Рассказ по теме этика

15 декабря 2021 г. 16:19искусственный интеллект одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. с

15 декабря 2021 г. 16:19

Искусственный интеллект — одно из самых спорных явлений, связанных с развитием цифровизации в современном мире. С одной стороны, все мы ежедневно сталкиваемся с его проявлениями — смартфоны и голосовые помощники, обработка персональных данных, диагностика заболеваний и многое другое. С другой стороны, есть этические вопросы разработки и использования интеллектуальных компьютерных систем, которые до конца не решены и тревожат православное сообщество. Существуют ли перспективы создания машинного разума в обозримом будущем, какие цифровые технологии допустимы с точки зрения Евангелия, в чем действительно могут помочь умные роботы и можно ли доверять их выводам относительно человека, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель совместной рабочей группы двух комиссий Межсоборного присутствия (комиссии по богословию и богословскому образованию и комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации) епископ Переславский и Угличский Феоктист (№ 12, 2021, PDF-версия).

Занимательная философия

Последние десятилетия искусственным интеллектом интересуются люди самых разных специальностей — от философов и программистов до политиков, религиозных деятелей и домохозяек. Наверное, не получится найти современного человека, который бы не имел своего мнения относительно технологий искусственного разума.

Огромное влияние на отношение большинства людей к этому достижению научно-технического прогресса оказывают произведения писателей-фантастов и снятые по мотивам их книг фильмы и сериалы. То, что знают обычные люди об искусственном интеллекте, как правило, основывается лишь на художественных произведениях, в ряде случаев подкрепленных громкими заявлениями IT-гигантов1, опубликованными в СМИ.

Если же начать пристально оценивать то, что происходит в области разработки таких технологий, то мы довольно быстро убедимся в отсутствии реальной перспективы создания полноценного искусственного интеллекта в обозримом будущем. По этой причине размышления о том, как нам с ним взаимодействовать, что это такое в философском и богословском смыслах, и все связанные с этим фобии ничем не отличаются, скажем, от размышлений относительно безопасности воздушных перевозок людьми, жившими тысячу лет назад. Это занимательно и увлекательно, но не более того.

Но есть реальные вопросы и проблемы современных технологий, на которых стоит сосредоточить свое внимание. Конечно, такого рода вопросов и проблем — множество, они затрагивают самые разные сферы нашей жизни.

Один из них состоит в определении границы между допустимым и недопустимым использованием технологий искусственного интеллекта с точки зрения Евангелия.

Алгоритмы, способные моделировать интеллектуальную деятельность человека

Отрадно, что вопросы этического измерения применения современных технологий привлекают к себе все большее количество ученых. Для примера можно привести масштабный и качественный доклад «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий», который был сделан в минувшем году Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ2. Этой же академией в текущем году был подготовлен еще один доклад на схожую тему: «Этика и «цифра»: от проблем к решениям»3. Обе эти работы представляют собой серьезные научные труды, которые дают возможность погрузиться в проблему и детально разбирают вопрос этических вызовов, стоящих сегодня перед человечеством в связи с развитием цифровых технологий.

Авторы докладов предлагают несколько важных определений этики искусственного интеллекта, а также самого искусственного интеллекта. Эти определения очень важны, потому как они закладывают фундамент дальнейших рассуждений. Так, предлагается считать, что «искусственный интеллект — это наука и технология, включающая набор средств, позволяющих компьютеру на основании накопленных знаний давать ответы на вопросы и делать на базе этого экспертные выводы, то есть получать знания, которые в него не закладывались разработчиками. Область «искусственного интеллекта» является междисциплинарной и входит в комплекс компьютерных наук, а создаваемые на ее основе технологии относятся к информационным. В общем случае под искусственным интеллектом принято понимать алгоритмы и программные системы, способные моделировать интеллектуальную деятельность человека»4.

Этические вопросы — это вопросы прикладного характера, поэтому исследование этики цифровых технологий исключает какие-либо футурологические построения; следовательно, далее речь пойдет исключительно о так называемом слабом, или прикладном, искусственном интеллекте, под которым понимаются «прикладные системы на базе искусственного интеллекта, направленные на решение какой-либо конкретной задачи; фактически это все решения, которые окружают нас сейчас. Помощь такого искусственного интеллекта делает жизнь более комфортной, а работу более производительной. Подобные системы постоянно совершенствуются, уже сейчас многие конкретные виды работ системы с искусственным интеллектом делают лучше людей»5.

Слабый искусственный интеллект, как известно, противопоставляется сильному, или универсальному, который можно определить как «гипотетический искусственный интеллект, способный решать любые интеллектуальные задачи и самостоятельно осуществлять целеполагание, — то есть сравнимый с человеческим по своим свойствам, а во многих смыслах даже превосходящий его»6.

Исследователи сходятся во мнении, что на настоящем этапе развития науки не обнаружены какие-либо теоретические препятствия для возникновения сильного искусственного интеллекта, «однако вряд ли стоит ожидать его появления в ближайшее десятилетие из-за необходимости решить большое количество сложных научных и практических задач реализации»7. Также стоит отметить, что многие исследователи настроены значительно менее оптимистично и утверждают, что появление сильного искусственного интеллекта — это вопрос не нескольких десятилетий, а нескольких веков.

Проблема создания машинной этики

Теперь стоит дать определение этики искусственного интеллекта, которая должна лежать в основе как разработки, так и использования технологий искусственного интеллекта. Здесь важно напомнить, что задачу систематизации этических норм поставил в 2019 году Президент РФ В.В. Путин: «Сейчас во всем мире разворачивается дискуссия о социальных аспектах и последствиях использования искусственного интеллекта, это очень важная тема. Предлагаю профессиональному сообществу, компаниям подумать над формированием свода этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом»8.

Такая работа сейчас действительно ведется. Но вот в чем дело: необходимо отличать этику взаимодействия человека с искусственным интеллектом от этики самого искусственного интеллекта. Это две совершенно разные области: этику технологий искусственного интеллекта «от этики других областей отличает проблема этичного поведения интеллектуальных систем в ситуации, когда ее решение касается людей. Принципиально важно, что система искусственного интеллекта способна самостоятельно принимать решения, касающиеся человека, и анализировать данные в таких объемах и с такой скоростью, как человек делать не в состоянии (следовательно, человек не может проверить верность решений). Соответственно, основная проблема — определение того, насколько решения, принимаемые интеллектуальной автономной системой, соответствуют этическим нормам, то есть насколько она этична». Таким образом, перед нами стоит проблема создания так называемой машинной этики. Необходимо снова сделать оговорку: речь идет не об этике «думающих» машин, а об этике программ, которые оперируют большим количеством данных и на основании этих данных предлагают человеку некие выводы. Другими словами, «основной вопрос — это этичность поведения самой системы, что вызывает целый ряд проблем. Предстоит понять, в чем заключается этичность решения»9. Авторы доклада «Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий» признают, что «на этот вопрос очень сложно получить однозначный ответ от моральных философов. Однако без привлечения профессиональных специалистов по этике разработчики этической компоненты искусственного так и останутся в плену своих бытовых представлений о морали. Следовательно, принципиально важно установить связи между этическими концепциями, понятиями и сущностями и техническими элементами, в которых они могут быть воплощены, то есть решить вопросы конструктивных определений и онтологий»10.

Существуют попытки создания математического аппарата для решения указанной проблемы, в рамках этой задачи особо «актуально рассмотрение и использование различных неклассических логик (например, многозначных), механизма многокритериальной классификации, вероятностных подходов и так далее»11. Но математический аппарат — это лишь инструмент, который может быть использован для реализации бесчисленного множества алгоритмов, тогда как суть вопроса состоит в том, что именно должно лежать в основе этики искусственного интеллекта.

Божественная логика Христовых заповедей

Все мы прекрасно понимаем, что этические системы могут быть самыми разными, в том числе и такими, которыми оперируют запрещенные на территории нашей страны экстремистские группировки и секты. Но этика этих сообществ — ярко негативный пример, можно привести более нейтральные системы: этично то, что считает таковым большинство, или этично то, что определило как таковое государство. А может быть, этично то, что полагают таковым философы, занимающиеся разработкой проблем морали? Какую этику выбрать в качестве этики искусственного интеллекта? С христианской точки зрения этично и непререкаемо лишь то, что определил как таковое Господь наш Иисус Христос. Но здесь возникает серьезная проблема: этика искусственного интеллекта нуждается в формализации для того, чтобы она была программно реализована в цифровых системах, а Спаситель неоднократно и самыми разными способами подчеркивал недопустимость формализации морали. Современные Ему попытки создания этической системы Он неоднократно и очень жестко критиковал и обличал, говорил, что такая система уводит человека, ей подчиненного, в противоположную от Бога сторону. В качестве наиболее яркого примера такого рода критики можно привести 23-ю главу Евангелия от Матфея, в которой собраны обличения Христом книжников и фарисеев. На основании Ветхого Завета они успешно выстроили этическую систему с использованием ряда формальных логических принципов, с помощью которых можно было вывести на основании Пятикнижия Моисея этически верное с точки зрения иудаизма отношение к абсолютно любому явлению жизни, а также к человеку или какому-либо материальному объекту. По большому счету любая другая этика, кроме этики христианской, подобна этике евангельских книжников и фарисеев, так как в ее основе всегда лежат некоторые законы, которые повинуются формальной логике. Примеры такого рода законов можно привести еще раз: правильно то, что считает таковым большинство; правильно то, что считает таковым государство. Это непротиворечивые законы, на их основе относительно просто выстроить логику принятия этических решений системами искусственного интеллекта.

Но не так обстоит дело с христианской этикой. Несмотря на то что Евангелие содержит в себе заповеди, которые дал Христос, эти заповеди невозможно свести к единой непротиворечивой системе, потому как даже на уровне формулировок они противоречат друг другу. Но это — на уровне формальной логики, то есть всех тех логик, которые способен выстроить, постичь и формализировать человек. Христовы заповеди повинуются совершенно иным закономерностям, их логика принципиально не может быть системно выстроена, потому что она имеет не человеческое, а Божественное происхождение, соответственно, она не подчиняется ни человеческому восприятию, ни тем более языку. Христос выражал эту логику одним лишь словом: любовь. Полная же формулировка звучит так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10:27). В каждом конкретном случае вопрос о том, какое именно решение и действие будет проявлением любви, зависит от бесчисленного числа факторов, которые принципиально невозможно свести в единую систему.

Подспорье для решения многих задач, но не всех

На основании всего вышеизложенного можно сделать довольно банальный и предсказуемый вывод: любая запрограммированная этика порочна. Следовательно, любая система искусственного интеллекта, которая принимает решение относительно человека, — «плохая». А «хорошими» с христианской точки зрения можно считать лишь системы, которые являются вспомогательными, при этом должно быть соблюдено условие прозрачности их алгоритма для конечного пользователя.

Конечно, такие умозаключения могут показаться имеющими в себе дух алармизма, пусть и сдержанного. Но есть и другая сторона вопроса: любая система искусственного интеллекта, которая способна делать вывод, касающийся человека, делает этот вывод на основании несравненно большего числа данных, чем используем мы. Вынося свой вердикт другому человеку, мы ориентируемся лишь на несколько деталей, далеко не все из которых можно считать объективными и заслуживающими внимания. К примеру, у нас может быть эстетическое неприятие тех или иных внешних особенностей человека, что мешает делать относительно него выводы, претендующие на объективность. Но тем не менее различные выводы мы все равно делаем, причем регулярно. Тогда как искусственный интеллект, встроенный, к примеру, в поисковые интернет-системы, ориентируется в своих выводах на запросы пользователей, а это уже совершенно иной уровень знания человека. Безусловно, он тоже не абсолютен, но при этом по объективным критериям он более достоверен, чем то впечатление, которое дают внешние характеристики человека. Но и здесь велика вероятность ошибки, хотя бы по той причине, что человек не сводится к сумме своих слов, мыслей и действий.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать заключение, что системы искусственного интеллекта могут быть прекрасным подспорьем в решении очень многих задач, но их выводы относительно человека — лишь еще один из множества факторов, которые используются, когда есть необходимость принять решение, касающееся другого индивидуума; само же принятие решения должно оставаться за человеком. При этом каждый из тех, кто вовлечен в процесс принятия такого рода решений, должен руководствоваться словами Христа Спасителя и всеми силами стараться видеть ближнего таким, каким его создал и видит Бог, то есть богоподобным. Так смотреть на человека может только другой человек при содействии Духа Святого, никакой машине, даже самой совершенной, это не подвластно.


1 Довольно подробный разбор этих вопросов см., напр.: Маркус Г., Дэвис Э. Искусственный интеллект: перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять. М., 2020.

2 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. М.: РАНХиГС, 2020. 207 с.

3 Этика и «цифра»: от проблем к решениям / под ред. Е. Г. Потаповой, М.С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.

4 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. С. 43.

5 Искусственный интеллект. К выбору стратегии. М.: РАНХиГС, 2018 / Текст: электронный // URL: https://www.ranepa.ru/ images/News/2019-05/30-05-2019-AI-report-2019.pdf.

6 Там же.

7 Там же.

8 Путин: РФ способна стать одним из глобальных лидеров в сфере искусственного интеллекта // ТАСС: информационное агентство России: [сайт]. Текст: электронный. URL: https://tass.ru/ekonomika/7096728.

9 Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий.  С. 57.

10 Там же.

11 Там же. С. 60.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Цели:

  • продолжить знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе, раскрыть положение: «Мама — творец человека»;
  • продолжить учить детей ценить и дорожить великим даром общения;
  • воспитывать у учащихся чуткое, внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.

Оборудование: учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор — Студеникин М.Т., изд. «Русское слово», 2014 год; сердце из бумаги, видеоролик «Притча о маме (с озвучкой), компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, записи мелодий, презентация к уроку, таблички с названиями команд: «Улыбка», «Веснушки», «Капелька», «Солнышко»,карточки для индивидуальной и групповой работы (тексты рассказа «Сыновья» В.А.Осеевой и «Сердце матери» Марии Скребцовой), задания командам.

Ход урока

I. Организационный момент. Рефлексия настроения

— Ребята. Встаньте, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу, нашим гостям, чтобы в классе стало тепло, уютно, дружелюбно.

— Всем, всем добрый день и работать нам не лень. Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

II. Введение в тему

— Чтобы узнать тему урока, посмотрите Притчу (показ «Притчи о маме»). Слайд 1.

Этот ангел — мама. Для нас большое счастье, когда мама рядом, когда она здорова, когда она может нас приласкать, утешить, пожалеть. Мама — творец человека. Мама дала нам жизнь, вложила в наши сердца первые понятия о добре и зле, чести и достоинстве. И каждый человек должен быть благодарен своей маме за это.

III. Сообщение темы и целей урока

Слайд 2.

Прочитайте эпиграф к уроку:

«Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
О.Бальзак

— Как вы понимаете эти слова? Так о чём мы с вами будем говорить?

Тема урока «Сердце матери». Слайд 3

Цель: представить и описать сердце матери, раскрыть особенности материнской души.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с учебником «Светская этика» (стр.113-114).

Задание: прочитайте указанные страницы и найдите ответы на следующие вопросы.

Вопросы:

  1. Какова роль матери в семье? Слайд 4.
  2. Когда в России отмечают День матери? (Новый праздник — День матери — постепенно приживается и в России. Установленный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября).
  3. Какие ещё праздники посвящены маме, матери? (8 марта — Международный Женский день, 8 июля — День семьи, любви и верности).

    В нашей стране есть семейные праздники, старинные и совсем молодые. Один из них появился недавно, 8 июля 2008 г. Как он называется? (Праздник семьи, любви и верности). А какой самый любимый праздник женщин? (8 марта). Кроме того, есть еще праздник — День матери. Когда он отмечается? (Последнее воскресенье ноября).
  4. Как празднуется День матери в других странах?

    (В 1914 году, президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей. Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны).
  5. Чем является мама для ребёнка?

2. Работа с притчей Марии Скребцовой «Сердце матери» (на листах).

Чтение притчи про себя. Слайд 5.

Сердце матери

На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им «при солнышке тепло, а при матушке добро».

Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: «Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я — высокая и…». Договорить она не успела.

Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.

Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.

Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. «Я никогда не брошу вас, — прошептала она березкам, — мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния».

Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…

Вопросы к сказке:

  1. Кто герои притчи?
  2. Что чувствовали юные берёзки рядом с мамой?
  3. Как защищала Берёза- мать своих дочек?
  4. Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чём и как поможет им материнское сердце?
  5. Какова главная мысль притчи? (Любовь матери огромна, неисчерпаема, глубока и всесильна).

Вывод учителя: Безгранично по своей доброте материнское сердце и материнская любовь. Ради ребёнка мать и в огонь бросится (пословица).

V. Физминутка

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

VI. Работа в группах (вспомнить правила работы в группе)

Слайд 6.

1 группа — «Сокровища материнского сердца»

Задание: выбрать качества души, присущие маме и приклеить их на сердце.

доброта

заботливая

нежность

родная

жестокость

чуткость

ложь

трудолюбие

терпение

гнев

строгость

ненависть

красота

тревога

милосердие

предательство

сострадание

ласка

верность

прощение

2 группа — «Народная мудрость».

Задание: составьте пословицы, объясните их значение. Подберите то чувство из сердца матери, которое соответствует данной пословице.

Сердце матери

и в огонь бросится.

У сына заболит пальчик,

одинаково сердцу больны.

В материнском сердце

лучше солнца греет.

Ради ребёнка мать

а у матери — сердце.

Матери все дети равны —

про всех детей ласки хватит.

Слова для справок: сочувствие, сопереживание, сострадание, бескорыстие, доброжелательность, самопожертвование.

3 группа — Прочитать по ролям рассказ В.Осеевой «Сыновья».

Герои: Автор, Три женщины, Старичок (5 человек).

«Сыновья» В.А.Осеева

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Учитель:

— Как называется рассказ?

— Почему старичок увидел только одного сына?

— Как бы вы поступили в данной ситуации?

4 группа — Творческая мастерская.

Задание: сочинить Синквейн «Мама».

Опорные слова: мамочка, мамулечка, матушка, святая, родная, милая, добрая, заботливая, любит, заботится, простит, поймёт, приласкает, воспитывает, драгоценная.

Проверка работы в группах.

Вывод: Будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую — вашу маму, берегите её здоровье, её силы — и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.

Стихотворение «Молитва о маме» (читает ребёнок). На фоне музыки девочка читает стихотворение. Слайд 7.

VII. Итог урока

Рефлексия. — Наш урок подошёл к концу, поделитесь мыслями и чувствами, которые он затронул в ваших сердцах. Закончите следующие фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Сегодня на уроке я понял….
  • Сегодня на уроке я решил….

— Что главное извлекли из урока? (Мама — творец человека)

Слайд 8.

Вывод: Мама — самый верный друг, который никогда не предаст своего ребёнка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.

Домашнее задание.

Слайд 9.

  • Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Сердце матери» (с.118-119), ответить на вопросы.
  • Выполнить задание на листочках Рабочей тетради.

— А сейчас, ребята, я обращаюсь к вам со словами:

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковыми с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней.

Если ваши мамы вдруг устали,

Добрый отдых вы должны им дать…

Вам наказ даю, напоминаю:

Дети, дети, берегите Мать!

— Большое спасибо всем за работу, урок окончен! Слайд 10.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Лидия Петровна! Благодарю Вас за очаровательные тигриные шаблоны!

Татьяна Владимировна, спасибо Вам за чудесный тест! Очень интересная у Вас получ…

Лидия Петровна, спасибо Вам за Ваше творчество, за Вашу чудесную работу, за то, …

Благодарю Вас, Елена Анатольевна, за созданный буклет — знакомство с разными игр…

Наталья Александровна! Спасибо за Ваши комментарии к моим работам. Приятно, что …

Любовь Анатольевна, спасибо Вам за красивый Рождественский видеоролик!

Елена Владимировна! Спасибо за положительный отзыв к моей работе! Очень приятно!

Категория Окружающий мир 4 класс содержит материалов: 505

Страницы: 1 2 3 25 26 »

Итоговый тест по окружающему миру за 2 четверть

s12539315

C помощью предлагаемого теста удобно проводить контроль, который даёт возможность определить, насколько ученик справился с требованиями, предъявляемыми школьной программой.Тест состоит из заданий разного уровня сложности.Учащемуся необходимо выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов.

№80108 |
18.12.2021 |
Cerg68

| 35Kb

Интерактивный тест по теме «Полезные ископаемые»

s21288609

Предлагаемая тестовая работа предназначена для контроля знаний учеников 4 класса по курсу «Естествозние» по ГОСО РК. Цель: проверить знания учащихся по теме. Учащимся необходимо выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов.

№80055 |
17.12.2021 |
Cerg68

| 36Kb

Интерактивный тест по теме «Земля-кормилица»

s80221155

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках окружающего мира с целью закрепления и самоконтроля по теме «Земля-кормилица».
Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Тест интерактивный, и учителю не надо проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№80044 |
16.12.2021 |
NLA

| 34Kb

Интерактивный тест «Знаешь ли ты Воронежский край»

s49024233

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках окружающего мира и краеведения с целью закрепления и самоконтроля по теме «Наш край».
Этот тест можно использовать без подключения к Интернету. Тест интерактивный, и учителю не надо проверять результат, программа сама за Вас проверит и выдаст процент правильно решенных заданий.

№79975 |
13.12.2021 |
NLA

| 36Kb

Тест-тренажер по теме «Узнай животных и растения»

s20812065

Тест-тренажер по окружающему миру для 4 класса по теме «Узнай животных и растения», УМК «Школа России». Презентация содержит 10 вопросов на соответствие. Тест создан на основе шаблона А.Н.Комаровского в программе Microsoft Office PowerPoint 2010.

Интерактивный тест по теме «Природные зоны России»

s96530089

Тест по окружающему миру для 4 класса поможет быстро провести опрос и оценить работу учащегося по теме «Природные зоны России», а также поможет подготовить учащихся к ВПР. Работа выполнена на шаблоне А.А. Баженова. Данную работу предлагаю учителям начальных классов.

Конспект и презентация к уроку по теме «Водоёмы нашего края»

64093298

Материала представлен конспектом урока с презентацией по предмету «Окружающий мир» (4 класс), тема «Водоёмы нашего края». Рекомендовано для учителей начальных классов. На уроке используются фронтальная, групповая и парная формы организации познавательной деятельности.

Интерактивный кроссворд «В тундре»

33297908

Данный ресурс может быть полезен учителям начальных классов для использования на уроке окружающего мира по теме «Природные зоны. Тундра». Ученикам будет интересно повторить материал в игровой форме.

№78790 |
23.08.2021 |
R-Elena

| 5.5Mb

Презентация «По морям, по волнам» по теме «Тихий океан»

s47477924

Мир океанов богат и разнообразен. И в каждом есть моря. Узнать о морях Тихого океана поможет презентация «По морям, по волнам». Ученики смогут увидеть иллюстративный материал и прочитать интересные сведения, которых нет в учебнике.

Наглядно-демонстрационный материал «Живут на свете кошки»

s92778854

Данная презентация позволит учителю начальных классов расширить представления учащихся о семействе кошачьих. Переход от одной группы животных к другой осуществляется по стрелке. Работа выполнена с применением ТП «Интерактивная лента»

№78585 |
17.08.2021 |
Cerg68

| 4.3Mb

Наглядно-демонстрационный материал «Стоп-кадр. Красный волк»

s37289547

Данный материал поможет учителю начальных классов расширить представления учащихся об этом уникальном животном. Презентацию можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
В презентации использован ТП «Экран». Для перехода на новый слайд необходимо кликнуть на маленькую иконку.

№78449 |
13.08.2021 |
Cerg68

| 8.8Mb

Тест по теме «Организм человека»

s23994711

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Его можно использовать на уроках окружающего мира, на занятиях кружка, факультатива, во внеклассной работе. Цель: проверить и скорректировать знания учащихся по теме.

№78398 |
11.08.2021 |
Cerg68

| 0.2Mb


Инфоурок

› Начальные классы ›Презентации›Презентация на тему: «Этика и этикет: сущность, структура, функции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Описание слайда:

    Этика и этикет: сущность, структура, функции

    Выполнила: студентка 3 курса

    группы ПЗН-217

    Базайкина К.Ю.

    ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»

    Факультет педагогического и художественного образования

    Кафедра педагогики дошкольного и начального образования

  • 2 слайд

    Описание слайда:

    Аристотель

    (384 г. до н. э. ­332 г. до н. э.)

    древнегреческий философ, основатель этики

  • 3 слайд

    Описание слайда:

    добро

    ЗЛО

    наука о нормах поведения

    этика

    стремление к человечности, гуманизму,

    к улучшению жизни

    ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ ДОБРУ

    насилие,

    обман,

    подлость,

    воровство

    хулиганство,

    жестокость,

    предательство,

    доносительство

  • 4 слайд

    Описание слайда:

    Предметом этики как науки является выяснение происхождения, сущности и специфики морали, закономерностей её исторического развития, анализ этических систем и изучение прикладных проблем этики (профессиональная этика, этика семейно- брачных отношений, этика общения, этикетная культура и т.д.). Этика как наука обладает своими особенностями, связанными со спецификой исследуемого ею объекта — морали.

  • 5 слайд

    Описание слайда:

    Особенностями является:

    1) эмпирический характер этики: связан с необходимостью описания ею реальных нравственных отношений (бытующих нравов).

    2) теоретический характер этики: связан с задачей выяснения вопросов происхождения, сущности и специфики морали.

    3) нормативность этики: связана с тем, что, объясняя мораль, поднимая обыденное моральное сознание на более высокий уровень обобщения, систематизируя обыденные знания о нравственности, этика выступает элементом самой морали, выполняет ценностно-ориентирующую функцию, отвечая тем самым на вопросы о том, как должен поступать человек.

  • 6 слайд

    Описание слайда:

    Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

  • 7 слайд

    Описание слайда:

    Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т. п.), о происхождении и историческом развитии морали и т. д. Самостоятельными ее разновидностями являются

    • история нравственности;

    • история этических учений.

  • 8 слайд

    Описание слайда:

    Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:

    • биомедицинская этика;

    • предпринимательская этика;

    • педагогическая этика;

    • профессиональная этика;

    • этика науки;

    • политическая этика и т. п.

  • 9 слайд

    Описание слайда:

    Основные функции этики:

    1) Познавательная функция — учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

    2) Методологическая функция — под методом в самом общем виде понимается такое знание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получать новое знание.

    3) Ценностно-ориентирующая — мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция не несет в себе какого-либо практического значения, однако дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Вполне вероятно, что индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

    4) Нормативно-оценочная функция — оценивает с позиции добра и зла освоение человеком действительности.

    5) Социально-практическая функция — нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения и т.д.

  • 10 слайд

    Описание слайда:

    Следует отметить, что этика призвана помочь современному человеку осмыслить жизнь во всей ее многозначности, глобальности, расширить горизонты индивидуального восприятия мира, вводя в него широкие социоморальные, гуманитарные критерии оценки всего происходящего, показать связь современности с прошлым и будущим.

  • 11 слайд

    Описание слайда:

    Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым лишь в XVII веке.

    Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения.

    Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет.

    Как возник этикет

  • 12 слайд

    Описание слайда:

    В структуре этикета можно выделить две стороны: морально-этическую и эстетическую.

    К морально-этической стороне относятся нормы поведения, основы которой составляют такие требования, как вежливость и такт.

  • 13 слайд

    Описание слайда:

    Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность в отношении к людям, готовность оказать поддержку тем, кто в ней нуждается.

    Такт, или тактичность — это проявление в отношении друг к другу чувства меры, сдержанности, приличия, умения сказать или сделать что-нибудь кстати, он исключает из взаимоотношений неловкость, неприличные жесты и неуместные суждения. Напротив, бестактность — это свидетельство отсутствия культуры у данного человека, показатель его грубости и невоспитанности.

  • 14 слайд

    Описание слайда:

    К эстетической стороне как внешним проявлениям этих норм относят:

    Манеры- это способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика, а также «манера одеваться». В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета нередко маскируются внешней красивостью формы, манер, слов. Отличия подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру.

  • 15 слайд

    Описание слайда:

    Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

    придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

    дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом, на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

    служебный воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

    общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

  • 16 слайд

    Описание слайда:

    Функции этики:

    1. Контактоустанавливающая — привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.

    2. Поддержание контакта между людьми. Нередко собеседники, принося свои приветствия, не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Этикетная тема беседы — это тема, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника или по крайней мере, не может поставить его в неловкое положение.

  • 17 слайд

    Описание слайда:

    3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Официальная обстановка требует ровного, вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Недопустимо, если младший по положению обращается к старшему на «вы», а старший на «ты».

  • 18 слайд

    Описание слайда:

    4. Регулирующая функция — регулирование поведения людей в обществе. Соблюдение этикета делает людей предсказуемыми. Этикет сигнализирует о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде. Этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определяет­ся по используемым им этикетным формулам.

  • 19 слайд

    Описание слайда:

    5. Профилактика конфликтов. Основная функция этикета — антиконфликтная. Когда человек во всех случаях жизни поступает в соответствии с правилами, он уменьшает вероятность конфликтов с окружающими. Например, если вы кого-то случайно задели, вы должны извиниться. В противоположном случае возможен конфликт, кто-то может подумать, что вы намеренно пытаетесь его оскорбить. Воспитанный человек, выражая свое недовольство, сделает это в рамках приличий.

  • 20 слайд

    Описание слайда:

    Можно сказать, что этикет как элемент внешней культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем, регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Известный афоризм гласит: «Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы человеческие». И с этим нельзя не согласиться.

  • 21 слайд

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

  • Выберите категорию:
  • Выберите класс:
  • Выберите учебник:
  • Выберите тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме « Разнообразие животных»

  • Тема презентации: «Профессиональная этика в различных видах профессиональной деятельности»

  • Реферат на тему: «Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной деятельности учителя начальных классов»

  • Сообщение на тему: «Эффективные методы диагностики результатов обучения в первом классе»

  • Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме «Части речи»

  • Открытый урок по русской литературе 3 класс по теме «Великие русские писатели»

  • Открытый урок по математике 3 класс по теме «Закреплять знание таблицы умножения»

  • Презентация на тему: «И.С.Никитин»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5102153 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Этика и этикет: сущность, структура, функции

1.

Этика и этикет: сущность,

структура, функции

2.

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как

близкие по значению. К такому восприятию

подталкивает не только сходство самих слов, но и

теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле

эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово

«этикет» заимствовано из французского языка (одно

из значений — надпись), а этика из греческого

(привычка, нрав).

3.

Этикой называют науку о морали и нравственности.

Она относится к философским дисциплинам, а сам

термин имеет древнегреческие корни. Впервые его

употребил и ввел в обиход Аристотель.

4.

Основными задачами этики как науки

являются следующие:

изучение истории морали и ее принципов, норм и

всего того, что относится к нравственной культуре;

объяснение понятия морали со стороны того, какой

она должна быть и какая она есть на самом деле;

изучение нравственных ценностей, что является

добром и злом.

5.

Этикет — это принятый в определенном обществе

свод правил поведения. Представление об этикете

существовало еще во времена древних цивилизаций,

которые соблюдали определенные ритуалы и имели

собственную иерархию. Впервые использование

данного термина было отмечено во время

придворного церемониала в период властвования

французского короля Людовика XIV. Гостям во дворце

раздавали карточки (этикетки), на которых были

расписаны правила поведения во время церемонии.

6.

Этикет условно разделяется на несколько

видов:

светский этикет — принятые нормы поведения при

дворце, в современном мире используется в

монархических странах;

служебный или деловой этикет — применяется в

профессиональной деятельности в зависимости от

принятых для той или иной сферы деятельности норм;

дипломатический — общепринятые правила

проведения встреч между дипломатами и другими

официальными лицами на межгосударственном

уровне;

7.

военный — свод правил поведения и обращения

военнослужащих лиц как при исполнении служебных

обязанностей, так и в общественных местах;

общегражданский этикет или правила поведения в

общественных местах применимы для коммуникации

частных лиц того или иного социума между собой.

8.

Основные сходства

Многие считают эти два

понятия неразлучной

парой, так как включают

этикет в этику как науку.

Обе эти науки

призваны определять

правила взаимосвязи

людей в социуме, учат

их мирно

сосуществовать.

Существующие каноны

этики и этикета можно

разделить на две

группы.

Оба этих явления

находят свое

отражение в

человеческих

поступках и

поведении, а также во

мнении со стороны.

9.

Различия двух понятий

Правила этикета обычно

представлены

документально в виде

должностной

инструкции или кодекса,

договора. В то же время

этические принципы в

отличие от норм этикета

являются основной

чертой нравственности

человека.

В большинстве своем

поступки, побужденные

этическими

соображениями, важны

для оценки самого себя и

остаются чем-то

интимным.

Нарушителя норм

поведения максимум

сочтут невоспитанным

человеком. Того же, кто

переступил границу

нравственности, могут

даже привлечь к

ответственности.

10.

Этика затрагивает

внутреннюю, моральномотивационную сторону

человека, а этикет касается

внешней, социальноэкономической

составляющей личности.

Этикет в отличие от этики

предполагает соблюдение

определенных ритуалов.

Еще одной отличительной

чертой можно назвать то,

что этикет прагматичен.

Этикет отличается от этики

тем, что он имеет частный

характер.

В некоторых ситуациях

нормы этики и этикета

могут не совпадать.

Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение

 
Баганская средняя общеобразовательная школа № 2имени героя Советского Союза
Андрея Григорьевича Матвиенко

Учитель Зверева
Ольга Геннадьевна

Тема учебного занятия «Дружба»

Тип учебного  занятия открытие нового знания.

 Учебник: «Основы светской этики» (автор Данилюк А.
Я.)

Цель учебного занятия:
формирование представления о дружбе как одной из важнейших нравственных
ценностей

Задачи:

·подвести
обчающихся к пониманию дружбы как нравственной ценности; формировать
представление о роли и значении дружбы;

·
выявить отличительные черты дружеских взаимоотношений, обращаясь к опыту
учащихся;

·формировать
такие качества личности как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка,
бережное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1.     Личностные
УУД:

· умение
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

 · умение оценивать
жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

·
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2.     Регулятивные
УУД:

· умение
определять цель деятельности на уроке; соотносить свои действия с поставленной
целью;

 · осознавать
способы и приёмы действий при решении учебных задач;

 · оценивать
правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями
или эталоном;

·
корректировать выполнение задания в соответствии с условиями выполнения;

 · умение определять
успешность выполненного задания.

3.     Познавательные
УУД:

 · определять круг
своего незнания;

 · сопоставлять и
отбирать информацию, полученную из различных источников;

 · анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы;

· оценивать
услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного
материала.

4.     Коммуникативные
УУД:

 · участвовать в
диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать
свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;

 · договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:
презентация про дружбу, аудиофайл с песней «Дружба», Кейсы с заданиями, листы
самооценки. Чистые круги.

Ход
занятия

I.
Оргмомент и эмоциональный настрой на урок

1.
Настройка на урок (слайд)

II.
Самоопределение  к учебной деятельности.

1.Лист самооценки.

Учитель:-Подпишите
лист самооценки. Обведите в кружок любым цветом те слова, которые соответствуют
вашему настроению сейчас.

Лист
самооценки

Ф.И.__________________________

Словарь
настроения в начале урока

Радостное      Весёлое               
  
Мечтательное

 Любопытное    Энергичное        
Приподнятое

1.

Я сразу
догадался о теме урока

да

нет

2.Верите
ли вы?

Чтобы
иметь друзей, нужно дарить им свою душу.

да

нет

Ты
навсегда в ответе за тех, кого приручил.

да

нет

Себя
судить куда трудней, чем других

да

нет

3.
Кружочки

Я выбрал доброго друга

да

нет

Тест

Вопрос 1

А

Б

В

Тест

Вопрос 2

А

Б

В

Тест

Вопрос 3

А

Б

В

Какими
качествами должен обладать настоящий друг?

Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость,
уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость,
честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть,
ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

Словарь
настроения в конце урока

Радостное      Весёлое                 
Мечтательное

 Любопытное    Энергичное        
Приподнятое

1.Показ слайдов на фоне песни «Дружба».

III.
Формулирование темы и целей урока.

Учитель:Героев
каких произведений вы видите? Что их объединяет?
Ребята,
как вы думаете, что будет сегодня темой нашего разговора?(дружба).
Почему
вы сделали такой вывод?
Сформулируйте тему урока.

  IV. Работа
по теме урока.

1.Мозговой штурм
Что для вас означает ДРУЖБА?

2.Составьте Кластер
со словом ДРУЖБА.

3.Игра «Верите ли вы?»(или Данетка»)

Вопросы: Верите ли
вы, что

Учитель: — Каких
ответов у вас больше? ДА или НЕТ?

Объясните, почему?
(объяснение пословиц).

4.Игра
«Лицо в круге»
.

Учитель: — у вас
на столах лежат чистые белые кружочки, возьмите карандаши любого цвета, 
попробуйте изобразить
 лица двух человек. На одном кружке 
доброго, а на другом  злого.

Выберите одного
человека, покажите с которым вы хотели бы подружиться, обоснуйте свой выбор.

— Чем отличаются
изображения?  Почему вы выбрали доброго?   

— Улыбка-признак физического и духовного
здоровья, признак добра, любви, дружбы.

5.
Выводы:Очень часто детям в школе и дома говорят, что нужно быть
дружными, уметь дружить, т.е. дружно жить. А почему, зачем людям дружить? Как
вы думаете? (ответы детей)

Правильно,
ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, видит, кому грустно,
придумает, как развеселить друга.

Недаром в песне 
поётся:

Друг
в беде не бросит,

Лишнего
не спросит

Вот,
что значит

Настоящий
верный друг.

V.Работа в группах
Кейс-технологии

Учитель: -Сегодня
мы работаем в группах.

Перед вами
несколько кейсов с заданиями. Вы открываете кейс, знакомитесь с заданием и выполняете
его. 10 минут для выполнения всех заданий.

1.Распределение
кейсов.

2.Выполнение
заданий в кейсах.

Кейс
№ 1

Ситуация
. Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда шли гулять.
Он первым выбегал из-за парты и, если кто-нибудь стоял уже впереди него,
отталкивал их, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие
старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать
право на первое место в строю.

Вопросы:

— Каким растёт
Алик?

— Много ли друзей
будет у мальчика?

— Что бы вы ему
посоветовали?

Кейс
№ 2

 Ситуация . В
классе – трое: два мальчика и одна  девочки. Мальчики что-то пишут, девочка
убирает в классе. Заходит старшеклассница.
– Чем вы тут занимаетесь? – спрашивает.
– Я класс убираю, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Смотри,
сколько у них ошибок! А у меня  — пятёрка!
Девочка очень рада своей пятёрке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у ребят.

Вопросы:

— Какие качества
характера проявились в поступках девочки?

— Как вы их
оцениваете?

— Что нужно
девочке изменить в своих поступках?

Кейс
№ 3

 Ситуация  Миша
пожаловался папе

— Хорошо тебе! У
тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.

— А мне казалось,
что вы всегда дружили. Прямо не разлей вода, — удивился папа.

Дружить дружили.
Да вот только он мне обещал дать диск с игрой, а дал его Алёшке. Я теперь даже
и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!

Папа сказал Мише:
— Дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков. Принимай своего друга таким,
каков он есть, — со всеми его странностями мелкими недостатками.  В конце
концов, разве это главное, кто первым получит игру?

Вопросы:

— Почему обиделся
Миша?

— Почему он стал
сомневаться в своём друге?

— Как вы понимаете
слова папы о настоящей дружбе?

Кейс
№ 4

Найдите
и запишите из разных словарей лексическое значение слова ДРУЖБА

1.ДРУЖБА
–это_______________________________________________________________________________________________________________________________

2.ДРУЖБА –
это________________________________________________________________________________________________________________________________

Кейс
№ 5

Составьте Синквейн со словом ДРУЖБА

1.__________________

2.____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

3.Выступление
групп.

4.Рефлексия.
Тест.

1. Твоя подружка
(друг) жалуется тебе на неприятности. Как ты поступишь?

а) постараешься утешить и предложишь
помощь;                                                                              
б) расскажешь про свои неприятности, у тебя их гораздо больше;   

в) мне никто никогда не рассказывает про
свои неприятности, потому что они меня только смешат.

2. Тебя пригласили
на день рождения (друга). Как ты себя ведёшь?

а) веселюсь, танцую, если попросят, могу и
спеть. Для именинницы(ка) сочиню весёлый стишок;

б) потихоньку злюсь на именинницу(ка), что
всё внимание только ей(ему);

в) обязательно приготовлю для
именинницы(ка) в подарок какую-нибудь колкую фразочку, например «всё здорово,
только причёска у тебя сегодня неудачная».

3. Учительница часто
хвалит твою подругу (друга) за работу на уроке, а сегодня она (он) получила
тройку. Твои мысли:

а) как мне утешить её (его)?

б) я расскажу ей (ему) о том, что у меня
троек уже целая куча;

в) я так рада, что тройки не только у
меня.

Проверим
результаты:

Если
больше ответов «а»
, то можно сказать, что ты хороший друг и тебя будут
непременно ценить за это.

Если
больше ответов «б»,
в твоей душе нет зла, но твоё равнодушие нужно как
можно быстрее исправлять, и тогда ты станешь хорошим другом.

Если
больше ответов «в»,
в твоей душе уже поселился злой человечек. Если ты не
помешаешь ему вырасти  в коварного, злого великана, то, даже если в твоей жизни
встретится принц (принцесса), щедрые и добрые, ты обязательно испортишь им жизнь.

VІ. Подведение итогов урока и рефлексия.

Был
ли наш разговор полезен каждому из вас? О чём заставил задуматься? Пригодятся
ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

VII.Домашнее
задание по выбору:
(на доске карточки)

1.
Подобрать песни о дружбе.

2.
Подобрать стихи о дружбе.

3.
Подобрать маленькие поучительные рассказы о дружбе.

4. Написать
небольшой рассказ о своем друге.

5. Найти пословицы
про дружбу.

Учитель
читает стихотворение

«НИКОГДА
НЕ МЕНЯЙТЕ ДРУЗЕЙ»

Никогда
не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней — 
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать — 
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

  • Рассказ повести белкина аудио
  • Рассказ повесть о настоящем человеке читать
  • Рассказ по французски о моем друге
  • Рассказ по ролям хамелеон
  • Рассказ по пословице малое слово большую обиду творит 8 класс