Рассказ пожар в кистеневке 6 класс

Составила выповская т.к., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории литература. 6 класс тема урока. пожар в кистеневке. по

Составила
Выповская Т.К., учитель русского языка

и
литературы первой квалификационной категории

Литература.
6 класс

Тема
урока. Пожар в Кистеневке. (По роману А.С.Пушкина «Дубровский», глава 6)

Цели
урока
: 1. Проследить по тексту, как появилось
желание у В.Дубровского сжечь родительский дом.

2.Развивать
аналитические и творческие способности учащихся.

3.Воспитывать
интерес к литературе как произведению слова.

Планируемые
образовательные результаты
.

Предметные:
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; выявлять
и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации; сопоставлять произведение
словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Метапредметные:
вести самостоятельную исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты
в разных формах, развивать креативное мышление, самоанализ и самооценку.

Личностные:
ориентация в системе моральных норм, потребность в самовыражении, умение вести
диалог, самооценка.

Ход
урока.

1.Мотивация.

Сегодня
мы поговорим о пожаре. Что такое пожар? Чем он опасен? Как вы относитесь к
пожару и тем, кто его устраивает?

2.Актуализация
знаний.

Владимир
Дубровский как относится к своему отцу? Способен ли он убить человека?

3.Целеполагание.

Как
вы думаете, какая задача стоит сегодня перед нами? Правильно, найти мотив
«плохого» поступка Дубровского.

Как
мы это будем делать? (работать с текстом)

4.Практическая
деятельность.

1.Прочитать
6 главу романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сжато пересказать ее. Ответить на
вопрос:


Как можно озаглавить текст? (запись на доске ответов; выбор и обоснование более
точного заголовка).


Когда и в связи с чем Владимир Дубровский пришел  к решению: «Нет, нет! пускай
же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»?
(аналитическая беседа с обращением к тексту)

2.Рассмотрим
иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова «Пожар усадьбы
Дубровского».(Групповая работа: описать рисунок по плану: 1.Как изображен сам
пожар. 2. Как показаны люди. 3.Какое чувство вызывает рисунок. Выступление
представителя группы).

3.
Комплексное задание «Объят пламенем» на развитие креативного мышления (листы с
заданиями и рисунками и критериями оценки раздаются каждому).

1.
Вам предложили создать дидактический материал для учеников 5 класса по теме
«Метафора». Вспомните прямое и переносное значение выражения «объят пламенем
(пожаром)» и создайте два различных креативных рисунка, поясняющих это
выражение. Креативный рисунок имеет интересный сюжет, привлекает внимание,
оригинально оформлен. Необходимо добавить к своей работе поясняющий текст
(подпись, выноску или заголовок).

Создайте
два различных рисунка, каждый рисунок сопроводите описанием замысла. Убедитесь,
что второй рисунок отличается от первого.

Рис.1

Рис.2

Описание:

Описание:

2.
Ученики 6 «Б» класса придумали несколько рисунков, объясняющих выражение «объят
пламенем». Рассмотрите их. Запишите номер наиболее креативного рисунка и номер
наименее креативного рисунка.

Помните,
что креативный рисунок должен помочь объяснить пятиклассникам выражение «объят пламенем»
как метафору.

Даны
5 рисунков.

№1

Горящий
человек

№2

Горящий
дом

№3

Горящий
лес

№4

Горящий
дом и рядом человек

№5

Кричащий
человек

Запишите
номер иллюстрации:

Наиболее
креативный рисунок  — № _________.

Наименее
креативный рисунок  — № _________.

3.
Учителю 5 класса понравилась идея использовать рисунок с изображением человека
на фоне горящего дома (рис.4). Доработайте эту идею так, чтобы пятиклассники с
ее помощью могли понять прямое и переносное значение выражения «объят
пламенем».

Вам
нужно сохранить основной сюжет и дорисовать необходимое. Сопроводите рисунок
и/или дополнительные рисунки поясняющими подписями.

Критерии
оценивания первого задания.

Созданы
2 разных рисунка, иллюстрирующих значение выражения «объят пламенем» — в прямом
и переносном значении. Есть подписи под рисунками. – 2 балла.

Созданы
два рисунка, но они повторяют друг друга по замыслу. Есть подписи. – 1 балл.

Создан
один рисунок, иллюстрирующий значение выражения и содержащий пояснение. – 1
балл.

Критерии
оценивания второго задания.

1.Наиболее
креативным рисунком назван любой из рисунков №4, №5. Наименее креативным
рисунком назван рисунок №3. – 1 балл.

Критерии
оценивания третьего задания.

При
доработке сохранен основной сюжет, добавлены дополнительные рисунки и подписи,
помогающие понять ситуацию «объят пламенем». – 2 балла.

При
доработке сохранен основной сюжет и либо добавлены только поясняющие подписи
или добавленные детали не помогают лучше понять значение выражения. – 1 балл. 

0
баллов во всех заданиях – ответ отсутствует или не отвечает теме или
требованиям задания.

5.Рефлексия.

Расскажите
о Владимире Дубровском по главе 6, используя выражение «объят пламенем» в
переносном значении. (Сердце объято пламенем ненависти к Троекурову)

6.Самооценка.

7. Домашнее задание.
Перечитать главы 8-10 и озаглавить их. Доказать свой выбор.

А.С.Пушкин Дубровский анализ эпизода Пожар в Кистеневки — Правильные Решения и Ответы

Вход

  • Регистрация

Правильные Решения и Ответы

  • Вопросы
  • Горячее!
  • Без ответов
  • Теги
  • Категории
  • Пользователи
  • Задать вопрос

Задать вопрос

«Исчезающий Иркутск»: Дом Дубровского. «Права и обязанности губернатора»

ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» побывали в доме Дубровского, 170-летнем памятнике архитектуры федерального значения первой половины XIX века. Какие загадочные надписи о Камчатском военном губернаторе обнаружили в доме – в продолжении проекта «Исчезающий Иркутск».

Дом Дубровского находится на улице Карла Либкнехта, 31. Здание огорожено забором: кто-то приобрёл этот памятник архитектуры, и, по всей видимости, собирается обустроить его на свой вкус. «Может, через три-четыре года мы придём сюда в ресторан «Дом Дубровского» или культурный центр?» — предполагает руководитель клуба Алексей Петров.

Несмотря на солидный возраст, дом Дубровского выглядит достаточно цельно: крыльцо сохранилось, покосившийся пристрой смело смотрит в лицо новостройке напротив.

«Дом Дубровского – памятник архитектуры федерального значения, в 1995 году документ был подписан президентом Борисом Ельциным. Впервые этот дом упоминается на плане Иркутска в 1844 году. По-видимому, строительство дома проходило примерно в 1820–1830-е годы. К сожалению, нет информации, кто и когда строил этот дом, последним известным владельцем дома по адресной книге 1914 года был Дубровский, поэтому памятник называется «Дом Дубровского», — рассказывает Петров.

Инициалы последнего владельца дома неизвестны, и всё, что нам остаётся – это гадать, кем являлся Дубровский, и чем он занимался. По словам историка, вероятнее всего, владелец дома был творческой личностью.

«Я пытался найти известных Дубровских, которые проживали в начале XX века. Нашёл двух, и все они – творческие люди. Александр Дубровский – известный иркутский журналист, который до 1885 года был редактором газеты «Губернские ведомости», а после этого архивариусом. Ещё был поэт и публицист Константин Дубровский, он работал редактором юмористического журнала «Иркутская незабудка», делал доклад к 80-летию Потанина в 1915 году. Владельцем дома мог быть кто-то из них или из членов их семьи».

Сейчас в доме царит творческий беспорядок: пластиковые бутылки лежат по соседству с «Энциклопедией фольклора», на стенах – почти стёршиеся загадочные надписи курсивом. Нам удалось разобрать предложение «Права и обязанности Военного Губернатора», а что видите вы?

История дома, кажется, сконцентрирована в его стенах. Вот кажущаяся рабочей розетка, остатки мрачных обоев, куски советской кафельной плитки на стене у входа в помещение. Под ноги лучше не смотреть, а вот вид крыши впечатляет куда больше. Когда-то его кровля была двускатной, «горбатой», сейчас же сквозь неё свободно проходит свет и озаряет всё «убранство» усадьбы.

Со стороны улицы дом выглядит одноэтажным, однако со двора можно увидеть, что в помещении есть погреб. Усадьба небольшая, примерно 80-90 квадратных метров По словам историка, у неё очень интересное строение, это образцовая постройка, подобные начали появляться в Иркутске по проектам питерских архитекторов в конце XVIII — начале XIX века. Дом Дубровского относится к первым домам, где появилось стекло. Здание находится «на красной линии», то есть вдоль дороги, и расположено рядом с еврейским кварталом.

«Почему этот дом охраняет государство? С одной стороны, это такой официальный, академический стиль, с другой стороны, у него есть традиционные иркутские сибирские мотивы, особенно это выражалось в наличниках. В записке на дом, составленной в 1980-е годы, есть их описание. И что осталось?».

Действительно, за 30 лет наличники куда-то исчезли, но это не мешает дому сохранять свой цельный облик. Покосившийся пристрой, словно возведённый по мотивам народной сказки, продолжает стоять и гордо смотреть на возвышающиеся каменные дома.

Мария Донькина13:17, 15 июля 2015

4u PRO

  • Сильные чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. Владимир понимает, что жизнь его сломана: Все кончено. Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать.
    Тогда Владимиру пришла мысль сжечь дом. Владимир пришел к решению сжечь печальный дом после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета . Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.

    Пожар в Кистеневке показал, что крепостные крестьяне были преданы своему хозяину — готовы пойти с ним в огонь и в воду, учинив пожар, крестьяне защищали права своего молодого барина — Владимира Дубровского, этот стихийный бунт говорит о многом: крестьяне ценили своих господ Дубровских, уважали их за справедливость, доброе отношение к ним, а с другой стороны — это протест против своеволия, жестокости, алчности Троекурова и чновников, защищавших его права.

  • Описание картины Дементия Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского»


    Дементий Шмаринов, 1949 год, картина «Пожар в усадьбе Дубровского», Фото: files.school-collection.edu.ru

    Название Пожар в усадьбе Дубровского
    Страна, художник Россия, Дементий Шмаринов
    Год 1949
    Жанр Иллюстрация
    Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Материалы холст, масло

    Шмаринов Дементий Алексеевич был известным советским художником, создавшим иллюстрации ко многим классическим литературным произведениям Достоевского, Горького, Шекспира и Пушкина. Среди прочих, он иллюстрировал повесть «Дубровский».

    Особенно знаменита иллюстрация, изображающая кульминационный момент пожара в усадьбе.

    По сюжету, Владимир Дубровский утратил веру в то, что усадьба умершего отца перейдет к нему по наследству. Он был уверен, что продажные чиновники и судьи, вопреки справедливости, отдадут поместье господину Троекурову. Его чувство собственного достоинства было попрано, как и семейная честь, поэтому молодой человек решил пойти на крайние меры. Он лично поджег собственный дом, чтобы он не достался никому, а сам стал разбойником.

    Шмаринов изобразил именно тот драматический момент, когда молодой барин поднес лучину к сену, которое моментально загорелось, после чего пламя в считанные минуты охватило весь дом.

    На первом плане представлен Дубровский. Он снял головной убор и почтительно сложил руки, прощаясь с памятью отца, с родовым поместьем и всеми надеждами, что были с ним связаны. Рядом с ним стоит старая нянюшка Арина Егоровна в переднике и белом платке. Она печально опустила голову, а рукой оперлась на руку Владимира, словно силы в один миг оставили ее.

    Чуть поодаль стоят крепостные люди, упомянутые в повести: бородатый кучер Антон, светловолосый Гриша, кузнец Архип. Последний взирает на пламя с чувством внутреннего удовлетворения: он, вопреки приказу хозяина, запер на ключ подьячих, поскольку считал их виновными во всех господских и крестьянских бедах. Но при этом, он, рискуя своей жизнью, спас из огня беззащитную кошку, ведь это несчастная божья тварь.

    Слева изображено бушующее пламя, пожирающее все вокруг. Оно бросает отблески на лица стоящих вокруг людей, высвечивая их подлинные чувства. Так, Владимир Дубровский полон внутреннего достоинства и гордости. А крепостные люди выражают угрюмую решимость последовать куда угодно за своим барином.

    Спасатели приступили к ликвидации возгорания на 1-ой Дубровской улице в столице, пожар был локализован в 13:51, удалось спасти двух человек, сообщается в Twitter-аккаунте ГУ МЧС России по Москве.

    Ранее в оперативную дежурную службу центра управления кризисных ситуаций Главного управления МЧС России по Москве поступило сообщение о пожаре по адресу: улица 1-я Дубровская, 14, корпус 1.

    «Площадь пожара, по предварительным данным, составляет 40 квадратных метров. Два человека спасены»

    , — говорится в сообщении.

    Пожар локализован в 13:51. Дальнейшая информация уточняется.

    Как добавляется на сайте столичного главка МЧС России, загорание происходит в квартире на пятом этаже.

    /
    Понедельник, 11 июня 2020 года
    / темы:
    ПожарыПроисшествия

    Двух человек спасли из пожара в здании в центре Москвы

    …..

    Один человек пострадал при пожаре на 1-ой Дубровской улице в Москве

    В доме на 1-ой Дубровской улице в столице потушили пожар на площади 40 квадратных метров, в результате происшествия один человек пострадал, сообщается в Twitter-аккаунте ГУ МЧС России по Москве.

    ….. Происходило загорание на пятом этаже, были спасены два человека.

    «Принятыми мерами в 13:56 пожар был ликвидирован на площади 40 квадратных метров. В ходе тушения пожара были спасены четыре человека»

    , — говорится в сообщении.

    В результате пожара один человек пострадал.

    В столице опровергли информацию о взрыве газа в жилом доме на 1-ой Дубровской улице

    Информация о взрыве газа в жилом доме на юго-западе Москвы не соответствует действительности, несущие конструкции дома в результате пожара не повреждены, сообщил РИАМО в понедельник сотрудник пресс-службы “Мосгаза”.

    Он уточнил, что в 13:17 в центральное диспетчерское управление АО “Мосгаз” поступила заявка о пожаре в доме по адресу: 1-я Дубровская, дом 14, строение 1.

    «Бригада аварийно-спасательного формирования АО “Мосгаз” оперативно прибыла на место. Специалисты “Мосгаза” провели проверку и установили, что хлопка газа не было, бытовой газ не является причиной пожара. Все элементы системы газоснабжения в порядке»

    , — сказал собеседник агентства.

    Он добавил, что несущие конструкции дома не повреждены.

    «На месте происшествия работают все экстренные службы города. В настоящий момент причина пожара устанавливается»

    , — добавил собеседник агентства.

    ….. Происходило загорание на пятом этаже. ….. Возгорание было ликвидировано.

    Пожар произошел в здании на 1-ой Дубровской улице в Москве

    В здании на 1-ой Дубровской улице в столице днем в понедельник произошел пожар, сообщается в Twitter-аккаунте ГУ МЧС России по Москве.

    …..

    Как уточняется на сайте столичного главка МЧС России, пожарно-спасательные подразделения оперативно прибыли и приступили к тушению загорания в квартире на пятом этаже.

    Сведений о пострадавших не поступало.

    Пожар произошел в здании в центре Москвы

    …..

    По данным открытых источников, по этому адресу находится мотосалон.

    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

    Чем закончилась ночь

    От испуга у беременной тетки Натальи начались преждевременные роды. И тут бабушка всем распоряжалась, несмотря на ожоги и усталость. Трудная ночь никак не заканчивалась, она все тянулась и тянулась. Алеша лежал в постели, и все давило на него и уничтожало. Позже он будет пристально наблюдать, изучать темную жизнь. Он поймет, что надо быть сильным, как бабушка, никогда не падать духом, чтобы все преодолеть. Он до конца познает все радости и муки сопереживания. Казалось бы, что этот жуткий мир должен озлобить и ожесточить ребенка. Но происходит обратное. В его душе постепенно растет любовь и щемящая жалость к людям, стремление во что бы то ни стало им помочь, крепнет вера в добро. Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство» по плану, составленному мысленно, легко и просто ляжет на бумагу:

    1. Введение. Реальны ли происходящие действия?
    2. Художественное мастерство автора – эпитеты и краски описания пожара, глаголы, описывающие действия бабушки.
    3. Организаторские способности и героизм бабушки.
    4. Остальные персонажи во время пожара.
    5. Заключение. Что хотел сказать Горький?

    Алеша не сросся со своей средой. Он духовно вырос. Мальчик сопротивлялся тому, что противоречит пониманию добра и зла, красоты и уродства. Он верил, что добрые дела преодолеют злобу и зависть, сделают мир лучше. Алеша мучительно противился вековым традициям собственнического мира. Случайность, пожар в красильной мастерской, подводит к мысли, что идущая в России промышленная революция не пощадит бессмысленно жестокого дряхлого мира. Она его просто уничтожит.

    Срочно нужно сочинение ** тему пожар в Кистенёвке только про пожар!!!!!!!!

    В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своем желании женить детей.

    Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга еще сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

    В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

    Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застает больного и одряхлевшего отца.

    Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

    После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

    Ночью в доме Дубровский застает кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

    На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.

    Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наемного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова) . Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в свое время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича, Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у нее, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличен во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту,

    Конспект урока по Литературе «ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6). АНАЛИЗ ЭПИЗОДА» 6 класс

  • Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.
      Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
  • Почему7
  • Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
  • Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
  • Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
  • Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает,

    что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он
    с ужасом
    думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)

  • Страшные… Какие конкретно, можем сказать?
  • Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»

    ).

  • Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
  • Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман…)
  • Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
  • Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
  • Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
  • А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
  • Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).
  • 4. Подведём некоторый итог

    и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)

    Положительные

    Отрицательные
    Уважительность, любовь (когда читает письма)
    Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)
    Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)

    — Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).

    • Видели ли мы в предыдущих главах проявление благородных чувств Вл.Дубровского? (Да)
    • Увидим ли мы в следующих главах проявление благородства Дубровского? Где? В чём? (И Машу спасти обещает и исполняет, и великодушен с помещицей).
    • Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом?

      (месть)

    • А потом, дальше по сюжету. Эта черта проявится? (Да, со Спицыным из суда. Стал разбойником, вошёл в шайку, охотился за господским добром).
    • Месть

      – это благородное чувство? (Нет, это зло).

    • Запишем это качество Дубровского во 2-й столбик.
    • Раньше мы замечали в нём мстительность? (Нет, это то новое

      , что открывает в герое эта глава.

    Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке

    . Тогда, глядя на составленную таблицу, какой 2-й проблемный вопрос сам напрашивается? (слайд №4)
    Зло и благородство совместимы?

    • Теперь мы можем ответить конкретнее на вопрос, какие страшные мысли рождались в его голове? (Да, борются благородные чувства с чувством мести, и кто в нём победит. Вот налицо внутренний разлад

      ).

    • Разлад, борьба…Какой ещё синоним вы подберёте к этому словесному ряду? (Противоборство, столкновение, конфликт

      ).

    • Запишем определение конфликта (слайд №5 ).

    Итак, налицо внутренний конфликт (внутри героя) между чувством и долгом. Именно он позволит раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера. Им писатели часто пользуются. И в том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.

    • В ком из героев 6-й главы идёт такая же внутренняя борьба? ( В Архипе)

    Но мы с вами должны понимать, что внутренний конфликт стал лишь следствием другого серьёзного конфликта.

    • Между кем развивался конфликт в предыдущих главах? Где начало этого конфликта? (Троекуров и Дубровский-старший).
    • А где высшая точка в развитии этого конфликта, в какой главе? (В 6-й. Кистенёвка так и не достаётся Троекурову, её сжигают крепостные Дубровского).

    Выводы с урока

    :

    • Можем ли мы теперь по-новому оценить значение 6-й главы «Пожар в Кистенёвке» в романе? (Да, это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей).
    • Что нового привнесла эта глава для понимания характера героя? (В нём борются два чувства. Какое из них победит?)
    • Это и есть то, ради чего мы обратились к анализу 6-й главы.
    • Какие литературные термины нам потребовались для урока? Повторим. (Сюжет, кульминация, ввели внутренний монолог, конфликт внутренний и внешний.)

    Домашнее задание:

    на следующем уроке мы постараемся для себя ответить на главный вопрос: почему Вл.Дубровский грабил соседние помещичьи усадьбы и не трогал имения Троекурова.

    Всем, наверно, интересно будет проследить, как развивались романтические отношения Маши и Дубровского, сразу ли Маша прониклась симпатией к нему и почему. Для этого надо:

    1.Перечитать 7-10 главы и озаглавить их;

    2.Пересказать эпизод «Обед в Покровском» от лица Маши, Дефоржа или Троекурова (на выбор);

    3.Индивидуальное задание: пересказать эпизод «В комнате с медведем».

    4. Повторить литературные термины.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение на тему 1 мая День весны и труда
      Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!
    • Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро 5 класс
      В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года.
    • Образ России в комедии Ревизор Гоголя сочинение
      В одном уездном городе в начале 19 века начинается знаменитая комедия Н.В. Гоголя Ревизор. Город N представлен в произведении как собирательный образ провинций России, которые похожи друг на друга.
    • Сочинение Говорящие фамилии в Ревизоре (комедии Гоголя)
      Говорящие фамилии в русской литературе – это фамилии, слыша которые читатель сразу же представляет себе героя, его характер и внешность. Этот приём чаще всего используется в сатирических обличительных произведениях
    • Шолохов

    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

    Инфоурок

    Литература
    ПрезентацииПрезентация по литературе «Обучение анализу эпизода. «Пожар в Кистенёвке» (6 класс)

    Анализ эпизода как одна из важнейших форм раскрытия характеров героев.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Анализ эпизода как одна из важнейших форм раскрытия характеров героев.

    Описание слайда:

    Анализ эпизода как одна из важнейших форм раскрытия характеров героев.

    2 слайд

    «Страшные мысли рождались в уме его…» Художник Д.А.Шмаринов, 1949г.

    Описание слайда:

    «Страшные мысли рождались в уме его…» Художник Д.А.Шмаринов, 1949г.

    3 слайд

    О каком эпизоде пойдёт речь?

    Описание слайда:

    О каком эпизоде пойдёт речь?

    4 слайд

    Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» А.С.Пушкин «ДУБРОВСКИЙ»

    Описание слайда:

    Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке» А.С.Пушкин «ДУБРОВСКИЙ»

    5 слайд

    Рассказ пожар в кистеневке 6 класс

    6 слайд

    Эпиграф к уроку Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство лич

    Описание слайда:

    Эпиграф к уроку Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное А. С. Пушкин

    7 слайд

    Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие

    Описание слайда:

    Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    8 слайд

    Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, неза

    Описание слайда:

    Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

    9 слайд

    Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

    Описание слайда:

    Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

    10 слайд

    Загляни в словарь! Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

    Описание слайда:

    Загляни в словарь! Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

    11 слайд

    Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо;

    Описание слайда:

    Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо;

    12 слайд

    От воспитания, от примера близких людей. Идея чести, защита прав человеческой

    Описание слайда:

    От воспитания, от примера близких людей. Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина». В романе «Дубровский» главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным? – От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

    13 слайд

    Что значит «эпизод»?   Эпизод – часть художественного произведения, имеющая о

    Описание слайда:

    Что значит «эпизод»?   Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины

    14 слайд

    План анализа эпизода литературного произведения + анализ

    Описание слайда:

    План анализа эпизода литературного произведения + анализ

    15 слайд

    Составим таблицу План анализа эпизода Анализ эпизода 1. 2. 3. 4. 5. 6.

    Описание слайда:

    Составим таблицу План анализа эпизода Анализ эпизода 1. 2. 3. 4. 5. 6.

    16 слайд

    1.    Найти границы эпизода и дать название

    Описание слайда:

    1.    Найти границы эпизода и дать название

    17 слайд

    Выразительное чтение эпизода Глава 6.

    Описание слайда:

    Выразительное чтение эпизода Глава 6.

    18 слайд

    1. Пожар в Кистенёвке (глава 6)

    Описание слайда:

    1. Пожар в Кистенёвке (глава 6)

    19 слайд

    2.    Место расположения данного эпизода (в начале произведения, в конце или

    Описание слайда:

    2.    Место расположения данного эпизода (в начале произведения, в конце или в середине)

    20 слайд

    2. Эпизод расположен в середине романа.

    Описание слайда:

    2. Эпизод расположен в середине романа.

    21 слайд

    3.    Значимость данного эпизода, он помогает понять: *Характер героя *Поведе

    Описание слайда:

    3.    Значимость данного эпизода, он помогает понять: *Характер героя *Поведение, поступки героя *Авторскую позицию *Это второстепенный эпизод в развитии действия

    22 слайд

    3. Значимость этого эпизода высока: он помогает раскрыть характеры героев чер

    Описание слайда:

    3. Значимость этого эпизода высока: он помогает раскрыть характеры героев через их поведения и поступки.

    23 слайд

    4.   Место, время действия. 5. Участники эпизода. 6. События, описанные в эпи

    Описание слайда:

    4.   Место, время действия. 5. Участники эпизода. 6. События, описанные в эпизоде

    24 слайд

    4. Место: в Кистенёвке, в доме, в кабинете. Время: ночь. 5. Герои: Владимир Д

    Описание слайда:

    4. Место: в Кистенёвке, в доме, в кабинете. Время: ночь. 5. Герои: Владимир Дубровский и его крестьяне

    25 слайд

    6. «Страшные мысли рождались в уме его…». Решение Дубровского. Описание пожар

    Описание слайда:

    6. «Страшные мысли рождались в уме его…». Решение Дубровского. Описание пожара в Кистенёвке.

    26 слайд

    7.    ! Характеристика действующих лиц эпизода: *внешность, одежда, *манеры *

    Описание слайда:

    7.    ! Характеристика действующих лиц эпизода: *внешность, одежда, *манеры *речь *взаимодействие героев

    27 слайд

    Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровск

    Описание слайда:

    Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время. Когда он принял окончательное решение? положил письма в карман… Что для него значат эти письма? самое ценное и дорогое Что затевал Архип-кузнец? По тексту. Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому? «Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою». Никто не спит в эту ночь. А он к ним? Как к ним обращается? «дети». Заботливый, ответственный за людей. Это тоже характеристика героя. Хотел ли Дубровский смерти приказных? (приведите цитирование) Диалог

    28 слайд

    Какие же черты характера проявляют герои в этой главе?

    Описание слайда:

    Какие же черты характера проявляют герои в этой главе?

    29 слайд

    Подберите ключевые слова к образу главного героя

    Описание слайда:

    Подберите ключевые слова к образу главного героя

    30 слайд

    Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? 7. Положительны

    Описание слайда:

    Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? 7. Положительные Отрицательные Уважительность, любовь (когда читает письма)   Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)   Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)  

    31 слайд

    Благородные чувства

    Описание слайда:

    Благородные чувства

    32 слайд

    Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? МЕСТЬ

    Описание слайда:

    Что же заставило Владимира – родовитого дворянина – поджечь дом? МЕСТЬ

    33 слайд

    М Е С Т Ь Положительные Отрицательные Уважительность, любовь (когда читает пи

    Описание слайда:

    М Е С Т Ь Положительные Отрицательные Уважительность, любовь (когда читает письма)   Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)   Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)  

    34 слайд

    8.Роль данного эпизода в произведении (выбрать): *Эпизод является кульминацио

    Описание слайда:

    8.Роль данного эпизода в произведении (выбрать): *Эпизод является кульминационным (решающим, ключевым) *Эпизод является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета)

    35 слайд

    Раньше мы замечали в нём мстительность? Нет, это то новое, что открывает в ге

    Описание слайда:

    Раньше мы замечали в нём мстительность? Нет, это то новое, что открывает в герое эта глава. Оба эти чувства – благородство и мстительность – живут в одном человеке. В Дубровском борются благородные чувства с чувством мести. 8. Это кульминационный эпизод, т. к. со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистенёвке начинается новая сюжетная линия, связанная с разбойником, учителем и Машей.

    36 слайд

    Рассказ пожар в кистеневке 6 класс

    37 слайд

    Домашнее задание На А4: по плану проанализировать один из эпизодов (на выбор)

    Описание слайда:

    Домашнее задание На А4: по плану проанализировать один из эпизодов (на выбор) + рисунок к эпизоду (по желанию).

    • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
      Вы можете оставить жалобу на материал.

      Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация


    Номер материала:

    ДБ-793522

    Вам будут интересны эти курсы:

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Цели:

    • Обучающие: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

    • Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;

    • Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

    Задачи:

    • Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.

    • Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).

    • Учиться правильно оценить поведение героев.

    Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

    Формы работы с учащимися: Коллективная.

    Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

    Внутрипредметные связи: Этап подготовки к восприятию состоялся на уроках 1,2, где ученики знакомились с созданием романа А. С. Пушкина «Дубровский»; историко-культурном контексте времени; изображения русского барства. Центральная проблемная ситуация создается на уроке 3 «Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков произвола и деспотизма».

    Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

    Средства обучения:

    1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, репродукции картин Б. Кустодиева, И. Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского»; Д. Шмаринова «Дубровский»; Е. Лансере «Дубровский»).

    2. Технические средства обучения (ИКТ, художественный фильм «Дубровский», режиссер А. Ивановский. Фонохрестоматия.

    Словарная работа: (Словарь Ожегова).

    • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;

    • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.

    • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

    • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

    Эпиграф урока:

    «Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное»
    А.С. Пушкин. «Опровержения на критику».

    Ход урока

    I. Пояснение.

    Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.

    II. Вступительное слово учителя.

    (Слайд 1, Слайд 2)

    Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное».

    Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

    В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре.

    Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

    Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.

    Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

    В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?

    От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

    (От воспитания, от примера близких людей).

    Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

    III. Проверка домашнего задания.

    2 ученика пересказывают 5-6 главы «Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (Сжатый пересказ главы «Смерть старого Дубровского»; художественный пересказ эпизода «Владимир в Кистеневской роще»)

    Устное рисование сцены «Во дворе дома Дубровских».

    Роль эпиграфа: «Где стол был яств, там гроб стоит»

    IV. Работа с текстом.

    Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

    Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…стр 89»

    – Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

    (Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

    – Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

    (Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

    V. Применение ИКТ Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

    Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

    VI. Сравнительная работа.

    Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

    Актеры исполнили свои роли интересно.

    Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

    Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

    Сюжет фильма снят строго по тексту

    Замечание учителя:

    Антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.

    VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

    Что затевал кузнец Архип?

    (Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

    Хотел ли Дубровский смерти приказных?

    (Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

    Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

    (Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

    VIII. Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

    Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

    (Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

    Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

    «– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
    – Как не так, – отвечал кузнец».

    Где мы уже слышали эти слова?

    Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

    IX. Слово учителя. Краткое содержание.

    Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

    Озаглавим ее «Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.

    Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

    (Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)

    Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

    (Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

    Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

    (Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

    Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

    Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

    (Ради любви к Маше Троекуровой).

    Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

    (Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

    Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

    (Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).

    Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

    (Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).

    Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

    Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

    (Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

    X. Работа с иллюстрациями.

    Рассмотрим иллюстрации художников Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского». на Стр 89

    Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

    Какое чувство вызывает рисунок?

    На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

    Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

    Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином «..умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

    Вариант 2.

    Художник изобразил главного героя романа «Дубровский» в тяжелую минуту прощания с родным домом. В левом углу картины языки пламени уже лижут стены. Дубровский смотрит на огонь, но мыслями находится далеко. Лицо его печально и сосредоточенно. Но он не напуган, а, наоборот, спокоен, словно уже принял для себя какое-то важное для себя решение. Его держит под руку старая нянька Егоровна, которая вырастила несколько поколений господ в этом доме. Будучи не в силах вынести печального зрелища, она скорбно опустила голову. Чуть поодаль стоят крестьяне. Молодой парень с вызовом смотрит на пламя, словно думает: «Что, досталась вам усадьба Дубровских? Как не так!» Бородатые мужики задумчивы. Они размышляют о том, какая несправедливость постигла их барина, и готовы всюду пойти за ним и отомстить. Тем временем лошади уже поданы. Дубровскому пора ехать. Отъезд из усадьбы станет для него началом нового, тяжелого и опасного этапа жизни.

    Выводы учащихся:

    (Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

    Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

    Замечание учителя:

    По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, — чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

    XI. Слово учителя.

    В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

    XII. Решение проблем. Вывод учеников

    Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

    Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

    В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

    Здесь барство дикое, без чувства, без закона
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца…
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

    Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

    XIII. Рефлексия.

    С каким героем хотел бы встретиться?

    Какие вопросы по тексту остались?

    Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

    XIV. Домашнее задание (на выбор).

    Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа»;

    • Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»;

    • Составить сценарий эпизода по роману «Дубровский».

    Слово учителя:

    «Этот урок стал лишь началом трудного разговора о личном достоинстве человека, о чести, справедливости и милосердии. В следующих классах мы познакомимся с разными точками зрения других писателей XIX века на нравственные проблемы».

  • Рассказ подружки артюхова читать
  • Рассказ подсмотрел за тетей
  • Рассказ поездка на дачу с мамой машине
  • Рассказ подсмотрел в бане
  • Рассказ подружки идут в школу воронкова читать