хорасана и Хорезма. Весьма усилился данный процесс в начале 18 века. В частности, в 1729 году многочисленная группа племени йомут, спасаясь от войск иранского правителя Надиршаха, переселилась с побережий Каспия в Хиву [3]. В 1735 году еще одна их большая группа перекочевала с Гургана, Атрака и Балкана в Хорезм. В 1830 году хивинский правитель Аллакулихан переселяет из Хорасана туркменское племя алили, а в 1836 году — племя гоклан. В 1871 году Рахимкулихан переселяет племя джемшид, состоявшее из 7000 семей.

Такого рода сведений достаточно много. Процесс данной миграции иногда имел добровольный характер, а в некоторых случаях осуществлялся насильно. Переселение населения не могло не оказать своего определенного воздействия на культурно-экономический уклад. Ибо среди переселившихся туркмен было немало талантливых личностей, бахши, хорошо знавших народное творчество. Несомненным представляется то обстоятельство, что многие дастаны получили свое распространение в Хорезме посредством их творческой связи с местными исполнителями-бахши. Данные произведения, проникая с Кавказа в Среднюю Азию, закономерным образом подвергались определенной сюжетно-композиционной трансформации, обогащаясь новыми мотивами и событиями.

В заключение следует отметить также наличие в сюжете произведения Лермонтова целого ряда эпизодов, получивших общее определение в науке как «бродячие сюжеты». Это уход главного героя в долгие странствия, его возвращение домой будучи неузнанным (чаще всего в облике нищего старца), приход на свадьбу своей невесты или жены. Данные аспекты свидетельствуют о том, что записанное Лермонтовым произведение имеет весьма древнюю основу и представляет большой познавательный интерес.

Литература:

  1. Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб. — М., 1952.
  2. Муравьев Н. Н. Путешествие в Туркмению и Хиву 1819–1820 гг. Гвардейского Генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. — М., 1822.
  3. Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 2. — М., 1938.

Основные термины (генерируются автоматически): Кавказ, Лермонтов, Хорезм, Азия, народ, азербайджанская сказка, главный герой, исследовательский интерес, русский язык, современный вариант.

  • Рассказ про атлантический океан
  • Рассказ про аристотеля для 5 класса по географии
  • Рассказ про ариэль на английском языке
  • Рассказ про аслана и анну
  • Рассказ про аню на дзене