Рассказ пришвина моя родина читать

Слайд 1урок литературного чтения тема : м. пришвин моя родинаслайд 2речевая разминка осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко,

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема : М. Пришвин «Моя Родина»

Слайд 2

Речевая разминка Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше… Читай тихо, медленно, шурша.

Слайд 3

Речевая разминка Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы, С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Читай с силой, громко, четко.

Слайд 4

Объясните значение пословиц Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Слайд 5

Прослушайте рассказ Константин Ушинский «Наше отечество»

Слайд 6

О тветьте на вопросы Есть ли разница между словом Родина и Отечество? Почему Россию называют Отечеством? Почему называют Родиной, матерью? Может быть у человека 3 Родины или 4?

Слайд 7

Предположите… Мы познакомимся… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем учиться… Мы сможем поразмышлять…

Слайд 8

М. М. Пришвин (1873 – 1952)

Слайд 9

М. М . Пришвин « Моя Родина »

Слайд 10

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком.

Слайд 11

Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Слайд 12

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Слайд 13

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

Слайд 14

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

Слайд 15

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Слайд 16

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Слайд 17

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех.

Слайд 18

А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Слайд 19

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Слайд 20

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Слайд 21

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Слайд 22

Словарная работа КЛАДОВАЯ СОЛНЦА – так образно называет М. Пришвин природу. Солнце даёт свет , тепло , жизнь . Природа – хранительница земли , земных богатств . СОКРОВИЩА – 1 ) драгоценность 2) так говорят о ком-то или чём – то ценном , дорогом. 3) ценности духовной и материальной культуры. КУВШИН МОЛОКА — кувшин – посуда из глины. Слово родина может писаться с маленькой буквы. Это родина , где родился каждый. И с большой : Родина – Россия .

Слайд 23

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни , людях , Родине , природе , искусстве , музыке и т. д . Краткое описание жизненных событий.

Слайд 24

«Охранять природу – значит охранять Родину!» Подберите родственные слова к слову РОДИНА.

Слайд 25

Однокоренные слова: Рожд ение, род ители, род ство, род , род имый, род ной, род инка, род ительский, от род у, род овитый, без род ный и др.

Слайд 26

Тест Когда просыпалась мать мальчика? а) до солнца б) с рассветом в) в полдень

Слайд 27

Тест 2. Чем угостила мать рассказчика, когда он тоже поднялся до рассвета? а)Молоком б)Кофе с молоком в)Чаем с молоком

Слайд 28

3. В какое время автор обычно пишет свои рассказы? а) Ранним утром б) Днем в) Глубокой ночью Тест

Слайд 29

4 . Когда автор советует подниматься людям? а) До солнца б) С солнцем в) В девять утра Тест

Слайд 30

5 . За какими птицами уходил охотиться рассказчик после чая? а) За тетеревами б) За перепелками в) За свиристелями Тест

Слайд 31

6 . Почему сначала нужно было поймать силками перепелку-самку? а) Потому что ее легче поймать б) Чтобы она подозвала самца в) Чтобы разыскать ее гнездо Тест

Слайд 32

7 . Чем нужно было кормить соловья, чтобы он пел лучше всех? а) Червями б) Муравьиными яичками в) Стрекозами Тест

Слайд 33

8 . Как автор называет природу? а) Кладовой витаминов б) Кладезем мудрости в) Кладовой солнца Тест

Слайд 34

9 . Кого автор считает хозяевами природы? а) Животных б) Людей в) Насекомых Тест

Слайд 35

10 . Что значит охранять природу? а) Значит охранять свое будущее б) Значит охранять родину в) Значит охранять память о предках Тест

Слайд 36

— На этом уроке я узнал (а) ….. — Я сделал(а) для себя выводы … — Мне особенно запомнилось…

  1. Нафанаилова Светлана Михайловна

  2. МБОУ СОШ №7 села Марьины Колодцы, Минераловодского района, Ставропольского края

  3. $Учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение, 4-й класс.

Учебник: О. В. Кубасова. «Литературное чтение».

УМК: «Гармония»

Тема: «Когда, зачем и почему? (Познавательная литература)»

М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»

Цели: 1. Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина»,

работать над вдумчивым правильным чтением, подвести

к пони$манию места этого произведения в теме « Люби живое».

2. Развивать речь, воображение учащихся, умение работать

с текстом, эмоционально откликаться на прочитанно$е и

высказывать свое мнение по содержанию.

3. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение

к природе, которая является составной частью понятия

Родина.

Оборудование: грамзапись песни А. Матусовского, В Баснера

« С чего начинается Родина», запись мелодии этой песни

без слов, тексты для работы в группах:

— Ю. Яковлев «О нашей Родине»

— А. Беляев «Зрелое утро»

— А. Шибицкая «Родина моя»

Этапы

Действия учителя

$Действия учащихся

1. Индукция — создание эмоционального наст$роя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения

Предлагает детям прослушать песню «С чего начинается Родина?»

Как автор отвечает на свой вопрос?

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить

на уроке?

Слушают песню «С чего начинается Родина?»

– С картинки в букваре, с хороших товарищей, с песни, что пела нам мать.

— о Родине

2. Са$моконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта

Запишите на листочках слова, которые вы считаете близкими по значению слову Родина.

Записывают ряд из 3-5 слов

– родители, дом;

— родная, мать, красивая, любимая;

— жизнь, счастье, мать родная:

— Россия:

— радость, грусть:

— родимый;

$3.Социоконструкция- работа учащихся в группах по построению нужных элементов

Организует работу в парах:

— Поменяйтесь листочками и допишите те слова, которых нет у вашего соседа. Если есть общие слова, подчеркните их.

— Обсудите в паре ряд записанных слов

Обмениваются листочками, дописывают свои слова и в парах обсуждают слова близкие слову Р$одина

— радость, жизнь, грусть (I)

–родители, дом, Россия (II)

родная, мать, красивая; (III)

— жизнь, счастье, мать родная (IV)

4. Социализация – выступление ученика в группе

$

Организует работу в группах:

— Объединитесь в группы

— Прочитайте отрывок, предложенный вашей группе, и дополните ряд словами из текста.

Объединяются в группы, работают с предложенными текстами. Дописывают слова из текста к слову Родина. Готовят ученика, отвечающего от группы.

I – Родина: радость, грусть, жизнь

дом, улица, деревня, село Марьины Колодцы, в котором живем – маленькая Родина. Россия — общая родина великая, огромная, прекрасная.

II – Родина: родители, родной дом, мама, родимая страна, то, что всегда оберегает нас.

III – Родина: мать родная, кормилица моя, счастье моё,

земля, где ты родился, земл$я,

которую надо защищать.

IV – Родина: жизнь, счастье, мать родная, дом, поля, зайцы, цветы, леса, реки, луга, горы, ветры, люди, птицы – очень красивая природа.

5.Афиширование – ознакомление с проектами учащихся

Записывает на доске слова, близкие по значению слову Родина, выб$ранные каждой группой.

Учитель: Задание одно, а ответы разные. Почему?

Представители от каждой группы называют ряд$ы слов, включая слова, выбранные из текста.

физминутка

Предлагает отдохнуть, мысленно прогуляться по тем местам, которые описала последняя группа.

Дети отдыхают, сопровождают текст соответствующими движения$ми.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

$6.Разрыв – внутреннее осознание неполноты прежнего знания

Предлагает прочитать рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина» про себя.

Организует работу над текстом.

— О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин?

— Важны ли они для писателя? Почему?

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. — Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»?

— Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

— Почему слова мама, солнце, ,природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?

Чтение детьми про себя текста «Моя Родина»

Его мама вставала рано, до солнца, потом он начал вставать до солнца, когда весь животный и растительный мир пробуждается.

$

Уходил на охоту, нужно было найти в природе такое, чего еще не видел.

Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке.

Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни.

У Пришвина, как в наших высказываниях, все, что находится рядом с ним – это его Родина.

$

7.Рефлексия — самооценка

Предлагает перечитать обращение писателя к детям, прочитать название темы, которую начали изучать сегодня, и объяснить, почему с этого рассказа начинается новая большая тема «Люби живое»?

Предлагает написать мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина»

(звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов)

$- Читают последний абзац и отвечают на вопрос.

Пришвин сам любит природу, бережет её и призывает всех детей любить, беречь всё живое.

Индивидуально пишут мини-сочинения;

Дети по желанию читают свои сочинения, затем все сочинения вывеш$иваются в классе.

Приложение.

Родина моя.

А. Шибицкая

Вот земля родная, милые края,

Светлая, большая родина моя!

Горы и долины, реки и моря,

Пашни и плотины, мирные поля.

Все весенним цветом вспыхнет по весне,

Радуется лето ясной с$иневе.

Всюду ставит осень пестрые шатры;

Зимушка набросит белые ковры.

Нет страны чудесней, нет земли милей!

В самых лучших песнях мы поем о ней:

Вот земля родная, мирные края,

Светлая, большая родина моя!

Артур Беляев «Зрелое лето»

Хор$ошо иметь дом – дачу где-нибудь на Руси, в том краю, чьи дороги помнят версты, где в полях водятся зайцы, а земля – жива и довольна простыми красками цветов…

Огромна наша равнина… А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы, гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь…

Урок литературного чтения в 3 классе           Тема: М. Пришвин «Моя Родина».

Цели урока: Продолжить знакомство с творчеством М.М. Пришвина, организовать эмоционально — эстетческое восприятие, учить формировать идею произведения.

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Воспроизводить ранее полученные знания

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, словаре

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.

Оборудование: презентация, аудиозапись текста, портреты писателей

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности (Мотивация, психологический настрой)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он гостей собрал к нам в класс.

Повернитесь к ним скорей,

И учтиво им скажите «Добрый день!».

— С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Сегодня урок мне хочется начать со слов известного французского писателя  Дени Дидро    «Люди  перестают мыслить, когда перестают читать».   

— Продолжите пословицы: 

  • Кто много читает…(тот много знает)
  • Чтение – лучшее…(учение)
  • Будешь книги читать…(будешь много знать)

– Так зачем же нам надо читать?

(Чтобы учиться, узнавать новое, больше знать).

— Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос.

2.  Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности, появление темы, целей урока.

Этап I: работа с текстом до чтения:

— Сегодня мы познакомимся с одним из произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Вспомните, название раздела («Люби живое»).

— Что означает словосочетание «Люби живое»?

Что такое «ЖИВОЕ»? (растения, животные), А что значит любить — заботиться, не обижать, не вредить, охранять.)

— А вы любите живое? (Я очень надеюсь).

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь.

К.Г.Паустовский писал о нём: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…»

 Кто он — пока тайна. (ПАУЗА)

— А начнём мы изучать раздел с удивительного произведения.

— Хотите знать, о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.(Яркое пятно)

                 ***

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина моя!

Слышишь голос соловья?

Это…                                  Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это …                                 Родина моя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже  …                       Родина!

— Догадались?  О чем будет новое произведение? (О Родине) Что такое Родина?

Работа в группах: найдите значение слова в словаре.

«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»

-Почему мы называем Родину Отечеством? (Здесь родились и живут наши отцы и деды)

3. Постановка учебной задачи.
— Как называется наша Родина, наша страна?
(Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)

А что означает словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА? (Место, где мы родились, где живут наши родители, наш город, улица, дом).

— Предположите, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Предположения детей разные)

— Может заголовок что-то подскажет? (Возможно).

— Текст будет называться «Моя Родина» (прикрепить). Стало понятнее? Пока нет.

Может быть, после чтения и исследования произведения мы поймём, о какой Родине идёт речь. Согласны?

— Итак, мы будем читать произведение «Моя Родина».

— Кто же автор этого произведения? Попробуйте предположить. (Подводящий к знанию диалог)

Кто писал о Родине, о природе? (Борис Житков, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Константин Паустовский, А.Пушкин, А. Блок, М. Пришвин, Николай Сладков)

 Фамилию этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. Речь пойдёт о произведениях, которые мы недавно читали. Вы должны не просто отгадать автора произведения, но и правильно найти его портрет. Он будет убираться, и в результате останется догадайтесь, что? Правильно, портрет автора нашего произведения. (В ходе отгадывания заполняется кроссворд и убирается с доски портрет данного автора, в конце должен остаться только один портрет — Пришвина). Слайды      —  

  1. В произведении этого автора девочка Надя страдает от недуга, вызванного скукой. («Слон» Куприн Александр Иванович)
  2. Известный дедушка – баснописец. (Крылов Иван Андреевич)
  3. Сказка о мальчике, который попал в подводное царство и вёл беседу с морскими жителями.( «Случай с Евсейкой» Максим Горький. Алексе́й Макси́мович Пешко́в)
  4. Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.(Пушкин Александр Сергеевич)

1.

к

у

п

р

и

н

2.

к

р

ы

л

о

в

3.

г

о

р

ь

к

и

й

4.

п

у

ш

к

и

н

6.

5.

л

е

в

п

а

у

с

т

о

в

с

к

и

й

7.

ч

ё

р

н

ы

й

  1. Имя автора рассказа «Лев и Собачка». (ЛевНиколаевич Толстой)
  2. В этом рассказе воробей Пашка возвращает маме девочки Маши, стеклянный букетик, украденный вороной. («Растрёпанный воробей» Константин Георгиевич Паустовский)
  3. Кто написал строки «Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка».

В результате в кроссворде получается фамилия Пришвин. А на доске остаётся только один портрет.

– Итак, с произведением какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? Прикрепить к доске.  М.М. Пришвин и рядом портрет.

Название произведения мы знаем, автора – знаем. Начинаем работу. Любая работа даст результат, если поставлена цель. Какова цель сегодняшнего урока? (Подводящий от проблемы диалог) (Познакомиться с автором, прочитать рассказ Пришвина «Моя Родина»).

 — И ВСЁ? А мне хотелось бы узнать больше:

— О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении?

— Как автор относится к Родине?

-К какому жанру относится произведение?

— В конце концов, почему именно этим произведением начинается новый раздел «Люби живое»?

— Заинтересовала? Хотите ответить на эти вопросы? Тогда за работу!!!

2) Рассказ о писателе (рассказывает ученик).

Родился М. М. Пришвин в Орловской губернии, близ города Ельца. Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Пришвин оканчивает университет и становится агрономом. Но к тридцати годам он твёрдо решил стать писателем.

Его первая книга называлась “В краю непуганых птиц”. Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. Он с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.

— Итак, Пришвин мастерски описывал природу и интересное происходящее в ней. Давайте послушаем его рассказ.

У вас было творческое домашнее задание (Рисунки)

 – Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. Но вот интересно, тема была одна, а рисунки разные. Почему?  Но если посмотреть с другой стороны, что общего между ними?

 Какой мы сделаем вывод. (Родина и природа взаимосвязаны, неразделимы) (Гипотеза)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. (Проверка гипотезы)

Этап II: работа с текстом во время чтения.

— Ребята, как вы считаете, легко ли сочинять, написать книгу, или хотя бы один рассказ? Конечно, нелегко.  Писатели всё обдумывают, долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня не будем ничего сочинять, мы будем работать над содержанием чужого произведения, но, чтобы ничего не забыть, не упустить что-то важное, мы тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись.

 — Запишем название произведения и автора в маршрутный лист.

«Моя Родина» М. М. Пришвин.

Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись.

После прослушивания вы должны ответить, какой это тип текста и к какому жанру  относится.

  • Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)
  • Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)
  • Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?
  • Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д

5. Первичное закрепление во внешней речи

— Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк. (Возьмите карандаши, чтобы отмечать начало и конец каждой части).

1) Читает подготовленный ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1

Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь, можно обратиться к тексту.

—  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

— Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)

— Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

— Привык ли он к утреннему вставанию?

 — Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано.)

— Давайте озаглавим эту часть.

 — Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.

— Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №1.

Часть 2.

2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

— В городе люди обычно встают позже, ведь у них нет такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой.) 

— Как можно озаглавить эту часть?

Хорошая привычка.

Запишите в маршрутный лист около цифры 2.

Часть 3.

3)Чтение следующей части (со слов «После чаю я уходил на охоту»   до слов … «не встречался»).

— Куда уходил Пришвин после чаю?

— В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

— Как можно озаглавить эту часть? Запись в маршрутный лист  3 пункт плана 

Находки.

Поработаем в группах.

Природа на латинском языке – натура. Как называется человек, который занимается изучением природы. (натуралист)

Задание: выбрать слова на зеленых прямоугольниках, которые характеризуют первооткрывателя и приклеить их вокруг овала.

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый Рассказ пришвина моя родина читать

торопливый

добрый                                           первооткрыватель

жестокий

внимательный

Самопроверка. У нас получился кластер.

 — Можно ли М.М. Пришвина назвать натуралистом?

6. Самостоятельная работа.

Часть 4

А сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте последнюю часть текста (до конца)Рассказ пришвина моя родина читать

 и восстановите текст на листах.

— Проверим, как вы поработали. Самопроверка.

— К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

— Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

— Как он называет Вас? (хозяевами природы)

— С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).

-Чтобы уточнить значение слова, в какой словарь мы должны посмотреть? (толковый)

Обратимся к толковому словарю.

— Выберите нужное толкование. (Второе)Рассказ пришвина моя родина читать

— Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

 (Кладовая солнца – это вся природа).

Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

— Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)

— Как можно  озаглавить 4 часть?

Работа в маршрутных листах.

4. Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Какое дерево является символом России?

Мы березку посадили,

Мы водой ее полили,

И березка подросла,

К солнцу руки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

7. Повторение. Включение нового материала в систему знаний.

Этап III: работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа

— Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

  1. — О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовых СОЛНЦА — природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.
  2. Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

– Какие строки этого произведения самые главные?

— Охранять природу — значит охранять Родину.

— Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

 (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)

-Последний вопрос:

  1. Почему же именно этим произведением Пришвина «Моя Родина» начинается раздел «Люби живое», то есть, как мы выяснили – люби Природу? (Верно, природа – всё живое. А любить природу – значит любить Родину. )

— Вот мы и ответили на все вопросы, поставленные в начале урока. Значит цель урока достигнута? Да. Мы молодцы.

8. Подведение итогов. Рефлексия.  

— Итак, мы неплохо поработали.

— Подводя итог и выполним тест.

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал(а)…

а) сказку;

б) притчу;

в) очерк.

 Проверка знаний учащихся и самооценка:

1) Выполнение теста

— Проверим знания. Поверните наш лист. Выполните тест.

2) Проверка по эталону:

1. в

2. в

3. а

4. б

5. в

3) Самооценка:

— Давайте оценим себя.

Если все ответы правильны ставим «5».

Если 1 ошибка ставим — «4».

Если 2 ошибки ставим — «3».

— Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? 

Все:

«Охранять природу – значит охранять родину!»

9. Домашнее задание:

— Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Что у нас получилось? (План) Он вам необходим для выполнения домашнего задания — пересказа. Стр. 58 — 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания. Слайд

  1. Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.
  2. Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему «Моя Родина».
  3. Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему «Моя Родина».
  4. А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края.

Давайте будем друзьями природы!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной прекрасней нету.

Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу!

Маршрутный лист

  1. _____________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________
  4. _____________________________________________________________________

Маршрутный лист

  1. _____________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________
  4. _____________________________________________________________________

Маршрутный лист

  1. _____________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________
  3. ____________________________________________________________________
  4. _____________________________________________________________________

Рассказ пришвина моя родина читать

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрый                                          

жестокий

внимательный

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрый                                          

жестокий

внимательный

Рассказ пришвина моя родина читать

Рассказ пришвина моя родина читать

Михаил Михайлович Пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. Основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей, а также увлекательные рассказы на тему природы и охоты. В своем литературном творчестве Михаил Пришвин, главным образом, размышлял над вопросами человеческого бытия — поднимал вопросы смысла жизни и предназначения, связи человека с природой, религии. «Певец русской природы», – именно так однажды назвал Константин Паустовский Пришвина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам поподробнее ознакомиться с биографией известного на всю страну писателя.

Рождение и детство 

Михаил Пришвин появился на свет в 1873 году в Орловской губернии. Будущий писатель был младшим ребёнком в семье Пришвиных. От своей матери Михаил унаследовал решительный характер и невероятную силу духа, а от отца – большую любовь к красоте природы. 

Глава семейства был искусным наездником. Он выигрывал призы на скачках. У Михаила была особая страсть к охоте, а также он обожал ухаживать за выращенным садом. Пришвин тонко чувствовал прелесть природы, он любил деревья и цветы. Глава семейства умер в результате паралича. После смерти мужа Мария Ивановна была вынуждена сама воспитывать пятерых детей.

В 1883 году Михаил Пришвин, которому исполнилось десять лет, был переведён из начальной школы в деревне в елецкую гимназию. Однако будущему писателю не было присуще усердие в учёбе. Так, за шесть лет обучения мальчик сумел дойти лишь до четвёртого класса. В связи с плохой успеваемостью Михаил трижды оставался на второй год. Мальчик даже осмелился однажды надерзить педагогу. И его отчислили. Кто бы мог подумать, что автор детских рассказов — такой бунтарь и двоечник? Его пример мог бы вдохновить многих родителей не спешить с выводами. Сегодня мальчик — хулиган, а завтра «певец русской природы» — все бывает.

Юность и образование 

Искренний интерес к обучению у Михаила проявился, когда мальчик приехал к дяде-купцу Ивану Игнатову. В 1893 году писатель, которому в то время  исполнилось двадцать лет, окончил учёбу в Александровском реальном училище. Брат матери Михаила, у которого не было детей, надеялся на то, что в будущем его дело продолжит племянник. Однако Михаил Пришвин преследовал совсем другие цели. Молодой человек успешно поступил в политехнический ВУЗ, который расположен в Риге. Именно там Михаил увлёкся идеями марксизма, впоследствии он попал в политический кружок. В результате, будучи на последнем курсе, будущий писатель оказался под следствием. И опять образ автора никак не вяжется с его творчеством. Невозможно заподозрить Пришвина в политической активности и инакомыслии, которое даже до суда дошло.

В 1898 году Михаил Михайлович был освобождён после года заключения в Митавской тюрьме. Затем Пришвин отправился в Лейпциг, где на протяжении двух лет учился на агрономическом  факультете. В итоге, Михаил Михайлович получил специальность землеустроителя. Вскоре Михаил вернулся в Россию, и вплоть до 1905 года он работал над научными книгами и статьями, а также трудился в качестве агронома. 

Творческий путь 

В 1907 году был опубликован первый рассказ известного писателя «Сашок». В это время писатель решает покончить с научными трудами. Он начинает создавать газетные статьи. Повинуясь своему увлечению журналистикой и этнографией, Михаил Пришвин отправляется в полугодовое путешествие по Северу. Писатель изучал Выговский край и Поморье. Здесь автор создал 38 народных сказок, которые вошли в состав сборника «Северные сказки».

Вторая книга Пришвина увидела свет в 1908 году. Она представляла собой путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». В этом же году автором был издан сборник очерков «У стен града невидимого».

В связи с событиями Первой мировой войны писатель был вынужден отвлечься от создания сказок и рассказов. Пришвин в качестве военного корреспондента создавал очерки, повествующие о событиях на фронте. В ходе войны политическая обстановка накалилась, и прогремела революция. Взгляды большевиков Михаил Михайлович принял не сразу. Ведь он придерживался взглядов эсеров. Однако в связи с победой Октября писатель смирился с новой властью. 

Михаилу Пришвину принадлежат такие известные рассказы для детей, как «Лисичкин хлеб» и «Еж«. Мифы о животных автор отобразил в рассказах «Медведь», «Двойной след», «Берестяная трубочка». В таких знаменитых рассказах, как «Жизнь на ремешке» и «Золотой луг», Михаил Пришвин отобразил живую природу во всем ее многообразии. 

В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович отправится в эвакуацию в Ярославскую область. В 1944 году, когда писатель приехал в столицу, был опубликован рассказ «Лесная капель». А в следующем году автор создал сказку на былинные мотивы «Кладовая солнца». В своем знаменитом рассказе «Моя Родина» русский писатель продемонстрировал всю любовь к Отечеству. 

Не секрет, что многие критики главным трудом Пришвина считают книгу «Дневники». Первые записи появились в 1905 году, а последние – в 1954. Здесь автор отобразил свои собственные взгляды на жизнь и общество.

Личная жизнь 

Крестьянка из смоленской деревни Ефросинья Бадыкина была первой женой Михаила Пришвина. Для женщины это был уже второй брак. В этом союзе родилось трое сыновей. Известно, что в «Дневниках» писатель называл свою супругу Фрося. Первый ребёнок в семье умер еще в младенчестве. Второй сын, которого звали Лев, скончался в 1957 году. А третий сын Петр умер в 1987 году.

В 1940 году, когда писателю было шестьдесят семь лет, он решил оставить семью и жениться на Валерии Лиорко. Женщина была младше писателя на целых двадцать шесть лет. Вместе они жили на протяжении четырнадцати лет.

Интересные факты 

Краткая биография Пришвина будет дополнена интересными фактами о его жизни и творчестве.

  1. Михаил Пришвин остался без отца, когда ему было семь лет. Глава семьи крупно проиграл в карты. Разбитый параличом, мужчина скончался от нервного потрясения. 
  2. Михаил Михайлович находился в тесных дружеских отношениях с Максимом Горьким. Марксистское прошлое, тюремный срок «за идею» и дружба с Горьким помогли писателю избежать гонений и преследований, когда партия эсеров была резко осуждена большевиками, а многие ее представители оказались в заключении.
  3. Писателю не приходилось долго жить в одном месте. Он довольно часто менял свое место жительства. 
  4. Пришвин известен не только своей литературной деятельностью. Так, писатель, сделал немалый вклад в развитие русской агрономии. 
  5. Михаил Пришвин всерьёз увлекался автомобилями. Первую машину «Москвич» писатель купил в 1930 году. 
  6. Михаил Пришвин составил бы компанию многим грибникам, охотникам и любителям рыбной ловли. Все эти занятия он очень любил.
  7. Когда Пришвин обучался в Лейпциге, он сильно влюбился в молодую англичанку. Однако девушка не ответила ему взаимностью. Писателю было очень сложно это пережить. В итоге, Михаил решил прервать свое обучение и вернуться в родные места. 
  8. Во время событий Первой Мировой войны Пришвин являлся военным корреспондентом и претерпел все лишения на передовой, как и обычные солдаты.
  9. Помимо всего прочего, Михаил Михайлович очень интересовался фотографией. При этом, он был очень талантливым фотографом.

Смерть

Когда известному писателю было восемьдесят лет, у него врачи нашли онкологию желудка. Михаил Михайлович умер в 1954 году в столице. Писатель был похоронен на Введенском кладбище.

Таким образом, творческий путь Михаила Пришвина был непростым, но довольно интересным. В  творчестве знаменитый писатель отобразил свой жизненный путь и собственные духовные искания. Все свои произведения Михаил Михайлович создавал простым, ярким, живым и выразительным языком. Это придало его творчеству народный оттенок и обеспечило народную любовь. Рассказы Пришвина всегда будут одними из самых читаемых не только среди детей, но и среди их мам и бабушек. Любовь в Отчизне, любовь к окружающему миру, людям, животным – вот, что лежит в основе всех произведений Михаила Михайловича. 

  • Рассказ пришвина иван да марья
  • Рассказ пришвина изобретатель читательский дневник
  • Рассказ пришвина лесной доктор распечатать
  • Рассказ пришвина беличья память
  • Рассказ приключения желтого чемоданчика