Рассказ по ролям хамелеон

Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему: а.п.чехов хамелеон цель: создать условие для углубления знаний учеников о

Открытый урок по русской литературе в 7 классе
на тему:

 «А.П.Чехов «Хамелеон»

Цель: создать условие для углубления знаний учеников о
творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова
«Хамелеон», раскрыть смысл его названия.

Задачи урока:

образовательные:

познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»

— продолжать знакомить учащихся с творчеством
А.П.Чехова;

— дать понятие юмористического и сатирического
рассказа;

— повторить литературоведческие термины: юмор, сатира,
художественная деталь;

— проводить словарную работу (афоризм, хамелеонство,
лаконизм);

— помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова.

  развивающие:

— способствовать развитию навыка анализа
художественного произведения, в том числе и сопоставительного;

— развивать
познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и фантазию;

— развивать речевую
культуру и речевое творчество;

— развивать умения
читать по ролям и инсценировать эпизоды.  воспитывающие:

— формирование четких нравственных критериев,
жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”;

— воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;

— формировать умение корректно и доказательно
обосновывать свою точку зрения;

— воспитывать сознательную дисциплину в решении
поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

— учащиеся познакомились с рассказом А.П.Чехова
«Хамелеон»;

— учащиеся осознали понятие юмористического и
сатирического рассказа; 

Личностные УУД:

— формированы навыки самостоятельной исследовательской
работы с текстом и выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформулировано умение осмысливать учебную задачу,
составлять план и последовательность действий;

— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке
информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

— сформировано умение работать в группах;

— учащиеся уважительно относятся к мнению своих
товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать
её;

— сформировано умение задавать вопросы, строить
понятные высказывания.

Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь
рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему,
структурировать тексты.

   Оборудование: портрет А.П.Чехова, таблицы,
тесты, магнитофон, аудиокассета, иллюстрации к рассказу, иллюстрации с
изображением хамелеона.

Эпиграф к уроку, записанный на доске: «Никто не понимал так ясно и тонко, как
Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно
правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их

жизни…»

                                                                                              
М.Горький.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: работа в группах, индивидуальная работа.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Ход урока

I
Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация знаний (3 мин)

Ребята, и вновь темой нашего урока становится
творчество писателя Антона Павловича Чехова – непревзойдённого мастера
короткого рассказа.

Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с
некоторыми его рассказами. Давайте их вспомним и назовем. В 5 классе это был
рассказ «Хирургия». В 6 класс вы прочитали еще один рассказ Чехова. Назовите
его («Толстый и тонкий»)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Чехова
«Хамелеон». Но прежде, чем приступить к его анализу, поговорим о личности
писателя, его жизни (слайд 1)

image001

Писатель прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей,
их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное –
высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже
добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, одновременно понимая
и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была
запоминающаяся.

Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он
привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с
достоинством.

Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с
весёлыми светло-карими глазами. Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь,
потому что он сделал её сам.

И свой характер он сформировал тоже сам.

Как это произошло, мы поймем, поговорив о детстве,
юности и периоде становления Чехова, как писателя.

3. Работа над новой темой (21 мин)

3.1.Где
и когда родился Чехов?

(В 17
января 1860 году в городе Таганроге. Сейчас этот город находится в Ростовской
области
.)

Расскажите
о семье Чехова. В какой семье он родился? Кем были его предки ? Чем занимался
его отец? Какими нравами обладали отец и мать Чехова?

Чехов
родился в семье купца. Его дед был крепостным крестьянином, который выкупил
себя с семьей на волю.

Отец
служил в приказчиках, потом открыл в Таганроге бакалейную лавку, где
продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты. Павел Егорович,
отец Чехова, играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками –
словом, искусству глава семьи отдавал большую часть своего времени. Причем хор
был его главным увлечением, в него он вкладывал всю свою душу. И сыновей он
заставлял петь в хоре.

(Посещать
все спевки почти каждый вечер. Очень сложный и противоречивый характер отца
сочетал в себе доброту и вспыльчивость. Часто его наказания были жестоки. Это
выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство
собственного достоинства. По воспоминаниям сестры писателя. Марии Павловны
Чеховой, он был человеком «требовательным и взыскательным. Не обходилось иной
раз и без наказания ремнем провинившихся братьев… Доставалось иногда от отца и
Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по
натуре…Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания

Мать,
тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта
часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал:
«Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».)

Какое
образование получил Антон Павлович в детстве?

(Отец
знал цену образованию, поэтому стремился учить детей. Отец хотел дать своим
сыновьям религиозное воспитание, заставлял петь в церковном хоре. В школе,
которую посещал Антон, содержащий её грек, заставлял детей зазубривать уроки,
бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. С 1868 года
братьев Чеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Ф.Н. Покровский,
законоучитель, вызывал симпатии гимназистов: иногда на уроках он вместо
Священной истории рассказывал о литературе – о Пушкине, Гете и Шекспире. У
Покровского были свои странности: он давал ученикам смешные прозвища. Он
прозвал будущего писателя Антоша Чехонте – это имя стало позднее одним из
литературных псевдонимов молодого Чехова.)

Сколько
детей было в семье Чеховых? И какими талантами они обладали?

(Шестеро
детей: пять сыновей и дочь. Семья Чеховых была очень талантливой.

Старший
брат Александр стал писателем.

Николай
– художником.

Михаил
– литератором.

Иван –
выдающимся педагогом.

Сестра
Мария обладала незаурядными художественными способностями.

О себе,
о своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а
душа со стороны матери».)

Какое
семейное обстоятельство подвергло юного Чехова испытаниям?

(У его
отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно
стоял за прилавком, безотказно помогая отцу, обучался ремеслам, исполнял разные
домашние обязанности.

Когда
Антону было 16 лет, его отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву.
Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои
средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть
заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было
купить необходимое. В эти трудные годы он выдерживает первое испытание
характера. Не удовлетворенный казенной системой преподавания в гимназии, он
много читает. Становится одним из самых первых читателей городской библиотеки,
увлекается описаниями путешествий, читает произведения Сервантеса, Тургенева,
Шекспира и других. Его интересуют юмористические журналы.)

Кем был
Чехов по образованию?

(В 1879
году в Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета.

Он
по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. В 1884 году Чехов закончил
университет, заказал для своей входной двери табличку «Доктор А.П. Чехов».
Родители были счастливы. Но вскоре он почти отошел от врачебной работы,
литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее.)

Как
начиналась литературная деятельность? Первые публикации.

(Чехов
начал писать в студенческие годы. Молодой Чехов писал короткие юмористические
рассказы и подписывал их псевдонимами (вымышленными именами) : «Брат
моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов»,
«Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».

Своим
именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления
в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как
писатель.

Первые
произведения А.П. Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах
юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика
ранних произведений была очень разнообразна. Миниатюры раскрывали разные
стороны русской жизни. Число рассказов было огромно. В течение 5 лет А.П. Чехов
написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников.)

Чем был
обусловлен небольшой объем чеховских рассказов?

 (По
условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк.
Выполняя эти требования, А.П. Чехов научился писать кратко. Его стиль: «Писать
талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». «Краткость
– сестра таланта», — часто повторял писатель. Короткие рассказы были очень
емкими по со держанию
)

Учитель. Чехов стал творцом нового
вида литературы — маленького рассказа, вбирающего в себя и повесть, и роман. Он
был большим мастером «малой формы».

3.2. Рассказ
«Хамелеон». Время создания.

Слово
учителя.

Наряду с
рассказами-анекдотами, смешными диалогами и сценками в творчестве Чехова 80-
гг. появляются рассказы, заставляющие читателя глубоко и серьезно задуматься
над тем, что его окружает и почему так неприглядна жизнь.

Осмеивая
людей и обстоятельства, вызывающие жалкие поступки человека, чехов тем самым
осмеивал порядки, лишающие человека чувства собственного достоинства.

Все чаще в
рассказах Антоше Чехонте беззаботный юмор незаметно перерастал в сатиру.

Сатира
звучит в рассказе «Хамелеон» », созданном им в 1884 году, в этот год Чехов
закончил Московский университет, где учился на врача.

После
окончания университета Чехов был полон сил и стремился сделать и себя, и мир
вокруг лучше, добрее, нравственнее.

Однако это
было очень непростое время для России.

1 марта
1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки
за людьми, новая волна реакции охватила в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт
журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки».

А.П. Чехов
остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и
культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Гордость,
самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость
процветали.

Люди
боялись, поэтому лгали и лицемерили.

Чехов
занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости,
подхалимству во всех видах.

Этой же
цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени.

Об этом
нам говорит его рассказ «Хамелеон. Обратимся к рассказу.

image002

Физкультминутка.
(1мин)

Поворот
вправо – если автор произведения Чехов, влево – другой автор.

«Левша»
(Лесков), «Лошадиная фамилия» (Чехов), «Заколдованное место»(Гоголь),
«Хирургия» (Чехов), «Бежин луг» (Тургенев), «Розовый конь» (Астафьев), «Толстый
и тонкий» (Чехов), «Злоумышленник» (Злоумышленник), «Муму» (Тургенев),
«Каштанка» (Чехов).

3.3. Беседа
по тексту рассказа.

Понравилось
ли вам произведение и о чем оно?


рассказе описывается происшествие на базарной площади
. Через неё шел полицейский надзиратель в
сопровождении городового. Увидев толпу, он направился к ней, чтобы выяснить, по
какому поводу собрались люди. Узнав, что золотых дел мастера Хрюкина укусила
собака, он пытается выяснить, чья это собака.)

Учитель. В основе сюжета рассказа
«Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая
занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа
занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки. Рассказ
можно представить, как драматургическое произведение – сценку.

Действия в
рассказе мало. Рассказ статичен, внешних событий не происходит: полицейский
надзиратель выясняет, кто хозяин собаки, укусившей «золотых дел мастера»
Хрюкина — от этого зависит его решение. Вот, собственно, и все. Чехов делает из
этого обыденного, в общем, сюжета блестящий сатирический этюд нравов обывателей
провинциального городка. На первом плане не внешние, а внутренние события –
колебания психологического состояния людей.

Какие
образы вам запомнились больше всех?

(Образы
Очумелова (полицейский надзиратель), Елдырина (нижний чин полицейской охраны в
городе).

1.Способы
характеристики персонажа. Вспомните, какие существуют
способы характеристики образа?

(Говорящая
фамилия, художественная деталь, речь, поступки, заголовок, авторская оценка.)

Учитель. Я предлагаю разделиться вам
на группы. Каждая группа получит задание. Заданием послужат перечисленные
способы характеристики персонажа, которые вы осветите более подробно.

1 группа –
говорящие фамилии;

2 группа –
художественная деталь;

3 группа –
речевая характеристика;

4 группа –
поступки героя;

5 группа –
заголовок рассказа;

6 группа –
авторская позиция.

Давайте
сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П. Чехов знакомит
читателя со своим героем? (Чтение первого абзаца)

Первая
группа.

2.Говорящие
фамилии

Учитель. Первое, на что мы обращаем
внимание, это фамилия полицейского надзирателя – Очумелов.

Как
называется этот прием в литературе? Назовите еще такие фамилии в рассказе?

(Этот
прием называется говорящая фамилия. Это излюбленный художественный прием Чехова
. Говорящая фамилия вызывает комический эффект и является сжатой
характеристикой персонажа – его сущность. Так в рассказе «Хамелеон» подобными героями
являются еще Хрюкин, Елдырин, Жигалов
.

Очумелов – главный герой рассказа,
фамилия отражает его характер, он буквальным образом
«очумел», одурел, то есть вышел из себя,
потерял соображение, самообладание из-за непорядка на базарной
площади.

Хрюкин – золотых дел мастер,
укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Он человек в возрасте, но
решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, за что она
его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как откровенную «свинью». Хрюкин
от слова хрюкать.

Елдырин – рыжий городовой, с решетом
полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий,
раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не
думая. В значение его фамилии заложено бранное слово.

Жигалов – генерал, предполагаемый
хозяин собаки. Его фамилия произошла от слова жигало, то есть тот, кто
поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не
присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение
самого полицейского надзирателя и всей толпы. Эта фамилия также оправдывает
себя.) 

Учитель. Говорящие фамилии отражают
не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. Об этом
мы поговорим в контексте авторской позиции.

Вторая
группа.

3.Художественные
детали.

Учитель. Впервые мы видим Очумелова,
идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает
рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Как вы
думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь?
Какова её роль в произведении?

 (Художественная
деталь (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность
в произведении, которая несет смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная
деталь используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их
среду обитания.)

Как вы
думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали?

(Чехова
называют мастером художественной детали.

Говоря
об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали:
новая шинель и узелок, ничего не говоря о его портрете: внешности, фигуре,
выражении глаз. Это неспроста: самое главное в нем, не его душевные качества.

Под
стать ему и городовой Елдырин: он рыжий с решетом, доверху наполненным
конфискованным крыжовником.)

Как вы
понимаете значение слова «конфисковать»?

(Принудительное
и безвозмездное изъятие денег или имущества частного лица (в пользу
государства
)

Как вы
думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?

Нет.

Почему
фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично?

(Крыжовник
— очень важная деталь: это всего лишь ягода, мелочь, которая не представляет
особой ценности, но он конфискован!)

В руках
у надзирателя узелок. Как вы думаете, что в узелке?

(Наверное,
тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Скорее
всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

Что
говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? 

 (Помогают
увидеть лицо блюстителя порядка. Он чувствует вседозволенность. Полицейский
надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку,
сам нарушает закон.)

Какую
еще художественную деталь, помимо узелка в руках, подмечает Чехов у идущего
через базарную площадь Очумелова?

(Он
идет через базарную площадь в новой шинели.)

Обратите
внимание, что шинель обозначается в тексте и как пальто.

Определите
лексическое значение этих слов.

(Шинель
— это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то
чина. Пальто — это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает
принадлежность к власти
.)

Очумелов
приходит на площадь и уходит в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин –
пальто. Подумайте, почему?

(Слово
«шинель» употребляется в авторской речи, значит, для Чехова в
Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит
«пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет другую
художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его
бросает то в жар, то в холод).

Судя по
поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей
шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.

(Шинель
для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя
всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова
шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться,
командовать, конфисковывать. Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и
узелка в руке)

Третья
группа.

4.Речевая
характеристика

Способом
характеристики образа героя является так же речь.

Какая
речь у персонажей рассказа и как это их характеризует?

(Очумелов изъясняется грубо (ко всем
обращается на «ты») и косноязычно (его предложения незаконченные): «По
какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут?
Это ты зачем палец?.. Кто кричал?».

В его речи
звучат слова разных стилей: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не
желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С
одной стороны, в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкая
грубая брань: «Я ему покажу кузькину мать!» К тому же Очумелов говорит тоном
мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Грубое хамство,
вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает, что власть нужна ему
только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается
подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Мошенник Хрюкин сначала
пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а
затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его
речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы
подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.)

Четвертая
группа.

5.Поступки
героя. 

 Еще одним
способом раскрытия образа героя являются его поступки.

Проследим
по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение
относительно собаки? От чего это зависит?

Графически
покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция –
стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка
вниз.                 

«А собаку
истребить надо».

Виноват
Хрюкин.

«Чёрт
знает что! Ни шерсти, ни вида – подлость одна только!»

«Собака –
нежная тварь».

«Она
бродячая… Истребить, вот и всё».

«Собачонка
ничего себе… Шустрая такая».

6 раз, а
зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.

Как
меняется тон его высказываний?

(6 смен
интонаций — от начальственно — повелительных до рабски — трусливой.
Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить
собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и
виновником оказывается Хрюкин.)

Учитель.
Вывод:
  
Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз
изменил своё мнение. Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро
меняется, оно зависит от реплик в толпе. Он то угодник, то хам, то полицейский
надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.

В чем
сущность характера Очумелова?

 (Правда и справедливость для
полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает как символ
беззакония: кто сильнее, тот и прав. У Очумелова нет человеческого достоинства
и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его
бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на
плечи Очумелова новую шинель.)

Как
ведет себя Хрюкин?

 (Хрюкин
– подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня
у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он
умолкает.)

Пятая
группа.

6.Заголовок
рассказа

Обратимся
к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в рассказе. Почему же
возник такой заголовок, оправдан ли он?

(Да.
Лексически значение слова «Хамелеон» — ящерица, которая меняет свою
окраску в зависимости от окружающей среды.)

Достаточно
ли знать только прямое значение слова?

(Нет,
Чехов употребляет это слово в переносном значении. «Беспринципный человек,
легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Хамелеоном обычно
называют человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам
менять свои взгляды на противоположные. Таков Очуме­лов, меняющий
свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки. Подбирая название
рассказу, Чехов выбрал переносное значение этого слова и подобрал невероятно
точно.)

Как
одним словом можно назвать такого человека? 

(Лицемер,
двуличный человек.)

Только
ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

(Нет.)

Кого
еще из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»


состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной
площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.)

Почему
писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”?
Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
(Тем самым
Чехов как бы утверждает, что хамелеонство — всеобщее явление, за которым
кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство.)

Учитель. В собравшейся толпе
любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых холопски исполнять все
прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь несчастной собачонки висит на
волоске и зависит от того, чья она, генеральская или бродячая. Выразительны не только
говорящие фамилии героев: Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение
хамелеонствующей толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них
законное проявление власти и порядка.

Первоначально
рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял.
Почему?

(Слово
«сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив
заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и
ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!

Сам
А.П. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба.)

3.4.
Работа с терминами.

Учитель. В своем творчестве Чехов,
высмеивая какие-либо недостатки человека или просто показывая смешную ситуацию,
ярко использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа. Иногда он юмористический,
иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что есть сатира и
юмор.

Сатира – беспощадное, уничтожающее
осмеяние, критика действительности, человека явления. Это смех обличающий.

Юмор – изображение героев в
смешном виде. Это смех веселый и доброжелательный.

Итак,
смех бывает разный: доброжелательный, веселый, беспощадный, уничтожающий,
обличающий. Каким пользуется автор?

(Обличающим.)

Обличающий
смех – это юмор или сатира? 

(Сатира.)

image003

Определите,
«Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?

 (Рассказ
«Хамелеон» — сатирическое произведение. При помощи сатиры Чехов показывает свое
негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.

Именно
сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем
рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения.)

Учитель. Так смешной рассказ становится
гневным обличением российской действительности времён писателя.

А как
вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас
хамелеоны, подобные Очумелову? Есть ли в современном обществе подобные
пороки?

(Этот
рассказ на все времена. Нам не всегда хватает смелости, решительности отстоять
свою точку зрения. Надо стремится преодолевать внутренний страх перед теми, кто
выше и сильнее тебя. Чехов писал, что он по капле выдавливал из себя раба
.)

IV. Итог урока (2 мин)

Сегодняшний
урок познакомил нас с еще одним рассказом А.П. Чехова, с его мастерством в
создании литературных характеров. Мы еще раз увидели в художественном
произведении такие выразительные средства, как название рассказа, говорящие
фамилии, речевая характеристика, художественные детали. Несмотря на то, что он
очень короткий, его содержание никого не оставляет равнодушным. В своём
рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е.
приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, –
результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой,
становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались
особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными.
Эти пороки и приводят к хамелеонству. К сожалению, это свойственно и реальным
людям.

V. Домашнее задание (2 мин)

1.
Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

2. Написать
мини-сочинение на одну из тем: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не
стать хамелеоном?», «Случаи хамелеонства в нашей жизни».

VI.
Выводы (2 мин)
Рассказы
Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме,
Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества.
Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не
подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы
писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после
Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и
миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и
вас.

VII. Рефлексия «Одним словом» (3 мин)

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые
наиболее точно передают их состояние на уроке:

•        Раздражение

•        Злость

•        Радость

•        Равнодушие.

•        Удовлетворение

•        Вдохновение

•        Скука.

•        Тревога.

•        Покой.

•        Уверенность

•        Неуверенность.

•        Наслаждение.

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в
том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

Урок литературы 6 класс.

«Смысл заголовка и роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»».

Цель урока: на примере анализа и интерпретации раннего рассказа А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» определить позицию Чехова гражданина-писателя и способы выражения этой позиции.

  • Дидактическая: отрабатывать навыки смыслового чтения с использованием приёмов словесного рисования, поиска ключевых слов и выделения художественных деталей в тексте;
  • Развивающие: сформировать умение обучающихся излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
  • Воспитательные: воспитывать толерантность, чувство собственного достоинства. Содействовать эстетическому воспитанию обучающихся на текстах художественной литературы.

Планируемые результаты:

  • Личностные: умение оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.
  • Метапредметные: развитие операций логического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, определение цели деятельности, последовательность действий, оценивание достигнутых результатов.
  • Предметные: знание фактов творческой биографии Чехова, умение определять авторскую позицию в тексте.

Оформление и оборудование: учебная презентация по теме урока, учебник по литературе, дидактические таблицы.

Ход урока:

  1. Установка на изучение рассказа:

Эпиграф к уроку:                                           «Подлинное искусство учит

 смеяться не над кривым носом,

 а над кривой душой».

Н. В. Гоголь.

Игровое задание: по картинкам на слайде определите произведение: щипцы – «Хирургия», бинокль – «Смерть чиновника», фото хамелеона – «Хамелеон», духи «Флёр д’ оранж» — «Толстый и Тонкий»

Вопрос: что общего между этими картинками? (Они все связаны с юмористическими рассказами А.П. Чехова)

— Какой рассказ мы с вами еще не читали?

  1. Чтение вступительной статьи в учебнике и анализ антитезы как художественного приема комического. (Перенесение; парадокс; несоответствие; словотворчество; возвышение низкого; снижение высокого.)

Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию к роману М. Сервантеса «Дон Кихот» — два всадника взбираются на гору, Дон Кихот и Санчо Панса. 

Вопросы:

Обратите внимание на иллюстрацию. Что вы на ней видите?

— Что в облике героев вызывает улыбку? (Наряду с нелепостью каждой из фигур в отдельности — Рыцарь печального образа с медным тазиком на голове вместо шлема и его верный оруженосец, восседающий на осле, — смех вызывает их контрастное сопоставление: худого и длинного, на тощей лошади Дон Кихота и маленького толстого Санчо Панса верхом на осле.)

Такой прием контрастного сопоставления образов, понятий, противоположных ситуаций, любых других элементов литературного произведения называется антитезой. Возникновение антитезы восходит к начальным стадиям развития культуры, когда первичное восприятие мира как хаотического царства случайностей сменилось упорядоченной системой представлений, основанных на принципе двойственности: море — суша, небо — земля, свет — тьма, правый — левый. Мифы многих народов повествуют о первотворцах Вселенной — соперниках-близнецах, причем один из братьев создает все светлое, доброе и полезное, а другой — все темное, злое и враждебное человеку.

— Где мы с вами уже встречались с понятием антитезы? (Ребятам хорошо знакома антитеза в народных сказках. Часто антитеза выражена противоположными по смыслу словами — антонимами (на уроках русского языка уже знакомились с этим языковым явлением). В бытовых сказках, баснях, былинах нередко встречаются названия в форме антитезы: «Правда и Кривда», «Мужик и барин», «Слон и Моська») (автор намеренно создает антонимы (контекстуальные) для выражения своей позиции)

— Прочитаем название рассказа Чехова, попробуем определить смысл противопоставления слов-антонимов «толстый» и «тонкий»?

           3. Формулировка цели урока: Сформулируйте тему урока и запишите.

— Какую цель вы себе поставите? (Запись на доске)

Цель: определить авторскую позицию А.П. Чехова в рассказе «Толстый и Тонкий».

  1. Актуализация темы:

А) Вспомним, что именно мы уже знаем о биографии Чехова?

Б) Какие рассказы мы уже читали? Над чем в них смеется автор?

В) Сообщение ученика о создании рассказа «Толстый и Тонкий».

5. Изучение темы:

1. Комментарии учителя по чтению рассказа

2.  Читаем рассказ по ролям (с комментариями)

3. Словарная работа (работа с непонятными словами)

     херес — сорт дорогого вина;

     флёрдоранж — цветочный одеколон;

лютеранка — исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат — житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт —  (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно — неофициально;

коллежский асессор — один из младших рангов чиновников;

статский советник — ранг чиновника среднего звена;

тайный советник — один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

4. Анализ рассказа, изучение и интерпретация художественных деталей:

1) Композиция рассказа. Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый.

— Рассмотрим композицию рассказа «Толстый и Тонкий», какие композиционные части вы выделите в рассказе?

Композиционные особенности:

Завязка – встреча двух школьных друзей.

Развитие действия — разговор на перроне.

Кульминация – новость о должности Толстого.

Развязка – расставание чужих друг другу людей.

— Каким глаголом автор описывает состояние героев в начале и в конце рассказа? (В основе изучения произведения — анализ композиции рассказа и поиск отличий в первой и последней частях текста. В начале и в конце А. П. Чехов использует слово ошеломлены.)

Каково значение слова «Ошеломлены» и его происхождение? (Работа с этимологическим словарем: Искон. Суф.-преф. производное от шелом «шлем». См. шлем. Ошеломить буквально — «сбить с врага шлем».)

— Опишите состояние ошеломления?

— Прочитайте фрагмент начала и конца рассказа, найдите слова, описывающие состояние ошеломления, сравните их. Сделайте вывод?

5. Система персонажей:

 = Прочитайте в начале рассказа описания героев. Как вы себе их представляете? Какие детали привлекают ваше внимание?

Работа в парах: Заполнение таблицы в парах

Толстый

Тонкий

Имена

Михаил

Порфирий

Кличка в гимназии

Герострат

Эфиальт

Портрет

Толстый, пахло хересом и флердоранжем

Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей.

Должность

Тайный советник

Коллежский асессор

Качества характера

«— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»

Тонкий вдруг побледнел, окаменел…

«— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.»

— Как вы думаете, почему у героев нет фамилий? Почему он даёт им определения «тонкий» и «толстый»? (А. П. Чехов не дает главным героям рассказа фамилий, тем самым подчеркивая типичность ситуации и отношений в мире чиновников.)

— О чем говорят детали в описании героев? (В авторских характеристиках — ирония и в общем-то нелицеприятные характеристики персонажей. Толстый — губы, «подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (непоэтическое сравнение), пахло от него вином и одеколоном (разве можно предположить, что он чиновник высокого ранга?). Тонкий «был навьючен узлами» и пахло от него едой. Оба были «приятно ошеломлены» неожиданной встречей. Принципиального различия в героях, кроме внешности, мы пока не видим, хотя замечаем ироническое отношение автора к обоим персонажам.) – Тяга к материальному.

— Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).

— Как Тонкий говорит о своей семье в начале рассказа и в конце?

— Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие, как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).

Тонкий очень гордится тем, что у него есть семья, жена и сын-гимназист, все в его жизни как положено, по правилам. Особенно тонкий гордится немецким происхождением своей жены, поэтому он все время повторяет: «А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка…» Однако повторяет он это с разной интонацией: в первом случае с гордостью, во втором — с самодовольством, в третьем — с надеждой, что хотя бы это (что жена лютеранка) ему зачтется и толстый не будет гневаться.

—  Может быть, толстый действительно в какой-то момент спровоцировал такое поведение тонкого и их различие было заметно еще в детстве? — Посмотрим, как характеризуют героев их общие воспоминания? (Толстый «был красавец»,прожег когда-то в школе казенную книжку папироской, т. е. не отличался особенным прилежанием. Тонкий «ябедничать любил», толстый называет его ласково «голубчик мой» и рад встрече. Друзьями были.)

И вдруг (это слово есть у Чехова) тонкий, узнав о чине толстого, преображается.

— Как автор показывает изменения в поведении героя? (рядом глаголов: побледнел, окаменел, искривилось, съежился, сгорбился, сузился…

— Какие звуки есть во всех этих словах? Имеют ли они какие-то особое значение?  Какой звук они напоминают? (обилие приставок с- дает и звуковой эффект (как будто бы сдулся, стал незаметным и мельчайшим, затем — «приятно-с…»)

— Проанализируем значение слов? (автор подчеркивает постепенность и одновременность действий).

— А что происходит с его семьей?  А жена и сын стали еще длиннее. Тонкий уже не гордится собой (вместо хо-хо хи-хи-с). И все эти изменения оттого, что толстый произнес слово тайный — волшебное слово, повлекшее такие трансформации человека. И вот он уже называет толстого не Миша, не милый мой, не друг) детства, а ваше превосходительство и заново представляет ему жену и сына уже с подобострастием и дрожанием в голосе.

      — Как же это воспринимает толстый? (Толстый никак не ожидал от друга детства, что у того на лице появится «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты».)

      Зато семейство тонкого испытало то ошеломление, которое будут помнить всю жизнь: они разговаривали с самим тайным советником, осчастливленные, они, видимо, еще несколько минут будут стоять на перроне.

  1.  Физкультминутка. Встаньте из-за парт.  Попробуем обыграть эту ситуацию.

1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.

Наклонитесь в сторону друг друга.

Улыбнитесь.

7.  Словесное рисование.

— Попробуем устно нарисовать портреты тонкого и толстого в начале и в конце рассказа.

      (Толстый — невысокого роста, кругл, идет брюхом вперед, масляные губы, румяные щеки, довольный собой, на лице удивление при виде тонкого. Тонкий — высокий, явно выше толстого, худенький, сухопарый, может быть, с длинным носом, который он высоко задирает, ведь рядом жена-лютеранка, бодро несет узлы и чемоданы.

      В конце рассказа толстый не улыбается, на лице — разочарование, может быть, пожимает плечами. Тонкий так сгорбился, что стал ниже ростом, теперь вровень с толстым, если не ниже его, не знает, куда деть руки, на лице подобострастная улыбка, во взгляде восторг и глупое удивление.)

8. Выводы: Комический эффект в произведении создается переводом антитезы «толстый и тонкий» из области внешнего описания героев в область социальных отношений: толстый друг значительно превосходит по чину своего тонкого приятеля.

            В конце рассказа «ошеломлены» уже не приятели от неожиданной встречи, а вся семья тонкого — признак всеобщего ошеломления общества от невиданных высоких чинов. Смех А. П. Чехова в этом рассказе не лишен грустных ноток: это насмешка над страшной силой подхалимства.

     9.  Сравнение вариантов текста: первого варианта рассказа, опубликованного в журнале «Осколки» в 1883 году, и рассказа в окончательной редакции. Приведем фрагмент текста ранней редакции. (ученикам текст раздается в распечатанном виде).

      — Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
      — Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да Бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю… Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… Пробавляемся кое-как. Служил в департаменте «Предисловий и опечаток», а теперь сюда переведен секретарем по тому же ведомству… Здесь буду служить. Начальник, говорят, скотина; ну, да черт с ним!.. Уживусь как-нибудь. Однофамилец он твой. Ну, а ты как? Небось, уж статский? А?
      — Так-с… Так это вы, стало быть, секретарем ко мне назначены? — сказал басом толстый, надувшись вдруг, как петух. — Поздно, милостивый государь, на службу являетесь… Поздно-с…
      — Вв…вы? Это вы?.. Я, ваше превосходительство…
      Тонкий вдруг побледнел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длинней; Нафанаил вытянулся во фрунт и инстинктивно, по рефлексу, застегнул пуговки своего мундира…
      — Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и в такие магнаты-с! Хи-хи-с…
      — Не следует опаздывать-с…
      — Извините-с, ваше — ство, не мог к сроку прибыть-с, потому жена, вот, была больна… Луиза вот… лютеранка…
      — Надеюсь, милостивый государь, — сказал толстый, подавая тонкому руку. — Надеюсь… Прощайте… Завтра на службу прошу…
      Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась… Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены. (
Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. — М., 1975. — Т. 2. — С. 438—440.)

  — Почему в первом варианте рассказа заискивание Тонкого является вынужденным? (В первом варианте рассказа толстый начальственным окриком останавливает фамильярный тон приятеля).

— Почему А. П. Чехов в окончательной редакции снял необходимость тонкого заискивать и сделал толстого благодушным, а не спесивым?

10.  Итоги урока:

Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.

— Есть ли что-то поучительное в рассказе А.П. Чехова? Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом? (Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески») 

11.  Домашнее задание:

Подготовка инсценировки разговора толстого и тонкого на перроне: класс разделить на группы в соответствии с ролями — толстый, тонкий, жена тонкого, Нафанаил.

Перечитайте рассказ. Подготовьтесь играть героев, продумайте их мимику, жесты и движения.

Презентация на тему Презентация по литературе на тему Анализ рассказов А. П. Чехова Тоска, Размазня (7 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Юмористический рассказы «Размазня», «Тоска».А. П. Чехов

Текст слайда:

Юмористический рассказы «Размазня», «Тоска».

А. П. Чехов


Слайд 2

«Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет.

Текст слайда:

«Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…»
 А. П. Чехов


Слайд 3

 Рассказ  «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.

Текст слайда:

 Рассказ  «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.


Слайд 4

Чтение по ролям

Текст слайда:

Чтение по ролям


Слайд 5

Словарная работаРазмазня1  Жидкая каша. Гречневая размазня.2   Вялый, нерешительный человек (разг.  Пренебр.).  3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом,

Текст слайда:

Словарная работа

Размазня
1  Жидкая каша. Гречневая размазня.
2   Вялый, нерешительный человек (разг.  Пренебр.).  
3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок,  мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка,  теленок,  тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.


Слайд 6

Словарная работаГувернантка   (франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего

Текст слайда:

Словарная работа

Гувернантка   (франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами                 (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук
(франц. Surtout-широкая верхняя одежда).                        Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci
 ( франц.)  Благодарю


Слайд 7

Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.Каковы намерения рассказчика в

Текст слайда:

Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!

Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?


Слайд 8

Теория литературыЮмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех

Текст слайда:

Теория литературы

Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой  из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?


Слайд 9

Внимательно ли я читаюКак зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Сколько стоит месяц работы гувернантки? В

Текст слайда:

Внимательно ли я читаю

Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»?
Сколько стоит месяц работы гувернантки?
В течение какого времени работала гувернантка?
Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники?
Сколько дней у гувернантки болели зубы?
Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей?
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком?
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли?
Сколько рублей  рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил?

Юлия Владимировна
30 рублей
2 месяца
3раза
3 дня
4 дня
2 рубля
10 рублей
80 рублей, 11 рублей


Слайд 10

«Тоска» громадная, не знающая границ Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души,

Текст слайда:

«Тоска» громадная, не знающая границ

Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
 Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.


Слайд 11

Анализ рассказаС чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой

Текст слайда:

Анализ рассказа

С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
О чем думает каждый из них?
Расскажите о главном герое.
Сколько сюжетных линий в рассказе?
Зачем нужен Ионе внешний мир?


Слайд 12

 Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить

Текст слайда:

 Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
О чем же рассказ «Тоска»?
Почему так определена тема урока: «Тоска громадная, не знающая границ»?


Слайд 13

Домашние заданиеПрочитать рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон».

Текст слайда:

Домашние задание

Прочитать рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон».


I вариант.

1. В каком году Чеховым был написан рассказ “Хамелеон”:
а) 1884 +
б) 1883
в) 1885

2. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов:
а) Казачий урядник
б) Полицейский надзиратель +
в) Становой пристав

3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе:
а) На набережной
б) В небольшом переулке
в) На базарной площади +

4. Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина:
а) Собака +
б) Кошка
в) Крыса

5. Как звали городового в рассказе Чехова “Хамелеон”:
а) Лошадников
б) Волдырин
в) Елдырин +

6. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина:
а) Рыжая длинношерстная дворняга
б) Белый борзой щенок с острой мордой +
в) Большой черный пес с лохматым хвостом

7. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина:
а) Малина
б) Смородина
в) Крыжовник +

8. Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса:
а) Палец +
б) Лодыжка
в) Колено

9. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов:
а) Плащ
б) Шинель
в) Пальто +

10. Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку:
а) Истопник
б) Повар +
в) Приказчик

11. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

12. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа:
а) Остался при своем мнении
б) Защитил собаку +
в) Встал на сторону Хрюкина

13. Кого преследовал Хрюкин:
а) Собаку на трех ногах +
б) Мальчишку – беспризорника
в) Кошку

14. Кем был по профессии Хрюкин:
а) Трактирщиком
б) Городовым
в) Золотых дел мастером +

15. Что Очумелов собирается сделать с собакой:
а) Истребить ее +
б) Продать одному из присутствующих
в) Отдать хозяину

16. Что делает Очумелов после того, как выясняется, что эта собака принадлежит генералу Жигалову:
а) Все еще собирается истребить ее
б) Собирается вернуть ее генералу и набрасывается на Хрюкина +
в) Собирается потребовать с генерала компенсации

17. Как ведет себя Очумелов после того, как выясняется, что у генерала таких собак нет:
а) Уговаривает Хрюкина успокоиться и не трогать собаку
б) Приказывает разыскать хозяина
в) Снова меняет свое мнение на противоположное +

18. Кому принадлежала эта собака:
а) Помещику
б) Генеральскому брату +
в) Никому

19. Как толпа реагирует на сложившуюся ситуацию:
а) Все смеются над Очумеловым
б) Все жалеют Хрюкина
в) Все смеются над Хрюкиным +

20. В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) 1885
б) 1884 +
в) 1886

II вариант.

1. В какой сборник вошел рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) “Пестрые рассказы” +
б) “Базарные сплетни”
в) “Городские байки”

2. Каких людей Чехов осмеивает в рассказе “Хамелеон”:
а) Считающих, что они в любой ситуации правы
б) Меняющих свое мнение в зависимости от ситуации +
в) Глупых и необразованных

3. Откуда выбежали собака на трех ногах и полупьяный человек:
а) Из мастерской золотых дел мастера
б) Из лавки мясника
в) Из дровяного склада купца +

4. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке”:
а) Очумелов
б) Хрюкин +
в) Елдырин

5. В чем Очумелов обвинил Хрюкина, когда узнал, что собака может принадлежать генерал:
а) Что Хрюкин издевается над толпой зевак
б) Что Хрюкин хотел убить собаку генерала
в) Что Хрюкин сам расковырял себе палец и соврал всем +

6. Как Очумелов начал относиться к собаке, узнав, что она принадлежит брату генерала:
а) Начал относиться с презрением
б) Начал относиться с умилением +
в) Сердился на собаку

7. Кого из героев можно назвать главным в рассказе:
а) Очумелова +
б) генерала
в) Хрюкина

8. Определите жанр произведения:
а) очерк
б) повесть
в) рассказ +

9. Каково авторское отношение к героям рассказа:
а) высмеивание +
б) безразличие
в) негодование

10. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова:
а) внутренний монолог
б) художественная деталь +
в) бытописание

11. «Шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке» являются:
а) бытописанием
б) художественной деталью+
в) символом

12. “Хамелеоны” в рассказе это:
а) Очумелова+
б) Хрюкина+
в) Елдырина
г) повара
д) толпу зевак+

13. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

14. Какую характеристику он дате полицейскому надзирателю Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
а) как ограниченного и невежественного человека
б) выявляется его чинопочитание и раболепие
в) как человека, привыкшего к неограниченной власти+

15. Кем работает Хрюкин?
а) золотых дел мастер; +
б) часовщик;
в) лавочник.

16. Что обещал показать Очумелов хозяину собаки, из-за которой пострадал Хрюкин?
а) Кузькину мать; +
б) золотые горы;
в) где раки зимуют.

17. Из-за чего, по мнению Очумелова, текла у Хрюкина кровь?
а) расцарапала кошка;
б) порезался на работе;
в) расковырял палец гвоздиком. +

18. Определите, каких собак, по мнению городового, любит генерал?
а) дворняжек;
б) легавых; +
в) овчарок.

19. В чем особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл; +
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.

20. С чем связан смысл названия произведения?
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску+

134 рассказа

Белолобый

белолобый - рассказ чеховСтарый сторож Игнат жил в зимовье с черной дворнягой Арапкой, у которой родился щенок — Белолобый. У старой и слабой здоровьем волчихи, логовище которой было неподалеку, трое волчат. Однажды перед рассветом она отправилась на охоту. Зверь подобрался к хлеву, проник в него через старую гнилую крышу. Волчица хотела поживиться ягненком. Она спрыгнула…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 9 мин.)

Каштанка

Рассказ Чехова КаштанкаКаштанка – дворняжка с рыжей шерстью, похожая на лисицу, – потерялась в городской сутолоке. Ее подбирает клоун Мистер Жорж и делает цирковой артисткой с прозвищем Тетка. Также выступают гусь Иван Иваныч, кот Федор Тимофеевич и свинья Хавронья Ивановна. Несмотря на сытую спокойную жизнь, собака тоскует по Феде и его отцу, столяру Луке…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 30 мин.)

Дама с собачкой

Дама с собачкойДама с собачкой — Анна Сергеевна фон Дидериц – во время отдыха в Ялте постепенно сближается с москвичом Дмитрием Дмитриевичем Гуровым. У обоих есть семьи, завязывается «курортный роман». После возвращения Гуров не может смириться со своей прежней жизнью и находит Анну. Любовники регулярно тайно встречаются в московской гостинице «Славянский…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 26 мин.)

Смерть чиновника

Смерть чиновника- рассказ ЧеховаСмерть чиновника Ивана Дмитриевича Червякова наступила из-за глупого случая в театре «Аркадия» во время спектакля «Корневильские колокола». Чихнув, он обнаружил, что обрызгал статского генерала Бризжалова. Мнительный чиновник стал преследовать высокопоставленное должностное лицо, изводя своими излишними извинениями. Генерал потерял терпение…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 3 мин.)

Палата номер 6

Палата номер 6 - рассказ ЧеховаВ палате № 6 содержат сумасшедших. Они символизируют ссыльных, изгнанных из общества за неугодные правительству убеждения. Узнав печальные истории больных, можно сделать вывод, что они оказались отверженными из-за безразличия окружающих. Так, чиновник Иван Дмитриевич Громов в одночасье потерял семью и достаток. Он был образован, много работал…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 82 мин.)

Вишневый сад

пьеса Вишневый садВишневый сад находится в имении Любови Андреевны Раневской. Именно с ним связаны основные события пьесы. Дворянская семья разорилась, потому что помещица много лет сорила деньгами. Избалованная достатком, эгоистичная, она не способна помочь даже своим близким. В произведении много интересных персонажей. Раневская возвращается из Парижа, куда…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 67 мин.)

Ионыч

Ионыч - рассказЗемский доктор Дмитрий Ионыч Старцев поселился неподалеку от губернского города, где жил Иван Петрович Туркин, который устраивал любительские спектакли. Его жена Вера Иосифовна была писательницей. Дочь Екатерина (Котик) играла на рояле, мечтала стать артисткой. Ионыч влюбился в Котика, сделал ей предложение и получил отказ. Вскоре девушка уехала…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 27 мин.)

Ванька

Рассказ Чехова ВанькаСироту Ваньку Жукова отдали учиться ремеслу у сапожника Аляхина в Москве. Ваня очень тоскует по родным местам. В ночь под Рождество малыш решился написать дедушке Константину Макаровичу всю правду о своих мучениях. Его ничему не учат, избивают, морят голодом, не дают выспаться. У ребенка нет обуви, он ходит босиком. Страшно то, что жалоба…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 6 мин.)

Хирургия

ХирургияОднажды в земской больнице хирургией вместо уехавшего доктора решил заняться фельдшер Сергей Кузьмич Курятин. Он пытается удалить зуб у церковного дьячка Ефима Вонмигласова. Начинает с хвастовства, но постепенно энтузиазм падает, работа оказывается не такой уж легкой. Дьячок начинает с лести, бесконечных благодарностей, но после бесполезных…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 5 мин.)

Толстый и тонкий

Толстый и тонкий - рассказ ЧеховаНа вокзале Николаевской железной дороги встретились толстый и тонкий, старые знакомые Миша и Порфирий. Друзья обрадовались, начали мирно беседовать, пока во время разговора не выяснилось, что Михаил получил высокий чин. С этого момента Порфирий преобразился, стал пресмыкаться, превратился в отталкивающего своей униженностью подхалима. Толстому…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 3 мин.)

Три сестры

Три сестрыТри сестры Ольга, Маша и Ирина Прозоровы с братом Андреем живут в губернском городе. Старшая из сестер, Ольга, — учительница женской гимназии, недовольна своей работой. Машу рано выдали замуж за безответно влюбленного в нее учителя гимназии Кулыгина. Она сближается с женатым батарейным командиром — подполковником Вершининым. Ирина – мечтательная…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 84 мин.)

Человек в футляре

Человек в футляре - рассказ ЧеховаЭто история про человека в футляре. Охотники Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин ночевали в сарае старосты села Мироносицкого. Последний поделился историей своего коллеги, учителя греческого языка Беликова. Он создал своеобразный барьер вокруг себя, был чересчур мнителен и навязчив. Замкнутый человечек подозрительно следил за всеми, изводил…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 20 мин.)

Хамелеон

Хамелеон - рассказ ЧеховаПолицейский надзиратель Очумелов предстает перед толпой на базарной площади своеобразным хамелеоном. Он постоянно меняет свое отношение к золотых дел мастеру Хрюкину. Последнего укусила собака. В зависимости от того, чьим питомцем ее признавала толпа вокруг, корректировалась точка зрения чиновника. Он ярко демонстрировал чинопочитание в те…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 5 мин.)

Душечка

Душечка рассзка ЧеховаДушечка – прозвище Ольги Племянниковой. Она и антрепренер Кукин женятся, но вскоре Душечка становится вдовой. Затем она вновь выходит замуж – за управляющего складом Василия Андреевича Пустовалова. Через шесть лет женщина опять вдовеет. Начинается роман с полковым ветеринаром Смирниным. Любимый покидает ее. Спустя годы он возвращается женатым, с…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 20 мин.)

Мальчики

Рассказ Чехова МальчикиК семье Королевых на рождественские каникулы издалека приехали мальчики: сын, гимназист второго класса Володя, с приятелем Чечевицыным. Сестрам Володи он представляется Монтигомо, Ястребиным Когтем, вождем непобедимых. Мальчики все время секретничают. Сестры, подслушав, узнают, что они, начитавшись о приключениях, готовят побег в Америку. Глупым…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 9 мин.)

Дуэль

рассказ Дуэль I Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон пить кофе или чай. Иван Андреич Лаевский, молодой человек лег 28, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купаться, застал на берегу много знакомых и между ними своего…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 154 мин.)

Степь

Степь - рассказ ЧеховаКупец Иван Иванович Кузьмичов ехал в город, чтобы продать шерсть, и заодно вез через степь малолетнего племянника Егорушку из N., уездного города Z-ой губернии, в гимназию. С ними едет добрый, но практичный священник, настоятель Николаевской церкви Христофор Сирийский. Егор грустит. По дороге он случайно встречает новые лица: красавицу графиню…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 142 мин.)

Попрыгунья

Попрыгунья - рассказ ЧеховаI На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые. — Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? — говорила она своим друзьям, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека. Ее муж, Осип Степаныч Дымов, был врачом и имел чин…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 38 мин.)

Тоска

ТоскаИзвозчика Иону Потапова одолела тоска по недавно умершему от болезни сыну Кузьме. У бывшего крестьянина осталась в деревне дочь Анисья, измучило одиночество. Он вынужден почти круглосуточно работать в городе, оставляя милый сердцу деревенский дом. Иона безуспешно ищет сочувствия у поздних пассажиров, прохожих, других извозчиков. Ему хочется…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 7 мин.)

Пересолил

Пересолил - рассказ ЧеховаПересолил означает переборщил, увлекся. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов так боялся разбойного нападения, что до смерти перепугал своими рассказами собственного извозчика, мужика Клима. Смирнов, как типичный городской житель, приписывает безобидному здоровяку-крестьянину черты зверя. От страха он чрезвычайно увлекается героическими историями, в…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 6 мин.)

Скрипка Ротшильда

Скрипка Ротшильда Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные. Если бы Яков Иванов был гробовщиком в губернском городе, то, наверное, он имел бы собственный дом и звали бы его Яковом…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 16 мин.)

Детвора

ДетвораДетвора, пользуясь отсутствием взрослых, не ложится спать, а увлеченно играет в лото. Писатель обрисовал разные характеры, которые ярко проявились в игровом азарте. Гришу интересует только выигрыш, он жадно прячет копейки. Аня играет ради победы, ощущения превосходства. Соня просто радуется игре, помогает другим. Алеша рад побыть со старшими…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 7 мин.)

В овраге

В оврагеСело Уклеево лежало в овраге. И события здесь происходили мрачные, демонстрирующие самые темные стороны человеческой души. Мещанин Григорий Петрович Цыбукин решил принудительно женить старшего сына Анисима. Невеста Липа — бесприданница, покорная и добрая девушка. После свадьбы оказалось, что Анисим с городским приятелем Самородовым…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 59 мин.)

Злоумышленник

ЗлоумышленникЗлоумышленником стал мужик Денис Григорьев. Он откручивал с рельсов железную гайку, чтобы смастерить грузило для лески. Местному следователю не удается убедить мужика, что он нанес вред. Невежда не может понять, что подверг опасности жизни людей. Главное, что гайка идеально подходит: тяжелая и с отверстием. Он ни за что не может поверить, что…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 6 мин.)

О любви

О любвиНа другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и, пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду. Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны. Алехин рассказал, что красивая Пелагея была…

Автор: Чехов А. П.

(Время чтения: 15 мин.)

Несмотря на то, что А. П. Чехов воспринимается преимущественно как автор произведений для взрослых, в его творчестве есть немало юмористических и поучительных историй для детей. Это «Ванька», «Каштанка», «Репетитор» и масса других текстов, которые вы найдете и сможете прочитать в нашей виртуальной библиотеке. Утром, днем и вечером наш портал дает возможность приобщиться к миру русской литературы вместе с дошкольниками и учениками младших либо средних классов, и все, что для этого нужно – выбрать в списке понравившийся рассказ!

Короткие рассказы Чехова для детей

За свою жизнь Антон Павлович написал множество произведений, включая пьесы и краткие повести для детей, и каждое его творение имеет особое настроение и запоминающийся сюжет. Мальчикам и девочкам школьного возраста обязательно стоит прочесть собрание его сочинений, и библиотека – не единственное место, где это можно сделать. Наш сайт предлагает полные тексты писателя, созданные в ранние и поздние годы творчества, причем платить за их изучение нет необходимости. Истории доступны бесплатно и в круглосуточно режиме – выбирайте литературу, которая вам нравится или нужна для уроков, и читайте без ограничений!

Кстати, кроме комедий в числе доступных для прочтения историй есть драматические произведения, которые смогут по достоинству оценить учащиеся средних и старших классов. Даже для взрослых будет интересно восстановить в памяти творчество легендарного автора, тем более что платить деньги для этого не придется, а текст можно будет загрузить не только на компьютере, но и на телефоне.

Все юмористические рассказы бесплатны

Собрание сочинений русского писателя огромное, и среди трагикомедий и пьес особое место занимают детские истории. Они рассчитаны на читателей возрастом от 5-6 лет и практически всегда поучительные, хотя и по-своему веселые. Вместе с героями юный читатель будет переживать победы и поражения, окунаться в школьную жизнь прошлой эпохи и обретать новый опыт, который обязательно пригодится в реальности. Если малыш недостаточно хорошо соединяет буквы в слова, а слова в предложения, либо есть желание с пользой провести с ним время, стоит рассмотреть вариант чтения вслух в свободное время или перед сном. Список произведений поможет быстро выбрать интересную сыну или дочке историю, а если не дочитаете, то на следующий день легко будет найти нужное место благодаря содержанию.

Популярные рассказы Чехова

  • Палата № 6
  • Вишневый сад
  • Каштанк
  • Ионыч
  • Дама с собачкой

  • Рассказ по пословице малое слово большую обиду творит 8 класс
  • Рассказ по семейному дереву на английском
  • Рассказ по окружающему миру 2 класс про растения
  • Рассказ по картине федотова свежий кавалер
  • Рассказ по картине хабарова портрет милы