История создания
Рассказ Набокова «Гроза» был написан во второй половине 20-х гг. и вошёл в сборник ранних рассказов «Возвращение Чорба». Рассказы были опубликованы под псевдонимом Сирин в 1930 г. в Берлине.
Литературное направление и жанр
Рассказы раннего Набокова, как считают, были своеобразной платформой для оттачивания его писательского мастерства и не вызвали такого же восторга критики, как его романы. Рассказы, являющиеся по сути своей модернистскими, считаются более близкими к реализму, чем большая проза Набокова. Но оба эти утверждения не находят подтверждения в рассказе «Гроза». Это типично модернистский рассказ, в котором мифологическое переплетается с реальным, создавая причудливую зыбкую вязь из подтекстов и аллюзий. Читатель не получает объективной точки зрения на происходящее и вынужден стать частью авторской игры в шарады.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа заявлена в названии. Несмотря на то что рассказ воспринимается как шалость автора, как ирония по отношению к любой мифологии и лёгкая над ней издёвка, в произведении поднимается важнейшая философская и эстетическая проблема — рождение и смерть мифа. Молодой Набоков открывает, что человечество живёт в переплетённых между собой и с реальностью обрывках мифов, почти никогда не осознавая этого. Ведь и герой не знает, что с ним происходит в реальности, а что – видение, и читатель не знает, проснулся ли герой во время грозы, или встреча с Ильёй ему приснилось.
Основная мысль связана с фразами Ильи, обращёнными к герою. Встретив героя, он сразу признаёт в нём Елисея: «Ты, Елисей?» — а потом мягко приказывает отыскать колесо. Уходя на небо, Илья велит Елисею-герою отвернуться, «словно что-то вспомнив». Таким образом, Илья, пересекая границы мифа или реальности, остаётся самим собой, действует по мифологической схеме, формуле. А глубокая мысль автора заключена в единстве всего пласта человеческой культуры и единении всего человечества в этой культуре.
Сюжет и композиция
Сюжет рассказа подобен сюжету лирического произведения. Во внешнем мире не происходит почти ничего: начинается и заканчивается гроза. Это происходит ночью. Остальные события рассказа (встреча с потерявшим колесо громовержцем, помощь ему в поиске колеса) плохо соотносятся с реальностью и становятся отражением внутреннего мира героя.
Но в рассказе невозможна однозначная, «правильная» трактовка происходящего. Любой анализ рассказа будет субъективным и неполным. Мифологический мир рядом — это часть земного, реального мира, которую герою удалось увидеть? Или мифологический мир – плод воображения героя, находящегося, как бы мы сейчас сказали, в состоянии изменённого сознания? Или герой просто спит? Читатель может предполагать, что задумал писатель, погружаясь в мир образов рассказа. Но Набоков, оттачивающий свой слог и работающий с каждым словом, скорее всего, сам стремился к двусмысленности и неопределённости.
Рассказ начинается с поэтического пейзажа. Первое предложение ритмически похоже на начало стихотворения. Предгрозовой пейзаж наполнен запахами (буйным благоуханьем цветущей липы), звуками (ветер, хлопающие ставни окон, глухая груда грома), цветами (тусклая темнота, янтарные провалы, чёрная стена, тёмно-лиловое небо), формами и объёмами (туманные громады, звёздный просвет, глубокий двор, провалы, тени рук и волос). Пейзаж динамичен. В движении находятся, улетают даже рамы окон.
С первого абзаца читатель готовится к вторжению в реальность мистического и мифологического. Над железным ставнем парикмахерской оказывается висячий щит, золотое блюдо. Это погружение в античный мир, аллюзия на золотой щит Агамемнона. Во втором абзаце появляется христианский мотив: «Рубашки, распятые на светлых верёвках».
Двор в рассказе становится ареной мистических событий, не переставая быть обычным двором, где растут кусты сирени, «взлетают печальным лаем» голоса старьёвщиков, рыдает искалеченная скрипка. Двор становится античным театром, где на песню белокурой нищенки из окон свешиваются горничные, нагибая голые шеи. Этот взгляд сверху (только так увидишь голую шею) делает рассказчика творцом нового мифа, в котором он сам оказывается.
Мистика в рассказе начинается с момента, когда герой просыпается в разгар грозы. Грохот ломает небо, даже воздух становится неземным, а сердце героя «звенит, как стекло». Читателя поражает перемена, случившаяся со спустившимся на землю Ильёй. Он с нетерпением ждёт, когда жалкий старик снова полезет на небо со своим колесом от детской коляски. В момент кульминации Илья, легко переступив с крыши на тучу, снова становится величественным, как Бог.
В развязке герой спешит поделиться увиденным с возлюбленной, хотя и понимает, что она ему не поверит. Герой вжился в миф и стал его сотворцом, он подобен женщинам, увидевшим камень на могиле Христа отодвинутым и спешащим к его последователям с этой новостью.
Герои рассказа
Герой-рассказчик напоминает лирического героя из стихотворений. Читатель ничего не знает о его жизни и занятиях, зато считывает его чувства, его душу. У героя есть возлюбленная, ею полон его краткий сон. К ней он несётся на рассвете в первом сонном трамвае в промокших клетчатых домашних туфлях и блеклом халате. Такой поступок может свидетельствовать о спутанном сознании героя (он проснулся во время грозы, его «опьянили эти синеватые содрогания») или высоком эмоциональном напряжении, катарсисе, который переживали в театре древние греки и переживает герой-рассказчик в собственном дворе, ставшем ареной мистических событий.
Другой герой – громовержец, Илья-пророк. Этот мифологический персонаж объединяет сразу все упомянутые мифологии. Он появляется как громовержец (название Зевса): «Седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении». Затем громовержец превращается в пророка Илью.
Упавший Илья встаёт грузно, его лицо темнеет, борода растрёпана, он сердито качает головой и прихрамывает.
Опускаясь всё ниже, сначала на крышу, а потом во двор, пророк всё больше «заземляется» и становится обычным сутулым тощим стариком в рясе, со смуглой лысиной, каким, наверное, был пророк Илья в земной жизни. Он кряхтит в поисках колеса, у него крупный костистый нос, с кончика которого стекает светлая капля. То есть из позиции бога герой почти мгновенно перемещается в позицию человека, да ещё и жалкого, вызывающего сочувствие или насмешку.
В противовес этому герой-рассказчик, помогая отыскать колесо, из обычного молодого человека превращается в пророка Елисея, ученика Ильи и его помощника.
Художественное своеобразие
Крошечный трёхстраничный рассказ «Гроза» одновременно напоминает стихотворения в прозе Тургенева и «Улисс» Джойса. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, внешнее событие – толчок к погружению в собственный внутренний мир и в череду мифологических аллюзий.
Пересечение грани между высоким и низким, мифологическим и земным обозначается с помощью деталей. Когда вороные кони с гривами, подобными фиолетовому пожару (эпитет, играющий роль оксюморона), коснулись земного металла крыши, у колесницы Ильи соскочило с золотой оси колесо – «огромный огненный обод». Во дворе героя обод превращается в тонкое железное колесо от детской коляски, лежащее на куче сору. Когда Илья переступил с крыши на облако, то не только он облёкся в пламя, но и колесо, в которое стрельнуло солнце, стало золотым, громадным.
Собаки у Набокова часто знают больше людей. Так и старый пёс в конуре глядит на происходящее, как человек, и начинает лаять только после исчезновения Ильи, как бы пробуждая и включая обыденную жизнь.
Если пёс подобен человеку, то силы природы подобны живым существам. Таким образом, весь рассказ основан на олицетворениях: ветер проникает в комнату героя, он слеп и сползает в глубину двора, а затем прозревает. В рассказе герой проходит весь мифологический путь человечества от одухотворения сил природы, многобожия до иудаизма и христианства, нащупывая те вехи, которые стали значимыми в культуре.
-
«Машенька», анализ романа Набокова
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Защита Лужина», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Слово», анализ рассказа Набокова
-
«Камера обскура», анализ романа Набокова
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
Набоков Владимир Владимирович, краткая биография
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Обида», анализ рассказа Набокова
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
ПОДЕЛИТЬСЯ
Олимпиада по литературе 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 11 ноября 2021 год.
Задания 7 класс | критерии 7 класс
Задания 8 класс | критерии 8 класс
Задания 9 класс | критерии 9 класс
Задания 10 класс | критерии 10 класс
Задания 11 класс | критерии 11 класс
Олимпиада по литературе 7 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 8 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 9 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 10 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
Олимпиада по литературе 11 класс задания и ответы муниципального этапа 2021-2022
1)Внимательно прочитайте задания. Распределите время, чтобы успеть выполнить оба задания. ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте рассказ Маши Вайсман «Лучший друг медуз». Напишите целостный анализ рассказа, отвечая при этом на вопросы (можно отвечать на вопросы в любом порядке): 1. Какую роль играет образ моря в рассказе? 2. Как вы понимаете название рассказа? 3. Почему повествование ведется от первого лица и почему эта история важна для повествователя? 4. Как построена система образов рассказа?
2)В рассказе, который вы только что анализировали, море показано словно живое («Если море нежных оттенков — голубого, розового и зелёного, значит, оно сонное и играть с нами сегодня не будет. Если краски более яркие, значит, настроение у моря хорошее, игривое, скоро появятся волны и — верхом на них – барашки».) Как называется такой прием в литературе? Приведите примеры произведений, в которых явления природы (море, горы, вьюги, грозы и пр.) показаны с помощью такого же приема. Назовите произведение и автора, поясните, о каком фрагменте текста идет речь и коротко поясните, какую роль этот фрагмент играет в произведении.
3)Напишите целостный анализ рассказа Фазиля Искандера «Рассказ о море». Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1. Как Вы понимаете название рассказа? 2. Какую роль играет образ моря в рассказе? 3. Почему события, о которых рассказывается, важны для повествователя? 4. Как в рассказе соединяется драматическое и комическое?
4)Вспомните, что такое классицизм как литературное направление. Классицизм каноничен по своей природе. Интересно, что даже в пейзаже он устанавливает свои законы. Например, правило «трех цветов»: первый план пейзажного полотна должен быть коричневато-зеленым или золотистым, теплых оттенков, второй — зеленым, холодных тонов, третий — голубые небеса, обрамленные зеленью или строениями по бокам, как театральными кулисами. Часто возникают другие «действующие лица» — море, берег, античные руины, кроны деревьев, облака — не менее талантливо разыгрывают великолепный спектакль, предстающий перед нашим взором. Представьте, что вы путешественник 18 века и в своем письме Другу создаете словесный морской пейзаж в духе классицизма (около 100 слов). Как вы думаете, почему классицисты не очень любили морские пейзажи?
5)Напишите целостный анализ рассказа писателя Нины Катерли «Все что угодно». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать собственный путь анализа. Работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Максимальный балл — 70 баллов. Опорные вопросы: 1. Какую роль в рассказе играет Петербург как место действия? 2. Как Вы понимаете название рассказа? 3. Что открыл для себя (или в себе) главный герой? 4. Как современный обычный человек связан с историей?
6)Вспомните, что такое романтизм как литературное направление. Что такое двоемирие? Вы прочитали рассказ, в котором герой словно оказался в другом мире. Во многих романтических произведениях герои оказываются в параллельном мире. Можно ли считать этот рассказ романтическим? Вспомните и назовите романтические произведения (автор и название), герои которых во сне или в особом состоянии оказывались словно в другом мире, какую роль играет такой «переход» в произведениях?
7)Напишите целостный анализ рассказа Владимира Набокова «Круг». Выполните целостный анализ произведения. Вы можете опираться на вопросы или выбрать свой путь анализа. Ваша работа должна представлять собой связный, завершённый текст. Опорные вопросы: 1.Какую роль играет тема памяти в рассказе? Как меняется мироощущение человека на протяжении его жизни? 2.Какую роль играют вещи в рассказе? 3.Как можно объяснить смысл названия рассказа? 4. Сопоставьте этот рассказ с другими произведениями, в которых поднимается данная проблематика.
Другие ответы для муниципального этапа 2021-2022:
Муниципальный этап 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе А.Н. Островский драма «Гроза» (1 курс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Драма «Гроза» и её творческая история
Презентация
преподавателя литературы
Колледжа МИД России
Рябининой Е.Н. -
2 слайд
Описание слайда:
О «Грозе»
“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, — писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.
И. С. Тургенев
Н. А. Добролюбов
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
«Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» -
3 слайд
Описание слайда:
Смысл названия драмы «Гроза»
Гроза – это стихийная сила природы, страшная и
до конца не изученная.
Гроза – это грозовое состояние
общества, гроза в душах людей.
Гроза – это угроза уходящему, но
еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза-это христианское поверье:
гнев божий, карающий за грехи.
Гроза – это зреющие
новые силы в борьбе со
старыми пережитками прошлого. -
4 слайд
Описание слайда:
Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года
(напечатана в 1860 году).
В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».История создания драмы
-
5 слайд
Описание слайда:
Драма «Гроза» и её творческая история
Созданию самого знаменитого произведения Островского –драмы «Гроза« предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. «
Ниминущий В.Н. Верхневолжский сюжет.
С Переяславля начинается Меря, земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уж не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «а батюшка, а батюшка…» «И все идет кресчендо, и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге.
Из дневника А.Н.Островского -
6 слайд
Описание слайда:
Волжские зарисовки
К.И. Горбатов. Торжок
А.Н.Островский
Недолго нужно жить в Торжке, чтобы заметить в обычаях и костюме его жителей некоторую разницу против обитателей других городов. Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом . Этот предмет впоследствии времени делается большею частью мужем девушки. В Торжке еще до сей поры существует обычай умыканья невест. Считается особым молодечеством увезти невесту потихоньку, хотя это делается почти всегда с согласия родителей. Молодые на другой день являются с повинной к разгневанным будто бы родителям, и тут уж начинается пир горой. Такой способ добывать себе жен не только не считается предосудительным, но, напротив, пользуется почетом. «Значит, уж очень любит, коли увез потихоньку», — говорят в Торжке. Не иметь предмета считается неприличным для девушки; такая девушка легко может засидеться в девках.
А.Н.Островский. Дневник 1856 года -
7 слайд
Описание слайда:
Художник Чернецов Н.Г. Кострома
С драмой «Гроза» произошла удивительная история: сразу три города — Торжок, Кострома и Кинешма — спорили о том, что именно их город изображен в пьесе, каждый из городов приводил свои доводы
Работу над «Грозой» Островский начал в июне — июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины.
«Грозу» не Островский написал…
«Грозу» Волга написала… »
Б.Кустодиев. Купчихи в Кинешме -
8 слайд
Описание слайда:
Два исконных начала русского строя, русской
жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“».
Написанная в предреформенный период, когда драматург был тесно связан с редакцией журнала «Современник», представлявший лагерь революционеров-демократов, драма «Гроза» определила новаторский путь А. Н. Островского в русской драматургии: во-первых, автор показывает героиню из народной среды, глубоко раскрывая основы ее характера; во-вторых, драматург стремится передать атмосферу той среды, в которой разворачивается действие; в-третьих, он вводит в свою пьесу пейзаж, который является живым действующим лицом. Действие драмы «Гроза» разворачивается в вымышленном городе Калинове
Головин А. Я. «Берег Волги».
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза».1916
Трактовка драмы «Гроза» существенно обогащается в XX веке. Таиров длительное время вынашивал постановку «Грозы» и, ставя ее вровень с великими произведениями классической драматургии, трактовал ее как «трагедию русскую, народную». «Это подлинная трагедия, приближающаяся к лучшим пьесам Софокла и Шекспира. Она отвечает всем законам высокой трагедии. В этой пьесе бушует исконная для России тема: анархический бунт против вековых рабских устоев», — пишет в своих мемуарах А. Коонен. Исходный конфликт режиссер видел в том, что в пьесе «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни — „понизовая вольница“ и „домострой“». -
9 слайд
Описание слайда:
Домострой
Домострой -Памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлении, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок -
10 слайд
Описание слайда:
«Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям:
О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну. -
11 слайд
Описание слайда:
Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи.
В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли, здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить грибы, чинить ограду или кроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми. -
12 слайд
Описание слайда:
Рассмотрим некоторые главы из «Домостроя» более подробно.
Женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. -
13 слайд
Описание слайда:
Некоторые главы из «Домостроя»
От женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. -
14 слайд
Описание слайда:
Кострома
Торжок
Кинешма
С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.
Прообраз города Калинова -
15 слайд
Описание слайда:
Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся.
Это чувствуют даже его «сторонники»:
Кабанова. И хуже этого, милая будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Кабанова. Может, и доживем.
Борьба «старого» и «нового» в калиновском мире -
16 слайд
Описание слайда:
1. Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл. 1-4).
2. Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
5. Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).
6. Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явл. 7).
ГРОЗА в небе над городком
Композиция драмы «Гроза» -
17 слайд
Описание слайда:
Организация пространства и времени в драме «Гроза»
Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»Дом
замкнутое
(«душное»)
безопасное
За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора
Побег из города Кудряш и Варвара
За пределами города середина 19 века
Овраг (низкое место) место свиданий=измены
«падение», грех
Волга — символ хода(тока) времени
Омут (глубокое место на реке)
Крутой берег
(высокое место)
полёт, Бог
Кулигин — представитель эпохи Просвещения 18 в.
_
+
Катерина
падение=полет
Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы. -
18 слайд
Описание слайда:
герои
Катерина
Борис (племянник Дикова)Дикой (купец)
Марфа Кабанова (Кабаниха)
Варвара
(сестра Тихона)Тихон
(сын Кабанихи)
Кудряш,
КулигинФеклуша
(странница) -
19 слайд
Описание слайда:
«тёмное царство»
«жертвы»
власть
униженные и угнетённые
Катерина
Тихон
Варвара
Кудряш
Борис
Кабаниха
Дикой -
20 слайд
Описание слайда:
Значение имён в драме
Катерина — чистая, благопристойная.
Варвара — иноземка, чужестранка.
Марфа — госпожа.
Борис — борьба.
Тихон — спокойный. -
21 слайд
Описание слайда:
«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: КАБАНИХА
Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», — говорит она своим детям. -
22 слайд
Описание слайда:
Марфа Игнатьевна Кабанова
(Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей.
Кабаниха — В.Н.Пашенная в спектакле
Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г. -
23 слайд
Описание слайда:
«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ» города КАЛИНОВА: ДИКОЙ
Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». -
24 слайд
Описание слайда:
Дикой Савёл Прокофьевич — купец, значительное лицо в городе.
Дикой — М.Жаров вспектакле Малого театра «Гроза» по пьесе А.Н.Островского. Постановка В.Н.Пашенной . 1962 г.
Самодурство Дикого основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!… Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!… Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!) -
25 слайд
Описание слайда:
Кудряш Иван —
натура песенная, одарён-
ная и талантливая.
В разговоре ведёт себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-
тается приспособиться. -
26 слайд
Описание слайда:
Тихон —
безвольное, бесхарактерное существо. По натуре — это добрый и великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-
тся ещё более безвольным и тихим. -
27 слайд
Описание слайда:
Борис –
мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-
мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-
нее, чем любовь. Борис вы-
бирает путь смирения. -
28 слайд
Описание слайда:
Варвара –
в ней есть и воля, и сме-
лость. Она не хочет тер-
петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.
Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери. -
29 слайд
Описание слайда:
Термины
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
Композиция – пространство произведения. -
30 слайд
Описание слайда:
Конфликт Катерины и
«тёмного царства»
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о городе Калинове и его жителях.
Жизнь в доме Кабанихи.
Чувство к Борису.
Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.
Гибель Катерины. -
31 слайд
Описание слайда:
Конфликт между
«тёмным царством и «жертвами»
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о городе Калинове и его жестоких нравах.
Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.
Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.
Самоубийство Катерины. -
32 слайд
Описание слайда:
Жанр пьесы
характер конфликтачувство траги-
ческой вины и
гибель героягероя с окружаю-
щим обществом
в душе героя:
между долгом
и чувством
драма
трагедия
характер конфликта -
33 слайд
Описание слайда:
самоубийство в
состоянии аффекта
вызов рабству и
произволуслабость
Катерины
сила
Катериныдрама перерастает
в трагедию -
34 слайд
Описание слайда:
Традиционный подход к изучению драмы «Гроза»
Система образов в драме А.Н.Островского «Гроза»
«самодуры русской жизни»
«Жестокие нравы ,
сударь, в нашем
городе, жестокие…»
Кабаниха
Дикой
смирившиеся
Тихон
Борис
«Где уж мне своей
волей жить…»
приспособившиеся
Варвара
Кудряш
«Лишь бы все
шито- крыто было…»
несмирившиеся
Кулигин
Катерина
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой…
«Такая я уж зародилась горячая…»
Ну, чего вы боитесь, скажите на
милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется,а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых.
Н.А. Добролюбов. «Луч света
в темном царстве»
Н.А. Добролюбов -
35 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы: Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
-
36 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 2. Заполните таблицу «Хозяева жизни и Жертвы» используя цитаты из текста.
-
37 слайд
Описание слайда:
Рабочая тетрадь.
Вопросы по драме А.Н. Островского “Гроза”.Задание 3. Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
Задание 4. Каким предстает город Калинов в восприятии Феклуши?
Задание 5. Чем отличается от жителей города Кулигин?
Задание 6. В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
Задание 7. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?
-
38 слайд
Описание слайда:
1. Прочитайте внимательно статью русского критика Николая Александро-вича Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и ).
2. Докажите одно из высказываний (на выбор), ответ аргумен-тируйте примерами из текста.
Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”. -
39 слайд
Описание слайда:
Вопросы по критической статье Добролюбова “Луч света в темном царстве”.
В чем, по мнению Добролюбова, драма Катерины?
Почему Тихон — “живой труп”?
Как Добролюбов оценивает трагическую развязку “Грозы”? Согласны ли вы с мнением критика.
Почему Добролюбов считал, что характер Катерины — “шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”.
Почему Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”?
Почему критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”?
Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сахаров В.И., Зинин С.А.
Тема:
Драма «Гроза»
Похожие материалы
-
«Маяковский-человек эпоха» (литературный час)
-
Статья на тему Художественное пространство как один из аспектов анализа художественного произведения на уроках литературы в старших классах профильного обучения (на примере романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание»)
-
Конспект урока «Печорин как представитель «портрета поколения»
-
Презентация по русскому языку на тему «Оратор и слушатель»
-
Контрольная работа по теме «УНТ. Древнерусская литература»
-
Презентация к интегрированному уроку по литературе и английскому языку «Том Сойер» для 6 класса
-
Сочинение на тему «Женские образы в произведениях А. П. Чехова»
-
Тест по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446330 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
Русская литература является одной из лучших в мире. Толстой, Достоевский, Чехов — этих великих писателей знают во многих странах. Их цитируют, изучают, по их произведениям снимают фильмы.
Насколько вы хорошо разбираетесь в русской литературе? 20 вопросов, связанных с романами и повестями русских писателей, включая и современных, помогут вам проверить свои знания, а, может быть, и узнать что-то новое для себя. Давайте начнём?
1 вопрос
Этот роман был запрещён к изданию из-за отношения автора к революционным событиям 1917 года
Варианты ответов:
- «Доктор Живаго»
- «Тихий Дон»
- «Хождение по мукам»
2 вопрос
К какому сословию относится семья, быт и традиции которой описываются в произведении Ивана Шмелёва «Лето Господне»?
Варианты ответов:
- Дворянское
- Крестьянское
- Купеческое
3 вопрос
Какая фамилия была у Степана и Петра, героев романа Фёдора Достоевского «Бесы»?
Варианты ответов:
- Верховенские
- Свидригайловы
- Ставрогины
4 вопрос
Какой писатель и в каком произведении сравнивал Россию с тройкой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься»?
Варианты ответов:
- А.П. Чехов «Степь»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
5 вопрос
Как называется произведение Александра Куприна, в основе которого лежит конфликт подпоручика Ромашова со старшим офицером?
Варианты ответов:
- «Молох»
- «Гранатовый браслет»
- «Поединок»
6 вопрос
Какая из героинь Пушкина описывается так: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»?
Варианты ответов:
- Татьяна
- Наталья
- Ольга
7 вопрос
В чём схожесть повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» и пьесы Александра Островского «Гроза» ?
Варианты ответов:
- Обеих героинь зовут Лиза
- Героини кончают жизнь самоубийством
- Героини страдают от безответной любви
8 вопрос
Как зовут героя рассказа Михаила Шолохова, сюжет которого основан на реальных событиях и рассказывает о тяжестях военных лет?
Варианты ответов:
- Григорий Иванов
- Дмитрий Петров
- Андрей Соколов
9 вопрос
Какая из этих повестей не входит в цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений Александра Пушкина?
Варианты ответов:
- Дубровский
- Гробовщик
- Метель
10 вопрос
Кто является автором романа-антиутопии «Мы», описывающего общество тоталитарного контроля над личностью?
Варианты ответов:
- Андрей Платонов
- Владимир Набоков
- Евгений Замятин
11 вопрос
В каком литературном жанре написано произведение Николая Лескова «Левша»?
Варианты ответов:
- Рассказ
- Сказ
- Сказка
12 вопрос
Откуда эта цитата: «Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел»?
Варианты ответов:
- «Игрок»
- «Война и мир»
- «Обрыв»
13 вопрос
Какая настоящая фамилия у Евгения Петрова, одного из авторов «Двенадцати стульев», «Золотого телёнка»?
Варианты ответов:
- Буланов
- Конкин
- Катаев
14 вопрос
Какой русский писатель был настоящим мастером фотоискусства и даже сам проиллюстрировал свою книгу «В краю непуганых птиц»?
Варианты ответов:
- Константин Паустовский
- Сергей Георгиев
- Михаил Пришвин
15 вопрос
Как называется последняя часть романа «Герой нашего времени», не совпадающая по хронологическому порядку?
Варианты ответов:
- Княжна Мэри
- Тамань
- Фаталист
16 вопрос
В каких годах Иван Тургенев написал роман «Отцы и дети», ставший сенсацией в это время великих перемен?
Варианты ответов:
- 1863-1865
- 1855-1856
- 1860-1861
17 вопрос
Где прятал деньги Дмитрий Карамазов, полученные им от Катерины Ивановны и впоследствии сыгравшие с ним злую шутку?
Варианты ответов:
- В газете
- В ладанке
- Под камнем
18 вопрос
Какая знаменитая комедия Леонида Гайдая снята по произведению Михаила Зощенко?
Варианты ответов:
- «Не может быть!»
- «Деловые люди»
- «Операция «Ы»
19 вопрос
В основе какого рассказа Антона Чехова лежит история бедной девушки, выданной замуж за состоятельного чиновника?
Варианты ответов:
- «Душечка»
- «Попрыгунья»
- «Анна на шее»
20 вопрос
Какой русский современный писатель является автором таких произведений как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» «Generation «П»?
Варианты ответов:
- Захар Прилепин
- Эдуард Лимонов
- Виктор Пелевин