Рассказ по сюжетным картинкам для дошкольников подготовительная группа презентация

Слайд 1 текст слайда: виды игрушекподбор игрушек для рассказывания.требования к детским рассказамвиды занятий по обучению рассказыванию по игрушкамсравнение структуры описательного
Слайд 1

Виды игрушекПодбор игрушек для рассказывания.Требования к детским рассказамВиды занятий по обучению рассказыванию по игрушкамСравнение структуры описательного

Текст слайда:

Виды игрушек
Подбор игрушек для рассказывания.
Требования к детским рассказам
Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам
Сравнение структуры описательного и сюжетного рассказа
Приемы обучения рассказыванию по игрушке
Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке

Тема: Рассказывание по игрушкам

План темы

Виды игрушек
Подбор игрушек для рассказывания.
Требования к детским рассказам
Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам
Сравнение структуры описательного и сюжетного рассказа
Приемы обучения рассказыванию по игрушке
Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Слайд 2

• дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки); • сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; •

Текст слайда:

• дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);
• сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
• готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
• наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды игрушек для рассказывания ( по Тихеевой Е.И.)


Слайд 3

Младшая группа: берутся игрушки одного наименования, но разные по виду (два разных медведя), образные игрушки, игрушки

Текст слайда:

Младшая группа: берутся игрушки одного наименования, но разные по виду (два разных медведя), образные игрушки, игрушки должны быть эстетически привлекательными. В этой группе идет подготовка к рассказыванию.
Средняя группа: берутся игрушки с ярко выраженной индивидуальностью, предметы чайной посуды, комнатные растения.

Подбор игрушек


Слайд 4

Старшая и подготовительная группа: --- берутся сложные игрушки, состоящие из большого количества частей; - игрушки одного наименования,

Текст слайда:

Старшая и подготовительная группа: — берутся сложные игрушки, состоящие из большого количества частей;
— игрушки одного наименования, но из разных материалов;
— механические, заводные игрушки;
— натуральные предметы (посуда, дымковские игрушки, одежда,..);
— комплекты игрушек для сюжетного рассказывания.

Подбор игрушек


Слайд 5

Младшая группа: описание носит совместный характер, рассказ ребенка состоит из 2-4 предложений. Средняя группа: при описании

Текст слайда:

Младшая группа: описание носит совместный характер, рассказ ребенка состоит из 2-4 предложений.
Средняя группа: при описании дети должны уметь выделять наиболее характерные признаки (качество, материал, назначение), рассказ должен быть понятным, связным, самостоятельным, состоит из 5-7 предложений.

Требования к детским рассказам


Слайд 6

Старшая группа: составляют описательные и сюжетные рассказы, рассказ должен быть полным логичным, без повторов и длительных пауз.

Текст слайда:

Старшая группа: составляют описательные и сюжетные рассказы, рассказ должен быть полным логичным, без повторов и длительных пауз. состоит и 8-10-12 предложений.
При выступлении должен стоять лицом к слушателям, сохранять спокойную позу. Подготовительная группа: рассказ должен быть интересным, с простейшими выводами, в рассказе нужно точно называть свойства и качества предметов, время и место действия.
Использовать предложения разной конструкции, в рассказе должно быть 12-15 предложений.

Требования к детским рассказам


Слайд 7

1. Сюжетные рассказы (повествования) а) рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек,

Текст слайда:

1. Сюжетные рассказы (повествования)
а) рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребёнок рассказывает о действиях, которые совершает сам;
б) рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки.  

Виды занятий по игрушкам


Слайд 8

2. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребёнка

Текст слайда:

2. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребёнка к ней, или описание действий и образа жизни изображённого в игрушке существа ( описание 1 игрушки , двух игрушек, составление рассказа по набору игрушек). 

Виды занятий по игрушкам


Слайд 9

1. Сходство: ЗавершенностьПодчиненность высказывания основной мыслиПостроен по определенной логической схемеИмеется связь между частями рассказа Сравнение структуры

Текст слайда:

1. Сходство:
Завершенность
Подчиненность высказывания основной мысли
Построен по определенной логической схеме
Имеется связь между частями рассказа

Сравнение структуры описательного и сюжетного рассказа


Слайд 10

2. Различия: Сюжетный рассказ динамичен, описательный статиченВ сюжетном рассказе можно использовать диалог, допустимо смешение временВ сюжетном

Текст слайда:

2. Различия:
Сюжетный рассказ динамичен, описательный статичен
В сюжетном рассказе можно использовать диалог, допустимо смешение времен
В сюжетном рассказе события развиваются по времени, его схема: завязка, развитие действий, кульминация, спокойные действия, развязка
Схема описательного рассказа: предмет называется, дается его общая характеристика и отдельные признаки, отношение к предмету

Сравнение структуры описательного и сюжетного рассказа


Слайд 11

Совместный с воспитателем рассказ; Образец рассказа;План рассказа;Коллективный разбор плана рассказа Вопросы;Указания;Напоминания от лица персонажа;ОценкаПриемы обучения рассказыванию

Текст слайда:

Совместный с воспитателем рассказ;
Образец рассказа;
План рассказа;
Коллективный разбор плана рассказа
Вопросы;
Указания;
Напоминания от лица персонажа;
Оценка

Приемы обучения рассказыванию по игрушке


Слайд 12

Вводная часть ( загадка, художественное слово, показ игрушки); Основная часть (рассматривание игрушки по вопросам воспитателя или

Текст слайда:

Вводная часть ( загадка, художественное слово, показ игрушки);
Основная часть (рассматривание игрушки по вопросам воспитателя или игра-инсценировка; образец рассказа воспитателя; физкультурная пауза; рассказы детей; оценка детских рассказов)
Заключительная часть (дидактическая игра, лексические упражнения)

Структура занятия по описанию 1 игрушки

Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Слайд 13

Вводная часть ( инсценировка с двумя игрушками с целью рассмотреть внешние признаки); Основная часть (мотив: рассказать

Текст слайда:

Вводная часть ( инсценировка с двумя игрушками с целью рассмотреть внешние признаки);
Основная часть (мотив: рассказать про игрушки, чтобы помирить; образец рассказа воспитателя — сначала по одной игрушке, затем по другой; физкультурная пауза; рассказы детей; оценка детских рассказов)
Заключительная часть (дидактическая игра, лексические упражнения, обыгрывание игрушек, продуктивная деятельность).

Структура по описанию двух игрушек

Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Слайд 14

Проводится в форме дидактической игрыВводная часть (загадки, рассматривание игрушек по вопросам воспитателя); Основная часть (образец рассказа

Текст слайда:

Проводится в форме дидактической игры
Вводная часть (загадки, рассматривание игрушек по вопросам воспитателя);
Основная часть (образец рассказа воспитателя по 1 игрушке в форме загадки; план рассказа; физкультурная пауза; рассказы детей; повтор образца рассказа по другой игрушке; оценка детских рассказов)
Заключительная часть (игра, лексические упражнения).

Структура по описанию нескольких игрушек

Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Слайд 15

Вводная часть (показ игрушки, мотив: придумать рассказ о ребенке, у которого была эта игрушка); Основная часть

Текст слайда:

Вводная часть (показ игрушки, мотив: придумать рассказ о ребенке, у которого была эта игрушка);
Основная часть (план рассказа: как игрушка оказалась у ребенка, какая она была, что он стал с ней делать; коллективный разбор плана рассказа; физкультурная пауза; рассказы детей; оценка детских рассказов)
Заключительная часть (игра, лексические упражнения, подведение итогов).

Составление сюжетных рассказов по 1 игрушке

Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Слайд 16

Дополнить пункты плана рассказаВо второй половине занятия поставить перед детьми 3-4 игрушки и предложить придумать рассказы

Текст слайда:

Дополнить пункты плана рассказа
Во второй половине занятия поставить перед детьми 3-4 игрушки и предложить придумать рассказы о любой из них
Предложить взять игрушку в руки и импровизировать с ней простейшие действия
Можно предложить составить рассказ по 2 игрушкам или комплекту игрушек

Усложнение в составлении сюжетных рассказов в подготовительной группе

Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушке


Правильная организация обучения детей с ОНР — очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные модели, схемы.

Коррекционно-воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления.

  • Формирование базы для речевой деятельности.
  • Самостоятельная речевая деятельность.

Реализация второго направления предполагает определённые этапы в работе:

  • оставление предложений разных конструкций;
  • упражнение в диалогической речи;
  • упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.

Опыт показывает, что использование картинного материала, метода моделирования, мнемоники, элементов театрализованной деятельности, различных игровых приёмов могут быть успешно использованы в развитии связной речи у детей с ОНР. Они дают возможность обобщённо познавать явление, способствуют развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления и тесно связанной с ними речи в целом.

Развитие фразовой и диалогической форм речи

Обучение составлению предложений является подготовительным этапом к упражнениям в связной речи. Оно проводится по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и только иногда используется как часть группового занятия. Подготовительная работа включает также ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и чувства языка. (Приложение 1)

Как показали исследования, старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны, у них слабо сформированы навыки рассуждения, отсутствует аргументация. Каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает эмпатией на собеседника. Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей нам, как педагогам-практикам, показалась интересной нетрадиционная форма работы над диалогической формой речи — метод интервьюирования.

Этот метод позволяет отойти от традиционных методов обучения развития связной речи. В виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладеть простыми синтаксическими моделями фраз.

Цель предлагаемого метода — развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом — основные задачи, которые стоят перед педагогом.

При закреплении лексической темы очень важна чёткая постановка вопросов, необходимых для проведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребёнка уточняется, обогащается представлениями в ответах других сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его рассказа. Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приёмы, что увеличивает эффективность занятия; например, дети «отправляются» на экскурсию, на прогулку, в путешествие, на выставку, где и проводится интервью.

К приёмам развития диалогической формы речи можно отнести игру из технологии ТРИЗ «Да-нетки». Игра требует не только широких знаний по лексической теме, но и хорошо развитых логического мышления, умения задавать вопросы.

Работа над пересказом

Все занятия по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы: рассказы по восприятию, памяти, воображению.

Картинный материал и средства графического моделирования (схемы, модели, мнемотаблицы, предметные, сюжетные картинки, серии, пиктограммы и т.п.) для активизации связной речи используются при обучении:

  • пересказу;
  • составлению описательного рассказа о единичных предметах, по серии картин, картине;
  • составлению рассказов из личного опыта;
  • рассказыванию с элементами творчества.

Серьёзные затруднения при пересказе привели нас к применению обучения наглядному моделированию смыслового содержания текста с учётом специфических нарушений связной речи и потенциальных возможностей детей.

Овладение приёмами моделирования значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов (внимания, памяти, образного мышления), а также на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. Пересказ требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребёнок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в сказках, текстах.

Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей значимости для рассказа поможет ребёнку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и воспроизведение целостного образа.

Обучая детей рассказыванию, учим детей с ОНР использовать схемы-модели в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ и как его завершить.

Обучению пересказу помогают тексты, выбранные с учётом возрастных и речевых возможностей детей и рекомендованных программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОНР.

На начальных этапах обучения пересказу используем иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации меняются на условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы при пересказе, работе с деформированным текстом.

Использование опорных рисунков для обучения пересказу увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту (желательно к каждому предложению — рассказы цепной структуры). (Приложение 2) Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении текста картинки выставляются на доске, после прочтения дети воспроизводят текст по опорным картинкам.

На более поздних этапах при работе над пересказом подбираем текст, кодируем его при помощи символов, читаем и по ходу чтения изображаем текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки. Далее дети «читают» текст хором, группами, по одному. (Приложение 3) Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к текстам вместе с логопедом.

Знакомя детей с текстами, над которыми будем работать на занятиях по развитию речи, часто используем различные виды театра: настольный, пальчиковый, теневой. Для поддержания интереса детей рассказываем сказку, текст от имени кукольного героя, либо сами переодеваемся, перевоплощаясь в «Сказочницу», «Бабушку-Загадушку», «Волшебницу» и

т.п. Работая над пересказом, используем различные его виды: цепочкой; по частям; по ролям; выборочный; краткий; с изменением лица, от которого ведётся повествование. Придумываем с детьми диалоги между героями, события, предшествующие изображённым в тексте; предлагаем детям подумать, как сделать героев лучше, добрее, изменить конец; драматизируем сказки, истории.

Мнемотехника в работе над составлением описательных рассказов

При обучении детей описанию предметов решаются следующие задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для такого рассказа.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Кроме того, внутренняя организация такого сообщения не имеет жёсткой структуры.

Обучение описанию предмета проводится с использованием картинного плана, который позволяет систематизировать полученные знания, спланировать высказывание. План устанавливает последовательность, определяет содержание рассказа. Картинный план — это 6-8 карточек, каждая из которых представляет признак предмета, явления, о котором надо рассказать. На более поздних этапах обучения составления рассказов-описаний детям предлагается готовый план — мнемотаблица. (Приложение 4)

Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создаёт целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы — инструмент для запоминания.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Такой приём особенно важен для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы понятны и максимально приближены к речевому материалу.

На логопедических занятиях учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. На доске заполняются клетки таблицы, а каждый ребёнок заполняет свою собственную, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание или загадку о любом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов или объектов. (Приложение 5)

На занятиях по составлению описаний используются красочные игрушки, натуральные предметы, картинки с изображением птиц, животных, растений, предметов окружающего мира. Внимание детей направляется на выбор более точных определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить предмет с его признаками. К работе привлекаются кукольные персонажи, которые «будут интересоваться» рассказом ребёнка. Можно предложить ребёнку «быть» знатоком, журналистом, экскурсоводом, рассказывающем о чём — или о ком-либо. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает к более детальному описанию.

Поведение взрослого должно отличаться гибкостью, потому что картинный план позволяет каждому дошкольнику находить свой вариант высказывания. При использовании картинного плана речь логопеда сводится к минимуму: он молча показывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения для дополнения, исправления речи говорящего можно привлекать других детей.

При обучении составлению описательного рассказа используются следующие приёмы:

  • логопед даёт образец рассказа, раскладывая карточки, а дети повторяют его;
  • логопед описывает предмет, ребёнок раскладывает карточки, а дети повторяют рассказ;
  • на полотне располагаются все карточки, кроме первой, логопед описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
  • логопед начинает описание, ребёнок продолжает его по оставшимся карточкам;
  • игра «Карточка обиделась». От одной до трёх карточки повёрнуты изображением вниз. Ребёнок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана.
  • игра «Карточки разбежались». Логопед предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.

Интерес детей к теме, их желание говорить зависит от педагога, его манеры вести занятие, эмоциональности, умения поощрять свободные высказывания детей, не подавляя их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребёнка выразить свою мысль необходимо поддерживать, тактично исправляя неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: фишками, жетонами, флажками, звёздочками. (Приложение 6)

Составление рассказов по картине, серии

Большие возможности для развития связной речи дают сюжетная картина, серия. Особое внимание уделяется методам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

Рекомендуется несколько видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета. Такие картины позволяют составить короткие рассказы первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

2. Составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий, определяющих общую тематику: «Ледоход», «В зимнем лесу».

3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий по опорным вопросам: «Скоро Новый год»».

4. Описание пейзажной картины. Дети называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой пространственным расположением, описывают объекты по вопросам с использованием опорных картинок: Какое небо, солнце? Как выглядят река, лес, поле? Применяются также направляющие вопросы-указания: А теперь расскажи о берёзках.

5. Составление рассказа по серии после раскладывания картин в правильной последовательности, придумывание окончания истории, содержания пропущенного фрагмента, окончания истории и т.п.

Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное на картине, серии вначале в качестве образца можно использовать готовый повествовательный текст.

При обучении рассказыванию по картине, серии используются следующие приёмы:

  • формулирование вопросов к рассказу;
  • упорядочение вопросов в план для рассказа;
  • составление картины, отражающей содержание рассказа;
  • разбор содержания каждой картины серии в отдельности;
  • образец рассказа педагога;
  • наводящие вопросы;
  • предваряющий план рассказа;
  • рассказ по фрагментам картины;
  • придумывание предваряющих, последующих событий того, что представлено на картине, серии;
  • коллективное составление рассказа.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развёрнутого рассказа целиком по наводящим вопросам, в дальнейшем по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Основные этапы работы с картинным материалом:

1. Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематичное обозначение (Кто больше назовёт живых, неживых объектов? Кто больше увидит и запомнит? Кто самый внимательный?)

2. Нахождение связей между объектами на картине, серии. (Кто запомнил, чем заняты различные персонажи? Как связаны между собой соединённые линией объекты?)

3. Исследование картины на полисенсорной основе. (Закрой глаза, представь, что ты попал в картину. Что ты слышишь, чувствуешь, ощущаешь?)

4. Копилка образных сравнений. (Скажи, что это за предмет. Назови другой такой же.).

5. Выстраивание временной последовательности событий. (Придумай, что герой делал раньше, что случится потом.)

6. Выслушивание разных точек зрения. (Описание событий от лица какого-либо героя картины, серии.)

Работа по картине проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дошкольники учатся анализировать и обобщать содержание картины, серии; у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации. На групповом занятии дети уже справляются с подобным заданием: они могут логично, связно передать содержание, используя разнообразную лексику, сравнения.

Особенности работы над рассказом из личного опыта

При составлении рассказов из личного опыта дети должны научиться планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в логической последовательности; делать графические зарисовки. Опираться на схему, отображающую ход событий.

Только проанализировав ситуацию, в которой участвовал сам ребёнок, он может воспроизвести характерные для неё события.

Логопед даёт чёткую установку: прежде чем рассказывать что-то из своего опыта, нужно мысленно нарисовать этюд, который ляжет в основу рассказа. Таким «мысленным рисунком» (определённым набором предметов, их расстановкой) ребёнок обозначает границы сюжета. «Мысленный рисунок» даёт ему возможность понять, что такое эпизод, и осознанно представить основу повествования.

Можно использовать такой приём: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на бумаге места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Таким образом, получается сюжетная основа для рассказа с алгоритмом: что было сначала, что дальше, чем закончилась история.

Рассказы из личного опыта целесообразно проводить после утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Рассказ составляется с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используется коллективная форма составления, приём его дополнения другими детьми. При рассказывании на основе коллективного опыта можно применять рисунки самих детей, отражающие события жизни ДОУ.

Важно научить детей соединять в рассказе наблюдения за собой и действиями других. Это помогает уточнить, обогатить свой сенсорный и практический опыт, что положительно влияет на умение пересказа события.

Творческое рассказывание в работе с детьми с ОНР

Под творческим высказыванием понимают придуманные детьми истории с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облечённым в соответствующую словесную форму.

Подобная работа проводится в основном на втором году обучения (подготовительная группа). Элементы творчества, доступные детям, задания творческого характера: игры-инсценировки; составление пересказов с изменением действующих лиц; лиц, от которого ведётся повествование.

Для формирования навыка составления самостоятельного рассказа проводятся следующие вид занятий:

  • составление рассказа по аналогии;
  • придумывание продолжения незавершённого рассказа;
  • придумывание предшествующих изображённого на картине, серии, в тексте событий;
  • составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
  • сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам, предметным картинкам и др.

Обучение составлению по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией соответствующих картинок: мальчик — удочка — река; ребята — лес — ёжик; мальчик — озеро — плот. Помимо предметных картинок, могут использоваться картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы дополняются, уточняются конкретными деталями, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «Случай на реке», «Приключение в зоопарке», «История в лесу». Для облегчения выполнения задания применяется план-схема: Что было раньше? Что случилось потом? Чем закончилась история? Используется также краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекаются дети.

Беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа):

  • коллективное составление плана и графической схемы будущего рассказа;
  • направляющие указания к составлению рассказов (дети определяют место, время действия, основных персонажей);
  • обсуждение и анализ детских рассказов;
  • домашние задания (пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему).

Наблюдения показали: использование картинного материала, моделей, мнемотаблиц, схем, игровых приёмов, элементов театрализованной деятельности облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных связных высказываний, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, растения, птиц; пересказывали тексты; составляли рассказы по картине, серии, из личного опыта, творческого характера. (Приложение 7)

Список использованной литературы

  1. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 1 Мир растений] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 56 с.
  2. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 2 Мир животных] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 64 с.
  3. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 3 Мир человека] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 68 с.
  4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Текст]: Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2011. — 78 с.
  5. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст] / Е.Л.Барсукова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 13-19.
  6. Бардышева, Т.Ю., Чохонелидзе, Т.А. Пересказы и рассказы [Текст]: Учебно-методическое пособие для чтения взрослыми детям / Т.Ю.Бардышева, Т.А.Чохонелидзе. — М.: «Карапуз», «Гелеос», 2008. — 94 с.
  7. Белошистая, А.В., Шляхтина, Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать [Текст] /А.В.Белошистая, Т.Ю.Шляхтина. — М., 2007. — 84 с.
  8. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления и речи дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева. — СПб., 2005. — 54 с.
  9. Воробьёва, В.К. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К.Воробьёва // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 27-39.
  10. Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память [Текст]: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н.А.Гурьева. — СПб., 2000. — 47с.
  11. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я., Савченко, С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок [Текст] /О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина, С.Ф.Савченко. — СПб.: КАРО, 2009. — 93 с.
  12. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы [Текст]: методическое пособие / В.В.Коноваленко.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 67 с.
  13. Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР [Текст] / И.В.Кротова // Логопед. — 2010. — № 7. — С. 61-67.
  14. Лапп, Е.А. Активизация инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием средствами графического моделирования [Текст] / Е.А.Лапп //Логопед. — 2005. — № 4. — С. 43-51.
  15. Малетина, Н.С., Пономарёва, Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст] /Н.С.Малетина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №6. — С. 23-32.
  16. Миронова, С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А.Миронова. — М., 2007. — 93 с.

    Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В.Омельченко // Логопед. — 2008. — №4. — С. 13-19.
  17. Соломенникова, Л.О. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст] / Л.О.Соломенникова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №4. — С. 73-81.
  18. Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю.Строгова // Логопед. — 2010. — №8. — С. 67/
  19. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А.Ткаченко //Дошкольное воспитание. — 1990. — №10. — С. 30-33.
  • Скачать презентацию (2.24 Мб)


  • 1 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.24 Мб). Тема: «Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических игр». Предмет: русский язык. 26 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    26

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических игр

    Слайд 1

    «Развитие связной речи дошкольников посредством использования дидактических игр».
    Подготовила учитель – логопед
    Сытина О.И.

  • Slide2

    Слайд 2

  • Slide3

    Слайд 3

    Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.
    «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»
    (Л.С. Выготский)

  • Slide4

    Слайд 4

    Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важнейшим условием успешного обучения детей в школе.

  • Slide5

    Слайд 5

    Формы связного высказывания
    диалог
    монолог
    повествование
    описание
    рассуждение

  • Slide6

    Слайд 6

    Задачи обучения детей связной речи

  • Slide7

    Слайд 7

    Младший возраст

    1 — Развивать диалогическую форму речи.
    2 — Вовлекать детей в беседу во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
    3 — Формировать у детей речевую культуру: напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
    4 — Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

  • Slide8

    Слайд 8

    Средняя группа

    1 — Совершенствовать диалогическую речь: активизировать участие в беседе, понятно отвечать на заданные вопросы и уметь правильно задавать вопросы самим ребёнком.

    2 — Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

    3 — Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

  • Slide9

    Слайд 9

    Старшая группа

    1 — Развивать умение поддерживать беседу.
    2 — Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывания своей точки зрения.
    3 — Развивать монологическую форму речи.
    4 — Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
    5 — Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины.
    6 — Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
    7 — Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

  • Slide10

    Слайд 10

    Подготовительная к школе группа

    1 — Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
    2 — Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, воспитывать культуру речевого общения.
    3 — Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
    4 — Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
    5 — Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
    6 — Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
    7 — Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

  • Slide11

    Слайд 11

    1 — пересказ
    2 — рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника
    3 — рассказ по серии сюжетных картинок
    4 — описательный рассказ
    5 — драматизация
    6 — творческий рассказ
    Виды занятий по развитию речи

  • Slide12

    Слайд 12

    Речевое развития детей 2-4 лет:

    Дошкольники в этом возрасте должны уметь (высокий уровень):
    Пересказывать знакомую сказку, словесно описывать событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке)?
    Составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов или по сюжетной картинке, например: «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
    Знать героев сказки и их характерные признаки, например: волчок серый бочок, мишка косолапый.
    Знать последовательность действий.
    Уметь начинать и заканчивать сказку теми же словами, что и в книге.

  • Slide13

    Слайд 13

    Речевое развития детей 4 – 5 лет:

    В этом возрасте важно уметь:
    Придумывать простые предложения из 3-4 слов;
    Пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
    Выразительно читать стихи.
    Для продуктивного речевого развития полезно использовать дидактические пособия и игры.
    Уметь составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений.

  • Slide14

    Слайд 14

    Речевое развития детей 5 – 6 лет:

    Дошкольники этого возраста должны уметь:
    Составлять простые и сложные предложения.
    Составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений).
    Пересказывать текст в объёме до 5 предложений.
    Знать и объяснять значение пословиц и поговорок.
    Выразительно читать стихи.

  • Slide15

    Слайд 15

    Речевое развития детей 6 – 7 лет:

    Дошкольники этого возраста должны уметь:
    Составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: весна, ручьи, наступила, побежали.
    Из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянный ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко.
    Использовать в речи притяжательные прилагательные: хвост зайца – заячий хвост; лапа волка – волчья лапа.
    Составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (7- 8 предложений).
    Пересказывать текст в объёме до 8 предложений.
    Знать и объяснять значение пословиц и поговорок.
    Выразительно читать стихи, отгадывать загадки.

  • Slide16

    Слайд 16

    Составление описательного рассказа о предмете. Последовательность работы.

    1.Обследование игрушки, предмета
    2.Вопросы по уточнению свойств
    3.Составление плана рассказа
    4. Рассказ
    5. Помощь, подсказка, наводящие вопросы
    6. Оценка

  • Slide17

    Слайд 17

    Рассказ по картине.

    1.Предварительная работа ( наблюдение, чтение).2.Рассматривание картины.3.Беседа по содержанию, уточнение.4.Составление плана рассказа.5. Рассказ.6.Помощь, подсказка ребенку.

  • Slide18

    Слайд 18

    Пересказ.

    1. Создание познавательного интереса, мотивация.
    2. Первичное ознакомление с художественным произведением.
    3.Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий, беседа по содержанию.
    4. Повторное чтение художественного произведения взрослым с установкой на пересказ.
    5. Пересказ художественного произведения ребёнком (с учётом речевого развития ребёнка):
    от начала до конца;
    по частям;
    по ролям;
    от лица героя.

  • Slide19

    Слайд 19

  • Slide20

    Слайд 20

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является: и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, формируется умение правильно выражать свои мысли.

  • Slide21

    Слайд 21

    Основные виды дидактических игр.

    — Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино, разрезные картинки).
    — Игры с предметами (игрушки, природный материал).
    — Словесные игры.

  • Slide22

    Слайд 22

    Примеры дидактических игр .

    Для дошкольников 3-4 лет можно предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
    Слон большой, а мышь …. (маленькая).
    У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
    Волк смелый, а заяц … (трусливый).
    Игра «Кто что ест»? (кошка лакает молоко, собака грызёт кость).
    Игра « Кто где спрятался»? (понимание предлогов: под, на, за, в).

  • Slide23

    Слайд 23

    Примеры дидактических игр для детей 5 – 6 лет.

    «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон); зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
    «Назови ласково»: лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
    «Один-много»: один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
    «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
    Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:
    — Чем рисует художник?
    — С помощью чего пришивают пуговицу?
    — Какой предмет понадобится для игры в футбол?

  • Slide24

    Слайд 24

    Примеры дидактических игр для детей 6 -7 лет.

    «Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это…
    пальто, куртка, плащ – это…
    кресло, кровать, диван – это….
    «Профессии»: Кто водит автомобиль? Кто разносит почту?
    Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?
    Стол из дерева какой? (деревянный), стакан из стекла какой? (стеклянный), котлеты из курицы какие? (куриные).
    Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг).
    «Кто как передвигается?» Птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает).
    «Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

  • Slide25

    Слайд 25

    Обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может дать развернутый ответ , последовательно и логично излагать свои собственные суждения.

  • Slide26

    Слайд 26

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Проект:  « Семейный праздник —  Новый год!»

Воспитатели: 

Куртмеметова  Н.А.,  Лукьянова У.В.

Совместный творческий проект родителей, детей и воспитателей группы.

Цель проекта:

Создание условий для приобщения детей к новогодним традициям.

Задачи:

-знакомство с разнообразными семейными новогодними традициями;

-проявление творческих способностей;

-способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе творческой деятельности;

-приобщение детей к празднованию Нового года в детском саду и семье;

-создать условия для проявления творческих способностей детей;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к народным новогодним традициям и новогодним традициям и рецептам воспитанников группы;

-приобщать родителей воспитанников к активному участию в подготовке к празднованию Нового года.

-создавать у детей радостное настроение, вызывать эмоциональный подъем;

 -развивать коммуникативные способности и речь детей;

 -зарядить энергией взрослых и детей;

-обогащать духовную культуру воспитанников группы.

Актуальность:

Приближается самый любимый всеми детьми праздник – Новый год. Это праздник, объединяющий людей, поколения, приносящий веселье и радость в каждый дом.

Новый год – это праздник, который объединяет родных и близких! В каждой семье есть свои новогодние традиции, рецепты, и, безусловно, огромное желание детей  участвовать в подготовке к празднику!

Краткое содержание проекта:

Данный проект направлен решение творческих задач, таких как проведение народных традиционных праздников. Данный проект направлен на участие родителей воспитанников в ознакомлении детей с семейными традициями и рецептами праздничного новогоднего стола.

Сроки проведения: 01.12.2020-22.12.2020

Количество участников проекта: 35 воспитанников и их родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения:

Смешанная – с использованием новых форм дистанционного сопровождения родителей: WhatsApp

Формы реализации проекта:

С детьми: беседы, участие в новогоднем видео — поздравлении, рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

С  родителями: запись новогоднего видео — поздравления от ребят, оформление интерактивного плаката, в процессе совместной продуктивной работы: доклады от родителей о новогодних семейных традициях и новогодних рецептах, оформление памятки для родителей «Зимние забавы», пояснение родителям как, сгенерировать qr – код на размещённый  на  гугл диске материал.

Данный проект вписывается в образовательное пространство дошкольного учреждения. Совместный с детьми и родителями поиск материалов сопровождался постоянным возрастающим интересом к обычаям празднования новогодних праздников нашей страны.

 Планируемые  результаты:

 Для детей:

—  дети узнают об особенностях новогодних праздников, традициях, обычаях России;

— дети проявят свои творческие способности в коллективной деятельности в группе и в семье;

— повышение уровня сплочённости детско — родительского коллектива.

Для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;

– повышение ИКТ компетенций по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий (информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных).

 Для родителей:

— укрепление активной позиции родителей, заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

—  появление интереса у родителей к жизни ДОУ;

– оптимизация детско-родительских отношений;

– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

– повышение уровня доверия и информированности родителей о деятельности ДОУ, как экспериментальной площадки по теме «Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации».

Продукты проектной деятельности:

-интерактивный плакат,

-книга «Новогодние рецепты»,

-памятка для родителей «Зимние забавы»,

-видеоролик «Новогоднее поздравление».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект «Семейный праздник — Новый год»

Познавательно-речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

-Составление рассказов по сюжетным картинкам с новогодней тематикой;

-Сюжетно ролевые игры: «Отправляемся в гости», «Приготовим ужин для гостей»;

Формирование целостной картины мира:

— знакомство с зимними праздниками (Новый год, Рождество);

— знакомство с новогодними традициями и обычаями нашей страны;

— Просматривание презентаций на тему «Новогодние праздники».

-Творческое рассказывание детей по темам: «Как моя семья готовится к Новому году?», «Почему я люблю Новый год»;

-Рассматривание картинок и открыток на тему «Новый год»;

-Этическая беседа «Правила поведения за праздничным столом»;

Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Магазин игрушек», «Супермаркет»

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

-Беседа-рассуждение «Вредные и полезные продукты»;

-Пальчиковые гимнастики «Ёлка», «Зимние забавы»,  «Прогулка», «Снежок», «Новогодний праздник», «Подарки», «Снегопад», «На ёлке», «Ёлочка», «Наряжаем ёлку».

-Физкультминутки «Снеговик пропал», «Снежная баба», «Снеговик», «Ёлочка»

-Рисование  «Снежинки»,

-Аппликация «Новогодний шар»

-Лепка «Зимние забавы»

-Заучивание отрывков стихотворения для новогоднего видео-поздравления.

Используемая литература:

1.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

2.Зайцева А.А. «Стильные штучки в технике декупаж»

3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры».

4.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»

5.Нищева Н.В. «Картотека сюжетных картинок».

Планирование воспитательно-образовательной работы на март с 15.03.2021г по 19.03.2021г

Группа: подготовительная к школе. Тема недели: Быть здоровыми хотим

Цель: Воспитание ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Обогащение и углубление представлений детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье. Воспитание самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представлений детей о гигиенической культуре. Обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Итоговое мероприятие и дата проведения: Викторина «Быть здоровыми хотим» (18.03.2021г.). Ответственные: Амельченко Л.И., Ай-Тайи В.В.

День

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО

Самостоятельная деятельность детей Организация ПРС

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

Понедельник

15 марта

Утро

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Беседа «Органы дыхания» (Что это? Для чего нужны? Познакомить с органами дыхания  — нос, горло, бронхи, легкие). Слушание «Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца. Д/и «Овощи – фрукты», «Где живут витамины».

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам (Миша, Даша В.).

Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Энциклопедия «Органы дыхания». Альбом «Чистота – залог здоровья». Воспитывать навыки сотрудничества.

НОД

Познавательное,  художественно-эстетическое развитие

 Познавательное развитие (ФЭМП).  Занятие 48 (март). Задачи: Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание. И.А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 6 – 7 лет (стр.147).

Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема 43. Коллективная лепка «Звери в зоопарке». Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины, правильно передавая пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение оценивать свои работы и работы товарищей. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.69).

 Физическое развитие (зал). Занятие 1 (март). Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре с дополнительным заданием; повторить задание в прыжках, эстафету с мячом. Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.72).

Прогулка

Физическое, познавательное, речевое развитие

Наблюдение за весенними изменениями в природе. Трудовая деятельность: уборка на участке. П/и «Гори, гори ясно», «Ловишка, бери ленту». С/р игра «МЧС». Д/и «Органы чувств человека».

Учить выполнять различные виды прыжков (Айна, Кирилл).

Беседа о пользе прогулок для укрепления здоровья.

Оборудование для упражнений на формирование правильной осанки (гимнастические палки, мешочки, веревка). Учить коллективно планировать и подбирать атрибуты для предстоящей игры, сообща выполнять задуманное.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Чтение М.М. Михайлова «Два Мороза». Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Учить пониманию целостного здорового образа жизни.

Иллюстрации «МЧС».

Вечер

социально-коммуникативное;

 познавательное ;

 речевое;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.  Рассматривание энциклопедии «Органы кровообращения». Рисование «Мы с мамой улыбаемся». Музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского (тембровое восприятие). Рассматривание картотека «Спортивный инвентарь».

Учить составлять рассказ из личного опыта (Радик, Алевтина).

Ситуативная беседа «Личная гигиена».

Картотека упражнения для глаз «Береги зрение». Альбом «Спорт – это здоровье». Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Прогулка

Познавательное, физическое развитие

Наблюдение за капелью. П/и «Волк во рву». Д/и «Валеология или здоровый малыш».

Упражнять в ходьбе змейкой между предметами, учить выполнять плавные повороты, огибая предметы (Нелли, Есения).

Убеждать в необходимости здорового образа жизни.

Картотека «Гимнастические упражнения для детей». Учить выступать в качестве организаторов игры, судей.

День

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО

Самостоятельная деятельность детей Организация ПРС

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

Вторник

16 марта

Утро

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Беседа «Как уберечь органы дыхания от заболеваний». Музыкальное движение «Гапак» у.н.м. Рассматривание картотеки «Спорт». Д/и «Твоя кожа».

Д/и «Птицы, звери, рыбы» — учить применять умение классифицировать животных по различным основаниям (Аделия, Максим).

Закреплять умение выполнять основные гигиенические процедуры.

Иллюстрации «Овощи – фрукты». Таблица «Проверка зрения». Развивать эмпатию.

НОД

Речевое, физическое развитие

Познавательное развитие (ФЦКМ – мир человека). Занятие 13 (март). Знатоки. Задачи: Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира. О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (стр.47).

Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема 44 (январь). Декоративное рисование «Букет цветов». Задачи: Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме по изделиям народного декоративно-прикладного творчества (павловские шали, жостовские подносы, гжельская посуда и др.). Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям – цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.70).

Художественно-эстетическое развитие (музыка). По плану музыкального руководителя.

Прогулка

Физическое, познавательное, речевое развитие

Наблюдение за почками на деревьях.  Трудовая деятельность: ремонт кормушек и пополнение их кормом. П/и «Не попадись», «Эстафеты».  Беседа «Режим дня». Д/и «Части тела».

Упражнения на формирование правильной осанки (Эльдар, Макар).

Беседа «Вредные привычки».

Атрибуты к с/р игре «МЧС». Учить детей объединять сюжеты, вводить новые роли.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Чтение М.М. Михайлова «Как медведь трубку курил». Физкультминутка «Чтобы сильными стать и ловкими».

Беседа «Зачем человек ест».

Иллюстрации «Где живут витамины».

Вечер

социально-коммуникативное;

 познавательное развитие;

 речевое;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.  Рассматривание альбома «Гимнастика для глаз». Создание коллажа «Быть здоровыми хотим».  С/р игра «Поликлиника». Д/и «Здоровые зубы».

Активизировать в речи и уточнить названия зверей, птиц, рыб, учить их правильно использовать данные слова в различных речевых конструкциях (Артем, Маша).

Помочь понять детям, что есть взаимосвязь между едой, которую употребляет человек, и его самочувствием.

Картотека «Спортивный инвентарь». Выставка зубных щеток. Расширять область самостоятельных действий в осуществлении замысла, в выборе роли, в использовании атрибутов.

Прогулка

Познавательное, физическое развитие

Наблюдение за повадками птиц. П/и «Лягушки и цапли». Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Бег с ускорением (Миша, Артур).

Использовать потешки и поговорки о здоровье в повседневной жизни.

Картотека «Виды спорта» и атрибуты к этим играм. Воспитывать интерес к занятиям физкультурой, к спортивным играм.

День

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО

Самостоятельная деятельность детей Организация ПРС

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

Среда

17 марта

Утро

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Составление рассказа из личного опыта «Как я укрепляю свое здоровье». Игра «Кто скорей». Рассматривание картин, иллюстраций к прочитанным произведениям о здоровье. Беседа «Вредные привычки человека».

Закреплять представления детей о получении числа прибавлением единицы к предыдущему числу или вычитанием единицы из последующего (Даша Б., Максим).

Рассказать о вреде фастфудов.

Картотека «Спорт». Д/и «Органы чувств человека». Учить детей в соответствии с правилами игры.

НОД

Познавательное, художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие (ФЭМП). Занятие 49 (март). Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года. И.А. Помораева. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 6 – 7 лет (стр.151).

Художественно-эстетическое развитие (музыка). По плану музыкального руководителя.

Прогулка

Физическое, познавательное, речевое развитие

Наблюдение за первыми проталинами. Трудовая деятельность: посыпание дорожек песком. П/и «Краски», «Горелки». Беседа «Откуда берутся болезни». Д/и «Оказание первой помощи».

Метание мяча в вертикальную цель (Маша, Радик).

Беседа «Откуда берутся болезни».

Атрибуты к с/р игре «Скорая помощь». Выявлять уровень сформированности умения детей самостоятельно организовывать двигательную активность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Чтение И. Бутман «Площадь правильных правил». Пальчиковая гимнастика «Разомнемся мы сейчас».

Беседа «Что такое вирусы, микробы».

Картины, иллюстрации к прочитанным произведениям о здоровье.

Вечер

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 речевое;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.  Изготовление скворечника из бросового материала. КВН «Дорога к доброму здоровью». Рассматривание книги «Мое тело». С/р игра «Больница».

Учить правильно использовать числительные в различных речевых конструкциях (Даша В., Степан).

Ситуативные разговоры о важности самостоятельного мытья рук.

Музыкально-дидактическая игра «Спой песенку по картинке». Плакат «Режим дня». Расширять опыт организации досуга.

Прогулка

Познавательное, физическое развитие

Наблюдение за состоянием температуры воздуха с помощью термометра (столбик может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится в тени или на солнце). П/и «Быстро возьми – быстро положи». Беседа «Традиции и любимые занятия моей семьи».

Метание мяча в вертикальную цель (Роман, Саша).

Игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания.

Атрибуты к с/р игре «Оказание первой помощи». Повышать двигательную активность.

День

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО

Самостоятельная деятельность детей Организация ПРС

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

Четверг

18 марта

Утро

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Беседа о безопасном поведении в быту «Что делать, если…». Рассматривание альбома «Безопасность». Чтение А. Ампилова «Зубки заболели». Решение проблемной ситуации «В нашей группе больной».

Упражнять в подборе синонимов и однокоренных слов, учить различать данные понятия, выбирать из предложенных слов варианты в наибольшей мере соответствующие по смыслу (Алевтина, Настя).

Ситуативный разговор о правилах гигиены для мальчиков и девочек.

Книга «Мое тело». Формировать коммуникативные навыки.

НОД

Физическое, художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Занятие 6 (март). Весна идет, весне дорогу! Задачи: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.  В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.). Звуки ш и ж. Задачи: учить детей дифференциации в словах звуков ш и ж; анализ, синтез  и чтение слов из 4-х и 5-ти звуков; анализ и чтение предложений из 4-х слов.

Физическое развитие (улица). Занятие 6 (март). Задачи: Упражнять детей в беге, в прыжках; развивать ловкость в заданиях с мячом. Л.И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.75).

Развитие познавательно-исследовательской  деятельности. Воздух невидимка. Задачи: Познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.

Прогулка

Физическое, познавательное, речевое развитие

Наблюдение за народными приметами в состоянии погоды и природы: длинные сосульки – к долгой весне. Трудовая деятельность: помощь дворнику в уборке снег на участках и дорожках. П/и «Догони свою пару», «Волк во рву». Беседа «Что такое режим дня, как его соблюдать здоровым и больным». С/р игра «Аптека».

Учить выполнять разные виды прыжков (Даша Б., Степа).

Ситуативный разговор с целью обращения внимания детей во время одевания на прогулку на необходимость шарфов и варежек.

Д/и «Готовим обед». Воспитывать целеустремленность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Чтение С. Прокофьевой «Как мы с Вовкой готовились в олимпийскую сборную». Гимнастика для глаз.

Предложить подумать какая взаимосвязь между замерзшими руками и заболевшим горлом.

Д/и «Твоя кожа».

Вечер

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 речевое;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

 Гимнастика пробуждения.  Лепка «Туристы в горах». Рассматривание альбома «Чистота – залог здоровья». Беседа «Избавляясь от вредных привычек. С/р игра «Скорая помощь».

Д/и «А если бы…» — учить высказывать предположения, используя начало фразы (Богдан, Илья).

Ситуативный разговор о способах определения состояния своего здоровья (здоров или болен).

Дополнения в с/р игры «Больница», «Поликлиника». Поддерживать желание отражать в игровой деятельности полученные знания и представления о труде взрослых.

Прогулка

Познавательное, физическое развитие

Наблюдение за перемещением солнца на небе. П/и «Ловишки с мячом».«Д/и «Из чего приготовили».

Упражнения на формирование правильной осанки (Даша В., Айна).

Продолжать знакомить детей с вариантами прощания, обсудить, в каких случаях уместно каждое из них.

Атрибуты к с/р игре «Ветлечебница». Учить объединять сюжет игр, брать на себя смежные роли, применять в игре свои знания, умения.

День

Режим

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО

Самостоятельная деятельность детей Организация ПРС

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

Пятница

19 марта

Утро

социально-коммуникативное;

 познавательное;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Беседа о безопасном поведении на природе. Рассматривание альбома «Спорт – это здоровье». Чтение В. Ланцети «Все начинается…». Д/и «Полезная и вредная пища».

Д/и «Живые цифры» — закреплять понимание детьми отношений между числами натурального ряда, формировать умение находить место заданного числа в ряду натуральных чисел (Милана, Аделия).

Разговор о правилах поведения за столом.

Д/и «Здоровые зубы». Закреплять умение выполнять правила игры.

НОД

Речевое, физическое развитие

Физическое развитие (бассейн). По плану инструктора по плаванию

Речевое развитие. Занятие 7 (март). Лохматые и крылатые. Задачи: Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (стр.).

Прогулка

Физическое, познавательное, речевое развитие

Наблюдение за снегом. Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега. П/и «Охотники и звери», «Водяной». Обсуждение поговорки: «Март – весне брат и зиме не рад». С/р игра «Народная медицина».

Упражнять в ходьбе по узкой дорожке, сохраняя равновесие (Кирилл, Нелли).

Учить соблюдать законы вежливости, быть учтивыми.

Материал для организации экспериментирования со снегом. Обогащать двигательный опыт, поощрять творчество, решительность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Чтение Генриха Сапгира «Румяные щечки». Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Мотивировать детей к приему пищи («Маша и каша», муз. Т. Назаровой, сл. Н. Найденовой).

Детские рисунки «Картинки-смешинки».

Вечер

социально-коммуникативное;

 познавательное развитие;

 речевое;

 художественно-эстетическое;  физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.  Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки». Рассматривание плаката «Правильное питание». Чтение Г. Остер «Вредные советы». Рисование «Откуда берутся болезни?».

Упражнение «Скажи наоборот» — учить подбирать наречия, антонимичные заданным словам, четко их произносить (Миша, Артем).

Использование потешек о приеме пищи.

Альбом «Безопасность». Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Прогулка

Познавательное, физическое развитие

Наблюдение по приметам «Иней на березах – к морозу», «Береза весной выделяет сок – к потеплению». П/и «Мышеловка». С/р игра «Гости».

Упражнять в метании мяча в вертикальную цель (Есения, Эльдар).

Учить соблюдать правила гигиены.

Атрибуты для дорожки препятствий. Учить применять свои двигательные умения в новой игровой ситуации.

  • Рассказ по картине у окна хузин
  • Рассказ паустовского какие бывают дожди распечатать
  • Рассказ от имени земледельца 5 класс история египет коротко
  • Рассказ отрочество толстой слушать
  • Рассказ отважное сердце урал батыра