Рассказ про ангару для детей

как я буду его развлекать? ложная формулировка девять дней дома с 1 по 9 января. обычно январские каникулы

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÄÅÍÜÃÈ?

Âñåì âàì, âåðîÿòíî, ïðèõîäèëîñü èìåòü äåëî ñ äåíüãàìè. ×òî æå òàêîå äåíüãè? Ýòî òàêàÿ øòóêà, çà êîòîðóþ ìîæíî âñå êóïèòü.

Íóæåí õëåá, íàïðèìåð, èëè ïàëüòî. Åñëè äåíüãè åñòü â êàðìàíå — èäåøü â ìàãàçèí è ïîêóïàåøü. Çà íåñêîëüêî áóìàæåê òåáå äàþò òî, ÷òî íóæíî.

À åñëè áû íå ñóùåñòâîâàëî äåíåã? Êàê òîãäà áûòü? Íè÷åãî è ïðèîáðåñòè íåëüçÿ áûëî áû? Íåò, ìîæíî, íî òîëüêî òîãäà íóæíî áûëî áû ÷òî-íèáóäü äàâàòü â îáìåí.
Åñòü ó âàñ ëèøíåå ïàëüòî, à âàì íóæåí ñàõàð,— âû èäåòå è ìåíÿåòå.
Íî ýòî æå î÷åíü íåóäîáíî! Íàøëè âû ÷åëîâåêà ñ ñàõàðîì, ïðåäëàãàåòå ìåíÿòüñÿ, à åìó ïàëüòî è íå íóæíî. Íóæåí âåëîñèïåä. Èäåòå äàëüøå. Ïîïàëñÿ ÷åëîâåê ñ âåëîñèïåäîì. Âû óæå ðåøàåòå ñíà÷àëà âûìåíÿòü âåëîñèïåä, à ïîòîì çà íåãî ïîëó÷èòü ó ïåðâîãî ÷åëîâåêà ñàõàð. Íî ýòîò îòäàåò âåëîñèïåä ëèøü çà øîêîëàäíûå êîíôåòû. Ê ñ÷àñòüþ, âû ñêîðî âñòðå÷àåòå ÷åëîâåêà ñ êîíôåòàìè, êîòîðîìó íóæíî ïàëüòî. Âû ìåíÿåòåñü, è ëèøü òåïåðü ìîæåòå ïîëó÷èòü îò ïåðâîãî ñàõàð çà âåëîñèïåä. Íî õîðîøî, åñëè îí çà ýòî âðåìÿ íå ïîìåíÿëñÿ ñ êåì-íèáóäü äðóãèì, à òî âû è áóäåòå íîñèòüñÿ ñ âåëîñèïåäîì.

À ñ äåíüãàìè âñåãî ýòîãî íå áûâàåò.
Çà ïàëüòî âû òåïåðü ïîëó÷èòå äåíüãè, à çà íèõ ñàõàð, èëè ÷òî õîòèòå, êàêîé óãîäíî òîâàð. Òàêîé îáìåí êàêèõ-ëèáî âåùåé èëè ïðîäóêòîâ íà äåíüãè íàçûâàåòñÿ òîðãîâëåé. Áåç äåíåã òîðãîâëÿ áûëà áû íåâîçìîæíà.
Äà è íå òîëüêî äëÿ òîðãîâëè íóæíû äåíüãè. Äåíüãè âûäàþò ðàáî÷èì è ñëóæàùèì çà èõ òðóä, ÷òîáû êàæäûé ìîå ïîêóïàòü òî, ÷òî åìó íóæíî.

ÏÅÐÂÛÅ ÄÅÍÜÃÈ

Íî áûëî âðåìÿ, êîãäà äåíåã ñîâñåì íå ñóùåñòâîâàëî. ×åëîâåê òîãäà åùå æèë â ïåùåðàõ, âîîðóæåí áûë äóáèíîé è âñå ñâîå âðåìÿ òðàòèë íà äîáûâàíèå ïèùè. Äåíüãè ýòîìó ÷åëîâåêó ñîâåðøåííî íå áûëè íóæíû.

Íî ïðîøëî ìíîãî ëåò, è ýòè ïåðâîáûòíûå ëþäè ñòàëè æèòü èíà÷å. Îíè óæå íàó÷èëèñü äåëàòü ñåáå èç êàìíÿ òîïîðû, íîæè, ãëèíÿíûå ãîðøêè, êîïüÿ, ñòðåëû. Ïèùó äîáûâàëè îõîòîé è ðûáíîé ëîâëåé.

À åñëè ÷åãî íåëüçÿ áûëî äîñòàòü òðóäîì, ïðèáåãàëè ê ñèëå è îòíèìàëè íóæíîå ñåáå ó ÷óæîãî èç äðóãîé ñåìüè.
Êàêîå-íèáóäü ïëåìÿ æèëî, íàïðèìåð, â òîé ìåñòíîñòè, ãäå ìîæíî áûëî äîáûâàòü ñîëü. Äðóãîìó ïëåìåíè ñîëü òîæå áûëà íóæíà. Íó, è íà÷èíàëàñü âîéíà, è òîò, êòî ïîáåæäàë, ñòàíîâèëñÿ õîçÿèíîì.
Íî áûâàëî è òàê, ÷òî ñèëà íå ïîìîãàëà. Òîãäà ïðèõîäèëîñü ïîñòóïàòü ïî-äðóãîìó. Ïëåìåíà çàêëþ÷àëè ñîþç è íà÷èíàëè ìåíÿòüñÿ. Èç îäíîãî ïëåìåíè äàâàëè ñîëü, à èç äðóãîãî òîïîðû, ñòðåëû, ãîðøêè.

Ïîñòåïåííî îáìåí ðàçâèâàëñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ìåíÿòüñÿ, ëþäè ñòàëè ñõîäèòüñÿ â îïðåäåëåííûå ìåñòà. Ïðèõîäèëè èç ðàçíûõ îêðåñòíîñòåé è ïðèíîñèëè ñ ñîáîé äëÿ îáìåíà òå âåùè, êîòîðûõ ó íèõ áûëî ìíîãî.
Âûðàáîòàëèñü è ïðàâèëà äëÿ îáìåíà. Ñîãëàñèëèñü, íàïðèìåð, ñ÷èòàòü, ÷òî ìîæíî îáìåíèâàòü 1 òîïîð èëè íà 10 ñòðåë èëè íà 2 êîïüÿ èëè íà 2 ãîðøêà èëè íà 1 îâöó.

À áîëüøå âñåãî ëþáèëè ïåðâîáûòíûå ëþäè ìåíÿòüñÿ íà óêðàøåíèÿ —ðàêîâèíû, êóñî÷êè ÿíòàðÿ è ïðî÷èå êðàñèâûå âåùè.
È ó êîãî áîëüøå áûëî íàâåøåíî ðàçíûõ óêðàøåíèé, òîò ñ÷èòàëñÿ êðàñèâåå è áîãà÷å.
Ïîýòîìó íà âñå ýòè ïðåäìåòû ñêîðåå âñåãî ìîæíî áûëî âûìåíÿòü íóæíóþ ñåáå âåùü.
Óêðàøåíèÿ íà÷èíàþò âñå îõîòíåå è îõîòíåå ïðèíèìàòü. Âñÿêèé çíàë, ÷òî åñëè îí âîçüìåò çà ñâîè ñòðåëû èëè êîïüÿ ðàêóøêè è ÿíòàðü, òî îí íà íèõ ïîñëå êóïèò âñå, ÷òî óãîäíî.

À âñïîìíèòå, ÷òî ýòî òàêîå, çà ÷òî ìîæíî êóïèòü âñå, ÷òî óãîäíî? Ýòî äåíüãè. Òàêèì îáðàçîì, óêðàøåíèÿ ïîñòåïåííî ñòàëè äåíüãàìè.

ÊÀÊÈÅ ÅÙÅ ÁÛËÈ ÄÅÍÜÃÈ

Íî íå òîëüêî óêðàøåíèÿ, åùå è õîçÿéñòâåííûå ïðåäìåòû ñëóæèëè äåíüãàìè.
Ó íåêîòîðûõ ïëåìåí äåíüãàìè áûë ñêîò: îâöû, êîðîâû, ëîøàäè. È äàæå âïîñëåäñòâèè íàçâàíèÿ íåêîòîðûõ äåíåã îêàçàëèñü ïðîèñøåäøèìè îò ñëîâà «ñêîò». Ó èíäóñîâ òåïåðü äåíåæíûé çíàê íàçûâàåòñÿ «ðóïèÿ», à ýòî ñëîâî ðàíüøå îáîçíà÷àëî ñêîò.
Ó äðóãèõ äåíüãàìè ñëóæèëè øêóðû æèâîòíûõ èëè êóñêè õîëñòà: åãî îòìåðÿëè «ëîêòÿìè», òî åñòü ðóêîé îò ëîêòÿ äî êîíöà ïàëüöåâ, è çà íåñêîëüêî «ëîêòåé» ïîëó÷àëè íóæíûå ñåáå ïðåäìåòû. Íî âñå ýòè äåíüãè áûëè î÷åíü íåóäîáíû. Òàì, ãäå äåíüãàìè ñëóæèëè ñêîò èëè øêóðû, íåóäîáñòâî áûëî óæå ïîòîìó, ÷òî ýòèìè äåíüãàìè íåëüçÿ ïëàòèòü çà äåøåâûå ïðåäìåòû.
Öåëîãî áûêà êàêàÿ-íèáóäü âåùü, íàïðèìåð, íå ñòîèò, à ïîëîâèíû îò íåãî íå îòäåëèøü, íå óáèâàÿ. Òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü è î øêóðàõ. Ðàçäåðè åå íà êóñêè,—íèêòî íè÷åãî è íå äàñò çà íèõ.
Çíà÷èò, ê ýòèì äåíüãàì íóæíî åùå è «ìåëî÷ü» èìåòü — ìåøêè ñ áîáàìè èëè çåðíàìè.
Êðîìå òîãî, âñå îâöû è áûêè ðàçíûå. Îäíè áîëüøå, äðóãèå ìåíüøå, îäíè æèðíûå, äðóãèå íåò. Äà è ìåñòà âñå ýòè äåíüãè çàíèìàëè ñëèøêîì ìíîãî. Íóæíî èäòè íà áàçàð çà ïîêóïêàìè,— çíà÷èò, ãîíè öåëîå ñòàäî îâåö èëè òàùè ìåøêè ñ çåðíîì.
Òàêèå äåíüãè â êàðìàí íå ñïðÿ÷åøü.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÅÒÀËËÈ×ÅÑÊÈÅ ÄÅÍÜÃÈ

È âîò âñå ñ áîëüøîé îõîòîé íà÷èíàþò ïðèíèìàòü â îáìåí ìåòàëëû, êîòîðûå ê ýòîìó âðåìåíè ëþäè íàó÷èëèñü äîáûâàòü.

Ñàìûìè ðàñïðîñòðàíåííûìè âíà÷àëå áûëè ìåäü è æåëåçî.
Îíè âñåãäà òðåáîâàëèñü â õîçÿéñòâå, èç íèõ âûõîäèëè õîðîøèå óêðàøåíèÿ — êîëüöà, áëÿõè è ïðî÷åå, è ïîòîìó ìåòàëëû âûìåíèâàëè ñ óäîâîëüñòâèåì.
Êðîìå òîãî, èõ ìîæíî áûëî äåëèòü íà ÷àñòè, îíè óäîáíåå äëÿ ïåðåíîñêè è, íàêîíåö, ìåòàëëû ëó÷øå ñîõðàíÿþòñÿ, ÷åì øêóðû èëè çåðíà è íå íóæäàþòñÿ â ïèùå è óõîäå, êàê ñêîò. Âîò ïîýòîìó ìåòàëëû è ñòàíîâÿòñÿ äåíüãàìè.
Âïîñëåäñòâèè æåëåçî è ìåäü çàìåíÿþòñÿ çîëîòîì è ñåðåáðîì.
Ïî÷åìó òàê? Âåäü çîëîòî è ñåðåáðî ïî÷òè áåñïîëåçíû â õîçÿéñòâå! Çîëîòîé òîïîð íèêóäà íå ãîäèòñÿ ïðîòèâ æåëåçíîãî, îðóæèå èç ìåäè ïðî÷íåå çîëîòîãî èëè ñåðåáðÿíîãî, òàê êàê è çîëîòî è ñåðåáðî ãîðàçäî ìÿã÷å æåëåçà è ìåäè.
Êàê æå ñëó÷èëîñü, ÷òî çîëîòî è ñåðåáðî ñòàëè äåíüãàìè âìåñòî æåëåçà è ìåäè?
Îïÿòü-òàêè, ýòî ïðîèçîøëî ïîòîìó, ÷òî íàøè ïðåäêè î÷åíü ëþáèëè óêðàøàòü ñåáÿ. À óêðàøåíèé ëó÷øå, ÷åì èç çîëîòà è ñåðåáðà, è íå ïðèäóìàåøü. Ýòè ìåòàëëû ëåãêî ïëàâÿòñÿ, õîðîøî êóþòñÿ, èç íèõ ëåãêî ìîæíî ñäåëàòü çàòåéëèâûå øòó÷êè, è, êðîìå òîãî, çîëîòî è ñåðåáðî íå ðæàâåþò.

Íî íå íàäî äóìàòü, ÷òî ýòè ïåðâûå ìåòàëëè÷åñêèå äåíüãè áûëè õîòü íåìíîãî ïîõîæè íà íàøè òåïåðåøíèå.
Íåò, îíè âíà÷àëå ïîÿâèëèñü â âèäå óêðàøåíèé — êîëåö ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû. Ïîòîì, êîãäà äîáû÷à ìåòàëëîâ óâåëè÷èëàñü, ñòàëè ñ÷èòàòü ëèøíèì ïðèäàâàòü èì ôîðìó êàêîé-ëèáî âåùè, à ïðîñòî äåëèëè íà íåáîëüøèå ñëèòêè.
Ñ ýòîãî âðåìåíè ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì êîïèòü äåíüãè.
Ðàíüøå ýòî áûëî î÷åíü òðóäíî, ïîñêîëüêó òàêèå âåùè, êàê øêóðû, ñîëü, ñêîò íåïðîñòî ñîõðàíÿòü. Ñîëü ìîæåò ïîäìîêíóòü, øêóðû ïîðòÿòñÿ, ñêîò íóæíî êîðìèòü, óõàæèâàòü çà íèì. Äà è äëÿ âñåãî ýòîãî íåîáõîäèìî ìíîãî ìåñòà.
À åñëè ñîáèðàòü çîëîòî è ñåðåáðî, òî íè÷åãî ýòîãî íå íóæíî.
Íî è òàêèå äåíüãè, êàê çîëîòûå è ñåðåáðÿíûå ñëèòêè, òîæå èìåþò ìíîãî íåóäîáñòâ è íåäîñòàòêîâ.
Ïðîäàë, íàïðèìåð, êòî-íèáóäü ìíîãî ñêîòà è ïîëó÷èë çà ýòî áîëüøîé êóñîê çîëîòà. Èäåò ýòîò ÷åëîâåê íà áàçàð êóïèòü ðàçíûõ ìåëêèõ âåùåé, íóæíûõ â õîçÿéñòâå.
×òî åìó äåëàòü ñî ñâîèì êóñêîì çîëîòà? ßñíî, ÷òî åãî íóæíî äåëèòü íà íåñêîëüêî ìåëêèõ êóñî÷êîâ äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàñïëà÷èâàòüñÿ ñ òîðãîâöàìè.
À äëÿ ýòîãî íóæíî èìåòü îñîáûå ðåçöû, íóæíû âåñû è ãèðè, ÷òîáû îòäåëèòü êàê ðàç íóæíûé êóñî÷åê.
Ýòî, êîíå÷íî, áîëüøîå íåóäîáñòâî, áîëüøàÿ ïîòåðÿ âðåìåíè è, êðîìå òîãî, ïðè ýòîì âîçìîæíû îáñ÷åòû, îáìàíû. Íóæíî âåñû è ãèðè ñ ñîáîé íîñèòü, èëè äîâåðÿòüñÿ òîðãîâöó, êîòîðûé ìîæåò è îáìàíóòü.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ

×òîáû èçáåæàòü ýòîãî, ëþäè íà÷èíàþò çàðàíåå îòâåøèâàòü îïðåäåëåííûå êóñî÷êè çîëîòà è ïðèäàâàòü èì òó èëè èíóþ ôîðìó. Ñòàëè, íàïðèìåð, èç çîëîòà äåëàòü êâàäðàòíûå ïëàñòèíêè, êðóæî÷êè, íàíîñèëè íà íèõ êàêèå-íèáóäü ðèñóíêè, îáîçíà÷àëè âåñ è ïóñêàëè â îáîðîò.

Ýòî áûëî íà÷àëîì èçãîòîâëåíèÿ èëè, êàê òåïåðü ãîâîðÿò, ÷åêàíêà ìîíåò.
 äðåâíîñòè ýòà ðàáîòà ïðîèçâîäèëàñü âðó÷íóþ. Êóñîê ìåòàëëà ðàñïëþùèâàëñÿ ìîëîòêîì, è ïîëó÷àëàñü ïëàñòèíêà. Çàòåì çóáèëîì èç ïëàñòèíêè âûðóáàëñÿ êðóæîê. ×òîáû ïîëó÷èòü íà êðóæêå èçîáðàæåíèå, íàäïèñü èëè êàêîé-íèáóäü çíàê, êðóæîê íàãðåâàëñÿ, çàòåì íà íåãî ñòàâèëñÿ ìåòàëëè÷åñêèé ñòåðæåíü, â êîòîðîì óæå áûëè âûðåçàíû ïåðâûå çíàêè. Ïî äðóãîìó êîíöó ñòåðæíÿ óäàðÿëè ìîëîòêîì, è íà êðóæêå ïîëó÷àëñÿ îòòèñê ýòîãî øòåìïåëÿ.

Ìîíåòû íå âñåãäà áûëè êðóãëûìè. Áûëè è ÷åòûðåõóãîëüíûå, è òðåóãîëüíûå, è ñîâñåì íåïðàâèëüíîé ôîðìû.

È ïîíûíå íàõîäÿò â çåìëå äðåâíèå ãðå÷åñêèå ìîíåòû ñ èçîáðàæåíèåì ÷åðåïàõè èëè áûêà,— ýòî ïåðâûå ìîíåòû, èì áîëåå äâóõ òûñÿ÷åëåòèé. Òàêèå ìîíåòû ñ èçîáðàæåíèÿìè ñâÿùåííûõ æèâîòíûõ ÷åêàíèëè æðåöû.
È, êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå: ðàçðóáèë ÷åëîâåê ñâîé êóñîê çîëîòà íà íåáîëüøèå êóñî÷êè òàêîãî âåñà, êàêîé òðåáóåòñÿ, ðàñïëþùèë èõ ìîëîòêîì â ïëàñòèíêè, îáîçíà÷èë íà íèõ âåñ è — äåëî ñ êîíöîì! Èäè íà áàçàð è ïîêóïàé, ÷òî íóæíî!
Íî íå òóò-òî áûëî. Íå âñÿêèé ñðàçó ïðèìåò òàêèå äåíüãè. Ïî÷åìó äîëæíû âåðèòü, ÷òî â âàøåé ïëàñòèíêå êàê ðàç ñòîëüêî âåñà, ñêîëüêî íà íåé íàïèñàíî? Äà è ÷èñòîå ëè â íåé çîëîòî? Íåò ëè ïðèìåñè ìåäè?

È îïÿòü âûõîäèò, íóæíî âçâåøèâàòü è çâàòü åùå ÷åëîâåêà, êîòîðûé óìååò óçíàâàòü,—÷èñòîå ëè â ìîíåòå çîëîòî èëè ñ ïðèìåñüþ êàêîãî-íèáóäü äðóãîãî ìåòàëëà.
Íóæíî áûëî, ÷òîáû ìîíåòû äåëàë òîò, êîìó âñå äîâåðÿþò. Íàäåëàë áû èõ òàêîé ÷åëîâåê, ïîñòàâèë ñâîé îñîáûé çíàê è êàæäûé áûë áû ñïîêîåí, ÷òî åãî íå îáìàíûâàþò, ÷òî â ìîíåòå ñòîëüêî âåñà, ñêîëüêî íà íåé íàïèñàíî, è ÷òî çîëîòî â íåé áåç âñÿêèõ ïðèìåñåé, ñîâåðøåííî ÷èñòîå.

Òàêèì ÷åëîâåêîì ó êàæäîãî íàðîäà áûë åãî öàðü, êîðîëü èëè êíÿçü. Åìó âñå ïîä÷èíÿëèñü è âñå åãî ñëóøàëèñü.
×åêàíêà ìîíåò è ïåðåøëà ê òàêèì ïðàâèòåëÿì.
Êîãäà ýòî ïðîèçîøëî, òî óæå íèêòî áîëüøå íå èìåë ïðàâà äåëàòü ìîíåòû ñàì. Çà ýòî ïðåñëåäîâàëè è íàêàçûâàëè.

ÌÎÍÅÒÛ ÐÀÍÜØÅ È ÒÅÏÅÐÜ

Êîíå÷íî, ïîíà÷àëó è ïðàâèòåëüñòâåííûå äåíüãè áûëè íåñîâåðøåííîé, íåïðàâèëüíîé ôîðìû.
Íî ïî ìåðå òîãî, êàê ðàçâèâàëàñü òåõíèêà è èçîáðåòàëèñü ðàçëè÷íûå ìàøèíû, ìîíåòû ÷åêàíèëèñü âñå ëó÷øå è ëó÷øå. Èì ïðèäàâàëàñü ôîðìà ñîâåðøåííî ïðàâèëüíûõ êðóæî÷êîâ, ÷àñòî ñ êðàñèâûì óçîðîì è íàäïèñÿìè.

Ñåé÷àñ íà ìîíåòàõ âûáèâàþòñÿ î÷åíü ñëîæíûå ðèñóíêè. Ïîñìîòðèòå íà íàøè ðîññèéñêèå ìîíåòû: òàì âûáèò ãåðá Ðîññèè — äâóãëàâûé îðåë.
Êàæäîå ãîñóäàðñòâî ÷åêàíèò ñâîè äåíüãè. Ó ýòèõ äåíåã ñâîé âåñ, ñâîè íàäïèñè è ðèñóíêè, ñâîé ãåðá è ñâîè íàçâàíèÿ ìîíåò.  Ðîññèè ýòî êîïåéêè, â Àìåðèêå öåíòû, âî Ôðàíöèè — ñàíòèìû, â Ãåðìàíèè — ïôåííèãè è òàê äàëåå.

Íî îäíèìè çîëîòûìè ìîíåòàìè íåëüçÿ áûëî îáîéòèñü, ïîòîìó ÷òî òîãäà ïðèøëîñü áû äåëàòü èõ ñëèøêîì ìàëåíüêèìè. Âåäü, åñëè ñêàæåì, çà áîòèíêè íóæíî çàïëàòèòü çîëîòóþ ìîíåòó â òåïåðåøíèé äâóãðèâåííûé, òî êàêîé æå âåëè÷èíû äîëæíà áûòü ìîíåòà èç òîãî æå çîëîòà, ÷òîáû êóïèòü áóëêó õëåáà? Ñ ìàêîâîå çåðíûøêî?

ßñíî, ÷òî òàêèå ìîíåòû è ÷åêàíèòü íåâîçìîæíî, è ïîëüçîâàòüñÿ èìè íåëüçÿ.
Ïîýòîìó íàðàâíå ñ çîëîòîì ïóñòèëè â õîä äëÿ ìåëêèõ ðàñ÷åòîâ ñåðåáðÿíûå è ìåäíûå ìîíåòû.

Òàêèì îáðàçîì, ëþäè ïîñòåïåííî, ÷åðåç ìíîãî ëåò, äàæå âåêîâ, ïåðåøëè îò òàêèõ äåíåã, êàê ðàêîâèíû, ñêîò, øêóðû, ñîëü ê çîëîòûì, ñåðåáðÿíûì è ìåäíûì ìîíåòàì.

ÔÀËÜØÈÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ

Íåêîòîðûå íå÷åñòíûå ëþäè òîæå òàéêîì ïûòàëèñü äåëàòü ìîíåòû. Ïðè÷åì, èíûå òàê íàëîâ÷èëèñü, ÷òî èõ ìîíåòû òðóäíî áûëî îòëè÷èòü îò íàñòîÿùèõ.
Âî ìíîãèõ ñòðàíàõ ôàëüøèâîìîíåò÷èêîâ äàæå êàçíèëè, â èíûõ — îòðóáàëè îäíó, à òî è îáå ðóêè, ÷òîáû âïðåäü îíè íå ìîãëè ïîääåëûâàòü äåíüãè.
Íî ñàìûì ñòðàøíûì íàêàçàíèåì áûëî âëèâàíèå â ãîðëî ðàñïëàâëåííîãî ìåòàëëà, èç êîòîðîãî ôàëüøèâîìîíåò÷èêè äåëàëè ñâîè ìîíåòû.

ÏÅÐÂÛÅ ÌÎÍÅÒÛ ÍÀ ÐÓÑÈ

 Ðîññèè ÷åêàíèòü äåíüãè íà÷àëè ïðè âåëèêîì êíÿçå Âëàäèìèðå Ñâÿòîì, â êîíöå Õ âåêà.  òå÷åíèå íåñêîëüêèõ âåêîâ åäèíñòâåííûìè äåíüãàìè áûëè ñåðåáðÿíûå ðóáëè è «ãðèâíû» (ìåëêàÿ ìîíåòà).

Ìåäíûå äåíüãè íà÷àëè ÷åêàíèòü âî âòîðîé ïîëîâèíå XV âåêà, ïðè öàðå Èâàíå III, êîãäà áûëà îòêðûòà â Ðîññèè ìåäíàÿ ðóäà.
Ñíà÷àëà ìåäíûå äåíüãè âûïóñêàëèñü ïîëíîöåííûìè è áûëè î÷åíü âåëèêè è òÿæåëû.

ÐÓÑÑÊÈÉ ÐÓÁËÜ

Äîëëàðû, ìàðêè, êðîíû — äåíüãè ñ òàêèìè íàçâàíèÿìè åñòü â íåñêîëüêèõ ñòðàíàõ. À ðóáëü òîëüêî ó íàñ, â Ðîññèè.
Ïîÿâèëñÿ îí â XIII âåêå.
Êàê æå ýòî ïðîèçîøëî?

Æåíùèíû â Äðåâíåé Ðóñè ëþáèëè íîñèòü íà øåå îæåðåëüÿ èç äðàãîöåííûõ ìåòàëëîâ. Òàêîå îæåðåëüå íàçûâàëîñü ãðèâíîé (ãðèâà ïî-äðåâíåñëàâÿíñêè îçíà÷àåò øåþ).  îáìåí çà ãðèâíó äàâàëè êóñîê ñåðåáðà îïðåäåëåííîãî âåñà. Òàêîé âåñ íàçûâàëè òîæå ãðèâíîé.
Ýòîò êóñîê ñåðåáðà èçãîòàâëèâàëñÿ òàê: ñíà÷àëà îòëèâàëñÿ óçêèé ñåðåáðÿíûé ñëèòîê ñåðåáðà, à ïîòîì çóáèëîì ðóáèëñÿ íà ÷àñòè — ãðèâíû, âåñîì îêîëî 200 ãðàììîâ.
Ýòè ãðèâíû è íàçûâàëè ðóáëåâûìè èëè ïðîñòî ðóáëÿìè.
Èç ðóáëÿ äåëàëè ìàëåíüêèå ìîíåòêè, êîòîðûå íàçûâàëèñü äåíãè. Äåíãà ïî-òàòàðñêè îçíà÷àåò çâåíÿùèé. Âåäü òîãäà Ðóñü áûëà ïîä òàòàðî-ìîíãîëüñêèì èãîì. Òàòàðñêîå ñëîâî äåíãà ïîñòåïåííî ïðåâðàòèëîñü â ðóññêîå äåíüãè.
Êàê æå äåëàëè äåíãè?

Ðóáëåâóþ ãðèâåíêó âûòÿãèâàëè â ïðîâîëîêó è ðóáèëè íà ìåëêèå êóñî÷êè. Çàòåì êàæäûé êóñî÷åê ðàñïëþùèâàëè è ÷åêàíèëè ìîíåòó. Íà íåêîòîðûõ ìîíåòàõ èçîáðàæàëñÿ âñàäíèê ñ êîïüåì â ðóêàõ. Òàêèå ìîíåòû íàçâàëè êîïåéíûìè. Ýòî áûëè íàøè ïåðâûå ðóññêèå êîïåéêè.

ÏßÒÀÊ-ÑÀÌÎÇÂÀÍÅÖ

Ïðè öàðå Àëåêñåå Ìèõàéëîâè÷å, â 1656 ãîäó, ñòàëè âûïóñêàòü ìåäíûå ðóáëè âìåñòî ñåðåáðÿíûõ. Ïîêà èõ áûëî íåìíîãî, ýòî ñõîäèëî, íî ïîòîì íàðîä çàìåòèë îáìàí, è ìåäíûå ðóáëè íà÷àëè ïàäàòü â öåíå. Çà îäèí ñåðåáðÿíûé ðóáëü ñòàëè äàâàòü äâàäöàòü ïÿòü ìåäíûõ.

Âëàñòè ïëàòèëè ëþäÿì ìåäíûìè ðóáëÿìè, à íàëîãè òðåáîâàëî âíîñèòü ñåðåáðÿíûìè. Èíîñòðàíöû ñîâñåì ïåðåñòàëè áðàòü ìåäíûå ðóáëè. Íà÷àëàñü ñèëüíàÿ äîðîãîâèçíà ïðè ñ÷åòå íà ìåäíûå äåíüãè.

×åðåç øåñòü ëåò ïîñëå âûïóñêà ìåäíûõ ðóáëåé, èç-çà äîðîãîâèçíû è ãîëîäà âñïûõíóëî íàðîäíîå âîññòàíèå, èçâåñòíîå â èñòîðèè ïîä íàçâàíèåì «ìåäíûé áóíò». Íàðîä ïîòðåáîâàë îáìåíà ìåäíûõ ðóáëåé íà ñåðåáðÿíûå, à êîãäà åìó áûëî îòêàçàíî, âîðâàëñÿ â ìîíåòíûé äâîð è ðàçãðîìèë åãî.

Íàðîä óñìèðèëè, çà÷èíùèêîâ êàçíèëè, íî âñå-òàêè ìåäíûå ðóáëè ïðåêðàòèëè âûïóñêàòü.

Òàê íåóäà÷íî ìåäíûé ïÿòàê çàäóìàë ñäåëàòüñÿ ðóáëåì. Íàðîä îáëè÷èë ñàìîçâàíöà è âåðíóë åãî íà ïðåæíåå ìåñòî.

Ñ òåõ ïîð ìåäü ñòàëà ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ ÷åêàíêè òîëüêî ìåëêîé ðàçìåííîé ìîíåòû.
 

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÁÀÍÊ?

Ñ òîãî âðåìåíè êàê ïîÿâèëèñü ìîíåòû, òîðãîâëÿ ïîøëà î÷åíü áîéêî. Êóïöû âñå áîãàòåëè, è ÷åì äàëüøå, òåì áîëüøå ó íèõ ñòàíîâèëîñü äåíåã. Ñòàëè óæå áîÿòüñÿ çà ñâîè êàïèòàëû. Êàê íè ïðÿòàëè ïî ñóíäóêàì è ïîäâàëàì ñâîè ìåøêè ñ çîëîòîì, êàê íè çàðûâàëè â çåìëþ, âñå æå íåò-íåò, äà è óêðàäóò ó êîãî-íèáóäü òàêîé ìåøî÷åê, äà åùå è õîçÿèíà óáüþò.

È ñòàëè çàæèòî÷íûå ëþäè ñäàâàòü ñâîè äåíüãè íà õðàíåíèå â áàíê èëè â êàçíà÷åéñòâî. Ýòî òàêîå ìåñòî, ãäå äåíüãè õðàíÿòñÿ â ñïåöèàëüíûõ ñåéôàõ è ñòðîãî îõðàíÿþòñÿ.
Äà è âûãîäà îò ýòîãî åñòü. Ðàíüøå ëåæàëè ëèøíèå äåíüãè â ïîäâàëå è íèêàêîé ïîëüçû íå ïðèíîñèëè, à òåïåðü áàíê êðîìå òîãî, ÷òî áåðåæåò èõ, åùå òåáå æå è ïëàòèò çà ýòî.
Ïîëîæèøü â áàíê 100 ðóáëåé, à ÷åðåç ãîä 110 ðóáëåé ïîëó÷èòü ìîæíî. Êàê ãîâîðÿò, áàíê ïëàòèò ïðîöåíòû.
À ïëàòèò îí ïîòîìó, ÷òî åìó ïîëüçà åñòü îò òåõ äåíåã, êîòîðûå êëàäóò íà õðàíåíèå.
Íà íèõ îí äåëî êàêîå-íèáóäü ðàçîâüåò, ôàáðèêó èãðóøåê ïîñòðîèò èëè íîâûé öèðê îòêðîåò.
Îò âñåãî ýòîãî áîëüøèå ïðèáûëè ïîëó÷àþòñÿ,— çíà÷èò ìîæíî è ïðîöåíòû ïëàòèòü.

ÁÓÌÀÆÍÛÅ ÄÅÍÜÃÈ

Òîìó, êòî êëàë äåíüãè íà õðàíåíèå, êàçíà÷åéñòâî äëÿ ïîðÿäêà âûäàâàëî îñîáûå óäîñòîâåðåíèÿ, áóìàæíûå êâèòàíöèè, íà êîòîðûõ áûëî íàïèñàíî, ñêîëüêî ïðèíÿòî äåíåã. Ïî ýòîé êâèòàíöèè âñåãäà ìîæíî áûëî ïîëó÷èòü äåíüãè îáðàòíî. Íóæíî áûëî êîìó-íèáóäü äîëã îòäàòü — èäåøü â êàçíà÷åéñòâî, áåðåøü äåíüãè è ïëàòèøü.
À òî è åùå ïðîùå ìîæíî ñäåëàòü: îòäàòü êâèòàíöèþ òîìó, êîìó äîëæåí, è òîò ñàì ìîæåò ïîëó÷èòü.
Áûâàëî è òàê, ÷òî òîò, êòî ïîëó÷àë â óïëàòó äîëãà òàêóþ êâèòàíöèþ, ñàì áûë äîëæåí. Îí òîæå íå øåë â êàçíà÷åéñòâî, à ïëàòèë êâèòàíöèåé.
È âñÿêèé åå ïðèíèìàë, ïîòîìó ÷òî çíàë: ïî íåé âñåãäà ìîæíî ïîëó÷èòü â êàçíà÷åéñòâå çîëîòî.
À îáðàùàòüñÿ ñ áóìàæêîé óäîáíåå, ÷åì ñ ìåòàëëè÷åñêèìè äåíüãàìè.
È ñòàëè ðàñõîäèòüñÿ òàêèå áóìàæêè âñå áîëüøå è áîëüøå è õîäèòü âìåñòî äåíåã.
Ãîñóäàðñòâî òîæå, åñëè çàâîäèëîñü ëèøíåå çîëîòî, íå îòäàâàëî åãî â îáðàùåíèå, à ñêëàäûâàëî â ïîäâàëû è âìåñòî çîëîòà âûïóñêàëî êâèòàíöèè.
Ýòî äåëàëîñü åùå è ïîòîìó, ÷òî ìîíåòû, îñîáåííî çîëîòûå, îò ÷àñòîãî õîæäåíèÿ ïî ðóêàì ñòèðàþòñÿ, äåëàþòñÿ ëåã÷å, è óæå ñòîÿò ìåíüøå, ÷åì íîâûå.
Âîò òàê ïðîèçîøëè áóìàæíûå äåíüãè.

Ïå÷àòàþò èõ òåïåðü íà îñîáîé áóìàãå ñ âîäÿíûìè çíàêàìè. Åñëè íà òàêóþ áóìàãó ïîñìîòðåòü íà ñâåò, óâèäèøü íà íåé óçîðû èëè öèôðû, èëè äàæå ëèöî ÷åëîâåêà. Âîò ýòî è åñòü âîäÿíûå çíàêè. Òàêàÿ áóìàãà äåëàåòñÿ ãîñóäàðñòâîì, ÷òîáû êòî-íèáóäü äðóãîé íå íàïå÷àòàë ôàëüøèâûõ äåíåã.

×ÒÎ ÒÀÊÎÅ ÈÍÔËßÖÈß?

Ñ áóìàæíûìè äåíüãàìè âñå áûëî áëàãîïîëó÷íî äî òåõ ïîð, ïîêà ãîñóäàðñòâî âûïóñêàëî èõ, èìåÿ çîëîòî, íà êîòîðîå âñåãäà ìîãëî èõ îáìåíÿòü. Òî åñòü, êàê ãîâîðÿò, âûïóñêàëî äåíüãè ïîä çîëîòîå îáåñïå÷åíèå.
Íî ÷àñòî áûâàåò òàê, ÷òî ãîñóäàðñòâó íóæíî ïëàòèòü ìíîãî äåíåã, à èõ íåò.
Òàê áûâàåò, íàïðèìåð, âî âðåìÿ âîéíû èëè âî âðåìÿ êàêèõ-òî íåóðÿäèö â ñòðàíå.
Ãäå æå âçÿòü äåíüãè? È âîò ïðàâèòåëüñòâî íà÷èíàåò âûïóñêàòü áóìàæíûå äåíüãè áåç çîëîòîãî îáåñïå÷åíèÿ.
Ïîíà÷àëó ýòî åùå íè÷åãî, íî ÷åì äàëüøå, òåì õóæå.
Ïîíàäîáèëîñü êîìó-íèáóäü çà÷åì-òî çîëîòî. Èäåò ÷åëîâåê â áàíê ïîìåíÿòü áóìàæíûå äåíüãè íà çîëîòûå, äà íå òóò-òî áûëî! Çàêîí, ãîâîðÿò, íåäàâíî âûøåë: íå îáìåíèâàòü! Ïðèøåë â äðóãîé ðàç, â òðåòèé — òà æå èñòîðèÿ!
È ðàçíåñëîñü ìîìåíòàëüíî, ÷òî áóìàæíûå äåíüãè ãîñóäàðñòâî íà çîëîòî íå ìåíÿåò.
Òå, ó êîãî çîëîòî áûëî íà ðóêàõ, íà÷èíàþò åãî ïðèïðÿòûâàòü. È îñòàþòñÿ â õîäó îäíè áóìàæêè. Äà ê òîìó æå èõ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå, ïîòîìó ÷òî âîéíà èäåò, ãîñóäàðñòâó äåíüãè âñå âðåìÿ íóæíû,— îíî è ïå÷àòàåò èõ, ñêîëüêî íåîáõîäèìî.

Ðàç ïîÿâèëîñü ó ëþäåé áîëüøå äåíåã, çíà÷èò è êóïèòü êàæäûé ìîæåò áîëüøå. Íî òîâàðîâ-òî çà ýòî âðåìÿ íå äåëàëè áîëüøå, ÷åì ðàíüøå, à êàê ðàç íàîáîðîò. Èõ ñòàëî ìåíüøå, ïîòîìó ÷òî ìíîãî ëþäåé è ôàáðèê ñòàëî ðàáîòàòü íà àðìèþ.
Ïîýòîìó êàæäûé ðàä çàïëàòèòü äàæå áîëüøå, ëèøü áû êóïèòü íóæíóþ âåùü.
È òîâàðû ñåé÷àñ æå íà÷èíàþò äîðîæàòü.
Íî êàê òîëüêî ýòî ñëó÷èòñÿ, ðàáî÷èå è ñëóæàùèå òðåáóþò ïðèáàâêè çàðïëàòû, êðåñòüÿíèí ïðîñèò äîðîæå çà ñâîé õëåá, è ïðàâèòåëüñòâó ïðèõîäèòñÿ âûïóñêàòü áóìàæíûõ äåíåã åùå áîëüøå.
À îò ýòîãî òîâàðû äîðîæàþò òîæå áîëüøå, è ïîýòîìó òðåáóåòñÿ åùå áîëüøèé âûïóñê áóìàæíûõ äåíåã.
È ñ êàæäûì âûïóñêîì òàêèõ íåîáåñïå÷åííûõ çîëîòîì áóìàæíûõ äåíåã, îíè âñå áîëüøå è áîëüøå äåøåâåþò, îáåñöåíèâàþòñÿ. Ýòî íàçûâàåòñÿ èíôëÿöèåé.
Êîíå÷íî, ãîñóäàðñòâó íóæíî ìíîãî äåíåã. Ó íåãî áîëüøèå ðàñõîäû: íà øêîëû, áîëüíèöû, íà àðìèþ è íà ìíîãîå äðóãîå. Ãäå æå âçÿòü äåíüãè íà âñå ýòî, åñëè èõ íå âûïóñêàòü ïîñòîÿííî?
Ãîñóäàðñòâî áåðåò äåíüãè â âèäå ðàçíûõ íàëîãîâ, â âèäå äîõîäîâ îò ðàáîòû çàâîäîâ è ôàáðèê, îò ïðîäàæè íåôòè è ãàçà äðóãèì ñòðàíàì.
Ïîýòîìó, ÷òîáû äåíüãè íå äåøåâåëè, íóæíî êàæäîìó èñïðàâíî ïëàòèòü ãîñóäàðñòâó íàëîãè.
Íóæíî, ÷òîáû õîðîøî ðàáîòàëè çàâîäû è ôàáðèêè, âûïóñêàÿ ìíîãî íóæíûõ íàì ïðåäìåòîâ. Ìû áóäåì èõ ïîêóïàòü è òåì ñàìûì êàê áû âîçâðàùàòü äåíüãè ãîñóäàðñòâó.

ÍÅÎÁÛ×ÍÀß ÁÓÌÀÆÊÀ

ß âñåãî-íàâñåãî áóìàæêà. Íî â îòëè÷èå îò äðóãèõ áóìàæåê ìåíÿ íå ðâóò, íå áðîñàþò â ìóñîðíóþ êîðçèíó. Íà ìíå äàæå íå ïèøóò.
Íàîáîðîò, ìåíÿ î÷åíü áåðåãóò è íåîõîòíî ñî ìíîé ðàññòàþòñÿ.
Ïîìíèòñÿ, êîãäà ÿ ïîïàëà â ýòîò ìèð, ÿ îêàçàëàñü â ðóêàõ ó îäíîãî âàæíîãî è áîãàòîãî ÷åëîâåêà. Ó íåãî áûëî ìíîãî òàêèõ áóìàæåê, ìîèõ ñåñòåð. Ýòîìó ÷åëîâåêó âñå óãîæäàëè, ïîäëèçûâàëèñü ê íåìó — èìåííî ïîòîìó, ÷òî ó íåãî áûëî ìíîãî òàêèõ áóìàæåê. Îí áûë áàíêèðîì. Íî îäíàæäû ê íåìó â äîì íàãðÿíóëè áàíäèòû. Îíè óáèëè áàíêèðà, à âñå áóìàæêè çàáðàëè.
ß îêàçàëàñü â êàðìàíå ó áàíäèòà èç ñîëíöåâñêîé ãðóïïèðîâêè. Îí áûë áðèòîãîëîâûì, åçäèë â «ìåðñåäåñå» è íîñèë ìîáèëüíûé òåëåôîí. Îäíàæäû, êîãäà îí âûõîäèë èç êàçèíî, åãî çàñòðåëèëè äðóãèå áàíäèòû. Âñå áóìàæêè, è ìåíÿ òîæå, çàáðàëà ìèëèöèÿ. Îíà èõ ïîòîì îòäàëà â ãîðîäñêóþ êàçíó, à òà ïåðåäàëà äåòñêîìó äîìó.  ýòîì äîìå æèâóò è ó÷àòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ íåò ðîäèòåëåé.
Ïîñêîëüêó ÿ áûëà âàæíîé áóìàæêîé, äåòñêèé äîì îáìåíÿë ìåíÿ íà ìíîæåñòâî èãðóøåê. Òåïåðü ó äåòåé åñòü è êóêëû, è ïàðîâîçèêè, è íàäóâíûå øàðû. ß î÷åíü ðàäà, ÷òî íàêîíåö-òî ïðèíåñëà êîìó-òî ïîëüçó. ß íå õî÷ó, ÷òîáû èç-çà ìåíÿ ëþäè ðóãàëèñü è óáèâàëè äðóã äðóãà.
Äà, ÿ çàáûëà ïðåäñòàâèòüñÿ: ÿ — ïÿòèòûñÿ÷íàÿ áóìàæêà. Òî åñòü, íà ìíå íàðèñîâàíà öèôðà 5 000 (ïÿòü òûñÿ÷). È åñëè âû ìåíÿ âñòðåòèòå, çíàéòå, ÷òî ÿ õî÷ó ïðèíîñèòü ëþäÿì òîëüêî ïîëüçó.

Рассказы для детей — иллюстрацияРассказы для детей о детях, школе, животных, природе, войне, вы можете читать онлайн полностью или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать детские рассказы и читать текст с листа очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Рассказы для детей 5-7 лет короткие и смешные, они предназначены для чтения дома и подготовки к самостоятельному чтению в школе. Их персонажи это дети или животные, участвующие в интересных веселых историях. Сюжет рассказов простой, но заставляют задуматься и сопереживать героям, видя их поступки и ошибки, которых иногда трудно избежать.
Рассказы для 1-4 классов поучительные с философским смыслом, очень интересные и хороши для чтения школьникам начальных классов. В них затрагивается тема важных жизненных и семейных ценностей, передача жизненного опыта от старших к младшему, отношение между детьми и родителями.
Внеклассное чтение и рассказы, которые входят в эту программу, позволяют выявить индивидуальные интересы детей и их потребности. Такое чтение расширяет кругозор детей, и помогает выработать привычку читать дома в свободное время.

Просмотров: 30 175

Живая шляпа

Живая шляпа — автор Н. Носов, забавный рассказ про то, как кот Васька оказался под шляпой, и дети подумали, что шляпа двигается, потому что живая. Текст рассказа «Живая шляпа» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Живая шляпа» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о весёлой истории, которая

Просмотров: 28 049

Синичкин календарь

Синичкин календарь — автор В. Бианки рассказ о птичке, которая изучала особенности каждого месяца. Текст рассказа «Синичкин календарь» можно читать онлайн полностью, скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы найдёте краткое содержание, узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Синичкин календарь» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о ежемесячных изменениях в природе и образе жизни

Просмотров: 26 097

Заплатка

Заплатка — автор Н. Носов, поучительный, рассказ про то, как мальчик Бобка порвал штаны и сам пришивал на них заплатку. Текст рассказа «Заплатка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Заплатка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о том, как мальчик научился самостоятельно зашивать штаны.

Просмотров: 22 283

Про Томку

Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать

Просмотров: 21 539

Мышонок Пик

Мышонок Пик — автор В. Бианки рассказ о мышонке, на которого выпало много испытаний. Текст рассказа «Мышонок Пик» можно читать онлайн полностью, скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы найдёте краткое содержание, узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Мышонок Пик» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о мышке и его приключениях. Краткое содержание рассказа «Мышонок Пик»: Дети строили

Просмотров: 15 694

Ёлка

Ёлка — автор М. М. Зощенко, поучительный рассказ для детей про то, как Лёля и Минька съели украшения с Новогодней ёлки. Текст рассказа «Ёлка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Ёлка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, какие Новогодние подарки достались ребятам и их гостям, и почему?

Просмотров: 12 785

Затейники

Затейники — автор Н. Носов, забавный рассказ про то, как Петя и Валя играли в «Три поросенка», и испугались серого волка. Текст рассказа «Затейники» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Затейники» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чего испугались ребята и как побороли свой страх.

Просмотров: 11 593

Телефон

Телефон — автор Н. Носов, поучительный, рассказ про то, как два друга купили телефон, но в итоге его разобрали. Текст рассказа «Телефон» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Телефон» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают до чего доводит чрезмерное любопытство. Краткое содержание рассказа

Просмотров: 10 469

Берестяная трубочка

Берестяная трубочка — автор М. Пришвин, короткий познавательный рассказ о том, что можно найти в обыкновенной берестяной трубочке. Текст рассказа «Берестяная трубочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Берестяная трубочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных наблюдениях

Просмотров: 10 436

Мишкина каша

Мишкина каша — автор Н. Носов, забавный, поучительный рассказ про то, как два друга остались одни на даче, и пытались сварить себе кашу. Текст рассказа «Мишкина каша» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Мишкина каша» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о двух озорниках, которые наделали

Этот рассказ про косулю для детей, прочитав его, вы узнаете много интересного об этом представителе семейства оленевых.

Люди называют это животное дикой козой. На самом деле это не так, ведь косуля к козам не относится. Это самый маленький представитель немалой семьи оленевых.

Косуля обитает как в Европе, так и в Азии (кроме северных районов). Встретить её можно и на Кавказе.

Как и все олени, косуля стройная и грациозная. Рост самца достигает 75-90 см, длина тела – 100-135 см, масса – 20-37 кг. Самки немного меньше. Хвост у косуль короткий – 2-3 см. Длина рогов 22 см. Они растут только у самцов и каждый год меняются. На первом году у него вырастают прямые тонкие рога, на втором – они разделяются надвое, и только на третьем – имеют уже 3–4 ветви. На этом их рост прекращается.

Водятся косули в лесостепи и светлых смешанных лесах с подлеском и открытыми полянами. Сплошных лесов они избегают, держатся по окраинам и опушкам. Иногда они могут жить на сельскохозяйственных угодьях, а в лес уходить только в плохую погоду или, чтобы отдохнуть.

stado kosulДля отдыха косули устраивают простые логова – это развернутые ногами листья, а зимой – снег. Держатся эти звери небольшими семейными табунами, где верховодит старая самка, а взрослые самцы большую часть года живут поодиночке. В лесах группа косуль редко бывает более 10-15 особей, а вот в полях и на лугах количество косуль в стаде может достигать 40-90 животных.

Летом мех косули рыжий, зимой – серый или серовато-буры. Молодые самки светло-бурые со светлыми пятнами, поэтому они почти не заметны между деревьями. Новорожденные косулята пятнистые.

Косуля животное травоядное. Её рацион включает около 900 видов растений. Летом она питается разнообразными травами, тоненькими веточками деревьев и кустов, ягодами и грибами, а в холодное время года – побегами и почками кустарников и деревьев.

Рассказ про ангару для детейЗимой ищут под снегом листья земляники, ежевики, плюща, хвощей и других растений, могут выкапывать из-под снега каштаны, желуди, буковые орешки, на полях кормиться сеном и остатками неубранных сельскохозяйственных культур. За сутки косуля съедает 1,5–2,5 кг зеленой растительной массы. Весной и летом животные активны ночью и в сумерках, а зимой – на протяжении всего дня.

Косуля – пугливое и осторожное животное, её невозможно застать врасплох. Убегая, она делает большие прыжки, легко преодолевает глубокие ямы, высокие заборы и кусты. Передние ноги у неё меньше, чем задние, поэтому она передвигается прыжками. Прыжки бывают до 6 м длиной. Косуля хорошо плавает, прекрасно лазает по горам, имеет хорошее обоняние и зрение.

Если одна из косуль принимает позу тревоги, то другие тоже настораживаются и сбиваются в стаю. Бегство одной косули является сигналом опасности.

Ежегодно весной косуля приводит двух, реже одного или трёх малышей. В течение недели косулята остаются на месте рождения, затаившись в траве. Отсутствие пахучих желез на ногах и яркая пятнистая окраска спасает малышей от хищников.

detenysh kosuliВ первые дни, когда детёныши ещё малы и беспомощны, косуля спасает их тем, что пытается отвлечь внимание врага. Если одного из них похищают, она бежит вслед за похитителем, даже если это человек, топчется вблизи него и без остановки жалобно мычит. А вот самец во время опасности первым пытается убежать, бросив на произвол судьбы самку и детей.

Питаясь материнским молоком, косулята быстро растут и уже через месяц начинают есть траву и очень прытко бегать.

Основные враги косуль – волки, медведи, рыси, лисы, а иногда и бродячие собаки.

Живут косули 10-12 лет, самцы иногда доживают до 16 лет. В неволи могут прожить до 25 лет.

Рассказ про косулю для детей «Топ-тук»

Несколько дней мне пришлось жить на лесном кордоне. Однажды утром мы с лесничим Артамоном Захаровичем сидели за столом и чаевничали. Солнце ещё только показалось из-за еловых вершин и на полянах клубился сизо-белый туман. Окна и двери в сторожке были распахнуты настежь. Из леса доносились ароматы грибов, смолы, хвои. Веер медовым ароматом иван-чая и земляники.

Вдруг на крыльце, а затем в сенях послышались четкие звуки: топ-тук, топ-тук… Минута. Я поднял глаза и замер. На пороге, высоко подняв будто выточенную голову, стоял золотисто-рыжий лесной козлик-косуля. Его острые рожки напоминали два сухих сучка. Большие круглые глаза отсвечивали голубизной, блестящий носик казался окрашенным черным лаком, который ещё не успел высохнуть.

– Топтушка! Топтушенька! – ласковым голосом сказал Захарович. – Где же ты пропадал целую неделю?

И, взяв со стола кусок хлеба, лесник протянул руку к порогу. Спокойно водя ушами, козлик смело шагнул вперед и, звонко цокая черными копытцами по полу, подошел к столу. Понюхав хлеб, отвернулся. Огляделся по сторонам. Качнул головой. И неторопливо, как на каблуках, зашагал к кухне.

– Сытый, сорванец, – довольно улыбнулся Артамон Захарович. – Хлеба не хочет, пошел искать чего-то вкусного.

В кухне загремело ведро, что-то упало.

– Удивляюсь, – пожал я плечами. – Как только вам удалось приручить это кукольное животное?

И Артамон Захарович рассказал мне такую историю.

kosulja i malchik risunokВесной, года три назад, обходя лесные кварталы, он услышал в кустах тихий, едва уловимый стон, похожий на блеяние ягненка. Пробравшись туда, он увидел маленькую косулю в светлых пятнах, лежавшую в траве у пенька. Животное, увидев незнакомца, трудно поднялось на слабых длинных ногах, потянулось к лесничему, но тут же, обессилено, упало. С голоду, наверное.

Захарович взял косулю на руки и принес в свою сторожку. Напившись коровьего молока, козлик спокойно задремал в углу за печкой. Коровье молоко пришлось ему по вкусу. Со временем он окреп. Свободно гулял козлик по двору ходил, как свой, в сторожке. И жена лесничего Дарья Максимовна назвала его Топ-Тук. С тех пор и остался на лесном кордоне козлик.

К осени он вырос, окреп, оделся в теплую светло-рыжую шубу. Его выпустили на бескрайние просторы родных лесов, но, привыкнув к людям, он в основном жил у них.

Шло время. Иногда, бывало, неделю, а то и целый месяц Топ-Тук пропадал в лесу со своими подружками-косулями. Казалось, что он одичает. Но нет! Этого не произошло. Вот и теперь, после длительных путешествий по лесам, Топ-Тук снова пришел в дом лесничего, где его ждут не только человеческая ласка и уют, но и хлеб-соль.

автор Павел Стефаров

Видео: интересные факты о косуле

Давно хотел написать этот пост, да всё руки не доходили) Анализируя причины того, почему те или иные люди так любят СССР и продолжают его любить, даже несмотря на то, что факты убеждают в обратном, я пришел к выводу, что причины этого кроются в раннем детстве.

Современные исследователи закрытых обществ часто пишут об импринтинге — таким словом называют впитанную в раннем детстве догматику, расстаться с которой очень сложно даже под влиянием рациональных аргументов. Подобное встречается и в радикально-религиозных обществах, и просто в закрытых диктатурах вроде советской или северокорейской — несмотря на декларируемый «светский» характер, изнутри там всё очень похоже на религию.

Видео дня

У меня дома большая библиотека, немало томов в которой занимают издания времён СССР. Для сегодняшнего поста я проанализировал две книги, школьный учебник и собрание стихотворений известного детского поэта, чтобы показать вам, как уже с самого раннего детства в СССР детям «промывали мозги» коммунистической пропагандой, пишет Максим Мирович в Facebook.

В общем, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как промывали мозги советским детям.

01. Начнём, пожалуй, с учебника. Советские учебники русского языка для школьников в позднем СССР (где-то начиная с 1960-х годов) были похожи как две капли воды и имели абсолютно одинаковые разделы, реплицируемые из более ранних изданий в более поздние. Разделы были следующими — нейтральные рассказы про природу «(ой ты наша зимушка-зима!»), рассказы про жизнь октябрят и пионеров, рассказы про советскую армию, рассказы о разделе Второй мировой войны под названием «Великая Отечественная» и рассказы про Октябрьский переворот, именуемый Революцией. Ещё (опционально) мог быть отдельный раздел про жизнь Ильича, его жизнь в шалаше и хитромудрые уходы от царской охранки.

Отдельное обязательное место занимал раздел, рассказывающий про «бедную и несчастную» жизнь крестьян до революции. Там всегда присутствовали образы маленьких мальчиков, которые вместо школы пашут на конях, и рабочих с красным флагом, на которых нападают жандармы и казаки. Абсолютно везде лепили стихи Сергея Михалкова (о нём еще поговорим ниже) с такими строками:

«А если станет невтерпежь,

В сердцах сожмешь кулак

Прибаки требовать пойдешь,

Поднимешь красный флаг —

Жандармы схватят, изобьют,

Узнаешь, где острог

И как колодники поют

Когда их путь далёк.»

О том, что коммунистчиеские власти за подобные демонстрации вас не бросят в острог, а просто расстреляют, как в Новочеркасске в 1962 году или в Гданьске в 1970-м, в учебниках предпочитали как-то не упоминать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

02. Вообще, теме протестов против «угнетения прав рабочих» во времена дореволюционной России форсилась в этих книженциях достаточно активно, помню десятки рассказов вроде «Фонарик» или «Флаг забастовки», которые рассказывали о протестах бедных рабочих. Вот только о том, что на самом деле «бедные рабочие» в дореволюционные времена жили значительно богаче и свободнее советских, могли себе позволить квартиры и неплохую мебель, тоже как-то предпочитали молчать.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

03. Примерно в брежневские годы зацементировалась «официальная картинка» Октябрьского переворота, одинаковые визуальные образы тех событий кочевали из книги в книгу — одетый в черную тройку Ленин на броневике, крейсер «Аврора», одетые в гражданское «красногвардейцы», матросы и солдаты, вооруженные винтовками-трехлинейками, пулемётами Максима и маузерами. Отступать от канона считалось чем-то сродни святотатству, как если бы в средние века на иконе вдруг нарисовали «неканоничный» посторонний предмет.

В общем, картинка «Октября» должна была выглядеть примерно вот так:

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

04. Картинка «царской России» тоже была весьма каноничной — никто не рисовал в книгах шикарные доходные дома начала XX века, красивые парки, вежливых и учтивых горожан. Нет, если речь шла о временах до октября 1917 года — то показать должны были обязательно какое-то низкое, маленькое и темное помещение, освещенное лучиной либо керосиновой лампой, в котором люди тяжело и много работают, а за окном обязательно должна была быть зимняя или осенняя дождливая ночь.

Ещё обязательно нужно было нарисовать «угнетателей трудового народа» — как правило, рисовали какого-нибудь помещика или домовладельца, или пожилую «хозяйку», на которых художники отрывались по полной — все были сплошь носатыми, пузатыми, страшными и толстыми. Ну, чтобы советскому школьнику было понятно, кого в 1917-м свергли. Упыри какие-то короче!

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

05. А ещё очень смешно показывали образы «буржуинов, западных рабовладельцев и всяких интервентов». На иллюстрации к гайдаровскому «Мальчишу-Кибальчишу» (рассказу из повести «Военная тайна») солдат «империалистических армий» рисовали во фраках, цилиндрах и лаковых туфлях — словом, во всём том, что было так ненавистно «трудовому народу») Вот вам смешно, а школьник в каком-нибудь Сургуте или Иркутске действительно верил, что всё так и было.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

06. Помимо чисто школьной «обработки», на советского ребёнка наваливалась ещё и пропаганда из «обычных» книжек. Особенно в этом усердствовал Сергей Михалков, детский поэт и по совместительству ярый сталинист. Драматург Анатолий Мареингоф рассказывал, что на одном из обедов в Кремле Сергей Михалков, заикаясь (зная, что это нравится Сталину) выклянчил у последнего недоеденный чебурек — «Иосиф Виссарионович, это мне на память!»

О чём писал любитель сталинских объедков? У меня в библиотеке есть собрание его стихов, изданное в 1953 году. Там очень много всего интересного, что повыбрасывали из более поздних изданий, особенно после 1956 года.

Вот, например, стихотворение про использование детского труда на заводах во времена СССР. Следите за руками — то, что дети работали в царской России — это очень плохо и вообще против этого боролись большевики. А то, что те же дети вместо учебы работают и во времена СССР — это очень хорошо и вообще прогресс.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

07. Вот тоже замечательное стихотворение, отражающее шпиономанию 1930-х годов — школьники отловили неизвестного прохожего и тут же сдали его «в органы». Разумеется, всем известно, что если ты гуляешь и не имеешь документов — то ты агент империалистической разведки. Стучи на всех, сдавай прохожих.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

08. Ещё по таким книгам очень интересно наблюдать, как формировался и к 1940-50-м годам уже сформировался полностью культ личностей Ленина и Сталина. Бертран Рассел, Карл Поппер, а также более поздние исследователи тоталитарных идеологий XX века, воде Сэма Харриса, отмечали, что коммунистическая идеология была построена по образцу классичиеской авраамической религии — с догматикой, чудесами, пророками и даже «тем светом» — коммунизмом, в который мы все обязательно попадём.

Даже сам поход в музей Ленина напоминает поход в храм — музей представляет собой большой красивый красный дом, похожий на дворец, в который мальчика ведет в воскресенье старшая сестра.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

09. В музее рассказывается про житие гражданина Ульянова, выслушивать про которое нужно с благоговейным трепетом, причём сакрально-духовное значение приобретает даже чайник Вождя, на который хочется смотреть и смотреть, не отрываясь.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

10. В конце стихотворения про музей описана присяга «юных ленинцев», что очень напоминает религиозное причастие, тоже практикующееся во многих религиях. А на страничке справа размещен тоже очень интересный стишок под названием «Счастье», в котором автор признаётся в своей любви к Сталину, который «обнимал всех детей на свете», вы только вчитайтесь в эти строки:

«В день парада,

В утро Первомая,

В майский день весенней чистоты,

Девочку высоко поднимая,

Принял вождь

Из детских рук цветы.

Тот, кто был тогда у стен кремлёвских, —

Тот душой и сердцем понимал:

В этот миг

Наш Сталин по-отцовски

Всех детей на свете обнимал!

Всех детей на свете:

Честных, дружных,

Тех, кто счастлив,

Тех, кто угнетён

Белых,

Чёрных,

Северных и южных,

Всех народов

Наций

И племён…»

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

11. Или вот, например, стихотворение «Смена». Речь в нём идет про то, что в районе Красной площади остановились автомобили и пропускают через переход группу детей из детского сада.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

12. Мысленно рассуждая о том, кем станут эти дети, пассажиры приходят к мнению, что дети обязательно станут «ленинцами, сталинцами и коммунистами». Это как если бы сейчас кто-то, глядя на пятилетних детей, всерьез рассуждал о том, что мол «вон идут будущие члены партии «Единая Россия»))

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

13. Не обошлось в пропагандистских стишках Михалкова и без «очернения запада», вот например стихотворение о советских детях, оставшихся после Второй мировой войны вне территории СССР. Флаг, который «полощется над ними», конечно же «чужой и надменный» (а каким еще может быть флаг Британии, в самом деле), а английским военным дети говорят «гутен таг». Зачем с англичанами здороваться по-немецки — автор не уточняет, и так сойдёт, иностранное слово же.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

14. А наиболее смешно выглядят рассуждения Михалкова о том, кем вне СССР станет условный «малыш из-под Пскова», здесь автор перечисляет ровно то, что как раз ждало бы малыша в СССР — солдат, шпион, раб, безмолвный рабочий скот в колхозе за трудодни.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

15. Помимо этого, в стихах Михалкова постоянно присутствует военная тематика, одного мальчика он обзывает «мимозой» за то, что тот не готов к тому, «чтоб стать пилотом, быть отважным моряком, чтоб лежать за пулемётом, управлять броневиком». Короче, не готов сгореть в танке за советскую бюрократию — ты не человек, а растение.

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

16. Или вот. Даже простой урок подаётся как какая-то «военная игра». И после этого вы ещё удивляетесь, почему все поклонники СССР такие воинственные. Да у них что ни день — то баталия:)

Как промывали мозги детям в СССР: они выросли и ...

Такие дела. Как видите, промывать мозги и готовить к лояльности к советской власти в СССР начинали уже с самого детства. Расскажите об этом посте друзьям, пусть тоже почитают.

А вы помните какие-нибудь образцы советской пропаганды из детства?

Расскажите, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ про анастасию ивлееву на английском языке
  • Рассказ про алешу из сказки черная курица или подземные жители
  • Рассказ про амурского тигра на английском
  • Рассказ про алешу поповича для 4 класса
  • Рассказ про аллею сфинксов