Рассказ похороны в деревне

телеграмма рассказ константина паустовского, опубликованный в 1946 году в журнале огонк 81. в центре сюжета рассказа последние дни

«Телегра́мма» — рассказ Константина Паустовского, опубликованный в 1946 году в журнале «Огонёк» (№8)[1]. В центре сюжета рассказа — последние дни жизни и смерть живущей в деревне пожилой женщины, приехать проститься с которой не успевает её дочь, давно уехавшая в город. Одно из наиболее известных произведений писателя, изучаемое в том числе в советской и российской школе.

Сюжет[править | править код]

Катерина Петровна, пожилая женщина, которая уже почти не выходит из дома, живёт в деревне в доме своего отца, который был известным художником. По хозяйству ей помогает соседская девочка Манюшка, а иногда навещает сторож Тихон. Дочь Катерины Петровны Настя давно живёт в Ленинграде и последний раз приезжала три года назад, однако время от времени присылает денежные переводы. В конце пасмурного октября, когда Катерине Петровне становится хуже, она пишет Насте письмо, в котором говорит, что не переживёт следующую зиму и просит приехать проведать её.

Настя (Анастасия Сергеевна) работает секретарём в Союзе художников, она постоянно занята. Получив письмо, Настя не сразу читает его, потому что ей поручено разобраться с жилищными условиями скульптора Тимофеева. Настя навещает его, убеждается в том, что у него дома очень холодно, смотрит его скульптуры и решает добиваться того, чтобы Тимофееву устроили выставку. При осмотре работ Тимофеева Настя просит показать ей его Гоголя, и ей кажется, что скульптура писателя укоряюще смотрит на неё, напоминая о письме. Однако даже прочитав письмо, Настя решает, что прямо сейчас ехать не может, и две недели занимается устройством выставки. Выставка проходит успешно, на ней хвалят и саму Настю, однако внезапно курьер приносит ей телеграмму со словами «Катя помирает. Тихон». Не сразу поняв, что речь идёт о матери, Настя тем не менее срочно выезжает на поезде в деревню.

Однако она не успевает на похороны: Катерина Петровна умирает, причём Тихон приносит ей телеграмму якобы от имени дочери, хотя Катерина Петровна понимает, что Тихон обманывает её. На похоронах Катерины Петровны оказывается только что приехавшая в сельскую школу молодая учительница, у которой в областном городе тоже осталась пожилая мать.

На второй день после похорон в деревню приезжает Настя и, проплакав всю ночь, утром незаметно уезжает в город.

Создание[править | править код]

Рассказ похороны в деревне

В своей книге о писательском творчестве «Золотая роза» (в главе «Зарубки на сердце») К. Г. Паустовский описывает события, которые легли в основу рассказа. Писатель осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина, где «одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна». Её единственная дочь Настя жила в Ленинграде и «совсем позабыла о матери». Старушке помогала «соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная», при этом «Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну». Когда Катерина Ивановна умерла, писатель дал телеграмму Насте, однако к похоронам та приехать не успела. Паустовский отмечал, что «все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени — всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни». При этом он добавлял: «конечно, далеко не всё увиденное и передуманное тогда вошло в „Телеграмму“. Многое осталось за рамками рассказа, как это и происходит постоянно»[2].

Отзывы[править | править код]

Рассказ «Телеграмма» упоминается в описании известной встречи К. Г. Паустовского с Марлен Дитрих[3]. Как писала сама актриса в своей книге «Размышления» (глава «Паустовский»), когда она прочитала рассказ «Телеграмма», он «произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть». Когда в 1964 году Дитрих приехала на гастроли в Россию, то уже в аэропорту спросила о Паустовском, а через несколько дней, узнав, что на её выступление в ЦДЛ пришёл сам Паустовский, попросила его подняться на сцену и «будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени»[4].

Дмитрий Быков в ответ на просьбу назвать лучшие произведения о смерти наряду с произведениями Льва Толстого «Алёша Горшок» и «Три смерти» упомянул и рассказ «Телеграмма» Паустовского, охарактеризовав его так[5]:

Довольно характерный в этом смысле рассказ, который советскому человеку напоминает о совершенно отсутствующей у него душе. Потому что это же душа пишет! Это мать пишет из такого полузагробного пространства дочери в Ленинград, которая занята организацией выставки.

Она ей напоминает о чём-то — не о корнях, не o прошлом, не о необходимости любить старых родственников. (…) Телеграмма, напоминающая советскому человеку, что у него есть душа.

(…) При том, что я отдаю себе отчет, что это рассказ не очень сильный. То есть, он мог бы быть сильнее, но это всё равно рассказ гениальный.

Экранизация[править | править код]

В 1957 году по рассказу был снят короткометражный фильм «Телеграмма» с Верой Поповой в главной роли.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Константин Паустовский. «Телеграмма» (текст)
  • Константин Паустовский читает рассказ «Телеграмма»

Íà ñòðàíèöå îòîáðàæàþòñÿ âñå ðåöåíçèè ê ýòîìó ïðîèçâåäåíèþ â îáðàòíîì ïîðÿäêå, ñ 43 ïî 34

Ïîêàçûâàòü â âèäå ñïèñêà | Ðàçâåðíóòü ñîîáùåíèÿ

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Áîëüíî çà âñåõ. È çà ïîêîéíîãî,(åñëè áû îí ýòî âèäåë!) È çà ðîäíûõ,ó êîòîðûõ—ãîðå, Äàæå çà òó, êîòîðîé áûëî âåñåëî. Îìåëü÷àëè ìû çäîðîâî .Íî Áóìåðàíã—íàëèöî.Ñïàñèáî Âàì çà ýòîò âñåì íóæíûé ðàññêàç. Î÷åíü ïîó÷èòåëüíî,î÷åíü. Óñïåõîâ!!

Âåðà Àðìàøîâà   15.12.2021 18:25   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Áîëüøîå ñïàñèáî çà îòçûâ! Ðàçíûå åñòü âçãëÿäû íà ýòîò ðàññêàç, íî âàøå âîñïðèÿòèå ìíå î÷åíü áëèçêî!

Ñ óâàæåíèåì

Ëèäèÿ Êóð÷èíà   15.12.2021 19:56
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Î÷åíü íåïëîõî. Åñòü çàìå÷àíèÿ. Òåêñò äëèííûé. Ýòîò ðàçìåð òåêñòà ïðåäïîëàãàåò ðàçâèòèå ñþæåòà è ïåðñîíàæåé. Êîíôëèêò, ïðîòèâîðå÷èå è åãî ðàçðåøåíèå. Òåì íå ìåíåå, íè÷åãî íå ïðîèñõîäèò, ïåðñîíàæè ïåðåõîäÿò èç îäíîãî ïîìåøåíèÿ â äðóãîå, ãîâîðÿò…ãîâîðÿò, õîòÿ äèàëîãè — îòëè÷íûå (íåñêîëüêî ïåðåæàòî íà ïüÿíñòâå Âîâêè) äàëåå ïðîèñõîäÿò ïîìèíêè. Êàçàëîñü, òóò òî îíî è ïðîèçîéäåò, íî è ïîìèíêè ïðîõîäÿò ïî íàêàòàííîé êîëåå áåç äðàê, óïðåêîâ è óõàæèâàíèÿ çà ÷óæèìè æåíàìè è äàæå Âîâêà íå íàïèëñÿ. Îñòàåøüñÿ ñ áîëüøèì çíàêîì âîïðîñà. Âðîäå îòëè÷íî íàïèñàíî, íî âîïðîñ «íó è ?» òàê è îñòàåòñÿ âèñåòü â âîçäóõå.
Èç ïîçèòèâà: äèàëîãè è ìîíîëîãè îòëè÷íî âûïèñàíû çà èñêëþ÷åíèåì ïàðû ëèøíèõ ôðàç à èìåííî «Òàê è ïîõîðîíû â ïüÿíêó íîðîâèøü ïðåâðàòèòü»- ëèøíåå. Íå áóäåò îíà ýòîãî ãîâîðèòü, è òàê âñå ÿñíî. «ñåðäèëñÿ íà ñâîþ áåñïîìîùíîñòü» — óáðàòü, ñëèøêîì ïî-êíèæíîìó ýòî. Òàê ëþäè â äåðåâíå äà è ãäå óãîäíî íå ãîâîðÿò.  îáùåì ïÿòü, íî ñ áîëüøèì ìèíóñîì, êîòîðûé ÿ Âàì òóò ðàñïèñàë. Äà! Âîò åùå. Òî ÷òî ïðîèçîøëî ñ ïåðñîíàæàìè äàëåå òîæå ëèøíåå. Ïóñòü ÷èòàòåëü ñàì äîäóìûâàåò.

Íèêîëàé Äàëè   06.12.2021 21:21   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Ðàññêàç íàïèñàí ïðîñòûì, ïî÷òè äåðåâåíñêèì ÿçûêîì. Íàñêîëüêî ÿ ïîíÿëà ñîáûòèå ïðîèñõîäèò â äî ïåðåñòðîè÷íîå âðåìÿ. ß íå ãîðîäñêîé æèòåëü,äåðåâåíñêàÿ æèçíü ìíå çíàêîìà, ïîýòîìó êîå ÷òî ïî ìîåìó áûëî íå òàê. Ñìóòèëà ìåíÿ ôðàçà «ñëåäóþùèé äåíü ïðîø¸ë ïî ïðåäàòåëüñêè áûñòðî.»Âîò èíòåðåñíî ýòî êàê? È âîîáùå ðàññêàç íàçûâàåòñÿ «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» Íî î ïîõîðîíàõ â íåì ìàëî, áîëüøå îïèñàíèå ðîäñòâåííèêîâ, èõ ïîâåäåíèÿ, èñòîðèé æèçíè, íî íå èõ îòíîøåíèÿ ê ïîêîéíèêó è ïîõîðîíàì. Ïîõîðîíû ýòî ðèòóàë, êîòîðûé õîòü íà íåêîòîðîå âðåìÿ ñïëà÷èâàåò âñåõ ðîäñòâåííèêîâ è áëèçêèõ. Êîãäà â äîìå ñòîèò ãðîá ñ ïîêîéíèêîì ñîáëþäàþò òèøèíó, ðîäñòâåííèêè ñîñåäè, áëèçêèå ëþäè ñèäÿò âîêðóã, îòäàâàÿ äàíü ïàìÿòè óñîïøåìó. Ïî êðàéíåé ìåðå, ÿ òàê ïîìíþ. Êîãäà ÷èòàåøü, ÷óâñòâóåòñÿ íåêîòîðîå íåñîîòâåòñòâèå ðåàëüíîñòè. Ñêîðåå âñåãî ýòî âûäóìàííàÿ èñòîðèÿ, â êîòîðîé íå ñîáëþäàþòñÿ îáû÷àè, ïðèñóùèå ðóññêîé äåðåâíå. Ê òîìó â äåðåâíÿõ æèë íàáîæíûé íàðîä, íå äàé áîã ïîõîðîííîé ïðîöåññèè âñòðåòèòñÿ ñ âåñåëÿùåéñÿ êîìïàíèåé. À çäåñü ïî ñîñåäñòâó âåñåëàÿ ìóçûêà ïî ïîâîäó äíÿ ðîæäåíèÿ. Íî ïî ìîåìó äåíü ðîæäåíèÿ îòìå÷àþò âå÷åðîì, à ïîõîðîíû ïîñëå 12 ÷àñîâ äíÿ.  äåðåâíÿõ äàæå áåëü¸ íå âûâåøèâàþò, åñëè ïî ñîñåäñòâó ïîêîéíèê.

Íèíà Çàðîäîâà   17.04.2021 01:16   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ñïàñèáî çà îòêëèê!
Èçâèíèòå, ÷òî íå îïðàâäàëà Âàøèõ îæèäàíèé îïèñàíèÿ ðèòóàëà ïî âñåì ïðàâèëàì. Òåì íå ìåíåå, ýòî ñîáûòèå ðåàëüíîå.

Ëèäèÿ Êóð÷èíà   17.04.2021 12:30
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Ïðîíèêíîâåííî íàïèñàííûé ðàññêàç òðîíóë äóøó. ×èñòûé ïðàâäèâûé ÿçûê. Êîðîòêî, íî âûðàçèòåëüíî îïèñàíû õàðàêòåðû, áûò è àòìîñôåðà äåðåâíè. Áóäòî ñàì ïîáûâàë íà èåõ ïîõîðîíàõ.
À óæ ýãîèçì Ëþáêè — åùå îäèí âàæíûé íþàíñ ïðîèñõîäÿùåãî. Áåç òàêèõ ëþäåé íè îäíà äåðåâíÿ íå îáõîäèòñÿ.
Ïîíðàâèëîñü.

Ðàä âèäåòü Âàñ íà ñâîåé ñòðàíè÷êå.

Ìèõàèë Êåðáåëü   16.03.2021 18:47   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Ìîè ðîäèòåëè óåõàëè èç äåðåâíè, êîãäà ìíå áûëî ïÿòü ëåò È ÿ íèêîãäà íå áûëà â òåõ ìåñòàõ, îòêóäà ñàìà ðîäîì. È íå òÿíåò, ÷åñòíî ãîâîðÿ
Èç ìíîãî÷èñëåííûõ äåòñêèõ äåðåâåíñêèõ âîñïîìèíàíèé ñàìûì ÿðêèì îñòàëîñü- ïüÿíñòâî…
Õîðîøèå, äîáðûå,ëþáÿùèå ðîäñòâåííèêè, áàáóøêè è äåäóøêè, òåòêè è äÿäüÿ ñîáèðàëèñü çà ñòîëîì , ïèëè è íà ãëàçàõ ïðåâðàùàëèñü â æóòêèõ ÷óäîâèù.
ß ñ èíòåðåñîì è îòâðàùåíèåì íàáëþäàëà ýòè ìåðçêèå ïðåâðàùåíèÿ!
Çàêàí÷èâàëîñü ïðàçäíåíñòâî ïüÿíûìè ðàçáîðêàìè, ñêàíäàëàìè è äðàêàìè.

À ïîòîì ýòè ëþäè îïÿòü êàê íè â ÷åì íå áûâàëî ïðèõîäèëè â ãîñòè, ãîâîðèëè êðàñèâûå ñëîâà è íàïóòñòâèÿ, íî ÿ èì íå âåðèëà. Ïåðåä ãëàçàìè ñòîÿëè èõ îòâðàòèòåëüíûå ôèçèîíîìèè â àëêîãîëüíîì óãàðå.

Ñåé÷àñ ìíîãîå èíà÷å âîñïðèíèìàåòñÿ. Ýòî áûëè áîëüøèå òðóäÿãè è óìåëüöû,
íî æèçíü ñòàâèëà èõ â òàêèå óñëîâèÿ, ãäå ïî äðóãîìó æèòü íå ïîëó÷àëîñü, íàâåðíîå.
Êîãäà ÿ ïîøëà ïåòü â íàø íàðîäíûé õîð, ñ óäèâëåíèåì óñëûøàëà â èõ ðåïåðòóàðå ìíîãèå ïåñíè, êîòîðûå ñëûøàëà íà äåðåâåíñêèõ çàñòîëüÿõ. Ïåñíè-òî êðàñèâûå, äóøåâíûå , íî òàì èõ ãîðëàíèëè ïüÿíûìè ãîëîñàìè íà âñþ äåðåâíþ-ìàòóøêó!

Îëüãà Çàðåöêàÿ   04.04.2019 08:40   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ñïàñèáî çà îòêëèê, çà âîñïîìèíàíèÿ, õîòÿ îíè ñîâñåì íå ðàäîñòíûå. Ïüÿíñòâî — ýòî, êîíå÷íî, áè÷ — áàë, åñòü è áóäåò, åñëè, êîíå÷íî, íå èçìåíèòü ïðèâû÷åê.

Ñ óâàæåíèåì

Ëèäèÿ Êóð÷èíà   07.04.2019 23:28
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Âðåìÿ áåñïîùàäíî, ê ñîæàëåíèþ… Îñòàþòñÿ âîñïîìèíàíèÿ.
Æèçíåííûé ðàññêàç, ïðàâäèâûé. Óìèðàþò ñòàðèêè, ñïèâàþòñÿ èõ ñîñåäè. Êòî-òî æèâåò îãîðîäîì. Ãðóñòíî, êîíå÷íî. Íî òàêîâà æèçíü.
Êðåïêîãî Âàì çäîðîâüÿ, Ëèäèÿ! Ñ íàñòóïàþùèì Íîâûì ãîäîì!

Àëåêñåé Áîëüøàêîâ   21.12.2015 17:08   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû» (Ëèäèÿ Êóð÷èíà)

Ëèäèÿ è ñíîâà çäðàâñòâóéòå! Ñâåòëûé ðàññêàç ñ ãðóñòèíêîé. Óìåð äÿäÿ Ñåíÿ è ïîñ÷èòàëè íóæíûì âñå äåòè ïðèåõàòü è ïîìÿíóòü. À â ñóåòå «âñïîìèíàëè ïîêîéíîãî äîáðûì ñëîâîì, à ïîòîì ñáèëèñü íà áûòîâûå òåìû. Ê âå÷åðó ÷àñòü èç ïðèñóòñòâóþùèõ ïëàâíî ïåðåøëà â ñîñåäíèé äîì ê Ëþáêå íà äåíü ðîæäåíèÿ»…..
Òàê è áûâàåò ïîðîé,ê ñîæàëåíèþ.
Ðàä çíàêîìñòâó ñ òàêèì àâòîðîì,êàê âû íà ýòîì ñàéòå.

Ñåðãåé Âëàäèìèðîâè÷ Ïåòðîâ   24.06.2015 21:44   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ïðîäîëæåíèå ñïèñêà ðåöåíçèé íà «Äåðåâåíñêèå ïîõîðîíû»:
43-34 
33-24 
23-14 
13-4 
3-1 

Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…

Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.

Юрий Белов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.

На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.

В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…

Леонид Харитонов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.

Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.

Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…

Сергей Филиппов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.

В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.

Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.

Алексей Смирнов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.

Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…

Семён Фарада.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.

Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.

Георгий Вицин.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.

Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.

В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.

Елена Метёлкина.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)

Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.

Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.

Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ почему люди болеют цингой
  • Рассказ потанина снег краткое содержание
  • Рассказ потерянное счастье часть 3
  • Рассказ потерянные судьбы последняя глава
  • Рассказ потерянное время для читательского дневника