Рассказ поморка юрий казаков

Литературная премия им. ю.казакова учреждена журналом новый мир и благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему

Литературная премия им. Ю.Казакова учреждена журналом «Новый мир» и Благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке. Юрий Казаков, чье имя носит премия, замечательный прозаик, автор многих удивительно точных по словесному рисунку и неповторимых по описаниям природы рассказов. Финалистами прошедших лет становились: Игорь Клех, Виктор Астафьев (посмертно), Асар Эппель, Ирина Полянская , Борис Екимов, Александр Иличевский.

В работе литературной Премии имени Юрия Казакова сделан перерыв по техническим причинам.

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

Рассказ поморка юрий казаков21 января в Культурно-просветительском центре библиотеки им. А. П. Чехова состоялось вручение премий имени Юрия Казакова за лучший рассказ года. Лауреатом 2011 года за рассказ “Аметисты”(«Знамя», № 8) стал Николай Кононов — петербургский поэт и прозаик, автор романа «Похороны кузнечика», завоевавшего премию Аполлона Григорьева (2002) и вошедшего в букеровский шорт-лист. Перу Кононова принадлежат и несколько стихотворных сборников, романы “Нежный театр” и “Фланер”. Окончил физический факультет Саратовского университета, а затем, в Ленинграде, аспирантуру по специальности “Философские вопросы естествознания”. Основатель (1993 г.) и главный редактор петербургского издательства “ИНАПресс”. Лауреат премий Андрея Белого (2009, за книгу стихов “Пилот”); шорт-листы премий Андрея Белого (2000, поэзия; 2004, проза), “Русский Букер” (2000), “Антибукер” (2001), имени Юрия Казакова (2001).

В шорт-лист премии также вошли рассказы “Глебов-младший” Всеволода Бенигсена, “Куртка Воннегута” Ксении Драгунской, “Обстоятельство времени” Анны Матвеевой, “Поздний звонок” Леонида Юзефовича и “Бабкин оклад” Марины Вишневецкой.

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

Лауреатом литературной премии имени Юрия Казакова 2010 года за лучший рассказ стал Максим Осипов.

Максим ОсиповРассказ Осипова «Москва — Петрозаводск» был опубликован в №5 журнала «Знамя».
Максим Осипов — врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, в последние годы работает в Тарусской больнице. С 2007 года печатает свою публицистику и прозу в «Знамени», стал лауреатом премии этого журнала.

Его проза, опубликованная в «Знамени», составила сборник «Грех жаловаться» (М.: АСТ-Corpus, 2009).

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

Шорт-лист премии им. Ю. Казакова за 2009 год

  1. Марина Бувайло «Улики» (журнал “Знамя», 2009, №3),
  2. Георгий Давыдов «Как избавиться от сверчков» (журнал «Знамя», 2009, № 9),
  3. Олег Ермаков “Легкий поток” (журнал “Октябрь”, 2009, № 11),
  4. Николай Климонтович “Эльдорадо” (журнал «Октябрь», 2009, № 5),
  5. Артур Кудашев “Красная директория” (журнал «Бельские просторы», 2009, № 8),
  6. Моше Шанин “Дом 3, или Черный день” (журнал «Октябрь», 2009, № 2).

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

2009 год — Олег Ермаков

Премию Юрия Казакова получил Олег Ермаков за рассказ «Легкий поток», опубликованный в журнале Октябрь (2009, №11).

Ермаков Олег Николаевич родился 20 февраля 1961 года в Смоленске. Образование среднее. Участник войны в Афганистане. Работал лесником Баргузинского заповедника (1978-1979), затем Алтайского и Байкальского заповедников, сотрудником районной газеты «Красное знамя» (1979-1981), корреспондентом в смоленской областной газете «Смена» (1983-1985), сторожем, сотрудником Гидрометеоцентра (1985-1989).

Печатал свою прозу в журналах: «Афганские рассказы» («Знамя», 1989, №№ 3, 10), рассказ «Благополучное возвращение» («Новый мир», 1989, № 8), роман «Знак зверя» («Знамя», 1992, №№ 6, 7), повесть «Фрески города Гороухши» («Знамя», 1997, № 8), «Единорог» («Знамя», 1998, № 2) и «Река» («Знамя», 1999, №9) – являются частями романа «Свирель вселенной» (вместе с частью «Транссибирская пастораль»).

Произведения Ермакова переведены на английский, венгерский, голландский, датский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский и японский языки.

Член СП СССР (1989), Русского ПЕН-центра (1995).

Отмечен премией журнала «Знамя» (1995). Романы «Знак зверя»(1993) и «Холст»(2005) входили в шорт-лист Букеровской премии.

Живёт в Смоленске.

Рассказ «Легкий путь» – сюжет, которого строится вокруг попытки рок-музыканта рубежа 70-80-х годов укрыться от повторного принудительного помещения в психиатрическую больницу в просторах Сибири. Последние годы советской власти. Движущийся на Восток поезд. В нем – музыкант по прозвищу Танец, в противоположенном направлении когда-то следовал со своими верными спутниками монах Сюаньдзан по прозвищу Легкий Поток – герой «Путешествия на Запад» китайского классика У Чен Эня, культовой книги для музыканта. Перед нами философский этюд о самом феномене свободы, о состоянии свободы, о составляющих свободы.

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

2008 — Ольга Славникова

Рассказ поморка юрий казаков

Премию Юрия Казакова получила Ольга Славникова, букеровский лауреат 2006 года, за рассказ «Сестры Черепановы» из сборника «Любовь в седьмом вагоне» двух сестрах с говорящей фамилией «Черепановы». Как и знаменитые создатели первого российского паровоза, героини рассказа тоже изобретательницы-самоучки. И они тоже строят паровоз, правда, не обычный, а работающий на самогоне. Родная деревня Черепановых больше не пьет, а, напротив, трудится в поте лица.
По словам критика Марии Галиной, которые приводит «Коммерсантъ», из шести работ финалистов «Сестры Черепановы» оказался единственным рассказом, который «не содержит фантастического элемента».. Речь идет о

Шорт – лист премии :Рассказ поморка юрий казаков

  • Сухбат Афлатуни “Проснуться в Ташкенте” — журнал «Октябрь» № 2, 2008
  • Владимир Березин “Веребьинский разъезд (из цикла «Ностальгия»)” — журнал «Новый мир» № 3, 2008
  • Лариса Бортникова «Гарнизон Алые Паруса» — журнал «Полдень XXI век» N2, 2008
  • Ирина Василькова “Стрелка” — журнал «Знамя» № 4, 2008
  • Мария Лосева “Репетитор” — журнал «Знамя» № 9, 2008
  • Ольга Славникова “Сестры Черепановы” — журнал “Саквояж СВ” № 10, 2008 (рассказ вошел в сборник Ольги Славниковой. Любовь в седьмом вагоне. — М.: АСТ, 2008)

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

2007 год – Наталья Ключарева

Рассказ поморка юрий казаковПремия вручена Наталье Ключаревой за рассказ «Один год в Раю», опубликованный в журнале «Новый мир» № 1.

Ключарёва Наталья Львовна родилась 1981 году в Перми, окончила филфак Ярославского государственного педагогического университета. Живет и работает в Москве. Финалист премии “Дебют” за 2002 год в номинации “Поэзия”. Наталья Ключарева — молодой автор, в 2006-м году в «Новом мире» был опубликован ее дебютный роман «Россия: общий вагон». В дебютном романе Натальи Ключаревой комическое соседствует с трагическим, древнерусская тоска – со скоморошьим разгулом, христианская духовность – с панком. Все это не просто гармонично уживается рядом, но и позволяет друг другу играть новыми красками. Эпизоды любовно сшиваются в эдакое пестрое лоскутное одеяло – тут кусочек красного атласа, здесь веселенький ситец, а там – дерюжка.

Главный герой премированного рассказа «Один год в Раю», как следует «помянув» бросившую его жену, отправляется за город, в те места, где в войну пропал без вести его дед. Дело происходит аккурат 9 мая. В конце концов, расчувствовавшийся и запутавшийся холостяк покупает у какого-то спившегося мужика дом. Обычная история становится символической, когда выясняется адрес нового дома: «Смоленская область, Грязевский район, деревня Рай». Кстати, адрес вполне реальный — перу той же Натальи Ключаревой принадлежит и документальный очерк о жизни «в Раю».

Рассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаковРассказ поморка юрий казаков

2006 год – Афанасий Мамедов

Рассказ поморка юрий казаковЗа 2006 год лауреатом премии стал Афанасий Мамедов за рассказ «Бекар», опубликованный в журнале «Октябрь», №7 за 2006 год. Это рассказ о преподавателе Гнесинки по кличке Бекар, мерное течение жизни которого оказалось нарушено появлением молоденькой пианистки.

Афанасий Мамедов — уроженец Баку, выпускник московского Литинститута. Он долгое время тщательно разрабатывал тему пересечения двух культур. Действие его самого известного романа «Фрау Шрам», попавшего в букеровский финал 2003 года, разворачивается на пространстве между Азербайджаном и Россией. С того времени Мамедов постепенно отходил от бакинской тематики и уже совсем было обратился к так называемой коммерческой словесности, опубликовав в соавторстве со своим отцом Исааком Милькиным боевик «Патриций. Роман номер сто». Теперь один из его новеллистических опытов осенен именем Юрия Казакова, одного из лучших рассказчиков ХХ века.

В нашей библиотеке вы можете познакомиться со следующими произведениями Афанасия Мамедова:

  • Мамедов, А. Подоспевшее счастье: Диптих / А. Мамедов // Октябрь. — 2005. — N 11. — С. 77 — 96.
  • Мамедов, Афанасий Хазарский ветер: Повести и рассказы / А. Мамедов. — М.: Текст; Дружба народов, 2000. — 283,[1] с. — Горячие точки.
  • Мамедов, Афанасий И. Фрау Шрам: [роман] / Афанасий И. Мамедов. — М.: Время, 2004. — 366, [1] с. — Высокое чтиво.
  • Мамедов, Афанасий Патриций: роман N 100 / А. Мамедов, И. Милькин. — М.: Время, 2005. — 268, [1] с. — Высокое чтиво.

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

  1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
  2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

Темы

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

  1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
  2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
  3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
  4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

  1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
  2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
  3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
  4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Автор: Инна Колокольникова

Цель урока: сформировать у учащихся
представление об основной теме произведений
Ю.Казакова: верность своему предназначению и
исполнение долга перед жизнью.

Задачи:

  1. Формировать умение анализировать
    произведения малых эпических форм.
  2. Развивать эмоциональное восприятие
    художественного текста, образного и
    аналитического мышления, понимание авторской
    позиции.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к культуре
    Севера, людям, северным традициям.

Предварительная работа:

Д/з:
1. Прочитать произведение.
2. Выписать значение слова “образ” у В.В.
Агеносова и Ф.Абрамова.

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя
Юрия Павловича Казакова, к его рассказу
“Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся
понять размышления молодого писателя-студента о
главной героине: “…Отчего же так таинственно
близка и важна мне её жизнь, почему так
неотступно слежу я за ней, думаю о ней,
расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней
старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть
писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти
ответы на нашем уроке. И вслед за автором
попытаться разобраться, в чём же загадка
характера поморки.

Найти ключевое слово, характеризующее
образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

Оформление доски:

1 глава Экспозиция. Панорамная
картина северной деревни

– Какой увидел писатель природу и быт северной
деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

  • Т.О. Перед нами широкая панорама северной
    деревни, без прикрас и восхищения…

/тускло, хмуро, пусто.../

– Во 2-й главе взгляд автора перемещается от
общего к частному, т.е. мы знакомимся с домом
хозяйки:

2 глава Композиция деталей. Дом
поморки, её быт

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто
/

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не
оживляют дом их веселые голоса…/

– Прочитайте, каким автор увидел дом?

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают
читателю на характер хозяйки?

/… “суровые скатерти” /

– Что чувствуется в словах писателя,
описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной
чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён,
подготовлен описанием дома, вычищенного до
блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главном
о личности героини.

– Обратимся к 2–3 главам, в которых автор
сосредотачивает своё и наше внимание на образе
главной героини Марфы.

– В центре рассказа образ русской женщины:

2 – 3 главы

Образ поморки.

Портрет.
Судьба.
Речь.

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ
– это действующее лицо, главный объект
повествования… Читатель узнаёт о нём через
диалог, действие, описание” –
научное
определение берётся за основу.

Ф. Абрамов: “Художественный образ в
произведении искусства – это единство внешнего
и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать
в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через
речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

А). Портрет.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? /
…древней старухой/

– Какие чувства возникают у автора, впервые
увидев героиню?

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется
и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных
средств автор рисует портрет поморки? Приведите
примеры. /Приводятся примеры антитезы,
сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной
лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение
таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в
молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки
горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом
празднике.

5.Отношение к жизни, к труду –
неутомимо-талантлива,
яростно-неуёмная и в работе,
и в отдыхе.

6.Вывод автора – молодость “прекрасная
как белая ночь”.

Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
Сгорбленная, ноги набрякли.

Сердце “утИшилось”,
сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость – “как один тёмный осенний
вечер”.

(Печальная метафора)

– Какой вы её увидели?

– Как вы понимаете слова автора о молодости и
старости?

  • Т.О.
  • портрет является отражением характера
    героини.

Вывод:

Портретные зарисовки – это первый шаг к
пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть
приоткрывается его тайна.

Б).

Судьба.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей.
/

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы,
восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки
продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? /
в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение
автора к героине. Какое оно?

/опять восхищение/

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и
удовлетворение /

Вывод:

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что
были у её прабабки, бабки, матери – ничто не
изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей
России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо
переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении
кроется разгадка её характера?

В).

Речь.

– Последняя составляющая образа героини – её
речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего
несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая
немногословность?

/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
суровый климат, войны, голод…, суровый и сильный
характер /

  • Итак
  • , проанализировав образ, подведём итог, в
    чём же вы увидели “единство внутреннего и
    внешнего” героини?

    – Опираясь на композицию, смогли ли мы понять
    образ, характер 90-летней поморки?

    – А почему для Ю.Казакова её характер был
    загадкой, её жизнь тайной?

    / молодой городской житель, студент /

    4. Анализ 3 главы.

    А).

    – Важную роль в понимании характера
    Марфы играет 3 глава.

    Что мы можем отметить с первых строк? /меняется
    настроение, мотив /

    – Какая тема здесь поднята? / смерти, старости,
    тоски по прошлому, одиночества (одна из
    составляющих характера)

    – Найдите в тексте, как Марфа воспринимает
    смерть.

    /…это торжественная перемена, знак,
    предзнаменование.  …умирать ей не страшно/

    Вывод:

    Именно эта непоколебимая уверенность и вера в
    справедливость жизни, в необходимости смерти
    делает её стойкой и спокойной.

    – Но “скоро эти грустные мысли уходят”,–
    пишет Юрий Казаков.

    Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует
    героиню?

    / на думы о завтрашнем дне,… дожить до
    Михайлова дня…/

    – Меняются думы: меняется настроение рассказа.
    Что появляется?

    / надежда, желание жить /

    – И в этих изменениях можно увидеть причину
    её долголетия, истоки её силы
    как физической,
    так и духовной. Как их формулирует автор?

    / – некогда умирать. – не все дела ещё
    переделаны на земле…/

    Б).

    – А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте /
    на берегу моря… /

    – Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на
    берег бушующего моря?

    / она ждёт, как в молодости, рыбаков,  ведь они
    все ей родные… мотив веры, надежды /

    • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря
      – это символ женской верности, стойкости, любви
      ко всем людям.

    – А что, по-вашему, ещё является важным
    источником силы и душевной  красоты старой
    поморки? / молитва /

    • Услышав её сквозь сон, писатель начинает
      понимать, в чём загадка характера Марфы – это в
      её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с
      жизнью предков, казавшейся ему прежде такой
      далекой и чужой.

    (Учащиеся читают отрывки).

    – Как в начале рассказа автор описывает
    утреннюю молитву? / “наскоро” / Почему
    меняется описание? / чувство опасности,
    страх за рыбаков /

    – О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
    кто в море/

    • Т.О.

    Эта молитва раскрывает глубину и истинную
    любовь к людям.

    – Найдите в тексте, какие неожиданные чувства
    испытал автор в эту ночь?

    Вывод:

    И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы
    стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это
    вечные непреходящие ценности, которые так
    бережно сохраняются в доме поморки.

    В).

    Итак, Ю. Казакову удалось создать
    цельный и яркий образ старой поморки.
    Монументальность, величие этого образа у меня
    ассоциируется с ликами святых, с иконописью,
    наполненной внутренней силой и красотой.

    Доска:

    Святая, одно слово –
    поморка!…

    Богоматерь

    img1.jpg (16886 bytes)

    Портрет жительницы северной
    деревни

    img2

    – А вы не находите сходства?

    / наклон головы, платок, глаза, суровость и
    драматизм…/

    • Вот она гармония души и тела.

    5. Итог урока.

    – Так в чём же тайна, загадка характера старой
    поморки? /…в самой сути её характера, в главном
    в её характере…/

    • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и
      подчеркнул то лучшее, что отличает истинно
      поморский женский характер, а именно…
    • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на
      доску самые точные определения в нужном порядке:

      “ Чувство собственного достоинства, величие
      духа
      , уверенность в своих силах, вера в
      высшую справедливость, связь с прошлым и будущим,
      суровость и стойкость, духовная и
      нравственная сила, ясность души, извечное терпение,
      одиночество, трудолюбие.”

      Появляется запись на доске:

      С

      уровость
      Величие духа, вера
      Ясность души
      Трудолюбие
      Одиночество
      Стойкость
      Терпение
      Ь

      • Итак,
      • у нас получилось ключевое слово,
        точно и ёмко характеризующее Марфу.

        И эту же характеристику мы слышим из уст её
        земляков. Подтвердите словами из текста. Её
        святость очевидна, не поэтому ли она окружена
        уважением людей? Докажите. (текст).

        Вывод:

        Это ключевое слово было для молодого писателя
        загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно
        утверждение святости героини – главный
        итоговый штрих созданного писателем образа, так
        заворожившего его. Это нравственный ориентир не
        только для автора, но и для нас, читателей.

      • Рассказ полянка в лесу
      • Рассказ помнить и забывать
      • Рассказ полтава пушкин читать полностью
      • Рассказ полина глава 1
      • Рассказ понедельник начинается в субботу