Рассказ про анюту и степана дзен

Недавно я, используя react native, занимался разработкой мобильного приложения для медитации atomic meditation. эта программа помогает тем, кто ей пользуется,

Недавно я, используя React Native, занимался разработкой мобильного приложения для медитации Atomic Meditation. Эта программа помогает тем, кто ей пользуется, выработать привычку медитировать, ежедневно уделяя этому занятию какое-то время. В ходе работы у меня появились серьёзные причины приступить к изучению TypeScript и начать пользоваться им вместо JavaScript в проектах среднего и крупного размера.

Прежде чем я начну свой рассказ, мне хотелось бы отметить, что вы сможете разобраться в этой статье, даже если никогда не пользовались React Native. Я буду всё подробно объяснять. А если вы делали какие-нибудь проекты на React, то, читая эту статью, можете считать, что React и React Native — это одно и то же.

А теперь расскажу о том, как обычный JavaScript втянул меня в неприятности.

День 1: всё идёт как надо

В React Native есть объект AsyncStorage, который представляет собой хранилище данных типа ключ/значение с асинхронным доступом к значениям по ключам. Он даёт разработчику очень простой механизм для организации постоянного хранения данных на мобильном устройстве пользователя.

Например, воспользоваться им можно так:

AsyncStorage.setItem("@key", value)

AsyncStorage позволяет хранить лишь строковые данные. Поэтому для того чтобы поместить в это хранилище число — это число сначала надо конвертировать в строку.

Ниже показано применение React-хука useState для объявления переменной sessionCount и для установки её начального значения в 0. Тут же имеется и функция setSessionCount, которая позволяет менять состояние sessionCount:

const [sessionCount, setSessionCount] = useState(0)

Предположим, пользователь завершил сеанс медитации (я, напомню, занимался разработкой приложения для медитации). В sessionCount хранится общее количество сеансов медитации, завершённых пользователем (я буду теперь называть этого пользователя «Anxious Andy» — «беспокойный Энди»). Это значит, что нам надо прибавить 1 к значению, хранящемуся в sessionCount. Для этого вызывается функция setSessionCount, в которой и выполняется прибавление 1 к предыдущему значению sessionCount. А потом количество завершённых медитаций нужно сохранить в AsyncStorage в виде строки.

Всё это надо сделать в некоей функции, которую я предлагаю назвать saveData:

// Пользователь завершил сеанс медитации…
const saveData = () => {
  setSessionCount(prev => {
    const newSessionCount = prev + 1

    AsyncStorage.setItem("@my_number", newSessionCount.toString())

    return newSessionCount
  })
}

Всё идёт хорошо, наш Энди, теперь уже не такой беспокойный, тихо закроет приложение, испытывая прилив хорошего самочувствия.

День 2: затишье перед бурей

Беспокойный Энди получает уведомление, которое напоминает ему о том, что через 5 минут начинается его медитация. Но он не только беспокойный, но ещё и нетерпеливый. Поэтому он тут же идёт к себе в комнату, находит своё рабочее кресло, удобно (но при этом — сохраняя ясное сознание) в него садится и открывает программу.

Теперь, когда программа загружается, данные сессии Энди нужно прочитать из хранилища. В React хук useEffect позволяет выполнять функцию-коллбэк при монтировании компонента.

В коллбэке мы асинхронно получаем данные из хранилища, а после этого вызываем функцию setSessionCount(), передавая ей эти данные, то есть — «1»:

useEffect(() => {
  AsyncStorage.getItem("@my_number").then(data => setSessionCount(data))
}, [])

Беспокойный Энди успешно справляется с ещё одной медитацией. Поэтому к sessionCount надо добавить 1, что позволит сохранить общее число завершённых сеансов медитации.

Новое значение, как и прежде, мы записываем в хранилище:

// Пользователь завершил сеанс медитации…
const saveData = () => {
  setSessionCount(prev => {
    const newSessionCount = prev + 1

    AsyncStorage.setItem("@my_number", newSessionCount.toString())

    return newSessionCount
  })
}

К настоящему моменту пользователь завершил 2 сеанса медитации.

День 3: буря

Энди, теперь — уже вовсе не беспокойный, достаёт телефон и открывает приложение для того чтобы в третий раз подряд устроить сеанс медитации (и дела у него идут хорошо).

Он хочет узнать о том, как далеко продвинулся в деле выработки полезной привычки. Поэтому он открывает экран статистики. «О, да тут много всего интересного», — приговаривает он. «Отличная программа!».

Но его любовь к этой программе быстро сходит на нет…

Программа сообщает ему о том, что он провёл 11 сеансов медитации. А он-то медитировал всего два раза!

fc46655aed025d9e13da0c9de0523d95

Неправильная статистика по сеансам медитации

Что пошло не так?

В первый день мы записали в sessionCount начальное значение — число 0.

Пользователь завершил сеанс медитации — поэтому мы добавили к sessionCount 1. Затем мы преобразовали то, что получилось, в строку — в «1», после чего записали это в асинхронное хранилище (вспомните — оно может хранить только строковые данные).

Во второй день мы загружаем данные из хранилища и записываем в sessionCount загруженное значение. То есть — «1» (строку, а не число).

Пользователь завершает сеанс медитации и мы прибавляем к sessionCount 1. А в JavaScript «1» + 1 равняется «11», а не 2.

Мы забыли преобразовать строковые данные, считанные из хранилища, в число.

А хуже всего тут то, что наша программа при этом не выдала никаких сообщений об ошибках. Эта ошибка какое-то время оставалась незамеченной, а позже довела нас до неприятностей. Поиск источников подобных проблем может оказаться не таким уж и простым делом.

JavaScript позволил нам свободно, не сознавая того, что мы делаем, поменять в ходе выполнения программы тип данных, хранящихся в переменной.

Решить эту и другие подобные проблемы можно с помощью TypeScript.

Что такое TypeScript?

Если вы не знакомы с TypeScript, то знайте, что это, в сущности, то же самое, что и JavaScript, но оснащённое некоторыми полезными возможностями. В частности, переменные не могут менять типы. А если это случится — TypeScript выдаст сообщение об ошибке.

Браузеры не могут выполнять TypeScript-код. Поэтому TypeScript-файлы проекта надо транспилировать в JavaScript. На выходе получится несколько JavaScript-файлов (или один большой «бандл» с JS-кодом проекта).

Использование TypeScript в React Native-проектах

Добавить поддержку TypeScript в существующий React Native-проект очень просто. А именно, надо будет кое-что установить из npm и сделать пару настроек.

Теперь нужно будет лишь переименовать файлы с кодом, например — App.js в App.tsx, после чего заработает автоматическая система контроля типов.

После того, как изменено расширение файла, TypeScript разразится гневной тирадой о том, что аргумент типа 'string | null' нельзя назначить параметру типа 'SetStateAction<number>'.

3c2ec811a61c1d925cf91f0f3350f828

TypeScript предупреждает разработчика о том, что с типами данных что-то не так

Это значит, что мне тут, чтобы избавиться от сообщения об ошибке, надо, во-первых, проверить data на null, а во-вторых — преобразовать из строки в число (воспользовавшись parseInt()):

useEffect(() => {
  AsyncStorage.getItem("@my_number").then(data => {
    if (data) {
      setSessionCount(parseInt(data))
    }
  })
}, [])

Использование TypeScript подталкивает разработчика к написанию более качественного и надёжного кода. Это просто замечательно!

По каким материалам изучать TypeScript?

Я изучал TypeScript по этому видеокурсу канала Net Ninja. И если бы мне надо было бы что-нибудь изучить, то я в первую очередь поинтересовался бы тем, нет ли на этом канале курса по тому, что мне нужно.

Кроме того, официальная документация по TypeScript очень даже хороша.

Итоги

Теперь, благодаря TypeScript, я могу спать немного спокойнее, зная о том, что переменные в моём проекте не могут совершенно неожиданно менять свои типы. Спасибо за это TypeScript.

Да, не могу не отметить, что JavaScript хорошо подходит для маленьких проектов. Но при работе над средними и большими проектами, а так же — над маленькими проектами, которые вполне могут вырасти, лучше, пожалуй, прибегнуть к TypeScript, даже если для этого придётся потратить время на его изучение. А если вы знаете JavaScript, то и TypeScript освоите без особого труда.

Используете ли вы TypeScript в своих React-проектах?

tyb7fdkkt98xbfhc jlqbuybdda
oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

© irkutskmedia.ru

Как насиловали и избивали заключенных иркутской ИК-15. Рассказ тувинского осужденного

18 Фев 2021, 14:42

Заключенных ангарской колонии №15 пытали и заставляли писать явки с повинной после бунта в учреждении, узнали правозащитники. Их, в частности, увезли в иркутское СИЗО-1 и проводили через специальные «пресс-хаты», где их били и насиловали. Одним из пострадавших оказался житель Тувы Кежик Ондар. Его земляк Эртине Монгуш, над которым также издевались, рассказал подробности преступлений.

Уроженец Тувы Эртине Монгуш был одним из заключенных ИК-15. В апреле 2020 года в ней началась акция протеста из-за регулярных пыток, ее жестоко подавили бойцы сводного отряда ГУФСИН. Осужденных, по словам Монгуша, раздели до трусов и бросили в автозаки. 10−11 апреля их вывезли в иркутское СИЗО-1 и ангарское СИЗО-6.

Тувинец рассказал проекту «Гулагу.нет», что сразу по приезду в СИЗО-1 людей начали избивать местные «разработчики» — заключенные, которые могли применять насилие по указанию сотрудников ФСИН и следователей, чтобы добиться явок с повинной об организации бунта в колонии.

Эртине Монгуша и еще семь человек поместили в камеру №138. Там их сразу начали пытать 10 местных заключенных. Мужчин связали, им вставили в рот кляпы, а на голову надели мешки.

«Мы лежали под шконками, надевали мусорный пакет на голову, — вспоминает Монгуш. — Бывало, что на моих глазах кого-то дергали, чтоб явку с повинной писал, чтоб на кого-то что-то написал. <…> Я не согласился, не буду писать ничего. Начали бить, обливали водой, потом вытащили маленький провод».

Тувинца пытали током, прикладывая к ногам подключенный к сети провод. Он рассказал, что слышал и крики из других камер: «Очень много таких ситуаций было».

«Встретили жестко, каждый день мочили. Ток всякий разный. <…> Там были [«разработчики»] Миха, Марченко Степан, Кот, Рыжий. <…> [Пытали] за то, „чё ты жег промку [промзону], чё ты делал там“, чтобы я тоже написал явку с повинной», — добавил бывший заключенный.

Явки с повинной, по информации основателя «Гулагу.нет» Владимира Осечкина, должны были направлять в управление СК РФ по Иркутской области. Администрация изолятора также могла сотрудничать с оперативным управлением ГУФСИН и отделом «М» иркутского управления ФСБ, указывал он.

В таком режиме Монгуш и провел около двух недель. Их развязывали только для того, чтобы покормить. Сотрудники СИЗО, по словам мужчины, знали о пытках. Они приходили в камеру во время пыток: «Просто смотрели живой или не живой».

«Дрищами, пидорами называли. По-человечески ни единого слова не услышишь там. Там постоянно маты, просто не сидишь — постоянно тебя бьют: „Давай пиши явку с повинной, на кого-то показания давай“», — рассказал тувинец.

Издевательства в камере №138, по словам Монгуша, продолжались около полутора месяцев, после этого его перевели в обычную камеру.

163479правозащитники рассказали, как пытают тувинских заключенных в иркутском СИЗО

В ноябре 2020 года мужчину перевели в еще одну «пресс-хату» иркутского СИЗО — камеру №421. Там были заключенные по кличкам Курбат, Фикса, Нос: «Почти всех из ИК-15 через эту хату прогоняли, кто там [в СИЗО-1] был в течение ноября-декабря. Постоянно бить <…>, чтобы песни постоянно запевали, всякие издевательства в течение пяти суток, чтобы я сознался [в участии в бунте]».

Кроме того, Монгуш успел побывать в камере №446 вместе с Кежиком Ондаром. Однажды сотрудник администрации зашел к нему и сказал «забрать» из коридора Ондара, который до этого побывал в одной из «пресс-хат».

«Я вышел, смотрю — Кежик сидит на продоле [корридор в тюрьме], не может стоять. Я его поднял, зашли в камеру, смотрю — у него уже жестко, на ноги не может вставать, в туалет сходить не может. Я ему помог, смотрю, там кишка торчит, вылезает — спрашиваю его, что с тобой делали, — рассказал Монгуш. — <…> Он мне объяснял: бутылку там, кипятильник [засовывали в задний проход], всякие разные спецэффекты были у него».

Во время разговора с правозащитниками Эртине Монгуш наряду с рассказами об избиении несколько раз употребил именно такое слово — «спецэффекты».

«Самый главный был Курбат», — подчеркнул он.

Николай Курбатов, а также заключенные по фамилиям Непомнящих, Оленников и Славгородский, проходят подозреваемыми по уголовную делу об изнасиловании Кежика Ондара. Их обвиняют в причинении телесных повреждений «в виде травматической перфорации прямой кишки, разлитого серозно-фиброзного перитонита, острой механической тонкокишечной непроходимости, ушиба мягких тканей передней поверхности грудной клетки, поясничной области слева, полового члена», говорится в постановлении следователя, часть которого опубликовали правозащитники.

Заключенные, сотрудничавшие с администрацией, сначала сами насиловали Кежика Ондара, а потом использовали для этого бутылку, палку и электрический кипятильник, следует из постановления следователя.

Они принуждали Кежика Ондара написать явку с повинной в убийстве другого заключенного. О происходящем знал, как минимум, младший инспектор СИЗО по фамилии Данчинов.

Заключенный Кежик Ондар попал в больницу после пыток кипятильником, который взорвался в прямой кишке заключенного. Его заставляли дать нужные показания «о бунте», утверждали правозащитники. О случае стало публично известно в декабре 2020 года, было возбуждено уголовное дело, но в ГУФСИН по Иркутской области утверждали, что мужчина пострадал в результате «конфликтной ситуации». Только 30 декабря стало известно об уголовном деле в связи с халатностью (ч.2 ст. 293 УК РФ) сотрудников СИЗО-1. В конце января Следственный комитет объявил о деле по пункту «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий) в отношении одного из сотрудников изолятора.

Уже после возбуждения дела по факту изнасилования Ондара, Эртине Монгуша вызывали на опрос оперативники СИЗО-1. Они требовали, чтобы он дал плохую характеристику Кежику Ондару. По словам Монгуша, это делалось, чтобы подать преступление как совершенное на почве личной неприязни, а не ради явки с повинной. Тувинец отказался.

Кроме того, после возбуждения дела Эртине Монгуша вместе с частью других заключенных ИК-15 вернули в колонию. С ними, по его словам, отправили и «разработчиков» из СИЗО. Там над ними продолжили издеваться. Причем те, кто их пытал, пользовались привилегиями, в частности для них отдельно готовили еду, тогда как остальные ели «с общего котла».

«В шесть утра на мороз выйдешь, до одиннадцатого часа там стоишь, песни поешь», — рассказал Монгуш.

Его и других заключенных запугивали на фоне того, что в регионе уже работала комиссия из московских проверяющих: «Когда комиссия приедет, разработчики сразу говорят: „Молча сидите, ничего не говорите. Если спрашивать будут, скажите — всё хорошо. Если что-нибудь скажете, они ведь уедут, а вы здесь останетесь — и чё с вами будет?“»

«Говорили, сейчас куда-нибудь пойдешь, что-нибудь лишнее наговоришь — всё равно сюда придешь. И будем тебя [избивать] до конца», — вспоминает Монгуш.

Всего, по данным правозащитников, из колонии №15 после акции протеста в следственные изоляторы вывезли более 400 осужденных. Некоторые из них уже рассказали о фактах пыток, официально известно о возбуждении двух уголовных дел, объединенных в одно производство: по пунктам «д», «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание с применением с применением пытки; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору) и по пункту «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения). Второе было возбуждено в отношении «неустановленных сотрудников» ФСИН из ИК-15, СИЗО-6 и СИЗО-1.

В феврале стало известно об увольнении начальника иркутского СИЗО-1 Игоря Мокеева. Правозащитники утверждали, что он знал о пытках, более того, изнасилование кипятильником стали практиковать в «пресс-хатах» именно при нем.

Архитектура Уфы

Архитектура Уфы долгое время диктовалась советским классицизмом, который заметен невооруженным глазом в каждом мало-мальски старом здании города. Российский город изобилует массивными зданиями, которые впечатляют взор путешественников, гостей Уфы. Сейчас наметилась тенденция к застройке города современными зданиями (бизнес центры, торговые центры и другая современная архитектура).

Историческая архитектура Уфы

Архитектура Уфы Дом-музей В.И. Ленина

Историческая архитектура Уфы включает в себя старые дома государственных служащих высокого ранга, купеческие особняки, здания банков, театры, ВУЗы, здания музеев. Все они являются ярким примером советской архитектурной волны, которая присутствует в каждом из больших городов бывшего СССР.

    Дом-музей В.И. Ленина – старинный домик с облицовкой из дерева выглядит приятно, маня посетить историческое место гостей Уфы. Дом-музей построен в 1938 году, по чертежам архитектора Г. Адамовича. В начале 20-го века, Ленин гостил в Уфе в здании, расположенном рядом с местом, где теперь стоит дом-музей В.И. Ленина. Сам дом-музей был построен по прообразу дома, который снесли в начале 2000-х годов, в котором гостил Ленин.

Архитектура Уфы Башкирский академический театр драмы

    Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури – памятник архитектуры Уфы был построен в 1932 году, когда было разобрано здание Воскресенского собора. Здание театра имеет округлую форму, с большим залом на 620 человек. Сейчас, Башкирский академический театр славиться не только красотой самого здания театра, но и одними из лучших представлений в России.

Архитектура Уфы Кинотеатр Родина

    Кинотеатр «Родина» — здание кинотеатра в Уфе, это пример архитектурного веяния в СССР «сталинский ампир». Центральный вход и фасад здания кинотеатра украшен восемью высокими колоннами, выглядящими очень масштабно на фоне улиц Уфы. В 1990 году, здание было полностью реконструировано, а кинотеатр оборудовали по последнему слову техники.

Архитектура Уфы Дом Е.А. Поносовой-Молло

Храмовая архитектура Уфы

Уфу тяжело назвать центром духовной жизни России, но на территории города находятся несколько интересных примечательных примеров храмовой архитектуры Уфы.

Архитектура Уфы Покровская церковь

    Покровская церковь – церковь была построена на месте существовавших деревянных храмов в период с 1817 по 1823 года. Возведение каменного храма проходило под руководством купца Д.С. Жулябина. В военный период церковь была аптечным складом и к своей первоначальной роли вернулась лишь в 1957 году. Сейчас, Покровская церковь является одним из самых почитаемых храмов города. А ее красные стены и крыша из черной черепицы узнается издалека.

Архитектура Уфы Часовня Святого Источника

    Часовня Святого Источника – историческое место для православной жизни. На месте современной часовни, которую построили в 1993 году, была часовня, которая связана с явлением иконы Казанской Божией Матери. Сейчас, это небольшая часовня из красного кирпича. Ежегодно, совершается крестных ход 19 июля в честь праздника Уфимской Божией Матери.

Архитектура Уфы Рождество-Богородицкий храм

Современная архитектура Уфы

Уфа крупный экономический центр России, поэтому, в городе активно возводиться современная недвижимость, которая преображает старинный облик Уфы и заставляет сверкать город яркими красками.

Архитектура Уфы Конгресс-Холл

    Конгресс-холл – современная архитектура в центре Уфы уже не является чем-то диковинным, и Конгресс-холл достойный образец нового облика города. Огромное многофункциональное здание площадью более 36000 м 2 , стало настоящей визитной карточкой Уфы. Строительство велось с 2005 по 2007 года, и Конгресс-холл славиться своим стеклянным фасадом, выполненным в футуристическом, современном архитектурном стиле. Внутри здания расположился большой концертный зал, и два конференц-зала, где проводятся важные городские собрания и конференции. Стеклянный фасад Конгресс-холла, благодаря использованию башкирского орнамента, обрел национальный колорит.

Архитектура Уфы Здание банка УралСиб

    Здание банка УралСиб – еще один образец современной деловой архитектуры в Уфе. Здание имеет классические, обтекаемые формы, для современной архитектуры. Его фасад облицован затемненным стеклом и современными строительными панелями серого цвета. Здание банка выглядит белой вороной на фоне окружающих его старинных невысоких зданий в классическом стиле.

Архитектура Уфы Железнодорожный вокзал Уфы

Архитектура Уфы активно развивается, и с каждым годом появляются все новые здания, а старые, благодаря реставрации, обретают новую жизнь.

От купеческих особняков до небоскребов. Архитектурная Уфа вчера и сегодня

Конгресс-холл Торатау

Первое упоминание поселения Паскерти, или Башгирд (Башкорт), на реке Белой относится к XIV веку. Оно располагалось в том месте, где сейчас находится Уфа. В XVI веке на территории Уфы располагалась зимняя ставка башкирского наместника правителя Ногайской Орды. Русский историк XVIII века Петр Рычков писал, что на территории города Уфы до прихода русских существовал большой город, простиравшийся по высокому берегу реки Белой от устья реки Уфы «верст на десять», в котором находилась ставка Тура-хана. Сейчас это современный город с растущим населением (на 2020 год – 1,12 млн человек). Здесь смешались архитектурные стили старой Уфы, сталинского неоампира и советского архитектурного стиля. Город пластично развивается и, несмотря на определенные потери, пытается стать удобным и комфортным для горожан. Подробнее – в материале «ФедералПресс».

Демидов, Суворов и купеческие особняки

Самым старым каменным строением Уфы считается одноэтажный особняк горнозаводчика Демидова, расположенный на улице Октябрьской Революции (бывшая Большая Казанская). Он был построен предположительно в 1770 году. Кроме знаменитой фамилии Демидовых, он известен следующим историческим фактом. По некоторым историческим свидетельствам, именно в нем в 1774 (или 1775) году останавливался великий русский полководец Александр Суворов, прибывший в Уфу по приказу императрицы Екатерины II для подавления восстания Емельяна Пугачева. После Октябрьской революции 1917 года особняк был реквизирован, в нем обустроили коммунальные квартиры. В 2014 году здание было признано аварийным. Жильцов расселяют, особняк переходит в муниципальную собственность.

edc18e744d881e52189f9af1db1dc6ad

Интересным памятником архитектуры является особняк, расположенный на пересечении улиц Пушкина и Карла Маркса. Он был построен в 1907 году по проекту известного зодчего А. А. Щербачева для самарского хлеботорговца П. И. Костерина и его компаньона купца С. А. Черникова. Здание является ярко выраженным образцом русского модерна. Очень похожий особняк – памятник архитектуры находится в Самаре. Его в 1903 году построил по проекту архитектора А. У. Зеленко купец I гильдии А. Г. Курлин для своей любимой жены Александры. Сейчас в здании, неофициально называемом «домом Курлиной», создан Музей модерна. Особняк Костерина дважды реставрировали (в 1985 и в 2006 годах). На данный момент в нем расположена таможенная служба Республики Башкортостан.

7755848942855464bc80df6df00e1e41

Еще один образчик старой Уфы – комплекс «Гостиный двор», построенный в 1866 году. С 1941 по 1980 год в здании действовал Уфимский хлопчатобумажный комбинат. В 90-е годы ХХ века здание хотели снести. За памятник архитектуры вступились горожане. В 1995 году его поставили на реконструкцию, а через четыре года «Гостиный двор» открылся заново. Теперь это торговый, деловой, культурный центр Уфы республиканского значения.

267ca539bdb4ef352a4e4f4f032262e4

887b3c46e66241fdaf27c5a27d7e9282

Сталинский ампир и неоклассика

В столице республики сохранилось несколько прекрасных образцов зданий, построенных в стиле сталинский ампир. К ним относится кинотеатр «Родина» (1954 год, архитектор С. Якшин). Кроме классических элементов (колонны на входе, большие окна, высокие потолки, ажурные декоративные элементы), специалисты особо отмечают купольную арку на входной группе. Еще одной особенностью являются три зала. Изначально их было два – синий и красный на 350 мест каждый, а потом был пристроен зеленый зал всего на 60 зрителей.

a13e3c485b8292e80a4fa536bdc74dfa

Интересно и здание Башкирского госуниверситета, которое было построено в 1957 году (архитекторы С. и Б. Калимуллины), также относящееся к неоклассике. Массивность уравновешивалась летящими колоннами и декоративными элементами, выполненными в национальных орнаментальных мотивах.

06afe34aacfe729276fdeaf128caf27e

da113dfe7e52c792f3d847cb57b3194e

К этому же стилю относится и Дом промышленности (1956, архитекторы А. Любарская, В. Любарский), в котором ранее располагался офис «Башнефти».

2632508970e1d5a5bb454945a2f9bce7

Современная архитектура

Два года назад Уфа обзавелась собственным небоскребом – «Идель-тауэр». Его высота составляет 102,3 метра. Комплекс находится на проспекте Октября. По проекту небоскреб должен был быть высотой 155 метров, а вместо 31 этажа предполагалось 45. Но проект не прошел экспертизу и высотку урезали. «Идель-тауэр» – многофункциональный комплекс, город в городе. В нем, помимо квартир, расположены офисы, торговые центры, банки и ресторан, а также детский сад и медцентр. Строительство «Идель-тауэр» лишило офис корпорации «Уралсиб» звания самого высокого здания Уфы: у нее всего лишь 26 этажей и 100,5 метра.

53a7f592c429e011381d81290b164094

Конгрессно-выставочная деятельность сосредоточена в современном здании конгресс-холла Торатау, возведенном на берегу реки Белой. Здесь были применены необычные архитектурные решения. Особенно выделяется остекленный фасад с башкирским орнаментом с видом на реку Белую. Возле этого фасада на аллее Салавата Юлаева находится самый большой в республике комплекс фонтанов. Общая площадь конгресс-холла составляет порядка 36 тысяч кв. м. В его структуру входят: концертный зал на 774 места, два конференц-зала, музейно-выставочный комплекс, ресторан национальной кухни, зимний сад, торговый центр и подземный паркинг на 230 машин.

e0ec072e545d0c3061d359342f228de4

Из крупных спортивных объектов стоит выделить комплекс «Уфа-Арена». Он был построен в одно время с конгресс-холлом в 2007 году. Комплекс служит домашней площадкой для местного хоккейного клуба «Салават Юлаев» и состоит из двух ледовых площадок: главной (на 8070 зрителей) и малой (на 640 человек).

1a05f1e9f96a877937397b811c27bae0

Взгляд из сердца Евразии

На прошедшем в июне в Уфе первом международном форуме урбанистики «Территория будущего. Взгляд из сердца Евразии» обсуждались вопросы развития современных городов, в том числе и архитектурные проблемы. Гости форума коснулись вопросов сохранения архитектурных памятников. Так, Тимербулат Каримов, глава города Плес, вспомнил об уничтоженных зданиях и комплексах: уникальном деревянном комплексе Ленинского мемориала, Вспоможенке, Полежаевском пансионе и других.

10a54ab254e1186e88f2e5bde956c3f1

«Я был и сударь, и синьор, и господин». Жизнь и бизнес Андрея Назарова – нового премьер-министра Башкирии

«Новые здания безвозвратно меняют город, Уфа должна найти свое лицо», – посетовал Каримов.

Он предложил воссоздать «исторический отрезок» в границах улиц Гоголя и Октябрьской Революции, реконструировав старинные здания, которые сейчас находятся в аварийном состоянии.

По предложению Каримова можно спасти деревянные и каменные памятники архитектуры и сформировать туристический кластер, включающий Университетский двор, аллею особняков, Церковный двор, Торговый променад.

Дизайнер Елена Харичева представила проекты реконструкции уфимских парков имени Ленина и в микрорайоне Баланово. По ее мнению, парадно-мемориальный парк можно вывести из статуса мемориального, при этом сохранить элементы исторического наследия, эстетику 70-х годов прошлого века и сделать актуальным местом досуга. По словам Харичевой, сегодня в парке не хватает людей – сюда приезжают только в момент цветения «сакуры», в остальное время прогуливаются лишь мамы с детьми и пожилые люди. Одна из задач – повернуть сюда поток отдыхающих.

994146980ee444a3b36ca14227e4b134

Русской медной компании могут запретить добычу меди в Башкирии

Некоторые проекты воплотились в жизнь прямо во время форума – в сквере «Дубки» состоялось открытие культового фонтана «Танцующие журавли», построенного в 1970 году. Об обновленном сквере в своем аккаунте в соцсетях написал глава республики Радий Хабиров.

«На этом месте уфимцы назначали свидания, делали семейные фото, гуляли с детьми. Долгое время этот узнаваемый символ Уфы оставался в забвении. Историческая справедливость восстановлена. Сейчас популярный фонтан получил новый современный вид. Уверен, он вновь станет культурной точкой притяжения уфимцев. Не сомневаюсь, что фраза «Встретимся у журавлей» снова прочно войдет в обиход жителей столицы Башкирии», – написал Хабиров.

Обращаясь к участникам форума, глава республики напомнил, что приоритетом работы и властей, и архитекторов, и ученых, и строителей является создание комфортной городской среды.

«Весь приоритет нашей работы – чтобы нашим жителям, начиная с того момента, как он открывает дверь и выходит в подъезд, было комфортно. Мы поэтапно решаем существующие проблемы – от малых к большим. Я твердо знаю, что за этот год мы поправим все заборы в наших городах и деревнях. Сперва сделаем простой шаг – эстетика. Но это лишь начало. Мы делаем и большие проекты, от которых дух захватывает», – сказал Радий Хабиров.

Фото: kulturarb.ru, wikimapia.org / AndreyKo66, ideltower.ru, hcsalavat.ru, ufacongresshall.ru

4ec3c42e7b12a140d8e6341654e92f44

Паспорт регионов РФ

Все самое важное и оперативное в Приволжском федеральном округе — в telegram-канале «Как в Волгу глядели» . Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости , Google News , а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен . Федеральные новости рассказываем в Telegram , Facebook , Instagram , ВКонтакте , Одноклассниках и Twitter.

Уфа. Часть 2 — современная архитектура

Мне Уфа запомнилась в первую очередь своей современной архитектурой. Её количество и разнообразие тут просто оглушает. Я не помню «старую патриархальную Уфу с резными домиками» — для меня этот город всегда был таким. Мне кажется, по количеству и цельности современной застройки Уфа в России не имеет себе равных. Причём хай-тек тут в общем не прижился — преобладает «ориентализм» (так иногда называют этот стиль, пока не официально). Для русского ориентализма, столь уместного в Башкирии, Уфа — то же самое, что Нижний Новгород для русского модерна или Иваново для конструктивизма.

Начать рассказ об Уфе Современной хотелось бы издалека — с района Черниковка, расположенного точно на середине длинного и узкого города. Известная как село с 1609 года, в 1936 году Черниковка была включена в состав Уфы из-за близости к строящимся нефтезаводам. При этом, до центра города отсюда почти 15 километров, поэтому в 1944-56 годах существовал отдельный город Черниковск. В это время сложился его весьма монументальный сталинский ансамбль, который я не успел осмотреть ни в июле-2008, ни в марте-2011. Зато в первый приезд я побывал у мечети Ляля-Тюльпан:

В переводе ее название означает «Цветок Возрождения». Построенная в 1990-99 годах, Ляля-Тюльпан стала первой из супер-мечетей, строящихся ныне в мусульманских республиках. По высоте минаретов (53 метра) она уступает лишь казанской Кул-Шариф (57м) и грозненской «Сердце Чечни» (63м). Но более того — это официально главная мечеть России: ведь именно в Уфе с позволения Екатерины Второй действовало Духовное управление мусульман. Архитектура Ляля-Тюльпан необычна — наверное, это что-то вроде постмодернизма:

Неподалеку от мечети расположен Парк Победы, в котором есть великолепная смотровая площадка. Уфа стоит на высоких холмах, и вид с этой площадки — как с вертолета.

Выше по течению Белой — высокий берег. В тумане угадываются трубы нефтезаводов — их здесь три, и они образуют одну из крупнейших промзон России.

За Белой рекой новодельный район с новодельной же церковью:

Ниже по течению — городские кварталы 70-80-х годов. Уфа богата интересное позднесоветской архитектурой, из-за чего, в сочетании с опрятностью, напоминает Минск:

Белая река. Вдалеке — центр города, хорошо виден «Уралсиб».

Ну а теперь собственно о новостройках. Самые яркие из них, да и пожалуй вообще самые впечатляющие здания Уфы — два драмтеатра.

Татарский театр «Нур» расположен над проспектом Салавата:

Башкирский драмтеатр стоит на улице Фрунзе, почти на «городском фасаде», и для новостройки необычайно красив:

На этой же улице еще несколько интересных новостроек. Не слишком оригинальное здание Пенсионного фонда — классический «хай-тек» (в Уфе в общем довольно редкий):

Огромный Национальный банк Башкортостана:

Стадион «Динамо» в национальном стиле вообще удивил — видимо, за «Динамо» болел Муртаза Рахимов, до недавнего времени местный Батька, а точнее Бай:

И я искренне не могу понять — почему это «уродство»?
Много интересного в районе улицы Ленина, вся остальная архитектура которой уже показана в прошлой части. Вот этот дом — прямо на красной линии:

А эта пара жилых домов чуть в стороне:

А вот единственный уфимский небоскреб — банк «Уралсиб». Он и построен был раньше других перечисленных зданий, еще в 1990-е годы, и на момент постройки был высочайшим зданием за МКАД (108м). В народе его называют «Мобильник», «Зажигалка», «Палец» и т.д.

Еще одна «стройка века» — железнодорожный вокзал. Раньше, говорят, по размеру был как вокзал в райцентре, а по загаженности как Ярославский вокзал в Москве, но ныне — один из многих супер-вокзалов в стиле хай-тек. Вообще, если лет 5 назад таких вокзалов были единицы, сейчас ими уже никого не удивить. Вот только стоит уфимский вокзал на отшибе, а доехать до него не так-то просто — мимо проходит всего несколько маршрутов.

Современные многоэтажки по окраинам уже гораздо ординарнее. Это вот кадр снят от Монумента Дружбы, но в целом окраины Уфы в основном такие:

А вот коттеджный район на мысу, отделенном оврагом от Салавата. На заднем плане вполне историческая водонапорка.

Ну и дабы восполнить моральную травму, полученную от созерцания такого количество Безобразных Новоделов, взгляните на красивый из виденных мной в Уфе деревянный дом. Почему здесь? Потому что очень далеко от центра, буквально у платформ Южного автовокзала (есть еще Северный чуть дальше по той же улице):

. думаю, лет за 30-50 стоны краеведов улягутся, а лет через 100 про Уфу будут говорить как про один из красивейших городов России, едва ли не лучший образец регионального центра конца 20 — начала 21 века.

Архитектура

Уфимцев приглашают принять участие в конкурсе на лучший проект памятника Маргарите Куприяновой

firewatch-full-width

Горожан приглашают на встречу по вопросам развития территории вокруг озера Теплое

firewatch-full-width

В Администрации Уфы состоялась встреча с представителем активной группы населения, которой не безразлична судьба города

firewatch-full-width

В Администрации Уфы состоялось очередное заседание Градсовета

Информация

Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан создано решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляет деятельность на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан непосредственно подчиняется главе Администрации и курирующему вопросы градостроительства первому заместителю главы Администрации. В своей работе взаимодействует со структурными подразделениями Администрации, с органами лицензирования архитектурной и строительной деятельности, организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Башкортостан, Союзом архитекторов Республики Башкортостан, научными, проектными и общественными организациями.

Полное — Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Сокращенное — Главархитектура Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Место нахождения: 450055, Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Российская, 50, тел. 284-43-12, факс 284-45-63.

Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан непосредственно подчиняется главе Администрации и курирующему вопросы градостроительства первому заместителю главы Администрации. В своей работе взаимодействует со структурными подразделениями Администрации, с органами лицензирования архитектурной и строительной деятельности, организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Башкортостан, Союзом архитекторов Республики Башкортостан, научными, проектными и общественными организациями.

Основные цели и задачи управления:

  • создание безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной городской среды жизнедеятельности;
  • осуществление подготовки необходимых документов, обоснований и квалифицированных рекомендаций к решениям, принимаемым Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрацией в области градостроительства, планировки и застройки города;
  • содействие и координация участников инвестиционного процесса и градостроительной деятельности независимо от форм собственности в осуществлении в установленном порядке подготовки градостроительной и инженерно-изыскательской документации, а также строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
  • информационное обеспечение населения и иных участников градостроительной деятельности, создание условий для их участия в принятии решений в области градостроительства на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Основные показатели деятельности управления

2011г. (1полугодие)

Более подробную информацию о деятельности Главархитектуры можно посмотреть на официальном сайте Главархитектуры gorodufa.ru

Структура Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

10 старинных зданий Уфы, которые мы еще не потеряли

normal

Этот образец деревянной архитектуры конца XVIII века возвели из уральской лиственницы для Николая Зубова, деда писателя Сергея Аксакова. Сам музей здесь был создан лишь в 1978 году, а до этого в здании размещалась канцелярия. Так как оригинальный интерьер дома Аксакова не сохранился, его воссоздали на основе характерного дворянского убранства. А детские комнаты декорировали на основе описаний из произведений Аксакова.

normal

Демидовский дом, ок. 1770 г.

Краеведы все спорят, какое именно здание в городе самое старое, но сложно найти в Уфе другую постройку возрастом 250 лет. Этот одноэтажный дом на улице Октябрьской Революции, 57/1 был построен внуком заводчика Никиты Демидова, Евдокимом, который владел Авзяно-Петровскими заводами. По историческим данным, в 1774 году здесь на пять дней останавливался полководец Александр Суворов, направлявшийся подавлять восстание Пугачева.

normal

normal

Здание Дворянского собрания, ок. 1844–1856 гг.

Его строили по проекту архитектора Виктора Хабарова, но как центр общения дворян здание просуществовало менее 30 лет. Уже в 1885 году сюда переехало Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. В 1891-м здесь выступал Федор Шаляпин, а теперь его именем назван один из концертных залов. В период революции здесь был архив, а с 1918 года – интернат для эвакуированных детей, потом вновь архив, библиотека и музыкальное училище. Наконец, в 1968-м при поддержке Дмитрия Шостаковича здесь открыли Уфимский государственный институт искусств. Это здание внесено в список памятников федерального значения.

normal

normal

Здание губернской земской управы, ок. 1880 г.

На перекрестке улиц Цюрупы и Заки Валиди, возле Соборной площади, стоит здание земской управы, в котором решали хозяйственные и денежные вопросы. В XIX веке здесь успел поработать писарем юный Федор Шаляпин, а во время Великой Отечественной войны в здание эвакуировали кабельный завод из Подольска. Завод здесь остался, и теперь дом называют «зданием Уфимкабеля». В семидесятых годах оно стало разрушаться из-за того, что надстроили еще один этаж. Поэтому с 2018 года ведется реставрация.

normal

Покровская церковь, 1823 г.

Мало кто знает, что еще в 1617 году на месте церкви стоял деревянный Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Строить новую церковь начали в 1817 году на средства уфимского купца Данилы Жульбина. В 1823-м ее открыли для прихожан. Мастер Флегонт Королев изготовил для церкви барочный иконостас, за который даже получил медаль Императорской Академии художеств в 1879 году. В военное время Покровская церковь стала аптечным складом, потом вовсе закрылась, а священнослужителей арестовали. Все имущество храма конфисковали и хранили в Башкирском краеведческом музее. Но все-таки церкви удалось избежать уничтожения – и она вновь была открыта в 1957 году.

normal

«Гостиный двор», ок. 1820 г.

Торговые ряды на месте современного комплекса располагались с момента основания города, а первый «Гостиный двор» был деревянный. Здание сгорело в 1759 году, и на его месте возвели каменное. Постройку по проекту архитектора А. И. Мельникова закончили в 1836-м. В военное время здесь располагался Уфимский хлопчатобумажный комбинат. Потом здание начало разрушаться, и его планировали снести, но в 1996 году «Гостиный двор» реконструировали по оригинальному плану.

normal

Дом-особняк Е. А. Поносовой-Молло, 1910 г.

Один из красивейших особняков города был построен в 1910 году и стал первым в Уфе сооружением в стиле модерн. Его фасад украшен резными наличниками, лепниной, колоннами, а на территории расположены сад и фонтан. В 1919 году в здании разместился штаб 25-й стрелковой дивизии Василия Чапаева, потом здесь располагались Музей Октябрьской революции, Дом Ученых, Президиум Уфимского научного центра РАН. Наконец, в 1980 году здание отреставрировали и устроили здесь Музей археологии и этнографии. Кстати, внук Елены Поносовой-Молло, Джон, стал известным костюмерным дизайнером в Великобритании и получил «Оскар» за костюмы к фильмам «Звездные войны».

normal

normal

Спасский храм, 1824 г.

Очень необычный православный храм с колоннами находится в Уфе на улице Октябрьской революции, 39. Его начали строить на месте сгоревшей церкви святого Спаса и освятили в 1845 году. В 1929 году при советской власти храм был закрыт, а его здание отдано под перестройку для мастерской кинопроката, производственного цеха и общежития. В 1992 году, когда здание признали памятником, здесь размещались реставрационные мастерские. Лишь два года спустя храм вновь передали на баланс Уфимской епархии Русской Православной Церкви. Спустя еще десять лет храм открыли для прихожан.

normal

Дом-особняк П. И. Костерина и С. А. Черникова, 1907 г.

Еще один роскошный особняк находится на перекрестке улиц Пушкина и Карла Маркса. Его возвели по проекту известного зодчего А. А. Щербачева для хлеботорговца Павла Костерина и его компаньона купца Степана Черникова. Строительство обошлось в солидную по тем временам сумму – 30 тысяч рублей. Дом сдавали внаем купцам, а в годы гражданской войны здесь был штаб Колчака, потом – политотдел 25-й стрелковой дивизии Чапаева. Сейчас же в отреставрированном в 2006 году здании находится таможня.

normal

Фото: Роман Хакимов

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1909 г.

Этот собор считается самым крупным в Уфе. Основан он был еще в 1889 году, но строился долгих двадцать лет, пока строительство не начал спонсировать уфимский купец Никифор Патокин. Сначала это была церковь из красного кирпича. После революции здесь размещался госпиталь, хотя сам храм продолжал действовать. Церковь закрыли лишь в 1934 году, а здание передали «Башкино», потом в 1938-м здесь размещались авиамастерские. В 1955 году постройку передали под кинотеатр «Йондоз», уничтожив купольную часть. Лишь в 1991 году здание возвратили церкви и начали реконструкцию, которая продолжалась 15 лет.

«Черная архитектурная книга Уфы»

Далеко не все исторические памятники Уфы были спасены и отреставрированы. Есть множество зданий, которые были снесены в последние двадцать лет. Вот лишь несколько из них.

normal

«Вспоможенка», 1901 г.

Располагалось на улице Мустая Карима, 38

Памятник деревянного зодчества был возведен Обществом взаимного вспоможения частному и служебному труду. Сокращенно его называли «Вспоможенка». Дом был выполнен в стиле готизированного модерна — со сложными витражными окнами и орнаментальной резьбой. Здесь одновременно располагались правление общества, библиотека, клуб и комнаты для кружков и игр, а также народный университет. На сцене выступали приезжие артисты. В 1917 году в этом доме собирались рабочие, прошел первый общегубернский съезд советов. Чуть позже зданию дали имя «Дом учителя», в 1949 году поставили на государственную охрану и в 1992 году включили в перечень уникальных объектов историко-культурного наследия. Но и это его не спасло – памятник зодчества снесли летом 2003 года под строительство элитного жилья.

normal

Уфимская губернская психиатрическая больница, 1892 г.

Располагалась на Владивостокской, 4а

В 1892 году психиатрическое отделение земской больницы было обособлено, началось возведение деревянных павильонов – на Владивостокской появился целый комплекс лечебниц. В одном из последних сохранившихся зданий располагался приемный покой. В конце XIX века это была городская окраина, но в советское время здесь строили новые корпуса. У входа в отделение долгое время висела табличка: «Здесь работал Я. Ф. Каплан». Яков Каплан, блестящий врач-психиатр, в 1901 году занял должность ординатора, но проработал недолго – спустя всего шесть лет был убит одним из больных. Больница работала 120 лет, после чего была перенесена, а здание снесли под строительство жилых домов.

normal

Городское 11-е приходское училище, 1879 г.

Располагалось на Кустарной, 19

Домовладение принадлежало Василисе Зиновьевой, потом, по бумагам, перешло во владение священника Виктора Константиновского. Самые ранние упоминания от приходском училище датируются 1907 годом – по всей видимости, священник подарил землю городу. Здесь учились дети рабочих окраин, в 1940-х размещался детский дом № 8. А в шестидесятых годах стены дома приняли художественно-графическое отделение Уфимского педагогического училища № 2, которое проработало там вплоть до конца 2013 года, когда здание решили снять с госохраны и снести.

  • Рассказ про ангару для детей
  • Рассказ про анастасию ивлееву на английском языке
  • Рассказ про алешу из сказки черная курица или подземные жители
  • Рассказ про амурского тигра на английском
  • Рассказ про алешу поповича для 4 класса