Рассказ портрет отца от чьего имени ведется рассказ

1. жанр произведения а.с.пушкина барышня-крестьянка: а повесть б рассказ в романг сказка2. барышня-крестьянка а.с. пушкина относится к циклуа повести покойного

1. Жанр произведения А.С.Пушкина «Барышня-Крестьянка»: А) повесть Б) рассказ В) роман
Г) сказка
2. «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина относится к циклу…
А) Повести покойного Ивана Петровича Белкина
Б) Маленькие трагедии
В) Записки охотника
Г) Петербургские повести
3. В названии произведения «Барышня-крестьянка» содержится… А) олицетворение Б) слова-антонимы В) слова-синонимы
Г) сравнение
4. Произведение «Барышня-крестьянка» начинается…
А) с описания красоты русской природы
Б) с описания Ивана Петровича Берестова
В) с описания Григория Ивановича Муромского
Г) с приезда Алексея Берестова в деревню
5. Имение Муромских называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
6.Имение Берестовых называлось…
А) Прилучино Б) Тугилово В) Ясная поляна Г) Лысые Горы
7. Почему Григорий Иванович Муромский переехал из Москвы в деревню?
А) из-за службы
Б) по состоянию здоровья
В) скрывался от врагов
Г) Промотал всё состояние
8. Как звал Григорий Иванович Муромский свою дочь Лизу на английский манер?
А) Бетси
Б) Бетти
В) Кетти
Г) Кейт
9. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
А) красная роза Б) жёлтый тюльпан В) мёртвая голова Г) щит и меч
10. Что придумала Лиза, чтобы увидеть Алексея Берестова? А) подружилась с его отцом Б) тайно проникла в его дом
Г) нарядилась и крестьянкой и пошла за грибами
Д) притворилась больной
11. Лиза в роще была напугана … А) волком Б) лисой В) собакой
Г) оленем
12. Лиза при встрече с Алексеем сказала, что она… А) дочь кузнеца Б) дочь конюха В) дочь служанки
Г) дочь повара
13. Во время первой встречи с Лизой Алексей представился…
А) камердинером Б) кучером В) барином Г) пастухом
14. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
А) Лиза Б) Настя В) мисс Жаксон Г) Акулина
15. Соседи называли Муромского.. А) русичем Б) англоманом В) французом
Г) провинциалом
16. Настя – это.. А) мама Лизы Б) сестра Лизы В) подруга Лизы
Г) служанка (наперсница) Лизы
17. Кто это? «…был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде». А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) Трофим
18. О ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку…» А) Иван Петрович Берестов Б) Григорий Иванович Муромский В) Алексей Берестов Г) кузнец Василий
19. Сколько лет было Лизе?
А) 15 лет
Б) 19 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
20. Кем мечтал стать Алексей Берестов?
А) экономистом
Б) врачом
В) актёром
Г) военным
21. Чему учил Алексей Лизу-крестьянку?
А) петь и танцевать
Б) ездить на лошади
В) читать и писать
Г) стрелять
23. Алексей не узнал свою возлюбленную, приехав в дом Муромских, потому что
А) вместо Лизы вышла Настя
Б) Лизу покусали пчёлы
В) Алексей не смотрел на неё
Г) Лиза надела парик и набелила лицо
24. Чем пригрозил Иван Петрович Берестов своему сыну, если он не женится на дочери Муромского Григория Ивановича?
А) выгонит его из дома
Б) проклянёт и лишит наследства
В) женит насильно
Г) отправит в тюрьму
25.Какое решение принял Алексей, когда отец объявил о свадьбе Лизы и Алексея ?
А) выполнить требование отца
Б) ограбить отца и уехать
В) жениться на Акулине и жить своими трудами
Г) уехать и поступить на военную службу
26. Что делала Лиза, когда Алексей неожиданно появился у неё в комнате?
А) читала его письмо и плакала
Б) пила чай
В) вышивала
Г) играла на фортепиано
27. Основная тема произведения «Барышня-Крестьянка»: А) гордость и честь Б) любовь и обман В) добро и зло
Г) милосердие и жестокость
16.11 Тест по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» 7 класс.
1.В каком году написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) 1830
б) 1827
в) 1838
г) 1822
2.Повесть «Станционный смотритель» вошла в цикл автора…
а) «Повести Пушкина»;
б) «Проза А. С. Пушкина»;
в) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
г) «Избранный произведения А. С. Пушкина ранних лет».
3. Какой является ведущая тема произведения «Станционный смотритель»?
а) Тема любви;
б) Тема «маленького человека»;
в) Тема поиска смысла жизни;
г) Тема чести, совести.
4. От чьего имени ведется повествование в повети А. С. Пушкина?
а) От имени станционного смотрителя;
б) От имени Дуни;
в) От имени ротмистра Минского;
г) От имени рассказчика.
5. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?
а) Тимофей Шнырев;
б) Самсон Вырин;
в) Петр Васильев;
г) Соломон Вырин.
6. «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Кто это?
а) Станционный смотритель;
б) Мелкий чиновник;
в) Пивовар;
г) Держатель гостиницы.
7.Что изображали картинки на стене дома, где жил станционный смотритель?
а) Портреты семьи станционного смотрителя;
б) Картины неизвестного художника;
в) Портреты Дуни;
г) Историю блудного сына;
8. О ком идет речь: «Человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.» ?
а) Рассказчик;
б) Ротмистр Минский;
в) Самсон Вырин;
г) Путешественник.
9. Что поведал Самсон Вырин о том, куда исчезла Дуня?
а) Самсон Вырин прогнал дочь;
б) Молодой стройный гусар с черными усиками увез Дуню;
в) Дочь Вырина вышла замуж и уехала от отца;
г) Дуня решила переехать в другой город.
10. Как звали молодого гусара, задержавшегося у станционного смотрителя под предлогом болезни?
а) Унтер-офицер Измайловский;
б) Гусар Воронежский;
в) Ротмистр Минский;
г) Офицер Дубровский.
11. О ком идет речь: «…Седину, глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…»?
а) Самсон Вырин;
б) Знакомый унтер-офицер станционного смотрителя;
в) Рассказчик;
г) Ротмистр Минский.
12. Куда отправился смотритель за дочерью?
а) В Москву;
б) В Сибирь;
в) В Новороссийск;
г) В Петербург.
13. Кому принадлежат слова: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово»?
а) Рассказчику;
б) Минскому;
в) Вырину;
г) Белкину.
14.Как встретила Дуня своего отца в Петербурге?
а) Обрадовалась, увидя отца;
б) Обняла при встрече, предложила пройти в комнату;
в) С криком упала на ковер;
г) Прогнала отца.
15. Каким образом решил поступить Самсон после встречи с дочерью в Петербурге?
а) По совету своего приятеля смотритель пожаловался на гусара, увезшего Дуню;
б) Подумал, махнул рукой и решил отступиться;
в) Уговорил Дуню вернуться с ним на станцию;
г) Остался в Петербурге с дочерью и гусаром.
16. Как закончилась жизнь Самсона Вырина?
а) Спился и умер;
б) Его застрелил разгневанный гусар;
в) Сшибла повозка;
г) Покончил жизнь самоубийством.
17. Кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя?
а) Ротмистр Минский;
б) Красивая грустная женщина;
в) Приятель из Петербурга;
г) Барыня с тремя барчатами.
18. Кто поселился в доме Самсона Вырина?
а) Станционный смотритель;
б) Лекарь;
в) Пивовар с ж

Заметили ошЫбку

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

МБОУ СОШ с. Константиновка

Методическая разработка  урока литературы 8 класс.,

Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.

Тема: Мцыри- романтический герой.

Цели:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая: 

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная: 

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: 

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: 

Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.

Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

— использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

— координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Формирование УУД

 Регулятивные:

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

  • совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
  • совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные:  
  • развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
  • развивать уверенность в своих силах, настойчивость

Личностные:  

  • укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
  • закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.

Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).

Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г.Белинский

Ход урока

І. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

    Эиграфом нашего урока стали слова Белинского.  

-Какое слово для вас непонятно?

Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.

— О какой натуре Мцыри говорит Белинский?

— О свободолюбии, -какому направлению в литературе свойственно это качество

-В литературе оно свойственно романтизму.

-Значит, тема урока?

-«Мцыри-романтический герой».

  1. Постановка целей и задач урока.

-Какова цель урока?

-Дать характеристику образу юноши-мцыри, дать оценку его поступкам, а главное ответить на проблемный вопрос:

— Итак, мы сформулировали проблемный вопрос.

-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?

(Начало оформления фишбоун. 13 слайд в режиме анимации).

-Давайте начнем заполнять фишбоун, напишем наш проблемный вопрос в начало фишбоун.(этот метод японского  профессора Ишикавы, в переводе означает скелет рыбы)

Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы, которые будут называться:

«Искусствоведы» ((спикер группы —  …),

«Литературоведы» (спикер группы -…),

«Историки» (спикер группы — ……).

ІІ. Введение в замысел урока.

Слово учителя.

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

И. Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет Лермонтовым было написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей.

Слово учителя:

       Следует отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно играл на скрипке и флейте, увлекался шахматами, был хорошим математиком, а также талантливым художником. О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов.(Катя)

1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике (презентация

Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека. 

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и

поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, —

«Вид Пятигорска»,

«Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»),

«Вид горы Крестовой»,

«Вид Тифлиса»,

Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).

Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее М.Ю Лермонтова

-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?

— Ответы учащихся.

Слово учителя.

Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте совершим экскурс в историю создания поэмы «Мцыри».

История создания поэмы.

Рассказ ученика. 

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. 

Слово учителя: Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем — это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Давайте вспомним о политических событиях, которые проходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Об этом нам расскажет представитель группы историков.(Надя…)

Блиц – опрос

  • В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1840)
  • Где происходят действия поэмы? (в Грузии)
  • Что обозначает слово Мцыри? (послушник)

          Тема произведения? изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности,    юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.

             Идея произведения? борьба за свободу, протест против, сковывающих                     человеческую личность общественных условий.

  • Жанр произведения? (поэма)
  • Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)
  • От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)
  • В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)
  • Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)
  • Кому исповедается Мцыри? (черницу)
  • Чем заканчивается поэма?
  1. Работа с текстом произведения «Мцыри»

Работа в группах

Задание3.1

-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)

Работа в группах.

1 группа

 назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание).

определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?

1

Жизнь в монастыре

1

грусть, одиночество, гордость

2

Побег из монастыря.

2

хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

3

Пейзаж на свободе.

3

радость, легкость, наслаждение

4

Встреча с грузинкой.

4

Встреча с грузинкой. –чувства, любовь

5

Бой с барсом.

5

храбрость, жестокость, упивался борьбой

6

Опять монастырская стена.

6

отчаяние, несбывшиеся надежды

7

Исповедь.

7

прощание с жизнью, желание умереть

 2 группа

Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части

Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость

«Но после к плену он привык…»

Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

 «Как вдруг однажды он исчез…»

Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение

 «Кругом меня цвел Божий сад…»

Встреча с грузинкой. Чувства,любовь

 «И вспомнил я отцовский дом…»

Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой

 «Бой закипел, смертельный бой!»

Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды

 «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…».

Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть

 «Оттуда виден и Кавказ!»

 Слово учителя.

-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.

-Какие отличительные черты героя этого направления?

Ответы на вопросы.

3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун)

Слово учителя

— Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

— Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя. 

-Давайте прослушаем аудиозапись «Бой с барсом» и ответим на вопрос:
-Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 


Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».

Ответы на вопросы :смелость, упование борьбой, жестокость

Вывод. Слово учителя.

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. 

3адание 3.4 Компаративный анализ текста.

Следует отметить, что написать поэму «Мцыри» поэта вдохновил Джорж Гордон Байрон. Давайте послушаем историю об этом, которую нам подготовил представитель группы литературоведов (Гриша…).

Рассказ ученика

Одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.

Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.

Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Джорджа Байрона «Хочу я быть ребенком вольным»

Работа с текстом. Работа в парах.

Слово учителя.

Найдите в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.

Слово учителя. Вывод.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать  в тетрадях):

  • Сильные чувства (страсти).
  • Отвержение законов, которым подчиняются другие.
  • Одиночество.
  • Гордыня.
  • Недовольство своей жизнью.
  • Бунтарство.
  • Презрение к окружающим и к миру.
  • Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).

— Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

(оформление нижней части фишбоун).

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

— Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

— О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

— Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?

Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун).

-Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, — это типичные образы романтических героев.

-Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?

Вывод: романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.)

Вывод:в конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания  Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Вывод:поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Вывод: появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? (Прошло 205 лет со дня написания поэмы)

ВЫВОД: ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.

IV Рефлексивно-оценочный.

1.Составление синквейн по образу Мцыри.

2.Карта самооценивания.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

V. Домашнее задание:

Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Что привлекает меня в характере Мцыри?»

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс

1.От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?

А. от лица автора в форме полевых записок

Б. от лица Емельяна Пугачева

В. от лица Гринева в форме дневниковых записей

Г. от лица Марьи, которая рассказывает эту историю своей дочери

2. Петр старался следовать наказу отца – поступать в жизни честно. Укажи первый случай, когда он проявил требовательность к слуге и сохранил  свою честь:

А) когда подарил бродяге, спасшему его во время бурана, свой заячий тулуп

Б) когда отдал деньги, проигранные им в бильярд

В) когда отругал Савельича за то, что тот не хотел дать денег

3.Почему Гринев был разочарован  направлением на службу в Оренбургскую губернию?

А. Петру хотелось служить в столице

Б. Гринев не хотел покидать отчий дом

В. Петр не был готов к военной службе, его влекло искусство

Г. Гринев собирался поступить в университет, а не становиться военным

4. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

  А)  характеризует Гринёва

  Б)  предвещает развитие отношений двух персонажей

  В) характеризует Пугачёва

  Г)  подчёркивает кровожадность Пугачёва

5.О ком из героев идет речь в цитате: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали»?

А. о Савельче

Б. о Петре Гриневе

В. об Емельяне Пугачеве

Г. об Алексее Швабрине

6. Почему Швабрин относился к Гриневу с неприязнью?

А. Гринев получил должность, которую должны были дать Швабрину

Б. Алексей считал Петра своим соперником в борьбе за руку и сердце Маши

В. Гринев, напившись, оскорбил Швабрина

Г. Алексей и Петр имели противоположные политические взгляды

7. Из-за чего Гринев и Швабрин встретились на дуэли?

А. Швабрин оскорбил Машу, сказав, что она падкая на материальные подношения

Б. Алексей оскорбил Петра, сказав, что он бездарный поэт

В. Швабрин и Гринев повздорили, обсуждая политические вопросы

Г. Алексей подставил Петра на службе

8. Как в дуэли проявились характеры героев:

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его

9.Какое известие получил капитан Белогорской крепости из Оренбурга?

А. О предстоящем нападении киргизцев

Б. О возможном нападении мятежников под руководством самозванца Е.Пугачёва 

В. О предстоящем сражении с башкирцами

10. Захватив Белогорскую крепость и казнив офицеров, Пугачев вечером вызвал к себе Гринева. За ужином  они разговаривают о прошедшем штурме крепости. Пугачев предлагает Гриневу перейти в его войско или дать обещание не воевать против него. Что ответил на это Гринев:

А) с радостью согласился примкнуть к войску Пугачева

Б) умолял отпустить его

В) отвечает искренне, что не может нарушить воинского долга и даже не обещает не воевать против него

Г) просить заступиться за Машу, и тогда он будет ему служить

11. Как реагирует на эти слова Пугачев:

А) осерчал и приказал казнить Гринева

Б) тронут искренностью Гринева и отпускает его на все 4 стороны со словами:

«Казнить – так казнить, миловать – так миловать»…

В) приказал хорошенько высечь Гринева

Г) дарит ему лошадь, шубу и день

12. Почему Пугачев отпустил Гринева, не казнив его вместе с капитаном и поручиком?

А. Пугачев так отблагодарил Гринева за то, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп

Б. Пугачев хотел, чтобы Гринев рассказал офицерам о том, на что способны народные силы

В. Пугачев узнал в Гриневе дальнего родственника

Г. Пугачев узнал в Гриневе бывшего барина, который был к нему всегда добр

13. Каким хитрым способом Гриневу удалось освободить Машу из плена Швабрина:

А) он вызвал Швабрина на дуэль и расстрелял его из пистолета

Б) он обратился к Пугачеву с просьбой помочь освободить сироту, которую

держит в неволе Швабрин

В) Гринев переоделся в разбойника и выкрал Машу

14. Какую сказку рассказал Пугачев Гриневу при очередной встрече, когда они ехали в крепость освобождать Машу:

А) о курице и петухе

Б) об овце и баране

В) о вороне, который живет 300 лет (он ест падаль) и об орле, который живет 30 лет (питается живой кровью)

15. Кто из героев отверг предложение служить Пугачеву словами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»?

А. Алексей Швабрин

Б. Петр Гринев

В. Иван Миронов

Г. Архип Савельич

16. За что Гриневу грозило повешение, а в итоге — пожизненная ссылка в Сибирь?

А. за связь с бунтовщиком

Б. за предательство капитана крепости

В. за убийство человека

Г за то, что Петр похитил Машу

17. Пройдя много испытаний, возмужал ли и сохранил ли Петр Гринев верность долгу и свое честное имя:

А) нет, так как он общался с Пугачевым

Б) да, так как во всех ситуациях и встречах с Пугачевым он открыто говорил о своем воинском долге и не уронил своей чести

В) не всегда, иногда он поступал против совести

18. Каким изобразил А.С.Пушкин Емельяна Пугачева, руководителя крестьянской войны:

А) только злодеем, жестоким разбойником

Б) только добрым, милосердным человеком

В) жестоким злодеем, который проливал кровь людей, и добрым человеком

19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

А. Марии Мироновой

Б. Василисы Егоровны

В. Екатерины II

Г. Авдотьи Васильевны

20. Как удалось спасти Петра Гринева от ссылки?

А. Маша разыскала свидетеля, который подтвердил на суде невиновность Гринева

Б. Маша лично попросила у императрицы освободить возлюбленного

В. Гринев в последний момент позвал на суд Машу для дачи показаний

Г. Савельич предоставил доказательства того, что Швабрин оболгал Гринева

21. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова — …

  А) единственный женский персонаж повести

  Б)  стоит в центре сюжета

  В  носительница высокой нравственности и чести

  Г)  дочь погибшего русского офицера

22. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета (соедините)

  А)  экспозиция       1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

  Б) завязка                2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

  В) кульминация      3) детство Петруши в родовом имении

  Г)  развязка              4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

23. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

А)проблема любви

Б)проблема чести, долга и милосердия

В)проблема роли народа в развитии общества

Г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства

1-в

2-б

3-а

4-б

5-в

6-б

7-а

8-в

9-б

10-в

11-б

12-а

13-б

14-в

15-б

16-а

17-б

18-в

19-в

20-б

21-в

22- а-3;б-4;в-1;г-2..

23-б

«5» — 22-23 балла

«4» — 14-21 балл

«3» — 11-13 баллов

«2» — менее 11 баллов

На чтение 18 мин. Просмотров 87 Опубликовано

Содержание:

Интересные факты

После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.

Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:

  • честная;
  • стыдливая;
  • ничем сильно не выдающаяся;
  • умеренно относящаяся к излишествам.

В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:

  • вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
  • ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
  • персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.

При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.

Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.

История о гробовщике

Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».

Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.

Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.

Станционный смотритель

Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.

Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.

Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.

Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.

Барышня-крестьянка

Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.

Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.

Рассказ о выстреле

Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.

Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.

Метель и ее краткий обзор

Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.

Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.

Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.

В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Повести Белкина

Повести Белкина, или полное название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — одно из прозаических произведений А. С. Пушкина. Их пять, все они небольшие по объему, написаны просто, без затей, однако на развитие русской литературы оказали огромное влияние. «В масштабе национальном (они) означали решительный выход за пределы узко дворянской литературы, литературы светских салонов и даже дружеских литературных обществ и борьбу за литературу народную, т. е. созвучную всему народу, отражающую его исторические особенности, его «страсти» (В. В. Гипиус «От Пушкина до Блока»)

Повести Белкина

  • «Выстрел»
  • «Метель»
  • «Станционный смотритель»
  • «Гробовщик»
  • «Барышня-крестьянка»

Иван Петрович Белкин

Пушкин скрыл свое авторство повестей их несуществующим создателем И. П. Белкиным. В предисловии от лица издателя он написал:«Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора…

Иван Петрович Белкин был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав… Родился он от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… Получил первоначальное образование от деревенского дьячка… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк…, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть родителей … понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино…

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось … видеть его навеселе…; к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая… Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Повести были первым его опытом (Издатель)»

(Примечание. В «Истории села Горюхино» Пушкин уточнил биографию И. П. Белкина. Родился 1 апреля 1801 года. 3 месяца, до начала войны с Наполеоном проучился в московском пансионе Карла Ивановича Мейера. В 1817 году определился юнкером в пехотный полк. Вернулся в Горюхино осенью 1825 года)

Содержание и главные действующие лица Повестей Белкина

«Выстрел»

Рассказывается о ссоре двух дворян и драматической дуэли между ними. Действующие лица Сильвио, бывший офицер, один из дворян Граф Б., другой участник дуэли Автор. рассказывающий истоиюОскорбленный молодым офицером Сильвио не стал настаивать на поединке, потому что был связан обетом мести другому офицеру

«Метель»

Почти святочная история любви. Бедный прапорщик В. Н. и наследница богатого поместья М. Г. сговорились тайно обвенчаться, так как не имели родительского благословения на брак. В ночь побега разразилась сильная вьюга…Действующие лица Марья Гавриловна, девица Владимир Николаевич, офицер, сосед по поместью Полковник Бурмин, другой сосед Метель, которая вмешалась и всё перепутала в их судьбах

Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

«Гробовщик»

Действующие лица Адриан Прохоров, гробовщик Его соседи-ремесленники

«Станционный смотритель»

Рассказ о несчастной доле «маленького человека», людском вероломстве, подлости, неблагодарности: путешествующий гусар хитростью и коварством увез с собой дочь станционного смотрителя, который ему доверилсяДействующие лица Станционный смотритель Его юная дочь Проезжий гусар Автор, от чьего лица ведется повествование

«Барышня-крестьянка»

Водевильная история с переодеваниями, лёгким, невинным обманом, свадьбой в конце: желая познакомиться с красавцем Алексеем, Лиза переодевается в крестьянское платьеДействующие лица Иван Петрович Берестов, помещик Лиза, его дочь Настя, служанка Лизы Мисс Жаксон, воспитательница Лизы Григорий Иванович Муромский, помещик, сосед Берестовых Алексей, сын Муромского

История создания «Повестей Белкина»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в свое имение в Нижегородской губернии Болдино. Он не собирался задерживаться в нем надолго, но из-за разразившейся в России эпидемии холеры прожил в нём три месяца. Этот период пушкинистами назван «Болдинская осень». В «Болдинскую осень» Пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», создал «маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне». около тридцати стихотворений, пять повестей («Белкина»)

  • 1830, 9 сентября «Гробовщик»
  • 1830, 14 сентября «Станционный смотритель»
  • 1830, 20 сентября «Барышня-крестьянка»
  • 1830, 14 октября «Выстрел»
  • 1830, 20 октября «Метель»
  • 1831, 1 сентября получено цензурное разрешение на издание Повестей
  • 1831, между 24 и 27 октября Повести опубликованы Санкт-Петербургской типографией Плюшара

Ещё статьиЕвгений ОнегинГерой нашего времениМёртвые души

30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Год написания – 1830 год.

История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.

Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.

Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Тема

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Композиция

Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.

Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.

К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.

В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».

Жанр

Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.

Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    Как зовут главного героя повести «Выстрел?»</h3>

    • <label>Фицжеральд</label>
    • <label>Марио</label>
    • <label>Сильвио</label>
    • <label>Антонио</label>

(новая вкладка)

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни. Смотрите: Краткое содержание повестиВсе материалы по повестям Белкина

История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации

Замысел и первоначальный план По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы Пушкиным в 1829 году. Но вплотную к работе над повестями Пушкин приступил осенью 1830 г. (Болдинская осень).Интересно, что состав «Повестей Белкина» первоначально выглядел несколько иначе. В цикл Пушкин собирался включить следующие повести:

  • Гробовщик 
  • Барышня-крестьянка
  • Станционный смотритель
  • Самоубийца
  • Записки пожилого

Очевидно, что повести «Самоубийца» и «Записки пожилого» не вошли в окончательный состав «Повестей Белкина», уступив место «Выстрелу» и «Метели».Шестая «Повесть Белкина» На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть — «Историю села Горюхина». Но эта вещь осталась незаконченной и не вошла в окончательную редакцию цикла.В родстве этих произведений легко убедиться: первая часть «Горюхина» по смыслу тесно связана с предисловием к «Повестям Белкина». Окончательная редакция «Повестей» В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, «Повести Белкина» были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:

  1. «Гробовщик» — 9 сентября
  2. «Станционный смотритель» — 14 сентября
  3. «Барышня-крестьянка» — 20 сентября
  4. «Выстрел» — 14 октября
  5. «Метель» — 20 октября. 

Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г. Изначально Пушкин собирался публиковать повести именно в таком порядке, начиная книгу «Гробовиком». Однако затем две последние повести («Выстрел» и «Метель») были переставлены в начало списка. В декабре 1830 г. Пушкин сообщил о новых «Повестях» своему другу и издателю П. А. Плетневу:

«…Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал… <…> Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)

Чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, Пушкин взял себе псевдоним — Иван Петрович Белкин. Публикация «Повестей» В конце октября 1831 года «Повести Белкина» вышли в свет отдельной книгой. Заголовок был следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» В 1834 г. Пушкин повторно напечатал «Повести Белкина». На этот раз — в сборнике своих прозаических произведений, который назывался «Повести, изданные Александром Пушкиным».Значение «Повестей Белкина» в творчестве Пушкина «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в Болдинскую осень (1830 г.). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Пушкина. Помимо «Повестей Белкина», в тот же период Пушкин написал «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», несколько десятков стихотворений.Пушкин о «Повестях Белкина»  О «Повестях Белкина» сам Пушкин писал следующее:

«…Я переписал мои пять повестей и предисловие, то есть сочинения покойника Белкина, славного малого…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 3 июля 1831 г.) 

«…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… <…> Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…»  (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, около 15 августа 1831 г.)

«…Кто бы он [Белкин] там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно…» (Пушкин о повестях Белкина со слов современников, В. В. Вересаев, «Пушкин в жизни», 1984 г.)

Такова история создания «Повестей Белкина» Пушкина. В статье представлены интересные факты о замысле, истории написания и публикации произведения.Смотрите: Все материалы по повестям Белкина

Публикации раздела Литература

Александр Пушкин написал «Повести Белкина» в 1830 году, во время Болдинской осени — самого плодотворного творческого периода писателя. В цикл вошли пять повестей, написанных от лица молодого помещика Ивана Белкина. Его краткая биография есть в предисловии к книге.

vozvrashenie.-po-stranicam-sbornika-dodnes-tyagoteet...-.png

Возвращение. По страницам сборника «Доднесь тяготеет…»Произведения из книгиdikkens.jpgЧарльз Диккенс. «Дэвид Копперфилд»Аудиоверсия сцен из романа727225.400x292.jpgМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 7 классаЗнакомимся с классической литературой732388.400x292.jpgВасилий Жуковский. «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»Знакомимся с классической литературой724361.400x292.jpgАнтон Чехов. «Вишневый сад»Знакомимся с классической литературой732805.400x292.jpgЛев Толстой. «Холстомер»Знакомимся с классической литературой731885.400x292.jpgМихаил Лермонтов. «Мцыри»Знакомимся с классической литературой727575.400x292.jpgНиколай Гоголь. «Мертвые души»Знакомимся с классической литературойМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 10 классаЗнакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери», «Бэла…Знакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Поэма «Демон» для 10 классаЗнакомимся с классической литературойЛев Толстой. «Два гусара»Русская классика в формате аудиокнигМихаил Лермонтов. «Демон»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Пиковая дама»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Дубровский»Русская классика в формате аудиокниг

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/povesti-belkina.html
  • http://chtooznachaet.ru/pushkin-povesti-belkina.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-povesti-belkina-pushkin.html
  • https://www.culture.ru/materials/185974/aleksandr-pushkin-povesti-pokoinogo-ivana-petrovicha-belkina

07:26 16 декабря 2021 г.

Некогда Колотилово было деревней из четырех десятков домов. Здешние мужики, помимо крестьянства, занимались рыболовством на Лучанском озере. Это позволяло жить не особо богато, но и не бедно. По крайней мере рыбка на столе всегда водилась.

Однако, несмотря на благоприятное расположение, деревня еще в советское время угасла. Одни жители отправились на погост, другие в райцентр, в большие города. Скоро и следа от Колотилова не осталось бы, если бы не дачники. Теперь даже в зимнюю пору вьются над десятком изб печные дымки, а с весны ведется новое строительство. Дошла очередь и до возведения рядом с деревней часовни. Идею осуществил Андрей Николаевич Мельников.

И вот, сидим мы в его ладно отделанном изнутри домике, в сотне метров от озера, и я слушаю неторопливый рассказ.

«Глыба» горной науки

– В Колотилове я не сразу обосновался. С 1974 года бывал в Боталах, где тоже очень красивое место. Рыбачил, охотился в короткое отпускное время. Не заметил, как прикипела душа моя к этому краю настолько, что стал он для меня родным. Я ведь почему часовню построил в Колотилове? Хочется, чтобы возродилась исконно русская земля! Добиться этого возможно, лишь обратившись к духовному опыту наших предков, а значит, и к православию. Слышал, некоторые называют меня «колотиловским чудаком». Нет в этом, поверь, никакого чудачества. Есть потребность души…

Свои главные открытия, связанные с Андреем Мельниковым, я сделал, прочитав подаренную им книгу А.П. Ратькиной «Николай Васильевич Мельников». Крупного масштаба был человек отец Андрея Николаевича. Начинал трудовой путь в начале 30-х (после окончания техникума и Свердловского горного института) рядовым инженером на рудниках. Спустя некоторое время был назначен главным инженером треста «Союзграфитсера».

В книге приводятся примеры подвижнической деятельности Николая Васильевича и в мирное время, и в годы войны. В конце 1940 года его, главного инженера Главного управления неметаллорудной промышленности Наркомата промышленности строительных материалов, командировали на строительство Еленинского каолинового комбината. Первая очередь комбината была пущена в срок. В конце 1942 года Николая Васильевича направляют в Зауралье для организации эффективной работы рудников и комбинатов треста «Союзасбест». И эту задачу он решил успешно. В феврале 1943 года, когда горнодобывающая промышленность переместилась на Урал и восток страны, во многом по инициативе Мельникова (в то время он был начальником производственно-технического отдела открытых работ Наркомата угольной промышленности СССР) получили распространение открытые работы.

Насыщенной оказалась жизнь Николая Васильевича и в послевоенное время. С января 1946 года – член коллегии Наркомата (министерства) угольной промышленности восточных районов СССР. С января 1949 года – член Бюро по топливу и транспорту при Совете министров СССР по проверке исполнения решений правительства по угольной промышленности. Одновременно с хозяйственной деятельностью он в 1950–1959 годах находился на должности профессора в Академии угольной промышленности. С февраля 1951 года – заместитель министра бумажной и дерево­обрабатывающей промышленности СССР. 23 октября 1953 года избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР в отделение технических наук. С декабря 1953 года – член Бюро по металлургии, угольной промышленности и геологии при Совете Министров СССР. С 1955 по 1964 год – заместитель директора и директор Института имени А.А. Скочинского.

С мая 1959 года по июнь 1960 года – председатель Совета технико-экономической экспертизы Госплана СССР. С 1961 по 1963 год – председатель Государственного комитета Совета министров СССР по топливной промышленности. 29 июня 1962 года избран действительным членом Академии наук СССР в отделение технических наук по специальности «горное дело». С 1963 года – председатель Госкомитета по топливной промышленности Госплана СССР. С 1966 года – член Президиума АН СССР. С 1967 года – руководитель сектора физико-технических горных проблем Института физики Земли АН СССР, затем ректор Академии народного хозяйства СССР и директор Института проблем комплексного освоения недр АН СССР.

Профессионалы горного дела называли Мельникова «глыбой горной науки». Труды Николая Васильевича, дающие представление о широте его интересов и глубине познаний, актуальны по сей день: «Справочник инженера и техника по открытым горным работам», «Оборудование рудничного транспорта», «Основы технического прогресса угольной промышленности СССР», «Энергия взрыва и конструкция заряда», «Топливно-энергетический баланс СССР и задачи науки». Выдающийся вклад Н.В. Мельникова в укрепление страны оценен Звездой Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», званием заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Ему присуждались Сталинская премия и дважды Государственная премия СССР, премия Совета Министров СССР.

Скончался Николай Васильевич в 1980 году. На родине, в г. Сарапуле, выдающегося горного инженера и ученого посмертно удостоили звания почетного гражданина, назвали его именем улицу, открыли дом-музей и установили бюст. Академией наук в 1981 году была учреждена золотая медаль имени Н.В. Mельникова. Она присуждается за выдающиеся работы в области проблем комплексного освоения недр…

– Вот такой у меня отец, – улыбнулся Андрей Николаевич. – Зато на мне природа, можно сказать, отдохнула.

Отцовские уроки

Скромничал Андрей Николаевич. В этом я убедился, узнав о судьбе родных братьев Мельниковых. Оба замечательно учились в школе, закончили Горный институт. Николай стал действительным членом Академии наук, директором Кольского научного центра Российской академии наук. Он автор фундаментальных разработок по освоению подземных пространств нашей планеты, участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Институт занимался и вопросами использования лунной поверхности, создания на ней поселений землян. Изучал образцы лунного грунта, доставленного космическими аппаратами.

– Сейчас мы, к великому сожалению, отстаем в этом от ряда стран, – рассказывал мне Николай Николаевич по приезде в Андреаполь. – Власть посадила российскую науку на голодный паек. Пока она держится на представителях старой школы, а что следом? За нами – реденький частокол, дальше – пустота. Разрушена преемственность научной школы. Молодые дарования стремятся уехать за рубеж. В какой-то степени удается поддерживать жизнедеятельность института собственными силами, но без поддержки государства все равно не обойтись. А ее нет! Возникает ощущение: Академия наук становится для власти обузой.

Печально было мне слушать это повествование талантливого ученого и организатора. Несколько лет назад Николая Николаевича не стало…

Андрей Николаевич, в отличие от старшего брата, профессором, доктором наук, академиком не стал. Защитив кандидатскую диссертацию, он 22 года отработал в Институте горного дела имени А.А. Скочинского. Институт обеспечивал развитие горной науки и передовых технологий горнодобывающей отрасли. Однако с приходом «демократических реформ» все изменилось к худшему.

– В течение нескольких лет институт наш, наравне с оборонными институтами и КБ, был целенаправленно задушен, – невесело говорил Андрей Николаевич. – Пришлось мне переучиваться на востребованные специальности. Освоил таможенное, транспортное дело, работал на совместном российско-американском предприятии по автоматизации крупных химических производств. Пригодились знание английского языка, опыт работы на зарубежных выставках…

Помогал одолевать жизненные изломы и Андреаполь, куда все сильнее тянулась душа Мельникова. Как только появлялась возможность, он садился за руль и уезжал в край лесов, озер и рек, где находил успокоение в охоте, рыбалке, общении с друзьями.

– В Колотилове у меня сначала вагончик был. Приделал к нему веранду, обшил изнутри вагонкой, печь сложил. На следующий год еще один вагончик оборудовал. Баню построил, гараж летний. Могу друзей принимать с комфортом. Все под рукой: рыбалка, грибы, ягоды, охота. Последнее заразительнее всего. Я, если б не охота, сюда, скорее, и не приехал бы…

Если б не охота, к которой с детства пристрастил своего младшего сына Николай Васильевич Мельников, возможно, и жизнь его сложилась бы иначе. А так, учась в школе, и позже, будучи студентом, он начал отдавать свободное время основному увлечению.

– Дай Бог памяти, с двенадцати лет я начал постигать азы охотничьей науки и самостоятельно, при стрельбе влет добыл первую утку, – рассказывал Андрей Николаевич. – Много лет мы были неразлучны с отцом в поездках на охоту. Чаще бывали в Подмосковье, Рязанской области. Отец поощрял и мои самостоятельные поездки с ружьем в отдаленные уголки нашей Родины (Тува, Архангельская область, Байкал и другие). Он же привил мне интерес к журналам и книгам о природе. Его любимыми писателями были Ливерский, Пермяк, Арамилев, Паустовский, Соколов-Микитов, Пришвин. Благодаря отцу я научился разбираться не только в охотничьих собаках. Пойдем, посмотрим. – Мельников подвел меня к небольшому вольеру, в котором сидели две утки. – Как и собака, они со мной неразлучны. Зимой в сарае держу. Весной выпускаю в водоем, чтобы перо осалилось, а сердце уже в предчувствии охоты: тук-тук-тук.

Ну и еще была одна отцовская наука. С детства он воспитал у нас с Николаем трудовые навыки. Например, обучил вождению легкового автомобиля, что давало ему возможность на склоне лет говорить, имея в виду поездки на охоту, что «сыновья выросли, хорошо водят машины, теперь я могу быть их пассажиром». Отец также испытывал интерес к рисованию. Иногда летом на даче он устраивал конкурсы детских рисунков. Главным призом было разрешение сделать несколько выстрелов по мишени из спортивной винтовки. Количество патронов выдавалось согласно занятому на конкурсе месту. Позднее проводились специальные соревнования на меткость стрельбы из пневматической винтовки. Обучал и премудростям пчеловодства. На даче были три-четыре улья, мы ухаживали за ними.

– Выходит, «золотая молодежь» росла не такой уж вольной?

– Далеко не всегда… В 1952 году я стоял с отцом на боковой гостевой трибуне Красной площади и близко видел Сталина. Отец взял меня с собой и на похороны Иосифа Виссарионовича. Сильнейшее осталось впечатление. Плакал я вместе со взрослыми. Позже, благодаря увлечению охотой, познакомился с некоторыми руководителями страны. Охотился с космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым, Владимиром Александровичем Шаталовым. Имел удовольствие играть в бильярд с легендарным летчиком Иваном Никитовичем Кожедубом. Никакого развращающего воздействия это не оказывало. Это были скромные, порядочные люди. К тому же многое ведь зависит от атмосферы в семье. Семья же, как я подчеркивал ранее, воспитывала в нас трудолюбие, интерес к знаниям, человечность. Все были увлечены работой, учебой. Тяга к чтению тоже сближала. И, конечно, уважение к истории родного края, патриотизм, боль за судьбу Отечества.

«По матери я тверских кровей…»

– Почему душе показалась Тверская область, а не Подмосковье, Рязань или Кострома?

– По матери я тверских кровей, – снова удивил он. – Нина Александровна Мельникова-Крылова – коренная тверичанка. Одна из первых пионерок города. С Борисом Полевым была знакома. Он даже книгу мне подарил с дарственной надписью… Отец мамы работал водным техником. Устанавливал бакены на Волге, делал промеры фарватера. В 1916 году, как я слышал от мамы, он организовал профсоюз Волжских гидротехников. В том же году умер, бабушка получала за него в двадцатые годы пенсию. Мама, чтобы поступить на юридический факультет МГУ, работала пионервожатой в Доме для беспризорников. Требовался трудовой стаж. Экзамены сдала успешно, но зачисление не состоялось, так как она происходила из семьи интеллигентов. Прочитала где-то объявление, что с этими оценками можно подать заявление в Химинститут имени Менделеева, на силикатный факультет. Его и окончила. Работала технологом на Коломенском цементном заводе.

Отец трудился поблизости, в Лопатино, ныне городе Воскресенске, на химическом комбинате. Но встретились они не здесь, а на отдыхе в Кисловодске. Вскоре поженились. Жили дружно, нежно любили друг друга. Мама, как и отец, была активным человеком. После войны училась на историка в Заочном институте имени Крупской. Восемь лет на общественных началах возглавляла в Люберцах, в Институте имени Скочинского, факультет народной культуры. Очень любила петь русские романсы. Иван Семенович Козловский высоко оценивал ее вокальные способности. Неравнодушна была мама и к охоте. Не случайно в честь рождения первого сына отец подарил ей охотничье ружье…

В наступившей тишине было хорошо слышно, как над Лучанским озером кричали чайки.

– Кстати, – встрепенулся Мельников, – тверские корни у нашей родни и по другой линии. Родная сестра мамы Ольга Александровна тоже коренная тверичанка. Ее муж, согласно легенде, был внебрачным сыном царского генерала из Санкт-Петербурга. Юрий Владимирович Истошин родом из вышневолоцкой деревни Рыскино. Интереснейшая личность! – Андрей Николаевич принес мне папку со сведениями об Истошине.

Юрий Владимирович был ученым секретарем научно-технического совета Главного управления Гидрометслужбы страны, кандидатом технических наук, руководителем экспедиций на Тихом и Атлантическом океанах. Плавал на экспедиционном судне «Персей» в 1930 году, а также на шхуне «Красный Якут», ледорезе «Ф. Литке», экспедиционных судах «Витязь», «М. Ломоносов». Оказались в папке и стихи Истошина. Вот как отразил он свое пребывание на острове Кюсю:

На этом диком берегу
Чужое счастье берегу.
Растет тут желтая трава.
И голубые острова
Все выплывают из тумана,
И все мешают нам пройти.
И шапка древнего вулкана

Весь день маячит на пути…

В поэтической тетради Истошина встретились посвящения Николаю Васильевичу Мельникову.

– Они крепко дружили. Тем более что отцу литературное творчество тоже было не чуждо. В 1970 год он издал свою книгу «Горные инженеры» (потом, дополненная, она дважды переиздавалась), взялся за мемуары. – Андрей Николаевич принес еще одну папку.

«Нельзя сажать людей в чужие сани…»

Я тут же взялся за чтение. Поимо объемных заметок «Наши собаки» с пометкой «для детей и внуков», в папке были заметки академика о стиле работы руководителя, русском языке, культуре общения, встречах с Семеном Михайловичем Буденным, Константином Симоновым, Алексеем Сурковым… Особенно актуальными показались мысли Николая Васильевича из его заметок «О понимании научной школы»:

«Волюнтаризм в технике увидеть несложно, но бороться с ним трудно. Здесь идет борьба с авторитетами, часто не инженерными. Хуже дело с волюнтаризмом в науке. Александр Александрович Скочинский не раз говорил мне: «Бойтесь тех научных работников, которые ради «закономерности» в опытах подгоняют цифры и кривые построят. А тут уж близко и до формулы. Попробуй, проверь такого – нужно всю работу повторять. Таких работников в науку подпускать нельзя на пушечный выстрел».

«Плохо, когда человека сажают в чужое кресло. Что из этого получается, покажу на примерах. Ректором Калининского торфяного института назначили доцента-химика. Доцент понимал, что занимает чужое место, и поначалу убедил областных руководителей открыть в институте химический факультет. Сделали это. Затем добился превращения института в политехнический, оправдывая это нуждами области, совнархоза. Прошло полгода. Был у меня руководитель области с просьбой поддержать открытие в Калинине научно-исследовательского торфяного института. Я ответил: «Вы же ликвидировали учебный торфяной институт? Был он единственный в мире, славу вашему городу создавал. Не поддержу вашу просьбу. Повторяю, что политехнических институтов много, а торфяной-то был один». Вывод – нельзя сажать людей в чужие сани. Не им плохо, а делу».

«За последние годы «научные школы» сообщников стали создаваться на базе диссертаций – докторских и кандидатских. Некоторые власть имущие в этом деле подумали, что чем больше кандидатов и докторов они «протолкнут», тем больше и значимее их «школа». Например, так стало складываться сообщество Московского горного института, Днепропетровского института геотехнической механики и др. В такое сообщество привлекаются и начальники. Недавно, прочитав автореферат, спрашиваю: «Как же допустили человека до автореферата с такой никчемной и старой работой?» Отвечают: «Как же не допустить – ведь он работник Госплана». На наш взгляд, этого делать нельзя, хоть бы он был императором…»

Не помещает ознакомиться с этой позицией выдающегося ученого некоторым российским чиновникам, обзаведшимся «без отрыва от производства» сомнительными докторскими и кандидатскими диссертациями.

– Хотелось бы, конечно, все это издать, – помечтал Андрей Николаевич. – Но сейчас, сами знаете, что преимущественно издают…

Надеюсь, придет все-таки время, когда издадут и стихи Юрия Владимировича Истошина, внук которого Илья любит рыбачить на местных озерах, и заметки Николая Васильевича Мельникова. Он, кстати, тоже посещал андреапольский край, где его младшего сына уже давно почитают за местного жителя. Здесь у него друзья, общественные интересы. Как-то он приехал ко мне с новым красочным календарем, на котором была изображена панорама Колотилова с видом на Лучанское озеро.

– Хочу провести праздник деревни в честь ее 550-летия. Без песни никак нельзя. Напиши.

Что оставалось делать? Стихи и музыка родились вместе:

Есть на карте местечко красивое,
Где душа, как на крыльях, парит.
Дорогое мое Колотилово,
И родные Лучани мои.

Здесь березки в обнимочку с ивами
У часовни ведут хоровод,
И по озеру, синему-синему,
Соловьиное эхо плывет.

Здесь тоска, как туман, разливается,
По просторам уснувших полей.
И желаю по-русски я каяться
За утраты Отчизны моей.

Эх, Россия, прекрасная женщина,
Над тобою кружит воронье.
И с крестами погостов повенчано
Деревенское сердце твое.

Но в хорошее легче мне верится,
И душа вновь надеждой полна.
Одолеется все, перемелется,
Так не будем грустить, старина!

На праздник собралось около трехсот человек. Всем нашлось место на скамьях, изготовленных Мельниковым. Была увлекательная программа: воспоминания ветеранов, концерт (позвучала и моя песня, ставшая с тех пор неофициальным гимном Колотилова), фейерверк, дружеское застолье.

…Прошли годы. Андрей Николаевич, как и прежде, активен, горазд на инициативу. Его усилиями возведена еще одна часовня, уже в райцентре. В Колотилове в 2014 году был открыт памятник, посвященный жителям деревни, не вернувшимся с войны. Мельников продолжает помогать краеведческому музею, а из поездок в Москву неизменно возвращается с интересной литературой для руководителя клуба «Гармония» при районной библиотеке Екатерины Ивановны Локтевой и краеведа Александра Васильевича Рачеева. Ну, и конечно, находит время для любимой охоты и поездок за грибами. Иной раз по осени позвонит:

– За Боталами подберезовиков тьма, и рыжики пошли.

Через час, подгоняемые азартом, мы уже на месте. Еще пара часов, и у каждого по двухведерной корзине.

Такой он, колотиловский подвижник Андрей Николаевич Мельников.

г. Андреаполь,
Тверская обл.

  • Рассказ порка по пяткам
  • Рассказ последний дюйм джеймс олдридж
  • Рассказ посиделки у костра
  • Рассказ порог на шуе читать
  • Рассказ пор 5 лет