Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Алеша попович легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей.

Алеша Попович — легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

Краткое содержание

Главный герой рассказа — Алеша Попович. Это русский богатырь, сын священника из города Ростов. Он смелый, решительный и честный юноша. Также присутствует Тугарин Змей — злобный, могучий злодей, способный летать на бумажных крыльях.

Второстепенные персонажи:

  • Владимир — киевский князь. Справедливый правитель, боится Тугарина.
  • Яким Иванович — богатырь, друг и верный соратник Алеши.
  • Княгиня Апраксеевна — супруга князя. Лицемерная особа, которая хотела быть с Тугариным.

Былина начинается с того, что из знатного города Ростова выехали два богатыря: Алеша Попович и Яким Иванович. Скачут они по дороге на доблестных конях и видят посередине дороги большой камень, обозначающий три развилки дороги: первая ведет в Муром, вторая — Чернигов, третья — Киев.

Решили доблестные рыцари отправиться в Киев, к князю Владимиру. Подъезжают они к столице, а в городе идет пиршество на весь мир. Князь Владимир приглашает героев к званому столу. Алеша и Яким присоединяются к празднованию и видят, как рыцари заносят в дом Тугарина Змея. Он садится рядом с княгиней. Герой удивлен появлению на пире такого гостя.

Пиршество в Киеве

Змей выпил полведра вина и приступил к усиленной трапезе. Он прилюдно целовал княгиню и насмехался над князем Владимиром. Русского героя возмутило такое неуважительное поведение Змея. Алеша съедает только половину предложенных угощений за столом, остальную еду отдает слугам.

Богатырь вспоминает, что у его отца была очень прожорливая собака, которая однажды подавилась от жадности костью и умерла. Юноша озвучивает всем гостям, что Тугарина ждет та же участь. Змей, слыша это высказывание, еле сдержал себя в руках, но продолжает трапезу с прежним аппетитом.

Алеша сравнил Тугарина со старой коровой на ферме отца, которая захлебнулась от выпитого чана браги. Не выдержал Змей второго высказывания в свой адрес, кинулся на богатыря с кинжалом. Русский смельчак увернулся от холодного оружия, которое поймал друг Алеши.

Победа героя

Богатырь вызвал Тугарина на честный поединок. Всем гостям предложили сделать ставки на победителя. Люди поставили на победу Тугарина, один лишь владыка Черниговский верил в Алешу. Змей вспорхнул на крыльях из бумаги к небу, тогда богатырь начал просить у высших сил послать на землю дождь и грозу. Так и случилось. Бумажные крылья Тугарина размокли под дождем, а он упал на землю. Разгневанный Змей пригрозил русскому смельчаку неминуемой смертью.

Среди соперников завязалась драка. Алеша изловчился и отрубил голову Тугарина. Богатырь воткнул в нее копье, сел на коня и отправился в город. Княгиня Апраксеевна надеялась, что Тугарин Змей одержит победу в этой схватке, но ее надежды не подтвердились. Богатырь принес голову Тугарина на всеобщее обозрение. Князь Владимир приглашает Алешу жить в Киеве и служить ему верой и правдой.

Происхождение

Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Никоновской летописи. Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на реке Калке. Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига – это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.

Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.

Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же – Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12–13 столетиях.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.


У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище – это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее – форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай — трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, — погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой — они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них – это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» – это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Алеша и сестра Збродовичей

Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.

Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Василий Верещагин написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

Цитаты

«Я боюсь серьёзных отношений?! Ха-ха! Да я себе в зеркало не улыбаюсь от того, что серьёзный такой!»

«Проголодался, лохматый? Отведай-ка силушки богатырской!»

«Богатырское ли это дело — бабью работу по дому выполнять?!»

«Любава: — Не нарушайте композицию!… Аленушка: — Имейте совесть, наконец! Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве»!

Алеша: — Хоть бы супостаты налетели, что ли — отведали бы силушки богатырской! Добрыня: Какие теперь супостаты, всех перебили… Илья: Да… поторопились».

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Кстати, относятся былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

История создания

Возможно, у богатыря Алеши Поповича был реальный прототип — боярин из Ростова по имени Александр, тоже Попович. Летописи описывают этого человека как знаменитого воина, который состоял на службе сначала у великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, затем у Константина Всеволодовича, его сына. Этот Александр выступал на стороне последнего против Юрия, его брата, который хотел захватить владимирский княжий престол.

Описывается ряд поединков, где Александр Попович сразил сильнейших воинов Юрия Всеволодовича. В результате Юрий все-таки становится князем владимирским, после того как Константин умирает, и прототип Алеши вынужденно уезжает в Киев, где идет на службу к великому князю Мстиславу по прозвищу Старый. В 1223 году Александр Попович погибает вместе с новым князем в битве при Калке.

Некоторые ученые, впрочем, утверждают, что дело обстоит ровно наоборот, и это былины об Алеше Поповиче повлияли на то, как в летописях говорится о на самом деле существовавшем боярине Александре. Образ же собственно Алеши Поповича сформировался на базе представлений о некоем древнем мифологическом герое. Ученые усматривают в описаниях богатыря архаичные черты и связи с хтонической стихией.

Биография

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Отец Алеши — Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах — «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.

В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич — названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша — обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.

С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.

Поединок со злым богатырем Тугарином — наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами — грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

Мультфильмы

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там.

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы.

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.

Интересные факты

Рассказ про алешу поповича для 4 класса

Образы богатырей вдохновляли русских художников. Многим еще со школы запомнилась картина Васнецова «Богатыри», где троица богатырей в чистом поле высматривает ворога. Все богатыри изображены с оружием, Алеша Попович держит в руках лук.

Отдельно Алешу Поповича писал живописец и портретист Верещагин. Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник Константин Васильев, у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и Алексей Толстой.

Цитаты

  • «Я боюсь серьёзных отношений?! Ха-ха! Да я себе в зеркало не улыбаюсь от того, что серьёзный такой!»
  • «Проголодался, лохматый? Отведай-ка силушки богатырской!»
  • «Богатырское ли это дело — бабью работу по дому выполнять?!»
  • «Любава: — Не нарушайте композицию!…
    Аленушка: — Имейте совесть, наконец! Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве»!
  • Алеша: — Хоть бы супостаты налетели, что ли — отведали бы силушки богатырской!
    Добрыня: Какие теперь супостаты, всех перебили…
    Илья: Да… поторопились».

Видео



Источники

    http://slavculture.ru/geroi/1070-alesha-popovich.html

    https://24smi.org/person/1284-alesha-popovich.html

История создания

Возможно, у богатыря Алеши Поповича был реальный прототип — боярин из Ростова по имени Александр, тоже Попович. Летописи описывают этого человека как знаменитого воина, который состоял на службе сначала у великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, затем у Константина Всеволодовича, его сына. Этот Александр выступал на стороне последнего против Юрия, его брата, который хотел захватить владимирский княжий престол.


У Алеши Поповича есть прототип — боярин Александр Попович

Описывается ряд поединков, где Александр Попович сразил сильнейших воинов Юрия Всеволодовича. В результате Юрий все-таки становится князем владимирским, после того как Константин умирает, и прототип Алеши вынужденно уезжает в Киев, где идет на службу к великому князю Мстиславу по прозвищу Старый. В 1223 году Александр Попович погибает вместе с новым князем в битве при Калке.


Алеша Попович

Некоторые ученые, впрочем, утверждают, что дело обстоит ровно наоборот, и это былины об Алеше Поповиче повлияли на то, как в летописях говорится о на самом деле существовавшем боярине Александре. Образ же собственно Алеши Поповича сформировался на базе представлений о некоем древнем мифологическом герое. Ученые усматривают в описаниях богатыря архаичные черты и связи с хтонической стихией.

Прообраз русского богатыря Поповича

Как и во многих былинах, существовал прототип храброго богатыря Алеши Поповича. Им стал некий Александр Попович, для которого одним из главных профессиональных качеств была смелость. Согласно Тверской летописи XIII века, Александр Попович приехал в Киев из Ростовской земли. В Суздальской летописи говорится об участии и гибели этого воина в битве 1224 года возле реки Калки. Однако большинство описаний жизни Александра Поповича оказались заимствованы летописями у народных эпосов. Согласно исследованиям, в XIII веке уже сложился культ данного персонажа.

Таким образом, основное занятие Алеши Поповича заключалось в том, чтобы защищать землю русскую от вражеской татарской силы. Одним из самых громких сражений стал поединок с Тугариным, обернувшийся для Алеши победой и громкой славой. Впоследствии сражение было мифологизировано: Тугарин-кан превратился в страшное чудище, напоминающее Змея Горыныча и Идолище Поганое. В разных былинах бой Алеши и Тугарина описывается по-своему. Несмотря на несколько вариантов этой истории, финал у нее один: богатырь побеждает злодея своей смекалкой и хитростью.

Биография

Отец Алеши — Леонтий Ростовский, поп. Как главный герой Алеша Попович присутствует в двух былинах — «Алеша Попович и Тугарин» и «Алеша Попович и сестра Збродовичей». Герой мелькает и в полусотне других текстов, но отнюдь не всегда представляется положительным персонажем. Например, в былине «Добрыня на свадьбе своей жены» роль Алеши откровенно отрицательная.


Алеша Попович и Добрыня Никитич

В былинах часто указывается на недостатки героя, его хромоту, слабость и т.д. Сильные стороны Алеши — хитроумие и находчивость, натиск и удаль. Герой умеет играть на гуслях. При этом Алеша отнюдь не ведет себя честно, даже по отношению к «своим». Богатырь Добрыня Никитич — названный брат героя, тем не менее, Алеша посягает на его жену Настасью. Решив взять эту женщину в жены, герой распространяет ложный слух о том, что Добрыня погиб.

Алеша — обладатель неоднозначного и противоречивого характера. Герой склонен к злым и шуткам, Алеше свойственны хвастливость, кичливость, увертливость и лукавство. Герой часто бывает порицаем собственными товарищами-богатырями, которые относятся к нему с осуждением. Основным занятием Алеши, как и возможного исторического прототипа героя, стала военная служба у князя.


Алеша Попович и Елена

С образом Алеши связан ряд легенд. Когда герой рождается, гремит гром. Младенцем Алеша просит завернуть себя в кольчугу, а не в пеленки, и сразу же требует, чтобы мать благословила героя, потому что тому не терпится погулять по белу свету. Едва родившись, герой уже умеет ездить верхом и орудовать саблей и копьем, проявляет ловкость и хитрость, склонен ко всевозможным проделкам и шуткам.

В былине «Алёша Попович и сестра Збродовичей» рассказывается о том, как Алеша находит себе жену Елену (Аленушку) и подвергается опасности со стороны братьев той. В одном из вариантов этого сюжета герою даже отрубают голову.


Алеша Попович и Тугарин Змей

Поединок со злым богатырем Тугарином — наиболее архаичный сюжет из тех, где упоминается Алеша Попович. Этот бой происходит то ли в Киеве, то ли по дороге туда. Тугарин закидывает героя угрозами — грозит, что проглотит живьем, огнем спалит, задушит дымом и т.д. Часто сцена поединка разворачивается у воды, а Алеша, после победы над Тугарином, разрубает труп и раскидывает по чисту полю. Победа над Тугарином стала главным подвигом Алеши.

Алеша Попович

Алеша Попович – русский былинный богатырь, герой древнеславянского былинного цикла, этот древнерусский герой тесно связан с киевскими богатырями Ильей Муромцем и с Добрыней Никитичем. Кроме того, между Алешей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алеши почти совершенно сходны друг с другом. Исходя из этого, известный профессор истории русской литературы Орест Федорович Миллер сравнивает Алешу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путем традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба Алеши Поповича с Тугарином Змеевичем принимает естественно мифологическое освещение. Самого Тугарина Орест Федорович Миллер считает мифическим существом, историк славянского эпоса Александр Николаевич Веселовский склонен признать в нем половецкого хана Тугархана, историк литературы и фольклорист Михаил Георгиевич Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признает в Тугарине мифическую основу, затемненную заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.

Богатыри (слева направо Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович), художник Виктор Васнецов, 1881-1898 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва

По мнению слависта Аполлона Александровича Майкова, Алеша Попович представляется воплощением целого ряда порочных свойств: хитрости, эгоизма, корыстолюбия; его характеристику определило, вероятно, его сословное прозвище. В нем действительно мы находим смешение различных черт; он прежде всего отличается смелостью; но, кроме того, он горделив, спесив, бранчив, задорен и груб; в бою верток, хитер: он, наконец, женский пересмешник. Приблизительно то же говорит Александр Николаевич Веселовский: «смелый, зарывчивый, дерзкий Алеша старых песен очутился в позднейшем развитии нашего эпоса бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Как совершилось это вырождение, трудно сказать определенно. Быть может, переходная черта: хвастливость».

Последние черты характера Алеши Поповича ярко выразились в его отношениях с сестрой Збродовичей. И этот факт объясняет Орест Федорович Миллер мифологически: по его мнению, это выражение темного свойства светлого мифического существа, например, солнца, которое иногда приносит вред людям слишком палящими своими лучами. Что касается самих Збродовичей, то они, по мнению слависта и исследователя русского народного творчества Петра Алексеевича Бессонова, представляют собою скученных богатырей, сброд темных удальцов. Орест Федорович Миллер в своем труде «Опыт исторического обозрения русской словесности» высказал мнение, что образ Алеши Поповича с течением времени все более и более омрачается в духе тех отношений народа к слабым сторонам духовенства, из которых вытекла и пословица о «загребущих руках и завидующих глазах»; а чем более развивались в Алеше такие черты, тем более теряло значение все же сохранившееся за ним прозвание смелого.

Исследователь славянского фольклора Михаил Георгиевич Халанский в Алеше Поповиче видит упоминаемого в Летописях ростовского богатыря Александра Поповича, жившего в конце XII и в начале XIII века; былины о нем вошли в поздние летописи, но в былинах отразились областные ростовские сказания о нем. Таким образом, по мнению Халанского, Алеша является богатырем русского Севера. С этим предположением не согласен Александр Николаевич Веселовский, который в своем исследовании «Южно-русские былины» пишет: «упоминания богатырей Алеши и Добрыни растянуты на таком значительном хронологическом пространстве, что вероятным представляется вторжение песни в летописный рассказ». Очевидно, что Михаил Георгиевич Халанский допускает это вторжение только в позднейшие летописи. Далее Веселовский продолжает: «Алеша Попович под влиянием былины, включенный на севере в летопись, приурочился к Ростову и это повлияло несколько на изменение его тона, который в былинах сложился из ряда разновременных наслоений». Наконец, писатель и исторический публицист Владимир Владимирович Каллаш в своем сочинении «Этнографическое обозрение» (1890) сближает Алешу с Александром Македонским, который в единоборстве с Пором употребил ту же хитрость, что и Алеша в бою с Тугарином.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Из далече-далече, из чиста поля Тут едут удалы два молодца, Едут конь-о-конь да седло-о-седло, Узду-о-узду да тосмяную, Да сами меж собой разговаривают: «Куды нам ведь, братцы, уж как ехать будет? Нам ехать – не ехать нам в Суздаль град? Да в Суздале-граде питья много, Да будет добрым молодцам испропитися, — Пройдет про нас славушка недобрая. Да ехать – не ехать в Чернигов-град? В Чернигове граде девки хороши, С хорошими девками спознаться будет, Пройдёт про нас славушка недобрая. Нам ехать – не ехать во Киев-град? Да Киеву-городу на оборону, Да нам, добрым молодцам, на выхвальбу». Приезжают ко городу ко Киеву, Ко тому же ко князю ко Владимиру, Ко той же ко гриденке ко светлоей. Ставают молодцы да со добрых коней, Да мецют коней своих невязаных, Никому-то коней да неприказанных, Никому-то до коней да, право, дела нет. Да лазят во гриденку во светлую, Да крест-от кладут-де по-писаному, Поклон-от ведут да по-ученому, Молитву творят да все Исусову. Они бьют челом на вси четыре стороны, А князю с княгиней на особинку: «Ты здравствуй, Владимир стольнокиевской! Ты здравствуй, княгина мать Апраксия!» Говорит-то Владимир стольнокиевской: «Вы здравствуй, удалы добры молодцы! Вы какой же земли, какого города? Какого отца да какой матушки? Как вас молодцов да именём зовут?»

Говорит тут удалой доброй молодец: «Меня зовую Олёшей нынь Поповицём, Попа бы Левонтья сын Ростовского, Да другой-от Еким – Олёшин паробок». Говорит тут Владимир стольнокиевской: «Давно про тя весточка прохаживала, Случилося Олёшу в очи видети. Да перво те место да подле меня, Друго тебе место – супротив меня, Третье тебе место – куды сам ты хошь». Говорит-то Олёшенька Поповиць-от: «Не седу я в место подле тебя, Не седу я в место супротив тебя, Да седу я в место куды сам хоцю, Да седу на пецьку на муравленку, Под красно хорошо под трубно окно». Немножно поры де миновалося Да на пяту гриня отпиралася, Да лазат-то чудо поганоё, Собака Тугарин был Змеевич-от. Да Богу собака не молится, Да князю с княгиней не кланятся, Князьям и боярам он челом не бьет. Вышина у собаки ведь уж трех сажон, Ширина у собаки ведь двух охват, Промеж ему глаза да калена стрела, Промеж ему ушей да пядь бумажная. Садился собака он за дубов стол, По праву руку князя он Владимира, По леву руку княгины он Апраксии.

Олёшка на запечье не утерпел: «Ты ой есь, Владымир стольнокиевской! Али ты с княгиной не в любе живешь? Промежу вами чудо сидит поганое, Собака Тугарин-от Змеевич-от». Принесли-то на стол да как белу лебедь, Вынимал-то собака свой булатен нож, Поддел-то собака он белу лебедь, Он кинул, собака, ей себе в гортань, Со щеки-то на щеку перемётыват, Лебяжье костьё да вон выплюиват. Олёша на запечье не утерпел: «У моего у света у батюшка, У попа у Левонтья Ростовского Было старо собачишшо дворовоё, По подстолью собака волочилася, Лебяжею костью задавилася, Собаке Тугарину не минуть того, — Лежать ему во далече в чистом поле». Принесли-то на стол да пирог столовой. Вымал-то собака свой булатен нож, Поддел-то пирог да на булатен нож, Он кинул, собака, себе в гортань.

Олёша на запечье не утерпел: «У моего у света у батюшка, У попа у Левонтья Ростовского Было старо коровишшо дворовое, По двору-то корова волочилася, Дробиной корова задавилася, Собаке Тугарину не минуть того, — Лежать ему во далечем чистом поле». Говорит-то собака нынь Тугарин-от: «Да што у тя на запечье за смерд сидит, За смерд-от сидит да за засельщина?» Говорит-то Владымир стольнокиевской: «Не смерд-от сидит да не засельщина, Сидит руськой могучей да богатырь А по имени Олёшенька Попович-от». Вымал-то собака свой булатен нож, Да кинул собака нож на запечьё, Да кинул в Олёшеньку Поповиця. У Олёши Екимушко подхватчив был, Подхватил он ведь ножицёк за черешок; У ножа были припои нынь серебряны, По весу-то припои были двенадцать пуд. Да сами они-де похваляются: «Здесь у нас дело заезжее, А хлебы у нас здеся завозныя, На вине-то пропьём, хоть на калаче проедим». Пошел-то собака из застолья вон, Да сам говорил-де таковы речи: «Ты будь-ко, Олёша, со мной на полё». Говорит-то Олёша Поповиць-от: «Да я с тобой, с собакой, хоть топере готов». Говорит-то Екимушко да паробок: «Ты ой есь, Олёшенька названой брат! Да сам ли пойдешь али меня пошлешь?» Говорит-то Олёша нынь Поповиць-от: «Да сам я пойду да не тебя пошлю».

Пошел Олёша пеш дорогою, В руки взял шалыгу подорожную Да этой шалыгой подпирается. Он смотрел собаку во чистом поле – Летает собака по поднебесью, Да крыльё у коня ноньце бумажноё, Он в та поры Олёша сын Поповиць-от, Он молится Спасу Вседержителю, Чудной Мати Божьей Богородици: «Уж ты ой еси, Спас да Вседержитель наш! Чудная есть Мать да Богородиця! Пошли, Господь, с неба крупна дождя, Подмочи, Господь, крыльё бумажноё, Опусти, Господь, Тугарина на сыру землю». Олёшина мольба Богу доходна была, Послал Господь с неба крупна дождя, Подмочилось у Тугарина крылье бумажное, Опустил Господь собаку на сыру землю. Да едёт Тугарин по чисту полю, Кричит он, зычит да во всю голову: «Да хошь ли, Олёша, я конем стопчу? Да хошь ли, Олёша, я копьем сколю? Да хошь ли, Олёша, я живком сглону?» На то де Олёшенька ведь вёрток был – Подвернулся под гриву лошадиную. Да смотрит собака по чисту полю: «Да где же Олёша нынь стоптан лежит?» Да в та поры Олёшенька Поповиць-от Выскакивал из-под гривы лошадиноей, Он машет шалыгой подорожною По Тугариновой де по буйной головы.

Покатилась голова да с плеч как пуговиця, Свалилось трупьё да на сыру землю. Да в та поры Олёша сын Поповиць-от Имает Тугаринова добра коня, Левой-то рукой да он коня держит, Правой-то рукой да он трупьё секет. Россек-то трупьё да по мелку частью, Розметал-то трупьё да по чисту полю, Поддел-то Тугаринову буйну голову, Поддел-то Олёша на востро копье, Повез-то ко князю ко Владымиру. Привез-то ко гриденке ко светлоей, Да сам говорил де таковы речи: «Ты ой есь, Владимир стольнокиевской! Буде нет у тя нынь пивна котла, — Да вот те Тугаринова буйна голова; Буде нет у тя дак пивных больших чаш, — Дак вот те Тугариновы ясны оци; Буде нет у тя да больших блюдишшов, — Дак вот те Тугариновы больши ушишша».

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там.


Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.


Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы.


Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.


Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

Образ Алёши в былинах

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом, образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пелёнами, а кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугариным. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.


Сергей Столяров в роли Алеши Поповича

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.


Антон Пампушный в роли Алеши Поповича

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.

Интересные факты

Образы богатырей вдохновляли русских художников. Многим еще со школы запомнилась картина Васнецова «Богатыри», где троица богатырей в чистом поле высматривает ворога. Все богатыри изображены с оружием, Алеша Попович держит в руках лук.


Картина Васнецова «Богатыри»

Отдельно Алешу Поповича писал живописец и портретист Верещагин. Картина предназначалась для дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (сейчас это Дом ученых на Дворцовой набережной).


Картина Верещагина «Алеша Попович»

Во второй половине ХХ века былинно-мифологическую тему принялся разрабатывать молодой художник Константин Васильев, у которого есть картина «Алеша Попович и красна девица». Четкого описания внешности богатыря нет, поэтому художники в основном полагались на свое творческое воображение.


Картина Васильева «Алеша Попович и красна девица»

В XIX веке герой «просочился» и в литературу, о нем писали поэмы и баллады Николай Радищев и Алексей Толстой.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — деревня Селище Ростовского района Ярославской области.[3].

Цитаты

«Я боюсь серьёзных отношений?! Ха-ха! Да я себе в зеркало не улыбаюсь от того, что серьёзный такой!»

«Проголодался, лохматый? Отведай-ка силушки богатырской!»

«Богатырское ли это дело — бабью работу по дому выполнять?!»

«Любава: — Не нарушайте композицию!… Аленушка: — Имейте совесть, наконец! Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве»!

Алеша: — Хоть бы супостаты налетели, что ли — отведали бы силушки богатырской! Добрыня: Какие теперь супостаты, всех перебили… Илья: Да… поторопились».

Осмысление богатырей былин как героев общерусского эпоса характерно и для других былинных образов. Процесс этот раскрыл Д. С. Лихачев в анализе летописных известий об Александре Поповиче. Как и былины об Илье, былины об Алеше зародились в домонгольский период. На основании летописных свидетельств, сопоставляемых с былинами, Д. С. Лихачев устанавливает, что древнейшие сказания об Алеше — Александре Поповиче не выходили за пределы Ростовско- Суздальской земли и говорили о «храбре» (дружиннике) Всеволода Большое Гнездо, а затем сына его Константина (Александр участвовал на стороне Константина в борьбе за наследство Всеволода). В XIV—XV вв. «с ростом сознания общерусского единства Александр Попович теряет черты узко местного ростовского героя и становится героем общерусским» . Этот процесс переосмысления образа Алеши связан с разработкой былины об «Алеше и Тугарине Змеевиче», в которой упоминается и о Ростове (см. эпизод отъезда Алеши Поповича из Ростова в Киев).

Летописные свидетельства об Алеше Поповиче разноречивы. Они говорят об Алеше — Александре Поповиче то как об участнике Липецкой битвы (1216 г.) и битвы на реке Калке (1224 г.), то как о воине, боровшемся с половцами в княжение Владимира Святославича (1000—1004 гг. по Никоновской летописи), то как о богатыре, сражавшемся с половцами при Владимире Мономахе (конец XI — начало XII в.). Эта разноречивость •свидетельств — результат длительного процесса развития и переработки эпических сказаний об Алеше Поповиче. Самая •былина об «Алеше и Тугарине», как показывает исследование Д. С. Лихачева, формировалась в течение ряда столетий.В ней «есть отклики на борьбу с половцами в XI—XII вв. (например, в фантастическом образе Тугарина не без основания видят черты половецкого захватчика Тугор-хаиа, разорившего русскую землю в последней четверти XI в.), есть в ней и осознание подвига Алеши Поповича, как освободителя всей русской земли от татар.

В окончательном виде былина об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче представляет собой эпическую песню, возвеличивающую, как и в былинах об Илье Муромце, мужество богатыря и самоотверженность его подвига в борьбе с врагом, поработившим Киев. Фантастический, страшный облик Тугарина — ого огромный рост, то, что он пышет огнем и сыплет искрами, летает на крыльях — не останавливает Алешу, вступающего с ним в единоборство. Самый образ Алеши в этой былине — образ эпического воина, не теряющегося даже в неравном бою. Алеша «где силой не возьмет, —возьмет хитростью, [смелостью- уверткой богатырскою». Смелостью-уверткой он и побеждает Тугарина. Алеша хитростью заставляет пышущего огнем Тугарина оглянуться, и в это время срубает с него голову. Своей хитростью-сметкой в бою Алеша отличается от Ильи, всегда идущего прямо на врага и не пользующегося воинскими уловками. Что же касается отношения Алеши к княжескому двору, то в этой былине оно сходно с отношением Ильи. Алеша видит, что князь не может противостоять Тугарину, сожалеет о бессилии князя Владимира и гневно осуждает безнравственность княгини Апраксин.

Близость ситуаций былины «Алеша и Тугарин» к тем, какие характерны для воинских былин об Илье, привела к созданию особой былины «Илья и Идолище поганое», использующей положения и описания былины об Алеше (ср. обрисовку образов Тугарина и Идолища, описание поведения этих чудовищ на княжеском пиру, их ссоры с богатырями). В процессе бытования в XVIII—XIX вв. постепенно исчезала из устного обихода былина об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче, распространялась былина «Илья и Идолище». Такое уменьшение популярности героической былины об Алеше по всем данным сочеталось с утверждением взгляда на него, как на поповичат т. е. эпического персонажа, не способного на подвиг; к Алеше- Поповичу стали относить пословицу: «У попа глаза завидущие, руки загребущие», Алешу стали звать бабьим угодником, девичьим насмешником, чертами его характера стали коварство,, зависть, лживость г. Таким Алеша выступает в былине* «Добрыня и Алеша», в которой рассказывается, как он, воспользовавшись отъездом на заставу богатырскую Добрыни, при помощи Владимира и Апраксин пытался жениться на добрынипой жене pi был за то жестоко наказан. Эта былина, разумеется, не имеет никаких исторических связей и является осмыслением известного сюжета «муж на свадьбе своей жены» (см., например, возвращение Одиссея); но бытовая и историческая обстановка древней Руси обусловила трактовку этого сюжета как произведения, повествующего о несправедливости княжеского отношения к богатырям, несущим сторожевую службу, о бесчинствах приближенных князя и о беззащитности семьи богатыря.

В результате длительной и сложной эволюции образ Алеши Поповича — славного есаула богатырской заставы — вошел в былевой эпос как сложный и несколько противоречивый. Алеша Попович не так силен, как Илья; Илья это отмечает в словах: «Алеша силой не силен, да напуском смел». Беспредельная смелость Алеши сочетается в нем с ловкостью, ухваткой, находчивостью.

Алеша Попович не обладает такими высокими моральными качествами, как Илья и Добрыня. И все же Алеша, как эпический персонаж, сохраняет очарование героя. В русском эпосе- он остается вместе с Ильей и Добрыней одним из главных богатырей, зорко следящим на заставе, не проехал бы где какой «чужеземный нахвалыцик».

Время чтения: 8 мин.

У соборного попа ростовского был молодой сын, удалый добрый молодец, Алёша.

Научился Алёша на коне ездить, научился мечом владеть и приходит к милому родителю просить благословения на путь-дорогу: хочет Алёша поехать к морю, пострелять гусей-лебедей, малых серых утушек, поискать богатырских подвигов.

Отпустил отец Алёшу в путь-дорогу; вывел Алёша из конюшни своего доброго коня, оседлал его, приговаривает:

— Не оставь меня, добрый конь, в чистом поле серым волкам на растерзанье, чёрным воронам на расхищенье.

Надел на себя Алёша богатырские доспехи, взял с собой доброго молодца, Екима Ивановича, своего названого брата, и выехал в поле; едут богатыри рядом: нога в ногу, стремя у стремени, плечо о плечо, едут с утра до вечера, нигде не мешкают, у рек перевоза не спрашивают; доехали до распутья трёх дорог; лежит посредине белый камень, а на нём вырезана какая-то надпись.

Говорит Алёша Екиму:

— Ты, братец, человек умный, грамоте разумеешь; прочти-ка, что на камне написано. Читает Еким Иванович, что одна дорога ведёт в Муром, а другая в Чернигов, третья прямо к городу Киеву.

— Куда поедем? — спрашивает Еким Алёшу.

— Поедем прямо в стольный Киев, к ласковому князю Владимиру. Повернули они коней на дорожку прямоезжую, доехали до Сафать-реки, раскинули на лугу полотняный шатер, легли богатыри отдохнуть.

Прошла длинная ночь осенняя; встал Алёша рано, росой умылся, Богу помолился. Хотели уже богатыри пуститься в путь-дорогу, да тут подходит к ним калика перехожий, нарядный: разодет в шубу соболью, лапотки у него семи шелков, серебром, золотом расшиты, в руках палица весом в пятьдесят пудов, заморским свинцом налита.

Говорит калика богатырям:

— Добрые молодцы! Видел я сегодня Тугарина Змеевича, чудовище страшное: ростом он в три сажени, от плеча до другого косая сажень, между глаз стрела калёная уляжется; конь под ним, словно лютый зверь: из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.

Захотелось Алёше побороться со змеем, просит он калику, чтобы уступил ему ненадолго своё платье каличье, надел пока его богатырское.

Поменялись они одеждой; пошёл Алёша за Сафать-реку. Как увидал его Тугарин — закричал ему громким голосом, так что всколыхнулась мать-земля сырая:

— Гей, калика перехожий, не видал ли ты молодого Алёшу Поповича: я бы его копьём заколол, огнём спалил! Стоит Алёша еле жив со страху, однако говорит змею:

— Не слышу, что говоришь ты, Тугарин Змеевич; подъезжай сюда поближе, скажи погромче.

Поверил ему Тугарин, подъехал к нему вплотную. Как кинет ему в лоб Алёша палицу свою тяжёлую в пятьдесят пудов — расшиб Тугарину голову; упал змей навзничь.

Алеша Попович и Тугарин змей

Снял Алёша с Тугарина цветное платье, ценой во сто тысяч, и на себя надел, сел на змеева коня и поехал назад.

Увидали его Еким Иванович с каликою, испугались, подумали, что сам Тугарин гонится за ними, побежали к городу Ростову. Алёша за ними, кричит:

— Постойте, братцы! Куда! Никто его и не слушает. Еким Иванович, со страху не оглядываясь, запустил в Алёшу свою палицу в тридцать пудов весом. Попала палица прямо в грудь молодецкую, упал Алёша на землю. Видит Еким, что враг его свалился с коня, вернулся, выхватил свой кинжал булатный, хочет рубить Алёше грудь белую, да увидал на нём золотой крест — остановился, заплакал горько.

— Наказал меня Бог; убил я своего братца названого! Стал Еким с каликой приводить Алёшу в себя; влили ему вина в рот, водой его холодной спрыснули; встал наконец Алёша, шатается, словно хмельной.

Переменился потом Алёша с каликой одеждой, надел своё богатырское платье, а Тугариново в сундук спрятал, и поехали они с Екимом Ивановичем в Киев.

Прибыли они на княжий двор, слезли с коней; пошёл Алёша в гридню княжескую; входит — крестом себя осеняет, кланяется на все четыре стороны.

Спросил князь Алёшу об имени, отчестве, посадил его на лучшее место, ласковым словом приветствовал. Только сел Алёша за стол, видит — отворяются двери гридни, и двенадцать сильных богатырей вносят на пир Тугарина Змеевича: лежит Тугарин на золотой доске, проносят его на лучшее место между князем и княгиней.

Как начали разносить кушанья сахарные, видит Алёша, что Тугарин по целой ковриге хлеба глотает, чашей мёду, величиной с ведро, каждое кушанье запивает.

— Что за невежа, мужик неотёсанный, к тебе, князь Солнышко, на пир попал? — спрашивает Алёша Владимира. — Была у моего батюшки старая собака, жадная на еду; однажды стащила она большую кость да и подавилась! То же будет и с Тугарином.

Почернел Тугарин со злости, однако промолчал на первый раз; Алёша просветлел, словно светлый месяц. Принесли на стол белую лебедь; взял Тугарин лебедь с блюда, всю зараз проглотил. Говорит Алёша:

— Ласковый князь, где это видано, чтоб кто-нибудь по целой лебеди зараз проглатывал! Была у моего батюшки старая корова; забрела она раз к подворотне, целый чан браги выпила да и лопнула. То же будет и с Тугарином.

Не вытерпел тут Тугарин, схватил свой кинжал, пустил в Алёшу; увернулся Алёша, а брат его Еким Иванович перехватил кинжал, спраши­вает брата:

— Сам ли ты, Алёша, в Тугарина кинжал бросишь или мне велишь?

Отвечает Алёша:

— Ни сам не брошу, ни тебе не велю: переведаюсь я завтра с Тугарином в чистом поле один на один; на заклад ставлю свою буйную голову.

Стали все гости князя за Тугарина заклад ставить; ставят бояре по сто рублей, а купцы богатые по пятидесяти, а мужики деревенские по три копеечки; все уверены, что несдобровать Алёше. Один владыка Черниговский поручился за Алёшу Поповича.

Взмахнул Тугарин своими бумажными крыльями, вылетел из гридни княжеской.

Тугарин змей сражается с Алешей поповичем

Всю ночь перед боем Алёша молился Богу: «Пошли, Господи, тучу чёрную с дождём да с градом, чтобы размокли у змея бумажные крылья». Дошли Алёшины молитвы до Спаса Пречистого: полил дождь с градом, размочил Тугарину бумажные крылья; упал злодей на сырую землю. Поехал тогда Алёша Тугарину навстречу — биться с ним смертным боем; кричит Тугарин Алёше:

— Вот я тебя огнём спалю, а не то конём затопчу или копьём заколю; выбирай, что тебе больше нравится! Говорит Алёша:

— Нехорошо ты, Тугарин, поступаешь! Хотел биться со мной один на один, а сам ведёшь за собой грозную силу. Удивился Тугарин речам Алёши, обернулся назад посмотреть, какая такая сила идёт за ним, а Алёше только того и надо. Подскочил Алёша к Тугарину, срубил ему буйную голову, упала голова змеева на сырую землю, как пивной котёл. Поднял её Алёша, привязал к седлу, привёз в Киев на княжий двор да тут и бросил.

Обрадовался Владимир-князь:

— Велика твоя служба, славный богатырь: свет ты мне дал увидеть, как избавил меня от Тугарина! Оставайся в Киеве, служи мне верой-правдою; я тебя щедро награжу своими милостями! Остался Алёша в Киеве, служил князю верой-правдой не один десяток лет, перебил не одну сотню врагов княжеских.

  • Рассказ про аллею сфинксов
  • Рассказ про алтайские горы 4 класс
  • Рассказ про амурского тигра 4 класс
  • Рассказ про алешу поповича 5 класс кратко
  • Рассказ про аленький цветочек