Рассказ почему плачет синичка

Экологический калейдоскоп земля наш общий дом 2 класс цель: экологическое воспитание учащихся.задачи: воспитание любви к родной природе, е красоте;

Экологический калейдоскоп «Земля – наш общий дом»

2 класс

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, её красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Ход занятия

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с вами отправимся в храм природы (слайд № 4). Презентация

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её!

  1. Основная часть.

— Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … (Слайд № 5)

Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя.

В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин ещё не изобрели, вошло в обиход выражение “ борьба с природой”. В наш век соотношение сил “ человек – природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи. Забота о земле, лесах реках, чистом воздухе, флоре и фауне – главное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой . (Слайд № 6)

Давайте определим, что же такое экология (слайд № 7).

Экология , это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” — дом и “ логос” — учение. Экология наука о месте обитания , об окружающей среде .

Рассмотрим некоторые экологические проблемы: (слайд № 8)

  • загрязнение вод;
  • уничтожение лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • деградация земель.

 15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов (слайд № 9).

Экологическая ситуация России в цифрах:

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека .

А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.

А теперь посмотрим, велика ли наша планета (слайд № 10).

Возьмём, к примеру, яблоко. Представим, что эта наша Земля. Делим его на четыре части: три из них – это вода . Берём четвёртую маленькую часть поделим ещё, то получим кусочек “ земли”, где люди не живут, а ещё одну восьмую делим на три части : две частицы (города, леса дороги) – земля, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве . А теперь ещё срежем кожицу – это будет плодородный слой почвы . А мы, порой , чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, вскопанное, засеянное … Раз, другой перешли, и вот уже почва перестаёт быть плодородной, и на ней в этом месте ничего не растёт (слайд № 11-14).

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

(Слайд № 15).

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем” (слайд № 16).

— Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать долее двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет, стекло – 1000 лет?

(Слайд № 17- 20)

— Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. так появились экологические пословицы и поговорки.

Задание: подобрать вторую часть поговорки.

  •  Много снега — много хлеба.
  • Лес да растение — зверю спасение.
  • Лес и воды — краса природы.
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт.

— Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. (Слайд № 21)

  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля — Международный день птиц.
  • 22 апреля- День Земли.
  • 5 июня — Всемирный день окружающей среды.
  1. Подведение итогов и домашнее задание.
  • Давайте же вспомним, что такое ЭКОЛОГИЯ.
  • Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить экологическое равновесие в природе?
  • Составить маршрутный лист (путь от дома к школе) с указанием экологических нарушений. (Слайд № 22).

Берегите родную природу

2 класс

Цель:

  • Обобщить знания по экологии
  • Развивать память, мышление.
  • Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.

Оборудование:

Картины природы, сказочный герой “ старичок – Лесовичок”, аудио- запись ( голоса птиц, мелодия Ю. Антонова “Места родные”), плакаты со словами, костюмы героев, листочки с буквами.

Ход урока

1. Оргмомент:

Звучит мелодия Ю.Антонов “Места родные”

Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…

Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы попадаем в удивительный мир природы. Продолжим путешествие с Эколобком. Он от бабушки и дедушки ушел и покатился к лесу (картинка леса и Эколобок).

— Чтобы попасть вместе с Эколобком в путешествие, нужно ответить на вопросы.

3. Проверка домашнего задания. Блиц-турнир.

  • Что такое экология?
  • Какие законы экологии вы знаете?
  • Назовите свойство экосистем.
  • Какие экологические зоны вы знаете?
  • Какие бывают растения?
  • Что такое фитоценоз?
  • Что такое биоценоз?

4. Итак мы продолжаем наше путешествие. Мы этого заслужили.

Ученик:

Когда на сердце
Неспокойно станет,
Когда не в силах
Совладать с собою,
Побудь в лесу, на
Солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.

Учитель: Ребята, послушайте сказку.

Что такое лес”

По ходу сказки прикрепляются картинки на доску.

— Картинки:

1. Старичок-Лесовичок и деревья.

2. Кусты, травы, цветы.

3. Грибы.

4. Насекомые.

5. Птицы.

6. Животные.

7. Жаба, ящерица.

  • Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. Потому что там есть все: и деревья, и травы…
  • Представьте себе этот лес. Чего не хватает?/ Голосов птиц/.
  • Слушаем голоса птиц. Аутотренинг.
  • Ребята, скажите, как надо вести себя в лесу?

Кричалка!

Повторяйте за мной кричалку:

На берегу большой реки
Пчела ужалила медведя.
Прямо в нос!
Ой-ой-ой ой! Взревел медведь,
Он сел на пень и начел петь:
Землю обмотали
Тоненькие нити,
Ники параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо – руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

— А сейчас послушаем ребят о том, что порой не задумываясь, мы приносим беспокойство другим.

Сценка “Почему плачет синичка”. Рассказ Сухомлинского.

– Ребята, почему плакала синичка?

– О чем не подумали ребята?

– Как вы относитесь к своим пернатым друзьям?

Ученики:

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа ,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.
Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому
Можем только мы.

( Выходит Водяной, поет: )

Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои лягушки
Болеют как старушки.
На дне моей квартиры –
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро – помойка,
Не уходи, постой-ка!
Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота!
Ребята, помогите!

– Чем же мы можем помочь Водяному?

– Как нужно отдыхать на реке, озере?

– Где нужно купаться?

Ученики:

Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы.
Здравствуйте, птицы, соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери, тигры, львы, слоны, волки.

– Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

Стихотворение: “Богаты мы”

Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы плавают в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнаю – как богаты были мы!!!

Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

(Показывают картинки).

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось. Игра “Редкие и исчезающие животные”

Игра “Редкие и исчезающие животные”

Участники игры должны прочитать названия животных.

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Беседа, показ картинок-открыток редких животных.

– Ребята, чем мы можем помочь им?

Ученики:

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

– Сейчас начинается время цветения растений: вишни, черемухи, яблони. И начинается варварское уничтожение их. Так и хочется крикнуть: люди, остановитесь, что вы делаете!

Идя по дороге в школу, не срывайте ветки яблонь и черемухи. Растению больно, оно живет, дышит, и ведь на месте этих цветов появятся ягоды, которые вы сможете съесть.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.

– Ребята, что же случится, если мы все сорвем по цветку?

Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,
Если все.

Вместе: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы —
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

– Давайте дарить друг другу поляны, небо, море. Не будем уничтожать природу. Сбережем нашу красивую планету.

Ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

– Песня “Я приду на луг” (исполняют ученики на мотив песни “Ветер с моря дул..”

Я приду на луг

1. Я приду на луг,
Взгляну на цветы,
Не помну траву,
Не сорву цветы.

2. Ты траву не мни,
Ты не рви цветы,
Лучше посади
Новые цветы.

3. А приду я в лес,
Там мои друзья,
Накормлю я птиц –
Это жизнь моя.

4. Ты траву не мни,
Ты не рви цветы,
Лучше накорми
И зверей и птиц.

5. В школу я приду,
Расскажу я всем,
Как я птиц люблю
И животных всех.

6. Ты их не губи,
Ведь они одни.
Лучше помоги,
Ты их покорми.

– А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:

Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

– Согласны с таким наказом – клятвой?

– Давайте оставим свои подписи.

(Ребята расписываются на свитке).

5. Итог занятия:

Уходя с нашего занятия, о чем мы будем помнить?

12 ноября 2021 года в нашей стране отмечается Синичкин день, установленный по инициативе Союза охраны птиц России. Праздник успел стать популярным у детей.

В этот день во многих детских садах и школах проводятся тематические утренники, посвященные охране птиц. Предлагаем один из возможных вариантов проведения детского праздника на Синичкин день.

Сценарий праздника «Синичкин день» в детском саду

Ведущие:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. В старину в это время на Руси праздновали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других.

– А каких птиц вы знаете? (Дети ответят на вопрос).

Затем по программе мероприятия для дошкольников на Синичкин день пройдет детская викторина в которой ребятам нужно будет отгадать загадки о птицах (ведущие будут демонстрировать их изображения).

– Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик» да «чик-чирик!».
Это песенкам детей
Учит серый…(воробей).

– Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь).

– Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь – кружат, двадцать пар
И кричат они: «Карр! Карр!»
(Вороны).

– Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка).

– Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел).

– Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели).

– Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря).

– Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).

– Ей на месте не сидится,
Все летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «тень-тень»!
Угадайте, что за птица?
То веселая… (синица).

Ведущие:
– Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Нам трудно представить мир без птичьего щебета, весну – без скворцов, море – без чаек, рощу – без соловьев!

– А сколько вредителей уничтожают птицы! Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток, грач – до 400 червей и вредителей растений. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых. Сегодня вы узнаете больше о птицах, мы поиграем и порезвимся.

Мероприятие для детей на Синичкин день продолжит рассказ о синице.

– Все вы не раз видели синиц и хорошо знаете, как они выглядят. Синичка – маленькая птичка (ее масса 20 граммов, а длина 15 сантиметров). У нее черная голова и шея, белые щечки, зеленоватая спинка и желтый животик.

– Летом она целый день занята, ведь ей нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

– Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

Далее по сценарию праздника «Синичкин день» для дошкольников ведущие перечислят пословицы и поговорки, посвященные этим птицам.

– В народе говорили:

  • «Синичка невелика, а свой праздник знает»,
  • «Невелика синица, а голосок востер»,
  • «Синица – воробью сестрица»,
  • «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

– С этим праздником связано множество примет. Люди подмечали:

  • если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы;
  • если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Что ещё может быть в программе детского мероприятия на Синички день?

Затем по сценарию праздника «Синичкин день» в детском саду прозвучит рассказ о зимующих в наших краях пернатых.

Ведущие:
– Не только синицы остаются у нас зимовать. Другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Как мы можем помочь пернатым в это время года?

При поддержке ведущих дети дают ответы суть которых сводится к тому, что нужно смастерить кормушки и подкармливать птиц.

Ведущие:
– Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.

– Синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.

В программе праздника для дошкольников «Синичкин день» можно предусмотреть, что ребята прочтут стихи об этой птичке:

***
Скажи мне, синичка,
Крылатый мой друг,
Зачем остаешься,
Не рвешься на юг?

Наступят метели,
Снега, холода,
И с пищей пернатым
Зимою – беда!

Синичка – в ответ:
– Выручает кормушка.
Большое спасибо
За это, подружка.

Спасибо за семечки,
Яблоки, сало…
Без них бы зимою
Я точно пропала.

***
За окном щебечет птичка –
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки.
Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зернышек немножко.
Я повешу тут кормушку
И пшена насыплю кружку,
Буду ждать лесную гостью:
Прилетай скорее в гости!

Игры и конкурсы для детей на Синичкин день

Сценарий проведения «Синичкиного дня» в детском саду также может включать различные игры и конкурсы. Дети с удовольствием примут участие в физкультминутке «Бойкая синичка».

Ребята становятся в круг и повторяют движения за воспитателем:

– Скачет шустрая синица (дети прыгают на месте на двух ногах),
– Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге),
– Прыг – скок, прыг – скок (прыжки на месте на правой ноге),
– Завертелась, как волчок (дети кружатся на месте),
– Вот присела на минутку (присели),
– Почесала клювом грудку (встали, сделали наклоны головы),
– И с дорожки – на плетень (прыжки на месте на левой ноге),
– Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге),
– Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
– Покружились, покружились и снова в детей превратились.

Можно устроить игру «Синицы». Для этого на пол кладут большие кружки из картона. Дети – «синицы» – бегают по площадке. Когда воспитатель говорит: «По домам!», ребята стараются занять домики. Кто из детей остается без него, тот выбывает из игры.

Не забудьте о музыкальном сопровождении праздника. На нем могут прозвучать песни о птицах: «Синичка» («Я синичка, крошка птичка»), «Песенка синички», «Воробей», «Маленькая птичка», «Скворушка прощается», «Журавушка» и др.

Автор,спасибо за тему!очень интересно!
17.12.2021 10:54:59, Дунька Маклавна

Интересная тема! Я на Детях редко читала подобные темы, а зря!
Мне понравилось!

Так, вспомнилось. Моя бывшая одноклассница дочку назвала Агния. Не знаю, в честь Барто или нет. Необычно!


16.12.2021 14:19:23, ВикТОРИя

Фай Родис

Спасибо за тему.
16.12.2021 10:52:05, Фай Родис

Barbariska81

Спасибо за тему) мы привыкнем)))
16.12.2021 10:45:15, Barbariska81

Мадам НД

Просто материал подобрала давно, закрытие Форума подтолкнуло к созданию темы, думала успеть, но не получилось, а материал интересный. Вот чтобы не пропал, и попробовала создать первую тему здесь, получилось на тройку.
16.12.2021 08:05:58, Мадам НД

KengaLu

Но за инициативу, смелость, решительность и старание мЯдАль! :)
16.12.2021 09:18:44, KengaLu

Мадам НД

Девочки, всем спасибо за поддержку! Сама понимаю, что тема получилась комом, работала по привычному алгоритму, а здесь это не действует. Поэтому и перепуталось все- начало в конце, конец в середине. ну что же, буду осваиваться и учиться.
16.12.2021 08:04:20, Мадам НД

KengaLu

Спасибо! Очень интересно было читать! Не совсем удобно, даже совсем неудобно, но понятно что вы пока с форматом сайта осваиваетесь, поэтому терпимо :) Ещё раз спасибо!
16.12.2021 07:56:47, KengaLu

Интересно, спасибо. В Детях Арбата цитируются её выступления во время сталинских процессов — судилищ. А у Вас про это ни строчки…
А еще я помню, как в детском саду воспитательницы говорили, что вот, Барто умерла. Сейчас у Вас посмотрела дату: апрель 1981. Удивительно, получается, моё воспоминание теперь привязано к чёткое дате:)

16.12.2021 07:19:40, Катятян

Мадам НД

Что касается судилищ и Рыбакова- да, было такое, были и выступления, и грозные речи. осуждать ее не могу, а вот понять- вполне. Довлело время, положение в обществе, статус, общая обстановка, НО- никто от ее речей не пострадал, никого не посадили, не наказали, в этом она чиста.
16.12.2021 08:08:43, Мадам НД

Я не берусь её судить, не дай бог в такое время жить, конечно. Но как можно понять, пострадал кто-то или нет? Все эти речи создавали общую атмосферу…как понять, где та соломинка, что сломает спину верблюда…
16.12.2021 09:52:00, Катятян

Anna__M

Спасибо! А то так расстроилась, что на мэйле было только начало темы.

А сделать так,чтобы первые комментарии были в начале темы, а не наоборот? Или я много хочу??


16.12.2021 06:43:32, Anna__M

Мадам НД

Пока сама не знаю, как это сделать. Буду пробовать еще
16.12.2021 08:09:41, Мадам НД

Ленхен Х

Видимо, в таких темах надо все выкладывать в обратном порядке: начало в самом конце. Хотя все равно всё уползет вниз из-за комментариев.
С дебютом и спасибо!

16.12.2021 12:42:48, Ленхен Х

Колокольчик Комарова

Наталья Алексеевна, с почином! Вы первопроходец. Интересная тема, хоть получилось и сумбурно. Читать от конца к началу — это что-то новенькое.
15.12.2021 23:08:33, Колокольчик Комарова

Спасибо!) Очень интересно было узнать о Барто.
15.12.2021 22:49:40, Vanilla

Крысатуля

Спасибо за тему! И с дебютом
15.12.2021 22:25:26, Крысатуля

Mariyka.

Спасибо вам за интересную тему!
15.12.2021 21:53:36, Mariyka.

Не поняла, а где факты-то?
Упс. Нашла. Позволю себе замечание. Здесь так не работает, все «уползает» вниз, искать неудобно( Может попробуете все же такие ёмкие темы в Блог, а сюда ссылку? Еще есть раздел Публикации, там статьи всякие.
А так-то конечно интересно очень.
P.S.И еще, все отрывки вразнобой идут, последовательность нарушилась.

15.12.2021 21:29:11, ШаНуар

Мадам НД

Да, сама расстроена, работала по привычному алгоритму Форума, а здесь вам не там. Буду осваиваться. За совет спасибо.
16.12.2021 08:11:32, Мадам НД

Евдокия-777

С дебютом Вас!!! Вы первопроходец! Спасибо за тему! Очень приятно опять читать познавательную тему. Буду перенимать опыт)

картинка


15.12.2021 21:15:32, Евдокия-777

Спасибо)
15.12.2021 21:00:28, Люлюня

Космос

спасибо . пишу , а на лице улыбка . удивительная женщина . пишите ещё . я перед вашей темой про Шварца прочитала . вот тоже с первой женой вроде любовь , а не сложилось . а со второй всю жизнь прожил . совершенно разные люди . как и Агнии Барто .
15.12.2021 20:56:19, Космос

Цапля чахла

Интересная и красивая дама была. Спасибо ей за прекрасные строки, а вам — за тему.
15.12.2021 20:41:38, Цапля чахла

Манюня Хнуш

Спасибо большое за тему!
15.12.2021 20:31:03, Манюня Хнуш

Космос

здравстуйте . сегодня на детях увидела вашу тему … и ба-бах , всё закрылось . как хорошо , что вы здесь и создали её . тока что меня доча зарегила . со временем девчата что-нить придумают . они талантливые . всё , читаю ..
15.12.2021 20:22:50, Космос

Храбрая виолончелистка

С дебютом Вас. Спасибо за познавательную и интересную тему.
15.12.2021 18:47:48, Храбрая виолончелистка

Мадам НД

Трудно пошло, порядок файлов сбился.
15.12.2021 18:49:52, Мадам НД

IrenAr

Спасибо за тему. Я правильно понимаю, что нужно читать снизу вверх?
15.12.2021 18:14:35, IrenAr

Мадам НД

Да, последовательность файлов сбилась, еще трудно ориетироваться.
15.12.2021 18:27:13, Мадам НД

Спасибо, прочитала Вашу тему с огромным удовольствием.

Но мне кажется, этот раздел — малопосещаемый. Во всяком случае, я за 9 лет зашла сюда в первый раз. Для увеличения количества просмотров можно создать в активном разделе («О своем о девичьем» или «Клуб») отдельную тему, и дать в ней ссылку на эту. Тогда многие заметят.


15.12.2021 18:08:30, читаю иногда с осени 2012

Колокольчик Комарова

У нас новые темы появлялись общим списком все, независимо от раздела. Располагались в хронологическом порядке. Поэтому что-либо пропустить было сложно. Будем приспосабливаться к здешней системе
15.12.2021 23:10:44, Колокольчик Комарова

Мадам НД

Сами мы не местные, только осваиваемся. Это первый блинчик на этом сайте. Спасибо за подсказку, буду пробовать еще.
15.12.2021 18:26:38, Мадам НД

Пилар, жена Пабло

Спасибо за тему. Я не знала про то, что она была балериной
15.12.2021 18:03:48, Пилар, жена Пабло

Мадам НД

Да, тяжеловато создавать тему. Последовательность файлов сбилась, как картинки вставлять, тоже не сразу поняла. Пока первый блин комом. надо пробовать еще.
15.12.2021 17:31:54, Мадам НД

Фуфимия

Спасибо за тему! Я верю, что у Вас все получится)
15.12.2021 18:29:33, Фуфимия

Мадам НД

В 1925 г. были опубликованы первые стихотворения Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мая», «Братишки», после публикации которых знаменитый детский писатель Корней Чуковский сказал, что Агния Барто — большой талант. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем.
15.12.2021 14:59:26, Мадам НД

Мадам НД

Первая огромная популярность пришла к Барто после того, как увидел свет цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (про бычка, лошадку и т. д.) — в 1936 г. Книги Агнии стали издаваться гигантскими тиражами…

картинка


15.12.2021 15:30:57, Мадам НД

))) Любаша

Никак не могу привыкнуть к таким гигантским здесь картинкам)
16.12.2021 13:15:27, ))) Любаша

Мадам НД

Судьба не захотела оставлять Агнию в одиночестве и в один прекрасный день свела ее с Андреем Щегляевым.

Этот талантливый молодой ученый целенаправленно и терпеливо ухаживал за симпатичной поэтессой. На первый взгляд это были два совершенно разных человека: «лирик» и «физик». Творческая, возвышенная Агния и теплоэнергетик Андрей. Но в действительности создался на редкость гармоничный союз двух любящих сердец. По словам членов семьи и близких друзей Барто, за почти 50 лет, что Агния и Андрей прожили вместе, они ни разу не поссорились. Оба активно работали, Барто часто выезжала в командировки. Они во всем поддерживали друг друга. И оба стали известными, каждый в своей области. Муж Агнии прославился на поприще теплоэнергетики, став членом-корреспондентом Академии наук.

картинка


15.12.2021 15:39:57, Мадам НД

Реклама

Мадам НД

У Барто и Щегляева родилась дочь Таня, про которую ходила легенда, что именно она явилась прототипом знаменитого стишка: «Наша Таня громко плачет». Но это не так: стихи появились раньше. Даже когда дети выросли, было решено всегда жить большой семьей под одной крышей вместе с женами-мужьями детей и внуками — так хотела Агния.

картинка


15.12.2021 15:41:24, Мадам НД

Мадам НД

Решительности ей всегда было не занимать: увидела цель – и вперед, без раскачиваний и отступлений. Эта ее черта проступала везде, во всякой мелочи. Однажды в разрываемой Гражданской войной Испании, куда Барто в 1937 году отправилась на Международный конгресс в защиту культуры, где воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде), а перед самой бомбежкой она отправилась покупать кастаньеты. Небо воет, стены магазинчика подпрыгивают, а писательница покупку совершает! Но ведь кастаньеты настоящие, испанские – для прекрасно танцевавшей Агнии это был важный сувенир. Алексей Толстой потом с ехидцей интересовался у Барто: не прикупила ли она в том магазинчике и веер, дабы обмахиваться во время следующих налетов?..
15.12.2021 14:55:06, Мадам НД

Мадам НД

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, семью Агнии Львовны эвакуировали в Свердловск. Глядя на огромные оборонные заводы Урала, поэтесса загорелась идеей написать цикл стихов о героических работниках этих промышленных гигантов. Как выполнить задуманное, ей подсказал Павел Бажов. Он предложил Барто пройти путь токаря с самых азов, и до получения разряда. Что она успешно и сделала, примерив психологию рабочего человека на себя. После получения профессии токарь, поэтесса написала книгу «Идёт ученик».
15.12.2021 15:08:59, Мадам НД

Мадам НД

В конце тридцатых она ездила в одну «опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну», слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,»украшенных» свастикой. Она поняла, что война с Германией неизбежна. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал.

Посмотреть полностью: [ссылка-1]


15.12.2021 15:44:00, Мадам НД

Мадам НД

У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми — у них она черпала вдохновение и сюжеты.

15.12.2021 15:44:54, Мадам НД

Мадам НД

Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что «тоже человек». В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать «взрослым писателем». Вернее — фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

15.12.2021 15:45:48, Мадам НД

Мадам НД

В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно.

картинка


15.12.2021 15:53:26, Мадам НД

Мадам НД

С тех пор семья Барто никогда не отмечала праздник 9 Мая, так как эти дни стали трагическими для Агнии Львовны.

15.12.2021 15:55:00, Мадам НД

Мадам НД

Надо отдать должное силе духа Агнии Львовны — она не сломилась. Тем более ее спасением было дело, которому она посвятила свою жизнь. Ведь Барто писала еще и сценарии к фильмам. Например, при ее участии созданы такие известные ленты, как «Подкидыш» с Фаиной Раневской, «Алеша Птицын вырабатывает характер». Она и во время войны занималась активной деятельностью: выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. И после войны, и после личной драмы она не перестала быть в центре жизни страны.

картинка


15.12.2021 15:56:19, Мадам НД

Мадам НД

Позже она явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время войны. Агния Барто стала вести программу на радио «Найти человека», где зачитывала письма, в которых люди делились обрывочными воспоминаниями, недостаточными для официального розыска, но жизнеспособными для «сарафанного радио». Например, кто-то писал, что, когда его маленьким увозили от дома, он запомнил цвет калитки и первую букву названия улицы. Или одна девочка помнила, что жила с родителями возле леса и папу ее звали Гришей… И находились люди, которые восстанавливали общую картину. За несколько лет работы на радио Барто смогла объединить около тысячи семей. Когда программу закрыли, Агния Львовна написала повесть «Найти человека», которую опубликовали в 1968 году.

картинка


15.12.2021 16:08:46, Мадам НД

Манюня Хнуш

Читала «Найти человека» — мурашки по коже от книги.
15.12.2021 20:26:34, Манюня Хнуш

людмила Звагельская

Да очень пронзительная книга.Несколько раз перечитывала
16.12.2021 19:54:28, людмила Звагельская

Мадам НД

Произведения Агнии Барто были переведены более чем на сто языков народов мира. В СССР она была самой тиражируемой писательницей, только одни «Игрушки» были переизданы около 500 раз, а общий тираж её произведений превысил двадцать миллионов экземпляров.

картинка


15.12.2021 16:10:26, Мадам НД

Мадам НД

Агния Барто, прежде чем сдать рукопись в печать, писала бесконечное количество вариантов. Обязательно читала стихи вслух домочадцам или по телефону коллегам-друзьям – Кассилю, Светлову, Фадееву, Чуковскому. Внимательно выслушивала критику, и если принимала, то переделывала. Хотя однажды категорически отказалась: собрание, решавшее в начале 30-х годов судьбу ее «Игрушек», решило, что рифмы в них – в частности в знаменитом «Уронили мишку на пол…» – слишком трудны для детей.

картинка


15.12.2021 16:11:33, Мадам НД

Мадам НД

«Она не стала ничего менять, и книжка из-за этого вышла позже, чем могла бы, – вспоминает дочь Татьяна – Мама вообще была человеком принципиальным и часто категоричным. Но у нее было на это право: она не писала о том, чего не знала, и была уверена, что детей надо изучать. Всю жизнь этим и занималась: читала присланные в «Пионерскую правду» письма, ходила в ясли и детские сады – иногда для этого приходилось представляться сотрудником отдела народного образования, – слушала, о чем говорят дети, просто гуляя по улице. В этом смысле мама работала всегда.

картинка


15.12.2021 16:13:49, Мадам НД

Мадам НД

Дома Барто была главой. Последнее слово было всегда за ней. Домочадцы ее берегли, не требовали варить щи и печь пироги. Этим занималась Домна Ивановна. После смерти Гарика Агния Львовна стала бояться за всех родных. Ей было необходимо знать, где кто находится, что со всеми все в порядке. «Мама была главным рулевым в доме, все делалось с ее ведома, – вспоминает дочь Барто, Татьяна Андреевна. – С другой стороны, ее берегли и старались создавать рабочие условия – пирогов она не пекла, в очередях не стояла, но была, конечно, хозяйкой в доме. С нами всю жизнь прожила няня Домна Ивановна, которая пришла в дом еще в 1925 году, когда родился мой старший брат Гарик. Это был очень дорогой для нас человек – и хозяйка уже в другом, исполнительном смысле. Мама всегда с ней считалась. Могла, например, спросить: «Ну, как я одета?» И нянечка говорила: «Да, так можно» или: «Странно собралась»

картинка


15.12.2021 16:15:06, Мадам НД

Мадам НД

Агния всегда интересовалась воспитанием детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Она ходила в детские дома, школы, много разговаривала с детишками. Разъезжая по разным странам, пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

картинка


15.12.2021 16:17:26, Мадам НД

Мадам НД

Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета — лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги.

картинка


15.12.2021 16:20:06, Мадам НД

Мадам НД

Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма. Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: «Черная икра — для академиков», «Красная икра — для членов-корреспондентов», «Крабы и шпроты — для докторов наук», «Сыр и ветчина — для кандидатов», «Винегрет — для лаборантов и студентов». Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, — некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

картинка


15.12.2021 16:22:31, Мадам НД

Мадам НД

Семидесятые годы. В Союзе писателей встреча с советскими космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин пишет: «Уронили мишку на пол…» и протягивает его автору, Агнии Барто. Когда впоследствии Гагарина спросили, почему именно эти стихи, тот ответил: «Это первая книга о добре в моей жизни».

картинка


15.12.2021 16:34:17, Мадам НД

Мадам НД

Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь.

картинка


15.12.2021 16:36:14, Мадам НД

Мадам НД

Стихи Агнии Львовны Барто до сих пор вдохновляют многих творческих личностей. Певцы, музыкальные коллективы, писатели – используют её строчки в своих произведениях. Всё это свидетельствует о том, что Барто до сих пор любят и помнят потомки. А забавные эпиграммы, наверняка понравились бы знаменитой писательнице!
Кто медведям лапы рвет,
Зайчиков под дождь сует,
Танин мячик бросил в речку,
Обломал быку дощечку?
Каждый знает, это кто
— Это Агния Барто!

картинка


15.12.2021 16:37:57, Мадам НД

Крысатуля

Классная скульптура. И стишок забавный
15.12.2021 22:23:45, Крысатуля

Реклама

Мадам НД

Когда Агнии было 15 лет, она устроилась работать в магазин «Одежда» — слишком уж было голодно. Зарплаты отца не хватало, чтобы прокормить всю семью. Поскольку на работу брали только с 16 лет, пришлось солгать, что ей уже 16. Поэтому до сих пор юбилеи Барто (в 2007-м было 100 лет со дня рождения) отмечают два года подряд.¦
15.12.2021 14:54:31, Мадам НД

Мадам НД

Поначалу это были стихотворные эпиграммы и зарисовки. Потом появились стихи. Однажды на танцевальном спектакле Агния под музыку Шопена со сцены читала свою первую поэму «Похоронный марш». В этот момент в зал зашел Александр Луначарский. Он сразу разглядел талант Агнии Воловой и предложил профессионально заняться литературной работой. Позже он вспоминал, что, несмотря на серьезный смысл поэмы, которую он услышал в исполнении Агнии, он сразу почувствовал, что она в будущем будет писать веселые стихи.
15.12.2021 14:53:24, Мадам НД

Мадам НД

Отец Агнии, московский врач-ветеринар Лев Волов, хотел, чтобы его дочь стала известной. В их доме пели канарейки, читались вслух басни Крылова. Он слыл тонким знатоком искусства, обожал ходить в театр, особенно любил балет. Вот почему юная Агния пошла учиться в балетное училище, не смея противиться воле отца. Однако в перерывах между занятиями она с упоением читала стихи Владимира Маяковского и Анны Ахматовой, а затем в тетрадку записывала свои творения и мысли. Агния, по словам ее друзей, в ту пору была внешне похожа на Ахматову: высокая, со стрижкой каре… Под влиянием творчества своих кумиров она стала сочинять все больше и чаще.
15.12.2021 14:52:37, Мадам НД

Мадам НД

Первый раз Агния вышла замуж рано: в 18 лет. Молодой симпатичный поэт Павел Барто, у которого были английские и немецкие предки, сразу понравился талантливой девушке Агнии Воловой. Они оба боготворили поэзию и писали стихи. Поэтому общий язык молодые люди нашли сразу, но…
Ничего, кроме поэтических изысканий, их души не связывало. Да, у них родился общий сын Игорь, которого дома все называли Гариком. Но именно друг с другом молодым родителям вдруг стало неимоверно тоскливо.И они разошлись. Сама Агния росла в крепкой, дружной семье, поэтому развод ей дался непросто. Она переживала, но вскоре всецело отдалась творчеству, решив, что должна быть верной своему призванию.
Но фамилию мужа она так и оставила себе, под ней она и стала всем известна.

15.12.2021 14:50:05, Мадам НД

Мадам НД

Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. При рождении 17 февраля 1906 года ее звали Гетель Лейбовна Волова. Она получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище.
15.12.2021 14:48:43, Мадам НД

Мадам НД

Она даже поступила в балетную труппу. Но танцевальный коллектив эмигрировал за границу, и ей пришлось остаться в Москве.
Лишь однажды, в своём произведении «В театре» в 1938 году, она упомянула о балете. Когда мне было Восемь лет,
Я пошла Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете…

И далее следует рассказ о долгих поисках номерка под креслами. В этих ироничных строках проглядывает тонкая насмешка Барто над своей несостоявшейся карьерой балерины.


15.12.2021 14:46:31, Мадам НД

Мадам НД

Написанные Агнией Львовной строчки: «Наша Таня громко плачет», » Зайку бросила хозяйка» и могут продолжить абсолютно все: и взрослые, и дети. Но начинала она как балерина!
С самого детства Агния Барто мечтала стать балериной. Поэтому, сразу после окончания гимназии, она поступила в хореографическое училище. Одно из испытаний на вступительных экзаменах, было чтение стихов. Под мелодичное звучание музыки Шопена, девушка прочитала своё первое произведение — «Похоронный марш». На этих экзаменах присутствовал нарком просвещения Луначарский, который с интересом и улыбкой, выслушал всё произведение до конца.

15.12.2021 14:39:58, Мадам НД

ИренКа

Спасибо, очень интересно, как всегда. Она получилась зефирно-положительной, а зайчиком она не была, кровушки у того же Чуковского попила
15.12.2021 17:43:04, ИренКа

Реклама

Мадам НД

Было такое дело, но и время было непростое. особо она никого не гнобила, с тем же Чуковским потом дружила.
15.12.2021 17:45:57, Мадам НД

Аноним 9

а вы воспоминания лидии чуковской читали?) это я про «дружила с чуковским»)
16.12.2021 09:33:50, Аноним 9

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • характеристика героев, сопоставление героев одного произведения;
  • определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции.

Метапредметные:

  • умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формировать и аргументировать собственную точку зрения.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, воспитание патриотизма, любви и уважения к прошлому Отечества.

Подготовка к уроку. Для проведения урока учащиеся получают индивидуальные задания (подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя, об исторических событиях, оказавших влияние на жизнь и творчество писателя; выразительное чтение отрывка из рассказа « У плакучих берёз). Оформление урока: видеофильм, презентация, тексты произведений писателя.

Ход урока

Организационный момент

Вступление

(подготовка школьников к восприятию литературного произведения). Прослушивание песни «Берёзы в России» (в исполнении Е.Росса, https://youtu.be/dgZz62fvB3k, 2 мин.) На слайде слова песни. Автор музыки и слов — Игорь Чабан.

Твои берёзы белые, Россия,

Твоё хранят тепло и доброту,

И только здесь могу я быть счастливым,

И только здесь любимым быть могу.

Я обниму берёзку, как невесту,

Щекой прижмусь к прохладной берёсте —

Земля моя, с тобой навеки вместе,

Я остаюсь и в счастье, и в беде!

Беседа. Какие ассоциации вызывает у вас песня? Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся. Думаю, о Родине, так как берёзы — это символ России. Ещё: о расставании, о потерях, о беде — мотив песни грустный).

Учитель. Рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, имеет красивое название «У плакучих берёз». Он грустный и очень трогательный.

Актуализация знаний учащихся

Автора рассказа вы вспомните с помощью отрывка одного из его произведений. (На слайде отрывок из рассказа И.С.Шмелёва «Как я стал писателем».)

Ученик читает: «… В третьем, кажется, классе я увлекся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну, на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста Бегемота. «Поэма» моя имела большой успех, читали ее даже и восьмиклассники, и она наконец попала в лапы к инспектору».

Учитель. Вспомнили? (Ответы: Да, это Иван Сергеевич Шмелев. Отрывок из рассказа «Как я стал писателем»). Ещё с каким его произведением вы знакомы? («Как я встречался с Чеховым»).

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом писателя «У плакучих берёз».

На слайде тема урока. И.С.Шмелёв. «У плакучих берёз». Человеческие судьбы в эпоху войны. (Запись в тетрадях даты и темы урока).

Целеполагание

Посмотрите на тему урока, попробуйте определить цели нашей работы.

Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нужно познакомиться с произведением; определить, кто является героем произведения.

Учащиеся определяют цели урока. Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?

Учитель. Как вы думаете, почему писатель обратился к теме войны? Обратите внимание, в каком году написан рассказ? О какой войне рассказывается в нём?

Этап осмысления

На слайдах страницы из биографии писателя (2 мин.). Ученик и ученица комментируют.

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября ) 1873 года в Замоскворечье. Его семья была из купеческого сословия. У отца была плотничья артель и банные заведения. Семья жила очень хорошо, всего было вдоволь. В доме почитали и уважали религиозные традиции. Читать и писать Ивана учила мать. Далее Шмелев обучался в шестой Московской гимназии. После окончания гимназии Шмелев поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. После окончания учёбы служит чиновником в центральных губерниях России.

В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». О чем это произведение? Мельник с женой разорили помещика и бесчестным путем овладели принадлежавшей ему мельнице. Но в конце, не выдержав своих злодеяний, заканчивают жизнь самоубийством. В своем рассказе Иван Шмелёв показал, что совершённое зло не даёт человеку жить спокойно. Возмездие обязательно наступит.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, смерть единственного сына. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России сначала в Берлин, а потом в Париж, где прожил 27 лет.

«Лето Господне» — самый известный и светлый роман Шмелева, на написание которого ушло около 14 лет, создавался в эмиграции. Именно здесь впервые возник у Шмелева образ России прошлой. «В ней, — говорил Шмелёв о своей книге, — я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».

Слово учителя. Первую мировую войну И.С.Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни», куда входит и рассказ «У плакучих берёз».

Сообщение ученика. Мировая империалистическая война 1914-1918 (с 1-го августа 1914 до 11 ноября 1918г.) годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, которые мир знал до 1914 года. В этом конфликте участвовало 38 государств. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения боевой техники, современной химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле, на воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы — все было направлено на уничтожение человеческой жизни.

Поистине неисчислимые бедствия принесла война. Итог — 10 миллионов убитых, 22 миллиона раненых.

Учитель. И.С.Шмелев был среди тех, кто воспринимал случившуюся общемировую катастрофу с печалью, усиленной личными переживаниями: его сын Сергей — студент Московского университета — ушел на фронт с артиллерийской бригадой, воевал в 1916-1917 гг. на немецком фронте, был отравлен газом, примененным противником, и вернулся покалеченным войной. (С приходом Красной Армии в Крым Сергей Шмелёв, офицер армии А.Деникина, в ноябре 1920 г. был арестован и расстрелян большевиками).

Рассказ И.С.Шмелева о церковных поминальных книгах — «У плакучих берез (Памяти павшего в бою капитана Е. Е. Пиуновского)» создан в 1915 году в память о воинах Первой мировой. Писатель тем противостоял болезни человеческого духа — беспамятству — в самом глубинном смысле слова.

Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений

Комментированное чтение первой части рассказа. Читает подготовленный ученик.

«Мы идем в дальнюю дорогу, с котомками, с палками, в помятых гимназических фуражках. Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое…» До слов: «… Плачет за рощей печальная кукушка».

Учитель. Поразмышляем над прочитанным. Какой образ является центральным в произведении?

Ученики. Образ плакучей березы. «… Над колодцем плакучая береза. «Только береза плачет… плакучая, называется». Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза…». Трижды повторяются слова «плакучая», «плачет».

Учитель. Почему особо значимым является определение «плакучая»?

Ученик. В толковом словаре это слово имеет два значения. Первое — часто плачущий, плаксивый; второе — имеющий длинные свисающие ветви (о деревьях и кустарниках). Здесь это определение означает не только то, что у берёз были длинные свисающие ветви, но и плач по умершим: «Мы смотрим на страшную рогожку, видим мертвые, босые ноги. И правда: плачет над ним повислая береза».

Учитель. Но мальчикам невнятны «слышимые слова о горе». Читаем: «…Впереди — много радостного, впереди — радостная жизнь наша. Идем к Угоднику. Впереди — святое. И кругом — святое <…> у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь…». Поэтому и пошутили они, бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. «А у нас нет никакого горя. Светла перед нами жизнь», уверены были они.

Поминальные книги — это в церковном обиходе: книга для записи имен умерших для поминовения во время богослужения.

Продолжаем чтение.

Учитель. Как вы поняли эти строчки: «… А впереди — и для нас насадила жизнь плакучие березы»?

Ученики. Солдат говорит: «найдутся… всего будет, много впереди будет». Это предупреждение о том, что плакучая береза плачет и «по еще не убиенным».

Комментированное чтение второй части рассказа. Читает подготовленный ученик.

Учитель. О чём рассказывает нам писатель в этой части миниатюры?

Ученики. Повествователь идёт к тем же плакучим берёзам, в деревенскую часовенку, чтобы именно здесь вписать в поминальную книгу убитого на войне друга. Когда-то, будучи мальчиками, они приходили сюда и бездумно пошутили, оставив поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Они были уверены, что нет никакого горя. Но пришла война, убит друг, повествователь хочет в той старой поминальной книге оставить запись о нём, но тех поминальных книг уже нет. «Нарушены»,- отвечает монах.

Учитель. Что противостоит, по мысли автора, человеческому разрушительному беспамятству?

Ученики. Плакучие берёзы. Чтобы люди видели в «плакучих берёзах по дорогам» символические колокольни и услышали их погребальный звон, чтобы не забыли о погибших.

Учитель. Плакучим берёзам суждено преодолевать беспамятство. В том числе и рассказу Шмелёва. Теперь нам становится понятно, почему рассказ назван так.

Учитель. Вы обратили, какой подзаголовок имеет рассказ?

Сообщение ученика. Памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского. Капитан Пиуновский — друг детских лет автора, с ним они в детстве ловили окуней в Мещанском пруду, играли в эскимосов, общались с А.П.Чеховым, ходили в Троице-Сергиеву лавру на благословение к старцу Варнаве (рассказ «У плакучих берез»). Е.Пиуновский — реальное историческое лицо. Он является героем нескольких произведений И.Шмелёва: в лирическом рассказе «У плакучих берез» (1914), в «маленькой трилогии» писателя эмигрантских лет «Как я встречался с Чеховым» (1934), в романе «История любовная» (1927). Погиб в 1914 году в Карпатах в самом начале Первой мировой войны. Посмертно награжден орденом Святого Георгия.

Учитель. Таким образом, рассказ о Евгении Пиуновском — это и поэтический реквием по всем воинам, не вернувшимся с полей войны. «Березы их знают: они проходили здесь мальчуганами, матери носили их на руках к Угоднику, чтобы выпросить для них лучшей доли. Березы знают, за что они там легли. Они все знают… Они заглядывают и в мою душу, тянутся слабеющими ветвями, чтобы перерыть в ней чистое и темное… Шепчут они. Не то молятся, не то плачут…»

Рефлексия.Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Предлагаю учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке, высказаться о выступлениях учеников-информаторов.

Проверка усвоения изученного

Тестирование по рассказу И.С.Шмелёва «У плакучих берёз».

1.В основу миниатюры положено конкретное событие:

1) смерть друга;

2) смерть старичка;

3) смерть Тита и Сидора.

2. Повествователь идёт в деревенскую часовенку:

1) чтобы поговорить с монахом;

2) чтобы оставить запись о погибшем;

3) чтобы увидеться с плакучими берёзами.

3. Плакучие берёзы — это:

1) образы матерей, потерявших сыновей;

2)деревья с длинными, свисающими ветвями;

3) образ-символ, напоминающий об убитых.

4. Какой прием (или приёмы) лежит (лежат) в основе композиции рассказа:

1) приём антитезы;

2) усиление;

3) контраст и усиление.

5. Повторы: «Но тропки — те же, и люди те же, и так же бредут к Угоднику…» помогают создать:

1) образ плача;

2) повтор слов;

3) образ остановившегося времени.

6. Рассказ посвящён памяти павшего в бою капитана Е.Е.Пиуновского, который является:

1) другом детских лет автора;

2) вымышленным героем;

3) героем Первой мировой войны.

7. Какое средство изобразительной выразительности использовано в предложении: «Берёзы знают, за что они там легли. Они все знают…»:

1) сравнение;

2) эпитет;

3) лексический повтор.

8. Главное в рассказе «У плакучих берёз»:

1) изображение войны как величайшего национального бедствия;

2) призыв к преодолению беспамятства;

3) повествование о личном горе.

Ответы: 1-1; 2-2;3-3;4-3;5-3;6-1;7-1;8-1.

Подведение итогов урока

Комментарий к домашнему заданию. Перечитать рассказ «У плакучих берёз», написать отзыв о рассказе или подготовить выразительное чтение отрывка ( художественный пересказ).

Учитель. Надеюсь, что ваше знакомство с жизнью и творчеством писателя на сегодняшнем уроке не пройдет бесследно, и вы еще не раз обратитесь к произведениям писателя, познакомите с его творчеством своих близких, а в будущем — своих детей. Желаю Вам дружбы с этим великим русским писателем.

Автор: Вологжанина Анна Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Наукоград Кольцово

Тип проекта:

Познавательно-продуктивный, групповой.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность заявленной проблемы:

Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, очень скоро наступят холода. А еще в этот день наши предки предсказывали погоду по особым приметам, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Название «синица» происходит вовсе не от цвета оперения этих птиц, как многие считают. Свое имя эти птицы получили за пение звонких песен, которые напоминают перезвон колокольчика. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.

Проблема проекта:

В старшем дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день», у них мало знаний о зимующих птицах, дети мало знают о том, как помочь птицам выжить в зимнее время.

Цель проекта:

Формирование у детей и их родителей экологической привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».

2. Расширить и обобщить знания детей о синицах и зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания.

3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.

4. Научить заботиться о птицах в зимнее время.

5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат знания об экологическом празднике «Синичкин день»;

2. Пополнят свои знания о зимующих птицах;

З. Расширять словарный запас;

4. Научаться заботиться о зимующих птицах;

5. Приобретут экологическую привычку подкармливать птиц зимой.

Основные направления реализации проекта:

Социально – коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Художественно – эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Продукт проекта:

Пополнение предметно — развивающей среды.

Создание тематического альбома: «Зимующие птицы».

Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах.

Картотека загадок для детей о птицах.

Изготовление и развешивание кормушек

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

I подготовительный этап

1. Подбор и изучение материалов по данной теме.

2. Разработка паспорта проекта.

3. Составление комплексно — тематического планирования воспитательно — образовательной работы.

4. Подбор дидактических игр.

5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта.

II основной этап

1. Социально – коммуникативное развитие:

проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что за птица», «Третий лишний», «Гнездовья птиц», «Птички на ветках», «Зимующие птицы», «Кто как кричит», «Найди по описанию», «Как кто устроен»;

проведение пальчиковой игры «Сорока — Белобока», «Индюк», «Птицы»;

развешивание кормушек;

Кормление птиц.

2. Познавательное развитие:

Беседы: «Зимующие птицы», История возникновения праздника «Синичкин день», «Птицы нашего края», «Покормите птиц зимой»;

наблюдения на прогулке за птицами;

рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме;

интегрированное занятие «Зимующие птицы».

3. Художественно – эстетическое развитие:

лепка рябины для птиц;

рисование птиц;

прослушивание птичьих голосов;

конструирование птиц из бумаги;

изготовление стенгазеты «Репортаж о птицах».

4. Речевое развитие:

описание зимующих птиц;

рассказывание о птицах;

чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», Н. Калинина «Про птиц», З. Александрова «Новая столовая», Л. Татьяничева «Снегири», Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» и другие

разучивание стихотворений о птицах

отгадывание загадок о птицах.

5. Физическое развитие:

разучивание комплекса утренней гимнастики «Зимующие птицы».

подвижные игры: «Кот и голуби», «Совушка — Сова», «Гуси – лебеди», «Зимующие птицы» и другие

6. Работа с родителями:

папка – передвижка «Зимующие птицы»;

консультации: «Покормите птиц зимой», «Как смастерить кормушку своими руками».

III заключительный этап

1. Создание тематического альбома «Зимующие птицы».

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.

3. Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012 г.

5. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. — М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.

6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

7. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007 г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,2 КБ

Опубликовано: 23.12.2021

  • Рассказ почему я люблю осень для 2 класса составить рассказ
  • Рассказ почему мне нравится осень 2 класс литературное чтение
  • Рассказ почему белые медведи не живут в лесу из книги экология в картинках
  • Рассказ почему осеева ответы на вопросы
  • Рассказ почему мне нравится осень для 2 класса по литературному чтению