Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Ширина блока px скопируйте этот код и вставьте себе на сайт после того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка
Подписи к слайдам:
  • Арктика
  • Арктика
  • Цель исследовательского проекта:
  • выяснить, как влияют природные условия Арктики на образ жизни растений и животных этой природной зоны.
  • Задачи проекта:
  • изучить теорию вопроса в Интернете, научных журналах, энциклопедиях;
  • описать, как приспособились растения и животные к природным условиям Арктики;
  • установить, какая связь между условиями обитания и образом жизни живых существ;
  • привлечь в качестве доказательств данные научных экспериментов и опытов;
  • сделать вывод.
  • Гипотеза:
  • условия обитания влияют на образ жизни живых организмов, и они, в свою очередь, приспособились к ним и образом жизни, и особенностями в строении организма
  • Условия существования живых организмов в Арктике
  • Тип климата формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, сильным лучеиспусканием снежно-ледяного покрова длительной полярной ночью, но и в связи с отражением тепла (альбедо) в светлое время от снега и льда. Имеет низкие температуры воздуха зимой (до -40°С). В период полярного дня большой приток солнечной радиации, но и большая облачность с туманами. Годовая сумма атмосферных осадков 100-200 мм.
  • В Арктике отмечены значительные колебания климата. Примерно с 1920 температура воздуха начала повышаться. По сравнению с концом 19 в. температура воздуха некоторых зимних месяцев повысилась в 30- 40-х гг. на 5-7°С, в результате льды Арктики стали менее мощными, общая ледовитость морей уменьшилась, сократилась площадь ледников. Потепление климата в высоких и умеренных широтах связано с усилением общей циркуляции атмосферы, что интенсифицировало также тёплое Северо-Атлантическое течение и тем самым повысило температуру и солёность воды в арктических морях.
  • В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обуславливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в теплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку.
  • Как присопособились растения к природным условиям Арктики
  • Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.
  •                                                     <>
  • <>                                                     <>
  •                                                     <>
  • Как приспособились животные к природным условиям Арктики
  • Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда.. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи.
  • Казалось бы, что в таких условиях нормальное существование просто невозможно. Однако это далеко не так. Среди вечных льдов и снежных заносов бурлит полнокровная жизнь. Об этом говорят и крики чаек над морской волной, и рёв моржей, и рычание белых медведей, и высокие спинные плавники касаток , периодически появляющиеся над тёмной водной поверхностью. Животные Арктики — так называют этот особый живой мир, осмелившийся бросить вызов могущественному холоду и всесильной вечной мерзлоте.
  • На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде: в ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде.
  • Птицы
  • Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы. Розовая чайка — на вид хрупкое создание. Её вес не превышает четверть килограмма, а длина тела едва дотягивает до 35 см. Однако эта пичужка чувствует себя вполне вольготно и в суровой тундре, и над покрытой дрейфующими льдами морской поверхностью.
  • Белая сова— самая крупная птица из отряда совообразных. Голова круглая, глаза ярко-желтые. Самки крупнее самцов. Самки 70 см и 3 кг. Размах крыльев составляет в среднем 142-166 см. У взрослых птиц белое оперение с тёмными поперечными пестринами.
  •                                                     <>
  • Кайра. Птица имеет средние размеры. Длина её тела колеблется в пределах от 40 до 50 см. Вес лежит в диапазоне от 800 грамм до полутора килограмм. Крылья по отношению к телу маленькие. Охотятся они только под водой. Ныряют на глубину в 15-20 метров.
  •                                                      <>
  • Вывод:
  • живые организмы приспособились к климатическим условиям Арктики. Они имеют определённые особенности в строении своего организма, которые позволяют им выжить в условиях холода, вечной мерзлоты. Определённый образ жизни, поведенческие повадки также свидетельствуют о приспособленности живых организмов к конкретным условиям обитания.
  • Автор:
  • ученица 4 а класса
  • МБОУ «Гимназия №36»
  • Носова Яна.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану


2

Можно воспользоваться планом:

  1. №начение Арктики для человека
  2. Её использование или влияние человека на природу Арктики
  3. Охрана Арктики

6 ответов:

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



3



0

Под Арктикой географы подразумевают регион Земли, расположенный вокруг Северного полюса. В регион входит почти весь Северный Ледовитый океан и северные окраины Евразии и Северной Америки. Географическое расположение Арктики обуславливает суровые климатические условия, которые принято называть арктическими.

Для человека, как и для планеты в целом, Арктика имеет огромное значение. Льды Арктики влияют на климат планеты, отражая солнечные лучи и не давая возможности планете сильно прогреться.

В последнее время климат Арктики меняется, средняя годовая температура воздуха с каждым годом постепенно повышается, что приводит к таянию льдов. Потепление отрицательно сказывается на животном и растительном мире Арктики.

Арктика богата на полезные ископаемые, такие, как нефть и газ. Добыча этих полезных ископаемых очень сложная из-за суровости климата, также она может нанести врем региону.

Арктика как регион планеты требует охраны и бережного отношения. Многие общественные и экологические организации призывают запретить здесь хозяйственную деятельность.

Для охраны природы региона созданы заповедники, заказники, национальные парки и другие охраняемые объекты.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



3



0

1) Значение для человека:

  • морской лед отражает большую часть солнечных лучей обратно в космос. Эта отражательная способность помогает поддерживать холодность полюсов, ограничивая поглощение тепла.
  • сдерживает проникновение метана в воздух: в арктической почве содержатся крупные замороженные отложения метана, которые представляют собой угрозу для климата на всей планете.

2) Использование.

Регион богат природными ресурсами: рыбой, нефтью, газом, а также различными видами полезных ископаемых, такими как железо, свинец, уголь, медь, золото, олово и т.д. Льды Арктики содержат около 10% всех запасов пресной воды.

Кроме того, путь через Арктику значительно экономит время и затраты на трансконтинентальных перелетах. Например, перелет из Лондона в Токио через Арктику станет короче на две с лишним тысячи километров.

3) Охрана: ограничение и правовое регулирование в отношении рыбных и китобойных промыслов, охрана окружающей среды, охрана береговой линии и прибрежных территорий.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



3



0

Доклад (сообщение) об Арктике (подходит для 4 класса по предмету окружающий мир).

План доклада об Арктике:

  1. Общие сведения об Арктике, растительный и животный мир;
  2. Назначение Арктики для человека;
  3. Использование Арктики;
  4. Охрана Арктики.

<hr />

Общие сведения об Арктике, растительный и животный мир.

Арктика расположена на севере нашей планеты. Она находиться за полярным кругом. Граница этой зоны начинается с 66°33 с.ш.. Температура в регионе опускается до -60°С и ниже. Часто бывают сильные ветры, бураны и метели.

В этой зоне практически отсутствуют деревья, можно встретить лишь низкорослые карликовые березы, а ближе к таежной зоне можно найти хвойные деревья — сосны и ели. В Арктике произрастают лишайники и мхи, есть осоковые и злаковые растения. Лето длиться недолго, максимальная температура в регионе равна 20°C.

Животный мир Арктики так же не отличается высоким разнообразием, она является местом обитания для овцебыков, медведей, северных оленей, леммингов, песцов и зайцев. Из птиц можно встретить белых сов, кур и куропаток. В водах Арктики водятся моржи, тюлени, белухи и киты.

Назначение Арктики для человека.

По океаническим водам Арктики проходят маршруты водного транспорта, что облегчает оборот товаров между регионами. Люди в этой зоне занимаются промыслами, добывают рыбу и местные жители занимаются оленеводство.

Её использование или влияние человека на природу Арктики.

Арктика богата многими природными ресурсами, которые пока еще не разработаны человеком. В недрах находиться золото, апатиты, медь, никель и алмазы. Благодаря современным технологиям на территории Арктики добывают нефть, природный газ и каменный уголь.

Её использование или влияние человека на природу Арктики.

Охрана Арктики.

В арктических зонах расположены крупные заповедники. Ведется охрана многих видов животных и растений, которых можно найти на этой территории. Многие из них занесены в Красную книгу и их охрана закреплена законодательно.

<hr />

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



2



0

Пример доклада про Арктику.

Арктика — это огромные просторы, которые находятся за северным полярным кругом. Это суровый край с очень холодным климатом. Тем не менее здесь существует своя жизнь, по своему прекрасная и интересная. Побережье Северного ледовитого океана заполонили стаи перелетных птиц, здесь кочуют лемминги и северные олени. Здесь растет низкорослая растительность, а по льдам океана, между островов гуляют белые медведи.

Сам океана тоже полон жизни, здесь много рыбы, морских животных — тюлени и киты.

Как любая природная зона Арктика нужна человеку.

Но также Арктика очень перспективный регион в плане полезных ископаемых. На шельфе океана уже найдены огромные запасы углеводородов и их освоение может начаться в ближайшие годы.

Арктика — это также и северный морской путь, который намного короче любого другого и может связать между собой Европу и Дальний восток.

С точки зрения климатолога Арктика также представляет большую ценность, она оказывает большое влияние на климат всей планеты.

Человек уже использует природные богатства Арктики, он добывает нефть и газ, он ловит рыбу. Но природа Арктики очень ранима, ей легко навредить. И потому разрабатывать месторождения в этой зоне следует очень аккуратно.

Уже сейчас охране Арктики уделяется немало внимания. Арктические заповедники захватывают огромные территории, они есть на полуострове Таймыр, в устье Лены, на острове Врангеля и многих других местах. Многие животные и растения Арктики внесены в Красную книгу.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



1



0

Арктика — это все, что находится к северу за Полярным кругом. Это огромный район, включающий в себя прибрежные районы Евразии, Ледовитый океан и остров Гренландия. Огромные территории, покрытые льдом, отражают солнечный свет и способствуют перегреванию планеты.

Несмотря на то, что Арктика является холодным районом планеты, она постепенно осваивается. Арктика богата полезными ископаемыми: уголь, свинец, медь, золото, а так же нефть и газ, что особенно ценно в современной экономике. Именно из-за больших залежей полезных ископаемых существуют территориальные претензии на обладание Арктикой.

Растительный и животный мир Арктики хрупкий и находится под угрозой исчезновения. Загрязнение арктических вод нефтью и продуктами ее переработки ведет к уменьшению численности морских животных. А растительность плохо восстанавливается после нарушения почвы от гусеничных вездеходов и другой тяжелой техники.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану



1



0

Арктика является крайним севером Земли, она включает в себя Северно-ледовитый океан и северные моря, охватывая часть Атлантического и Тихого океана, Гренландию и часть северных островов, которые находятся на территории Российской Федерации, это непосредственно Шпицберген, остров капитана Врангеля, Новая Земля, земля Франца-Иосифа.

на Арктике очень холодно, средняя температура там составляет -34 градусов по цельсию, все дело в том, что солнечные лучи почти не попадают на Арктику.

В условиях такого сурового климата на арктических территориях проживает постоянное население, численность которого составляет 4 миллиона человек.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Что касается растительности, то ее в Арктике практически нет — деревьев там Вы не встретите, дело в том, что почти вся территория Арктики — это замороженный океан и просто нет условий у деревьев здесь прорасти. Деревья встречаются только северных островах, которые, как мы выяснили, относятся к арктическим территориям.

В Арктике идет активная добыча меди, золота и никеля.

Пингвины, кстати, в Арктике не живут — они живут на Антарктиде, зато в Арктике живут Белые медведи и северные олени, как на скриншоте выше

Читайте также

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Не он первый, не он последний.

Есть Гринпис-овский Оценочный отчет «Основные природные и социально-экономичес­<wbr />кие последствия изменения климата в районах распространения многолетнемерзлых пород: прогноз на основе синтеза наблюдений и моделирования» Он ещё от 2010 года. В нём (стр 11) вот о чём.

В всё арктическое побережье в т.ч. острова есть вечная мерзлота. Поэтому значительная доля берегов включат т.н. ледовые комплексы. Разрушение арктических берегов имело место всегда. Но в последнее время, как утверждает Гринпис скорость разрушения значительно возросла в связи с Глобальным потеплением. Из-за чего площадь Российской Федерации ежегодно сокращается на 30 кв км.

Там же приведена карта 1890 года и на ней отмечены ныне отсутствующие острова (как минимум три).

Акцент на Глобальном потеплении я воспринимаю не очень положительно. Берега из рыхлых осадочных пород разрушаются всегда, не только при таянии вечной мерзлоты. На хорошо знакомом мне побережье Таганрогского залива Азовского моря недавно «сползла» с обрыва силосная башня постройки 30-х годов. Здесь такие процессы не редкость. Контрмера придумана множество лет назад: под крутые, угрожающие обрушением, глинистые берега в полосу прибоя сваливают железобетонные обломки зданий и сооружений, образующиеся в частности, при реконструкции пром предприятий.

А на Севере, одновременно с разрушением арктического берега выходит из строя (опять мерзлота) довольно много железобетонных зданий и сооружений в арктических населённых пунктах (Норильск, Воркута и др.). Можно сваливать жб обломки неподалеку (так и делают), а можно чуть поднапрячься и вывезти на Арктическое побережье, куда нужнее всего. Это своё предложение я вывалил в интернет в 2014 году…

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Хребе́т Менделе́ева — подводный хребет в центральной части Северного Ледовитого океана. Расположен восточнее хребта Ломоносова.Хребе́т Менделе́ева — подводный хребет (подводная возвышенность) в центральной части Северного Ледовитого океана. Расположен восточнее хребта Ломоносова. Он менее расчленён и имеет более пологие склоны, чем хребет Ломоносова.

Открыт в 1949 году Советской высокоширотной воздушной экспедицией.

Первоначально под этим названием понималось обширное поднятие с наименьшей глубиной около 1500 м, простирающееся на 1500 км от района острова Врангеля по направлению к Канадскому Арктическому архипелагу. Однако позднее в центральной части хребта был обнаружен разрыв в виде подводной долины с глубинами до 2700 м. Впоследствии частям хребта, лежащим по обе стороны подводной долины, были присвоены разные наименования. Название «Хребет Менделеева» сохранилось лишь за частью, тяготеющей к России, а остальную часть хребта стали называть поднятием Альфа (по названию американской дрейфующей станции, которая работала в этом районе Северного Ледовитого океана).

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Первым человеком, достигшим Северного полюса, был американский адмирал Роберт Эдвин Пири, и сделал он это 6 апреля 1909 г. Пири повёл свою экспедицию по льду полярного моря с базы, находившейся на северном побережье острова Элсмир.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Не знаю, доплывали ли древние греки в своих путешествиях до арктических стран, или они только слышали о странных северных землях, которые и зимой и летом покрыты льдами и снегом, но о том, что такие земли существуют греки знали наверняка. И даже придумали для этого края свое красивое название — АРКТИКА. Вернее, греки называли эти земли Арктикос, то есть арктическими, медвежьими, ведь слово Арктос по гречески означало медведя. Или, если обратить внимание на обстоятельства, медведицу. Есть в Арктике настоящие медведи, белые, но греки прозвали северные земли медвежьими потому что лежали они под ковшом Большой и Малой Медведиц, одних из самых известных созвездий северного полушария.

Итак, Арктика — значит Медвежья земля.

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Рассказ про арктику для 4 класса окружающий мир по плану

Россия рада будет, если в Арктику пойдут другие страны мира, потому что без других стран Северный морской путь никому не нужен. До сегодняшнего дня на этом пути не видно бесконечных караванов судов, трудновато ходить по этому пути. Нужно усвоить, что навигация только летом, но и летом без ледоколов пройти по этому пути нельзя. У России нет достаточного числа судов для перевозки различных грузов, а это означает, что грузы будут возить суда разных стран. Поэтому арктические маршруты, как и полеты на Марс, нужно будет прокладывать и обслуживать в дружном коллективе. Многие думают, что ледокол делает каналы во льду, которые подобны Суэцкому, нет, дорогие, каналы во льду закрываются наглухо за пару часов, поэтому караван из пяти-шести судов ведут пара ледоколов, удовольствие очень тяжелое и дорогое, даже СССР не смог осилить арктический маршрут в одиночку. Я в Арктике жил долго, видел караваны и ледоколы, они нам завозили продовольствие и другие грузы, это было похоже на боевые действия, но без стрельбы. Если пойдут иностранцы по Арктике, то будут у России какие-то прибыли, а от денег отказываются только не совсем нормальные люди. А потеснить нас никто не сможет, есть международные договоры, которые четко определяют права всех арктических стран.

  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Арктика

Месторасположение

Арктика представляет собой северную полярную часть планеты. Ее омывает Северный Ледовитый океан, а так же несколько морей: Восточно-Сибирское, Баренцево, Чукотское, Гренландское, Карское, залив Фокс-Бейсин, проливы и заливы, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу. Так же Арктика с северной стороны омывается Тихим и Атлантическим океаном.

Граница Арктики в некоторых местах уходит в южную сторону, но очерчивают ее по Северному Ледовитому океану (66 градусов 33/с. ш.).

Арктика вызывает особый интерес у географов, биологов и историков благодаря своему местоположению, а так же природе, растительности, климатической зоне и животному подводному миру.

Особенности местности

Особенности рельефа Арктики обусловлены вечной мерзлотой, из-за которой вся ее площадь практически покрыта льдом или горным рельефом. Но есть и местами зона пустынь Арктики с каменистой поверхностью, что так же примечательна для этой местности.  Северный Ледовитый океан со стороны Арктики в период, когда температуры понижаются до максимума, практически полностью покрыт толстым слоем льда. В летний период, наоборот, площадь замерзания уменьшается практически в 2 раза. В центральной части океана, независимо от времени года всегда лежит толстый слой льда.

Климатическая зона Арктики

Климат в Арктике весьма разнообразен. Например, на западе преобладает мягкий и влажный климат. На острове Гренландия температура воздуха держится на отметке – 30 градусов. В некоторых районах Арктики температура воздуха может понижаться до — 60 градусов в ночное время. В зимний период часто проходят полярные ночи. Для местных жителей это привычное явление, которое не доставляет неудобств. Летнему периоду присущи полярные дни. Но воздух остается холодным, повышаясь, в отличие от зимнего периода всего на несколько градусов.

Природа

Большая территория Арктики не имеет деревьев. По мере приближения к Скандинавии и России можно встретить еловые, березовые и сосновые леса. В тундре произрастают лишайники, осоки, злаковые растения, карликовые ивы и березы.

Животный мир

В отличие от других областей планеты здесь нет большого разнообразия животных. В основном здесь проживают белые медведи, олени, овцебыки, зайцы, песцы, куропатки, белые совы, лемминги и куры. Моря Арктики заселены тюленями, моржами, белугами, нарвалами и самым большим млекопитающим – гренландским китом.

Кто проживает на территории Арктики?

Здесь проживают как коренные жители, освоившие эти места несколько десятков тысяч лет назад, так и пришлые люди. К ним относятся эскимосы, индейцы дене, иннуиты, чукчи, ненцы и саамы. Арктика разделена на несколько частей и принадлежит таким государствам как Россия, Канада, Исландия, Гренландия, Фенноскания и Шпицберген.

Сообщение 2

Арктика – это большая территория земли, расположенная близко к Северному полюсу, это моря Северного Ледовитого океана и группы островов, По площади Арктика занимает 27 млн. км2. Для этой зоны характерны такие понятия, как полярная ночь и полярный день. Полярная ночь – это период времени, характеризующий зиму. Он длится несколько месяцев, когда солнце практически не светит, дуют сильные ветра, часто случаются снежные бури. Температура в этот период может опускаться до 60 градусов.

Когда наступает полярный день, несколько месяцев солнце светит ярко, температура воздуха может повышаться до 5 градусов.

Иногда в Арктике можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, которое представляет собой большое скопление разноцветных огоньков. Обусловлено это процессами, происходящими на Солнце.

Жизнь в Арктике разнообразна и интересна. Среди растительности тут можно встретить мхи, лишайники, внешне напоминающие накипь, камнеломки, полярный мак.

В ледяной зоне живёт большое количество птиц и животных. Среди птиц встречаются чайки, утки, крачки, гагарки, тупики, кайры. Самки птиц откладывают свои яйца прямо на холодные и голые скалистые поверхности и их склоны.

Самым главным жителем холодных земель Арктики считается белый медведь. Это крупное животное с белой густой длинной шерстью. Волосяной покров способен защитить зверя от самых лютых морозов. Самцы и самки ведут различный образ жизни. Первые в поисках еды весь год бодрствуют, а самки, ожидающие скорого появления медвежонка, зимуют в берлоге. Именно тут у них и рождаются крохотные детёныши, которых по своему размеру можно сравнить с котятами. Берлога защищает медведицу и её медвежат от холодных ветров. Кормит самка детёнышей молоком. Когда они выйдут из берлоги, опытная охотница-мама научит их добывать себе пропитание — ловить сначала рыбу, а потом нерп и тюленей.

В холодных водах водятся тюлени, нерпы, моржи, касатка, морская свинья, киты. Тюлени, нерпы и моржи прекрасно чувствуют себя в ледяной воде. Греет их толстый слой подкожного жира. Они быстрые и манёвренные благодаря своему длинному телу и ластам. Пищу себе они добывают только в воде, а на суши выращивают своих детёнышей. Здесь они довольно неуклюжи и неповоротливы. Очень часто из-за своей медлительности они становятся лёгкой добычей белого медведя. Киты в водах Арктики вырастают до огромных размеров (20 м). Основной рацион их питания составляют рачки.

Таким образом, можно с уверенностью заметить, что, несмотря на суровый климат, Арктика очень разнообразна и интересна по-своему.

Сообщение про Арктику

Арктика — невероятно большая территория Северного ледовитого океана, включающая в свои просторы многочисленные моря и острова. Для этой зоны свойственно необычное явление. Бывает, что целые месяца солнце заходит и пропадает без следа. Это гласит о начале полярной ночи, которая может длиться довольно большой промежуток времени. Начинаются мощные бури и ветра, температура резко падает и поднимается вихрь пурги. Лето, проходящее в Арктике, зовется полярным днем. В такое время круглыми сутками светит солнце, но на температуру это не влияет. Вечные холода заполонили арктические земли. Но только в этом чудесном месте можно увидеть полярное сияние. Красивые яркие узоры на небе затмят любую радугу.

Несмотря на ужасные условия в данной среде, некоторым живым существам все-таки удалось приспособиться и обрести способ выживания. Огромные камни, расположившиеся на островах, покрыты лишайниками и мхом. Если хорошо поискать можно застать цветение полярного мака или же другого растения. Животные тоже прижились в ледяном царстве. Но в большинстве, этими представителями являются птицы. В летние дни на скалах и каменных наростах собираются стаи чаек, гагарок, тупиков. Такие громкие скопления принято называть «птичьими базарами». Здесь они чаще всего занимаются выводом потомства и охотой на рыб. Так как в Арктике практически нет растительности, птиц кормит море.

Вокруг ледников и сугробов, бродят белые медведи. Под слоями белой насыпи расположились их уютные берлоги, в которых самки в разгар лютой зимы, производят на свет своих детей. Комфортное жилище, оберегает семейство от грозных холодов и вьюг. Но густая шерсть, от природы предоставленная медведям, не дает им замерзать, а белоснежная окраска выгодно смотрится среди арктических пейзажей.

Тюлени, моржи и морские котики тоже неплохо ориентируются в холодной среде обитания. Как и птицы, они находят себе еду в море и неплохо владеют навыками рыбалки, чему может позавидовать любой профессионал.

Суровые погодные условия, не помешали людям освоить ледяные земли. На берегах островов, поселились небольшие скопления людей. Они занимаются здешними промыслами, дабы облегчить себе условия выживания. Так же в Арктике расположена сеть полярных станций, на которых опытные ученые занимаются исследованиями. Северная природа хранит в себе огромное количество загадок, которые еще предстоит изучить.

4 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Арктика

Арктика

Популярные сегодня темы

  • Созвездие Овна

    В северном полушарии нашей планеты на небосклоне можно отыскать первое по счёту зодиакальное созвездие под названием «Овен». Древние отождествили эту группу звёзд с персонажем древнегреческой

  • Гоголь жизнь и творчество

    Каждый из нас читал знаменитую «Сорочинскую ярмарку» и смотрел легендарный фильм «Вий». Все эти произведения искусства были созданы величайшим классиком русской литературы

  • Алтайский край

    Алтай одно из самых удивительных мест в России. Сюда приезжают люди со всех уголков мира, что полюбоваться и насладиться первозданной, чистой и довольно загадочной природой. Место, в котором

  • Профессия пожарный

    Профессия пожарного — самая трудная, но и в то же время приятная работа. Каждый из нас, хоть раз, задумывался о том, чтобы стать в будущем пожарным, но не каждый задумывался об ответственност

  • Вред алкоголя на организм человека

    Медики различными методами пытаются предостеречь нерадивых горожан об опасности чрезмерного потребления алкоголя. В настоящее время, когда алкоголь занимает очень крепкую позицию в жизни люде

  • Достопримечательности Франции

    Знакомство с Францией, как правило, начинается с Парижа и с ее самой главной и знаменитой достопримечательности – Эйфелевой башни, построенной еще в 1889 году

Урок “Зона Арктических пустынь”
является составной частью раздела “Природа
России”, изучаемого в 4 классе. Изучая этот
раздел, дети узнают, как разнообразна и красива
Россия, учатся лучше читать различные
географические карты, получают знания о том, как
изменилась и продолжает меняться природа России
под влиянием человека, и что нужно делать для ее
охраны.

На уроке “Зона Арктических пустынь”
дети узнают, где расположена данная природная
зона, узнают, каковы ее природные условия,
познакомятся с животным и растительным миром,
характерным для этой природной зоны.

Ребята узнают, почему люди с давних пор
осваивают Арктику, и какие экологические
проблемы, в связи с этим, там возникли.

Изучая эту тему, дети узнают, что зона
Арктических пустынь или Ледяная зона
расположена на островах Арктики. Солнце здесь
никогда не поднимается высоко над горизонтом.
Суша промерзает на много метров в глубину. Зимой
в Арктике – полярная ночь. Иногда возникает
полярное сияние – разноцветный переливающийся
занавес, который колышется в темном небе. Летом в
Арктике – полярный день. Температура лишь на
несколько градусов больше 0.

Из растительности встречаются мхи,
лишайники, полярный мак.

Из животных здесь больше всего птиц:
чайки, кайры, гагарки, тупики. Из крупных животных
коренными жителями являются белые медведи,
тюлени, моржи.

Арктика с давних пор привлекала людей.
Неизвестные земли, загадочная природа манила
сюда ученых. Обилие рыбы, морских зверей
привлекали рыбаков и охотников. Здесь трудятся
полярники, которые изучаю природу Севера.

К сожалению, люди наносят ущерб
природе Арктики, которая нуждается в охране.

Тема: Зона Арктических пустынь.

Тип урока: Комбинированный. Форма: урок –
презентация.

Дата: 17.10.2011 г.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о
    природной зоне арктических пустынь;
  • ознакомить с особенностями природы (условиями
    неживой природы, живыми существами,
    взаимосвязями в природе), значением природы
    данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся,
    умение анализировать с опорой на ранее изученный
    материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе и
    понимание значимости экологических проблем.

Оборудование: карта “Природные зоны
России”, мультимедийный проектор, слайды,
картины, фотографии с изображением изучаемых
объектов, раздаточный материал, Учебник
“Окружающий мир” 4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков,
Рабочая тетрадь № 1 к учебнику “Окружающий мир”
4 класс, 1 часть, А.А.Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и
целей урока.

Где-то на белом свете там, где всегда
мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится земля.
Мы отправляемся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!(Рисунок
1)

img1

  • Мы путешествовали с вами по нашей стране с
    востока на запад и наоборот. А сегодня изменим
    маршрут – возьмём направление с севера на юг по
    природным зонам России. Мы отправляемся за
    Полярный круг, в зону арктических пустынь. (Рисунок
    2)

img2

II.  Проверка знаний и умений.

  • Тест “Моря, озёра и реки России”
  • 1. Самое большое по площади озеро
    России – …

    А) Онежское; б) Байкал; В) Каспийское.

    2. Река, впадающая в Каспийское море –

    А) Дон; б) Волга; в) Кама.

    3. Река, соединяющая озеро Байкал с
    Северным Ледовитым океаном– …

    А) Енисей; б) Обь; в) Лена.

    4. Самая длинная река России – …

    А) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей.

    5. Какие озера в народе называют “Онего
    – батюшка” и “Ладога – матушка”?

    А) Аральское и Каспийское; Б) Ладожское
    и Онежско.е

    6. В Список Всемирного наследия
    внесено…

    А) Белое море; Б) озеро Байкал.

  • Индивидуальная работа по карточкам.
    1. Вычеркни лишний географический объект:
    2. Средне-Сибирское плоскогорье: Лена,
      Ангара, Печора, Колыма.
      Западно-Сибирская равнина: Обь, Енисей, Амур,
      Иртыш.
      Восточно-Европейская равнина: Волга, Кама, Дон, Индигирка.

    3. Соедини стрелками моря и океаны:

    Моря:

    Океаны:

    Японское море

     

    Балтийское море

     

    Море Лаптевых

     

    Чукотское море

    Северный Ледовитый

    Берингово море

     

    Карское море

    Тихий

    Баренцево море

     

    Восточно-сибирское

    Атлантический

    Чёрное море

     

    Охотское море

     
    • Индивидуальный опрос.

    – Покажите на карте и расскажите о
    Дальневосточном морском заповеднике.

    – Назовите и покажите на карте моря
    Северного Ледовитого океана.

    III. Работа над темой.

    • К бескрайним просторам Северного Ледовитого
      океана, к его островам наш путь. Членами нашей
      экспедиции являются географы, ботаники и
      зоологи.
    • Мы знаем, что это царство холода, снега и льда.
      Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?
    • Работа ведется в группах. Каждой
      группе дается раздаточный материал, в наборе
      карточки с различными видами одежды.

      Дети выбирают: меховые костюмы, унты,
      меховые шапки, варежки и шерстяные маски,
      закрывающие лицо.

      • Найдите на карте природных зон зону арктических
        пустынь, назовите острова, которые относятся к
        этой зоне (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная
        Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля). (Рисунок
        3)

      img3 

      • Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить:
        Почему здесь такие суровые условия? (задача для
        географов); Какие растения встречаются в этой
        зоне? (задача для ботаников); Какие животные
        населяют арктическую пустыню? (задача для
        зоологов).

      Каждая группа получает раздаточный
      материал и карточку – помогайку.

      Раздаточный материал для географов

      Картины “Северное сияние” и “Ледяная
      пустыня”.

      Карточка – помогайка:

      Арктика – это огромное пространство
      (Северного Ледовитого)
      океана, с … (морями) и
      … (островами). Солнце направляет на это
      пространство … (косые) лучи. Оно … (светит), но
      не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная
      ночь).
      Темноту освещают: луна, звезды и
      (Северное сияние).
      Дуют …(ветры), бушует …(пурга).
      Температура опускается до …(минус
      шестидесяти)
      градусов. Летом в Арктике …(полярный
      день),
      но …(тепла) тоже нет. Это зависит от
      географического … (положения) арктической зоны.
      Температура лишь на ...(несколько градусов) выше
      ...(нуля).

      Дети вставляют пропущенные слова и
      озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и
      картин.

      Раздаточный материал для ботаников

      Карточки с изображением растений: мхи,
      полярный мак, лишайники, голубика, брусника,
      морошка, планктонные растения (водоросли).

      Карточка – помогайка:

      На островах прямо на голых …(камнях) встречаются
      …(лишайники), они очень …(малы). Также
      приспособились к жизни на камнях …(мхи) и …(полярные
      маки).
      В толще воды, не покрытой …(льдом), большое
      количество .. (планктоны растений водорослей).

      Дети выбирают карточки с растениями и
      озвучивают свой рассказ, сопровождая показом
      растений, закрепляя их на карте.

      • Существует такой вид мха, который приспособился
        к жизни на льду, в морях встречаются “зеленые
        льдины”.

      Раздаточный материал для зоологов

      Карточки с изображением птиц и
      животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый
      медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный
      олень, кулик, заяц, пингвин. (Рисунок
      4-8)

      img4img5

      img6img7

      img8

      Карточка – помогайка:

      Животных арктической зоны кормит …(море).
      Морскими водорослями питаются …(рачки), а
      ими – …(рыбы). Основная пища птиц и животных
      – это …(рыба). На скалистых берегах
      собираются …(чайки), …(кайры) и …(гагарки), здесь
      они выводят …(потомство). Птиц с необычными
      клювами называют …(тупики). Все звери –
      прекрасные…(пловцы). От холода их защищает …(слой
      жира).
      Это …(моржи) и… (тюлени) На
      тюленей охотятся …(белые медведи). У них
      длинная густая шерсть …(белого) цвета и …(широкие)
      лапы, чтобы удобнее было …(передвигаться по
      льду и снегу).

      Дети выбирают карточки и озвучивают
      рассказ, сопровождая показом, закрепляя карточки
      на карте.

      • В водах северных морей, где проходят теплые
        течения, обитает великолепное животное –
        гренландский кит (Рисунок
        9).

      img9

      • Итак, все научные группы хорошо поработали.
        Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
        Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые
        условия, растут растения, живут животные и птицы
        и даже выращивают своих детенышей.)

      IV. Физкультминутка

      Топай, Мишка,
      Хлопай, Мишка,
      Приседай со мной, братишка.
      Руки вверх, вперед и вниз.
      Улыбайся и садись.

      V. Работа по теме

      1. Продолжение новой темы.

      Человек не является коренным жителем
      Арктики, но она всегда привлекала людей своей
      загадочностью. На островах и во льдах Северного
      Ледовитого океана работают научные станции (Рисунок
      10). Проложен Северный морской путь (Рисунок
      11), так идут караваны судов. Люди занимаются
      рыболовством, охотой (показ слайда). Но не всегда
      это делают разумно. В настоящее время природе
      Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими
      такие животные, как белый медведь, морж, (Рисунок
      4, 12) они внесены в Красную книгу России. Стали
      редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды
      северных морей загрязняются мусором, вредными
      веществами с проходящих судов. Это плохо
      отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь
      они и так живут в суровых условиях. Люди
      задумались над своим поведением, взяли под
      охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю,
      создали заповедники.

      img10img11

      img4.jpg (5287 bytes)img12

      • Об арктическом заповеднике “Остров Врангеля”
        нам расскажет ваш одноклассник.

      l-й ученик: Этот заповедник
      расположен на острове Врангеля, он был
      организован в 1976 году. На остров прилетает
      большое количество птиц на гнездовья. Через
      весь остров с запада на восток идут параллельно
      три цепи гор, разделенные долинами. Весной на
      юном побережье можно встретить редкую птицу –
      розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных
      льдов выводят здесь свое потомство. На острове
      обитает самое крупное из копытных животных
      Арктики – овцебык, (Рисунок
      6) завезенный в заповедник из Америки. Остров
      Врангеля – единственное место, где гнездятся
      белые гуси.

      img6.jpg (9825 bytes)

      Рассказ сопровождается показом
      рисунков, фотографий.

      • Если вас заинтересовал этот необычный
        заповедник, и вы хотите знать о нем больше,
        материал можете найти в книге: Заповедными
        тропами / Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. – М.:
        Просвещение, 1988.

      2. Работа в рабочей тетради. С.24,№1

      • Прочитайте.
      • Прочитайте план. Что можно добавить к этому
        плану (4. Растительный мир Арктики. 5. Животный
        мир Арктики.)

      • Допишите план. С. 25, №2
      • Прочитайте.
      • Найдите в приложении рисунки птиц к данному
        заданию. Вырежьте их и наклейте. С. 25, № 3
      • Прочитайте.
      • Назовите растения Арктики, которые вы
        запомнили.
      • Запишите в тетради.
      • Назовите животных Арктики, которых вы
        запомнили.
      • Запишите в тетради.

      Взаимопроверка по учебнику. С. 25, № 4

      • Прочитайте.
      • Составьте схему цепи питания, характерную для
        Арктики.

      (Водоросли —> рачки —> рыбы —>
      птицы
      Водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени)

      Взаимопроверка. С. 26, № 5

      • Прочитайте.
      • Рассмотрите знаки.
      • Какие экологические проблемы выражены этими
        знаками-рисунками.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        первом рисунке. (С различных судов в воду
        попадают вредные вещества, мусор.)
      • Запишите в тетради.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        втором рисунке. (Неумеренный отлов рыбы,
        хищнический, не заботясь об охране рыбных
        богатств?)
      • Запишите в тетради.
      • Назовите экологическую проблему, выраженную на
        третьем рисунке. (Неумеренная охота привела к
        тому, что белые медведи и моржи стали редкими?)
      • Запишите в тетради. С. 26, № 6
      • Прочитайте.
      • В середине тетради найдите плакат “Красная
        книга России”.
      • Найдите на нем редких животных Арктики.
        Подпишите их названия. (Белый медведь, морж.)

      VI. Закрепление изученного материала

      1. Работа с учебником в виде
      фронтального опроса.

      Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.

      Ответы:

      1. Цепи питания:

      водоросли —> рачки —> рыбы —>
      птицы;
      водоросли —> рачки —> рыбы —> тюлени;
      рыбы —> тюлени —> белые медведи.

      2. У птиц для ловли рыбы приспособлен
      клюв, и они имеют обтекаемую форму.

      3. Такая связь существует, потому что
      можно составить цепь питания:

      водоросли —> рачки —> рыбы —>
      белые медведи.

      4. Пример: из-за суровых природных
      условий растительность бедная, непригодная для
      пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы
      устраивают свои гнезда прямо на камнях.

      2. Работа в группах.

      • Разгадайте кроссворд (Рисунок 13) и восстановите
        предложение “… – царство льда и снега”.

      img13

      Рисунок 13. Кроссворд

      Вопросы к кроссворду: 1.Эти птицы,
      собираясь на скалистых берегах, образуют
      “птичьи базары”. Этих птиц можно увидеть
      около реки и в нашей местности. 2. Близкий
      родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца
      на голые камни . 4. Это животное бывает добычей
      белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый
      крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб
      северных морей.

      (Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4.
      Тюлень. 5. Лишайники. 4 Кит. 7. Рачки. Ключевое
      слово:
      АРКТИКА.)(Сл 27)

      Дети восстанавливают записанное на
      доске предложение и читают его хором.

      VII. Подведение итогов

      По ходу работы над новой темой на доске
      заполняется следующая схема (или заранее
      выполнена на ватмане):

      Арктика – царство льда
      и снега

      Географическое положение

      Северный Ледовитый океан,
      Северные моря, острова

      Освещенность

      Полярный день и полярная
      ночь, северное сияние

      Растительный и животный мир

      Лишайники, мхи, полярный мак,
      рачки, рыбы,  чайки, гагарки, тупики, морж,
      тюлень, белый медведь

      Деятельность человека

      Научные станции, Северный
      морской путь,  рыбный промысел, охота.

      Домашнее задание

      Прочитать текст, ответить на вопросы
      “проверь себя” (с. 78-86). Выполнить: I вариант –
      задание № 1; II вариант – задание № 2. Оформить
      работу на альбомном листе.

      Выполнить задание № 7 в рабочей
      тетради (с. 27).

      Комментарии преподавателя

       Арктика

      Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни (рис. 1).

      Рис. 1. Арк­ти­ка (Ис­точ­ник)

      Сол­неч­ные лучи толь­ко сколь­зят по их по­верх­но­сти, давая мало тепла, по­то­му что солн­це ни­ко­гда не под­ни­ма­ет­ся здесь вы­со­ко (рис. 2).

      Рис. 2. Солн­це Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

      В Арк­ти­ке очень су­ро­вый кли­мат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длин­ная и мо­роз­ная (до -60°), дуют ура­ган­ные ветры, по несколь­ко недель под­ряд бу­шу­ет пурга. С се­ре­ди­ны ок­тяб­ря солн­ца уже не видно – на­чи­на­ет­ся дол­гая по­ляр­ная ночь (длит­ся до 5 ме­ся­цев). Ино­гда по время по­ляр­ной ночи воз­ни­ка­ют по­ляр­ные си­я­ния, ко­то­рые длят­ся от несколь­ких минут до несколь­ких суток и бы­ва­ют на­столь­ко об­шир­ны­ми, что их света до­ста­точ­но даже для чте­ния (рис. 3).

      Рис. 3. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

      В конце фев­ра­ля по­яв­ля­ет­ся солн­це и на­чи­на­ет при­бы­вать день. А с се­ре­ди­ны мая до се­ре­ди­ны июня солн­це со­всем не скры­ва­ет­ся – на­сту­па­ет по­ляр­ный день. Но даже в это время тем­пе­ра­ту­ра под­ни­ма­ет­ся лишь на несколь­ко гра­ду­сов выше нуля.

       Растительный мир арктических пустынь

      Ост­ро­ва на­столь­ко бедны рас­ти­тель­но­стью, что их на­зы­ва­ют арк­ти­че­ски­ми пу­сты­ня­ми. На кам­нях встре­ча­ют­ся мох, ли­шай­ни­ки, по­ляр­ный мак и неко­то­рые дру­гие рас­те­ния (рис. 4–6).

      Рис. 4. Мхи на камне (Ис­точ­ник)

      Рис. 5. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

      Рис. 6. По­ляр­ный мак (Ис­точ­ник)

      Все рас­те­ния здесь – кар­ли­ки, их вы­со­та не более 10 см, толь­ко по­ляр­ная ива до­сти­га­ет 1 м (рис. 7).

      Рис. 7. По­ляр­ная ива (Ис­точ­ник)

      Но все рас­те­ния, за­щи­ща­ясь от хо­ло­да и ветра, вы­нуж­де­ны при­жи­мать­ся к земле.

       Животный мир арктических пустынь

      Море кор­мит всех оби­та­те­лей ле­дя­ной зоны. В бо­га­той кис­ло­ро­дом и уг­ле­кис­лым газом воде ак­тив­но раз­мно­жа­ют­ся во­до­рос­ли и рачки – пер­вое звено пи­ще­вой цепи арк­ти­че­ской зоны (рис. 8).

      Рис. 8. Мор­ские во­до­рос­ли, рачки и дру­гие оби­та­те­ли оке­а­на (Ис­точ­ник)

      Ими кор­мят­ся рыбы и птицы. Птицы со­би­ра­ют­ся в боль­шие стаи, се­лят­ся на ска­лах, и, несмот­ря тес­но­ту и чис­лен­ность стаи, каж­дая птица без­оши­боч­но на­хо­дит свое гнез­до (рис. 9).

      Рис. 9. Гнез­до­ва­ние кайр (Ис­точ­ник)

      Кайры – шум­ные птицы, ко­то­рые гнез­дят­ся на от­вес­ных ска­лах, куда не может до­брать­ся ни один зверь (рис. 10).

      Рис. 10. Кайры (Ис­точ­ник)

      Кайры вы­си­жи­ва­ют толь­ко по од­но­му яйцу ко­ну­со­об­раз­ной формы (такая форма предо­хра­ня­ет яйцо от па­де­ния с вы­со­ких скал). Когда пте­нец под­рас­та­ет, кайра сбра­сы­ва­ет его в воду, где на­чи­на­ет­ся его взрос­лая жизнь: кайры – от­лич­ные плов­цы и ны­ряль­щи­ки (в воде раз­ви­ва­ют ско­рость до 20 км/ч, до­сти­гая глу­би­ны 140 м).

      Чайки также при­спо­со­би­лись к усло­ви­ям Арк­ти­ки: они от­лич­но ле­та­ют, хо­ро­шо пла­ва­ют, но плохо ны­ря­ют (рис. 11).

      Рис. 11. Чайки (Ис­точ­ник)

      На неко­то­рых ост­ро­вах можно уви­деть огром­ное ко­ли­че­ство ту­пи­ков (рис. 12).

      Рис. 12. Ту­пи­ки (Ис­точ­ник)

      Это кра­си­вые мол­ча­ли­вые птицы с необыч­ным клю­вом. Для про­жи­ва­ния они вы­би­ра­ют ост­ро­ва с тол­стым слоем торфа, в ко­то­ром с по­мо­щью ког­ти­стых лап и клю­вов роют себе гнез­да. Тупик – пре­крас­ный до­быт­чик: он может на­хо­дить­ся под водой до 30 се­кунд, го­ня­ясь за рыбой, и при­но­сить в гнез­до до 10 рыбок за один раз.

      Еще одна цепь пи­та­ния – это во­до­рос­ли – рачки – киты (рис. 13).

      Рис. 13. Кит (Ис­точ­ник)

      Эти огром­ные жи­вот­ные пре­крас­но при­спо­со­би­лись к жизни в ле­дя­ной зоне: во­до­не­про­ни­ца­е­мая шкура и тол­стый слой жира под ней за­щи­ща­ют их от хо­ло­да.

      Тю­ле­ни – еще одни оби­та­те­ли Арк­ти­ки, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

      Рис. 14. Тю­ле­ни (Ис­точ­ник)

      Они от­лич­ные плов­цы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тю­ле­ней по­яв­ля­ют­ся на свет бе­ло­снеж­ные де­те­ны­ши – бель­ки. Белый цвет по­мо­га­ет ма­лы­шам пря­тать­ся, мас­ки­ру­ясь под снег, чтобы спа­стись от вра­гов, в первую оче­редь от бе­ло­го мед­ве­дя. А взрос­лые тю­ле­ни спа­са­ют­ся от сво­е­го глав­но­го врага в воде, ведь на суше они мед­ли­тель­ны и неук­лю­жи.

      Бе­ло­го мед­ве­дя на­зы­ва­ют царем Арк­ти­ки, ве­ли­ким пу­те­ше­ствен­ни­ком и охот­ни­ком (рис. 15).

      Рис. 15. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

      Этот зверь ве­ли­ко­леп­но при­спо­со­бил­ся к жизни в ле­дя­ной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него от­лич­ный нюх, гу­стая белая шерсть и ши­ро­кие лапы с ост­ры­ми ког­тя­ми. Как и у всех оби­та­те­лей Арк­ти­ки, у него неболь­шие уши – чтобы не от­мерз­ли. Сам­ки-ма­мы на зиму за­ле­га­ют в снеж­ные бер­ло­ги, где у них рож­да­ют­ся мед­ве­жа­та (чаще всего мед­ве­жат двое, они ма­лень­кие, раз­ме­ром с ру­ка­вич­ку). Ма­ма-мед­ве­ди­ца кор­мит их и со­гре­ва­ет. Вес­ной мед­ве­жа­та вый­дут из бер­ло­ги, но еще два года мед­ве­ди­ца будет учить своих де­те­ны­шей ло­вить рыбу, охо­тить­ся на тю­ле­ней и мно­го­му дру­го­му (рис. 16).

      Рис. 16. Белая мед­ве­ди­ца с де­те­ны­ша­ми (Ис­точ­ник)

      Жи­вот­ный мир Арк­ти­ки уни­ка­лен. На ост­ро­ве Вран­ге­ля был со­здан за­по­вед­ник – здесь наи­боль­шие скоп­ле­ния мор­жей (рис. 17).

      Рис. 17. Морж (Ис­точ­ник)

      Бивни моржа – уни­вер­саль­ное ору­дие в до­бы­че пищи и ору­жие при обо­роне от врага, а также знак от­ли­чия (у кого самые боль­шие и мощ­ные бивни, тот и глав­ный). На морде моржа есть гу­стые усы – виб­риссы – с по­мо­щью ко­то­рых они отыс­ки­ва­ют пищу на дне моря (рис. 18).

      Рис. 18. Виб­риссы на морде моржа (Ис­точ­ник)

      Еще в этом за­по­вед­ни­ке можно уви­деть ов­це­бы­ков (рис. 19).

       

      Рис. 19. Ов­це­бы­ки (Ис­точ­ник)

       Заповедник на острове Врангеля

      Ко­гда-то они оби­та­ли на тер­ри­то­рии Рос­сии, но потом ис­чез­ли, и уче­ные за­вез­ли их на ост­ров Вран­ге­ля из Се­вер­ной Аме­ри­ки (так со­хра­ня­ют ред­кие и ис­че­за­ю­щие виды жи­вот­ных).

      А еще этот за­по­вед­ник на­зы­ва­ют ро­диль­ным домом белых мед­ве­дей – мед­ве­ди­цы при­хо­дят сюда со всех угол­ков Арк­ти­ки, уче­ные на­счи­ты­ва­ют до 250 бер­лог за год.

      Дол­гие годы Арк­ти­ка манит к себе людей, ко­то­рые, рискуя жиз­нью, в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях изу­ча­ют ее про­сто­ры, со­став­ля­ют карты (рис. 20).

      Рис. 20. Ис­сле­до­ва­те­ли Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

       Исследования Арктики

      На дрей­фу­ю­щих льди­нах ор­га­ни­зо­вы­ва­ют по­ляр­ные стан­ции, где живут и ра­бо­та­ют уче­ные-по­ляр­ни­ки. Они на­блю­да­ют за по­го­дой, рас­ти­тель­ным и жи­вот­ным миром Арк­ти­ки (рис. 21).

      Рис. 21. По­ляр­ная стан­ция (Ис­точ­ник)

      источник лекции — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/zona-arkticheskih-pustyn?seconds=0&chapter_id=852

      источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=ZLtt-o_SbSI

      источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=LiSPqju2XOU

      источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=Et6u1KblZRY

      источник видео — https://www.youtube.com/watch?v=cIyP18OYDDs

      источник презентации — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/11/prezentatsiya-zona-arkticheskikh-pustyn

    • Рассказ про арину родионовну 4 класс
    • Рассказ про архимеда краткий
    • Рассказ про аристотеля для 5 класса по биологии
    • Рассказ про арктику 4 класс окружающий мир
    • Рассказ про арсения попова