Рассказ пришвина журка распечатать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: пришвин краткая биография для детей 3 класса. также вы можете бесплатно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пришвин краткая биография для детей 3 класса». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).

В 1896 Михаил Пришвин участвовал в работе марксистских кружков, в 1897 был арестован за революционную деятельность и выслан на родину в город Елец (1898-1900). В 1900 уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета.

Краткая биография Пришвина Михаила

Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл » охотой за находками».

Выходят труды: “В краю непуганых птиц” , “За волшебным колобком”. Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы “Адам и Ева”, “Черный араб” . Он начинает ведение своих известных заметок, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов.

Михаил Дмитриевич, отец писателя, получивший хорошее наследство, однажды проигравшись за карточным столом, заложил свое имение, расстался с конезаводом, тем самым оставил свою семью без всяких средств к существованию. От пережитого нервного потрясения отец писателя умирает, а мать Мария Ивановна остается с пятью маленькими детьми и заложенным за долг имением.
Несмотря на такое обучение Михаила, все его братья учились на «отлично». Старший брат стал акцизным чиновником, остальные – врачами. В биографии Михаила Пришвина мало говорится о них.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Пришвина

Во время его поездки за границу, Пришвин знакомится там с обворожительной девушкой и влюбляется в нее без памяти. Он понимает, что такая любовь ему на руку, у него появилось вдохновение, муза. Михаил делает предложение возлюбленной, но та ему отказывает. Разбитое сердце писателя, отразилось в его творчестве. Потом он женился на первой встречной девушке.

Первый рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губерния, Карелия), куда он отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» (издана в 1907) — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян.

В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди — купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме, где 13 сентября 1893 года вступил в русскую студенческую корпорацию Fraternitas Arctica.

Михаил не перестал путешествовать. Далее он отправился в Заволжье, оттуда привез сборку «У стен града невидимого». После поездки в Крым и Казахстан появились «Адам и Ева» и «Черный араб». Сделать первое собрание сочинений Михаилу помог Максим Горький.

Путешествуя, Пришвин постоянно ведет дневник , в который заносит свои наблюдения за окружающей природой.

В 1900—1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии: «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.
Выводы, сделанные им, поражают смелостью и трагизмом. Например, он говорил о том, что большевизм близок к фашизму. В условиях, когда всех и вся принуждали жить и мыслить коллективно, Пришвин упорно защищал личную жизнь человека, его простые радости и переживания.

Лишь в 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок». Оставив службу, Пришвин пустился собирать фольклор по северным губерниям, даже заходил в Лапландию (территория Финляндии и Норвегии).

Впервые о Михаиле Пришвине узнали в 1907 году. Именно тогда был напечатан его первый рассказ «Сашок». В это время он решил, что профессия агронома не для него. Поэтому начал работать корреспондентом в разных газетах.

Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

Их он писал, начиная с 1905 г. до конца жизни, их объем превышает в несколько раз восьмитомное, наиболее полное, собрание его сочинений. Частично они были опубликованы в 1980 г., полностью — в 1990 г., и читательская публика увидела Пришвина совершенно с другой стороны — как человека, объективно относившегося к происходящим в его родной стране общественно-политическим процессам.

Если откорректировать климат и водоснабжение, то Марс будет вполне пригодным для жизни. Но для этого нужно доставить туда…

Сколько лет работал Некрасов над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? 4. Кто занимает центральное место в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? 5. В чем видит счастье Гриша Добросклонов? Часть 2. 1. Кого решили найти мужики на Руси? а) весёлого в) доброго б) богатого г) счастливого 2.

В кабинете находится библиотека Пришвина, фотографические и охотничьи принадлежности, письменный стол писателя.

Отправка на передовую в качестве корреспондента

С 1893 года Михаил продолжает учебу в Александровском реальном училище, проживая у родного дядьки, крупного промышленника Игнатова. Учеба в Тюмени продолжалась шесть лет. Его дядя, не имеющий собственных детей, видел племянника как будущего преемника, наследника, но юный Михаил отказался от всего и поступил на химико экономическое отделение популярного в то время Рижского политехникума.

Любовь . Валерия Дмитриевна приступила к работе, но их отношения быстро и неожиданно превратились в любовь. Пришвин искал секретаря – надежного человека, которому бы можно было доверить обработку архива; прежде всего, он имел в виду дневник.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.

Писателя Михаила Михайловича Пришвина именовали «певцом русской природы». Детство прошло в доме его деда в Хрущево-Левшино Орловской области. В школе мальчик плохо учился. За неуважение к учителю, его отчислили. Заинтересованность учёбой появилась в Тюмени, куда Пришвина отправили к родственнику купцу Ивану Игнатову. В возрасте 20 лет стал выпускником Александровского реального училища.

Рассказы и сказки Пришвина для детей – лиричные и мудрые. Год от года его творческая копилка пополняется книгами «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук». В годы Великой Отечественной войны проживает в Ярославле. После возвращения в Москву в 1943 году появились книги «Лесная капель», «Фацелия». В 1954 году Михаил Михайлович скончался после тяжёлой болезни.
Михаил Пришвин родился 4 февраля (23 января по старому стилю) 1873 года, в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, ныне в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В.

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск.

Именно о событиях и впечатлениях от путешествия его путевые очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), После этого Пришвин объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил несколько книг о флоре и фауне этих территорий.

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.

Биография Пришвина богата различными историями. Родился Михаил в 1873 году в родовом имении Хрущево-Левшино. В настоящее время это место находится в Москве. Всего в семье было пятеро детей. Помимо Михаила, еще три брата и одна сестра.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил.

Выйдя на свободу, Михаил Пришвин отправился в Лейпциг, где окончил университет и получил профессию землеустроителя.

В 1900г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.

В 1893 г. Михаил Пришвин окончил Александровское реальное училище, а затем поступил в Рижский политехникум на отделение химического факультета.

В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В этих книгах сплелись наука и поэзия природы. Он научился чувствовать природу и любить ее у своего отца, который любил выращивать и ухаживать за садом. Пришвин в своих произведениях всегда тонко описывал красоту природы. В 1908 году он особо сблизился с литературными кругами. Его первый сборник сочинений вышел в 3 томах с 1912-1914 годы, изданию этих сочинений поспособствовал Максим горький.

Благодаря ее усилиям в 1883 году Пришвин поступает в Елецкую гимназию. Он не смог там долго проучиться, несколько раз его оставляли на второй год, а в 4-ом классе был отчислен, за хамское поведение с учителями.

К писательскому творчеству пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906г. Однако лишь в 1925г. вышла его первая детская книжка «Матрёшка в картошке».

Когда Михаил Пришвин был еще совсем ребенком, его отец увлекся азартными играми и постепенно проиграл все родовое имение. В скором времени его парализовало, после чего он умер. Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ – «Сашок» . Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

Похожие записи:

Рассказ Юрия Казакова «Тихое утро» был написан в 1954 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Казаков Юрий Павлович
Название произведения: «Тихое утро»
Жанр: рассказ
Год написания: 1954
Издательство: АСТ
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Краткое содержание и сюжет

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Яшка проснулся рано и разбудил Володю. Он смеялся над башмаками приятеля, и напоил его колодезной водой. Яшка рассказал о звуках, которые слышал Володя, и про осьминогов в омуте. Яшка вытащил леща, но Володя упал в воду и стал тонуть. Яшка запаниковал, потом попытался спасти Володю, но тот чуть не утопил Яшку. Яшка вытащил Володю на берег и мальчики дружно разревелись.

План пересказа

  • Туманное утро
  • Черви под ригой
  • Заспанный Володя
  • Башмаки
  • Колодец
  • Странные звуки
  • Дорога к реке
  • Легенды про омут
  • Неудачная поклевка
  • Лещ
  • Володя тонет
  • Ужас и страх
  • Неудачная попытка
  • Спасение утопающих
  • Слезы

Основная мысль

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, учит любоваться красотой раннего утра. Учит не верить слухам. Учит помогать друг другу, не бросать товарища в трудной ситуации. Учит действовать по обстоятельствам. Учит мужеству и бесстрашию.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ о таких непохожих друг на друга мальчиках. Больше мне понравился Яшка, который был ближе к природе. Когда случилась беда, Яшка сумел преодолеть собственный страх, не бросил Володю, и тем самым спас другу жизнь. Яшка проявил настоящий героизм, ведь ему пришлось бороться не только со стихией, но и с собственными страхами.

Вывод и мое мнение

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Пословицы

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Друг познается в беде.
  • Назвался другом — помогай в беде.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Всякая помощь хороша вовремя.

Цитаты из текста

«…Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»
«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»
«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»
«…А вообще в туман рыба берет — успевай таскать!..»
«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так все…»
«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…»

Словарь новых и незнакомых слов

Пастух – человек, пасущий скот.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Ветряк – ветряная мельница.
Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.
Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.
Труха – рассыпающаяся сухая масса.

Рассказ «Макар Чудра» Максима Горького был опубликован в 1892 году в газете «Кавказ». Это первое печатное произведение писателя. Также знаменательно, что этот рассказ был впервые подписан псевдонимом М. Горький.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Максим Горький
Название произведения: «Макар Чудра»
Жанр: рассказ
Год написания: 1892
Издательство: Искатель
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Макар Чудра – старый, бывалый цыган, который много повидал на своем вику, повествует рассказчику историю о любви Лойко и Радды.
Лойко Зобар – молодой, красивый цыган, лихой конокрад.
Радда – красивая, гордая, непреклонная молодая цыганка.
Данила – старый солдат, отец Радды.

Время и место действия

Действие рассказа происходит на Буковине, приблизительно в 80-х годах XIX века.

Краткое содержание и сюжет

Сидя на морском побережье у пылающего костра, Макар Чудра принялся рассказывать автору цыганские предания и былины. Старик дал совет опасаться любви, поскольку влюбленный человек становится слабым, безвольным. Подтверждением этих слов стала история, приключившаяся с лихим цыганом Лойко Зобаром.

Удалого Лойко знали повсюду – в Венгрии, Чехии, Словении. Это был опытный и удачливый конокрад, и многие дорого бы отдали за то, чтобы молодой цыган болтался на виселице. Больше всего на свете Лойко любил лошадей. Он совершенно не ценил деньги и легко с ними расставался.

В Буковине остановился на постой табор, с которым кочевал старый солдат Данила со своей красавицей-дочкой Раддой. Много мужских сердец разбила черноокая молодая цыганка, но сама она оставалась равнодушной ко всем ухажером. К Радде сватался даже один знатный богач – кидал к ее ногам любые деньги, умолял стать его женой, но цыганка ответила, что в вороньем гнезде орлице не место.

Однажды в этот табор приехал Зобар – красивый, молодой, сильный, лихой наездник. Он взял в руки скрипку, и своей страстной игрой многих довел до слез. Радде понравилась игра, и она похвалила мастерство Зобара. Тот в ответ пошутил, на что Радда ответила колкостью – она никогда не лезла за словом в карман.

Зобар решил остаться в таборе – не давала ему покоя красавица Радда, которую он полюбил всем сердцем. Девушка оказалась очень непокорной, своенравной, и молодой цыган никак не мог к ней подступиться. Тогда он отправился к Даниле, и попросил у нег руки дочери. Старый солдат согласился. Подошел Зобар к Радде, и сказал, что отныне она должна покоряться воле мужа, на что цыганка рассмеялась, и повалила парня на землю кнутом.

Разгневанный Зобар отправился в степь, и долго не возвращался в табор. За ним следом отправилась Радда – она призналась, что любит его, но волю любит еще сильнее. Она пообещала, что будет любить его со всей страстью, если Лойко перед всем табором поклонится ей в ноги и поцелует правую руку, признавая ее превосходство. Из груди цыгана вырвался дикий крик, но согласился он на условия своей возлюбленной.

Зобар вернулся в табор, и сообщил, что отныне вольная жизнь для него закончилась – поселилась в его сердце Радда, и больше не осталось в нем места ни для чего иного. Все ждали, как Лойко преклонит колени перед своенравной цыганкой, но тот быстрым движением руки вонзил в ее сердце нож по самую рукоятку. Радде удалось вытащить нож и сказать, что она ожидала такую смерть. В страшном отчаянии Данило подобрал окровавленный клинок, и убил Зобара.

После этой истории автор никак не мог уснуть – он смотрел на море, и ему казалось, что он видит гордую, величественную Радду и молодого, статного Лойко. Их тени безмолвно кружились в ночи, но никак не могли соединиться…

Очень краткое содержание для читательского дневника

Молодой бесстрашный конокрад влюбляется в гордую красавицу-цыганку. Каждый из них обладает сильным, независимым характером, что приводит их любовь к трагическому финалу.

План пересказа

1. Описание главного героя и природы
2. Рассуждения главного героя о смысле жизни
3. Влюбленность Лойко Зобара в красавицу Раду
4. Условие Рады
5. Погибель влюбленных

Основная мысль

На свете нет ничего слаще свободы.

Чему учит

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти.

Отзыв и что понравилось

История о романтической любви, закончившаяся трагически, тронула меня и заставила задуматься над такими чертами характера людей, как гордость и гордыня, высокомерие и строптивость, свобода и воля.

Вывод и мое мнение

Много повидав и пережив на своем веку, Макар Чудра ценит одну лишь свободу. Он отрицает идею любви, привязанности, потому что эти чувства порабощают волю человека, делают его слабым, зависимым. Ярким примером тому служит история любви Лойко и Радды – двух свободолюбивых молодых цыган, которые из чувства собственной гордости не хотели покоряться друг другу, и предпочли умереть, но остаться вольными птицами.

Пословицы

  • С высоко поднятой головой трудно войти в любые двери.
  • Вольному — воля.

Понравившиеся цитаты из текста

«…Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!..»
«…Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее – те ничего не получают, и всякий сам учится…»
«…Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»
«…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем?..»
«…коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат…»

Словарь незнакомых слов

Чекмень – верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном.
Торба – мешок, сумка.
Гарцевать – красуясь, искусно и молодцевато ехать верхом на скакуне.
Жупан – теплая верхняя одежда.
Пистоль – пистолет.
Кнутовище – палка, к которой привязан кнут.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№14 города Искитима

Библиотечный  урок

(гуманитарно-эстетическое направление)

Певец
русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)

Учитель Слётова Н.
И.

Библиотекарь
Савельева Т. И.

2013 год

Цели:

  • краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
    выделять художественные детали в изображении природы;

Задачи:

  • развивать умение художественного чтения наизусть;
  • способствовать формированию наблюдательности
       в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что
    доброе отношение к природе облагораживает самого человека;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы к уроку:

  • выставка книг писателя,
  • фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев,
    капель сосулек,
  • компьютер,
  • презентация к уроку, видео.

Подготовка к уроку.
За  неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина,
выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по
желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»

ХОД
УРОКА

Слово учителя.

Пришвин — один из своеобразнейших
писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец
русской природы» называли и называют его.

Горький о нем писал: «Ни у
одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного
сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас». В
этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш
библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец
русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята
записывают в тетрадь).

Работа в тетрадях

Слайд 1

Видео о писателе

Презентация «Интересные факты
из биографии писателя».(ребята подготовили  дома)

Слайд 2.

Родился
Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу
досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое
образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе.
Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.

Слайд 3.

Михаил
Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию
Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна
смогла дать детям хорошее образование.

Слайд 4.

Переехав
в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил
шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский
политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.

Слайд 5.

 В годы Первой мировой войны Пришвин был
военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и
вернулся к профессии агронома

Слайд 6.

 Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером
Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл.
Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково
«Маша»

Слайд 7.

Летом
машина стояла на даче в  деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час
неторопливо  маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый
человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для
грибов.

Слайд 8. Учитель

С
детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы.
Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще
маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти.
И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил
природу,  удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил
с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди

Слайд 9 Библиотекарь

Прозу
Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского
языка». Я представляю вашему вниманию  сборник «Разговор деревьев». Много
здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть
«Разговор деревьев»).
Ребята, вы заметили, что  слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они полны свежести и света. Они то  шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем .

Слайд 10 Учитель

Откуда
у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его
рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои
тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике
«Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).

Беседа (выявление восприятия)


А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!


За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование  (словами
нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).

Слайд 11. Библиотекарь

Любил
Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе
такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. У меня в руках ещё один  сборник «Говорящий грач».
(Чтение наизусть «Говорящий грач»)

Беседа (выявление восприятия)


Какое открытие сделал Михаил Михайлович?


А вы любите наблюдать за птицами?

Слайд 12 Учитель

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и
помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква».
 Инсценирование рассказа «Клюква».
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А
помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слайд 13 Библиотекарь

Большой
поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были
бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко
всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное –
таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А
у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь
необыкновенные рассказы о птицах.

Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение
наизусть).
Вам понравились рассказы? (ответы ребят)

Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за
героями)

Слайд 15 (Учитель)


Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин
тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это
рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб»  (чтение наизусть)
. Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит
все громче и громче.

Слайд 16 (Библиотекарь)

Оказывается,
секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости. Это та
зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит
глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ  «Беличья память» из
сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).

Слайд 17. Учитель

Горький
писал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и
зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами».
Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот»
(чтение наизусть).
Что вы можете сказать?

Слайд 18 Библиотекарь

Ребята,
вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте
вспомним их названия.

Литературная разминка

А
вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом»,
«Медведь».

Слайд 19 Учитель

Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)

 А
сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали,
вспомните их названия и запишите.

        
 С 
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»

        
Дятел – лесной доктор, он спас осину
«Лесной доктор»

        
Поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку «Журка»

        
Мне попала соринка в глаз. Пока я её
вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»

        
Когда я сажусь за чай, он садится мне на
левую коленку и следит за всем. «Кот»

        
— Кашки хочешь, дурашка?

        
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь
месяц. «Говорящий грач»

        
Сегодня мы разглядывали на снегу следы
зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»

Слайд 20 Кроссворд

Для
вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко
составила кроссворд.

image001

Слайд 21 Словарная работа.

Как
вы понимаете высказывания Пришвина?

        
 Дети
учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

        
Бойся думать без участия сердца

        
Охранять природу — значит охранять Родину
(ответы ребят).

Итоги
урока

Слайд
22  Домашнее задание

 Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать
другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал
Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши
друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за
которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего
описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.

Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!

  • Рассказ пришвина певец былин краткий пересказ
  • Рассказ правнуки победы о своих прадедах
  • Рассказ пришвина глоток молока
  • Рассказ правда всего дороже слушать
  • Рассказ предстояла кража андреев