Рассказ про ананас для дошкольников

О малине для детей ягоду малины называют сборной костянкой. она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. внутри

О малине для детей Ягоду малины называют сборной костянкой. Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой из них прячется зернышко. По цвету ягодки розовые, ярко-красные или темно-бордовые,

О малине для детей

Ягоду малины называют сборной костянкой. Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой из них прячется зернышко. По цвету ягодки розовые, ярко-красные или темно-бордовые, а по форме круглые или вытянутые. Созревают они не все сразу, а постепенно: сначала на верхних веточках, где много солнышка, а потом и на нижних.

А как выглядит куст малины?

Куст малины ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем. Листья сверху гладкие, ярко-зеленые, а снизу серебристо-белые, словно войлочные.

В первый год жизни стебли малины травянистые, зеленые, усаженные шипами, но к зиме они становятся твердыми и приобретают желтовато-коричневый цвет. На второй год жизни на побегах появляются мелкие соцветия. Скоро на месте цветов малины образуются маленькие зеленые ягодки. Они наливаются соком, становятся сладкими, сочными и душистыми.

Благоухает разогретый на солнце малинник. Тонко и сладко пахнут маленькие зеленые цветочки и ягодки, листья и золотисто-желтые побеги малины.

Послушайте стихотворение.

Сколько запахов у лета?

Сколько запахов у лета?

Сладкий — липового цвета,

Горький — листьев тополиных,

Тонкий, еле уловимый, —

Запах зреющей малины.

Малина — любимая ягода русских людей. Народ сложил о ней песни, стихи, поговорки и пословицы.

Рассказ про ананас для дошкольников

Лесная малина получает меньше влаги, чем садовая, потому и родится более мелкой. Зато растет она на открытых лесных полянах и солнца ей достается больше, поэтому она слаще, ароматнее и полезнее. Любит лакомиться лесной малиной медведь.

Послушайте шуточное стихотворение.

У медведя во бору

Спит хозяин на печи,

Не аукай, не кричи,

Ты на цыпочках ходи

Да его не разбуди!

Наберу малины

Полную корзину.

Как товар-то мой хорош!

Я продам его за грош.

Куплю волку кафтан,

А лисичке — сарафан,

Белочке — сережке,

Заиньке — сапожки.

Малина — целебная ягода. Она богата витамином С и каротином, есть в ее ягодах и сахар. Чаем, настоянным на сушеных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду. Отвары цветков помогают при болезнях глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке. Из сочных ягод малины готовят немало блюд: муссы, желе, мармелад, пастилу, сок и варенье.

Послушайте стихотворение.

Малиновое варенье

Полную корзину

Ягодок малины

Принесу домой.

Наварю варенья,

Будет угощенье

Для друзей зимой!

А знаете ли вы, где лучше всего сажать малину?

Участок, на котором растет этот ягодный кустарник, должен быть сухим, светлым, защищенным от холодного ветра. Хорошо, когда зимой в малиннике накапливается много снега. Он защищает корни от мороза и дает почве влагу. А малина любит, когда в почве много влаги, и особенно хорошо растет после теплых летних дождей. Послушайте стихотворение.

Резвый дождик

Резвый дождик длинноногий

Пробежался по дороге.

Он прибил седую пыль,

Он полил степной ковыль.

— Дождик, дождик! Ты послушай!

Сохнут яблони и груши,

Никнут с ягодой кусты,

Вянут алые цветы.

Дай скорее им водицы —

Светлой, чистой студеницы,

Обеги село вокруг,

Напои и сад и луг!

Многие сорта малины дают хорошие урожаи вкусных и сочных ягод: «новость», «Кузьмина», «латам», «прогресс», «калининградская», «рубин болгарский» и др.

Ответьте на вопросы

• Как выглядят ягоды малины? А ее куст?

• Какие полезные вещества содержатся в ягодах малины?

• Почему ее называют целебной ягодой?

• Что готовят из ягод малины?

• Чем отличаются садовая и лесная малина?

• В каких условиях малина хорошо растет и дает богатые урожаи ягод?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Похожие статьи:

Рассказ про гранат для 2 класса

Раскраски «Фрукты» для детей 3-4 лет

Рассказ про ананас для детей 1 – 2 класса

Рассказ про банан для детей 1 класса

Задания по теме «Фрукты» для детей 5-8 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Вариант №2

Малина является многолетним растением, у которого имеется не только развитое корневище, но еще и извилистое. Постепенно на данном корневище образуются корни. Высота растения составляет около двух метров. В первый год ствол зеленый и шипы у них маленькие и незаметные. А вот уже на следующий год ствол становится не только жестким, но еще и коричневым, а шипы становятся больше и ощущаются сильнее. После того как они принесли плоды ствол погибает, но это не значит, что от него нужно избавляться. На следующий год они снова зацветут и принесут новые плоды.

Малина была известна всем только по своему дикому виду грекам или римлянам. Они ходили специально в лес для того чтобы ее набрать. После этого они ее варили и делали отвар. А потом данным отваром лечили различные заболевания. Кроме этого малина помогала от укуса змеи. Также малина и сегодня процветает в лесу и чувствует себя превосходно. Начинает цвести в июне, а вот ягоды появляются только с июля по август.

В ней присутствует огромное количество различных витаминов, которые так нужны организму человека. Кроме этого она является сосудоукрепляющим средством.

Расти, она может на всей территории России, а также и на других территориях. Первым малиновый сад развел Юрий Долгорукий еще в семнадцатом веке. На одном стебле располагается около семи листьев. Листья имеют овальную форму. Цветки у малины белые, а еще у них имеются тычинки и пестики.

Малина чем-то похожа на костянку, вот только плод у малины намного больше и сложнее. Кроме этого красного, она еще может быть оранжевой, светло-розовой, бордовой, желтой или даже черной.

Часто ее могут называть пионером, а все, потому что она может вырасти даже в тех местах, в которых другие кустарники появятся намного позже. Она может появиться даже в выгоревшем месте и при этом чувствовать себя комфортно и удобно. В некоторых местах малину можно встретить даже возле болота.

Кроме этого малина еще разделяется на некоторые группы:

  • по размеру
  • по цвету
  • по срокам созревания
  • по устойчивости к холоду

Оказывается, в саду малина намного больше, чем в лесу, да и собирать ее намного удобнее и проще. Вот только аромат у лесной малины намного ароматнее, чем у садовой. Кроме этого у нее больше различных лечебных свойств.

Из малины получается прекрасный и очень вкусный компот, сироп, варенье, желе или повидло, а также десерт. Еще вы можете приготовить из малины вкусный и питательный салат. Кроме этого при помощи малины можно даже потерять несколько лишних килограммов.

Если вам ничего не хочется делать с малиной, то можно просто ее засыпать сахаром, а потом заморозить. И в любой момент достать и отведать свежую и вкусную.

Сажать лучше всего ее в солнечном месте или в полутени. В землю ее можно сажать осенью. Саженцы закапывать в землю лучше всего на пять сантиметров.

Для 2 класс, 1, 3, 4, 5, 6 класс. Малина обыкновенная

Популярные сегодня темы

  • Мертвое море

    Мертвое море – именно это название является самым известным, также ему присвоили такие названия, как асфальтовое или содомское море. Представляет собой бессточное соленое озеро

  • Животные пустыни

    Пустыня – самое засушливое место на планете. Наверное, многие подумают, что это не самая благоприятная среда обитания для животных. Но на деле здесь встречаются самые разнообразные существа.

  • Сельское хозяйство

    Сельское хозяйство – отрасль производства, занимающаяся растениеводством (выращиванием культурных растений) и животноводством (разведением домашних животных). В него также входят работы

  • Бородин Александр

    Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887 гг.) относится к знаменитым русским композиторам, занимающимся помимо музыкальной деятельности химической и медицинской науками.

  • Песец

    Песец – это хищник, млекопитающий из семейства псовых и из рода лисиц. Песца еще называют полярной лисицей. Внешне это животное очень походит на лисичку. В отличие от нее песец имеет приземис

  • Андрей Рублев

    На протяжении существенного времени именно религия во многом формировала искусство. В странах католичества и православия многие художники трудились для того чтобы оформлять церкви и писали на

О растениях России для младших школьников. Малина. Окружающий мир

Растёт в европейской части страны, в Западной и Восточной Сибири, в светлых лесах, на опушках, вырубках, вдоль рек.

Побег малины начинается от тонкого горизонтального корня, от того же корня, но немного дальше отрастают и другие побеги. Малина почти всегда растёт зарослями.

Одни побеги молодые, зелёные, несут только листья – это побеги первого года. Другие имеют бурую окраску и развивают боковые веточки с листьями и плодами – это побеги второго года. Третьи совершенно сухие, отмершие – взрослые.

Красные душистые плоды малины едят в свежем виде, варят варенье. Чай из сухой малины – хорошее потогонное средство.

Цветёт дикая малина в июне в течение трёх недель. В это время в лесу беспрерывно гудят пчёлы: в зеленовато-белых цветках так много нектара, что даже в моросящий дождь пчёл от малины не оторвать. Любят её нектар и другие насекомые.

Отгадай, кто может сразу положить в рот до ста ягод малины и проглотить их? Думаешь, медведь? Нет! Да каждый из нас не раз глотал по сто ягод сразу. Не веришь? Малину ты ел? Наверное, по две и по три ягоды сразу в рот клал? Так вот знай: то, что мы называем ягодой малины, – это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок. Может быть, пятьдесят, а может быть, и сто. Эти ягодки сидят на маленькой шишечке, да так тесно, что самой шишечки и не видно.

В средней полосе у малины есть несколько родственников. Один из них – ежевика. Её с малиной уж никогда не спутаешь – плоды сине-чёрные, с сизым налётом. Ежевика – кустарник, но стебли растения слабые, стелющиеся.

Другой родственник малины – куманика. По внешнему виду она напоминает малину. Зрелые плоды куманики тёмно- малиновые, почти чёрные, но без всякого налёта, блестящие; пока не совсем созрели, они красного цвета.

Родственна малине и костяника. Плоды её очень красивы – точно кучки ярко-красных стеклянных бусинок. Вкусом особым не отличаются – кислые. И аромата нет никакого. Созревает поздно – в конце лета.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ про репейник, 2 класс. Окружающий мир

Рассказ про ромашку, 3 класс. Окружающий мир

Рассказ про зверобой для детей 2-3 класса

Рассказ про медуницу для 2-3 класса

Рассказ про крапиву для 2 класса по окружающему миру

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Краткое описание растения Малина

Представляет собой малина колючий куст, достигающий трёхметровой высоты (обычно 1,5 метра). Обладает мощной разветвлённой системой, из-за чего пройти сквозь кустарник очень сложно (парой царапин не отделаетесь). Куст украшает множество овальных листьев зелёного цвета. Они скрывают ягоды, усыпающие весь кустарник. Однако, найти ягоды просто, поскольку имеют они красный или бордовый цвет, хотя бывают и жёлтыми.

Плоды малины являются довольно крупными (до 3 сантиметров в диаметре), но при этом внутри пустые. Потому что ягоды представляют собой волосистые костянки (маленькие дольки, из которых состоит ягода), срастающиеся на цветоложке. Спелые ягоды легко отрываются, и в итоге внутренняя часть остаётся пустой.

Популярные темы сообщений

  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, в ходе которого все люди независимо от своего физического, психического состояния обучаются совместно. При инклюзивном образовании воспитание детей ведется в специально созданных условиях,

  • Великая Китайская стена

    Великая Китайская Стена является современным чудом света. Ее строили на протяжении более 2700 лет и ее длина составляет более 8850 км. Высота стены достигает на некоторых участках 9 м, а ширина – 6,5м. Главной функцией ее создания являлась защита

  • Белка

    Белка ( Sciurus vulgaris ) – это грызун среднего размера из семейства белок ( Sciuridae ), обитающий на обширной территории от Западной Европы до Восточной Азии . В Чешской Республике его можно найти в лесах всех типов, парках , аллеях ,

Разделы

  • Животные
  • Растения
  • Птицы
  • Насекомые
  • Рыбы
  • Биология
  • География
  • Разные
  • Люди
  • История
  • Окружающий мир
  • Физкультура
  • Астрономия
  • Экология
  • Физика
  • Экономика
  • Праздники
  • Культура
  • Математика
  • Музыка
  • Информатика

Полезные свойства малины

Плоды малины содержат пектиновые и дубильные вещества, органические кислоты, кетоны, жирные и эфирные масла, клетчатка, а также витамины (A, B, C, E, PP) и минеральные вещества (калий, медь, железо). Благодаря такому богатому содержанию полезных веществ малина считается одной из ценнейших плодовых культур. Ягоды приносят большую пользу организму человека:

  • – укрепляют иммунную систему (а также являются жаропонижающим средством при высокой температуре);
  • – улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы;
  • – помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
  • – улучшает состояние кожи;
  • – повышает аппетит.

Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Составила воспитатель Моор Наталья Александровна
Данная
картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время
индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.

В целом картотека игр направлена на развитие
речевых навыков, в отдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в
карточке.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/2/56910_28238062a83e1090b43c94108115954a.jpeg.jpg


Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают
дикие животные.

— Скажите, как подают голос звери?
— Что делает волк — …(воет).
— Что делает лиса — … (тявкает).
— Что делает медведь — … (ревет).
— Что делает белка — … (цокает).
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа
существительных единственного и множественного числа.

У медведицы — … (медвежонок, медвежата).
У лисицы — … (лисенок, лисята).
У белки — … (бельчонок, бельчата).
У волчицы — … (волчонок, волчата).
У ежихи — … (ежонок, ежата).
У зайчихи — … (зайчонок, зайчата).
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа
существительных.

Выберите животного и подберите ту картинку что
любит: заяц- морковка, козел- капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т.д. Дети
ставят картинки к соответствующему животному.
Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в,
за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под;
правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по
демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить
изображение животных с их местом обитания.

Ход игры: Разложить карточки по местам обитания
животных, домашних в деревню, а диких в лес.
«РЫБАКИ»
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он
обозначает.

Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки»
(перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых
в нем рассказывается.

Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки.
Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки:
— Рыбу — ты, — Ура, кит!
— Рака — я! — Ура, кит! Радуются, крякая.
Заплясали у ракит.

Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:
— Рыбу — я,
— Рака — ты. Удирать пора, коты!
«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в
прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные
животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на ковре теремок. Возле теремка
рассадим живот¬ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие
в рассказывании.

— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку …
кто? Пра¬вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и
его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико¬го нет. Стала мышка в
теремочке жить. Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем
итог:— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай¬ка прискакал;
лисичка прибежала, а волк прибежал.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени
существительного при опре¬делении предмета по его признакам.

Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко,
помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в
детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно
по¬смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем
морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко и
др.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в
мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам
про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно.
Она длин¬ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это?
(Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?
(Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два
вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно
круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что
осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До
свидания».
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с
собственными движениями.

Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв
друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения
пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).

Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим,
пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на
зиму дрова.)

Далее дети вместе со взрослым декламируют
стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.

— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный
— поймал. Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот… Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети
протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с
ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении (от большого к
мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем
притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и
свободно встряхивают ими.
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: упражняться в образовании форм
повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой.
Обращаемся к детям:

— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на
грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще
можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» — Олег, кого ты
хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не
иссякнет к ней интерес.
«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по
звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и
утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери.
Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит
тонень¬ко? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает
тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает
тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки.
После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок
должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки):
утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и
жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре
в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это?
Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это,
ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его
маму-утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку.

— А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем
цыплен¬ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок?
Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные
персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают
вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица —
цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям.
«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с
действием, которое оно обозначает.

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи
впереди стоящего.

Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми
Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу,
вер-чу (произносится 2 раза),

РЕКЛАМА

Стоять на месте не хочу!
Са-дись скорее,

Ко-ле-са-ми Прокачу!
Стучу, стучу. Чу! Чу!(Е. Карганова. Поезд.)
На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд»
начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети
вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами
стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»—делаю/г круговые
движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с
собственными движе¬ниями.

Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети
сопровож¬дают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях
На небо летели.

(Дети качают руками впе¬ред-назад, слегка
пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и
уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки.)

Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
(В. Данько. Качели.)
«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении
звукоподражания.

Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей
на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка, Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу
пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю
улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись
до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу».
Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой
курочки-рябушечки.
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Цель: Активно использовать в речи глаголы,
образовывать различ¬ные глагольные формы.

Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет,
кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача
детей подо¬брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред¬метам
или явлениям, изображенным на картинках. Например:

что можно сказать о самолете, что он делает?
(Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится…);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить,
надевать, зашивать, чистить…);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет,
капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает,
кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать,
кормить, ка¬тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать,
ку¬пать…);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет
хвостом, под¬прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет…);

что можно сказать о солнце? (Светит, греет,
восходит, захо¬дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается,
ласка¬ет…).

60
Такую игру можно проводить на разные темы:
«Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи¬вотные и
птицы» и др «ДОБАВЬ СЛОВО»

Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы: кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети
помогают родите¬лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости
пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш¬ке, папе, маме,
братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас
угадать.

Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.
Я умею пол … (подметать). Я умею пыль … (вытирать). Я умею посуду …
(мыть, полоскать). Я умею постель … (застилать). Я умею цветы … (поливать).
Я помогаю стол … (накрывать). Я помогаю тарелки … (расставлять) Я помогаю
вилки … (раскладывать) Я помогаю крошки … (сметать) Я помогаю комнату …
(убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят
к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов,
подбирать слова в

Материалы: Кукла Умейка.
Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать
детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь
Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.

Голосок твой так хорош — Очень сладко ты
(поешь).(С. Маршак.)

Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом
(занят).(И. Токмакова.)

Телефон опять звонит, От него в ушах
(звенит).(А. Барто.)

Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики…
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не (нашли)?(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо
к ним карман (пришить) И платочек (положить). (3. Александрова.)

В заключение дети могут сами почитать Умейке
стихи «ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: Образовывать глаголы от
звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка,
петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки.
Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает
петушок? (Кукареку.)

— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как
кудахчет ку¬рочка?

— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает
собачка?

— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что
она делает? (Лает.)

— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка
делает? (Мяукает.)

— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.)
Что делает курочка?

— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает
петушок? (Ку¬карекает.)
«ЛЕСЕНКА»
Цель: Использовать производные глаголы.
Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка,
собака, куклы Боря, Таня и Нина.

Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с
игрушка¬ми.

Стоит на дворе лесенка.
На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух,
Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы
детей.)

На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит —
язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?

А пес на третью ступеньку прыгнул.
Хвостом по ступеньке постукивает.
На кошку рычит. Как он рычит, ребята?
А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит —
вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю
ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как
она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал
дождь, Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо
спрятался. И пес туда же забрался.

Кошка —та ловко: прыг-шмыг В открытое окошко.
А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.
Плачут. Как они плачут?
Вышла на крыльцо Нина,
Ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножки по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая. (Е.
Шабад.)
«ОРКЕСТР»
Цель: Образовывать глаголы от названий
музыкальных инстру¬ментов.

Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка,
гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки.

Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою
речь дей¬ствиями с игрушками.

Зайку сделали из плюша. У него большие уши И
особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант.

— Зайка привез с собой много музыкальных
инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.

Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А
всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша …
(балалайка).

(Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку.
Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре.)

— Послушайте еще загадки о музыкальных
инструментах:

В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее?
(Гармонь.)

Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней
играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.

Да-да, да-да.
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка.)
— Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый
показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)

Волчок музыкальный
Поет и жужжит.
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко! ^.
И вдруг ни с того
Ни с сего — остановка.
— Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты
хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны,
по¬гремушки.

— Дети, звоночки что делают? (Звенят.)
— Погремушки? (Гремят.)
— Барабан? (Барабанит.)
— Дудочки? (Дудят.)
(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)
Оркестр получится большой. Играйте, дети,
хорошо.

(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)
«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями
людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец,
поч¬тальон, солдат).

Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же
он? (Почтальон.)

— Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет
наши жизни, Он … (Солдат.)

— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас
будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия
хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но
главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.
«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…»
Цель: Самостоятельно образовывать форму
сослагательного на¬клонения глаголов.

Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского
«Федорино горе». По окончании задает вопросы:

— Почему все вещи убежали от Федоры?
— Что было бы, если бы вы все игрушки
разбросали, по¬ломали?

— А что было бы, если бы вы берегли игрушки,
обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по
своим местам?

— Что было бы, если бы вы разбрасывали свою
обувь где попало?

— Что было бы, если бы вы поставили посуду на
подоконник и подул сильный ветер?

— А если бы вы посуду после обеда вымыли и
убрали в буфет?
«ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Из числа играющих выбирают кукушек (2—3
ребенка), кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и
приговаривают:

Летели кукушки Через три избушки. Так суетились.
Так торопились,

Головками вертели, Крыльями махали -А куда
летели. Так и не сказали!

(Н. Колпакова.)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно
тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились.
Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем
своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был
придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А
когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом
создаются условия для импро¬визированного диалога.
«ГУСИ»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня,
гусята.

Взрослый рассматривает с детьми игрушки
(картинки): «Это… гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги,
как ласты.

А это — мама… гу… сыня. У гуся и гусыни —
дети-гусятки. Гу…сята. Один гу…сенок, много — гусят.

Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята
гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет
босиком.

(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи
вытянули, лапа¬ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за
мамой-гусыней и папой-гусаком».
«ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот
когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого
стихотворения.

Вот когда я взрослым стану И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И
веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!

Затем им предлагают пофантазировать —
рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми.
«ПЕТУШКИ»
Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием,
которое он обо¬значает

Взрослый читает стихотворение, а дети изображают
петуш¬ков, о которых в нем говорится.

Петушки распетушились. Но подраться не решились.
Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем
будет петушиться.(В. Берестов. Петушки.)
«СОВКА-СПЛЮШКА»
Цель: Знакомиться с однокоренными словами
(сплюшка, сплю, спишь).

Детям читают стихотворение В. Приходько
«Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.

Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и — сначала:
Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»
Совку-сплюшку, Я уселся у осины,
Сплюшку-совку— Долго слушал крик совиный:
И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»…
Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю!
«Сплю-сплю-сплю!»

Если ты и вправду спишь,
Почему же ты кричишь?
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при
согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо,
печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные
существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Поставим на стол сундучок с картинками.
Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы:
«Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с
существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены
2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в
образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных.
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией,
образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т.
д.).

Взрослый уточняет понимание детьми слов
«профессия», «дей¬ствие».

— Дети, я работаю в детском саду воспитателем.
Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую,
читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать… А как вы дума¬ете, какая профессия у
Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы
еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он
работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, де¬лает повар?

— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит,
дает ле¬карство, делает уколы, операции.

— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит,
примеряет,шьет.

(строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха,
сапожника, а дети называют действия)

Вместе играем

— речь развиваем»

Игры и упражнения на развитие
связной речи 
детей среднего дошкольного возраста

https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_1.png

Пояснительная
записка

         На
сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные,
активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и
личностные задачи, члены общества.  Современные  стандарты  
требуют  от воспитателей формирование  у дошкольников целостной
картины мира, расширение кругозора детей.  И решение этих задач возможно
через игровую деятельность.

Педагогическая
и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на
развитие связной речи, но воспитателям и родителям сложно ориентироваться в
многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов
деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость в
сборнике «игр и упражнений на развитие связной речи».

  В
предложенном  сборнике  собраны разнообразные игры и упражнение на
развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста,  которые
сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речевые упражнения. К
каждой игре даны методические рекомендации по проведению.

Игры,
используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут
воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат
ребенка  применять имеющиеся знания на практике.

Данный
сборник рекомендован педагогам дошкольных учреждений, методистам ДОУ,
родителям.


«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации,
объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: Стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры:

Дети,
садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель
объясняет правила игры: — Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея
Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и
запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу,
положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает.
Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала
читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно,
акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей,
почему стихотворение называется «Путаница».

Затем
того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у
которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый
отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем
небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила
игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем
читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не
утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по
поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В
конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их
объяснил.

Другие
примеры небылиц:

Ехала
деревня

Мимо
мужика.

Вдруг
из-под собаки

Лают
ворота.

Он
схватил дубинку

Разрубил
топор.

А по
нашей кошке

Пробежал
забор.

Дело было
в январе

Первого
апреля.

Жарко
было во дворе

Мы окоченели.

По
железному мосту

Сделанном
из досок,

Шел
высокий человек

Низенького
роста.

Был
кудрявый без волос,

Тоненький
как бочка.

Не было
детей у него

Только
сын да дочка.


«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую
последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_2.jpeg

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:

Ребенку
предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат
своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до
конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они
соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_3.jpeg

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:

Перед
ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают
ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка
составить рассказ по восстановленной серии картинок.

https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_4.png

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность
действия.

Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры:

Перед
ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте.
Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет
рассказ по всей серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_5.png

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: Серийные картинки.

Ход игры:

Перед
ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну
картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку,
убрать ее, а затем составить рассказ.

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя
на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры:

Воспитатель
напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и
отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей
комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит.

Надо
соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на
него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые
находятся в комнате».

После
небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к
ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и
дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.
Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему,
чтобы тот отгадал.

Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы.
Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как
можно разбить стекло»

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его
при рассказывании.

Оборудование: Лист бумаги, карандаш

Ход игры:

Ребёнку
читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом,
ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом
рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь.
Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе
с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные
повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты
данной картины.

Оборудование: Большая картина, фрагменты этой
картины.(№2)

Ход игры:

Взрослый
просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные
картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это
общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные
фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь
описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании
картинки-нелепицы.
https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_6.jpeg

Оборудование: Картинки-нелепицы(№3)

Ход игры:

Рассмотрев
картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места,
но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное
описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов,
выбирая существенные признаки.

Оборудование: Предметы или картинки(№4), фишки.

Ход игры:

Перед
детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок
выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что
это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные
признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный
признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному
рассказыванию.

Оборудование: Текст сказки.

Ход игры:

После
прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы
попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Оборудование: Два набора серийных картинок(№).

Ход игры:

Перед
ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу
две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты
данной картинки.

Оборудование: Большая картина, фрагменты этой
картины(№5)

Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись
с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное
место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами,
словами-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры:

Детям
предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на
наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут
… (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы
…» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом,
позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

https://fhd.multiurok.ru/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_7.png

«Пойми меня»


Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по
картинке, используя разные характеристики предмета.
Оборудование: коробка с картинками предметов(№4)

Ход игры:

Воспитатель
показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а
волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может
только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не
рассказывать раньше времени).

Дальше
объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен
закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее,
но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в
секрете.

После
того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает
детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда
взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать.
Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом
взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать
правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают
про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

«Нарисуй картину словами»

Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные
по смыслу слова и образные выражения.
Оборудование: стихотворение о весне(лете, зиме и т.д)

Ход игры:

Взрослый
обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют
не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать.

Я
прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте
представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас
получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу
картину».

Затем дети могут нарисовать красками
иллюстрацию к своим рассказам.

«Придумай сказку»

Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для
составления сказки или рассказа на заданную тему.
Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним
и т.д).

Ход игры:

Воспитатель
предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как
они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о
первом месяце зимы.

«Волшебный мешочек».

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать
предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты,
ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый
достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её
отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Простые развивающие речевые
упражнения для развития связной речи
 

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления,
нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы
развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с
мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.

Какой?

Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.

Ход игры:

Взрослый
предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»

Мяч
какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Снег
какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.

Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами.

Ход игры:

Взрослый
предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что
может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять,
кушать, рычать…

Что
может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборот

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка
противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры:

Попросите
ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый,
враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко,
назад, далеко и т. д.

Лето
– зима, твердый – мягкий, нашёл — потерял.

Слова-товарищи

Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее.

Ход игры: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но
обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.

Например:
Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый,
сообразительный. И т. д.

Один – много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён
существительных.
Ход игры: взрослый называет имена существительные в единственном
числе. Дети называют существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы                            
стул – стулья
Гора –
горы                            
 лист – листья
Дом –
дома                             
 носок – носки
Глаз –
глаза                             кусок
– куски
День –
дни                               прыжок
– прыжки
Сон –
сны                                гусёнок
– гусята
Лоб – лбы
                              
тигрёнок – тигрята

Нога-ноги
пальто- пальто

Потому что

Цель: Учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать
речь плавной, логичной, цельной.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить
полным ответом на вопрос.

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д
.

Объясни

Цель: развивать речь детей, учить логично рассуждать.

Ход игры:  Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас
произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?

Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных
окончаний.

Ход игры:

Взрослый
называет предмет или животное, а ребёнок, отвечает на вопрос, кем (чем) был
раньше названный объект:

Цыплёнок
– яйцом

Шкаф –
доской

Лошадь –
жеребёнком

Велосипед
– железом

Корова –
телёнком

Дуб –
жёлудем

Дуб –
жёлудем

Рубашка –
тканью

Дом –
кирпичом

Бабочка –
гусеницей

Сильный –
слабым

Взрослый
– ребёнком

Рыба –
икринкой

Ботинки –
кожей

Хлеб –
мукой

Яблоня –
семечком

                                                                     Обобщающие
понятия

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих
слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры:

Взрослый
называет обобщающее понятие. Ребёнок должен назвать относящиеся к тому
обобщающему понятию предметы.

Взрослый

Дети

Овощи

картофель,
капуста, помидор, огурец, редиска.

Ягоды

малина,
клубника, ежевика, арбуз, черника.

Деревья

берёза,
ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

Домашние
животные

корова,
лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака

Перелётные
птицы

стриж,
ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль

Зимующие
птицы

голубь,
ворона, сорока, воробей, дятел, сова

Мебель

стул,
стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа

Посуда

тарелка,
ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце

Одежда

пальто,
платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы

Обувь

туфли,
сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

Игрушки

кукла,
машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

Дикие
животные

тигр,
лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

Фрукты

яблоко,
груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

Инструменты

пила,
топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы

Транспорт

трамвай,
троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход

Вариант 2.

Взрослый
называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

Взрослый

Дети

Огурец,
помидор 

Овощи.

Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных,
закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры:

Взрослый
называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова
скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует
запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у
слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –
верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,
у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Кто как разговаривает?

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый,
поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос:

Корова___ мычит,
Волк _____воет, Утка____ крякает, Свинья____ хрюкает
Тигр___ рычит, Собака____ лает, Змея___ шипит, Комар____ пищит
Вариант 2.

Взрослый
спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Подскажи словечко

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый,
спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребёнок должен ответить: -Сорока
стрекочет.

Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
-У коровы телёнок, а у овцы?
-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Кто где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.
Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с
предлогом «в».

Ход игры: Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они
отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.

Вариант 1.
Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в  норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?-  Медведь.
Вариант 2.
Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный
ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Скажи ласково

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.

Ход игры:

Взрослый
называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик).
Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, трусы – трусики.

Что происходит в природе?

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов
в предложении.

Ход игры:

Взрослый,
задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить.Игру желательно
проводить по темам. 

Пример: Тема «Весна»
Взрослый – Дети
Солнце – что делает? – Светит, греет.
Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.
Снег – что делает? – Темнеет, тает.
Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? – Звенит, капает.
Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

Кто как передвигается?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления,
внимания, воображения.

Ход игры:

Взрослый
называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно
отнести к названному животному.

Взрослый
– Дети
Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Кто может совершать эти действия?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения,
памяти.
Ход:  Взрослый называет глагол, а ребёнок называет существительное,
подходящее к названному глаголу.

Взрослый
– Дети.
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных
прилагательных и способов их образования.

Ход игры:  взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок
отвечает: «Кожаные».
Взрослый –  Дети
Рукавички из меха – меховые
Таз из меди – медный
Ваза из хрусталя – хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные

Лови да бросай – цвета называй

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему
цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры:

взрослый,
бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок,
возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый
–  Дети
Красный – мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин, морковь, заря
Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа
Зелёный – огурец, трава, лес
Голубой – небо, лёд, незабудки
Синий-  колокольчик, море, небо
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах,
развивать способность к обобщению.

Ход игры: взрослый называет четыре слова и просит
определить, какое слово лишнее.
Например:

голубой,
красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Что бывает круглым?

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие
воображения, памяти.

Ход игры:

взрослый
задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.

-что
бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Весёлый счет

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с
числительными.

Ход игры:

взрослый
произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ
называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть»,
«семь», «восемь».

Пример:

Один стол
– пять столов

Один
цыплёнок – пять цыплят

Один слон
– пять слонов

Один заяц
– пять зайцев

Один
журавль – пять журавлей

Одна
шапка – пять шапок

Один
лебедь – пять лебедей

Одна
банка – пять банок

Одна
гайка –  пять гаек

Одна
пуговица – пять пуговиц

Одна
шишка – пять шишек

Одна
пуговица – пять пуговиц

Один
гусёнок – пять гусят

Одна
шляпа – пять шляп

Одна
книга – пять книг

Одна
конфета – пять конфет


Хорошо – плохо

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие
связной речи, воображения.
Ход игры:  Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по
кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо –  намочит нас, бывает
холодным.

Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на
автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха,
душно, пыльно.

Веселые рифмы

Цель: развитие фантазии, связной речи и
словообразования.

Ход игры:

Играющие
подбирают к словам рифмы. Свечка-…,печка, трубы — …, губы, ракетка- … пипетка,
сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи,
например:

Я надела сапоги

Принесла вам пироги.

Все расставим по метам

Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.

Ход игры: Послушать перепутанную историю, а затем
рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам

Все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Я запутался опять,

Помогите разобрать.

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.

Кто больше?

Ход игры:

Один
из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав
на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка
сверху, 3 буква справа.

Можно
произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать
букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного
звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

«Цепочка слов»

Ход игры:

Один
из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое
начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «Поле»
поиска слов и подбирать только Съедобное или только животных.

В
результате может получится: конфета-ананас-суп- пирог- груша- арбуз-земляника и
т.д.

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

  • Рассказ про акулу для детей 1 класса
  • Рассказ про алоэ для садика
  • Рассказ про амурского тигра из красной книги
  • Рассказ про александра матросова
  • Рассказ про адама и еву для детей