Рассказ полтава 7 класс

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 12
А. С. ПУШКИН.
«ПОЛТАВА» (ОТРЫВОК)

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи
«Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы
«Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия».

I. Краткий рассказ о поэте.
Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России

Рассказ учителя о Пушкине с включением сообщений учащихся «Мой Пушкин», «Детство Пушкина», «Лицейские
годы», «Интерес Пушкина к истории России»

II. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России»

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана
(см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин»

Вопрос

Пункт плана

Почему каждое поколение открывает в Пушкине что-то новое?

У каждого поколения свой Пушкин

Какие родовые корни Пушкина помогли в раскрытии его таланта?

Роль бабушки и няни в духовном развитии поэта

Как на духовное развитие поэта повлияло раннее знакомство с фольклором?

Роль бабушки и няни в духовном развитии поэта

Какую роль в жизни Пушкина сыграл Царскосельский лицей?

Лицей в жизни Пушкина

Как увлечение Пушкина русской историей отразилось в его творчестве?

Исторические произведения как отражение интереса Пушкина к русской истории

Какие достижения русской поэзии вобрало в себя творчество Пушкина?

Стихи Пушкина как закономерный этап развития русской поэзии

Как творчество Пушкина повлияло на его последователей

Традиции Пушкина в русской литературе

Какова роль поэта в создании русского литературного языка?

В каждом слове Пушкина «бездна пространства»

Какое предсказание Белинского о Пушкине осуществилось в наши дни?

Пушкин — «поэт классический»

IV. Чтение и обсуждение высказываний о Пушкине из раздела учебника «В творческой лаборатории поэта»
(см. текст ниже):

— Почему П. А. Плетнёв обращает внимание на трудолюбие, творческое «усердие» А. С. Пушкина?

— Какие метафоры находит В. И. Даль для описания творческого процесса А. С. Пушкина?

— Какое влияние творческого труда на А. С. Пушкина видит П. А. Вяземский?

— Что удивляло М. В. Юзефовича в том, где, когда и как А. С. Пушкин писал стихи?

— Какие детали выделяет Пушкин, рисуя процесс творческого вдохновения? Почему стихи для поэта — это результат трудной душевной работы?

— Что нового о личности Пушкина и его творческом труде вы узнали из практикума «Читаем, думаем, спорим…»?

— Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

— Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие творческой работы Пушкина?».

V. Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы,
прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине

Историческая справка о Полтавской битве.

— Что привело А. С. Пушкина к изучению исторических материалов?

VI. Выразительное чтение учителем эпизода «Полтавский бой» со слов «Горит восток
зарёю новой…» до слов «И смерть и ад со всех сторон».

Для работы с текстом используются фрагменты поэмы, включённые в практикум «Читаем, думаем, спорим…», вопросы и задания практикума.

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

VII. Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Горит восток зарёю новой…» до слов «…Мешаясь, падают во прах».

Дайте историко-культурный комментарий к имени Мазепа.

Какие приёмы использовал поэт, описывая начало битвы? Как он передаёт динамику начала боя?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уходит Розен сквозь теснины…» до слов «…Гордясь могущим седоком».

Дайте историко-культурный комментарий к именам Розен и Шлиппенбах.

Сопоставьте пушкинское описание Петра I с мозаичной картиной М. В. Ломоносова
(см. репродукцию ниже). Найдите их сходство и различие.

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень. Жар пылает…» до слов «…Сошлись в дыму среди равнины».

Дайте историко-культурный комментарий к именам Брюс, Боур, Репнин, Карл, полудержавный властелин.

Каково авторское отношение к Карлу XII и его сподвижникам?

Найдите в отрывке глаголы и глагольные формы и прокомментируйте их роль.

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагменты поэмы со слов «И грянул бой, Полтавский бой!» до слов «И смерть и ад со всех сторон»
и со слов «Но близок, близок миг победы…» до слов «…Заздравный кубок подымает».

Какими способами передаёт поэт кульминацию боя?

Какую роль играют в отрывке многочисленные ряды однородных членов предложения?

Как ведёт себя Пётр I в момент победного пира? Как он относится к побеждённым? Почему?

*За каких учителей он подымает «заздравный кубок»?

VIII. Сопоставление Петра I и Карла XII.
Авторское отношение к героям

Практическая работа.
Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.

Составление плана сравнительной характеристики героев.

Устное и письменное высказывание по плану.

Цитатный план сравнительной характеристики Петра I и Карла XII

ТАБЛИЦА
Цитатный план сравнительной характеристики Петра I и Карла XII

Основания для сопоставления

Пётр I

Карл XII

Окружение

Толпой любимцев окружённый

Несомый верными слугами, вожди героя шли за ним

Действия, жесты, поступки

Выходит, движенья быстры, идёт, мчится

Несомый, в качалке, недвижим, в думу тихо погрузился, слабым манием руки

Внешний вид

Глаза сияют, лик ужасен

Бледен, смущённый взор

Внутреннее состояние

Роковой огонь

Страдая раной, необычайное волненье

Способ передвижения

Мчится в прахе боевом, / Гордясь могущим седоком

В качалке

Авторская оценка

Он прекрасен, / Он весь, как Божия гроза

Карла приводил/ Желанный бой в недоуменье

— Какой приём лежит в основе изображения Петра I и Карла XII?

Каково отношение автора к героям?

IX. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия» и других изображений Полтавской битвы
(см. репродукции ниже).

Ответы на вопросы 1, 2 и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговый вопрос:

В чём проявилось мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Пушкине, авторе «Полтавы».

Написать сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников ему)?».

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Полтава» наизусть.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подобрать иллюстрации, соответствующие пушкинским описаниям Санкт-Петербурга (см. следующий урок).

Предъявить эти изображения в формате компьютерной презентации.

Следующие уроки: А.С. Пушкин. «Медный всадник» >>>


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!
В. А. Жуковский

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства.
Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина, пишет поэт Лев Озеров. — Вступающий, уже
вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, а затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина,
с его сочинениями…

Каждое новое поколение живо иллюзией(1), что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас
и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные
особенности его наследия».

1. Иллюз́ия — обман чувств, то. что кажется.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз
встречаются на страницах русской истории. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом.
Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, — известный поэт. В их доме бывали Н. М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии
появилась у А. С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим
источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.

В 1811 году будущий поэт поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей(2). В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается
к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал
трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого»,
поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

2. Импера́торский Царскосе́льский лице́й — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в
Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Пушкинист Ю. М. Лотман пишет а книге «Александр Сергеевич Пушкин» о том, что заменой мира детства для поэта стал Лицей.

Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения российской поэзии. Предшественники поэта относятся к нему, «как малые и великие реки к морю, которое наполняется
их волнами», писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан
ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс
создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове
бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

В наши дни осуществилось пророческое предсказание Белинского о том, что придет время, когда Пушкин «будет в России поэтом классическим, по творениям
которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

По С. М. Петрову

ВОПРОСЫ

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта?

Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
ПУШКИНА

Без особых причин никогда он не изменял порядка своих занятий. Везде утро посвящал он чтению, выпискам, составлению планов или другой умственной работе.
Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не кончив утренних занятий своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки. Перед
обедом, который откладывал до самого вечера, прогуливался во всякую погоду… Писать стихи любил он преимущественно осенью…

П. А. Плетнев

…Он носился во сне и наяву целые годы с каким-нибудь созданием, и когда оно дозревало в нем, являлось перед духом его уже созданным вполне, то изливалось
пламенным потоком в слова и речь: металл мгновенно стынет в воздухе, и создание готово.
В. И. Даль

…Труд был для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы… Когда чуял он налет вдохновения(1), когда принимался за работу, он успокаивался,
мужал, перерождался…

1. Вдохнове́ние — творческий порыв, подъем, прилив творческих сил.
П. А. Вяземский

Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже опа была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства,
и рассказывал по атому поводу, как была им написана последняя в то время поэма: «Полтава». Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома,
писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в
ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за
обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка,
при которой из набросков не оставалось и четвертой части,.. Несмотря, однако же, на такую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели…
М. В. Юзефович

Как же сам Пушкин говорил о своем труде, о вдохновении? Прочитаем строки его поэтических воспоминаний:

…в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем.

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне.
Излиться наконец свободным проявлением
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы прочитали строчки стихотворения Пушкина, передающие вдохновение поэта, воспоминания его современников. На что вы обратили особое внимание?
Сформулируйте ответ на вопрос: в чем своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?

2. Рассмотрите репродукцию портрета поэта, фотографии памятника ему и кабинета. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Вдохновенный труд поэта»,
«Личность Пушкина», «Портреты поэта», «Памятник Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» на выбор.

3. Как известно, желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох. Одним из любимых исторических
деятелей был Петр I. В поэме «Полтава» описывается победа Петра I над шведскими войсками, вторгшимися в Россию в 1709 году. Найдите самостоятельно в поэме
«Полтава» фрагмент, посвященный Полтавской битве, подготовьтесь к его выразительному чтению и обсуждению в классе, используя вопросы и задания.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ПУШКИН А.С.
ПОЛТАВСКИЙ БОЙ
(Из поэмы «Полтава»)
[2]

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.[3]
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.[4]

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.[5]
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки[6]
На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами[7], саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

<...>Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.[8];
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Источник: Пушкин А. С. Полтава, 1828—1829 //Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.:
Художественная литература, 1948. — Т. 5. Поэмы, 1825—1833.

(вернуться к уроку)


БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором: «Горит восток зарею новой»,
«Дым багровый кругами всходит к небесам». «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный
кубок подымает»? Какие литературные приемы использованы поэтом дли описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры текста подтверждают, что
речь идет об историческом сражении?

2. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям?
Расскажите об одном из героев.

3. Подготовьте к выразительному чтению наизусть отрывок, подчеркнув во время чтения и напряжение боя, и его стремительность, и радость победы, и восхищение
отвагой Петра и его сподвижников, великодушное отношение Петра к побежденным.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ

1. Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, ее автор провел со своими
учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются
с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?

2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?

3. В поэме «Медный всадник» воспевается гряд Петров. Познакомьтесь с этим текстом.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому — возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, «Полтава» не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую «Полтаву» на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Не зря говорил великий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, что не стоит воевать с Россией. Стоит быть с ней в дружбе. Это актуально и в наше время. Но видимо, некоторые государственные деятели забыли этот наказ, и пытаются «подбить» другие страны на крестовый поход в Россию.

С какой гордостью и упоением поэт описывает сцены Полтавской битвы. Видно, что ему очень нравится Петр Первый. Он описывает его перед битвой « лик ужасен, движенья быстры, он прекрасен». Петр желает как можно быстрее начать баталию.

Вот он вихрем проносится перед полками, полки отвечают троекратным «ура». И потом в конце битвы, когда победитель великодушен. Он подносит чарку шведскому королю Карлу XII, называет его своим учителем.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Полтава
  • Это сочинение списано 57 740 раз

А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского.

В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя.

Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также исторически эпическая линия поведения державных мужей Петра I, Мазепы и Карл ХII.

И все это было увязано с основной темой, темой Полтавской победы.

Если взять двух самодержцев, то видим двух антиподов. Царя Петра I, уверенного в себе, и лик его прекрасен, он весь в движении, он чувствует предстоящую битву и уверенность в победе.

А что же Карл ХII? Здесь он показан, как неуверенный в себе полководец. Он вял и нерешителен, флегматичный и думает только о своей выгоде.

И здесь вынашивается главная мысль поэмы, это умение сконцентрировать все свое умение и волю к победе царем Петром и умение единственного правильного принятия им решения в трудный для России момент.

Также противопоставляется Петру и Мазепа. Так, как была поставлена цель, возвеличить Петра, автор осуждает Мазепу, который противопоставил себя народу. Он показан одиноким, а Петр окружен однодумами. Мысли Мазепы только о себе, а мысли Петра о государстве.

Битва совершается на территории Украины и здесь, Пушкин старался передать национальный колорит, он показывает прекрасную украинскую природу. В произведение много украинских слов, таких как рада, хата и кат.

В своей поэме Пушкин показал правдивое историческое отображение этой Великой битвы, которая переплетается с романтизмом. Здесь показаны столкновения незаурядно сильных характеров героев, и их эффектные сцены взаимоотношений. Все это придало возвышенную эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Посмотрите эти сочинения

  • Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и […]
  • Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
  • Сходство и различия Онегина и Ленского Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
  • Сравнительная характеристика «Татьяна и Ольга Ларины» (таблица) Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Спицын в медвежьей комнате (сочинение) Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

Гетман Мазепа

А. С. Пушкин взял этот образ с исторической личности. В реальной жизни его звали Мазепа Иван Степанович, который родился в 1644 году и умер в 1709 году. Он был гетманом Украины в 1687—1708 гг. и во время Полтавского сражения перешел на сторону противников (шведов) и после битвы сбежал из страны вместе с королем Карлом.

Автор представляет этого персонажа абсолютно в негативных качествах. Он:

  • лицемерный;
  • вероломный;
  • бесчестный;
  • мстительный;
  • злобный;
  • идущий к своей цели, невзирая на моральные устои.

Мазепа преступными помыслами соблазняет Марию и в конце устраивает казнь ее отца Кочубея после ужасных пыток. Проделывает он все это из-за корыстных побуждений, чтобы узнать местонахождение клада.

Его политическая деятельность представлена также с отрицательной стороны. Он лицемерно прикрывается заботой о родине. Его цель — это отомстить Петру, за оскорбление, стремление к власти и к трону.

Образ Марии

Автор хочет донести до читателя, что в повествованиях, связанных с боевыми действиями, каждый человек и поступки играют важную роль.

Более подробно это видно на стихотворениях о персонаже Марии, которая является любовницей Мазепы. Автор показывает ее страстной и сильной личностью, которая готова на все ради своей любви. Она, несмотря на жизненные трудности, обретает счастье. Но чувства вспыхивают к жестокому и алчному человеку. Мария не поняла, что ее возлюбленный предатель отца и родины.

Романтическая линия развивается именно через этот персонаж. Такие лирические нотки придают поэме, основанной на реальных событиях, яркость и красоту.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея — его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлёт за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария — крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи. Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот, а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королём Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казалось, не внимал» и «оставался / Послушным подданным Петра».

Молодёжь роптала на гетмана, мечтая, объединившись с Карлом, «грянуть  войною / На ненавистную Москву!». Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы. Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорблённый Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника. Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надёжный человек, готовый, не робея, положить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашёлся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана. Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетёт политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «…но дочери любовь главы отцовской не искупит». Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает ещё того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от неё скрыта.

Мазепа мрачен, и «ум его / Смущён жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остаётся холоден к ним. Оскорблённая Мария укоряет его, говоря, что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдёт с ним на плаху. И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже — отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтёт, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждёт казни, которой не боится — его гнетёт позор, потеря чести. Он отдан царём на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришёл узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, ещё не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осуждённых Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королём, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встаёт со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведёт полки против Петра. Петр сам ведёт дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своём разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что ещё не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевлённые появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздаётся выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своём шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает», но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел тёмной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии.

Пересказал Э. Л. Безносов. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Александр Сергеевич Пушкин — законодатель русского литературного языка, влиятельнейший русский поэт первой трети двадцатого века, прозаик, публицист, историк и просто выдающаяся и многогранная личность. О нем узнают в раннем возрасте, его имя — синоним слова поэзия, его наследие — великий дар для ценителей истории русской словесности. Однако весьма часто (по крайней мере на современном этапе развития общества) интерес к его творчеству угасает после первого знакомства. Ребенок готов воспринимать сказки Пушкина, но даже в подростковом возрасте сложными кажутся его стихи, поэмы, прозаические произведения.

Очевидно, что для чтения Пушкина необходимо «созреть». Это не значит набраться жизненного опыта и получить хорошее образование. Это значит отдалиться от него настолько, чтобы захотеть приблизиться снова; значит вспомнить о Пушкине как о друге детства и заинтересоваться его взглядом на многие уже не детские вопросы.

Пушкин, любящий историю как занятие и, в частности, историю России, посвятил солидную часть своих произведений именно ей. Значимое место среди них занимает поэма «Полтава», разбором которой сегодня и займется Многомудрый Литрекон.

Краткое содержание «Полтава» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Полтава

Число страниц: 42. Пушкин А. С. «Полтава. Медный всадник». Издательство «Искатель». 2021 год

Жанр: Поэма

Год написания: 1828 год

Композиция

Особенность композиции поэмы Пушкина – объединения трех родов поэтических произведений – лирики, драмы и эпоса. Поэт мастерски сочетает любовную линию с исторической.

Произведение состоит из трех глав: в первой описана история любви Марии к Мазепе, во второй – пытки и казнь Кочубея, в третьей – поражение шведов под Полтавой и бегство гетмана и короля Карла.

Значительное место занимают авторские эмоции и авторская оценка – эпический повествователь способен понять глубину чувств Марии, драму ее родителей, триумф победителей.

Главная мысль поэмы – любовь к Родине, к семье. Это истинные ценности, которые противопоставлены понятиям «подлости» и «измены».

Главные герои

Мазепа Иван Степанович – украинский гетман, сильный, мужественный пожилой мужчина, в которого влюбилась Мария.

Кочубей Василий Леонтьевич – всеми уважаемый, знатный и богатый старик, отец Марии, любящий и заботливый, не сумевший простить предательство Мазепы.

Мария – дочь Кочубея, красивая девушка, влюбленная в Мазепу.

Петр I – российский царь, могущественный, честный, справедливый.

Карл XII – шведский король, противник Петра Великого.

Полковник Искра – товарищ Кочубея, с которым он писал донос на Мазепу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Полтава»
  • для самых компанейских — Главные герои «Полтава»
  • для самых крутых — Читать «Полтава» полностью

Темы

  1. В начале поэмы «Полтава» тесно переплетаются основные темы семьи и любви. Часто случается, что чем старше человек, тем большую ценность представляет для него семья. Кочубей дорожит своей дочерью, однако сама она предает родителей. Мазепа, однако, не вписывается в приведенный выше тезис. Он стар, но не имеет семьи. В нем преобладает дух авантюризма, он в первую очередь гетман, а потом любовник, семьянин.
  2. Любовь между Мазепой и Марией в поэме представлена как чувство настоящее, бескорыстное, светлое. Единственное, что осталось человеческого от гетмана. Все свои шаги он обдумывает с позиции реакции на них своей возлюбленной. Важно заметить, что любовь к нему Марии побеждает любовь к отцу, что часто соответствует реальной жизни.
  3. Тема патриотизма начинается там, где читатель узнает о готовящемся предательстве. При этом нельзя сказать, что Мазепа не патриот. Можно любить родные края и свою страну, но быть против действующей власти. Для Пушкина эта тема – не пустой звук. По описаниям батальных сцен видно, как высока его национальная идентичность: «Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам»; или «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

Тематика поэмы «Полтава» может быть расширена, если Вы попросите об этом Многомудрого Литрекона в комментариях.

Сюжет

Неподалеку от Полтавы в богатой усадьбе жил всеми уважаемый старик Кочубей – генеральный судья Запорожского войска. Он обладал огромными табунами прекрасных коней, цветущими садами, хуторами, пашнями, но самым главным его сокровищем была красавица-дочка Мария. Девушка была чудо как хороша, и к дому Кочубея со всей Украины и России съезжались блистательные женихи. Но всем им Мария давала отказ – ее сердечко уже было занято.

Настоящим ударом для Кочубея стало известие о том, что Мария была влюблена в решительного и отважного, но уже порядком старого казацкого гетмана Мазепу, который, к тому же, был ее крестным отцом. Девушка сбежала из отчего дома, и стала жить со своим возлюбленным. Разгневанный старик решил проучить вчерашнего друга, которому так доверял. Вместе с полковником Искрой он написал донос на Мазепу самому царю Петру I, сообщив, будто гетман намеревался перейти на вражескую сторону и стать соратником шведов.

Получив донос, Петр I отказался верить в предательство своего верного воина. Он приказал посадить в темницу клеветников, а Мазепа потребовал их скорой казни. Мать Марии тайком пробралась к дочери, и умоляла ее предотвратить казнь родного отца. Девушка ничего об этом не знала, но она уже ничего не могла изменить.

Кочубей и его товарищ Искра были казнены, а Мария загадочным образом исчезла. Тем временем войско шведского короля Карла XII повернуло в сторону Украины, и Мазепа присоединился к нему. По словам Мазепы, русский царь когда-то обидел его, и теперь он решил ему отомстить.

Петр I назначил нового гетмана, и вернул из дальней ссылки семьи Кочубея и Искры. Вместе со своим войском царь двинулся на Полтаву, чтобы сразиться с врагом. Полтавская битва обернулась победой для русской армии, и Карл XII с Мазепой были вынуждены пустить в бега. Проезжая мимо усадьбы Кочубея, они решили заночевать неподалеку. Ночью к Мазепе пришла Мария, которая сошла с ума после казни любимого отца.

Мазепа и шведский король отправились в Турцию, где бывший гетман вскоре умер. Спустя некоторое время Карл XII вернулся на родину, и погиб во время сражения с норвежцами.

История создания

«Полтава» была написана в период с апреля по октябрь 1828 г. Отдельным изданием вышла в конце марта 1829 г. Эпиграф взят из поэмы Байрона «Мазепа». Посвящение обращено к М. Н. Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Пушкин считал «Полтаву» «самой зрелой» из всех своих поэм, до того им написанных, в которой «почти все оригинально» (слова в его заметке о «Полтаве» 1830 г. ).

Надо сказать, что Пушкин был не первым, кто взялся изобразить Мазепу. Поэмы «Мазепа» Джорджа Гордона Байрона (1819) и Виктора Гюго (1828), а также картины «Муки Мазепы» (1827) за авторством Луи Буланже, «Мазепа на умирающей лошади» (1828) Эжена Делакруа изображают другой период жизни будущего предателя. Это молодой человек, служащий при польском дворе Яна II Казимира, который поплатился за «разврат» с замужней дамой. За это его обнаженным привязали к коню и пустили через поля и леса. Конь домчал его до Украины, где он и стал гетманом.

Толкование непонятных слов

Злато – золото.

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племен и народов.

Чело – лоб.

Венец – славянский девичий головной убор.

Оковы – обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения.

Гетман – историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском.

Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.

Историческая тема на страницах поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Образ Петра Первого.

Поэма «Полтава» написана осенью 1829 г. Это было новаторское произведение. Поэт объединил несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху. 1-я тема – судьба Русского государства. Героем, стоящим в центре этой темы в поэме, является Петр, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы. Петр становится на защиту Родины вместе с народом, со всей страной. С Петром в поэме связаны ассоциации дня, солнечного света. Но ужасен он для тех, кто посягнул на захват Родины, на независимость страны и народа. Недаром это не мешает поэту тут же сказать о Петре, что он «прекрасен», и сравнить его образ с очистительной Божией грозой.

2-я тема – тема многонациональности Русского государства, в центре образ Мазепы. 3-я тема — тема человека, раздавленного колосом истории, Мария становится жертвой грандиозных и страшных исторических событий. Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в поэме, так же, как и изображения исторических лиц в ней.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст.

Куприн был великолепным знатоком нравов российского офицерства и казарменного солдатского быта. За ним навсегда упрочилась слава лучшего бытописателя армейской жизни и обличителя царской военщины. Молодой офицер Алмазов отличается малодушием и ограниченными способностями. Не обладая ни умом, ни военными познаниями, он пытается попасть в Академию Генерального штаба, но на экзаменах «торжественно проваливается», и только энергичная и умная Верочка не дает ему пасть духом, стараясь вывести бесталанного мужа «в люди». Вера – натура незаурядная. Она стремится вырваться из мещанского болота гарнизонной жизни, и поступление в академию – путь к достижению цели. Поэтому Верочка, несмотря на трудности, которые ей пришлось преодолевать, помогая мужу, сохраняет твердость духа и способность к решительным действиям. Супруги Алмазовы радуются, как дети, тому, что так ловко обманули профессора. И грустно, и весело наблюдать за этой сценой. Весело потому, что все закончилось; грустно оттого. Что герои не вполне разборчивы в средствах на пути к цели.

Билет № 8

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Образы «могучего владыки» и «мудрого старца».

Баллада – лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом. Сюжет «Песни о вещем Олеге» взят Пушкиным из «Повести временных лет». В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Князь Олег – это верховный правитель, предводитель дружины и одновременно – волхв, чародей. Он может предвидеть события. Это охраняет его от опасностей. На князе Олеге царьградская броня – знак победителя. Олег неуязвим. Он уверен в том, что все трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду. В ответе кудесника угадывается чувство собственного достоинства. Его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Обещание князем подарка волхву – важная деталь в сюжете баллады, отсутствующая в летописи.

Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель», славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого

старца» и не поверил Олег. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.

Пушкин Александр Сергеевич

1799 — 1837

Рассмотрите читательский дневник к поэме Пушкина «Полтава». Он поможет ученикам и студентам отследить ключевые моменты произведения.

1. Время и место сюжета

Произведение написано Пушкиным в 1828 году. Сюжет поэмы разворачивается накануне Полтавской битвы, произошедшей в 1709 году. Основные действия поэмы происходят на Украине, в Полтаве.

2. Главные герои и их характеристика

Мазепа — украинский гетман, талантливый и храбрый. Он предал Петра I, перешел на сторону Карла XII и сражался против русского царя.
Петр I — царь Всея Руси, талантливейший государственный деятель, реформатор.
Кочубей — генеральный судья, друг Мазепы. Его молодая дочь Мария, влюбленная в старика Мазепу, тайно ушла к гетману из родительского дома. Кочубей подготовил донос на Мазепу, после чего был казнен.
Мария — дочь Кочубея. Она — красивая девушка, влюбленная в Мазепу.

3. Краткий пересказ рассказа

События разворачиваются в Полтаве на Украине. Мария, дочь генерального судьи, тайно покидает отчий дом. Она становится любовницей гетмана Мазепы, к которому испытывает сильные чувства. Кочубей, ее отец, желает отомстить ему. Он пишет Петру I донос на Мазепу, но сам же попадает в тюрьму и принимает казнь. Мазепа, верно служивший русскому царю, переходит на сторону шведского короля — врага России. Сражение русских и шведов происходит под Полтавой, в котором побеждает Петр I и его войско. Мазепа и шведский король бегут с поля боя.

Смотрите более подробный краткий пересказ поэмы Полтова Пушкина А.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

В поэме показан человек, предавший дело, которому служил долгие годы. Любое предательство, чего бы оно не касалось, негативно влияет на личность. Человек отягощен тяжелым чувством независимо от того, что он предает: родину, свои убеждения или же близких людей. Такая ситуация неблагоприятна, она разрушает человека, приводит к негативным последствиям.

5. Вывод

Я считаю, что предательство, измена – это сложное взаимоотношение, оставляющее в душе обоих сторон тяжелый отпечаток. В поэме мы видим целую череду таких событий. Мария убегает к возлюбленному, в каком-то смысле предает своих родителей. Кочубей и Искра предают Мазепу, составляя донос. Гетман предает Марию, казнив ее отца. Мазепа предает Петра I. И весь этот клубок имеет для главных героев необратимые последствия. Зачем так жить? Неужели нет другого способа решить насущные вопросы?

Для меня интересны взаимоотношения Мазепы и Петра I. Почему гетман стал изменником? Было ли это следствием давнего плана, который он вынашивал в себе? Скорее всего, что именно так и было. Гетман хотел увидеть Украину независимой, а себя – ее правителем.

Царь, убежденный в честности Мазепы, отказывается верить доносу. Не позавидуешь Петру I, тяжело переживать предательство верного соратника и собственное позднее прозрение. Русский царь ошибся, он дал приказание арестовать Кочубея и Искру, обезглавить их, сослать в ссылку их семьи.

Не позавидуешь и Мазепе, которого, возможно, внутри точила змея обиды на Петра или желание видеть свою страну свободной. Я считаю, что не стоит так долго служить государству, которому не хочешь принести пользу, а лишь вред. Мне не понятны люди, которые живут двойной жизнью, на мой взгляд, они предают сами себя, свои истинные ценности. Лучше бы Мазепа не стал гетманом, но был изначально верен себе и шел своим путем. Тогда бы ему не нужно было бы становиться предателем.

Меня удивляет Мария, которая, будучи вполне взрослой, так легкомысленно себя ведет. Она ничего не говорит о своих чувствах матери и отцу в момент сватовства Мазепы, а лишь ходит, как тень и ждет результата. Потом она сбегает с родного дома. Понятно, что Мария опьянена любовью, но стоит же подумать и о родителях. Девушка и не помышляет, что рядом с ней человек, способный казнить ее отца. Она любит слепо образ героя, лихого казака, мудрого гетмана, а не живого человека, не видит его сути.

6. Система образов произведения

Образы Карла XII и Петра I противостоят друг другу. Желание шведского короля захватить Россию обернется для этих двух стран серьезным уроном – на поле боя полягут лучшие сыны отечества. Противоборство заканчивается победой русских и бегством Карла XII и Мазепы.

После предательства образы гетмана и русского царя находятся в конфронтации. Мазепа стремится привести в исполнение план, который давно вынашивал. Что двигало им? Желание сделать Украину независимой державой или личная обида на Петра I?

Пушкин описывает образы трех государственных мужей – Карла, Петра и Мазепы. Автор акцентирует внимание на величественном облике Петра, на его мощи, на огненном взгляде. Он представляет его смелым, решительным, отважным, пригласивший на победный пир своих высокопоставленных пленников. Образ Мазепы описан нейтрально, сделан акцент на то, что он – старик и уже слаб. Карл, по описанию, представляется человеком, который не представлял, во что ввязался. В момент бегства образы Мазепы и Карла представляют жалкое зрелище.

7. Словарь незнакомых слов

Гетман — звание командующего армией, используемое на Украине, в Польше, Чехии, в Молдавском княжестве; в определенные периоды времени слово «гетман» применялось для обозначения титула украинского правителя.
Бунчук и булава — предметы-символы гетманской власти.
Булава — дробящее ударное холодное оружие, как правило, шарообразной формы.
Бунчук — древко с конским хвостом.
Челядь — так называли дворовых слуг в период крепостничества.
Черпак — глубокая ложка, имеющая длинную ручку, разновидность ковша.
Архипастырь — обозначение в православии звания епископа.
Тризна — трапеза в память об усопшем.

8. Понравившиеся цитаты

Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами; Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь.

Не столь послушно, не слегка, Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами.

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.

Украйна глухо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны, Роптали, требуя кичливо, Чтоб гетман узы их расторг

Вокруг Мазепы раздавался Мятежный крик: пора, пора!

И весть на крыльях полетела. Украйна смутно зашумела: «Он перешел, он изменил, К ногам он Карлу положил Бунчук покорный».

Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули.

Пирует Петр. И горд и ясен И славы полон взор его.

  • Рассказ полонез огинского крупин
  • Рассказ показ лекция упражнение демонстрация практические занятия самообучение относятся
  • Рассказ пожар лев толстой читать
  • Рассказ подумаешь птицы алексин
  • Рассказ пожар в кистеневке дубровский