Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Тема урока: если бы на земле не было растений задачи урока: образовательная подвести учащихся к выводу о незаменимости растений

Тема урока: «Если бы на Земле не было растений»

        Задачи урока:

       Образовательная – подвести учащихся к выводу о незаменимости растений

на Земле.

       Развивающая – создать условия для развития логического мышления,

умения рассуждать, и выбирать  главное.

       Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

воспитывать умение слушать.

        Оборудование:

Учебник  «Окружающий мир», таблицы, файлы с заданиями и тестами,

сообщения учащихся, тетради учащихся.

                                                               Ход урока:

I  Организационный момент.

II   Проверка домашнего задания.

Карточка № «1»

Тест «Узнай растение»

Карточка № «2»

«Найди пару» (растения-символы государств)

Карточка № «3»

— Вспомни о чем тебе говорят эти растения или его части (символы

государств);

— Самопроверка (ответы на доске)

                                                                (Смотри приложение №1);

— Подведения итогов.

III Актуализация знаний, выход на тему и цели урока.

— Ребята на доске вы видите  ?

— Что означает этот знак?

— Правильно – это «рубрика». Выскажи предложение.

— Прочитайте эти предложения, записанные на доске.

* Без растений жизнь на земле была бы невозможна.

*Человек не может жить без растений.

— Ребята подтвердите или опровергните эти предложения.

— Какие доказательства вы можете привести?

(Выслушиваются ответы ребят).

IV Изучение нового материала.

Учитель:

1.  А теперь ребята сравните свои предложения и доказательства с текстом авторов нашего учебника.

                                                 (Смотри приложение №2).

— Все ли доказательства вы вспомнили?

— А о чем мы забыли сказать?

                                                         Физкультминутка:

А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотрели вправо, влево).

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

2. Рубрика «Этот удивительный мир» (сообщения говорят учащиеся):

А) О репе

Б) О значении зеленого цвета.

3. Работа с таблицей (фронтальная).

Ребята внимательно рассмотрите таблицу с рисунками

                                                                                                (Смотри приложение №3)

— А теперь расскажите:

Какие растения «кормят» человека, какие «одевают», какие «лечат», какие

дают строительный материал, а какие – бумагу и краски.

V Обобщение (рефлексия):

1)  Коллективная работа.

Составление схемы на доске и в тетради.

Укрепление

склонов

оврагов  

Заглушение

шума

Кислорода и

чистого

воздуха

      Растения — источник

Строительных

материалов и

предметов быта

           Одежды     Красоты      Пищи        Здоровья

2) Объясни, почему лес называют легкими Земли.

— Где легче дышится: возле автомобильной трассы или на лугу?

Почему?

Домашнее задание:

1.  стр. 36-38

2. Сочинение рассуждение «Если бы на Земле не было растений»

(по желанию).

VI Итог урока:

Итак, наш урок почти закончен. Вы хорошо поработали, но остался один

не использованный листок в ваших файлах. Это SMS сообщение другу и я

прошу вас его отправить.

SMS сообщение:

Что нового и интересного ты узнал на уроке?

Кратко запиши______________________________________________________

                                                          Приложение №1

Тест «Узнай растение»:

1. Растение растет в горах. Говорят, что кто его увидит, будет

счастливым _________________________________________________________

2. Растение растет в лесу, особенно красиво весной, когда цветет, но его

плоды ядовиты_______________________________________________________

3. Растение которое является лекарством шмелей и пчел т.к. в его цветах

много нектара _______________________________________________________

4. Растение которое как будто следит за солнцем _________________________

5. Сорняк, но в то же время лекарственное растение, его цветки-корзинки

раскрываются утром и закрываются вечером _____________________________

6. Вечнозеленый стелющийся кустарник, который растет на болотных

кочках ______________________________________________________________

7. Растение о котором можно сказать, что оно карабкается, цепляется,

обвивает, поднимается ________________________________________________

Тест «Узнай растение»:

1. Растение растет в горах. Говорят, что кто его увидит, будет

счастливым _________эдельвейс__________________________________

2. Растение растет в лесу, особенно красиво весной, когда цветет, но его

плоды ядовиты_________ландыш______________________________________

3. Растение которое является лекарством шмелей и пчел т.к. в его цветах

много нектара _______  медуница_______________________________________

4. Растение которое как будто следит за солнцем __подсолнечник___________

5. Сорняк, но в то же время лекарственное растение, его цветки-корзинки

раскрываются утром и закрываются вечером _____одуванчик_______________

6. Вечнозеленый стелющийся кустарник, который растет на болотных

кочках ______________клюква__________________________________________

7. Растение о котором можно сказать, что оно карабкается, цепляется,

обвивает, поднимается ______________горох_____________________________

*Тест «Найди пару»:

Канада                                                                                                               береза

Япония                                                                                                               кактус

Россия                                                                                                                тюльпан

Индия                                                                                                                кленовый лист

Мексика                                                                                                            лотос  

Голландия                                                                                                        хризантема

** Вспомни о чем тебе говорят эти растения или его части (символы

государств).

Лотос ______________________________________________________________

Тюльпан ___________________________________________________________

Кленовый лист ______________________________________________________

Береза _____________________________________________________________

Кактус ______________________________________________________________

Хризантема __________________________________________________________

Приложение №2

Если бы на Земле не было растений

       На свету в растениях образуются вещества, необходимые для жизни других

живых организмов, в том числе и человека.

       Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, хлеба?

Крупы, из которых мы варим каши, тоже получают из растений, и соки, и  

лекарства,  и ещё многое-многое другое. Растения – кладовая витаминов.

Овощи, зелень (петрушка, укроп), фрукты богаты витамином С, а хлебные злаки

— витамином В.

      Всем живым существам, в том числе и человеку, необходим для дыхания

кислород. Кислород в атмосферу выделяют растения. Именно благодаря

растениям содержание кислорода в воздухе почти не меняется.

Кроме того, растения как пылесосы, очищают воздух от пыли и различных

газов. Некоторые растения, например сосна, черёмуха, лук, чеснок, выделяют в

атмосферу особые вещества, губительно действующие на бактерии, которые

могут вызывать различные болезни. Много таких веществ образуется в луке,

чесноке, поэтому эти овощи рекомендуют есть, чтобы не заболеть гриппом.

А ещё растения преграждают путь ветрам, смягчают жару, ослабляют зимнюю

стужу. Их сажают там, где нужно задержать снег и обеспечить почву влагой.

Растения укрепляют склоны оврагов и не дают им «расти».

! 

Растения улучшают природную среду: обогащают воздух кислородом,

очищают воздух от вредных примесей и пыли, выделяют в окружающую среду

вещества, которые убивают болезнетворных бактерий. Своей листвой растения заглушают шум.

Это интересно:

Ты конечно, знаешь сказку «Репка». Долгое время на Руси репа была главным

овощем. Из летописи известно, что наши предки отводили ей почетное место

после пшеницы. Употребляли репу свежей, вареной, пареной. Так было до тех

пор, пока репу «не потеснил» картофель.

Это интересно:

Знаешь ли ты, что зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и

настроение? Оказывается, зеленый цвет меньше всего утомляет человека.

Достаточно несколько минут посмотреть вдаль на зеленые деревья, чтобы

отдохнули уставшие глаза. Зеленые комнатные растения не раздражают, а,

наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать. Вот почему в

школьных классах на окнах должно быть много растений.

 Приложение №3

1. Чеснок. 2. Шиповник. 3. Лён. 4. Хлопчатник. 5. Камыш

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Растения играют огромную роль в существовании нашей планеты, а также непосредственном существовании жизни на Земле. Однако почему без растений невозможна жизнь на Земле, ведь, казалось бы, отсутствие деревьев в плотных городских массивах и современных мегаполисах сказывается лишь на том, что районы становятся не совсем уютными, а также не имеют мест для отдыха. В данном вопросе мы сегодня и разберемся.

Значение зеленых растений в природе исключительно велико. В процессе фотосинтеза в хлорофилловых зернах под воздействием солнечных лучей из углекислого газа и воды  автотрофами (растениями) создаются органические вещества. Эти органические вещества используются на питание всех органов растений, а также на образование клеток растения. Животные и человек потребляют готовые органические вещества, которые образуются только в зеленых растениях.

Без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ.

Но этим не ограничивается значение зеленых растений. Они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, очищают загрязненный воздух, поглощая из него углекислый газ.

Много лет назад в зарубежной печати появилась статья, автор которой пророчил человечеству и всему живому на Земле гибель от углекислого газа. В статье говорилось, что количество углекислого газа в воздухе из года в год будет увеличиваться, так как его выделяют в атмосферу многочисленные заводы и фабрики, увеличивающееся людское население, животный мир и сами растения.

Но ученые, изучающие жизнь растений, доказали, что пока на Земле существует достаточное количество зеленых растений, запасы кислорода не иссякнут. Удушье от углекислого газа никогда не наступит. Потребляя углекислый газ, необходимый для образования органических веществ, растения тем самым очищают воздух. Они пополняют его кислородом, после чего воздух становится пригодным для жизни.

8 причин, почему без растений невозможна жизнь на Земле

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выработка кислорода

Еще со школьной скамьи большинство из нас помнит о том, что растения служат людям и всему земному шару тем, что вырабатывают кислород. Однако к данному факту большинство людей относится достаточно скептически, не задумываясь о том, что такая «помощь» со стороны растений может быть существенной. Впрочем, если же посмотреть на фактические данные, можно узнать, что всего лишь одно единственное дерево способно в течение суток выделить такое количество кислорода, которого будет достаточно трем людям для жизни в течение все тех же суток. А теперь представьте себе, сколько кислорода за сутки/за месяц/за год вырабатывает целый лес или даже небольшая лесополоса.

Фотосинтез – уникальный процесс создания органических веществ из неорганических. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключённую в органических веществах. Таким способом поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасённая зелёными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека. Выдающийся русский ученый конца ХIХ – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) роль зелёных растений на Земле назвал космической. Он писал:

Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического.

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Поглощение углекислого газа (CO2)

Еще одной важнейшей функцией, за которую на нашей планете отвечают растения, является поглощение углекислого газа. Из всех присутствующих на Земле объектов именно растения способны выполнять такую «работу» и очищать нашу атмосферу от непригодных для использования газов CO2, ведь если бы его уровень в атмосфере превысил допустимые нормы, это все привело бы к неблагоприятному исходу для всего живого.

Почвообразование

Органические вещества, образованные зелёными растениями, потребляются живыми существами суши. Отходы процессов жизнедеятельности организмов, продукты гниения и разложения мёртвых тел (растений, животных, грибов, бактерий) и их отдельных частей (опавшие листья, отмершие корни, корневые волоски, обильные корневые выделения), попадая в верхний слой земной поверхности, разлагаются там и принимают участие в создании уникального природного образования – почвы.

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Почва образуется и развивается на поверхности Земли в результате взаимодействия элементов живой и неживой природы. Без органических соединений почва не образуется. От количества органических веществ – гумуса – зависит плодородие почвы.

Животный мир

Нужно уделить внимание и животному миру, ведь он также не мог бы существовать без растений на Земле. Дело в том, что очень многие животные, в том числе и дикие, питаются растениями, являясь травоядными. То есть, если бы на планете не было для них пищи – они бы попросту вымерли. Однако затрагивают растения и хищных животных, ведь они, в свою очередь, питаются другими представителями животного царства, которых, как мы уже сказали, без растений не было бы. Соответственно, вымирание ожидало бы и хищников.

Накопление органической массы

Все живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую зелёные растения с помощью хлорофилла получили от Солнца и заключили в углеводах и других органических соединениях. Углеводы – важный продукт фотосинтеза.

Многие растения, такие как сахарный тростник, сахарная свёкла, лук, горох, кукуруза, виноград, финик, запасают сахара в стеблях, корнях, луковицах, плодах и семенах. Именно сахара служат главным источником энергии для всех живых существ, так как легко могут стать одним из наиболее активных соединений в любой живой клетке.

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Однако не все растения имеют зеленую окраску. Грибы, бактерии и некоторые из высших растений лишены хлорофилла и потому неспособны сами вырабатывать для себя органическую пищу из веществ неорганических. Подобные не зелёные растения (сапрофиты), часто невидимые простым глазом, в изобилии поселяются на мертвом органическом веществе, остающемся после гибели растений и животных, используют его для своего питания, разрушают, минерализуют и таким образом приводят в состояние, доступное для использования зелеными растениями. В этом заключается положительная роль незеленых – бесхлорофильных растений.

Накопление энергии

Постоянно поглощая энергию в виде солнечного излучения, растения её накапливают. Накопление энергии – очень важное для живой природы явление, обусловленное фотосинтезом зелёных растений. Органические вещества – отличный энергоноситель. Человек широко пользуется газом, нефтью, углем, дровами – все это органические вещества, которые выделяют при сгорании энергию, некогда занесённую в зелёных растениях.

Влияние на климат

Растительный покров оказывает огромное влияние на формирование и изменение климата, исключительна роль растений в почвообразовательном процессе, в повышении плодородия почв. Лес смягчает резкие колебания температуры, улучшает водно-воздушный режим почв, задерживает ветер. Лесные насаждения скрепляют почву на склонах и препятствуют движению сыпучих песков, предотвращают развитие эрозионных процессов.

Очистительная функция

Не менее важна санитарно-гигиеническая и эстетическая роль растений. Они убивают болезнетворные организмы, очищают воду и воздух (на них оседает более 70% взвешенной в воздухе пыли и до 60% сернистого газа), служат преградой для распространения звуковых волн. Любая растительность украшает ландшафт и оздоровляет атмосферу.

Значение растений в жизни человека. Культурные растения

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез.

Формирование газового состава атмосферного воздуха, как известно, также находится в прямой зависимости от растений. Один гектар кукурузы выделяет за год 15 т кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек. Весь кислород атмосферы проходит через зеленое вещество примерно за 2000 лет. За 300 лет растения усваивают столько углерода, сколько его содержится в атмосфере и водах. Годовая химическая энергия продуктов фотосинтеза в 1000 раз превышала выработку энергии в конце XX в. всеми электростанциями мира. Установлено, что растения Земли в процессе фотосинтеза ежегодно образуют более 177 млрд т органического вещества.

Растительность оказывает большое влияние на климат, водоемы, животный мир и другие элементы биосферы, с которыми она тесно взаимосвязана. От характера растительности во многом зависит и характер биоценоза, экосистемы, их морфологическая и функциональная структура, биогеоценотическая деятельность компонентов. Велико значение растений в жизни человека. Прежде всего растительность представляет необходимую среду жизни людей. Дикорастущая флора является неоценимым генетическим фондом в селекционной работе при создании новых сортов сельскохозяйственных культур. По Н.М. Черновой и др. (1995) большая часть растений, которые обеспечивают сегодня около 90% продовольствия в мире, появились путем окультирования диких растений

Сотрудниками Всероссийского института растениеводства (ВИР) установлено наличие в России около 600 диких видов, являющихся сородичами культурных растений. Многие из них послужили базой для выведения более 1500 новых сортов.

Рассказ почему без растений невозможна жизнь на земле 3 класс окружающий мир

Отрицательное же значение растительности по сравнению с приносимой ею пользой незначительно. Так, некоторые виды диких растений растут в качестве сорняков на обрабатываемых землях и пастбищах. В отдельных местах приходится бороться с зарастанием водоемов, каналов. Иногда массовое развитие водной растительности вызывает появление летних заморов рыбы в озерах. Известны и некоторые другие случаи вредного воздействия растений на человека (отравления, грибковые заболевания) и хозяйство (обрастание днищ судов, зарастание дорог и т. п.).

Культурные растения – растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Согласно восьмому изданию Международного кодекса номенклатуры культурных растений в настоящее время признаются три категории культурных растений: сорт, грекс (только для Орхидных) и группа.

Культурные растения, полученные из диких путём гибридизации, селекции или генной инженерии. В процессе поиска диких растений для превращения их в культурные и использования возникло учение о центрах происхождения культурных растений. В 1926 – 1939 годах Н. И. Вавилов обобщил накопленные знания и выделил семь основных центров происхождения культурных растений. В отличие от декоративных видов, культурные растения не имеют естественных ареалов.

Видео



Источники

  • Рассказ попутчика часть 2
  • Рассказ похожий на басню с моралью
  • Рассказ похожие но разные слушать
  • Рассказ попрыгунья чехов читать
  • Рассказ пожалуйста не уходи