Михаил Михайлович Пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. Основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей, а также увлекательные рассказы на тему природы и охоты. В своем литературном творчестве Михаил Пришвин, главным образом, размышлял над вопросами человеческого бытия — поднимал вопросы смысла жизни и предназначения, связи человека с природой, религии. «Певец русской природы», – именно так однажды назвал Константин Паустовский Пришвина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам поподробнее ознакомиться с биографией известного на всю страну писателя.
Рождение и детство
Михаил Пришвин появился на свет в 1873 году в Орловской губернии. Будущий писатель был младшим ребёнком в семье Пришвиных. От своей матери Михаил унаследовал решительный характер и невероятную силу духа, а от отца – большую любовь к красоте природы.
Глава семейства был искусным наездником. Он выигрывал призы на скачках. У Михаила была особая страсть к охоте, а также он обожал ухаживать за выращенным садом. Пришвин тонко чувствовал прелесть природы, он любил деревья и цветы. Глава семейства умер в результате паралича. После смерти мужа Мария Ивановна была вынуждена сама воспитывать пятерых детей.
В 1883 году Михаил Пришвин, которому исполнилось десять лет, был переведён из начальной школы в деревне в елецкую гимназию. Однако будущему писателю не было присуще усердие в учёбе. Так, за шесть лет обучения мальчик сумел дойти лишь до четвёртого класса. В связи с плохой успеваемостью Михаил трижды оставался на второй год. Мальчик даже осмелился однажды надерзить педагогу. И его отчислили. Кто бы мог подумать, что автор детских рассказов — такой бунтарь и двоечник? Его пример мог бы вдохновить многих родителей не спешить с выводами. Сегодня мальчик — хулиган, а завтра «певец русской природы» — все бывает.
Юность и образование
Искренний интерес к обучению у Михаила проявился, когда мальчик приехал к дяде-купцу Ивану Игнатову. В 1893 году писатель, которому в то время исполнилось двадцать лет, окончил учёбу в Александровском реальном училище. Брат матери Михаила, у которого не было детей, надеялся на то, что в будущем его дело продолжит племянник. Однако Михаил Пришвин преследовал совсем другие цели. Молодой человек успешно поступил в политехнический ВУЗ, который расположен в Риге. Именно там Михаил увлёкся идеями марксизма, впоследствии он попал в политический кружок. В результате, будучи на последнем курсе, будущий писатель оказался под следствием. И опять образ автора никак не вяжется с его творчеством. Невозможно заподозрить Пришвина в политической активности и инакомыслии, которое даже до суда дошло.
В 1898 году Михаил Михайлович был освобождён после года заключения в Митавской тюрьме. Затем Пришвин отправился в Лейпциг, где на протяжении двух лет учился на агрономическом факультете. В итоге, Михаил Михайлович получил специальность землеустроителя. Вскоре Михаил вернулся в Россию, и вплоть до 1905 года он работал над научными книгами и статьями, а также трудился в качестве агронома.
Творческий путь
В 1907 году был опубликован первый рассказ известного писателя «Сашок». В это время писатель решает покончить с научными трудами. Он начинает создавать газетные статьи. Повинуясь своему увлечению журналистикой и этнографией, Михаил Пришвин отправляется в полугодовое путешествие по Северу. Писатель изучал Выговский край и Поморье. Здесь автор создал 38 народных сказок, которые вошли в состав сборника «Северные сказки».
Вторая книга Пришвина увидела свет в 1908 году. Она представляла собой путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». В этом же году автором был издан сборник очерков «У стен града невидимого».
В связи с событиями Первой мировой войны писатель был вынужден отвлечься от создания сказок и рассказов. Пришвин в качестве военного корреспондента создавал очерки, повествующие о событиях на фронте. В ходе войны политическая обстановка накалилась, и прогремела революция. Взгляды большевиков Михаил Михайлович принял не сразу. Ведь он придерживался взглядов эсеров. Однако в связи с победой Октября писатель смирился с новой властью.
Михаилу Пришвину принадлежат такие известные рассказы для детей, как «Лисичкин хлеб» и «Еж«. Мифы о животных автор отобразил в рассказах «Медведь», «Двойной след», «Берестяная трубочка». В таких знаменитых рассказах, как «Жизнь на ремешке» и «Золотой луг», Михаил Пришвин отобразил живую природу во всем ее многообразии.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович отправится в эвакуацию в Ярославскую область. В 1944 году, когда писатель приехал в столицу, был опубликован рассказ «Лесная капель». А в следующем году автор создал сказку на былинные мотивы «Кладовая солнца». В своем знаменитом рассказе «Моя Родина» русский писатель продемонстрировал всю любовь к Отечеству.
Не секрет, что многие критики главным трудом Пришвина считают книгу «Дневники». Первые записи появились в 1905 году, а последние – в 1954. Здесь автор отобразил свои собственные взгляды на жизнь и общество.
Личная жизнь
Крестьянка из смоленской деревни Ефросинья Бадыкина была первой женой Михаила Пришвина. Для женщины это был уже второй брак. В этом союзе родилось трое сыновей. Известно, что в «Дневниках» писатель называл свою супругу Фрося. Первый ребёнок в семье умер еще в младенчестве. Второй сын, которого звали Лев, скончался в 1957 году. А третий сын Петр умер в 1987 году.
В 1940 году, когда писателю было шестьдесят семь лет, он решил оставить семью и жениться на Валерии Лиорко. Женщина была младше писателя на целых двадцать шесть лет. Вместе они жили на протяжении четырнадцати лет.
Интересные факты
Краткая биография Пришвина будет дополнена интересными фактами о его жизни и творчестве.
- Михаил Пришвин остался без отца, когда ему было семь лет. Глава семьи крупно проиграл в карты. Разбитый параличом, мужчина скончался от нервного потрясения.
- Михаил Михайлович находился в тесных дружеских отношениях с Максимом Горьким. Марксистское прошлое, тюремный срок «за идею» и дружба с Горьким помогли писателю избежать гонений и преследований, когда партия эсеров была резко осуждена большевиками, а многие ее представители оказались в заключении.
- Писателю не приходилось долго жить в одном месте. Он довольно часто менял свое место жительства.
- Пришвин известен не только своей литературной деятельностью. Так, писатель, сделал немалый вклад в развитие русской агрономии.
- Михаил Пришвин всерьёз увлекался автомобилями. Первую машину «Москвич» писатель купил в 1930 году.
- Михаил Пришвин составил бы компанию многим грибникам, охотникам и любителям рыбной ловли. Все эти занятия он очень любил.
- Когда Пришвин обучался в Лейпциге, он сильно влюбился в молодую англичанку. Однако девушка не ответила ему взаимностью. Писателю было очень сложно это пережить. В итоге, Михаил решил прервать свое обучение и вернуться в родные места.
- Во время событий Первой Мировой войны Пришвин являлся военным корреспондентом и претерпел все лишения на передовой, как и обычные солдаты.
- Помимо всего прочего, Михаил Михайлович очень интересовался фотографией. При этом, он был очень талантливым фотографом.
Смерть
Когда известному писателю было восемьдесят лет, у него врачи нашли онкологию желудка. Михаил Михайлович умер в 1954 году в столице. Писатель был похоронен на Введенском кладбище.
Таким образом, творческий путь Михаила Пришвина был непростым, но довольно интересным. В творчестве знаменитый писатель отобразил свой жизненный путь и собственные духовные искания. Все свои произведения Михаил Михайлович создавал простым, ярким, живым и выразительным языком. Это придало его творчеству народный оттенок и обеспечило народную любовь. Рассказы Пришвина всегда будут одними из самых читаемых не только среди детей, но и среди их мам и бабушек. Любовь в Отчизне, любовь к окружающему миру, людям, животным – вот, что лежит в основе всех произведений Михаила Михайловича.
Урок литературного чтения по УМК «Гармония
учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»
учитель: Ильинова Юлия Николаевна
Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины)
«Добрыня и змей» (пересказ А. Нечаева)
Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
1)формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения
2) формировать образ былинного богатыря
РАЗВИВАЮЩИЕ:
3) развивать связную речь, мышление, воображение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
4) воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
5) воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Техническое обеспечение: проектор, мультимедийная доска, технологическая карта урока
Ход урока:
I. Организационный момент
— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся.
II. Проверка домашнего задания. Работа с выставкой книг, аннотации, собственные сказки.
III. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.
Слово БОГАТЫРЬ.
— Какие ассоциации, образы возникли у вас? Запишите их в свои тетрадки-малышки. Обменяйтесь ими в парах… теперь поработайте в группах.
Лидеры зачитают, что у вас получилось.
IV. Постановка учебной задачи.
— О чем пойдет речь на уроке?
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
— Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)
— О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)
— События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)
— Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)
V. Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.
— А что означает слово БЫЛИНА?
1. Рассказ учителя.
— Наши предки — земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие о «преданьях старины глубокой», назывались «старинами», «старичками». Позднее появилось слово «былина», что значило «быль», то есть правдивое повествование.
— Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)
– Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем
былины об Илье Муромце, но и те и другие связаны с периодом
борьбы нашего народа с татарским нашествием. Былины переносят
нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на
значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русскаяземля. Обычно действие происходит возле Киева – историческогоцентра Руси, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома,из села Карачарова, а Алёша – из Ростова. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, которые не позволяют врагузахватить её. В них воплотились лучшие качества русского народа
2.Работа с репродукцией .Реконструкция.
Далее рассматривается репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (в конце учебника).
– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
– Как выглядят богатыри?
– Подумайте, кто из богатырей старший на заставе? Как определили?
– Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как ониизображены художником?
(Справочный материал)
Многие картины Виктора Михайловича Васнецова основанына материалах народных сказок и былин.Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволяющий ему достоверно изобразить богатырей. Глядя на картину, мы ощущаем живую историю Древней Руси,
хотя написана картина в XIX веке. Около 20 лет трудился Васнецовнад созданием этого полотна и написал картину, которая вызывалаи продолжает вызывать у русского народа чувство гордости.На картине мы видим просторы Русской земли, взрастившейэтих богатырей. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла травой,вдали видны холмы с перелесками. Над этой просторной и привольной степью нависли холодные, свинцовые тучи, словно многочисленные враги, совершавшие свои грабительские набеги на Русь. Пейзажпрост, он не отвлекает наше внимание и позволяет сосредоточиться
на главных героях – богатырях, которых объединяет одна цель –защитить свою землю от врагов.
Добрыня также служит земле Русской, он отважен и смел, силён и могуч, но более нетерпелив, не так спокоен и рассудителен,как Илья. Он уже сжимает рукоятку меча, готовясь в любую минутуринуться на врага. Добрыня отличается от других богатырей своейучёностью, он играет на гуслях, сочиняет песни.С одним из трёх богатырей, нарисованных на картине, и состоится знакомство на уроке.
3.Словарная работа.
— Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Курева – «пыльная курева» — имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине — называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град- столица .
Учуять – почувствовать.
Полон – плен.
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Автор нашего учебника говорит, что нетнеобходимости растолковывать каждое слово, передающее своеобразный былинный колорит, но без знания которого всё же понятеносновной смысл произведения.
4. Знакомство с текстом.Социализация.
— Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю
Начало былины читает учитель.
Затем читают дети, вслух по частям.
С. 164 рассматриваем иллюстрацию
— Что здесь изображено? Где происходит действие? (княжеские белокаменные палаты)
— Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)
— Как зовут князя? (князь Владимир)
— Где он нарисован? Покажите.
— Как вы догадались, что это и есть князь?
— С кем он разговаривает?
— Прочитайте разговор князя с Добрыней.
Продолжение чтения былины.
В конце стр. 165 задать уточняющий вопрос:
— Почему все молчат? (боятся)
VI.Первичное закрепление.Афиширование.
— Запишите образ богатыря Добрыни в этой былине.
VII.Разрыв. Показ отрывка мультфильма.
— Запишите образ богатыря Добрыни в этом мультфильме.
VIII. Рефлексия.Синквейн.
IX. Домашнее задание
- С.159-160, ответить на вопросы письменно в тетради
- С. 171-174 прочитать и ответить на вопросы
VII. Итог урока.
Цели урока: развитие речевых и читательских умений.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с произведениями М.Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация.
Ход урока
Презентация
1. Оргмомент
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас,
Мы соткём из ниточек урок
Он знакомства нашего исток,
а исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел,
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
2. Повторение. Проверка домашнего задания
1) На доске: портрет М.М.Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М.Пришвина.
Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.
А.С.Пушкин | Лисичкин хлеб. |
— Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?
Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М.Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.
2) Игра «Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.
На доске:
Рыбе — вода | Зверю — лес, | Человеку — Родина. |
— Из какого произведения взяты эти строки?
3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».
— Откройте учебник на стр.142
— Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.
… вставала рано … | … чаем с молоком … | … решило мою жизнь … |
— Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? (Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)
— Куда уходил автор после чаю? (После чаю я уходил на охоту)
— Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)
— Что писатель называет «кладовой солнца»? (Природу, с великими сокровищами жизни)
— Прочитайте, какие «сокровища жизни» надо охранять?
Ожидаемый ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.
— Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?
Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.
3. Работа над новым материалом
1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.
3 | 29 | 19 | 12 | 16 | 25 | 12 | 1 |
в | ы | с | к | о | ч | к | а |
— Назовите тему нашего урока
— Что обозначает слово выскочка?
Ожидаемые ответы:Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка — человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.
— Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).
— О ком будет рассказ?
— Кого автор назвал Выскочкой?
Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали. (а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)
2) Работа над текстом.
2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.
1 часть читает учитель.
Размышление над прочитанным по вопросам.
- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
- Какой эпизод вас больше всего взволновал?
- Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
- Что вы о ней знаете?
3) Работа с каждой частью по отдельности.
Физминутка
1-я часть. Жужжащее чтение. (до слов Дело было поздней осенью… 3 абзаца)
Задание: Подчеркнуть непонятные слова.
Размышление над прочитанным по вопросам.
- Где происходит действие?
- О ком рассказывает автор?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
- Что интересного заметил автор в поведении собаки?
Работа над лексическим значением слов:
Полено — кусок распиленного дерева.
- Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
- Какой была Вьюшка?
- Какую картину можно нарисовать к этой части?
- Как можно озаглавить 1 часть?
Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.
На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».
Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.
- Когда происходили события?
- Какое событие главное в этой части?
— Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:
Выводок — птенцы, живущие с матерью.
Дýром — по-глупому, бестолково.
- Почему сорока так поступила?
- Что думает автор о сороке?
- Что говорит автор о других сороках?
- Как вела себя Выскочка?
— Найдите и прочитайте разговор сорок.
Озаглавьте 2 часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.
На доске записываются названия 2-й части.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
- Выскочка поскакала дýром.
3-я часть. Чтение «Спринт».
— Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.
— Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.
На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.
- Чем закончилось наступление Выскочки?
— Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.
Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.
- Какой частью речи являются записанные на доске слова?
Ожидаемый ответ: это глаголы.
Озаглавьте эту часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.
На доске записываются названия всех частей рассказа.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
- Выскочка поскакала дýром.
- Сорока без хвоста.
Физминутка
— Встаньте, выйдите из-за парт.
Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)
Опустите руки, если было семь сорок. (да)
Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)
Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)
Тест на ноутбуке (работа в парах)
5. Итог урока
Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?
— Написав рассказ «Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Ответы детей.
6. Рефлексия
слайд
7. Домашнее задание
Пересказ подробный. Выставить отметки.