Этот рассказ про косулю для детей, прочитав его, вы узнаете много интересного об этом представителе семейства оленевых.
Люди называют это животное дикой козой. На самом деле это не так, ведь косуля к козам не относится. Это самый маленький представитель немалой семьи оленевых.
Косуля обитает как в Европе, так и в Азии (кроме северных районов). Встретить её можно и на Кавказе.
Как и все олени, косуля стройная и грациозная. Рост самца достигает 75-90 см, длина тела – 100-135 см, масса – 20-37 кг. Самки немного меньше. Хвост у косуль короткий – 2-3 см. Длина рогов 22 см. Они растут только у самцов и каждый год меняются. На первом году у него вырастают прямые тонкие рога, на втором – они разделяются надвое, и только на третьем – имеют уже 3–4 ветви. На этом их рост прекращается.
Водятся косули в лесостепи и светлых смешанных лесах с подлеском и открытыми полянами. Сплошных лесов они избегают, держатся по окраинам и опушкам. Иногда они могут жить на сельскохозяйственных угодьях, а в лес уходить только в плохую погоду или, чтобы отдохнуть.
Для отдыха косули устраивают простые логова – это развернутые ногами листья, а зимой – снег. Держатся эти звери небольшими семейными табунами, где верховодит старая самка, а взрослые самцы большую часть года живут поодиночке. В лесах группа косуль редко бывает более 10-15 особей, а вот в полях и на лугах количество косуль в стаде может достигать 40-90 животных.
Летом мех косули рыжий, зимой – серый или серовато-буры. Молодые самки светло-бурые со светлыми пятнами, поэтому они почти не заметны между деревьями. Новорожденные косулята пятнистые.
Косуля животное травоядное. Её рацион включает около 900 видов растений. Летом она питается разнообразными травами, тоненькими веточками деревьев и кустов, ягодами и грибами, а в холодное время года – побегами и почками кустарников и деревьев.
Зимой ищут под снегом листья земляники, ежевики, плюща, хвощей и других растений, могут выкапывать из-под снега каштаны, желуди, буковые орешки, на полях кормиться сеном и остатками неубранных сельскохозяйственных культур. За сутки косуля съедает 1,5–2,5 кг зеленой растительной массы. Весной и летом животные активны ночью и в сумерках, а зимой – на протяжении всего дня.
Косуля – пугливое и осторожное животное, её невозможно застать врасплох. Убегая, она делает большие прыжки, легко преодолевает глубокие ямы, высокие заборы и кусты. Передние ноги у неё меньше, чем задние, поэтому она передвигается прыжками. Прыжки бывают до 6 м длиной. Косуля хорошо плавает, прекрасно лазает по горам, имеет хорошее обоняние и зрение.
Если одна из косуль принимает позу тревоги, то другие тоже настораживаются и сбиваются в стаю. Бегство одной косули является сигналом опасности.
Ежегодно весной косуля приводит двух, реже одного или трёх малышей. В течение недели косулята остаются на месте рождения, затаившись в траве. Отсутствие пахучих желез на ногах и яркая пятнистая окраска спасает малышей от хищников.
В первые дни, когда детёныши ещё малы и беспомощны, косуля спасает их тем, что пытается отвлечь внимание врага. Если одного из них похищают, она бежит вслед за похитителем, даже если это человек, топчется вблизи него и без остановки жалобно мычит. А вот самец во время опасности первым пытается убежать, бросив на произвол судьбы самку и детей.
Питаясь материнским молоком, косулята быстро растут и уже через месяц начинают есть траву и очень прытко бегать.
Основные враги косуль – волки, медведи, рыси, лисы, а иногда и бродячие собаки.
Живут косули 10-12 лет, самцы иногда доживают до 16 лет. В неволи могут прожить до 25 лет.
Рассказ про косулю для детей «Топ-тук»
Несколько дней мне пришлось жить на лесном кордоне. Однажды утром мы с лесничим Артамоном Захаровичем сидели за столом и чаевничали. Солнце ещё только показалось из-за еловых вершин и на полянах клубился сизо-белый туман. Окна и двери в сторожке были распахнуты настежь. Из леса доносились ароматы грибов, смолы, хвои. Веер медовым ароматом иван-чая и земляники.
Вдруг на крыльце, а затем в сенях послышались четкие звуки: топ-тук, топ-тук… Минута. Я поднял глаза и замер. На пороге, высоко подняв будто выточенную голову, стоял золотисто-рыжий лесной козлик-косуля. Его острые рожки напоминали два сухих сучка. Большие круглые глаза отсвечивали голубизной, блестящий носик казался окрашенным черным лаком, который ещё не успел высохнуть.
– Топтушка! Топтушенька! – ласковым голосом сказал Захарович. – Где же ты пропадал целую неделю?
И, взяв со стола кусок хлеба, лесник протянул руку к порогу. Спокойно водя ушами, козлик смело шагнул вперед и, звонко цокая черными копытцами по полу, подошел к столу. Понюхав хлеб, отвернулся. Огляделся по сторонам. Качнул головой. И неторопливо, как на каблуках, зашагал к кухне.
– Сытый, сорванец, – довольно улыбнулся Артамон Захарович. – Хлеба не хочет, пошел искать чего-то вкусного.
В кухне загремело ведро, что-то упало.
– Удивляюсь, – пожал я плечами. – Как только вам удалось приручить это кукольное животное?
И Артамон Захарович рассказал мне такую историю.
Весной, года три назад, обходя лесные кварталы, он услышал в кустах тихий, едва уловимый стон, похожий на блеяние ягненка. Пробравшись туда, он увидел маленькую косулю в светлых пятнах, лежавшую в траве у пенька. Животное, увидев незнакомца, трудно поднялось на слабых длинных ногах, потянулось к лесничему, но тут же, обессилено, упало. С голоду, наверное.
Захарович взял косулю на руки и принес в свою сторожку. Напившись коровьего молока, козлик спокойно задремал в углу за печкой. Коровье молоко пришлось ему по вкусу. Со временем он окреп. Свободно гулял козлик по двору ходил, как свой, в сторожке. И жена лесничего Дарья Максимовна назвала его Топ-Тук. С тех пор и остался на лесном кордоне козлик.
К осени он вырос, окреп, оделся в теплую светло-рыжую шубу. Его выпустили на бескрайние просторы родных лесов, но, привыкнув к людям, он в основном жил у них.
Шло время. Иногда, бывало, неделю, а то и целый месяц Топ-Тук пропадал в лесу со своими подружками-косулями. Казалось, что он одичает. Но нет! Этого не произошло. Вот и теперь, после длительных путешествий по лесам, Топ-Тук снова пришел в дом лесничего, где его ждут не только человеческая ласка и уют, но и хлеб-соль.
автор Павел Стефаров
Видео: интересные факты о косуле
Баку, 25 ноября, АЗЕРТАДЖ
25 ноября состоялась презентация интернет-ресурса «Karabakh Memorial», созданного Фондом возрождения Карабаха для информирования мировой общественности о последствиях террора, совершенного против мирного населения во время Отечественной войны вооруженными силами Армении, которые игнорировали нормы и принципы международного гуманитарного права, а также для увековечения светлой памяти павших гражданских лиц.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, этот интернет-ресурс, идейным автором которого является Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева, создан в рамках проекта «Karabakh Center».
В мероприятии приняли участие председатель правления Фонда возрождения Карабаха Рахман Гаджиев, уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики Сабина Алиева, председатель Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Бахар Мурадова, депутаты Милли Меджлиса, представители Министерства иностранных дел, а также лица, потерявшие членов своих семей, близких и родственников в результате террора, учиненного вооруженными силами Армении против мирных жителей.
Вначале минутой молчания была почтена светлая память шехидов, павших за территориальную целостность Азербайджана.
Открывший мероприятие председатель Правления Фонда возрождения Карабаха Рахман Гаджиев сказал, что в 44-дневной Отечественной войне, начавшейся 27 сентября прошлого года, азербайджанский народ объединился вокруг «Железного кулака» Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева и одержал историческую победу.
Потерпев в этой войне поражение от Азербайджанской армии, армянские вооруженные силы нацелились на мирное население и подвергли обстрелу из запрещенного оружия городские и районные центры, удаленные от зоны боевых действий.
Всего в результате военных преступлений, совершенных вооруженными силами Армении против мирных жителей, проживающих в наших городах и поселках, расположенных далеко от зон боевых действий, были убиты 93 мирных жителя, в том числе 12 детей и 27 женщин.
Сразу после Второй Карабахской войны были проведены многочисленные встречи и интервью с людьми, потерявшими членов семей, родственников и близких в результате военных преступлений вооруженных сил Армении. Была собрана необходимая информация, более десяти тысяч фотографий и документов о погибших.
Проект «Karabakh Memorial» включает разделы «Жертвы среди малолетних детей», «Гражданские жертвы агрессии», «Мишени армянских нападений» и рассказ на трех языках о 12 малолетних детях, погибших в результате террористических актов.
Рахман Гаджиев подчеркнул, что интернет-ресурс «Karabakh Memorial» станет важным источником для расследования военных преступлений Армении со стороны международных организаций и раскрытия этих преступлений. Кроме того, в социальных сетях и других информационных ресурсах будет проводиться пропаганда материалов, документированных и увековеченных в интернет-ресурсе «Karabakh Memorial».
Выступившая на презентации председатель Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Бахар Мурадова сказала, что во время 30-летней оккупации Карабаха сотни тысяч азербайджанских семей — женщин и детей — были лишены своих фундаментальных прав. Хотя деятельность международного армянства является самым большим преступлением для всего мира, за эти годы международные организации безразлично отнесились к преступлениям, совершаемым Арменией, и не оказывали никакого давления на страну-агрессора.
Бахар Мурадова подчеркнула необходимость сбора документов, фотографий о лицах, потерявших своих родственников и близких, и введения их в обвинительный документ в отношении Армении.
Выступившая на мероприятии уполномоченный по правам человека (омбудсмен) Азербайджанской Республики Сабина Алиева сказала, что реализация прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка и других важных документах, обеспечение их безопасности, равноправия, а также их проживания в толерантной и здоровой среде, достойного уровня жизни — одна из важнейших задач, стоящих перед государством. Несмотря на усилия по защите прав и интересов детей, их всестороннее развитие, к сожалению, в реалиях современного мира они страдают от ряда угроз, в том числе от войны.
К сожалению, во время Отечественной войны в 2020 году в результате обстрела из тяжелой артиллерии вооруженными силами Армении гражданских населенных пунктов в таких городах и районах Азербайджана, как Нафталан, Агджабеди, Гянджа, Тертер, Барда, погибли свыше десяти детей, 50 были ранены, многие дети потеряли родителей.
За 30 лет военной агрессии Армении против Азербайджана было много таких случаев.
Убийство во время Ходжалинского геноцида 613 человек, в том числе 63 детей, а также гибель в результате обстрела вооруженными силами Армении гражданских населенных пунктов в 2011 году в Агдамском районе 9-летнего Фариза Бадалова и в Товузском районе 13-летней Айгюн Шахмалиевой, в 2017 году в Физулинском районе Захры Гулиевой, которой не исполнилось двух лет, вместе с бабушкой, наглядно свидетельствует о том, что дети стали жертвами военных преступлений армян.
Было отмечено, что среди пропавших без вести до 4000 лиц во время первой Карабахской войны были и дети.
Атаки Армении стали причиной гибели в прошлом году таких талантливых детей, как Шахрияр Гурбанов и многих других, разбились их мечты заниматься искусством, спортом. Убийство в результате ракетных атак на Гянджу гражданина Российской Федерации Артура Маякова вновь свидетельствует о том, что преступные акты, совершенные Арменией, не пощадили никого из детей, независимо от национальности и вероисповедания.
Азербайджан никогда не допускает дискриминации ни по какому признаку, с уважением относится к детям, обеспечивает их проживание в условиях мира, мультикультурализма, толерантности.
Армения неоднократно грубо нарушала многочисленные международные правовые нормы, в том числе Женевские конвенции 1949 года, Конвенцию по правам детей ООН.
Однако в отношении Армении все еще не применялись какие-либо международные правовые акции.
Обстрел гражданских объектов, разрушение многочисленных жилых домов, учреждений образования и здравоохранения привело к нарушению прав детей на образование, лечение и др.
Наряду с этим, интенсивный обстрел негативно повлиял на психическое состояние детей.
На мероприятии также выступили депутат Милли Меджлиса Мушфиг Джафаров и руководитель пресс-службы МИД Лейла Абдуллаева.
Затем состоялась видеопрезентация проекта «Karabakh Memorial».
AZERTAG.AZ :Состоялась церемония презентации интернет-ресурса «Karabakh Memorial»
© При использовании информации гиперссылка обязательна.
При обнаружении в тексте ошибки, надо ее выделить, нажав на клавиши ctrl + enter, и отправить нам
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134.
УКМ «Школа России»
1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».
Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.
Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.
2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.
Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.
Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.
При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.
3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.
Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях.
Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.
4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?
Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.
Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.
Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.
5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?
Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.
Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.
6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?
Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.
Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.
Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.
Они различаются настроением героев.
7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?
Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.
8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.
Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.
Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.
Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.
9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.
Рассказ о подобной ситуации для 4 класса
Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне.
Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.
Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.
Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.
Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.
10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.
На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.
На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.