Рассказ после бала слушать

Урок 14. л.н. толстой. рассказы после бала найдите правильное толкование слова гуманист 1это тот, кто признат ценность человека как личности,

Урок 14.  Л.Н. Толстой. Рассказы «После
бала»

Найдите правильное толкование слова «гуманист»

1)это тот, кто признаёт ценность человека как
личности, его право на свободу, счастье

2) мыслитель, занятый разработкой вопросов
мировоззрения.

3) последователь атеизма, неверующий.

Основное содержание урока:

1. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. 

2.  Рассказ «После бала»». 

3.  Теория литературы. Антитеза. Композиция
произведения.

Мы сегодня с вами вспомним биографию Л.Н.
Толстого  и проанализируем рассказ «После бала». Нам нужно повторить
теоретические основы композиции произведения, антитезы (контраста).   Нам
необходимо умение хорошо воображать ситуацию, о которой мы читаем в
произведении. 

Л.Н.Толстой- русский писатель и философ
родился в Ясной Поляне, Тульской губернии. Родителей Толстой потерял рано,
дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В
1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков
философского факультета. .Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на
Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Об этом он рассказывает в
повести «Казаки»(1852-63), в рассказах «Набег» (1853),
«Рубка леса» (1855), а также в поздней повести
«Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой
создает трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Во время Крымской войны отправился в
Севастополь, о событиях этой войны он рассказывает в «Севастопольских
рассказах».В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну
съезжались почитатели творчества Льва Толстого. Люди к нему относились, как к
духовному наставнику.

Последними произведениями писателя стали
рассказы «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма
«Живой труп».

«После бала» — прозаическое произведение;
написано в жанре рассказа. В центре повествования находится важное событие из
жизни главного героя рассказа (потрясение от увиденного после бала). Сам текст
небольшой по объёму. 

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX
века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель рисует
прошлое, чтобы показать, что и в его настоящем ничего не изменилось. Автор
выступает  против бесчеловечного отношения к людям,  против насилия и гнета.
Рассказ «После бала» связан с реализмом в русской литературе.

Написан он в 1903 году и  опубликован уже
после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное
событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил в Казани. Его брат Сергей
Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался
на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание,
которым командовал отец любимой девушки. После этого он перестал бывать в доме
Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Писатель раздумывал над названием рассказа.
Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др.
В результате рассказ получил название «После бала».

Автора волновала проблема: человек и среда,
влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять
собой или все дело в среде и обстоятельствах?

Толстой раскрывает в рассказе «После бала»
одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата:
двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат,
проведение сквозь строй в качестве наказания.   Проблема   рассказа связана с
вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или
случай. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает
герой – это происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре
изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить
сословные предрассудки.

Идея рассказа раскрывается с помощью
определенной системы образов и композиции.

Основные герои — Иван Васильевич и полковник,
отец девушки, в которую был влюблен рассказчик.

В образе полковника Толстой разоблачает
объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему
ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через
изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира.
Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за
окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается
Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный,
столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь,
отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная,
куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил
глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать
другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не
было».

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все
показано по принципу антитезы:  обстановка в первой и второй частях; грациозная
прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной;
описание блестящего бала и страшного наказания на поле; отец Вареньки на балу,
вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный,
грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. 

Основа конфликта этого рассказа заложена, с
одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании
Ивана Васильевича.

В рассказе выделяются следующие основные
части:

вступление,

на балу,

после бала,

заключение.

Весь рассказ — это события одной ночи, о
которых герой вспоминает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в
ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале рассказа,
подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и заключительная
реплика.

После бала» построен как «рассказ в рассказе»:
начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор,
искренний и правдивый человек — Иван Васильевич в разговоре с друзьями
утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния
среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам
признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого —
Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Из диалога рассказчика и его друзей
в начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел
огромное значение в жизни человека. Рассказчик говорит о случившемся с ним в
молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и
упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».

Контраст используется писателем и при выборе языковых
средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое
платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой
художественный прием называется цветопись). Белый цвет — олицетворение чистоты,
света, радости, и Толстой с помощью этого слова подчеркивает ощущение праздника
и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича
говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный
вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и
другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся
оттуда звуки флейты и барабана. … это была … жесткая, нехорошая музыка».

image001

Толстой в своем рассказе  ставит широкие
гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие
волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот
почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в
основу своего рассказа.

С именем Толстого связана целая эпоха в
развитии русской классической художественной литературы.

Все наследие Толстого имеет большое значение
для формирования мировоззрения и эстетических взглядов  читателей. Знакомство с
его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных
идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.

Литература:

Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.
И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.

Разбор задания тренировочного модуля:

Определите основную идею рассказа

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за
которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните, что такое идея произведения
  2. Обратитесь к содержанию урока и тексту
    рассказа
  3. Выберите правильный ответ

Разбор задания контрольного модуля:

Какой художественный приём положен в основу
композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните определение каждого приема
  2. Попробуйте  в тексте найти особенности
    каждого приема
  3. Выберите правильный ответ

                                                                      
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО учителя: Курочкина Е. А.

Автор  УМК: под редакцией В.Я.Коровиной.

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После
бала». Приём контраста в рассказе»

Тип урока: Урок «открытия» нового
знания.

Содержательная: 1)
Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении
рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3)
знакомство  с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная:  развитие умения
формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к
собственному решению, умения делать выводы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно
– значимом уровне

Приветствие учащихся.

Звучит музыка.

-Кто знает, что это за музыкальный жанр? 

-Когда, на ваш взгляд, и где может звучать
мазурка?  Почему музыка меняется?

-Это как-то связано с текстом, который будем
рассматривать на уроке?

— Что это за музыка,
охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

 Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха,
которая описана в произведении.

 Давайте обратимся к  жанру произведения.
Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

-Не оговорилась ли я: действительно ли это
рассказ? Докажите.

-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор
много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и
отец», «А вы говорите…»
… Как вы думаете, почему он все-таки остановился
на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте
поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не
понять идейного замысла автора.

Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19
века и побываем на балу.

Небольшое сообщение о времени
царствования Николая
I, которого передовая русская
интеллигенция прозвала «Николаем
 Палкиным»

Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о
прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.

Подбирают  эпитеты (волшебная,
волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают
индивидуально.

Участвуют
в дискуссии.

Учащиеся
пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе,
использую материал, полученный на уроках истории.

Развитие познавательных интересов,
учебных мотивов

Построение
речевого высказывания в устной форме

Целеполагание

Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к
построению нового способа действия.

Вы читали дома рассказ.
Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас
по его страницам.

ТЕСТ на знание текста.

Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал
нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература.
М.Горький.

Беседа с классом о том, что такое
композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе.

– В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и
заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в
рассказе. Как называется такая композиция?

-Что необычного вы увидели в построении
рассказа?

Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в
тетрадь, работают над тестом.

 Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о
теме урока,  взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и
чего не знают.

Построение
речевого высказывания в устной форме

Формулирование
собственного мнения

Владение
диалогической формой речи

Словарная работа.

И  такая
резкая  противоположность называется  контрастом.

По 
литературоведческому словарю  дать понятие о контрасте.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст или
антитеза как  художественный прием заложен уже в самом названии: во
время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

( образы, персонажи, художественные
детали)

Построение
речевого высказывания в устной форме

Умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей

Динамическая пауза (этап физической
разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее
реализация на уроке.

3.Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи
.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1. Выделим картины бала и события
происходящие после него в виде плана.

 Контраст в композиции.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Место действия

зала у предводителя

Описание улицы

Эмоциональное
состояние героя

Портрет отца
Вареньки

краски,цветовая гамма

звуки

2.
Провести наблюдение над языковыми средствами:

1гр.-
выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.-
выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после
бала.

Работа в парах, ответы каждого ученика.

Работа
в группах, участие в дискуссии.

Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы,
по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение
настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

 Анализ объектов с целью выделения признаков

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью,
умение оформлять свои мысли в письменной форме

 Умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей

Использование схем, таблиц для решения задачи

4.Самостоятельная работа .

Цель: самопроверка умения применять новые знания в
типовых условиях.

Организовывает
самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний
.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание.
Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.

Полковник

Наказываемый

Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение
полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

 Поиск информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы

 Умение решать проблемы

Умение и приходить к общему решению в
совместной деятельности

Использование схем, таблиц для решения задачи;

5.
 Включение  в систему знаний и повторения.

Случай или среда виновны в том, что мир героя
рухнул? 

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет
человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки
среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

Можно работать в парах

Учащиеся
делают выводы.

Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил
не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие
гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение
русского общества.

Умение находить нужную информацию, речевое
высказывание в устной  форме.

Уметь слушать и понимать речь других.

Умение решать проблемы.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной
деятельности или обмену информацией;

Учет разных мнений и стремление к координации
различных позиций в сотрудничестве

6. Рефлексия учебной
деятельности.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов,
самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

 -Остались ли довольны своей работой на уроке?


Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как
оцениваете свою работу на уроке?


Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале
урока?

-Попробуйте составить синквейн,
характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами
услышали  на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была
бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость

Заполнить карточки
(самооценка за каждый вид работы)

Выберите
домашнее задание
в зависимости от того, как успешно
работали на уроке.

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего
героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

3. Напишите  эссе «Моё мнение о полковнике».

Мне
было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие
в диалоге.

Выставляют
оценки в дневник.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся заполняют
карточки (самооценка за каждый вид работы)

Учащиеся
выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания.

Адекватное восприятие оценки учителя

Самооценка личности

в)
показ николаевской России.

4.
Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и
бессердечным после бала?

в) любви
Ивана Васильевича.

Другие персонажи

Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.

Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых занятых — Читательский дневник «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

Короткий пересказ «После бала» Толстого

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» начинается словами главного героя и повествователя, Ивана Васильевича о том, что на поступки и личность влияет не только среда, но и случай. В подтверждение этой мысли он начинает рассказывать о случайности, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь.

Это случилось в 40‑х годах, когда Иван Васильевич был еще студентом в университете. Он был молод и богат, и очень сильно влюблен в одну прекрасную девушку по имени Варя. Ее отец был полковник, воинский начальник николаевской выправки по имени Петр Владиславович, статный высокий старик.

Однажды Иван Васильевич и Варя встретились на балу у губернского предводителя в последний день масленицы, и Иван Васильевич почти весь день протанцевал с ней. Перед ужином жена устроителя бала просит Варю потанцевать с ее отцом. Во время того, как дочь танцует с отцом мазурку, на них смотрят все гости. Иван Васильевич умиляется, видя, что старик носит старомодные самодельные сапоги, только для того, чтобы ни в чем не отказывать дочери. После танца полковник подводит дочь к Ивану Васильевичу, и они снова танцуют вместе, затем Варя после того как отец уехал, остается с Иваном Васильевичем и на кадриль после ужина. Иван Васильевич счастлив и любит ее еще больше.

Вернувшись домой, Иван Васильевич смотрит на перышко от веера и перчатку, подаренную ему его возлюбленной, и не может уснуть. Он решил отправиться на прогулку в город и, приблизившись к полю, возле которого жила семья Вари, услышал неприятные звуки флейты и барабана. Из тумана перед ним выступают силуэты солдат в черных мундирах, стоящих двумя рядами друг против друга. От прохожего он узнает, что они гоняют татарина за побег. Затем перед его глазами предстают идущий в его сторону оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат и рядом с ним – смутно знакомая ему фигура военного. Он узнает в военном отца Вари.

Иван Васильевич видит, как избивают провинившегося, его окровавленную спину, и как он просит пощады, а полковник, как ни в чем не бывало, идет рядом, ругая какого-то солдата за то, что он ударил слишком слабо. Ивану Васильевичу эта сцена стала невыносима, и он тут же ушел к себе. Дома он пытался убедить себя, что ему просто неизвестно то, что знает полковник, и раз к этой жестокости относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, то нет смысла переживать. Однако это неприятное воспоминание так и не изгладилось из его памяти, и даже видя Варю, он вспоминал этот случай с татарином и поэтому любовь его пошла на убыль и он перестал встречаться с девушкой.

Две контрастные по настроению сцены рассказа хорошо иллюстрируют мысль автора о лицемерии, блестящем фасаде и гнилой сути тогдашнего общества. Мы видим, как в своем кругу аристократы выглядят доброжелательными и милыми, замечательно танцуют и веселятся, а сразу после этого нам показывают, как эти же люди безжалостно причиняют страдания другим, нижестоящим. Это рушит и представление главного героя об отце возлюбленной как о хорошем человеке, и даже его чувства к дочери полковника рушатся, несмотря на то, что он убеждает себя, что его поведение с татарином и солдатами было нормально, раз никто не протестует против этого.

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае», предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его старинными, с четвероугольными носками и без каблуков, сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел. Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

Толстой «После бала» очень краткое содержание

1840‑е годы. Главный герой рассказа – молодой богатый дворянин Иван Васильевич. Он живет в провинциальном городе и учится в местном университете (вероятно, речь идет о Казани). Иван Васильевич уже какое-то время влюблен в юную красавицу Вареньку, дочь полковника Б.

Молодые люди встречаются на балах и вечерах. Иван Васильевич влюблен в Вареньку. Девушка отвечает ему взаимностью. Однажды на балу Иван Васильевич и Варенька почти весь вечер танцуют вместе. Иван Васильевич счастлив от любви. На балу отец Вареньки, полковник Б., ведет себя учтиво и любезно с окружающими.

Утром после бала влюбленный Иван Васильевич гуляет по городу. На улице он видит, как солдаты бьют прутьями преступника-татарина. Этим процессом руководит полковник Б., отец Вареньки. “Любезный” полковник на службе оказывается жестоким человеком. Он бьет своих солдат. Когда преступник-татарин просит о пощаде, полковник хладнокровно продолжает наказание.

Это утро после бала переворачивает жизнь юного романтика Ивана Васильевича. Жестокостью полковника потрясает его настолько, что он решает не становиться офицером. Его любовь к Вареньке сходит на нет. Он не женится на ней. Позднее Варенька выходит замуж за другого человека и заводит семью.

Краткое содержание рассказа «После бала» и отзыв для читательского дневника (Л.Н. Толстой)

Лев Николаевич Толстой написал небольшой рассказ «После бала» о встрече двух молодых людей, об их планах на будущее, и о том, как один случай может нарушить устоявшийся порядок вещей. Мы узнаём эту историю от самого рассказчика, который, оказавшись в кругу друзей, делится размышлениями о влиянии общества на человека. Основные события и сюжет рассказа нашли свое отражение в кратком пересказе от Многомудрого Литрекона. Здесь же Вы найдете не только кратчайшее содержание книги, но и отзыв о ней, который необходим для создания читательского дневника. Полный анализ рассказа располагается здесь.

Краткий пересказ (400 слов): Рассказ начинается с беседы Ивана Васильевича и его слушателей о том, что влияет на судьбу человека: случай или среда. Он вызвался рассказать эпизод из своей юности.

Главный герой произведения получил приглашение на бал у губернского предводителя. Иван Васильевич был молод и сильно влюблён в прелестную Вареньку Б. Она была грациозной, величественной и ласковой девушкой. Они танцевали весь вечер, а потом рассказчик познакомился с отцом своей возлюбленной. Полковник был очень красивый, высокий, статный, с румяными щеками, пышными белыми бакенбардами и усами. На губах его дрожала такая же ласковая улыбка, как у Вари, а на груди висели ордена. У него была выправка «старого николаевского служаки», и его фигура привлекала внимание всех в зале. Особенно хорошо они смотрелись вместе с дочерью, когда закружились в танце. Пётр Владиславович сначала отказывался стать кавалером, а затем пригласил Варю на танец, говоря, что «всё должно быть по правилам». Рассказчик чувствует воодушевление и бесконечную любовь к миру, в котором есть такие красивые пары и такие высокие отношения. Он обращает внимание на старомодные сапоги полковника и делает вывод, что тот отказывает себе во всём, лишь бы его дочь была счастлива и жила в достатке. Видя нежный взгляд девушки и ее охотное согласие на танцы, Иван был счастлив. Отец тоже благоволил богатому кавалеру дочери.

Вернувшись домой после бала, герой не мог уснуть и решил пройтись по улице. Но вот наступает утро, и герой видит на площади странную картину. Пётр Владиславович, всё такой же представительный серьёзный офицер, командует экзекуцией. Он наблюдает за тем, как наказывают беглого солдата. На его лице ни следа вчерашней учтивости и доброты. На нем лишь гнев и ненависть. Полковник безжалостно требует самого сурового наказания и даже даёт пощёчину солдату, который «мажет» и не бьет достаточно сильно. Его не трогают мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Отец Вареньки лишь распоряжается подать свежих шпицрутенов. Ивана Васильевича поражает это зрелище. Он чувствует тоску, тошноту, недоумение, и не может понять, как и почему этот человек моментально преобразился? Понуро он возвращается домой, а полковник сделал вид, что не заметил знакомого.

Теперь рассказчику трудно смотреть на Вареньку. У него не получается объяснить поведение полковника. Наверное, это не очень сложно: Пётр Владиславович привык жить по уставу, так, как ему приказано. Он дорожит мнением общества и видит в солдатах не людей, а подчинённых. Дочь для него − свет в окне, но, пожалуй, единственный. Но как бы там ни было, Иван Васильевич меняет свою судьбу: он отказывается от предполагаемой военной службы и от Вареньки, которая вышла замуж за другого.

Отзыв (302 слова): Мне очень понравился рассказ «После бала», потому что автор учит читателя важным вещам: гуманизму, отзывчивости и прямодушию. Лицемерие и двойные стандарты полковника осуждаются, как и его жестокость. А отказ Ивана Васильевича от военной службы заставляет задуматься о том, как важно быть таким же принципиальным и последовательным. Только так можно стать тем, кого можно уважать.

Главная мысль рассказа «После бала» заключается в том, что один случай может изменить судьбу человека, если он умеет чувствовать и думать. Никакая среда не сможет вытравить из него доброту и совесть, если он убедится на собственном опыте, что общепринятые догмы лживы. Так произошло и с Иваном Васильевичем: он увидел изнанку военной службы и семейной жизни полковника, поэтому не пошел по военной карьерной лестнице и не женился на Варе. Он отказался от призвания и женщины, так как увидел в них фальшь, с которой он не смог бы мириться. Мое мнение о герое стало еще лучше, когда он не стал бурно осуждать Петра Владиславовича, а попытался вникнуть в его ситуацию и даже в чем-то оправдать его. Но он не пошел по его стопам и не стал связывать с ним свою жизнь. Это и было его интеллигентным и вежливым протестом против того, что он считал неприемлемым. А вот мое отношение к полковнику нельзя назвать хорошим. Этот человек мыслит узко и относится хорошо лишь к своей семье, а к остальным людям он равнодушен. Истязая солдат, он ласкает дочь и на деньги от истязаний покупает ей веера и туфельки. Он не замечает, как это дико и жестоко, а значит, не задумывается ни о чем, кроме насущных дел. Его жестокость на службе достойна еще большего порицания, чем робкое осуждение рассказчика.

Мое впечатление от рассказа «После бала» положительное. Эта книга послужит вдохновляющим примером тому, кто не может освободиться от влияния своей среды. Л.Н. Толстой доказал, что каждый из нас волен выбирать свой путь.

Автор: Виктория Арутюнян

  • Рассказ поздняя осень рылов
  • Рассказ подготовка к концерту 4 класс
  • Рассказ поднятая целина слушать
  • Рассказ подрывника жванецкий видео
  • Рассказ по щучьему велению читать