Рассказ пришвина о животных

биология на пальцах, андрей шляхов издательство аст увлекательная аудиокнига о самом главном для детей младшего и среднего возраста. впрочем, интересно

«Биология на пальцах», Андрей Шляхов

Рассказ пришвина о животныхиздательство АСТ

Увлекательная аудиокнига о самом главном для детей младшего и среднего возраста. Впрочем, интересно будет не только ребенку, но и вам: можно освежить школьные знания. Как зарождалась жизнь на планете? Как появились первые существа? Что такое клетка? Почему на Земле так много воды и зачем нужны леса? Это расширяющий кругозор рассказ обо всем живом — самый простой способ заинтересовать ребенка наукой. Книга намного интереснее школьных уроков, после ее прослушивания детям будет гораздо легче разобраться с программой по биологии. Представленный материал даже шире — охватывает некоторые факты из химии и анатомии.

Слушать

«Наша планета. Чудеса природы: самые удивительные обитатели Земли», Александр Лукин

Рассказ пришвина о животныхиздательство «Ардис»

Приятное с полезным: эта аудиокнига — приключения любознательных персонажей Маши и Пети, которые вместе с добрым профессором путешествуют по планете, узнавая много нового о ее живых обитателях. Вместе с ними с богатой фауной Земли знакомится и ребенок. В забавной игровой форме рассказывается, какие существа обитают на разных континентах и в океанах, чем хищники отличаются от травоядных, кто такие млекопитающие, рептилии и насекомые… За один час можно узнать всю основную информацию о мире животных. 

Слушать

«О чем поют птицы. Записки орнитолога о самых удивительных созданиях планеты», Грегуар Лоис

Рассказ пришвина о животныхиздательство «Эксмо»

Книга, которая позволит заинтересовать ребенка удивительным миром птиц — единственных потомков динозавров. Ее автор, известный французский орнитолог Грегуар Лоис, собрал множество видов птиц и занимательных фактов о них. Например, вы знали, что японские синицы общаются между собой и для них важен порядок звуков? А что стрижи умеют спать на лету? Те, кто не связан с орнитологией, даже представить не могут, какими необычными способностями могут обладать птицы. Обо всем этом рассказано с любовью: Грегуар Лоис призывает защищать птиц от истребления и формирует у детей правильное отношение к экологии. 

Слушать

«Природа в стихах и загадках», Юлия Бортновская-Медокс

Рассказ пришвина о животных1С-Паблишинг

Маленькие дети любознательны и впитывают все как губка. Но ребенка нужно по-настоящему заинтересовать, чтобы удержать его внимание. Эта аудиокнига что-то вроде квеста. В ней собрано множество стихов, коротких рассказов, а также загадок и головоломок, которые в игровой форме рассказывают об устройстве планеты, животных, растениях, стихиях и явлениях природы. Прекрасный вариант для домашнего досуга: устройте семейную викторину с прослушиванием этой книги. 

Слушать

«Кладовая солнца. Рассказы о родной природе», Михаил Пришвин

Рассказ пришвина о животныхиздательство «Ардис»

Отличный способ привить ребенку и уважение к природе, и любовь к литературе. Классик Михаил Пришвин, как никто, чувствовал окружающий мир и описывал его в своих произведениях, это проза, близкая к поэзии, образная, искренняя, полная любви по отношению к всему живому. Повесть «Кладовая солнца» еще и захватывающая: она рассказывает о мальчике, который отправляется в лес собирать клюкву и чуть не тонет в болоте. К счастью, его спасает охотничья собака, которая вернется с мальчиком в деревню и обретет семью. Подобные книги еще и показывают детям реальную жизнь за пределами экранов смартфонов — настоящую, полную приключений и опасностей.

Слушать

«Рассказы о животных», Эрнест Сетон-Томпсон

Рассказ пришвина о животныхиздательство «Союз»

Автор этой книги Эрнест Сетон-Томпсон — удивительный человек, который может, как никто, рассказать о мире животных. Он одновременно и писатель, и один из основателей движения скаутов, и художник-анималист, и естествоиспытатель… Его рассказы не совсем детские — каждый из них имеет скрытые философские смыслы. Это не просто истории о животных, а рассуждение о жизни в целом. Некоторые из них довольно грустные, однако поучительные и добрые. 

Слушать

«Лучшие сказки для почемучки», Наталия Немцова

Рассказ пришвина о животныхиздательство АСТ

Для самых маленьких — светлые и добрые сказки о животных и растениях, с которыми ребенок сделает первые шаги в понимании мироустройства. Писательница и сценарист Наталия Немцова сама мама троих детей, она сочинила эти истории, чтобы помочь родителям объяснить детям базовые законы природы и человеческих отношений. Главные герои сказок — антропоморфные растения и животные. Они дружат, общаются и попадают в разные жизненные ситуации. Иногда персонажи задают даже самые сложные для родителей вопросы — например, что такое брак.

Слушать

 
MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду FEBRUARY2021, а также скидку 25% на премиум-подписку MyBook на 1 или 3 месяца. Активируйте код до 28 февраля 2021 года — читайте и слушайте эти или любые другие из 300 тысяч электронных и аудиокниг без ограничений.

Заломаева Наталья Андреевна

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы Толстого Л.Н. «Булька» и Пришвина М.М. «Лада», главные персонажи которых собаки. Эти тексты, написанные для детей, отражают не только общую проблему жестокого отношения к животным, но и идейно-художественную программу писателя, а также поднимают отдельно взятую острую проблему.
Ключевые слова: литературный персонаж, животные, проблематика произведений о животных, образ собаки в литературе, идея произведений, младшие школьники.
Предмет литературное чтение занимает важное место в обучении и воспитании младших школьников. Главной задачей предмета является создание духовной потребности в душе ребенка в чтении книг. Для реализации данной задачи авторы каждого из УМК разработали особый круг чтения, который помогает читать произведения, прививающие общечеловеческие ценности, и мотивировать к самостоятельной читательской деятельности.
В ходе анализа различных учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальной школе и проведения констатирующего эксперимента, относящегося к выпускной квалификационной работе, зародилось противоречие между трактованием проблематики классических произведений о животных в учебниках и истинным идейным замыслом этих произведений. Призывают ли они лишь к любви к животным?
В любой школьной программе встречаются произведения о животных, и она отчасти усложняет и без того трудное восприятие таких произведений, разделяя их на тематические группы (о дружбе, природе, о любви, о животных). Например, для произведений о животных выделяют целый раздел, популярное название для которого «О братьях наших меньших». Тематический контекст уводит от понимания художественных идей конкретного автора. [Костюхина, 2019, 41-44] Задачей учителя становится обратить учащихся к художественному замыслу автора, а не к названию раздела, поскольку зачастую на уроках перестают обращать внимание на факты из биографии автора, самих персонажей и их качества, причины их поступков, а проблема такого произведения трактуется из названия раздела.
Рассказ — тот жанр, который чаще всего встречается при изучении литературных произведений в начальной школе, поскольку именно рассказ сочетает в себе простоту и краткость изложения с глубоко нравственными идеями, а повести или романы еще тяжелы для детского восприятия.
 Персонажем является любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в произведении искусства. [Мурзак, 2007] Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. В детском рассказе это чаще всего люди, животные.
Животных сложно назвать второстепенными персонажами, ведь именно их образ зачастую помогает показать человеческие пороки или проблемы общества и оставляет отклик в сердце ребенка. Работа с образами собак, выступающих в роли литературных персонажей, поможет провести юных читателей по пути от наивного реализма к пониманию природы литературного произведения.
Исходя из опроса среди младших школьников, можно утверждать, что собака — один самых популярных персонажей-животных, встречающихся на страницах художественных текстов для детей. Так, 100% учащихся экспериментального класса отметили собаку среди часто встречающихся персонажей. Что касается проблематики данных произведений, то она сводится к шаблонным фразам «нужно любить братьев наших меньших» и «собака-друг человека». Абсолютное большинство учащихся указывает в анкетах данные шаблоны. Цель статьи не призывать к нелюбви к животным, а обратить внимание на то, что же хотели донести авторы до своих читателей. Безусловно, все произведения о животных красной нитью пронизаны общей идеей о бережном отношении к ним, но рассматривая каждое отдельное произведение о животном, можно увидеть куда более глубокий идейный замысел.
Обратимся к рассказам «Булька» Толстого Л. Н.  и «Лада» Пришвина М. М. Оба этих рассказа о животных (собаках), но при анализе идей этих произведений можно увидеть более глубокий художественный замысел.
Рассказ «Булька» Толстого Л. Н. о бульдоге, охотничьей собаке русского офицера. Произведение отражает суровые жизненные ситуации будней войны на Кавказе, демонстрирует жестокие сцены заболеваний и смерти животных. Здесь нельзя не остановить внимание на факты из биографии самого писателя- участие в военных действиях на Кавказе и бесконечная любовь к собакам. [Никитина,2007] Автор не искажает действительности в своем произведении, несмотря на то что, что рассказ предназначен для детского чтения. Достоверность помогает донести идею безоговорочной собачьей преданности своему хозяину, несмотря на, порой, безразличное отношение хозяина к своему псу.  Булька- образ преданного друга. Он всегда самоотверженно бросался на любого зверя, пусть даже тот был крупнее его, готов был идти за ним хоть на край света, и умирать пес ушел туда, где бы этого не увидел хозяин.
Пришвин М. М. очень увлекался охотой, поэтому среди его произведений много рассказов об охотничьих собаках, среди которых рассказ «Лада». Но Лада, собака породы пойнтер, в отличие от Бульки, отвечает добром и преданностью только тому человеку, который добр к ней — при первой же возможности она не вернулась к тому хозяину, который бил ее, но верно и преданно служила тому, кто относился к ней с лаской и кормил салом.
Как следствие неправильно истолкованного авторского замысла, у младших школьников появляется нелюбовь к чтению литературы о животных. Так, только 17% учащихся из экспериментального класса смогли назвать произведения о животных, которые они читали вне школьной программы, и только 4% учащихся знают мультфильмы и фильмы, экранизированные по книгам о животных. Учащиеся плохо ознакомлены даже с самыми известными собаками персонажами и не видят в этом потребности, поскольку даже не читая произведения, могут определить привычную шаблонную проблему и будут оценены отметкой «5».  Так, только 27% учащихся смогли определить произведение, в котором встречается собака Авва.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: упрощение идейно-художественного замысла произведений о животных приводит юных читателей к:

  • Непониманию того, что животные — полноценные персонажи произведений;
  • Незнанию самых известных персонажей животных;
  • Неумению определять главную мысль отдельно взятого художественного текста о животных различных авторов;
  • Нежеланию знакомиться с новыми произведениями о животных.

В качестве примера решения таких проблем рассмотрим рассказы Толстого Л. Н. «Булька» и Пришвина М. М. «Лада» подробнее.
Анализ текста доступен младшему школьнику только после многоразового восприятия. [Воюшина, 2012, 16-20] Для полноценного анализа текста и его героев текст должен быть знаком учащимся, только после этого можно приступать к разбору.
«Булька» — это целый цикл рассказов, и для того, чтобы прийти к авторскому замыслу, целесообразно познакомить учеников со сборником полностью. К 3 классу восприятие текста возможно в виде самостоятельного прочтения, и даже прочтения в группе. После прочтения ученикам можно предложить ответить на различные вопросы по тексту, например, «сравните отношение Бульки к хозяину и хозяина к Бульке», которые направят учеников к идее произведения о преданности собаки к своему хозяину вопреки обстоятельствам.
Второй урок посвящается произведению «Лада» и его анализу в форме фронтальной беседы с такими вопросами как, «сравните отношение хозяев к Ладе» и «сравните поведение Лады в ответ на отношение хозяев», которые помогут прийти к идее произведения о том, что собака в данном рассказе относится к человеку так, как относится к ней он.
Для наглядного представления учащимся различности идей произведений о животных целесообразно предложить детям заполнить таблицу по двум рассказам, где будет предложено сравнить внешность, поведение, клички и, конечно, идею произведений.
Каждому учителю необходимо вести кропотливую работу для решения данных сложных проблем, учитывая биографию автора произведения, нравственные качества и поступки каждого отдельного персонажа. Чтобы сделать успешной подготовку учащихся к восприятию русской классики, учитель обязан научить детей видеть отражение творчества автора, а не шаблон.
Список литературы
Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. 2012. №5. 16–20с.
Костюхина М.С. Лев, Толстой и собачка. Начальная школа. 2019. №2. С.41–44.
Мурзак И.И. Введение в литературоведение: Учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 415 с.
Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне. М.: Молодая гвардия, 2007. 400 с.

Технологическая
карта урока литературного чтения .

Тема: Рассказ
М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Тип урока : Урок открытия нового знания.

познакомить
 с произведением М. Пришвина «Ребята и утята;

— научить
планировать урок, развивать у детей логические мышления.

Личностные: оценивать
свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и
чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Познавательные: умение
анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивныеумение
планировать свои действия в соответствии с поставленной за
дачей и условиями
её реализации; с
амостоятельно
оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера
сделанных ошибок.

Коммуникативныеумение
строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы,
обращаться за помощью, вз
аимодействие в работе в парах; оценка
действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли, целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка

Предметныеумение выразительно
читать произведение
, формулировать главную мысль текста; находить
слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики
героя.

Форма
организации познавательной деятельности:
  фронтальная, парная,
коллективная.

Название
этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся,
предполагаемые ответы

1.Этап
мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности

-Сегодня
урок литературного чтения мне хочется начать с настроения. -Поделитесь своим
настроением .

-В окно
светит солнышко.
А что дарит солнышко?         (1 Слайд)

Подарите друг другу улыбку и
тепло.

-Пусть
этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными
чувствами.

 —
Напомните, пожалуйста, чем мы занимаемся на уроках литературного слушания ?

— Чтобы мы сегодня добились  успеха,   нам предстоит
сотрудничать. -Что значит сотрудничать на уроке?

 Речевая
разминка.

1. Упражнение на дыхание.

´ 
Вдох
нос — выдох нос

´ 
Вдох
нос – выдох рот

´ 
Вдох
рот – выдох нос

´ 
Вдох
рот – выдох рот

Тепло и
улыбку

-Мы
учимся слушать произведения, определять жанр и тему, моделировать обложку ,
правильно и точно отвечать.

— уважать мнения другого;

— не бояться высказывать своё мнение;

— вместе искать пути решения, если возникла
проблема;


добиться успеха.

2.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии

3.Этап
выявления места и причины затруднений

физминутка

-Сегодня
мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

— Как
называется раздел, который сейчас изучаем?

 —
Назовите правильно произведение, которое мы читали на прошлом уроке?

Сегодня
на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением из
этого раздела.

-Какова цель урока?

-Заголовок произведения “Ребята и
утята”.             (Слайд 2)

-Можем по заголовку определить
жанр этого произведения ?

-А предположить?

— О
чем может идти речь в этом произведении?

 -Давайте
рассмотрим иллюстрацию к этому произведению, может она нам поможет?                                                                              
 ( Слайд 3)

    -Что
нам поможет определить жанр?     

Голову
тяну к плечу,

Шею
я размять хочу.

В
стороны разок, другой

Покачаю
головой.

-Наши
звери , наши птицы

-К.Ушинский,
жанр  рассказ о животных «Васька»

-Ставят
цели, формулируют (уточняют) тему урока

-Нет

-Дети
высказывают свои версии

-Надо
обратиться к тексту

4.Этап
построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

(первичное
чтение)

1.Слушание         (читает учитель)

-Я буду читать ,  а вы слушайте. Правила слушания помните ?  Давайте
их соблюдать.

(Чтение до слов «вот тут и увидели их ребята… )

-Предположите, что было дальше?

-Могли
ли ребята причинить утятам вред?

-Хотите
узнать ,что было дальше?

-Слушают.

-Участвуют
в диалоге.

(проверка
первичного восприятия.)

-Вы ожидали такую развязку?

-Какие чувства вы испытывали
,когда слушали?

-Какой момент был самым
напряженным?

Испуг,
страх, жалость, гордость ,восхищение ,переживание

-Отвечают
все учащиеся, высказывают, какие чувства возникли у них.

5.Реализация
построенного проекта

-Ребята, как вы думаете, что я
вам прочитала?

-Почему вы так решили? Докажите.                               
(Слайд 4)

-Покажите на своих моделях, что я
вам прочитала рассказ.

-Подумайте, о ком
этот рассказ?

-Покажите это на
своих моделях.

-Какой человек по
характеру мог написать такое произведение?

 -Кто является рассказчиком этого
произведения ?

— Вы хотите узнать   кто
этот человек?

-Откройте книгу на стр.16 и
найдите фамилию автора.

 -Укажите на модели фамилию
автора.                          (Слайд 5)

       -Покажите
свои модели.                                     (Слайд 6)    

  — Что вы
знаете об этом авторе?  Вы  читали его произведения?


М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

 -Вот
небольшая выставка его произведений                   (Слайд 7 , 8)

-М. М. Пришвин
был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её
птиц и зверей.  Все произведения писателя проникнуты большой любовью к
природе .( Подробно с биографией этого писателя мы будем знакомиться во 2-4
классе )

-Назовите правильно произведение,
с которым мы сегодня работаем на уроке.

-Теперь мы прочитаем рассказ, а
потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин очень любил природу.

-Рассказ.

Дети называют признаки рассказа:

1.Повествование о реальных
событиях.

2.Небольшой объём.

3.Малое количество действующих
лиц

4.Описание одного эпизода.

Дети рисуют
прямоугольник.

-О детях

-Закрашивают прямоугольник жёлтым
цветом.

-Добрый , любящий природу.

-Автор.

М.М. Пришвин

М.М.
Пришвин  ,  жанр рассказ о детях“Ребята и утята”.

Физкультминутка

Утка рано поутру

Всех утят ведет к пруду
(ходьба на месте   )                                         (
)

Эй, утятки, не ленитесь,

На носочки становитесь (ходьба
на носочках)

А теперь на пятки,

Милые утятки.

 Мы пришли, мои ребятки,

Дружно моем свои лапки. Научу я вас
нырять,

Желтеньких моих утят.
(наклоны головой)

А теперь полетов время,

Машем крыльями умело

(ходьба на носочках)

(ходьба на носочках)

 (ходьба на пятках)

(трут руками)

(наклоны головой)

 (махи руками вверх — вниз)

6.Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

( Работа с
произведением: анализ содержания, определение темы чтения
.)

7.Этап
самостоятельной работы с проверкой по эталону
.

Физминутка для коррекции
зрения.
http://hochuvseznat.com/wp-content/uploads/trenagher-glaznoy.jpg

-Ребята,
а сейчас мы вернёмся к тексту, перечитаем его и составим план.

1 часть

-Какие
слова вам были непонятны?

-Попробуем
объяснить их значение .(слайд 9), (слайд 10), (слайд 11), слайд 12)

Словарная
работа.

(творческая
группа детей)

-Сколько
надо было идти до озера?

 
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Почему уточка-мать шла позади утят?


Какие враги были у уток?

-Как
озаглавим 1 часть рассказа?

2
часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вела себя уточка, когда ловили её
утят?


Докажите строчками из произведения.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? 
А какая она мама?– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего
сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни,
собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно
отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить
себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете
представить ,  как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас
кто-то обижает.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения

-Как
озаглавим 2 часть рассказа?

3 часть


Кто помешал мальчишкам?


Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения


Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?


– Как шла уточка-мать в начале рассказа?


А почему сейчас она побежала впереди?

-Как
озаглавим 3 часть рассказа?

4 часть



Как Пришвин попрощался с утятами?

– Что он
сделал при этом?

— Что
означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?


– Как мальчишки на это прореагировали?


Что приказал им сделать автор
?

 -Как озаглавим 4 часть рассказа?

Давайте сопоставим наш план с картинным
планом.       (слайд 7)

 Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

-Посмотрите
на иллюстрацию стр.16

-Кто
изображён на переднем плане?

-Что они
делают?

-Кто
изображён на заднем плане?

-Что они
делают?

-Найдите
в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

(Дети
читают 1 часть)

Чирок-свистунок
— птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.
Оказывается,
существует очень много различных пород уток. Одна из них — чирок-свистунок.
Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр

Верста
старинная русская мера длины. Чуть больше 1
км.

Вода
спала

с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился.

Кузница
помещение, где работают кузнецы.

3
километра

Очень
много

 (Чтобы
не выпускать утят ни на минуту из виду.)

(Люди,
лисы ,ястреб)

1.Утка  с
утятами.

(Закидали шапками.)

(Взволнованно.)
(Все время, пока они ловили…)

(Мать.)

(Заботливая.)


 (Ребята только было собрались закидать мать…)
2. Встреча с детьми

(Автор.)
(Нет.)
.Просто так, для забавы.

(-Живо, — приказал я ребятам, — идите и отдайте ей
всех утят.)

(Глупыши.)

 (Маленькие,
глупые, жестокие.)

(Нет)

(Медленно.)
( Хотела быстрее увести детей от врагов.)

3.Встреча
с автором.

(Счастливый
путь, утята!)

(Снял шляпу.)

(Уважение)

 (Засмеялись.)

   (Тоже снять шапки и кричать
до свидания!))

4. Прощание с
утятами

-Утка-
мать и утята.

-Бегут.

-Ребята.

-Машут
шапками, кричат

По
овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

(Работа
над образом героя)

(Работа
в парах
)

-Кто главные герои в рассказе?

-Давайте дадим характеристику героям.


Утка

Утята

 Автор                                                                             
(Слайд 14)

Ребята

-Прочитайте
пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходят эти
пословицы?
                             (Слайд 15)

Почему?

Умел
ошибиться – умей и поправиться

Дитя
плачет, а у матери сердце болит.

Сначала
думай – потом делай.

Добрый
пример, лучше ста слов.

-Чему
научил вас этот рассказ?
)

(Определение
главной мысли рассказа.)

Давайте
прочитаем , а как пишут авторы учебника.

Правило
на стр.16 учебника.

-Как
автор назвал свой рассказ?

-Почему?

-А как
бы вы его озаглавили?

-Какой
это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

-Утка ,утята , ребята,
автор
.

добрая, защищает своих утят ,заботливая

беззащитные, никому не причинят зла.

добрый, любит животных, неравнодушный,строгий.


совершают нехороший поступок из-за глупости. Они глупые.(глупыши)

Ребята

Утка

Ребята

Пришвин

-он учит
быть добрыми, остерегает  от  совершения глупых, жестоких, легкомысленных
поступков

-«Ребята
и утята»

Автор
делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём
все вместе, рядом.

Поучительный

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Чему
научил М.Пришвин нас своим рассказом?

Мы
выполнили всю работу?

-Кто доволен  своей работой?

Зеленый – работал активно, все
получалось

Желтый – работал хорошо, иногда
обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в
природе —   от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»

— Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца
были добрыми, тогда  вы  будете совершать только добрые поступки!

Не
совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе
готовность защищать животных и оказывать им помощь

Да

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

.

.

Конспект занятия  по речевому
развитию

Тема «Составление рассказа о
животных по сюжетным картинкам»

Цель:
Обучающая: 
связная речь: учить составлять
сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать
события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало,
основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

Развивающая:

словарь
и грамматика:

развивать умение  употреблять
названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного
числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а
также синонимов и антонимов;

звуковая
культура речи:

закреплять
правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать
эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса.

Воспитательные задачи: Воспитывать
умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания .

Дидактический
наглядный материал
: картинки с разными животными (тигр,
жираф, слон, волк, лиса);  презентация: картины с изображениями животных и
их детёнышей.

1.     Психологический
настрой:
 «Дружно за руки возьмемся, мы друг другу улыбнемся, скажем
здравствуйте и гулять пойдем»

2.     Организационный
момент:

Ребята я сегодня получила письмо от
Незнайки: он просит вам помочь ему отгадать загадку о животном. Поможем? .

Хвост
пушистою дугой.

Вам
знаком зверек такой?

Острозубый,
темноглазый.

По
деревьям может лазать.

Строит
он свой дом в дупле,

Чтоб
зимою жить в тепле.

В.
Кожевников

дети
отгадывают.

На
стенд выставляется картина Белка с бельчатами .

Как
называют детенышей белки? дети. Бельчата.

Воспитатель.
В письме написано, если вы справились с загадкой тогда

Сейчас
мы поиграем в игру, которую отправил нам Незнайка.

Игра
«Кто у кого?»

Воспитатель.
Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовет его детеныша или
детенышей, если я скажу слово много, или несколько, или двое-трое.

Лиса…
лисенок. У лисы много… лисят, несколько… лисят.

Медведь…
медвежонок. У медведицы… медвежата, двое… медвежат.

Волк…
волчонок, У волчицы… волчата, трое… волчат.

Один
ежик — много… ежиков. У ежихи… ежата.

Воспитатель
по аналогии проводит беседу по картине. Волк с волчатами,

Посмотрите
на картинку. Это зайчата. Какими словами можно рассказать о зайчонке? Какой он?

Дети.
Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький..

Воспитатель.
А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож?

Дети.
Белый и пушистый, как вата; зайчонок, как снежок, как пушок; как мячик
прыгает…

Воспитатель.
Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее.
Как можно про такого зайчонка сказать?

дети
отвечают.

К слову веселый подберите слова, близкие
по значению или смыслу. Так какой был зайчонок?

Дети.
Довольный, бодрый, шустренький, радостный…

Воспитатель.
А если ом был радостный, то ом не прискакал, а… мчался, летел. А второй
зайчонок — братец первого — прискакал домой невеселый, ею обидели. Расскажите
про этого зайчонка. Какой он?

Дети
 отвечают.

К слову веселый подберите слова,
противоположные по значению, смыслу. Так какой был второй зайчонок?

дети.
 Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный…

Воспитатель.
А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а… тащился, плелся,
брел.

А сейчас посмотрите на открытки, которые
прислал Незнайка. (Раскладывает на каждом столе по одной.) Придумайте вдвоем
рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите о
том, что нарисовано на открытке, а потом придумайте, чем могло бы все
закончиться, договоритесь, кто из вас двоих начнет рассказ. Рассказ должен быть
коротким и обязательно законченным.

Воспитатель вызывает три команды. После
каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его
можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции,
содержательность, наличие образных средств.

Воспитатель показывает детям картинки
(тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в
названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть
звук [л).

Воспитатель предлагает одной группе детей
подобрать слова со звуком (р), другой — со звуком [л).

Далее  дети выполняют задание, составляют
предложение со словами, в которых есть звук «р», и предложение со словами, в
которых есть звук «л». (Тиар рычит. Слон любит листья.)

Физкультминутка, гимнастика
для глаз «Птичка».

Зайке
холодно сидеть,

Нужно
лапочки погреть.

Лапки
вверх, лапки вниз.

На
носочках подтянись,

Лапки
ставим на бочок,

На
носочках скок-скок-скок.

А
затем вприсядку,

Чтоб
не мёрзли лапки.

Прыгать
заинька горазд,

Он
подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста
стихотворения).

Игра «Выбери начало»

Воспитатель. В
письме Незнайка просит нас прочитать рассказ М. Пришвина «Еж» и ответить на его
вопросы. Хотите услышать рассказ?

Воспитатель читает
детям рассказ М. Пришвина «Еж опуская начало.

Раз шел я по берегу нашего ручья
и под кустом заметил ежа.

Он тоже заметил меня, свернулся
и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел
автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога —
он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

 —  А, ты так
со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его
в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде
и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины
на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою
шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много.
Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет
у меня и ловит мышей.

Воспитатель.
Какой части не хватает в рассказе? дети отвечают.

Почему
вы решили, что не было именно начала? дети отвечают.

Вспомните,
как начинаются многие рассказы.

Дети.
Как-то раз, однажды, дело было летом.

Воспитатель.
А сказки?

Дети .
Жили-были, в некотором царстве.

Воспитатель предлагает детям модель
рассказа поезд, состоящий из трех вагончиков: начала, середины, конца (все
вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения,

Детям  читается короткий рассказ, в
котором все части перепутаны.

Воспитатель.
 Пришла мама и сказала: “Сядьте вместе”. В субботу вечером Катя и Варя
принимали ванну. Вышла у них ссора, кто будет первым». Получился ли рассказ?

Дети
 отвечают.


Что надо сделать, чтобы он получился?

Дети
. Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье —
середина, а первое — это конец рассказа.

Воспитатель.
Определите место прочитанных предложений в рассказе.

         Захотелось
зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды
в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела.
Жила-была на свете маленькая девочка».

дети
выполняют.

Игра «Учимся рассуждать»

Детям  предлагаются картинки-небылицы
(летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают
грибы…).

Воспитатель.
Скажите, что на этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить?
Используйте слова «во-первых», «во вторых», чтобы мы поняли последовательность
ваших рассуждений.

Дети
 отвечают.

Игра
«Составь рассуждение»

Воспитатель.
Составьте рассуждение на тему .Весна в этом году ранняя, используйте для связи
предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

Дети
 выполняют.

Послушайте
рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый.
Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею
Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого
в лесу не нашел. Почему?

дети
отвечают.

Рефлексия:

1.     Понравилось
ли вам задания Незнайки? Какие задания мы  выполняли?

2.     Какое
задание  оказалось трудным, а с каким быстро справились?

  • Рассказ про 9 мая на английском кратко
  • Рассказ пояснение к басне ворона и лисица
  • Рассказ появление неравенства и знати
  • Рассказ праздничный день феодала история 6 класс кратко
  • Рассказ пра восень на белорусском языке 2 класс