Рассказ по пословице один мигнет а другой уже смекнет

Классный час на тему азбука поведения или разговор о воспитанности цель: обучающая: расширить представление детей о воспитанности. развивающая: формировать представление

Классный час на тему «Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

  • Цель:

  • Обучающая: расширить представление детей о воспитанности.

  • Развивающая: формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в жизни. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выберите добрые дела»

  • Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

I.Орг. момент.

Добрый день ,дорогие ребята !Улыбнитесь друг другу, а теперь подарите улыбки мне. У всех замечательное настроение и от вас я только жду: внимания, терпения и готовности работать вместе со мной. Я надеюсь, что сегодня наше общение принесет вам новые знания, а значит новые радости.

Введение в тему.

-Какого человека называют воспитанным?

«Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о

самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной

судьбой».

Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль — одну у себя дома, другую — напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире — раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

К. Д. Ушинский

Пословицы. Как понимаете?

Не продумавши, ничего не начинай. Сначала подумай, а потом и нам скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.

Почему так называется рассказ?

Чему учит этот рассказ?

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарищество», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ — ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат… Да у него…» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика…» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного…». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Притча от родителей. О чем эта притча?

Ехал как-то молодой человек на новом «ягуаре», напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался вновь набрать скорость, он вдруг услышал как в машину ударился камень. Молодой человек вышел из машины и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: «Паршивец! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!». «Простите меня,- ответил мальчик. У меня не было намерения принести вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат-инвалид, он вывалился из каляски и я не могу его поднять, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но не одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе бы вы тоже не остановились». Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы. Затем он подошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце.

Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил «нет» механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:

— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

— Бабушка меня шитью выучила.

— А как она учила тебя?

— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

— Каких?

— «Семь раз отмерь — один отрежь».

Я обожаю смотреть сериалы про врачей. Меня восхищает, как телевизионные доктора легко разгадывают новую сложную загадку, ставят правильный диагноз и спасают человеческую жизнь. История, случившаяся со мной, вполне могла бы лечь в основу одной из серий.

Опубликовано: 16 февраля 2021 г.

Отдых с замиранием сердца

Несколько лет назад мы с компанией отправились на новогодние каникулы в Египет. Мои друзья – люди экстремальные, так что отдых обещал быть насыщенным. Я же мечтала просто побездельничать и полежать на пляже. К тому же я довольно осторожный человек. Порой даже слишком. Поэтому до сих пор не могу понять, как я позволила друзьям уговорить себя покататься на водных лыжах. Это было уже в конце отдыха, я решила, что лыжи – самое безобидное развлечение. На меня надели спасательный жилет и еще раз напомнили, что держаться за ручку фала нужно крепко обеими руками. Я приготовилась, но движение не начиналось. Друзья окликнули меня, чтобы сфотографировать, я повернула голову, расслабилась, отпустила левую руку – и именно в этот момент катер резко рванул с места. Меня сильно дернуло, и по всей правой части тела разлилась боль. Естественно, я отпустила трос – и на этом эксперимент с лыжами был завершен.

Всю дорогу до отеля мне было трудно дышать, сердце выскакивало из груди, малейшее движение причиняло боль. Я отлежалась, к вечеру мне стало лучше, я даже смогла пойти на ужин. Утром медсестра в отеле осмотрела меня и на ломаном английском объяснила, что нарушена дыхательная функция и нужен рентген грудной клетки. Я решила, что боль, кажется, уменьшилась, и я лучше подожду до возвращения домой.

Легкие окружены плеврой – двуслойной мембраной, между листками которой создается область пониженного давления, что помогает поддерживать легкие в расправленном состоянии. При повреждении внутренней или наружной мембраны развивается пневмоторакс – скопление газа в плевральной полости, что препятствует нормальному дыханию. Пневмоторакс может быть травматическим (например, после ранения), ятрогенным (как осложнение после медицинского вмешательства) или спонтанным (возникает самопроизвольно).

Комментарий эксперта

В большинстве случаев спонтанный пневмоторакс развивается у людей с повреждениями легочной ткани – чаще всего возникшими в результате буллезной болезни. Но возможны и другие причины – влияние гормонов, перенесенные заболевания легких, последствия лучевой терапии по поводу другого заболевания. Такие повреждения повышают вероятность внезапного нарушения целостности плевры – обычно после резкого рывка, удара, падения, но иногда и на фоне полного благополучия. При пневмотораксе воздух поступает в плевральную полость, легкое сжимается. Это сопровождается резкой болью на стороне повреждения, одышкой, учащенным сердцебиением. У больного может выступить липкий пот, появиться головокружение, он может даже потерять сознание. В зависимости от характера повреждения симптомы могут быть выражены в разной степени, но в любом случае при подозрении на пневмоторакс необходимо предоставить заболевшему полный покой, дать обезболивающее и немедленно вызвать скорую – это состояние угрожает жизни.

Неожиданный диагноз

В самолете я попросила стюардессу отвести меня в последний ряд, где почти не было пассажиров, и кое-как, полулежа, долетела до Москвы. В травмпункт отправилась только на следующее утро. Оттуда меня увезли на скорой с диагнозом «спонтанный пневмоторакс». В результате рывка произошел надрыв легкого, это привело к тому, что оно как бы «сдулось». Врач скорой сказал, что пневмотораксы возникают в основном из-за травм. Я была удивлена: резкий рывок за руку – какая же это травма?

Надо сказать, что я не выглядела тяжелобольной. Боль осталась, но не сильная, к одышке и сердцебиению я уже привыкла. К тому же после Египта на лице был отличный загар. Лечащий врач в больнице, оценив мой цветущий вид, хмыкнул и со словами «какой еще пневмоторакс» отправил меня на повторный рентген. Диагноз подтвердился. У кабинета  меня ждала каталка, и обратно в палату меня везли со всей осторожностью. Врач был шокирован, когда я рассказала, что вчера прилетела из Египта. Ведь при разрыве плевры летать не просто запрещено, а смертельно опасно. Увидев выражение лица, с которым врач слушал мою историю, я впервые по-настоящему испугалась. Кажется, все гораздо серьезнее, чем я думала.

Покой мне только снится

Оказалось, что расправить легкое можно только одним способом – выкачав весь скопившийся воздух из плевральной полости. Для этого существует специальная пункционная система – длинная игла, присоединенная к трубке. Меня отвели в операционную, сделали обезболивающий укол и сказали, что больно все равно будет, но нужно терпеть. В момент прохождения иглы действительно было очень больно, из глаз потекли слезы. Потом сильная боль отступила, но ощущение «кола в груди», особенно при вдохе, осталось. За первую пункцию мне откачали 3 л воздуха.

В идеале после этой процедуры легкое расправляется и через некоторое время человек выздоравливает. Но мне не повезло. Через неделю я вновь почувствовала боль справа, опять не могла вздохнуть и вновь появилась одышка. Очередной рентген показал пневмоторакс. И вновь пункция, облегчение состояния, потом снова боль и новая пункция. После третьего «прокола» встал вопрос о выборе дальнейшего лечения. Врач сказал, что необходимо сделать тораскопию с биопсией. При этой процедуре в легкое вводится зонд с видеокамерой. Врач может увидеть то, что не покажет ни снимок, ни другие неинвазивные методики. Одновременно можно взять фрагмент легочной ткани и исследовать его в лаборатории, чтобы понять природу заболевания. Проводят процедуру под наркозом.

Комментарий эксперта

Если у человека развился спонтанный пневмоторакс, для начала ему нужно выполнить плевральную пункцию и расправить легкое. Ведь пневмоторакс грозит опасными осложнениями. Затем следует провести диагностику, чтобы понять, что привело к пневмотораксу. Во многих случаях будет достаточно компьютерной томографии, которая поможет выявить буллезную болезнь или другую причину. Часто может потребоваться торакоскопия: в неясных случаях – для диагностики, при заранее выявленной по КТ буллезной болезни – для хирургического удаления булл. После такого лечения пациент гарантированно защищен от рецидивов. Правда, бывают и сложные для диагностики случаи, когда выяснить причину спонтанного пневмоторакса не удается. При таких обстоятельствах в плевральную полость вводят специальные лекарственные средства, вызывающие искусственное сращение легкого и плевры.

Неподтвержденный диагноз

Увы, тораскопия ничего не выявила. Признаков буллезной болезни, которая часто является причиной пневмоторакса, не обнаружили. Прошло полгода, и за это время у меня еще несколько раз развивался спонтанный пневмоторакс. Я уже привычно ходила к врачам, чтобы откачивать воздух.

Наконец мой терапевт обратил внимание на то, что новые эпизоды болезни совпадают у меня по времени с менструациями, и отправил на консультацию к известному гинекологу-эндокринологу. Внимательно выслушав мой рассказ, сопоставив все факты, профессор предположила, что я могла войти в число тех редких «счастливчиков», у которых в силу неизвестных причин клетки эндометрия – слоя, выстилающего полость матки – могли с кровотоком попасть в область легкого и закрепиться там. А дальше начали функционировать там так же, как и в матке – циклично, вызывая регулярные эпизоды спонтанного пневмоторакса. Случай в медицинской практике довольно редкий.

Однако это было лишь предположение. Клеток эндометрия в легочной ткани так и не обнаружили. Однако, поскольку связь с менструацией не оставляла сомнений, врачи решили действовать экспериментальным путем. Мне подобрали курс гормональных препаратов, которые применяют для лечения эндометриоза, на несколько лет практически «выключив» менструацию. И это сработало! Больше никаких пневмотораксов.

Через несколько лет я захотела родить ребенка. Два врача сказали мне, что с моей историей болезни об этом лучше даже не мечтать. Но третий согласился за меня взяться. Мы отменили гормональные препараты – и, как ни странно, пневмоторакс не вернулся. Я забеременела, выносила ребенка и сделала плановое кесарево. А уже потом рентген показал, что за годы пункций и моей борьбы с пневмотораксом между плеврой и легким образовалась плоскостная спайка, которая стала естественным препятствием для проникновения воздуха. Кстати, уже потом я узнала, что одним из методов лечения пневмоторакса является искусственное сращение плевры и легкого. В моем случае это произошло само собой. Болезнь была побеждена, хотя я до сих пор так и не знаю, что именно стало причиной моего первого спонтанного пневмоторакса и всех последующих рецидивов.

Буллезная болезнь легких – это состояние, характеризующееся наличием в легких воздушных пузырей (булл). Большие компенсаторные возможности легких обеспечивают в большинстве случаев достаточный газообмен, несмотря на наличие таких «мертвых» для газообмена участков. Лишь при наличии гигантских пузырей возможно сдавление здорового легкого и нарушение функции дыхания. Основным осложнением буллезной болезни является рецидивирующий пневмоторакс. В этом случае показано оперативное лечение (удаление булл и плеврэктомия).

Мои выводы

1. Из всей этой истории я сделала для себя главный вывод: мудрость пословицы про соломку, которую бы подстелил, если бы знал, где упасть, подтверждается регулярно самой жизнью.

2. Я слежу за здоровьем и довольно редко болею, так что пневмоторакс стал для меня настоящей неожиданностью. Но пройдя через все трудности, я поняла, что главное – не опускать руки и бороться. Воля к жизни и поддержка близких – самые важные условия для скорейшего выздоровления.

Опубликовано: 16 февраля 2021 г.

Пояс — важнейший элемент одежды, причем в традиции не только армянского народа. С этой деталью связано множество древних сакральных ритуалов. Один из них отразился в народном предании о возникновении Армянского нагорья и страшной каре, постигшей братьев-великанов.

Согласно преданию, Армянские горы были некогда могучими братьями-исполинами. Каждый день, пробуждаясь рано поутру, имели они обыкновение сперва подпоясаться и только потом поприветствовать один другого. Шло время, братья состарились и не могли уже вставать рано. Как-то раз, проснувшись, они забыли повязать пояса и, вопреки обычаю, поздоровались друг с другом. Увидев это, Бог наказал братьев: окаменев, они стали горами, их пояса – зелёными полями, а слёзы – бессмертными родниками.

Предание поэтически, красиво и целостно повествует о возникновении целого края – Армянского нагорья. Обратившись в камень, братья преобразились в армянские горы, неповязанные пояса – в зелёные поля, а слёзы из старческих глаз, опечаленных карою, обернулись бесчисленными кристальными ключами и родниками Армянского нагорья. Перед нами по сути дела локализованный миф о сотворении мира, мифопоэтический рассказ о божественном создании Армянской земли.

Столь же примечательна в этом предании ритуальная, овеянная поверьями глубина внутреннего движения. Движущая сила предания возникает вследствие того, что братья нарушили традиционный ритуал. Здороваться друг с другом лишь после того, как подпоясались, – это по преданию старинный традиционный ритуал, нарушитель которого строжайше карается.

Символическое значение пояса

На Армянском нагорье и в соседних с ним областях в усыпальницах позднебронзового века, равно как и урартских, обнаружены изукрашенные мифологическими изображениями широкие бронзовые пояса, что свидетельствует об их исключительном ритуально-колдовском и культовом значении. По всей вероятности, во время войн, охоты и религиозно-культовых обрядов этими поясами для практической и магической защиты подпоясывались жрецы и вожди племён, цари и военачальники. Должно быть, пояса в обязательном порядке входили в боевое и ритуальное снаряжение – как средство, формирующее, укрепляющее и оберегающее тело, а также сохраняющее нравственные и практические навыки тех, кто их носит, и как волшебный талисман и символ непреходящей силы и мощи. В общих чертах об этом свидетельствует ритуальный обычай класть бронзовые пояса в могилу отдельно от владельца, в свёрнутом виде либо на блюде.

Уже в V веке слово пояс, помимо прямого своего значения, имело в армянском языке и переносный смысл, означая «мужество и храбрость». Это видно из метафорического высказывания Елишэ «Укрепили свой стан поясом истины». А вот выражение «И да укрепят пояса ваш стан», значит чувствовать себя твёрдо и уверенно. Даже названия борцовских поединков связываются с армянскими обозначениями слова пояс: поясобой, поясосхватка и указывает на важную роль пояса в битве и в победе.

В отдельных ритуальных играх и сам пояс выступал объектом схватки. Игра лахти, весьма распространённая среди армян, в некоторых этнографических районах называлась «игрой в ремни». Армяне играли в неё преимущественно в начале весны. В игре участвовали мальчики, юноши и изредка мужчины среднего возраста, от двух до двадцати человек. Очерчивали большой круг, играющие делились на две группы. Одна группа входила в круг и лучеобразно через равные промежутки располагала в нём поясные ремни, часто кожаные, а подчас и сплетённые из лозы либо нитей верёвки (опять-таки символ ремня). Каждый становился подле своего ремня и защищал его от посягательств соперника. Играющие во внешней группе захлёстывали своими ремнями ремни, расположенные внутри круга, всячески стараясь выбросить их наружу. Если это удавалось, владелец ремня считался побеждённым и выбывал. Цель игры заключалась в том, чтобы отнять у соперников ремни. Тем самым им наносили поражение, выводили из круга, брали в плен, а в конце игры нещадно избивали ремнями тех побеждённых, кто остался в кругу.

Отнять у соперника ремень означало по логике игры лишить его силы и способности вести схватку, следовательно, нанести ему неизбежное поражение. Отсюда та жаркая, неистовая борьба, которую вели за каждый ремень. Игра лахти содержит в себе ритуальный пласт и «прежде была не игрой, но мистическими актами».

Существуют также и религиозные ритуалы, связанные с поясом. Так, перед литургией проводивший службу священник особым образом опоясывался и, как отмечено в четьи-минеи (жития святых), даже принимая святое причастие, непременно повязывал пояс («В час причастия да будут препоясаны»). О том же упоминается в Евангелии от Луки, где Христос, обращаясь к ученикам, иносказательно их наставляет: «Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить» (XVII, 8). Иными словами, опоясывание во всех случаях рассматривается как обязательный элемент культового обряда, как священнодействие. Точно так же и в древности, и много позднее, выполняя практическую свою функцию, пояс в обязательном порядке входил в ратное снаряжение. Он прикрывал талию воина, и подтягивал его стан, и служил для того, чтобы прикреплять и переносить личное оружие (меч, кинжал, колчан, впоследствии пистоль и пистолет). Все это способствовало закреплению и новому осмыслению древнейшего поверья, что пояс защищает от внешних угроз и злых сил и обезвреживает их. Вспомним хотя бы, что в нашем героическом эпосе среди доспехов Мгера Старшего и Давида непременно упоминается охарактеризованный различными эпитетами «золотой ремень или пояс», «поясной ремень» и т. д.

Миф о возникновении Армянского нагорья

Разбирая предание о происхождении армянских гор, исполненное древними космологическими, мифологическими и ритуальными воззрениями, мы постигаем глубину и смысл кары, постигшей братьев-исполинов. Они наказаны Богом за то, что поприветствовали друг друга, прежде чем подпоясались. Между тем приветствие – ритуальный жест прославления, священнодействие, равносильное молитве, особенно если учесть означенное в предании время, когда ритуал отправляется (рано поутру), то есть на рассвете, в начале дня, благая весть о котором и прославление и в самом деле почитались священными. Следовательно, к этому сакральному обряду надлежало ритуально подготовиться – одеться и, главное, подпоясаться, чтобы полностью обезопасить себя от воздействия злых и гибельных ночных сил и защитить талию.

В предании особо подчеркнуто, что подпоясаться – серьёзнейшее ритуальное таинство. Это видно, в частности, по финалу предания: когда братья превратились в горы, то их пояса стали зелёными полями и долинами. В пространственно-географическом смысле равнины, расположенные в низинах вокруг гор, так же соотносятся с перпендикулярными к ним горами и горными вершинами, как пояса – с талией или станом человека. Пояса с их преображением – это по сути дела метафора ровной земной поверхности, и своей кольцевидной округлостью они знаменуют рубеж, отделяющий подземный мир от мира серединного – земли. Результатом подобных метафорических представлений являются также и другие древние значения слова «пояс» в армянском языке. Одно из них – «окрестность или продолжение горы». Другое древнее значение этого слова также метафорично и связано теперь уже с небом или Богом – радуга. Как свидетельствует на основе средневековых источников «Новый словарь армянского языка»: «Дуга, видимая на небе, называется радугой, которую первые мыслители называли Божьей аркой, а глупцы Божьим поясом». Она звалась также “Господень пояс” или “пояс Арамазда”. Отсюда происходит и народное название радуги – «Божий пояс». Все эти эпитеты (Божий, божественный, Господень, Арамаздов) равноценны и почти неразличимы по значению – все они относятся к небу, небо же воспринималось народным сознанием именно как Бог; Арамазд – верховный небесный бог, а Господь – эпитет Бога. Так что радуга в древнеармянских представлениях выступает в качестве небесного (Божьего) пояса. Её называли также «абрикосовый пояс» – опять-таки народное наименование, где эпитет «абрикосовый» свидетельствует о властной, царской принадлежности (порфиру носили только цари), и здесь подразумевается его носитель – небесный владыка или царь. Так что по представлениям армян пояс (порфира) входил в убранство верховного (небесного) бога и символизировал одно из красивейших небесных зрелищ – многоцветную радугу.

Пояс в представлениях армян был не только важным компонентом человеческого и божественного убранства, но и космологическим понятием, исходным принципом моделирования мира. В представлениях о трёхчленной вертикальной структуре мира повсюду на нижнем (подземном), среднем (земном) и верхнем (небесном) уровнях обитают люди, отличные друг от друга только местом, где они повязывают пояс. На нижнем уровне они опоясывают колени, на среднем – талию, а на верхнем – грудь. Следовательно, позиционное различие в трёхчленной вертикальной структуре мира характеризуется расположением повязанных на теле поясов.

Таким образом, пояс со своим предназначением подтягивать, повязывать, организовывать, охранять становится универсальным, приобретает функцию подбирать и блюсти талию и одежду человека и становится космическим воплощением различных представлений о мире. Кругообразный пояс с его предназначением организовывать, подтягивать, оборонять по-разному используется в производственной, художественной, ритуальной и магической сферах. Он встречается и как практическая деталь, и как украшения, оформления в их многообразных прикладных, ритуальных и обрядовых разновидностях.

  • Рассказ по окружающему миру 4 класс о россии по карте природных зон
  • Рассказ по плану река амазонка
  • Рассказ по окружающему миру 2 класс про горные породы
  • Рассказ по немецкому про свою комнату 6 класс с переводом
  • Рассказ по окружающему миру 3 класс на тему как животные помогают растениям размножаться