Рассказ пришвина золотой луг читать полностью

Слайд 1семинар по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии способа диалектического обучения формирование читательской грамотности средствами

Слайд 1

Семинар по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения Формирование читательской грамотности средствами СДО при использовании составного текста Череповская Майя Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Разъезженская СШ» Ермаковского района

Слайд 2

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Для этого необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературы, но и на других предметах учить ребят добывать и вычленять информацию. Применение Способа диалектического обучения способствует развитию смыслового чтения, умению извлекать информацию из различных источников, т. е. успешному формированию читательской грамотности учащихся. Способ диалектического обучения позволяет в полной мере развивать логические умения учащихся: формулировать суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия и пути их решения. Логические умения развивают способность познавать окружающий мир и овладевать предметными умениями. Всё это положительно влияет на формирование читательской грамотности.

Слайд 3

Текст №1 Михаил Михайлович Пришвин Золотой луг У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Слайд 4

Текст №2 Одува́нчик (лат. Taráxacum ) — род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные ( Asteraceae ). Типовой вид рода —Одуванчик лекарственный — хорошо известное растение с розеткой прикорневых листьев и крупными ярко-жёлтыми соцветиями — корзинками из язычковых цветков. В ненастную погоду и на ночь корзинка закрывается. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния https://ru.wikipedia.org/wiki/Одуванчик

Слайд 5

Задания к текстам Задание 1 Объяснить лексическое значение слов из рассказа М. М. Пришвина в форме суждений (текст №1): фукнуть, зазеваешься, идти в пяту, забава (по 1 баллу за каждое объяснение, макс. – 4б.). Ответ: слово «фукнуть» употребляется в значении «дунуть , сдуть»; слово «зазеваешься» обозначает «заглядишься по сторонам»; выражение «идти в пяту» обозначает «следовать за кем-либо»; слово «забава» употребляется в значении «игра , развлечение». Читательское умение: 2 группа — понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Логические умения: формулировать суждение.

Слайд 6

Задание 2 Выпишите ключевое понятие текста №2 (1 б.). Сформулируйте содержание данного понятия, указав родовой и видовые признаки (2б.). Ответ: ключевое понятие – одуванчик, родовое понятие – род многолетних травянистых растений, семейство Астровые или Сложноцветные . Видовые: розетка прикорневых листьев (1), крупные ярко-жёлтые соцветия — корзинки из язычковых цветков (2), носика семянки с множеством волосков (3), Возможность перелетать в воздушных потоках на большие расстояния (4). Сконструируйте целое определение одуванчика. Ответ: одуванчик — род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные, имеющий розетку прикорневых листьев, крупные ярко-жёлтые соцветия – корзинки из язычковых цветков, вершина вытянутого носика семянки одуванчика имеет множество волосков, с помощью которых плод может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния Читательские умения: 1 группа — находить и извлекать одну или несколько единиц информации; анализировать информацию. Логические умения: распознавание существенных признаков понятия (родового и видовых), формулирование определения понятия.

Слайд 7

Задание 3 Определите стиль текста №1 и стиль текста №2. Докажите принадлежность к определённому стилю речи, сформулировав дедуктивное умозаключение по карточке №6 (по 3 балла за каждое умозаключение, макс. – 6 б.) Ответ: поскольку тексты, воздействующие на эмоции и воображение читателя, относятся к художественному стилю речи, а в тексте №1 автор, показывая красоту одуванчика, воздействует на эмоции и воображение читателя, следовательно, текст №1 относится к художественному стилю речи. Поскольку тексты, передающие точную научн ую информаци ю и включающие термины , относятся к научному стилю речи, а в тексте №2 передаётся научная информация с помощью терминов, следовательно, текст №2 относится к научному стилю речи. Читательские умения: 3 группа — оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), высказывать и обосновывать собственную точку зрения. Логические умения: формулировать умозаключение (дедуктивное).

Слайд 8

Задание 4 С помощью каких средств автор показывает нам окружающую красоту в тексте №1? Выпишите средства изображения и определите их вид (по 1 баллу за каждый образ и его вид, макс. – 7б.) Понятие Средства изображения Вид 1 луг золотой эпитет , указание цвета позеленел описание состояния 2 одуванчики сжал лепестки метафора, описание состояния действия раскрывает ладони олицетворение, описание состояния ложились спать олицетворение, описание состояния вставали олицетворение, описание состояния 3 солнце взошло описание состояния

Слайд 9

Читательские умения: 1 группа — находить и извлекать одну или несколько единиц информации, 3 группа — оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов. Логические умения: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); определение понятий.

Слайд 10

Задание 5 Найдите в текстах 1 и 2 информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Запишите не менее 2-х примеров причинно-следственной связи по образцу: причина -…; следствие — … (по 2 балла за каждую верную пару фактов из текстов, отражающих причинно-следственные связи, макс. — 4 б.) Ответ : Текст №1 Причина – созревание одуванчиков; следствие – забава детей. Причина – наступление вечера; следствие – луг позеленел. Причина – восход солнца; следствие – луг золотой. Причина — спать одуванчики ложились вместе с детьми, и вместе с детьми вставали; следствие – одуванчик стал одним из самых интересных цветов. Текст №2 Причина – ненастная погода, наступление ночи; следствие – корзинка одуванчика закрывается. Причина — волоски у одуванчика очень легкие; следствие – волоски одуванчика мо гу т перелетать в воздушных потоках. Читательские умения: 2 группа — устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Логические умения: установление причинно-следственных связей.

Слайд 11

Задание 6 Найдите в текстах №1 и №2 аргументы, подтверждающие истинность тезис а (по 1б. за каждый аргумент, макс. – 2б.): Одуванчик – один из самых интересных цветов. Ответ : Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрываются и луг становится золотым, а вечером зеленеет (текст 1). В ненастную погоду и на ночь корзинка одуванчика закрывается (текст 2). Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (тезис – пример), находить и извлекать одну или несколько единиц информации. Логические умения: построение речевого высказывания.

Слайд 12

Задание 7 Как доказать, что один из братьев в тексте №1 младше, а другой – старше (1б.)? Ответ : поскольку один из мальчиков шёл впереди, а дугой в пяту (позади), следовательно, Серёжа был старше, а рассказчик младше. Читательские умения: 2 группа — формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Логические умения: выявлять причинно-следственные связи.

Слайд 13

Задание 8 Соотнесите содержание текста №1 и №2 с соответствующей им иллюстрацией. Ответ дайте в форме суждения (по 1б. за каждое суждение). 1 2 3 4 Текст №_________ Текст №________ Текст №________ Текст №________

Слайд 14

Ответ: В тексте №1 говорится о луге, усыпанном золотыми одуванчиками, а на иллюстрации №2 изображён луг с растущими на нём жёлтыми одуванчиками, поэтому иллюстрация 2 соответствует содержанию текста №1. В тексте №2 говорится о строении одуванчика, а на иллюстрации №1 показано строение цветка, поэтому иллюстрация №1 соответствует содержанию текста №2. Читательские умения: 2 группа — соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Логические умения: анализ информации, сопоставление информации из разных источников, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Михаил Михайлович Пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. Основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей, а также увлекательные рассказы на тему природы и охоты. В своем литературном творчестве Михаил Пришвин, главным образом, размышлял над вопросами человеческого бытия — поднимал вопросы смысла жизни и предназначения, связи человека с природой, религии. «Певец русской природы», – именно так однажды назвал Константин Паустовский Пришвина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам поподробнее ознакомиться с биографией известного на всю страну писателя.

Рождение и детство 

Михаил Пришвин появился на свет в 1873 году в Орловской губернии. Будущий писатель был младшим ребёнком в семье Пришвиных. От своей матери Михаил унаследовал решительный характер и невероятную силу духа, а от отца – большую любовь к красоте природы. 

Глава семейства был искусным наездником. Он выигрывал призы на скачках. У Михаила была особая страсть к охоте, а также он обожал ухаживать за выращенным садом. Пришвин тонко чувствовал прелесть природы, он любил деревья и цветы. Глава семейства умер в результате паралича. После смерти мужа Мария Ивановна была вынуждена сама воспитывать пятерых детей.

В 1883 году Михаил Пришвин, которому исполнилось десять лет, был переведён из начальной школы в деревне в елецкую гимназию. Однако будущему писателю не было присуще усердие в учёбе. Так, за шесть лет обучения мальчик сумел дойти лишь до четвёртого класса. В связи с плохой успеваемостью Михаил трижды оставался на второй год. Мальчик даже осмелился однажды надерзить педагогу. И его отчислили. Кто бы мог подумать, что автор детских рассказов — такой бунтарь и двоечник? Его пример мог бы вдохновить многих родителей не спешить с выводами. Сегодня мальчик — хулиган, а завтра «певец русской природы» — все бывает.

Юность и образование 

Искренний интерес к обучению у Михаила проявился, когда мальчик приехал к дяде-купцу Ивану Игнатову. В 1893 году писатель, которому в то время  исполнилось двадцать лет, окончил учёбу в Александровском реальном училище. Брат матери Михаила, у которого не было детей, надеялся на то, что в будущем его дело продолжит племянник. Однако Михаил Пришвин преследовал совсем другие цели. Молодой человек успешно поступил в политехнический ВУЗ, который расположен в Риге. Именно там Михаил увлёкся идеями марксизма, впоследствии он попал в политический кружок. В результате, будучи на последнем курсе, будущий писатель оказался под следствием. И опять образ автора никак не вяжется с его творчеством. Невозможно заподозрить Пришвина в политической активности и инакомыслии, которое даже до суда дошло.

В 1898 году Михаил Михайлович был освобождён после года заключения в Митавской тюрьме. Затем Пришвин отправился в Лейпциг, где на протяжении двух лет учился на агрономическом  факультете. В итоге, Михаил Михайлович получил специальность землеустроителя. Вскоре Михаил вернулся в Россию, и вплоть до 1905 года он работал над научными книгами и статьями, а также трудился в качестве агронома. 

Творческий путь 

В 1907 году был опубликован первый рассказ известного писателя «Сашок». В это время писатель решает покончить с научными трудами. Он начинает создавать газетные статьи. Повинуясь своему увлечению журналистикой и этнографией, Михаил Пришвин отправляется в полугодовое путешествие по Северу. Писатель изучал Выговский край и Поморье. Здесь автор создал 38 народных сказок, которые вошли в состав сборника «Северные сказки».

Вторая книга Пришвина увидела свет в 1908 году. Она представляла собой путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». В этом же году автором был издан сборник очерков «У стен града невидимого».

В связи с событиями Первой мировой войны писатель был вынужден отвлечься от создания сказок и рассказов. Пришвин в качестве военного корреспондента создавал очерки, повествующие о событиях на фронте. В ходе войны политическая обстановка накалилась, и прогремела революция. Взгляды большевиков Михаил Михайлович принял не сразу. Ведь он придерживался взглядов эсеров. Однако в связи с победой Октября писатель смирился с новой властью. 

Михаилу Пришвину принадлежат такие известные рассказы для детей, как «Лисичкин хлеб» и «Еж«. Мифы о животных автор отобразил в рассказах «Медведь», «Двойной след», «Берестяная трубочка». В таких знаменитых рассказах, как «Жизнь на ремешке» и «Золотой луг», Михаил Пришвин отобразил живую природу во всем ее многообразии. 

В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович отправится в эвакуацию в Ярославскую область. В 1944 году, когда писатель приехал в столицу, был опубликован рассказ «Лесная капель». А в следующем году автор создал сказку на былинные мотивы «Кладовая солнца». В своем знаменитом рассказе «Моя Родина» русский писатель продемонстрировал всю любовь к Отечеству. 

Не секрет, что многие критики главным трудом Пришвина считают книгу «Дневники». Первые записи появились в 1905 году, а последние – в 1954. Здесь автор отобразил свои собственные взгляды на жизнь и общество.

Личная жизнь 

Крестьянка из смоленской деревни Ефросинья Бадыкина была первой женой Михаила Пришвина. Для женщины это был уже второй брак. В этом союзе родилось трое сыновей. Известно, что в «Дневниках» писатель называл свою супругу Фрося. Первый ребёнок в семье умер еще в младенчестве. Второй сын, которого звали Лев, скончался в 1957 году. А третий сын Петр умер в 1987 году.

В 1940 году, когда писателю было шестьдесят семь лет, он решил оставить семью и жениться на Валерии Лиорко. Женщина была младше писателя на целых двадцать шесть лет. Вместе они жили на протяжении четырнадцати лет.

Интересные факты 

Краткая биография Пришвина будет дополнена интересными фактами о его жизни и творчестве.

  1. Михаил Пришвин остался без отца, когда ему было семь лет. Глава семьи крупно проиграл в карты. Разбитый параличом, мужчина скончался от нервного потрясения. 
  2. Михаил Михайлович находился в тесных дружеских отношениях с Максимом Горьким. Марксистское прошлое, тюремный срок «за идею» и дружба с Горьким помогли писателю избежать гонений и преследований, когда партия эсеров была резко осуждена большевиками, а многие ее представители оказались в заключении.
  3. Писателю не приходилось долго жить в одном месте. Он довольно часто менял свое место жительства. 
  4. Пришвин известен не только своей литературной деятельностью. Так, писатель, сделал немалый вклад в развитие русской агрономии. 
  5. Михаил Пришвин всерьёз увлекался автомобилями. Первую машину «Москвич» писатель купил в 1930 году. 
  6. Михаил Пришвин составил бы компанию многим грибникам, охотникам и любителям рыбной ловли. Все эти занятия он очень любил.
  7. Когда Пришвин обучался в Лейпциге, он сильно влюбился в молодую англичанку. Однако девушка не ответила ему взаимностью. Писателю было очень сложно это пережить. В итоге, Михаил решил прервать свое обучение и вернуться в родные места. 
  8. Во время событий Первой Мировой войны Пришвин являлся военным корреспондентом и претерпел все лишения на передовой, как и обычные солдаты.
  9. Помимо всего прочего, Михаил Михайлович очень интересовался фотографией. При этом, он был очень талантливым фотографом.

Смерть

Когда известному писателю было восемьдесят лет, у него врачи нашли онкологию желудка. Михаил Михайлович умер в 1954 году в столице. Писатель был похоронен на Введенском кладбище.

Таким образом, творческий путь Михаила Пришвина был непростым, но довольно интересным. В  творчестве знаменитый писатель отобразил свой жизненный путь и собственные духовные искания. Все свои произведения Михаил Михайлович создавал простым, ярким, живым и выразительным языком. Это придало его творчеству народный оттенок и обеспечило народную любовь. Рассказы Пришвина всегда будут одними из самых читаемых не только среди детей, но и среди их мам и бабушек. Любовь в Отчизне, любовь к окружающему миру, людям, животным – вот, что лежит в основе всех произведений Михаила Михайловича. 

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№14 города Искитима

Библиотечный  урок

(гуманитарно-эстетическое направление)

Певец
русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)

Учитель Слётова Н.
И.

Библиотекарь
Савельева Т. И.

2013 год

Цели:

  • краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
    выделять художественные детали в изображении природы;

Задачи:

  • развивать умение художественного чтения наизусть;
  • способствовать формированию наблюдательности
       в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что
    доброе отношение к природе облагораживает самого человека;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы к уроку:

  • выставка книг писателя,
  • фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев,
    капель сосулек,
  • компьютер,
  • презентация к уроку, видео.

Подготовка к уроку.
За  неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина,
выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по
желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»

ХОД
УРОКА

Слово учителя.

Пришвин — один из своеобразнейших
писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец
русской природы» называли и называют его.

Горький о нем писал: «Ни у
одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного
сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас». В
этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш
библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец
русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята
записывают в тетрадь).

Работа в тетрадях

Слайд 1

Видео о писателе

Презентация «Интересные факты
из биографии писателя».(ребята подготовили  дома)

Слайд 2.

Родился
Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу
досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое
образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе.
Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.

Слайд 3.

Михаил
Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию
Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна
смогла дать детям хорошее образование.

Слайд 4.

Переехав
в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил
шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский
политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.

Слайд 5.

 В годы Первой мировой войны Пришвин был
военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и
вернулся к профессии агронома

Слайд 6.

 Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером
Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл.
Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково
«Маша»

Слайд 7.

Летом
машина стояла на даче в  деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час
неторопливо  маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый
человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для
грибов.

Слайд 8. Учитель

С
детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы.
Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще
маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти.
И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил
природу,  удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил
с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди

Слайд 9 Библиотекарь

Прозу
Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского
языка». Я представляю вашему вниманию  сборник «Разговор деревьев». Много
здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть
«Разговор деревьев»).
Ребята, вы заметили, что  слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они полны свежести и света. Они то  шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем .

Слайд 10 Учитель

Откуда
у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его
рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои
тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике
«Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).

Беседа (выявление восприятия)


А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!


За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование  (словами
нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).

Слайд 11. Библиотекарь

Любил
Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе
такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. У меня в руках ещё один  сборник «Говорящий грач».
(Чтение наизусть «Говорящий грач»)

Беседа (выявление восприятия)


Какое открытие сделал Михаил Михайлович?


А вы любите наблюдать за птицами?

Слайд 12 Учитель

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и
помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква».
 Инсценирование рассказа «Клюква».
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А
помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слайд 13 Библиотекарь

Большой
поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были
бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко
всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное –
таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А
у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь
необыкновенные рассказы о птицах.

Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение
наизусть).
Вам понравились рассказы? (ответы ребят)

Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за
героями)

Слайд 15 (Учитель)


Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин
тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это
рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб»  (чтение наизусть)
. Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит
все громче и громче.

Слайд 16 (Библиотекарь)

Оказывается,
секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости. Это та
зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит
глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ  «Беличья память» из
сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).

Слайд 17. Учитель

Горький
писал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и
зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами».
Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот»
(чтение наизусть).
Что вы можете сказать?

Слайд 18 Библиотекарь

Ребята,
вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте
вспомним их названия.

Литературная разминка

А
вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом»,
«Медведь».

Слайд 19 Учитель

Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)

 А
сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали,
вспомните их названия и запишите.

        
 С 
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»

        
Дятел – лесной доктор, он спас осину
«Лесной доктор»

        
Поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку «Журка»

        
Мне попала соринка в глаз. Пока я её
вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»

        
Когда я сажусь за чай, он садится мне на
левую коленку и следит за всем. «Кот»

        
— Кашки хочешь, дурашка?

        
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь
месяц. «Говорящий грач»

        
Сегодня мы разглядывали на снегу следы
зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»

Слайд 20 Кроссворд

Для
вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко
составила кроссворд.

image001

Слайд 21 Словарная работа.

Как
вы понимаете высказывания Пришвина?

        
 Дети
учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

        
Бойся думать без участия сердца

        
Охранять природу — значит охранять Родину
(ответы ребят).

Итоги
урока

Слайд
22  Домашнее задание

 Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать
другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал
Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши
друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за
которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего
описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.

Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!

Рассказ пришвина золотой луг читать полностью

Михаил Михайлович Пришвин

Родился 4 февраля 1873 г., Липецкая область.

Дата смерти 16 января 1954 г., Москва — русский, советский писатель-философ. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Биография
Михаил Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкой области), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожд. Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка подвергся аресту и заключению, после освобождения уехал за границу.

В 1900—1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым. Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912—1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Во время революционных событий и Гражданской войны успел пережить тюремное заключение, напечатать ряд статей, близких по взглядам к идеологии эсеров, вступить в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). В конечном итоге Пришвин, пусть с большим недоверием и тревогой, но всё же принял победу Советов: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых — правое, хотя оно победит ещё очень не скоро. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае—июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» — нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там — сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946—1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905—1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Пришвин очень любил автомобили. Ещё в 30-е годы, когда приобрести личный автомобиль было очень сложно, он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл его «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который до сих пор стоит в его доме-музее.

Художник света
Уже первую книгу — «В краю непуганых птиц» — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата. В двадцатые годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica: «не для того, чтобы с ним охотиться, а попробовать ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный приём, …ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира. …Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира».

Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:
надеть пенсне на шнурке — выдвинуть объектив — установить глубину резкости и выдержку («скорость») — настроить фокус «движением безымянного пальца» — взвести — сбросить пенсне и нажать спуск — надеть пенсне — записать условия съёмки и т. д.

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать», называл себя «художником света» и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинки», «Капли», «Почки», «Весна света» он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. С риском для себя в 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 г. Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой», в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность…» Разрешение было дано и 1 января 1931 г. желанная камера и с многочисленными принадлежностями были у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных, в конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна прятала негативы и сохранила их вместе с дневниками.

Память
В честь М. М. Пришвина назван астероид (9539) Пришвин, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 21 октября 1982 года.

4 февраля 2015 года, в День рождения писателя, в парке «Скитские пруды» города Сергиев Посад был открыт посвящённый ему памятник. 20 ноября 2014 года, поутру, бронзовую скульптуру писателя Михаила Пришвина доставили в парк «Скитские пруды».

Семья
Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883—1953, урождённая Бадыкина, в первом браке — Смогалёва). В дневниках М. М. часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей умер младенцем в 1905 году, Лев Михайлович (1906—1957) — популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов (уличное имя Пришвиных в Ельце), участник литературной группы «Перевал», и Пётр Михайлович (1909—1987) — охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения — в 2009 году).

В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке — Лебедева (1899—1979), эта женщина стала его музой, соратником, помощником — главной любовью всей его жизни. После смерти писателя работала с его архивами, написала о нем несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина.

Источник: https://filosoff.org/prishvinmihail/

**************************************************

Цитаты и афоризмы Михаила Пришвина 

Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены. Бедняк — это прежде всего завистник (Сальери), отравляющий Моцарта. Без чувства современности художник останется непризнанным. Бессильный человек ничего не может сказать о правде. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду. Ближе всех к природе рождающая женщина: она одной стороной даже сама природа, а с другой — сам человек Бойся думать без участия сердца. Брак есть средство спасения себя от страсти в любви. …Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна. В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем. В любви можно доходить до всего, все простится, только не привычка. В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать — никто не дает. И это очень обидно. И вот почему так редко встречаются добрые: в старости видеть добро мешает обида. Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать. В природе нам дорого, что жизнь в смысле бессмертия одолевает смерть… Все разрушается, все падает, но ничто не умирает, и если даже умрет, тут же переходит в другое. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Высшая нравственность — это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность — это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого. Гигиена любви состоит в том, чтобы не смотреть на друга никогда со стороны и никогда не судить о нем вместе с кем-нибудь. Да, конечно, счастье необходимо, но какое? Есть счастье — случай, — это бог с ним. Хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга. Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. Добро само по себе не кажется на вид и убеждает нас, только если осветит его красота. Вот почему дело художника — это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра. Долгая жизнь при здоровом сознании позволяет на себя самого поглядеть со стороны и подивиться переменам в себе самом. Достижение славы похоже на достижение смерти. Только в могиле покойники просто лежат и лежат. А в славе люди лежат беспокойно потому, что у славного покойника остается одна беспокойная мысль: а что как слава сойдет? Если можно добиться от себя слова своего собственного, самим собой рожденного, то разве можно тратить время и гоняться за чужими словами. Есть вещи в государственном управлении, к которым нельзя приспосабливаться писателю потому, что эти вещи есть «временные меры». Приспособление писателя к современности есть требование времени, но если писатель приспосабливается к «временным мерам», то начинают протестовать даже сами администраторы. Есть момент обязательный в творчестве, когда художник судит весь мир по себе. Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше. Есть разные мертвые, одни из глубины пережитых тысячелетий и теперь властно определяют направление нашего современного лучшего. Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью. «Естественная» любовь родителей к детям неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Жизнь состоит из двух сил, называемых в общем любовью; одна сила — это любовь рождающая (родовая сила), другая — любовь образующая (сила личности). На одной стороне — роды, на другой — смерть: роды в смерть и смерть в бессмертие. Жизнь — это борьба за бессмертие… Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо! Идеал — движение: горе и счастье одинаково могут открыть и закрыть путь. Индивидуализм есть подчеркнутая слабость. Как может возникнуть идея бессмертия, если все люди смертны? Бессмертие не идея, а самочувствие жизни. Истинная любовь есть нравственное творчество. Как материя и энергия сводятся в конце концов к единому источнику — жизни, так и все виды талантов сводятся к единому источнику творческого внимания. Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее. Лицемерие — мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к хорошим людям. Любить врага — это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека. Любить — это значит бороться за любимого человека. ..Любовь на земле есть единственная достойная удивления сила. Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. …Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием. Многие любуются природой, но немногие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу. Может быть, не только культура, но и сознание человеческое коренится в переходе пассивного страдания в активное. Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдет себе жизнь в красоте, то от этого является в мир великое искусство. Можно убить свой дух в запойном труде. Кажется, еще никто не описал этот способ самоубийства, но каждый ученый, не сделавший открытия, есть самоубийца. Мудрец под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет, и сам человек в себе как родится бессмертным, так и уходит от нас… Мудрость жизни состоит в том, чтобы, сохранив во всей силе свое детское «жить хочется», приучить себя к мысли о необходимости расставания со всем, чем обладаешь, и даже с собственной жизнью. Все, что страстно хочется, — то вечно, а все, что собственное, то смертно. Мудрый — это кто яснее других чувствует обязанность свою в отношении настоящего времени, кто наиболее современный человек. Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет. Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь. …Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее. Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол. Начало любви — во внимании, потом в избрании,потом в достижении, потому что любовь без дела мертва. …Неверие в человеке — есть несчастье, есть болезнь роковая. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Не ищи от людей помощи в том, что сам себе можешь сделать, и не жалуйся на другого, если в себе самом сомневаешься: не сам ли я виноват, не я ли сам что-нибудь упустил? Нельзя поставить себе целью счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда. Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Общество держится типами и движется характерами. Одни люди, назовем их деловые, получают мотивы своих действий непосредственно от жизни, другие, мечтатели, в поступках своих руководствуются мотивами, качественно преломленными в их душе. Оптимизм становится возможным при условии личной трагедии. Выход из трагедии частного освобождает такое же огромное чувство жизнерадостности, как таяние льда скрытой теплоты весенней порой. Открыть новую страну и сделать ее своею или найти девушку и сделать ее женой — вот душа юноши: нетронутая девушка и неоткрытая страна. Охранять природу — значит охранять Родину. Первое условие для сближения — искренность. Переживая любовь, человек переживает всю историю культуры человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. Переносить страдание, просто страдать, — это, может быть, даже и сладко. А страдать активно, действовать, брать власть в борьбе со злом — вот это настоящее. Плохие люди — это кто хуже нас, хорошие — это как мы сами, а кто лучше нас — мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка, преклонись! По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели. …Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя. Правда — это общая совесть людей. Праздное одиночество позорно, но есть одиночество трудящихся людей и, вернее, даже труд одиночества борьбы за свою личность в интересах самого же коллектива. Правда — это победа совести в человеке. Правды надо держаться, — истину надо искать. Природа явилась нам, как родина, и родина-мать обратилась в отечество. Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя. Причесывание произведений литературных вошло в повадку, и каждая редакция стала похожа на парикмахерскую. Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным — кто действует за свой страх и совесть. Радость и счастье — это дети любви, но сама любовь, как сила, — это терпение и жалость. Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей. Вот почему разговор серебро, а молчание золото. Самое трудное в деле искусства слова — это сделаться судьей самого себя. Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. С годами устаешь от веры в человеческие достижения, и так мало-помалу все мы делаемся до известной степени пессимистами, но это разочарование нисколько не мешает жить, любить, делать умное, доброе, красивое и полезное дело, напротив, вот тут только и начинает человек мало-мальски походить на человека, когда он разочаруется в человечестве. Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие в мгновении, а для обыкновенных — в долготе жизни. Стремись споры мыслей разрешить в своем сердце. Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности. Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. Труднее всех художников, конечно, художнику слова потому, что трудность выражения чувства мысли здесь легко подменяется и умерщвляется логикой. Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством. Уметь переносить свою старость -это великое геройство. У победителя счастье. И только счастливый может великодушно любить. Неудачник хватается за любовь, как утопающий за соломинку, и его любовь — это любовь для себя. Человеку нужно слышать тон времени и идти по своей тропе. Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких и добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели. Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным. Человек начинается там, где радостный вокруг себя он внутри принимает страдание. Читать мораль доставляет удовольствие, потому что, вычитывая, человек, в сущности, говорит о себе, и это очень приятно, и это есть своего рода творчество с обратным действием, то есть не освобождающим, а угнетающим, — творчество бездарных людей. Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества. Чувство бессмертия — прирожденное чувство, иначе как бы мы жили беспечно до невозможности и безумно жестоко, или бы отдавали иногда совсем даром другому свою короткую жизнь. Чувство любви содержит в себе возможность рождения и роста нового человека, и если у любящих и не родится физическое дитя, все равно мы измеряем любовь по делам их, направленным к счастью нового человека. Я мыслю, как мне только захочется, уверенный в том, что природа поправит меня и покажет, как надо мыслить…

Источник: https://citaty.su/prishvin-citaty-i-aforizmy-prishvina

**************************************************

Советская классическая проза

Русская классическая проза

Проза

Природа и животные

О войне

Классическая проза

Детская проза

Детская литература: прочее

Биографии и Мемуары

Нашему Любимому писателю-философу, очень красивому Человеку, так тонко чувствовавшему Природу — низкий Поклон! Аминь.

*

Пришвин Михаил. Мы с тобой Дневник любви — royallib.com.doc

Рассказ пришвина золотой луг читать полностьюРассказ пришвина золотой луг читать полностьюРассказ пришвина золотой луг читать полностьюРассказ пришвина золотой луг читать полностью

https://yandex.ru/images/search?text=Михаил%20Пришвин%20фото&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-

– Меня с поезда сбросили. — Мужчина схватился руками за голову и прикрыл на мгновение глазп

7526532 5771396

После ночного дежурства Татьяна устала так, что еле ноги передвигала. Морозы сменились оттепелью, каждый день шёл снег. Татьяна то и дело оскальзывалась, наступая на лёд под рыхлым мокрым месивом.

За ночь не удалось прилечь. То привезли мальчика с аппендицитом, то старушку с переломом шейки бедра. Как специально все ждали ночи, чтобы вызвать «скорую» и поехать в больницу. Татьяна шла и мечтала, как придёт домой и ляжет спать. Она смотрела себе под ноги, чтобы не упасть, и не заметила, как от стены дома отделился человек и встал у неё на пути. Татьяна остановилась и подняла голову.

Перед ней стоял мужчина лет сорока, похожий на бомжа или разбойника. Лицо в ссадинах, одежда мокрая, не опрятная, словно с чужого плеча. Татьяна сделала шаг в сторону, чтобы обойти мужчину. Сил бежать не было.

— Извините, не поможете мне? – вдруг заговорил мужчина.

Татьяна работала медсестрой, поэтому просьба о помощи действовали на неё как стоп-кран для поезда. Она остановилась.

— Я… — Мужчина схватился руками за голову и прикрыл на мгновение глаза. – Меня с поезда сбросили. Хорошо, что снега много намело. Удачно упал, не сломал ничего, синяками отделался.

— Пить надо меньше. – Татьяна предприняла попытку обойти мужчину.

— Подождите. Я не пил! Только чай. Мне что-то подсыпали в стакан. Потому что я сразу уснул. Меня обокрали, даже одежду сняли. Хорошо, не голого выкинули. И недалеко от вашей станции.

— Повезло. Вам в полицию и в больницу надо. Голова болит, тошнит? Сотрясение мозга, скорее всего, — сказала Татьяна и снова стала обходить мужчину, потому что он не двигался с места.

— Да в полиции я был уже. Поезд только через несколько часов будет. В отделении не хотелось ждать. Грабителей моих не найдут. Старик в купе со мной ехал. На профессора похож. В очках, с бородкой клинышком. А в полиции сказали, что, скорее всего, борода и очки фальшивые. И подельники у него должны били быть. Так что, можно сказать, легко отделался. Мне бы помыться и переодеться, промок весь. Я одежду верну.

— Ну вы даёте. А ключи от квартиры, где деньги лежат, вам не дать? – Возмутилась Татьяна на его просьбу.

— И вы туда же. Все шарахаются от меня. Господи, почему мне не верит никто? – Мужчина задрал голову и такими страдальческими глазами посмотрел в небо, что Татьяне стало его жалко. Она окинула мужчину придирчивым взглядом. Одет кое-как, а речь правильная, бомжи так не разговаривают.

– Хорошо. Пойдёмте ко мне, а то и, правда, простудитесь. Придумаю что-нибудь с одеждой.

— Спасибо. Вы очень добрая. Другие убегали от меня, даже не слушали. – Мужчина двинулся за Татьяной.

Она вошла в квартиру и опустилась на пуфик в прихожей. Ноги гудели от напряжения, глаза слипались.

— Идите в ванную, — Татьяна мотнула головой в сторону двери в узкой прихожей, — а я пока поищу одежду для вас. Как вас зовут?

— Михаил. – Мужчина нашел выключатель и закрылся в ванной. Вскоре из-за двери послышался звук льющейся воды.

Татьяна вздохнула. С мечтой об отдыхе пришлось расстаться. Брат давно живёт в Москве, но одежда кое-какая осталась. «Ничего, не обеднеет». Она собрала всё, что нужно и подошла к двери, постучала. Когда вода перестала шуметь, Татьяна сказала, что одежду положила на тумбочку в прихожей.

Она налила суп в тарелку и поставила в микроволновку греться. Села на стул и задумалась. Если мама сейчас придёт, то поймёт всё неправильно. А что ещё можно подумать, если Татьяна разогревает еду, а в ванной моется мужчина? «Господи, пусть маму что-нибудь задержит в магазине или у подруги», — взмолилась она про себя. Но Господь видно был занят более важными делами и не услышал её. В двери щёлкнул замок.

— Тань, ты уже дома? – крикнула мама, и Татьяна выглянула из кухни. – Ой, а я думала это ты в ванной, кричу тебе. А кто же тогда там моется? – и мама прищурила глаза, вглядываясь в дочь.

— Мам, не кричи. Мужчина от поезда отстал. Он сейчас приведёт себя в порядок и уйдёт. – Татьяна постаралась помягче объяснить.

— Это ему ты Лёшину одежду приготовила? А что случилось-то?

— Я же сказала, от поезда отстал. Ограбили его.

— Господи. И ты его домой притащила? А он, может, сам вор, или маньяк? Ты не подумала? Вовремя я домой пришла. Слушай, может в полицию позвонить? – Разволновалась мама.

— Мам, не говори ерунды. Был он в полиции. Днём поезда не ходят. Ремонтные работы на дороге. Помоется и уйдёт, – повторила Татьяна уже тише. 
Из ванной больше не доносился шум льющейся воды. Дверь открылась и закрылась снова. «Взял одежду», — догадалась Татьяна.

Мама села лицом к входу и стала ждать. Вскоре в кухню вошёл Михаил. Он поздоровался немного смущенно и виновато. Татьяна поняла, что он слышал их разговор.

— Ну-ка, покажись. И как такого сильного и здорового мужика обокрасть смогли средь бела дня? – спросила мама с подозрением.

— Извините, что вторгся к вам в дом. Ночным ехал к дочери на свадьбу в Москву. Мне в чай что-то подсыпали, я и вырубился. Меня обокрали, даже одежду сняли. Лохмотья какие-то надели и выбросили из поезда недалеко от вашей станции. Ни телефона, ни документов, ни денег. – Мужчина развёл руками.

— Вот оно что. А к нам-то вас как занесло? Мы вроде не у вокзала живём, – допрашивал мама.

— Мама! Дай человеку поесть. Что ты пристала с расспросами? – Возмутилась Татьяна. – Садитесь к столу, Михаил, я для вас суп разогрела.

— Татьяна, когда маленькая была, кошек и щенков на улице подбирала, а теперь мужчин сброшенных с поездов. – Но подвинулась, освободив место за столом.

— Ешьте, Михаил. Но будьте осторожны. Если вы моей маме понравитесь, живым отсюда не уёдёте. – В голосе Татьяны слышался неприкрытый сарказм.

— Потому что, дни и ночи на работе пропадаешь, а в больнице лежат старики да дети. Никакой личной жизни. Тебе уже тридцать скоро, замуж пора. Как я могу умереть, если ты не пристроена у меня?

— Мам, прекрати. Михаил подумает, что и правда женим его. Пошутила она, не переживайте. – Успокоила Татьяна Михаила.

— А ну вас, — мама махнула рукой и ушла в комнату.

— Серьёзная у вас мама. – Михаил отставил тарелку.

— Она нас с братом одна растила. Просто боится, что я одна с ребенком на руках останусь, как она.

— Понятно. А вы врач?

— Нет, медсестра. Ой, а как же вы без паспорта билет возьмёте, и денег у вас нет? – запереживала Татьяна.

— В полиции обещали помочь. Можно телефон? Я позвоню дочери, что на свадьбу не приеду. И другу.

— Сейчас. – Татьяна пошла в комнату.

– Мама, ты что делаешь? – Мама в этот момент высыпала из шкатулки драгоценности – золотое колечко и бижутерию.

— Тихо ты, – цыкнула мама. – А вдруг он, правда, вор? Отнесу-ка я это к тете Маше. – И мать пошла в прихожую. 
Татьяна не стала её останавливать. Бесполезно. Она всё равно сделает по-своему.

Таня положила на стол перед Михаилом телефон, а сама встала у окна. Михаил позвонил дочери, и по его лицу Татьяна поняла, что не очень-то дочь расстроилась, что отец не приедет на свадьбу. Потом позвонил кому-то ещё и спросил у Татьяны адрес дома.

— Ну вот, скоро за мной водитель приедет. Не нужно мне было ехать вообще. Жена не хотела с её новым мужем меня сталкивать. Это дочь пригласила. Так что зря я жизнью рисковал. – Михаил выглядел расстроенным.

— А кто вы, если за вами по звонку водитель приедет? – Удивилась Татьяна. 
Михаил начинал ей нравился. В одежде брата выглядел довольно прилично, хоть она и была ему тесновата.

— У нас с другом небольшая фирма по ремонту техники. Так, небольшой совместный бизнес. Друг отговорил на машине ехать, мол, Москву не знаешь, а на свадьбе выпьешь, то да сё. Вот и поехал поездом. Лучше бы самолётом. Вы не переживайте, потерпите меня ещё несколько часов и я уеду. – Он уговаривал то ли себя, то и Татьяну.

А Татьяна смотрела на Михаила и думала, что мама права. Вот приходила бы она домой с работы, а её бы встречал муж, ждали дети. И жизнь была бы наполнена смыслом. Ей почти тридцать, а она с мамой живёт. И никаких перспектив впереди. Был, правда, Леонид. Влюбилась, строила планы, дело к свадьбе шло. Однажды она раньше с работы пришла к нему, а он с её подругой в кровати. Потеряла и жениха и подругу.

— Вы добрая. У вас обязательно всё будет хорошо. – Сказал вдруг Михаил, прервав её раздумья. 
— А вы? Почему один? Вроде всё при вас. Даже бизнес есть.

— А..? Понял, на свадьбу один ехал. Да вы ещё умная. Как-то не сложилось. С женой развёлся. Не попалась такая добрая, как вы. Современные женщины очень расчётливы. Мужчины, впрочем, то же. Вы устали после дежурства, а я не дал вам отдохнуть. Извините. Свалился на вашу голову.

Они ещё долго разговаривали. На улице начало темнеть, когда на мобильник позвонили.

— Это мне. Саша, наверное, приехал. – Михаил извинился и взял Татьянин телефон.

«Сейчас уедет, и больше я никогда его не увижу. И снова потянутся скучные и однообразные дни».

— Ну вот. Машина стоит внизу. Спасибо вам большое. – Михаил положил телефон на стол и встал. — Я забил свой номер. Чтобы вы не ломали голову, я записал себя как Михаил с поезда. Догадываюсь, что не позвоните мне. – Он вопросительно посмотрел на Татьяну. — И всё же, если вам нужна будет помощь, всегда можете рассчитывать на меня. Ещё раз большое спасибо. Одежду верну, не сомневайтесь. Извинитесь за меня перед вашей мамой. Она, по-моему, подумала, что я вор. – Михаил смотрел грустными глазами, и Татьяна чуть не расплакалась. 
Случайный, чужой человек, а ей не хотелось, чтобы он уходил. Но кто она и кто он? Татьяна улыбнулась. – Больше не попадайте в такие ситуации.

— Нет. Теперь буду ездить только на машине или летать самолётами. Никаких поездов. – Михаил улыбнулся.

Татьяна смотрела, как в сгущающихся зимних сумерках Михаил вышел из подъезда, остановился у машины, нашел её окно и помахал рукой.

«Вот и всё. Завтра меня даже не вспомнит».

— Отпустила? – с порога спросила мама, когда вернулась.

— То ты ругалась, что в дом его привела, теперь спрашиваешь, зачем отпустила. – Татьяна старалась не показать маме, как расстроена.

— Он хороший человек. Это видно.

— А чего же ты бижутерию прятать побежала?

— Да дура старая потому что. – Вздохнула мама.

Прошло три недели. Наступил канун Нового Года. Татьяне уже казалось, что Михаил ей приснился. Как-то неправдоподобно выглядело всё спустя время. Дежурство в новогоднюю ночь обещало быть спокойным. В ординаторской стояла маленькая ёлка. Пациентов в стационаре осталось мало. Вряд ли кого «скорая» привезёт. Если что и случалось, то люди обращались в больницу на следующий день, когда праздник заканчивался. Можно выспаться спокойно.

— Ну что, Танечка, снова вместе дежурим? — Хирург Вересов улыбнулся и пристально посмотрел на Татьяну.  
Она догадывалась, что это не совпадение. Он специально так подстраивал, чтобы дежурить ночью вместе. Доктор слыл любителем молоденьких медсестёр, ни одной не пропускал. Поэтому она делала вид, что не догадывается о его чувствах.

— Вы здесь? Ой, там такое! — В ординаторскую влетала Людмила из приёмного отделения.

— Уже привезли кого-то? – Вересов надел маску, сунул в карман перчатки.

— Там Дед Мороз. Настоящий. С подарками! Рвётся к вам в отделение. Говорит, людей порадовать хочет. Пустить? – тараторила Людмила.

— Дед Мороз, говоришь? Ну что ж, почему бы и нет? Пойдёмте, Танечка, посмотрим, кто там такой добрый. – Вересов взял Татьяну под локоток и повёл к выходу.

Ещё из коридора они услышали громкий мужской голос в приёмном покое. В красной расшитой шубе, в шапке, с белой бородой и с большим мешком на плече Дед Мороз уговаривал пропустить его в стационар.

— Я спешил к вам из далекой Лапландии, а вы не пускаете меня. – Громко вещал он, и его голос показался Татьяне знакомым.

— А мне казалось, что Мороз в Устюге живёт. – Ухмыльнулся Вересов. – Ладно, только не сильно шумите. У нас больные всё-таки.

Дед Мороз заходил в палаты и вытаскивал из мешка мандарины и конфеты, щедрой рукой раскладывал на тумбочки. Старушки и старички светились от радости. Из терапии прибежала медсестра Алёна и попросила Деда Мороза зайти и в их отделение. Дед Мороз растерянно посмотрел на Татьяну.

— А Снегурочку я вам не отдам. Извини, дедушка. Со своей надо приходить. – Вересов взял Татьяну под руку.

Минут через пятнадцать Мороз вернулся в расстегнутой шубе, с бородой и шапкой в руках. Мешок тряпкой болтался на плече. Татьяна рассмеялась при виде его.

— Я знал, что вы дежурите, решил удивить вас, поднять настроение. Получилось? – Михаил с надеждой смотрел на Татьяну.

— Получилось. Старушки теперь долго не уснут. – Татьяна снова рассмеялась.

— Вижу, дежурить мне придётся сегодня одному. – Вересов демонстративно громко вздохнул. — Идите, Танечка, с Дедом Морозом. Если что, мне Людмила поможет. Наслаждайтесь жизнью.

Татьяну не надо было уговаривать. Через месяц она написала заявление об уходе и уехала в Питер к Михаилу. Мама была счастлива. «Дочку пристроила, теперь и умереть можно. Что я говорю? Дети же пойдут. Кто поможет, как не бабушка?» И она решила ещё пожить.

Почему-то всё плохое принято называть судьбой, а всё хорошее – случайной удачей. И одно без другого, как правило, не ходит.

  • Рассказ припарка часть 6
  • Рассказ почему я учу английский
  • Рассказ превратности судьбы глава 161
  • Рассказ пришвина лягушонок читать полностью бесплатно
  • Рассказ пошла с мужем в сауну