Рассказ привидение в инженерном замке

16 февраля 2021 года в россии отмечается 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, литературного критика николая семновича лескова.

16 февраля 2021 года в России отмечается 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, литературного критика Николая Семёновича Лескова.

Рассказ привидение в инженерном замке

Библиотека НВМУ организовала для читателей выставку, посвящённую жизни и творчеству самого, по словам Льва Толстого, «русского из наших писателей»о.

Одно из самых известных произведений Лескова, конечно, «Левша», который входит в обязательную программу для изучения в 6 классе. Рассказ о тульском умельце, сумевшем подковать блоху, до сих пор любим и читаем ребятами, но не менее пристального внимания со стороны нахимовцев заслуживают рассказы «Кадетский монастырь» и «Привидение в Инженерном замке», написанные в конце 19 века и описывающие быт и шалости первых петербуржских кадет.

О жизни писателя подробно описано в самой известной биографии, написанной его сыном Андреем Лесковым «Серия литературных мемуаров. Жизнь Николая Лескова». Сотрудники библиотеки предлагают читателям ознакомиться с интересными фактами из жизнеописания Николая Лескова:

  • До 10 лет Николай Лесков получал образование дома, после чего был принят в Орловскую губернскую гимназию. С детства его считали одаренным и прилежным учеником, но поступив в гимназию, мальчик стал сильно отставать в учебе от своих сверстников. После пяти лет обучения вместо аттестатаи Нколай Лесков получил справку об окончании только двух классов гимназии, потому что отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. К сожалению, такая радикальность детских взглядов навсегда закрыла для писателя возможность получить дальнейшее образование;
  • Впервые Николай Лесков начал печататься весьма поздно для своего времени — в 26 лет. Тогда он начал пробовать себя в роли публициста, печатая статьи в таких изданиях как «Петербургские ведомости», «Современная медицина», «Отечественные записки», «Русские речи» и «Северная пчела», сотрудником которой Лесков позже становится. Но своей первой работой Николай Лесков считал публицистический материал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованный в «Отечественных записках»;
  • А литературный дебют Лескова состоялся еще позже, когда писателю было 32 года. Его первая повесть «Житие одной бабы» была опубликована в 1863 году на страницах «Библиотеки для чтения». Кстати, библиотека НВМУ располагает раритетным полным собранием сочинений Николая Семёновича Лескова в 36 томах (1902-1903 гг), типография А.Ф. Маркса;
  • Николай Лесков был в числе одних из первых вегетарианцев. Во многом на это его решение повлияло общение со Львом Толстым, который также считал неприемлемым употребление животных в пищу. Вегетарианство повлияло не только на образ жизни Николая Семеновича, но и на его творчество. Он активно пропагандировал такой образ жизни на страницах газеты «Новое время», и даже настаивал на создании кулинарной книги, содержащей только вегетарианские блюда. Он был первым писателем в России, кто ввёл в свое произведение персонажа-вегетарианца;
  • Многие литературные критики и писатели всегда подчеркивали уникальность русской народной речи и её использования в произведениях Лескова. Некоторые даже считали написанное им чересчур уж витиеватым и нарочито приукрашенным, но Николай Семенович ни разу не изменил своему стилю в угоду критиков. Сам писатель, напротив, считал что то, как говорят его персонажи, индивидуальные особенности их языка, является самым важным в характеристике героев;
  • Многие писатели восхищались стилем письма Лескова и им самим. К примеру, Максим Горький писал, что в плане образности слова и мысли Лесков стоит в одном ряду с Толстым, Тургеневым, Гоголем и Гончаровым. Антон Чехов подчеркивал, что Николай Лесков для него бывал одним из главных учителей. А Льва Николаевича Толстого всегда привлекал кругозор Лескова, внимание к бытовым деталям, поиск тонких значений слов, за что он и окрестил его«самым русским из наших писателей»;

За несколько лет до своей смерти Николай Лесков опубликовал «Полное собрание сочинений» в 12 томах у издателя Алексея Суворина. Книги пользовались огромной популярностью и принесли Лескову хорошую прибыль и, что важнее, долгожданное признание. К сожалению, этот триумф стал единственным при жизни Лескова. Дело в том, что 6 том, в котором находились церковные произведения писателя, не пропустила цензура. Об этом Николаю Лескову сообщили в типографии, что стало причиной первого приступа, приведшего впоследствии к кончине писателя.

Спустя столько лет популярность писателя не угасает. Слава к Николаю Лескову пришла лишь в ХХ веке, когда его произведения не просто стали одними из самых читаемых, но и послужили основой для других произведений искусства. По мотивам «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрий Шостакович написал оперу, а Родион Щедрин создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла.

Слава писателя живёт в его героях, и, пока его произведения читают, Николай Семёнович Лесков будет жить в думах и мыслях его потомков и благодарных читателей. 

Николай Лесков
Leskov nikolai semyonovich.jpg
Романы 8
Повести 14

Никола́й Семёнович Леско́в (4 [16] февраля 1831, село Горохово, Орловская губерния[1] — 21 февраля [5 марта] 1895, Санкт-Петербург) — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом Стебни́цкий. В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия[2].

Произведения[править | править код]

Романы[править | править код]

  • Некуда (1864)
  • Обойдённые (1865)
  • Островитяне (1866)
  • Старые годы в селе Плодомасове (1869)
  • На ножах (1870)
  • Соборяне (1872)
  • Захудалый род (1874)
  • Чёртовы куклы (1890)
  • Незаконченные романы о «человеке без направления» («Соколий перелёт», «Незаметный след», «Чёртовы куклы», 1870—1880-е годы).

Повести[править | править код]

  • Житие одной бабы (1863)
  • Леди Макбет Мценского уезда (1864)
  • Воительница (1866)
  • Смех и горе (1871)
  • Загадочный человек (1872)
  • Запечатленный ангел (1872)
  • Очарованный странник (1873)
  • На краю света (1875), основана на подлинном случае миссионерской деятельности архиепископа Нила.
    • Сохранилась её ранняя рукописная редакция «Темняк».
  • Некрещёный поп (1877)
  • Левша (1881)
  • Печерские антики (1882)
  • Гора (1888)
  • Оскорблённая Нетэта (1890)
  • Полунощники (1891)

Рассказы[править | править код]

  • Овцебык (1862)
  • Павлин (1874)
  • Владычный суд (1876)
  • Железная воля (1876)
  • Праведники (1876)
  • Бесстыдник (1877)
  • Однодум (1879)
  • Шерамур (1879)
  • Чертогон (1879)
  • Белый орёл (1880)
  • Епархиальный суд (1880)
  • Кадетский монастырь (1880)
  • Несмертельный Голован (1880)
  • Русский демократ в Польше (1880)
  • Привидение в инженерном замке (1882)
  • Тупейный художник (1883)
  • Заметки неизвестного (1884)
    • Искусный ответчик
    • Как нехорошо осуждать слабости
    • Излишняя материнская нежность
    • Чужеземные обычаи только с разумением применять можно
    • Особы духовного происхождения и в светском быту иначе уважаются
    • Женское стремление к пониманию причиняет напрасные беспокойства
    • Скорость потребна блох ловить, а в делах нужно осмотрение
    • О вреде от чтения светских книг, бываемом для многих
    • Надлежит не осуждать проступков, не зная руководивших им соображений
    • Счастливому остроумию и непозволительная вольность прощается
    • О безумии одного князя
    • Удивительный случай всеобщего недоумения
    • Стойкость, до конца выдержанная, обезоруживает и спасает
    • Об иностранном предиканте
    • О новом золоте
    • Стесненная ограниченность аглицкого искусства
    • О слабости чувств и о напряженности оных (Двоякий приклад от познаний и наблюдения)
    • Острых вещей в дар предлагать не следует
    • Остановление растущего языка
    • Преусиленное стеснение в темное время противное производит
    • О петухе и о его детях. Геральдический казус
    • Простое средство
  • Святочные рассказы
    • Маленькая ошибка (1883)
    • Штопальщик (1882)
    • Жидовская кувырколлегия (1882)
    • Путешествие с нигилистом (1882)
    • Зверь. Святочный рассказ (1883)
    • Отборное зерно (1884)
    • Старый гений (1884)
    • Жемчужное ожерелье (1885)
    • Фигура (1889)
    • Дух госпожи Жанлис
    • Обман
    • Неразменный рубль
  • Рассказы кстати
    • Совместители (1884)
    • Старинные психопаты (1885)
    • Интересные мужчины (1885)
    • Таинственные предвестия (1884)
    • Александрит (1884)
    • Загадочное происшествие в сумасшедшем доме (1884)
    • Умершее сословие (опубл. 1888)
  • Пугало (1885)
  • Человек на часах (1887)
  • Грабёж (1887)
  • Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
  • Колыванский муж (1888)
  • Лев старца Герасима (1888)
  • Легенды о совестном Даниле (1888)
  • Час воли Божией (Сказка) (1890)
  • Пустоплясы (1892)
  • Юдоль (1892)
  • Административная грация (1893)
  • Заячий ремиз (1894)
  • Дама и фефёла (1894)

  • Засуха (опубл. 1862)
  • В тарантасе (опубл. 1862)
  • Разбойник (опубл. 1862)
  • Ум своё, а чёрт своё (опубл. 1863)
  • О двенадцати месяцах (опубл. 1863)
  • От тебя не больно (опубл. 1863)
  • Кувырков (опубл. 1863)
  • Kochanko moja! na co nam rozmowa? (опубл. 1863)
  • Бессребреник
  • Пигмей
  • Русское тайнобрачие (опубл. 1878)
  • Ракушанский меламед (опубл. 1878)
  • Прибавление к рассказу о кадетском монастыре (опубл. 1885)
  • Леон дворецкий сын (1881)
  • Пламенная патриотка (опубл. 1881)
  • Борьба за преобладание (опубл. 1882)
  • Райский змей (опубл. 1882)
  • Голос природы (опубл. 1883)
  • Синодальный философ (опубл. 1883)
  • Случай у Спаса в Наливках (опубл. 1883)
  • Справедливый человек (1883—1884, опубл. 1958)
  • Сказание о Фёдоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине (опубл. 1886)
  • Брамадата и Радован (опубл. 1886)
  • Грабёж (опубл. 1887)
  • Скоморох Памфалон (опубл. 1887)
  • Инженеры-бессребреники (опубл. 1887)
  • Домашняя челядь (опубл. 1887)
  • Антука (опубл. 1888)
  • Прекрасная Аза (опубл. 1888)
  • Легенда о совестном Даниле (опубл. 1888)
  • Лев старца Герасима (опубл. 1888)
  • Гора (1887—1888, опубл. 1890)
  • Аскалонский злодей (опубл. 1889)
  • Повесть о богоугодном дровоколе (опубл. 1890)
  • Под Рождество обидели (опубл. 1890)
  • Дурачок (опубл. 1891)
  • Невинный Пруденций (опубл. 1891)
  • Неоценённые услуги (опубл. 1891)
  • Продукт природы (1893)
  • Загон (1893)
  • Сибирские картинки XVIII века (опубл. 1893)
  • Вдохновенные бродяги (опубл. 1894)
  • Сошествие во ад (опубл. 1894)

Пьесы[править | править код]

  • Расточитель (1867)

Публицистика[править | править код]

  • Бродяги духовного чина — исторический очерк, написанный по предсмертной просьбе Ивана Даниловича Павловского.
  • Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния) (1861).
  • Николай Гаврилович Чернышевский в его романе «Что делать?» (1863)
  • <О романе «Некуда»>
  • Страна изгнания
  • Еврей в России (Несколько замечаний по еврейскому вопросу) (1883), (предисловие Льва Аннинского[3])
  • Пресыщение знатностью (1888)
  • Архиерейские объезды
  • Епархиальный суд
  • Карикатурный идеал
  • Легендарные характеры
  • Мелочи архиерейской жизни
  • О русской иконописи
  • Русские общественные заметки
  • Сеничкин яд
  • По поводу «Крейцеровой сонаты» (опубл. 1891)

Издания и собрания сочинений[править | править код]

Незадолго до смерти, в 1889—1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой).

В 1902—1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя.

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года. В это издание (помимо известных произведений) планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся, статьи, рассказы и повести писателя.

Некоторые издания произведений[править | править код]

  • О раскольниках г. Риги, преимущественно в отношении к школам / [Николай Лесков]. — [Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук], 1863. — 89 с.
  • Обойденные: Роман в 3 ч. И. Стебницкого [псевд. Н. С. Лескова]. (Ч. 1, 2 и 3). — Санкт-Петербург: тип. А. А. Краевского, 1866. — [4], 121, [3], 70, [2], 94 с.
  • Островитяне: Повесть М. Стебницкого (автора романа «Некуда» и «Обойденные»). — Санкт-Петербург: М. Иванов, 1866. — [4], 251 с.
  • Расточитель: Драма в 5 д. / [Соч.] М. Стебницкого. — Санкт-Петербург: тип. В. Спиридонова, 1868. — 109 с.
  • Загадочный человек: Эпизод из истории комич. времени на Руси: С письмом авт. к Ивану Сергеевичу Тургеневу / Н. С. Лесков-Стебницкий. — Санкт-Петербург: тип. В. Безобразова и К°, 1871. — [10], 172 с.
  • На ножах: Роман в 6 ч. / [Соч.] Н. Лескова (Стебницкого). — Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 1871. — [2], 794 с.
  • Н. С. Лесков. Некуда. СПб., изд. Вольфа, 1867; СПб., изд. Суворина, 1879, 1887;
  • Очарованный странник: Рассказ Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: Газета «Рус. мир», 1874. — [4], 180 с.
  • Захудалый род: Семейн. хроника князей Протозановых: (Из записок княжны В. Д. П.): В 2 ч. / Соч. Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: А. Ф. Базунов, 1875. — [6], 343 с. — (Библиотека современных писателей. Сер. 2; Т. 4)
  • На краю света: (Из воспоминаний архиерея): Рассказ Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: тип. и лит. кн. В. Оболенского, 1876. — 165 с. — (Летучая библиотека)
  • Павлин; Детские годы: (Рассказ): (Из воспоминаний Меркула Праотцева) / Соч. Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: А. Ф. Базунов — 1876. — [6], 415 с. — (Библиотека современных писателей. Сер. 2; Т. 5)
  • Великосветский раскол: (Лорд Редсток, его учение и проповедь): Очерк соврем. религ. движения в Петерб. о-ве: С присовокуплением молитв пастора Берсье, в пер. на рус. яз. / Соч. Н. С. Лескова. — Москва: Университетск. тип. (М. Катков), 1877. — [2], 119 с.
  • Владычный суд: Быль: (Из недавних воспоминаний): Pendant к рассказу «На краю света» / [Соч.] Н. Лескова. — Санкт-Петербург: тип. дух. журн. «Странник», 1877. — [4], 84 с.
  • Пророчества о Мессии, выбранные из Псалтири и пророческих книг святой Библии. — Санкт-Петербург: тип. М. И. Попова, 1878. — 40 с.
  • Некрещенный поп: Невероятное событие (Легендар. случай): Рассказ / [Соч.] Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: тип. М. И. Попова, 1878. — 91 с.
  • Соборяне: Старогородская хроника / [Соч.] Н. Лескова (Стебницкого). — Москва: Унив. тип. Катков и К°, 1872. — 593 с.
  • Мелочи архиерейской жизни: (Картинки с натуры) / Н. С. Лесков. — Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1879. — [4], 228 с.
  • О преподавании закона божия в неародных школах: Выписка из «Журн. Особого отд. Учен. ком. М-ва нар. просвещения» 4 дек. (1879 г. № 387) / М-во нар. просвещения; [Лесков]. — Санкт-Петербург: тип. Суворина, 1880. — [2], 143 с.
  • Русские богоносцы: Религ.-быт. картины: I. На краю света. II. Владычий суд: (Оба рассказа авт. вновь пересм. и испр.) / [Соч.] Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: Л. Тузов, 1880. — [4], 231 с.
  • Обойденные: Роман в 3 ч. / [Соч.] Н. С. Лескова (псевд. Стебницкий). — 3-е изд. — Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1881. — [4], 384 с.
  • Русская рознь: Очерки и рассказы: (1880—1881) / Н. С. Лесков. — Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1881. — [6], 442 с.
  • Еврей в России: Несколько замечаний по евр. вопросу. — Санкт-Петербург: типо-лит. Р. Голике, 1884. — 92 с.
  • Боголюбезный скоморох: Старин. сказание / [Николай Лесков]. — 1887. — 24 с.
  • Сказание о Федоре-Христианине и о друге его Абраме-Жидовине / [Соч.] Н. С. Лескова. — Москва: А. А. Левенсон, 1887. — 64 с.
  • Котин доилец: Повесть / Н. С. Лесков. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, ценз. 1888. — 71 с. — (Дешевая библиотека; № 66)
  • Гора: Роман из египет. жизни / Соч. Н. С. Лескова. — Санкт-Петербург: тип. С. Добродеева, 1890. — [2], 234 с.
  • Прекрасная Аза: Легенда по старин. прологу / Сост. Н. С. Лесковым; С рис. И. Е. Репина. — Москва: тип. И. Д. Сытина и К°, 1890. — 36 с.
  • Совестный Данила: Легенда по старин. прологу / Сост. Н. С. Лесковым; С рис. И. Е. Репина. — Москва: тип. И. Д. Сытина и К°, 1890. — 35 с.
  • Фигура: Рассказ Н. С. Лескова. — Москва: тип. И. Д. Сытина и К°, 1890. — 36 с.
  • Невинный Пруденций: (Сказание) / [Соч.] Н. С. Лескова. — Москва: тип. И. Д. Сытина и К°, 1892. — 126 с. — (Для взрослых; № 121)
  • Н. С. Лесков. Собрание сочинений. тт. 1—12. СПб., 1889—1896
  • Полное собрание сочинений в 36 томах. В 11 книгах. — «Издание А. Ф. Маркса», 1903 г. Т. 1—2. Т. 3—5. Т. 6—8. Т. 9—12. Т. 13—15. Т. 16—18. Т. 19—21. Т. 22—24. Т. 25—27. Т. 28—30. Т. 31—33. Т. 34—36.
  • Сказание о Федоре-Христианине и о друге его Абраме-Жидовине / Лесков. — Петроград: Гос. изд-во, 1919. — 32 с.
  • Заячий ремиз: Наблюдения, опыты и приключения Оноприя Перегуда из Перегудов / Н. С. Лесков. — Москва; Петроград: Круг, 1922. — [2], 168 с.
  • Н. С. Лесков. Тупейный художник. — «Аквилон», 1922 г.
  • Штопальщикъ / Н. Лесков. Рис. Б. Кустодиева. — Петроград: Аквилон, 1922. — 44 с.
  • Амур в лапоточках: Крестьянский роман / Н. С. Лесков. Новая неизд. ред. с послесл. П. В. Быкова. Обл. работы Б. М. Кустодиева. — Ленинград: Время, 1924. — 128 с.
  • Н. С. Лесков. Дух госпожи Жанлис.. — «ЗИФ», 1926 г.
  • Человек на часах / Н. Лесков. Гравюры на дереве П. Павлинова. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1926. — 32 с.: ил .— (Новая детская библиотека. Средний и старший возраст)
  • Избранные рассказы / Н. С. Лесков. Ред. [и вступ. ст.] Л. П. Гроссмана. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1926. — 241, [2] с. — (Русские и мировые классики / Под ред. А. В. Луначарского и Н. К. Пиксанова)
  • Избранные произведения: В 3-х т. / [Вступит. статья Б. Другова, с. V—XXX]. — Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Фин. ССР, 1952
  • Собрание сочинений: В 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова [и др.]; [Вступ. статья П. П. Громова, Б. М. Эйхенбаума]. — Москва: Гослитиздат. [Ленингр. отд-ние], 1956—1958.
  • Лесков Н. С. Вместо предисловия Б. Я. Бухштаб. Н. С. Лесков (1831—1895) // Собрание сочинений в шести томах / Под общей редакцией Б. Я. Бухштаба. — М.,: Правда, 1973. — Т. 1. — С. 3—42. — 432 с. — (Библиотека «Огонёк»). — 375 000 экз.
  • Собрание сочинений: в 5 т. / Н. С. Лесков; сост. и общ. ред. Вс. Троицкого; ил. худож. Пинкисевича. — Москва: «Правда», 1981. — (Библиотека «Огонек», Отечественная классика)
  • Собрание сочинений: в двенадцати томах. / сост. и общ. ред. В. Ю. Троицкого. — Москва: «Правда», 1989. — (Библиотека «Огонек»)
  • Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 6 томах (7 книгах). — Москва: «Экран», 1993 г.
  • Полное собрание сочинений: В 30 т. / Н. С. Лесков; Редкол.: Н. И. Либан и др. — М.: Терра, 1996—
  • Собрание сочинений: в 7 томах / Н. С. Лесков; [сост. Вс. Троицкий]. — Москва: Терра-Кн. клуб, 2007. — ISBN 978-5-275-01557-7
  • Собрание сочинений: [в 2 т.] / Н. С. Лесков; [ред.-сост. С. В. Супрунова]. — Калининград: Янтарный сказ, 2009. — ISBN 978-5-7406-1074-5
  • Николай Лесков. Левша. — «Янтарный сказ», 2002 г. — ISBN 5-7406-0214-9.
  • Legenden / Nikolai Lesskow. — C.H. Becksche Verlagsbuchhandlung. — 351 s.
  • Altchristliche Legenden / Von Nikolai Ljesskow. — Munchen: Muller, 1923. — 314 s. — (Ljesskow. Ausgewahlte Novellen; [Bd. 2])
  • Lady Macbeth von Mzensk / Von Nicolai Ljeskow. — Munchen: Stangl, [1924]. — 92 s. — (Russische Novellen).
  • Udvalgte fortaellinger: Billeder fra det gamle Rusland / Nikolaj Leskov; I overs. ved Alfr. Schonebeck. — [Kjobenhavn]: Reitzel, 1930. — 381 с.
  • The tales of N. S. Leskov. Vol. 1: The musk-ox and other tales. / Transl from the Russian by R. Norman. — London: Routledge, 1944. — 207 p.
  • Несмртни Главона. / Н. Лесков; Превод у ред. М. М. Пешића. — Београд: Просвета, 1946. —67 с. — (Јевтина библиотека; 11—12)
  • Избрани повести и разкази [Текст] / Н. С. Лесков; Преведе от рус. Любен Георгиев. — София: Народна просвета, 1948. — 340 с.
  • Der Linkshänder: Die Erzählung vor dem scheeläugigen Linkshänder aus Tula und von dem stählernen Floh / Nikolai Lesskow. — Berlin: Aufbau-Verl., 1949. — 102 s.
  • Očarovány poutní / V. S. Leskov. — Praha: Svoboda, 1950. — 253 с. — (Světová četba; Sv. 29)
  • Opowieść o tulskim mańkucie; Balwierz-artysta / Mikołaj Leskow; Tłum. Julian Tuwim. — Warszawa: Czytelnik, 1950. — 107 s.
  • Az elvarázsolt zarándok: Regény / Leszkov; Ford. Gellért György. — Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1959. — 230 с.
  • I preti di Stàrgorod: cronaca / Nikolai Lieskov; [traduzione di Sergio Molinari]. — Milano: Rizzoli, 1962. — 349, [2] с. — (Biblioteca universale Rizzoli: B. U. R.)
  • Левакът [Текст] / Н. С. Лесков; Прев. от рус. Атанас Далчев. — София: Народна младеж, 1962. — 42 с.: ил. — (Библиотека «Пчелица» / Под ред. на Георги Константанов; № 13)
  • Katarina Ismajlova och Mästersmeden fran Tula / Nikolaj Ljeskov; Övers. av Margit Lindström. — Stockholm: Tiden, [1974]. — 146 с.

Примечания[править | править код]

Легенды утверждают, что ночью по Михайловскому дворцу бродит призрак убитого императора. Некоторые из этих фантазий описал Н.С. Лесков в рассказе «Привидение в Инженерном замке». Да и сегодня фантазеров хватает… Девятого марта 1797 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки Михайловского замка. Позднее дворец назывался Инженерным: в нем располагалось военное инженерное училище.

Павел Петрович еще в молодости мечтал построить для себя парадный и неприступный дворец-замок в Петербурге. Рассматривалось много проектов. В итоге Павел утвердил архитектурное решение Василия Ивановича Баженова, а строительством руководил придворный зодчий Винченцо Бренна. И замок действительно первоначально был окружен со всех сторон рвами с водой, подъемными мостами, брустверами, чугунными решетками. От кого, интересно, Павел хотел укрыться? Впрочем, все равно из этой затеи ничего не вышло. Рвы и подъемные мосты ни от чего не спасли – императора убили люди из его ближайшего окружения. А до этого на месте замка располагался царский Летний дворец, в котором Екатерина II и произвела на свет своего сына Павла.

Легенды замка Павла и призрак убитого императора

С Михайловским замком, который Павел очень любил, связано множество легенд. Первая – с его названием. Якобы у Летнего дворца стоял на страже часовой, и однажды в полночь ему явился ангел, который повелел передать императору, что старый Летний дворец следует разобрать, а на его месте воздвигнуть новый и назвать его именем архангела Михаила. Солдат передал Павлу это небесное поручение, на что тот сказал: «Я знаю. Воля его будет исполнена». Еще одна легенда гласит, что будто бы однажды, пребывая в унылом расположении духа и меланхолическом раздумье, Павел сказал окружающим: «Я бы хотел умереть там, где родился»… И он действительно умер на том же месте, где и родился. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками в Михайловском замке. Причем убийство произошло через 40 дней после новоселья…

Строительство замка проводилось в большой спешке, днем и ночью: Павел Петрович всегда был нетерпелив, подгонял своих подчиненных, руководивших строительством. Не хватало строительных материалов. Ничего! Из закрытого Таврического дворца привезли наборный паркет, а также статуи, картины, мебель. Павел, с неприязнью относившийся к Потемкину, отдал его дворец под казармы Конногвардейского полка. А еще в ход пошли камни и мрамор строившегося в то время Исаакиевского собора.

Оттуда привезли и главные Воскресенские ворота, во фриз которых были вмонтированы медные буквы. Надпись гласила (в старой орфографии): «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Это измененная цитата из Псалма 92: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Ходили слухи, что незадолго до убийства Павла петербургская юродивая предрекла императору столько лет жизни, сколько букв в этой надписи. А их всего 47. Однако легенда не совсем точна: Павел Петрович прожил полных 46 лет. Он был убит на 47-м году. А после революции надпись с ворот исчезла. От нее остались только черные точки на месте крепления букв. Ныне ее восстановили.

Император предчувствовал свою гибель. Камергер князь Сергей Михайлович Голицын вспоминал: «Ужин, как обыкновенно, кончился в половине десятого. Заведено было, что все выходили в другую комнату и прощались с государем, который в 10 часов бывал уже в постели. В этот вечер он также вышел в другую комнату, но ни с кем не простился и сказал только: «Чему быть, тому не миновать». Вот какое предчувствие имел император Павел».

Еще несколько мемуаристов рассказывают, что тем же вечером Павел долго беседовал с Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Разговор зашел между прочим и о смерти. «На тот свет идтить – не котомки шить», – сказал Павел полководцу. «Кутузов не был посвящен в заговор», – отмечает генерал от инфантерии граф Александр Федорович Ланжерон. В своих «Записках» он передает рассказ Кутузова: «После ужина Император взглянул на себя в зеркало, имевшее недостаток и делавшее лица кривыми. Он посмеялся над этим и сказал мне: «Посмотрите, какое смешное зеркало, я вижу себя в нем с шеей на сторону». Это было за полтора часа до его кончины». Как известно, заговорщики сначала оглушили Павла ударом золотой табакерки, а потом задушили офицерским шарфом.

Еще одна легенда Михайловского замка утверждает, что ночью по его залам и коридорам до сих бродит призрак убитого императора. Его якобы множество раз видели часовые. Прохожие иногда замечали в окнах замка какую-то светящуюся фигуру. Да и сегодня таких фантазеров хватает… Некоторые из этих фантазий описал еще Николай Семенович Лесков в рассказе «Привидение в Инженерном замке». Там, правда, все разъяснилось самым естественным образом – это были шалости кадетов Николаевского инженерного училища, которые не имели никакого отношения к привидениям и прочим потусторонним силам. И жаль, что уже нельзя спросить у виновника этой истории кадета «К-дина», как его представляет Лесков: а какого черта он хватал за нос лежащего в гробу генерала Ламновского, строгого училищного начальника? Хотел похвастаться удальством перед товарищами? Странный, конечно, способ…

Теперь насчет необычного цвета Михайловского замка. Согласно очередной легенде, во время бала придворная фрейлина, а по совместительству фаворитка императора Павла, Анна Лопухина обронила перчатку. Многие из кавалеров бросились ее поднимать, однако самым ловким оказался Павел I. Он поднял перчатку и обратил внимание на ее необычный розовато-желто-оранжевый цвет. Хотя тогда носили в основном белые перчатки. Немного подумав, император-рыцарь приказал передать диковинную перчатку архитектору В. Бренне в качестве образца для колора внешних стен дворца.

Впрочем, в те времена было много диковинных названий цветов и оттенков. Например, «цвет бедра испуганной нимфы»; «лягушка в обмороке»; «сюрприз дофина»; «испуганная мышь»; «маркиза Помпадур»; «цвет блохи, упавшей в обморок»; «дети Эдуарда»; «последний вздох жако»; «цвет влюбленной жабы»; «цвет медвежьего ушка» или, наконец, «цвет московского пожара» – давленая брусника и «цвет паука, замышляющего преступление». Это – темный оттенок серого без всякого намека на криминал… Михайловский замок был торжественно освящен 21 (8) ноября 1800 года, в День святого архангела Михаила, но работы по его внутреннему убранству еще продолжались до марта 1801 года. В замке ощущалась сырость, от каминов и зажженных свечей в комнатах стоял туман. Многие помещения были недоделаны, стояли пустые и погруженные во мрак. В коридорах гуляли сквозняки. Ни дать, ни взять – декорации для современного хоррора!..


В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.


Поделитесь в вашей соцсети?


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • Рассказ пришвина жалейка текст
  • Рассказ преступление и наказание краткое содержание по главам
  • Рассказ пришвина берестяная трубочка
  • Рассказ предка паломничество к истокам жизни ричард докинз книга
  • Рассказ предмайское утро пришвин