Рассказ полянка в лесу

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. у каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за

Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Под водой

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире всё не так, как у нас на земле.

Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.

Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстоя­ния и увеличивает предметы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!

Зимой там не бело, а черно: всю зиму непро­глядная ночь.

Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.

По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие сол­нечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё во­круг —- нет ни резких теней, ни острых углов.

Всё неверно, призрачно и таинственно.

Всё не так, как у нас на земле.

* * *

Я еле дождался лета: так не терпелось спус­титься под воду и увидеть рыб.

Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плот­ва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?

Но одно дело — рыба в руке, а другое — в во­де. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.

У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.

Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.

А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.

Кому на таких посмотреть не охота!

На лицо я надел водолазную маску.

Ноги сунул в резиновые ласты.

Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Пятое имя

Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.

В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или крас­нопёрками— за красные плавнички.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Плотвицы всегда в движении. То серыми те­нями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.

Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.

И вдруг вокруг меня вихрем закружили крас­ные искры!

Я даже вздрогнул — глаза!

Красные, блестящие, как огоньки.

Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишь­ся: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!

За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.

Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.

Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.

Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.

И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у ля­гушки.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указатель­ный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на ме­ня точками тёмных глаз.

Это ерши—старик к старику! Сами-то неза­метны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.

Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу ко­лючки— не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.

Ерши выжидали.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку.

Ерши не испугались.

Я вытаращил глаза — им хоть бы что!

Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.

Да не тут-то было!

От резкого взмаха ластом со дна взмыла и за­вихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!

Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.

Тучи ила клубились за мной, как тёмные гро­зовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухва­титься, чтобы не грохнуться с этакой высоты!

Я повернул назад.

Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!

Ерши-мизинчики плавают в полводы, а стари­ки— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.

Просто смотрю.

И потому даже самые пугливые больше не па­дают на бок, чтобы поднять со дна муть и спря­таться в ней. А самые сердитые не топорщат ко­лючки на горбах.

Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

к оглавлению ↑

Рыбята

Светло и весело под водой в солнечный день!

Особенно на мелководье. Там на песчаных по­лянках растут длинные и тонкие водоросли, похо­жие на зелёные волосы.

На эти полянки из холодной и сумрачной глу­бины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостиш­ками у самого носа. Но поймать их так же не­возможно, как и схватить падающие капли дождя.

Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие ро­синки.

Жадные хватают комаров с водяного неба, а лю­бопытные даже высовывают свои носы в наш мир.

Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белы­ми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.

Вот натерпелись мальки страху!

Но рыбята, как и все ребята, не любят уны­вать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.

Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.

Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блес­тящие, как капельки солнца.

Светло и весело под водой!

к оглавлению ↑

Рыцарь

Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинка­ми. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.

Рыцарь грозно растопырил все свои пять колю­чек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.

Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малино­вые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струй­кой потянулась вверх кровь.

Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого рого­листника и стал смотреть.

И тут открылась мне тайна маленького смело­го рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!

Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.

Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, изви­ваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь по­багровел, вцепился в пиявку зубами и стал тре­пать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под ши­рокий лист кувшинки и там выплюнул.

Ни на миг он не забывал о врагах. Даже про­плывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.

По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.

Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-чело­веком.

Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!

Колюшка-папа сторожил свой дом.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит ик­ру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убега­ющих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.

Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.

Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я вы­брался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.

к оглавлению ↑

Голубой рак

Всем известно, что рак красный. Даже го­ворят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бу­рого цвета. Это тоже всем известно.

Но вот известно ли кому, что среди обыкно­венных раков встречаются голубые?

Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, гла­за на стебельках, раковая шейка. А цвет — голу­бой!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!

И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья пере­менится. Может, не будут они, как водяные кры­сы, прятаться по тёмным норам, не станут пятить­ся задом. Может, поднимутся с тёмного дна к под­водному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!

Так что вот: не все раки бурые.

Бывают и голубые.

Да будет и вам это известно!

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.к оглавлению ↑

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солн­це поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.

Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в крас­ную воду. Вот вылетел целый косячок и рассы­пался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза.

Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это уди­вительное красное утро?

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятныш­ко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто рас­таяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и за­плясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё сразу стало обыкновенным.

Солнце поднялось, и чёрные чайки стали бе­лыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная во­да— серой. Лиловое облачко на горизонте шевель­нулось и растаяло.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшу­щими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я лежал у коряги и записывал то, что видел. Начал писать на красном листочке, а кончил на золотом.

к оглавлению ↑

Осень под водой

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я ку­паюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстя­ные перчатки.

Поверх всего—резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые трост­ники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки перевали­ваются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвис­ли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как лени­вые сонные змеи…

Землю скоро укутает снег—наступит белая зи­ма. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под во­дой все с нетерпением будут ждать прихода зелё­ной весны.

к оглавлению ↑

Шепот рыб

Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографиро­вать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закры­ваются, будто они что-то шепчут…

Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчис­тил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заво­рачивали ко мне на огонёк и танцевали, и пор­хали вокруг фонаря, как ночные бабочки.

На песчаной полянке я вбил кол и к колу при­крепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие ры­бы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.

У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…

Мне очень понравились живые рыбы, и пото­му, наверное, я понял, что они хотели мне ска­зать.

Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что инте­ресное.

Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!

Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удоч­ки. А озёра и реки станут пустынны и неинтерес­ны, как леса, из которых улетели птицы.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, ко­торые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гиб­нут все рыбы: старые и малые.

Щуки и форели жаловались на охотников, ко­торые стреляют в них из ружей во время нереста.

Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зи­мой лунки во льду—чтобы не задохнуться.

И за всё это рыбы обещали — все в один го­лос! — не покидать водоёмов и веселее клевать ле­том на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.

Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!

Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.

В подводном лесу. Сборник рассказов - Сладков Н.И.

(Илл. Федотова В.)

image_pdfimage_print

Учитель начальных классов, Специализированная школа 1 ступени № 9 г. Енакиево, Донецкая область

Крылова Е.А. Туристическая игра для младших школьников «Мы в походе» // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 113178


Цель: создание условий для развития интереса к туризму.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с основами отдыха в природных условиях; учить ориентироваться на местности; закрепить знания о пользе смены рода деятельности, о значении активного отдыха для здоровья.

Развивающие:

развивать силу, ловкость, выносливость; способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса; развивать культуру здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности; бережное отношение к окружающей среде; чувство ответственности, отзывчивости; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: 2 палатки, обручи, мячи, мешки для прыжков, полиэтиленовые мешки для мусора, одноразовые ложки (по количеству участников), теннисные шарики.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), туристы, Леший.

Подготовительная работа:

Воспитатель объявляет о походе за несколько дней до начала мероприятия; раздаёт слова для выступления. Дети повторяют правила поведения на природе.

Чтобы поход запомнился, потребуется помощь родителей. Заранее продумывается маршрут, производится осмотр места игры, оговаривается меню, готовится спортивный инвентарь для конкурсов.

Ход мероприятия

Воспитатель

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к походу наш отряд?

Сегодня мы собрались с вами на спортивно-развлекательную игру и прямо сейчас отправляемся в путь.

Дети идут друг за другом под песню «А в Подмосковье водятся грибы» и приходят на поляну.

Задание 1. Собираемся в поход.

Команды по очереди отгадывают загадки.

1.Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. Компас

2. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной –

Я повисну за спиной. Рюкзак

3. На что взглянет этот глаз —

Все картинке передаст. Фотоаппарат

4. В поход идут и дом берут,

В котором люди, не живут. Палатка

5. Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить, 

Чай душистый кипятить. Котелок 

6. Отдельно — я не так вкусна, 

Зато красива, солона,

И в пище — каждому нужна. Соль

7. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. Хлеб

8. Море — мелко.

Берега — тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.

Зачерпнул картошку-

Накормил Антошку.

Ура! Мель видна!

Море выпито до дна! Ложка

Вот мы и пришли на поляну.

— Ребята, что может расти на поляне?

— Дети отвечают.

— Всели грибы можно собирать? 

Учитель показывает картинки с грибами. Дети называют их.

— Молодцы ребята, вы назвали все съедобные грибы. А какие грибы есть нельзя?

— Дети отвечают.

— Ну что грибы собрали, пойдемте дальше. (Музыкальное сопровождение) 

  Дети идут и приходят на поляну. 

— Что ещё может расти на поляне?

-Дети отвечают.

— Учитель показывает картинки ягод  (землянику, малину, чернику, голубику). 

После ведущий показывает ягоду и просит назвать ее, говорит о полезных свойствах, обсуждает названия. 

— «Как вы думаете, почему землянику так назвали? А почему чернику, голубику? А есть еще в лесу те ягоды, которые есть нельзя, потому что они ядовитые. Ведущий показывает на картинке волчьи ягоды, ландыш.

-Ну что пойдемте дальше! 

Дети идут под песню дальше.

Что ещё растёт на поляне?

Ребята, посмотрите сколько цветов, как красиво. Давайте наберем букет. Ведущий спрашивает у детей названия каждого цветка и сам называет. Ребята, а вы знаете, что не все цветы можно рвать, некоторые цветы очень редкие и они занесены в Красную книгу, да и вообще цветы лучше не рвать, а просто смотреть на них глазами и любоваться ими. Для этого турист и берёт фотоаппарат.

— А теперь пойдем дальше искать поляну, для отдыха. 

Давайте сделаем привал, то есть остановимся, разобьем палатку. Но для этого нам нужно найти подходящее место. 

Ребята выходят на поляну, заваленную мусором. Дети, посмотрите, какой ужас, вся поляна в мусоре, это так некрасиво и неприятно. Эта поляна могла бы стать хорошим местом для привала. Давайте уберем весь мусор. Тот мусор, который можно сжечь – бумагу, мы будем убирать в розовую корзинку. Полиэтиленовые пакеты, фантики, пластиковые коробки, мы положим в зеленую корзинку и унесем с собой.

Ребята собирают мусор, а после ведущий проверяет, правильно ли они собрали.

— Ну а теперь, когда на поляне чисто, самое время разбить палатку, развести костер. Скажите везде ли можно разводить костер? Правильно костер лучше разводить на старом кострище, обложить его камнями, чтобы огонь не разошелся и не загорелся весь лес, а еще за костром нужно постоянно следить и, уходя, полностью потушить его водой, поэтому лучше если по близости есть какой-нибудь водоем: озеро, пруд, река. 

Для костра нужно собрать старые палки и ветки, в лесу их бывает много, наши палки для этого вполне подойдут. И конечно же не ломать для костра живые ветки с деревьев и кустов.

Дети ставят палатку, ломают палки, зажигают свечку в баночке, вешают котелок.

— Ребята, а вы знаете, что раньше люди часто ходили в походы. Ночевали в лесу на полянах, любовались красотой природы и пели песни. А как вы думаете, — какой инструмент они брали с собой?

— Дети отвечают.

— Правильно гитару. Она легкая, ее всегда можно взять с собой. 

Звучит песня «Изгиб гитары желтой». Вот такие песни пели и поют сейчас у костра. Ребята, эти песни называются бардовскими, потому что их часто сочиняли барды – авторы- исполнители. 

Это те люди, которые сами сочиняли песни и пели их.

«А знаете, что раньше в древние временя парни и девушки тоже выходили в лес, разжигали костер, прыгали через костер и девушки плели венки пели песни. Вот такие были раньше забавы. А кто может назвать сказку, в которой юноши и девушки прыгали через костер и главная героиня прыгнув через костер превратилась в белое облачко. 

-Ой, ребята, послушайте, что это за звуки. Это поют птицы. Настал вечер, и запели птицы. Давайте послушаем какая это птица поет?» Звучат в записи голоса птиц, а дети пытаются угадать пение ласточки, соловья, трещетки, иволги. 

В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.

Задание 1. Туристическая кухня.

1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой? Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.

2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.

3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель

4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники

Задание 2. Экологические задачи.

1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.

Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)

Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

2. В нашем Лежневском районе живёт около 81800 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

Решение. 81800:20=4090 (мусора) 100+100+100+100=400 (деревьев)

4090:400=10 (шт.)

Ответ: под каждым деревом приблизительно 10 штук мусора.

3. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?

56:7=8 (бабочек)

Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.

4. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

А сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса.

Задание 3. С какой ветки – детки?

Давайте найдем, с какой ветки эти детки. 

У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами: «У кого детки с этой ветки?» У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод. 

В походе предсказывать погоду можно по различным признакам. Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?

Задание 4. Погода.

1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко. 

2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.

3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.

4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.

5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.

6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.

Молодцы! Уверенна, что плохая погода не застанет вас врасплох. 

Туризм и природа – понятия неразделимые. Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

Задание 5. Правила поведения в походе.

После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».

1. Разрушать памятники природы. Нельзя

2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно

3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно

4. Выкапывать растения. Нельзя

5. Загрязнять природную среду. Нельзя

6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно

7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя

8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно

Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда. Членам команды – победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».

Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы. Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!

Задание 6. Знатоки

1. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые? 

(В сырых дровах много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение)

2. Как по камням, поросшим мхом узнать направление?

(Мох обычно покрывает северную часть камней)

3. В лесу вы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто это мог сделать и зачем?

(Белка)

4. Как дятел держится на дереве?

(Два цепких пальца вверху и два – внизу)

5. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?

(Нога отваливается, как у ящерицы хвост)

6. Как правильно собирать грибы и почему именно так?

(Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу)

7. Чем отличается озеро от пруда?

(Озеро – естественный водоём, а пруд – искусственный)

8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?

(Вороний глаз)

9. Представьте, вы находитесь на природе, но у вас с собой нет часов. Как можно определить время?

(По солнцу, по длине тени, по цветам)

10. Почему в лесу так легко дышится?

(В нём чистый воздух, его очищают деревья)

11. Вопрос – шутка 

Как далеко можно зайти в лес?

(Только до середины, а дальше идёшь уже из леса)

12. Вопрос – шутка

По каким полям не пройти, не проехать?

(По полям шляпы)

Эстафета «Кот в мешке»

Ведущий 

Прыгают по травке резво воробьи,

Распустив на солнце пёрышки свои.

Прыгают сорока с галкой, кто быстрей, —

Мы возьмём мешочки, с ними веселей.

(Бег в мешках)

«Мяч в кольцо»

Ведущий

Ну, так что, друзья, слабо,

Угодить мячом в кольцо?

Это не баклуши бить,

Надо очень ловким быть.

Ты за мяч смелей берись,

Да смотри, не промахнись.

(Все участники команды поочерёдно бросают мяч в обруч с определённого расстояния. Побеждает команда, набравшая большее количество очков)

конкурс капитанов «Зоркий глаз»

Ведущий

Кроме знанья и уменья –

Значит, каждому из нас

Всем необходимо зренье!..

Нужна пара зорких глаз!

Орлова Н.

Ведущий указывает на определённое дерево и спрашивает:

— Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Капитаны отвечают. Чтобы проверить правильность ответа, идут, широко шагая и считая шаги. Выигрывает тот, чей ответ окажется более точным.

IX конкурс Эстафета «Переправа»

Ведущий

Закрутился обруч быстрый,

Круг за кругом замелькал.

Ну, погромче покричи

Через обруч проскочи.

(Все члены команды переправляются, прыгая через обруч)

(Дети убирают поляну и возвращаются в лагерь)

Зайчонок, родившийся летом, к осени подрос и заметил, что многие лесные жители начали делать запасы еды на зиму, а многие птицы улетели на юг. Зайчишке стало тревожно, но пришла зима, его шубка стала белая и корм он научился добывать.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.

Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.

Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

* * *

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.

— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.

— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.

— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.

— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

— Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.

— А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.

— Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.

— Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.

— Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.

А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.

— Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.

— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.

И зверёк снова скрылся в кустах.

Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.

— О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.

— Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.

— А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?

— Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.

— Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.

— Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.

Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.

«Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».

* * *

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.

«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»

Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.

«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».

Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.

«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.

Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.

На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.

— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.

«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.

Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.

«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.

С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.

* * *

И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.

На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

Тема урока: Развитие речи.Сочинение-описание по
картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Класс:7

Учитель: Бедаш Е.В.

Цель урока: Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания
 

Задачи:

·       
познакомить с творчеством И. И. Шишкина;

·       
формировать навыки последовательного анализа
описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов
и оборотов речи;

·       
развивать устную и письменную речь; 

·       
воспитывать интерес к живописи, эстетический
вкус;

·       
коррекция письменной речи;

·       
коррекция устной речи.

Планируемые результаты:

предметные:

·     создавать
письменные монологические высказывания;

·     соблюдать
в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);

·      стилистически
уместно использовать лексические и фразеологические средства языка.

·     метапредметные:

·     проявлять
интерес к культуре и истории своего народа, Родины
;

·     создавать
письменный текст с использованием типа речи описание.

·     личностные:

·    
осознание эстетической ценности произведений живописи;

·    
сформированность нравственных чувств;

·    
сформированность чувства осознанного патриотизма.

Тип урока: урок развития
речи.

       Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация,
учебник.

Ход урока:

1.     Организационный
момент

2.    
Активизация внимания.

Настало время для сказки!!!

Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро
собралась я с утра в лес по ягоды сходить — земляники, черники , малинки из
лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в
ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а
вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца
разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро
нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала
ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие,
корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый!!!
Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в
какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой
пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг
смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!

3. Формулировка
темы.

Сказки, сказками…
Но это не моя фотография того сказочного леса.
Перед вами
картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она
называется? Кто автор?

Подсказка

Название вы отгадаете, когда
ответите на вопросы.

Внимательно
слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в
небе солнце,

Заглянуло к нам в
оконце.

Петушок горланит
мудро,

Возвещая: «Это ….
…»   Утро! 

 Правильно дети!
Первая подсказка — это слово утро. 

А где растут
сосны? ( сосновый лес, бор).

Утро (где?) в
сосновом лесу.

4.    
Вопросы по теме урока.

Кто из вас
бывал ранним утром в лесу?

Что особенно
интересного вы там заметили?

Представьте, что
вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите
вокруг.

И.И. Шишкин родился 25
января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой
семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что
попадалось под руку. В 1889 году он писал картину “Утро в сосновом лесу”.
Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это
одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. 
В своих произведениях художник выразил огромную любовь
к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю
красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской
природы». Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом
лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова.

5.    
Обращение к учебнику. Стр. 128.

Сегодня мы будем писать
сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину. 

6.    
Беседа с классом.

О чем эта картина?

( — Про медведей)(Про природу)

— Тогда почему она так названа художником
«Утро в сосновом лесу»?

( Потому, что тут нарисован лес утром)

— Так все-же картина рассказывает нам про
лес или про медведей?

( Про лес и про медведей, про медведей в
лесу).

— Все верно, и про лес и про медведей –
лесных жителей.

— Можно ли по картине догадаться , что в
сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?

( светлое небо, темные деревья внизу,
жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы
деревьев).

— Что больше всего привлекает ваше
внимание в этой картине?

( Медведи)

— Чем занимаются малыши медвежата и как на
это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?

( Медвежата играют на сломанном,
поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не
баловались и не свалились вниз).

7.    
Практическая
работа.

Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)

Передо мной… (репродукция
картины
И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу».)

Художник изобразил… (густой,
дремучий, сосновый
лес ранним, туманным, светлым  утром).

В центре картины…(маленькие
медвежата и их мама медведица).
Малыши (что делают?) … играют на
поваленном, сломанном
дереве
, а мама (что делает?) (за ними следит и
как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз
).

Красивый ли текст у вас получился?
Не очень. Не хватает прилагательных.

Подберите слова, чтобы описать
каким получилось утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро- раннее, туманное,
светлое, солнечное,летнее …

Лес- сосновый, густой, тёмный,
дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…

Дерево- сломанное, поваленное,
вырванное с корнем…

Медвежата- маленькие,
резвящиеся, забавные,
мохнатые, косолапые, неуклюжие

Медведица- большая,
наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…

8. Беседа с классом.

— Какое настроение появляется у вас, глядя
на эту картину?
(Настроение хорошее, весёлое, загадочное).

Что вас, может быть, удивило  в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)

-А почему художник для
своей картины выбрал именно такую глушь?
 Только
здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес,
сюда не ступала нога человека.)


А как вы думаете, что же главное в этой картине?
(Художник
хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек
жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя
нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)

В заключении сочинения мы выражаем своё
мнение. Мне понравилась картина…, почему?

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового
леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну.
Шишкина можно назвать царём леса.

9.    
Написание
сочинения на черновике.

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

  • Рассказ помнить и забывать
  • Рассказ полтава пушкин читать полностью
  • Рассказ полина глава 1
  • Рассказ понедельник начинается в субботу
  • Рассказ поздней осенью в лесу 5 класс