Рассказ по картинкам для детей 6 7 лет с вопросами

Материал по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних: иро методические рекомендации интернет безопасность исполнение закона рф

материал по профилактике семейного неблагополучия, жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних:

ИРО Методические рекомендации 

Интернет безопасность

Исполнение закона РФ 120

Организация отдыха трудных подростков

Подготовка ребенка к школе: полезные советы (с сайта http://adalin.mospsy.ru)

подготовка к школеСитуация 1.

Папа и шестилетний сын любят наблюдать за природой. Отец, как он говорит, учит Алешу понимать логику природы и потому старается вызвать у сына интерес к явлениям окружающего, озадачить его «трудным» вопросом. Алеша и сам просит:
— Ну-ка, папа, задай мне трудный вопрос.
А он всегда наготове у отца.
— Пожалуйста, — говорит он.- Вместо вопроса задам тебе загадку о том, что ты здесь можешь увидеть:

Пушистая вата 
Плывет куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе.

Мальчик осматривается вокруг, вскидывает глаза к небу, лицо его озаряется догадкой:

— Это облако!
— А как ты догадался?
— Ну так вот же оно, перед нами!
— Почему же облако назвали ватой?
— Оно белое, пушистое, как вата…

Отец предлагает поиграть в игру: «Кто первый заметит?» или «Кто первый услышит?»

Условия игры: увидеть то, чего другой не заметил, услышать то, чего другой не уловил. Этим самым он побуждает сына всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное, интересное, удивительное. Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь — золотая нить паутины, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на голову сказочного Черномора, и даже белка! Оказывается, что ни шаг — то находка!

— Какие ты знаешь деревья? Покажи их и назови, — предлагает отец, когда видит, что находки почти все исчерпаны.

После городского шума ребенку лес кажется безмолвным. Но так ли это? Отец предлагает ему «послушать тишину»: «Цвирк-цвирк» — кричит птица. А вот звук от упавшей шишки, хрустнула ветка, зашелестела листва от налетевшего ветра… Сделано еще одно открытие: «тишина» леса наполнена звуками.

Во время отдыха на лужайке взрослый и маленький слушают пение птиц, жужжание пчел, стрекот кузнечиков… А сколько запахов от трав, цветов!

И снова загадка маленькому туристу:

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает —
Когда это бывает?

Отец то и дело озадачивает его вопросами, которые побуждают ребенка размышлять, сопоставлять, делать выводы: куда «смотрит» головка подсолнечника в полдень? Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую — над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, отец предлагает понаблюдать, чтобы запомнить и ответить.

Комментарий психолога:

Любознательность, любопытство — это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности — нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность — это и значит поставить цель умственного труда.

Особое место в умственном воспитании занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у них развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. 

Ситуация 2.

— Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему Полкан босиком ходит даже зимой и не болеет, а я так тепло одета и у меня насморк? Почему осыпаются листья? Почему летом — дождь, а зимой — снег? Луна — это тоже солнце, только ночное?

Шестилетняя Лена так стремительно засыпает бабушку своими вопросами, что та не успевает отмахиваться от нее. Наконец, выведенная из терпения, закипает:
— Уймись же, наконец! Сколько можно почемукать! Все будешь знать — скоро состаришься!

Когда Лена гуляет вместе с папой, то многие «почему» и «отчего» получают исчерпывающий ответ.
— Почему река летом узенькая, а весной такая широкая, что берега залиты водой?
— А как ты думаешь почему? — озадачивает отец дочку.
И вот с помощью папы Лена делает правильный вывод: веснойьснега тают, ручьями сбегают с полей и из лесов в реку, оттого она становится широкой. 

По пути к реке — поляна, усыпанная желтыми одуванчиками. Теперь она вся золотая и яркая, даже глазам больно на нее смотреть. Еще издали девочка замечает это чудесное превращение.
— Была зеленая, теперь желтая. Почему?
— А вот подойдем поближе — посмотрим, — предлагает отец.
Девочка, как зачарованная, любуется солнечной полянкой.

А в следующий раз, когда папа и дочь снова держат путь к реке, то уже не находят солнечной полянки. Золото исчезло, и полянка теперь словно снегом припудрена.
— Ну и ну! — удивляется Леночка, — вот так чудеса! Нет золотой полянки… Почему теперь она белая?
— Сейчас подойдем поближе и рассмотрим, — говорит папа.
Девочка срывает несколько цветков, и вместе с папой рассматривают легкие, круглые и хрупкие, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков.

А через неделю «чудесная» полянка снова преподносит сюрприз…
— Куда же пропали одуванчики? — спрашивает девочка, еще издали увидев зеленую поляну.
— А ну подумай хорошенько — куда они исчезли? Догадаться нетрудно, надо только поразмыслить, — говорит папа. И вот девочка самостоятельно приходит к выводу: семена цветов созрели, а ветер разнес «белый пушок» в разные стороны…
— Давай понаблюдаем, а ты примечай, — предлагает папа.

Комментарий психолога:

Обращенные к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» — свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей все более и более развиваются умственные способности — внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, устанавливать связи между отдельными фактами и событиями. 

К 5 годам дети становятся «почемучками». 

Наша задача — помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь почему? Как ты узнал? Маленький «почемучка» должен сам добраться до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.

Ситуация 3.

Двое шестилетних ребят нашли на берегу реки старую корягу.
— Бросим ее в речку, — предлагает один из них, — посмотрим, утонет или не утонет.
Бросают. Коряга тонет. Удивлены.
— Почему? Ведь дерево не должно тонуть!
— Подумайте, — предлагает взрослый.
Но ребята затрудняются ответить, они не знают. 

Тогда взрослый предлагает наводящие вопросы:
— Легко ли вам было тащить корягу? Она небольшая, но тяжелая. Почему?
— Она мокрая и вся облеплена глиной.
— А в глине полно камешков!
— Вон, оказывается, почему коряга потонула: она была мокрая, поэтому и тяжелая, как камень, — делают вывод
ребята.

Комментарий психолога:

В практике работы с детьми широко применяется эксперимент. Обычно он опирается на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Однако результат эксперимента, который провели дети самостоятельно, не совпал с их представлениями. Для того чтобы они пришли к правильному выводу, необходима была помощь взрослого, его наводящие вопросы направили мысль детей к искомому результату.

Ситуация 4.

Мартовский солнечный день. Сосульки, словно бахрома, что повисла над самым окном, искрятся и переливаются. Пятилетний ребенок, стоя у окна, любуется плачущими сосульками. А вечером он заметил, что сосульки не растаяли, как он ожидал, а, наоборот, «выросли и растолстели». Почему?
— Попытайся догадаться сам, почему сосульки стали толще и длиннее, — предлагает мать.- Понаблюдай и тогда догадаешься сам.

Конечно, не сразу удается разгадать загадку. И потому на следующий день любопытный «почемучка» снова возле окна. Он видит, что солнце заставляет сосульки «плакать» и они становятся… короче и тоньше!
— Вот так раз! — удивляется мальчик.- Почему?
— А как ты думаешь почему? — снова озадачивает его мать.-Давай еще понаблюдаем.
— Они от солнышка тают, — рассуждает вслух мальчик.- Но почему же тогда они вчера не только не растаяли, а даже выросли? И день был точно такой же, солнечный.
— Посмотрим, какими они станут к вечеру, — многозначительно говорит мать.

Вечером сын снова подходит к окну. Теперь сосульки не «плачут» и снова «выросли и растолстели». И вот ребенок самостоятельно решает задачу: днем солнце греет, подогревает сосульки, и они тают, становятся тоньше и короче. Зато к вечеру, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз, оттого сосульки «растут и толстеют».

Комментарий психолога:Первостепенная задача в подготовке ребенка к школе — побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. А для этого не обязательно решать какие-либо специальные задачи-головоломки. От нас требуется умение вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, как это и делала мать в описанном примере. В данном случае наблюдения помогли ребенку делать «открытия», сравнивать, сделать выводы на основе увиденного. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, так как позволяют ребенку увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.

Ситуация 5.

Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
— Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Комментарий психолога:

Поспешность сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредоточиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.

Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.

Ситуация 6.

Отец с шестилетним сыном рассматривает картину «В лес по грибы», а затем предлагает:
— Подумай, какой можно придумать рассказ по этой картине.

Мальчик вглядывается в картину, медлит, видимо, не знает, с чего начать. Отец, видя это, старается дать толчок детской мысли наводящими вопросами: «Что здесь изображено? Почему художник назвал картину «В лес по грибы»? Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь? Какое время года отобразил художник? Как ты догадался?» Он не торопит сына, дает ему порассуждать вслух, доказать правильность своих предположений.

— Как ты думаешь, давно ребята в лесу? Или только что пришли? — задает он вопрос, заставляющий ребенка подмечать отдельные детали на картине.
— Ребята уже давно в лесу!
— Как ты догадался?
— Да ведь у них корзины полны грибов!
— А еще почему?
— Они уже собрались уходить домой: видишь, девочка кричит «Ау-у!» Это она зовет кого-то домой.
— А что если это заблудился кто-то? — снова озадачивает отец ребенка и предоставляет ему возможность додумать сюжет картины, пофантазировать, поразмыслить, придумать несколько вариантов концовки…

— Вот видишь, — говорит отец, — ты правильно все подметил и правильно ответил на вопросы. А теперь тебе нетрудно придумать рассказ по этой картине. Подумай, с чего ты начнешь, и рассказывай.
Мальчик улыбнулся и начал:
— Однажды летом дети в лес пошли. Взяли они с собой корзины…
Интересный рассказ получился! Так что и слушатель, и сам рассказчик были довольны.

Комментарий психолога:

У детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать способности придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, с целью совершенствования форм монологической речи.

Детей нужно учить отвечать на вопросы, точно и полно выражая свои мысли, пользуясь разными типами предложений (краткими, распространенными, сложноподчиненными). Решению этих задач помогают подобные занятия.

Чтобы передать сюжет, ребенку приходится совершать довольно сложные умственные операции — определять, в какой связи находятся изображенные на картине предметы, какое событие отразил художник, учесть «фон», на котором разворачиваются действия, додумать сюжет, выходящий за пределы видимого, и 
т. п.

В описанном примере мы видим, как благодаря правильно сформулированным вопросам взрослый помогает ребенку всматриваться в изображение, видеть картину в деталях и в целом, логически мыслить. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребенка к правильным суждениям.

Ситуация 7.

Вечер. В комнате горит настольный свет, выхватывая из темноты круглый стол и два сосредоточенных детских лица. Дети думают! Трудное и интересное задание предстоит им выполнить — придумать конец рассказа, который предложила мама:

— Пошел мальчик ловить рыбу. Сидит на берегу озера с удочкой, да только рыба не клюет и не клюет. «Хоть бы одну поймать», — думает юный рыболов, охота ли возвращаться домой с пустым ведерком! Наверное, надо место переменить… И вдруг увидел неподалеку — лодка! Отвязал ее и на самую середину озера заплыл. Не успел закинуть удочку, как тут же поплавок запрыгал: клюет! Вот удача, так удача! Только успевай вытаскивай. Уже полведерка наловил. «Вот удивлю всех!» — размышляет рыболов.
…Подул ветерок. Потянуло прохладой, солнце опустилось над самым лесом, близился вечер.
«Ну, пожалуй, хватит. Пора домой!» — решил мальчик. Глядь, а весел нет: уплыли… Покричать, позвать кого-нибудь на помощь? А вокруг никого. Что делать? Как добраться до берега? Не ночевать же ночью в лодке?

— А что дальше? — разом любопытствуют ребята, увидев, что мама не собирается продолжать.
— А вы подумайте сами, какой конец можно придумать к этому рассказу, — предлагает мама, — только не торопитесь, пусть каждый из вас придумает конец по-своему. А мы посмотрим, у кого получится интереснее.

Комментарий психолога:

Задание детям 6 лет придумывать конец рассказа опирается на детский интерес и потому является особенно эффективным средством заставить ребенка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности. Даже молчуны стараются высказаться. Такая форма занятий доступна детям 6 — 7 лет. Успех задания во многом зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать слушателя рассказом; здесь должно быть доступное содержание с острой ситуацией, умение вовремя оборвать рассказ на интересном месте и т. п.

Ситуация 8.

— До десяти Севка считает запросто. Может и дальше — до двадцати, тридцати, чуть ли не до ста. Но сбивается, надо ему подсказывать.
Я попробовал задавать ему простейшие арифметические задачи.
— Сколько будет: один прибавить один?
Эту он, конечно, решил сразу.
— А если к одному прибавить два?..
Уже ничего не выходит, путается, не соображает. Я даже как-то сразу засомневался в его математических способностях.
— Сколько будет: два прибавить два… три?..
— Не знаю. 

Тогда я те же самые задачи сформулировал не с отвлеченными числами, а с конкретными, именованными.
— Было два петуха возле дома, пришли еще два. Сколько петухов стало?
Ответил сразу, почти не задумываясь.
— А если было пять петухов, а трех забрали, то сколько осталось?
Тоже ответил правильно и довольно быстро.

Другой пример.

Угостили Риту (6 лет) сливами. Мама предложила ей:
— Подели их всем поровну — братику, папе, мне и себе.
Но что вначале для этого надо сделать?
— Посчитать, сколько их, — говорит девочка.
— Правильно, — одобряет мама.
Рита считает: восемь.
— Прежде чем раздать сливы, сосчитай, сколько их нужно дать каждому.
Девочка затрудняется. Начинает гадать: «По три сливы, по две…»

Тогда мама помогает ей:
— Возьми сливы и разложи их на столько частей, сколько человек в семье.
Девочка тут же справляется с поставленной задачей.

Комментарий психолога:

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, наглядность, образность, действенность мышления. Он более осмысленно воспринимает задачу, если конкретно представляет или видит то, о чем говорится в ней, если собственными действиями подкрепляет ход ее решения. Важно учитывать, что у ребенка дошкольного возраста способность к абстрагированию еще недостаточно сформирована, поэтому совершать умственные действия с отвлеченными числами ему сложно.

Ситуация 9.

Илюша (5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старался. Но мама, посмотрев его работу, говорит:
— Хорошо, молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят.
Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создает новый, ничуть не лучше прежнего.
— А это хорошо? — спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят.
— И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: «Подумаешь — не дорисовал! Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу — научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел — лишь бы занят был. Вот пойдет в школу, тогда…»

Комментарий психолога:

Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: «неспособный». А оказывается, дело в другом: вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.

Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.

Ситуация 10.

Первоклассник Виталик садится за уроки. Сначала он роется в портфеле, доставая то один учебник, то другой, видимо, не решил еще, чем будет заниматься — читать или решать задачи. Наконец, предпочтение отдает задачам. Раскрывает книгу и, наморщив лоб, думает. Кажется, что-то решил, но, заметив, что нет тетради, снова лезет в портфель.

Тетрадь раскрыта, но он уже забыл условие задачи. Снова читает, собираясь записать нужное.

Но тут выясняется, что на столе нет ручки. Снова роется в портфеле и достает ее оттуда. Теперь, наконец, он намерен сделать первую запись. Но ручка не пишет.

Виталик решительно выходит из-за стола и идет в другую комнату, чтобы там взять новый стержень для ручки. По пути гладит кошку, смотрит в окно…

Сколько еще уйдет драгоценных минут впустую, прежде чем он выведет первую букву в своей тетради!

Мать поторапливает сына, но безрезультатно: домашнее задание, рассчитанное на 30-40 минут, он растягивает чуть ли не на весь вечер.

— Ничего не успевает, — жалуется она учительнице. — А вот соседский мальчик умеет заниматься, не тратя время попусту. Всегда собран, все под рукой. А мой никак не раскачается, вечно что-то затеряно, не подготовлено. Почему? Ведь мы стараемся помочь ему в подготовке к занятию…

Комментарий психолога:

Навыки учебной деятельности формируются задолго до школы. 

Ребенок, стоящий у порога школы, непременно должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут его «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умении чередовать труд, учебу, игру, отдых.Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность — игра, труд, занятие — требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него все необходимое приготовлено. И конечно, проследить, как он сам выглядит, в порядке ли у него костюм, вымыты ли руки.Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, создает в нем желание выполнить работу; уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.

Ситуация 11.

Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, читать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят:
— Ксения знает много стихов, на память знает чуть ли не всю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», с интересом слушает книги, предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста… Развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться.

Родители Игоря говорят:
— Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим, чтобы он постоянно был занят чем-то полезным, помогал нам, взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение — это труд, и, для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть прилежным во всех делах.

У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: «мала еще — не поймет» — и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить, отвечают ей:
— Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь — узнаешь.
Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще, стоит ли ребенка готовить к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя».

Комментарий психолога:

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Даже в жизненных ситуациях выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные «штампы» взрослых, не осознавая истинного их смысла.

Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях. Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.

Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению — интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Автор: Л.Ф. Островская

Другие публикации по теме данной статьи:

— От игры к учебе, или кризис 6-7 лет
— Скоро в школу, или кризис семи лет
— Потребность ребенка в созидании
— Что такое школьная зрелость?
— Готовность к школе 
— Готовность к школе и условия успешной учебы 
— Определение готовности ребенка к школе
— Интеллектуальная готовность ребенка к школе
— Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу
— О социальной готовности ребенка к школе
— Психологическая готовность ребенка к школе
— Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе

Инфляция в РФ «сильно беспокоит» главу Центробанка Эльвиру Набиуллину. Население, наблюдающее взмывающие ввысь цены в магазинах, тоже. Однако без доверия между властью и обществом даже чисто экономические вопросы не решаются. Об этом 47news рассказала руководитель направления денежно-кредитной политики независимой Экономической экспертной группы, экономист, специалист по анализу инфляции и смежных процессов, Мария Иванова.

Bdfyjdf.jpg

Фото из личного архива Марии Ивановой

— Мария, почему официальная инфляция вдвое выше официальных же прогнозов? Глава ЦБ говорит, что очень обеспокоена.

— Обеспокоенность Эльвиры Набиуллиной понятна. Ситуация действительно очень непростая, но нельзя сказать, что это «вина ЦБ». Мировая ситуация, пандемия: сложился целый комплекс факторов, неблагоприятное стечение обстоятельств, которые высветили очень многие наши проблемы. А мы успели привыкнуть к более-менее нормальным цифрам в последние несколько лет, инфляция была однозначной (меньше 10% — ред.).

— Роль пандемии — решающая?

— Да, в первую очередь это пандемия и её последствия. И история ещё не закончилась. Инфляция сейчас – мировая проблема. Но у нас население не очень богатое, соответственно, любые изменения цен на базовые товары, продукты питания, не могут не беспокоить.

— Не секрет, что пандемии уже 2 года. Как же так получилось, что система закладывала 4% инфляции в год, а ещё в октябре подошла уже к 8% ?

— Целевой показатель – ориентир, не 100% гарантия. Принцип этой политики таков: устанавливаем некий целевой ориентир, в который дальше пытаемся попасть. Не можем попасть — встаёт вопрос, что с этим делать. Если в основе лежат системные факторы, которые сами по себе не разрешатся, ЦБ начинает реагировать. Основной способ – повышение ключевой ставки (22 октября ЦБ поднял ключевую ставку до 7,5% годовых с 6,75% — прим.НП). Это влияние на поведение экономических агентов. Люди и предприяти должны считывать эти сигналы, подстраивать своё поведение подя изменения. Когда процентная ставка растёт, прибыльность сбережений растёт, люди не берут кредиты, потому что кредитные ставки тоже растут, соответственно, спрос замедляется. Инфляция остывает, ведь она в основном растёт за счёт спроса. Но всё это работает как в одну, так и в другую сторону при важном условии. По-научному это «заякоренность инфляционных ожиданий». А по-простому это значит, что люди и предприятия, которые принимают решения, верят, что ЦБ способен удержать инфляцию. Верят тому, что говорит ЦБ. И эта обратная связь имеет принципиальное значение.

— А если не верят?

— Если люди, наоборот, бегут покупать, потому что «завтра будет ещё дороже», идут панические настроения. И весь механизм разлажен.

— Та самая «инфляционная спираль», которой опасается Набиуллина?

— Да. Это ровно об этом. Инфляционные ожидания сами по себе являются существенным фактором ускорения роста цен.

— Непредсказуемость нашей инфляции – следствие доверия к властям?

— Да, конечно. Доверие – ключевой фактор. Вот почему ЦБ так тщательно всё старается разъяснять, готовит обзоры. Люди же рассуждают так: раз цены растут, надо быстрее покупать. Но никакая денежно-кредитная политика при таком принципе действий работать не будет. Дальше потребуются экстраусилия.

— «Если в эту спираль еще включается ускоренная индексация заработных плат — это то, что денежно-кредитная политика, по сути, должна переломить», — это намёк на экстраусилия? Набиуллина нас предупредила, что дальше зарплаты не индексируются?

rAP55Al9mL53kHUEUolpz5qRUFvFWifZ.jfif

Фото – duma.gov.ru

— Нет. ЦБ никак не может повлиять на индексацию зарплат. Не их компетенция. Что означают слова Набиуллиной? У нас сейчас очень неблагоприятная ситуация на рынке труда. Это давно прогнозировалось, просто сейчас мы это активно ощущаем. Демографические ямы, ограничен приток иностранной рабочей силы. Дефицит накапливается. Рынок реагирует повышением заработных плат. И слова Набиуллиной о том, что этот фактор может в дальнейшем тоже оказывать негативное влияние. Вариант решения – повышение производительности труда. Но для этого нужны инвестиции, нормальная предсказуемая экономическая политика, то самое доверие.

— И ещё бы побольше частного в экономике ради конкуренции?

— Вот именно. Этого же всё меньше. То есть ресурсов для исправления кризиса нет. Наша экономика преимущественно государственная, больше половины, если не 60% экономики – это государство. Нет динамики в обратную сторону, есть усиление роли государства. Такое развитие событий в широком сценарии приводит к обнищанию и потере покупательской способности.

— То есть, если по итогам года останется 8%, мы ещё друг друга поздравим?

— Думаю, что и будет 8%. Ну ещё плюс какие-то десятые (в конце ноября инфляция в годовом выражении достигла 8,23% — прим.ред.). У нас пока что основной импульс идёт из продовольственных товаров. Сократилось предложение, неурожайность, засуха. И на мировых рынках ситуация тоже на пиках. Десятилетия не было такой ситуации на мировых продовольственных рынках. Причём на всех. Открываем данные ФАО, Food and Agriculture Organization, FAO – прим.ред.). Они рассчитывают индекс продовольственных цен. Так вот в последний раз такой же уровень роста цен наблюдался в 2011 году.

Плюс разбалансировка цепочек мировой экономики. Развитые страны, где с инфляционными ожиданиями всё хорошо, надеялись, что мы выплывем из пандемии и всё наладится. Но эти ожидания были до нового штамма «омикрон» (что известно о новом варианте коронавируса, 47news рассказал вирусолог из США — прим.ред.). Плюс надо понимать, что в развитых странах доля продовольственных товаров в потребительской корзине несопоставима с тем, что есть у нас.

— Сколько мы тратим на еду?

— В структуре потребления у нас продовольственные товары — это 38%. В других странах продовольственная инфляция даже не участвует в расчёте индекса потребительских цен. У нас же 8,1% — общая инфляция по итогам октября, а продовольственная подходит уже к 11%.

— И тут, наверное, главный вопрос к экономисту. А вы вообще верите официальным цифрам, когда сами ходите в магазин?

— Нет, конечно (смеётся). Но у нас других данных нет. Работаем с тем, что есть. Самая стабильная ситуация — в сегменте платных услуг. И это очень хорошо. Поскольку в платных услугах велика доля заработной платы. Люди сами создают продукт. Там в годовом выражении получаются 4%. Непродовольственные товары выстреливали в отдельные месяцы, за счёт стройматериалов, например. Пока ситуация предсказуемая. Это хорошо для «вторичного эффекта». Заумное слово, которое Набиуллина пока не произнесла, но подразумевает. Если бы после импульса от инфляции продовольственных товаров пошёл бы рост по широкой линейке товаров и услуг в течение нескольких месяцев, то это было бы подтверждением «инфляционной спирали». Пока что этого нет.

— Так ещё и целый месяц жить в 2021 году.

— Грош цена всем прогнозам в принципе, потому что непонятно, что дальше с пандемией, с новым штаммом. Но в России ситуация выходит из-под контроля ещё и в силу слабых институтов, отсутствия инвестиций, конкуренции, доверия. Это всё проявляется в периоды турбулентности. Мы не развиваемся так, как могли бы.

— Почему высокая ключевая ставка в этом смысле — благо? В ЦБ говорили, что не откажутся от 7,5% как минимум до середины 2023 года.

— Не то, чтобы благо… Дальше предприятия набегут с вопросами, как же нам кредитоваться с такими ставками. Но ЦБ имеет мандат стабилизации цен и говорит, что жёсткая политика надолго. Это призвано убедить всех, что инфляция будет под контролем. Словесные интервенции.

— По сути, «надо ещё немножко потерпеть» в подтексте?

— (Смеётся) У нас это лейтмотив в принципе. Немножко, или не немножко. Обыватели ориентируются на ставки по кредитам, а они будут расти (к концу 2021 года россияне будут должны банкам 25,6 трлн рублей, почти половина кредитов — ипотека — прим.ред.). И Набиуллина уже сказала, что ключевую ставку в декабре могут поднять ещё на 1%. Потому что, когда у нас официальная инфляция за 8% при ставке 7,5% никто не пойдёт делать вклады. Нужно дисбаланс устранить. Нужен стимул. Так же и по кредитам. У нас активно растёт необеспеченное кредитование населения. Нужно повышать ставки, вводить коэффициенты для необеспеченных кредитов, регулировать механизмами, чтобы не раздувать спрос дальше. И в этом случае все эксперты видят, что к концу 2022 года будет замедление инфляции.

— Если пандемия отпустит.

— Именно. Всё меняется моментально. Неделю назад мы жили в другой реальности. Через неделю может быть новая. И понятно ничего не будет всё равно. Мы сможем лишь констатировать, что «неопределённость выросла», или «осталась на прежнем уровне».

— Плохо ведь не только у нас, но и в ЕС. Там рост цен обогнал рекордные показатели 1991 года (почти 5% в годовом исчислении). Главная причина – подорожание энергоресурсов. Не зря мы им прикручивали газ в начале осени?

— Спекулятивное утверждение (улыбается). Мы, конечно, можем радоваться, что нам не одним плохо. Но ничего хорошего нет в дестабилизации инфляционных процессов по всему миру. Мы, с нашей зависимой от мира по всем фронтам экономикой, не сможем отсидеться в стороне. Нам как раз всегда прилетает и от наших, и от не наших. Не вижу здесь повода для радости.

— Вывод. Ситуация становится хуже, насколько хуже она будет в начале 2022 года, никто не знает?

— Нашего человека пугать не надо. У нас ведь, даже когда всё хорошо, постоянно живут сценарии апокалипсиса. Поэтому, когда мы говорим, что всё плохо, а может быть хуже, мы подливаем масла в огонь. Люди начинают думать «ужас-ужас, снова 1991-й».

— Вопрос не про «пугать». Вопрос про «понять хотя бы завтра». Зарплаты не растут так, как растут запросы и дети.

— В ЦБ неглупые люди сидят. Они понимают, как устроена экономика. И в этом смысле надежда есть (смеётся). Какая-то стабилизация в начале следующего года при том, что всё будет как сейчас без новых локдаунов — сохраняется. Но декабрь — месяц непонятный. Все активно покупают. Ещё может быть импульс. После нового года как-то можно разрулить потихонечку. Тем более, если ставку снова повысят. Но если мы скажем, что будет только хуже, то панические настроении ведь самовоспроизводящиеся. Вот что самое ужасное. Ожидаем плохого, действуем, исходя из этих ожиданий, тем самым их и реализуем.

Справка:

В ноябре средний недельный темп официальной инфляции по данным Росстата – 0,2%. Основные участники ралли – продукты питания. Такие данные официальная статистика давала «Фонтанке» 3 ноября, 17 ноября  и 24 ноября. На второй неделе ноября инфляция замедлялась до 0,1%. В конце ноября Владимир Путин назвал инфляцию «чувствительной проблемой для граждан». Перед этим правительство ввело понятие «граница бедности».

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.

На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.

Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».

Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.

Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II

Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.

Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки

Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.

Рассказ по картинкам для детей 6 7 лет с вопросами

Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание

Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.

Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.

Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». Режиссер В. Попов. 1984 год

А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.

Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.

                                                                Аналитическая справка
                                      по результатам психолого педагогической диагностики 
                                                          2020 – 2021 учебный год
Группа подготовительная «Радуга».

Количество диагностируемых детей: 29
Дата проведения: сентябрь 2020 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Методы мониторинга: Тестовый подход, беседа. Экспесс-диагностика Н.Н.Павловой, Л.Д. Руденко по определению готовности к школьному обучению.

Работа с детьми организована  в соответствии с рабочей программой группы, созданной на основе ООП МБДОУ д/с №2 «Ветерок».
Характеристика детей за анализируемый период:
В
озраст детей: ____6 — 7 лет__
Всего детей в группе:
 _____34 __человек
Диагностируемые дети: ____29____ человек
Мальчиков: __15_ человек
Девочек: _____14___ человек 
Количество недиагностируемых детей: __4____ ребенок

Диагностика оценивалась тремя уровнями: 

 сформирован (высокий),  в стадии формирования (средний), не сформирован  (низкий).

По итогам диагностики по определению готовности к школьному обучению (через реализацию образовательных областей) на начало учебного года выявлены следующие результаты: 5  детей имеют высокий уровень развития тонкой моторики; 2 ребёнка – уровень развития произвольного внимания ; ___12___ детей —  слуховой кратковременной памяти;    ___11___ детей — по словесно-логическому мышлению; 14___ детей — по развитию логического мышления; 10  детей по – способности устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации, связная речь;   13  детей по – сформированности умения выявлять закономерности; 24 ребенка по —  уровню восприятия;   7   детей по – развитию воображения; 3 ребенка по волевой готовности к школе, саморегуляция;   16   детей по – формированию внутренней позиции школьника (мотивационная готовность).

Компонент психологической готовности к школе: «Развитие тонкой моторики ».  Дети со средним уровнем (62%) у детей скоординированны  движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развита сенсомоторная координация.  Дети вырезают простейшие фигуры, рисуют  геометрические фигуры, раскрашивают по контуру, берут карандаш тремя пальцами, приклеивает кусочки бумаги, делают аппликации, рисуют человека. Ведущая рука правая.

Компонент психологической готовности к школе: «Произвольное внимание ». Средний уровень составляет – (62%)  дети, которые могут сосредотачиваться на предметной деятельности, распределять внимание (способность одновременно удерживать несколько целей), переключать внимание (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой), способны концентрироваться на выполнении деятельности (устойчивость внимания).

Компонент психологической готовности к школе: «Слуховая кратковременная память».  (38%)  детей со среднем уровнем кратковременной слуховой памяти, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания. По результатам проведения субтеста № 4. «10 слов», дети воспроизвели первый раз менее 4-х слов и запомнили 5-7 слов после четырехкратного повторения. У (17%) детей диагностирован низкий оббьем слуховой кратковременной памяти. Дети не смогли запомнить менее 5 слов после четырех кратного повторения, а также называли лишние слова, быстро утомлялись, внимание было не устойчиво.

Компонент психологической готовности к школе: «Словесно-логическое мышление». Со средним уровнем (38%) детей дали два верных ответа из трех (субтест №5. «Закончи предложения»). У детей идет процесс формирования мыслительных операций. Формируется мыслительная операция (анализ)  расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Формируется мыслительная операция (синтез), позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому, объединение элементов в единое целое. Формируется мыслительная операция (сравнение) заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними. Формируется мыслительная операция (обобщение), заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее. Формируется  мыслительная операция (классификация), заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. У (24%) детей словестно-логическое мышление не сформировано.

Компонент  психологической готовности к школе: «Логическое мышление ». Со средним уровнем (31%) детей могут находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды с помощью педагога, пользуясь подсказками и наводящими вопросами. Находить лишний предмет из 5 предложенных ему, с помощью педагога. Составлять рассказы по картинкам. Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу, пользуясь наводящими вопросами от педагога.

Компонент психологической готовности к школе: « Способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации. Связная речь ». Со средним (45%) дети грамматически правильно выстраивают конструкции предложений; составляют сложные распространенные предложения; составляют развернутый  рассказ; ясно выражают свои мысли; используют в разговоре различные интонации;  используют в речи глаголы, прилагательные, существительные;  классифицируют предметы по предлагаемым признакам; способны рассуждать, вести диалог, монолог; способны выделять свойства предметов.  

Компонент психологической готовности к школе: «Способность выявления закономерностей». Со среднем уровнем  (45%) детей нашли закономерность только по одному признаку.

Компонент психологической готовности к школе: «Восприятие ». Со среднем уровнем (10%) детей смогли воссоздать образ объекта на основе зрительного соотнесения частей, но в последствии при помощи проб не смогли собрать картинку сами, далее собрали по примеру педагога.

Компонент психологической готовности к школе: «Воображение». Со среднем уровнем (72%) дети, назвали по две ассоциации на каждую картинку. Процесс построения нового образа и отнесения его к другой реальности находится на стадии формирования.

Компонент психологической готовности к школе: «Волевая готовность к школе. Саморегуляция».  С низким уровнем (75%) было сложно сосредотачиваться на выполнении основного задания, переходить от одного правила к другому, саморегуляция не сформирована. Дети нарушали правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечали лишь на 1-3 вопроса.

Компонент психологической готовности к школе: «Мотивационная готовность. Формирование внутренней позиции школьника». С низким уровнем (20%) мотивационной готовности к школе.

Вывод:   Преимущественно нужно обратить внимание на развитие психических процессов : увеличение объема памяти преимущественно слуховой  и логическому мышлению, словестно-логическое мышление, развивать воображение и саморегуляцию. Развитие сенсорномоторной координации.  Так же повышать уровень мотивации к школьному обучению со всеми детьми ПГР «Радуга».. Высокий показатель психического процесса это- восприятие . 


Рекомендации на начало года 
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Увеличение объема слуховой памяти».

Комолов Искандар, Смирнов Дима, Пунов Миша, Круглик Вика.

Подобрать психолого-педагогическую литературу, разработать комплекс упражнений на развитие слуховой и слухоречевой памяти. Активировать двигательно-моторную память – пальчиковые гимнастики, зрительную память как вспомогательный элемент – работа с мнемотаблицами. Учить соотносить ребёнка реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.
2.
 Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Развитие сенсомоторной координации»

 Комолов Искандар, Пунов Миша, Новиков Федя, Греков Сергей, Романцов Никита, Турчина Таисия, Николаева Варя, Мизюк Артем.

Подобрать психолого-педагогическую литературу, разработать комплекс упражнений на развитие сенсомоторной координации. Дыхательные упражнения. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Развитие перцептивных и мнестических возможностей. Формирование пространственных представлений. Работа с локальными мышечными движениями.

3. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 3, направление работы – «Саморегуляция».

Смирнов Дима, Шевлякова Вика, Гринчуков Дима, Пунов Миша, Комолов Искандар, Новиков Федя, Репшас Арина, Греков Сергей, Милосердова Аня,Шамова Дарина,Злобин Паша, Селях Семен, Романцов Никити, Перминов Костя, Круглик Вика, Кондракова Лера, Огинская Ольга, Николаева Варя, Курига Катя, Мизюк Артем, Шленич Семен,Иванченко Рита.

Подобрать психолого-педагогическую литературу, разработать комплекс упражнений на развитие  саморегуляции. Выполнять упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка: упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля;  упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер; упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения. В комплекс занятий направленных на развитие саморегуляции детей необходимо включить дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, аутогенную тренировку.

4. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 4, направление работы – «Словесно-логическое мышление».

Смирнов Дима, Шляхтин Максим, Репшас Арина, Мизюк Артем, Грац Рома.

Подобрать психолого-педагогическую литературу, разработать комплекс упражнений на развитие  словесно-логического мышления. Игры на ассоциации, упражнения на логические рассуждения, игры на развитие понятийного аппарата.

Начало года  %

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

Развитие тонкой моторики

17%/5

62%/18

20%/6

Произвольное внимание

7%/2

62%/18

31%/9

Слуховая кратковременная память

41%/12

41%/12

17%/5

Словесно-логическое мышление

38%/11

38%/11

24%/7

Логическое мышление

48%/14

31%/9

20%/6

Способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации. Связная речь

34%/10

45%/13

20%/6

Способность выявления закономерностей

48%/14

45%/13

7%/2

Восприятие

83%/24

10%/3

7%/2

Воображение

24%/7

69%/20

3%/1

Волевая готовность к школе. Саморегуляция

10%/3

14%/4

75%/22

Мотивационная готовность. Формирование внутренней позиции школьника

55%/16

24%/7

20%/6

Составила педагог-психолог : Злобина А.О. 

                        Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин помогает решить одну из главных задач развития связной речи ребёнка — совершенствование монологической речи

Рассказывание по серии сюжетных картин способствует развитию:

— логического   мышления,    

— воображения,

— творческих способностей,

— эстетического вкуса,

— нравственных представлений.                    

        Для повышения речевой активности детей используются разнообразные приемы работы и специально разработанные серии картин. В процессе рассматривания картинок проводятся упражнения, показывающие:

— способы построения разных предложений;

— грамматические средства связи между частями высказывания;

— средства художественной выразительности, которые можно использовать в рассказе.  

Предлагаю варианты предъявления картинок детям, каждый из которых решает свои задачи.

1 Вариант.  Дается серия сюжетных картинок, их нужно разложить в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем на доске выставить незнакомый набор картинок, где заведомо нарушена последовательность. Нужно найти ошибку и исправить ее. Далее выполняются лексические, грамматические упражнения, придумывается рассказ по картинкам, ему дается название.

Цель:

— учить выстраивать содержание картинок в логической последовательности,

— строить связный рассказ по серии сюжетных картинок.

2 Вариант.  Вся серия картинок выставляется на доске: первая картинка открыта, вторая, третья, четвертая картинки закрыты т.е. начало рассказа известно, а продолжение и конец дети придумывают. Затем, последовательно открываются остальные картинки дети видят развитие сюжета, и постепенно рассказ придумывается до конца; И в конце дается название.

          Цель:

         — развитие воображения,

         — умения предвидеть развитие сюжета, действий персонажей,

         — учить подбирать наиболее точное название.

3 Вариант.  На доске выставляется серия из четырех картинок: три первые закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ, когда вы знаете, чем закончились события».

Один ребенок рассказывает по такому расположению, затем открывается первая картинка. Теперь детям знакомы все герои рассказа, снова придумывается рассказ. После этого открываются все картинки, дети рассказывают рассказ, дают название.

Такой вариант закрепляет представление детей о композиции (детям известен конец рассказа, а начало и середину они придумывают самостоятельно, не видя персонажей на закрытых картинках).

          Цель: развитие воображения, логики мышления, умения предвидеть сюжет.

4 Вариант.  Выставляется серия из четырех картинок, открывается первая и четвертая картинки. Дети придумывают рассказ, дают ему название. Затем рассказ составляется по всем картинкам. Этот вариант закрепляет представление о композиции (известно начало и конец рассказа, дети предполагают, что может быть изображено в середине).

5 Вариант.  Воспитатель показывает детям одну картинку из серии (любую).  Дети рассматривают ее, затем один ребенок придумывает рассказ по одной картинке. Задаются вопросы: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? Что может произойти с героями этого рассказа?» Затем на доске выставляется вся серия из пяти картинок, открытых через одну: 1, 3, 5.  Дети составляют рассказ по такому расположению (додумывают).  Открывается вторая картинка, снова дети рассказывают; наконец, открываются все картинки, и составляется новый рассказ.    

Этот вариант позволяет почти всем детям группы принять участие в составлении рассказа.

           Цель: развитие воображения, умения предвидеть развитие сюжета.

         При рассказывании (индивидуальном и коллективном) по сериям картинок у детей формируются:

— умение связывать слова в простых и сложных предложениях,

— соединять смысловые части высказывания,

— соблюдать структуру текста,

— использовать разнообразные зачины рассказа.

Таким образом, рассказывание по сериям сюжетных картинок обеспечивает решение многих речевых задач в единстве, включая развитие образности речевого высказывания, а также эстетического восприятия сюжетных картинок.

Исследователи считают, что развитие связной речи необходимо начинать с младшего дошкольного возраста от диалога между взрослым и ребенком к монологической речи самого ребенка.

О.С.Ушакова предлагает начать развитие связной речи со второй младшей группы.  Развитие связной речи, работа над ней должна вестись от плановой и систематической работы над пересказом литературных произведений к обучению самостоятельному рассказыванию. Необходим подготовительный этап и система игровых упражнений.

   Успех в обучении зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса:

Детям трехлетнего возраста для составления серии предлагается 2 — 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.). 

В возрасте 5 лет в серии может быть до 5 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте с можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ежик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей). 


В возрасте 5 -7 лет количество картинок соответственно увеличивается. Это могут быть картинки из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий, сказочные ситуации из литературных произведений, как знакомых, так и не знакомых детям.

          Прежде чем дать задание детям, желательно самой выполнить действия по установлению логики событий на картинках.       
         Работу по развитию связной речи желательно организовывать с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов.

Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 — 6 минут, до 5 лет — 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут. 

Очень важно мотивировать эту деятельность. 
Примеры мотивации: 

— для детей 3 лет: порадоваться картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния — пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать кого-то результатом); 

 — для детей 4 — 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках); 

— дети 5 — 7 лет — мотив соревнования (работа на скорость без ошибок; подготовка к школе или игра в «Сыщиков»). 

 Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий. 

Например: в процессе умывания воспитатель спрашивает: 

— Что мы сейчас делаем? — Намыливаем руки. 

— Что вы делали до этого? — Открыли кран с водой. 

— Что вы будете делать после того, когда намылите руки?

— Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем. 
           — Зачем мы все это делали?

— Чтобы руки были чистые перед едой.

            Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно — следственные связи и видеть результат. 

        В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно — следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит «раскадровку» содержания текста (с опорой на иллюстрации). 
Например: сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» представляется следующим образом: 

Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку. 

Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу. 

Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям: 

— Кто изображен?

— Что он делает?

— Какая цель этого действия?

— Добился ли герой этой цели?

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания. 

1. «Паровозик из картинок»

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию. 
Игровое действие.

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени.

2. «Найди общих героев на картинках»

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии. 
Игровое действие.  Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках. 

        Методические рекомендации

         Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии. 

3. «Найди место, в котором происходят события»

        Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов. 
       Игровое действие.  Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия. 

        Методические рекомендации

На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия. Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется.  

4. «Определи время событий»

      Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. 
Игровое действие: предложить детям определить время года, части суток на каждой картинке. 
Методические рекомендации

       Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке. Принимаются ответы детей типа: «Это день», и «Это лето». Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени.

     В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток. 

5. «Назови действия героев»

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия. 

Игровое действие. Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект- действие — цель действия. Воспитатель задает вопросы: «Кто изображен?», «Что он делает?» и «Зачем это делается?» Аналогично обсуждаются все сквозные герои. 

Методические рекомендации

          Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.  Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса: Кто делает? Что делает? Зачем делает? 

6. «Что за чем?»

           Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках. 
Игровое действие.

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру «Что было раньше — что будет позже», выстраивая картинки в логический ряд. 

Методические рекомендации.

На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать.

Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими — либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками. 

7. «Составь рассказ»

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. 

Игровое действие

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую 
модель: 
— однажды (указание времени года, части суток);

 —  в таком — то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);

—  такой — то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),      

—   делал (делали) то — то для того – то;

— потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

— и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;

— в результате получилось то — то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;

— придумать название получившемуся рассказу. 

Методические рекомендации

         Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности «следователя», «сыщика» или «режиссера отснятого фильма». Главное в рассказе ребенка — это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.

Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках. 

8. «Вспомним, как играли с картинками»

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок. 

Игровое действие.

Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись. 

Методические рекомендации.

         Работа на этом шаге возможна с 5 — летнего возраста. 

  Последовательность работы с серией картинок: 

— сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно, 

— находятся сквозные общие герои и предметы (объекты), 

— определяются места действий, 

— обозначается время действий, 

— поочередно на каждой картинке называется объект — действие — цель действия, 

— потом «снимается фильм», то есть выкладывается логическая последовательность «кадров»; 
— в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму). 

         Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей. 

Что касается образца.

         Образец — это источник обогащения речи детей, пример понятного, грамотного, правильного и последовательного изложения мыслей, живого и точного описания (Л.А. Пеньевская).

Но! Образец необходимо использовать так, чтобы он помог детям, не сковывал творчество и самостоятельность.  

        Образцами звучащей речи могут быть:

1. Литературные произведения. Умелое использование текста в сочетании с иллюстрациями обогащают детей.

2. Собственные устные рассказы.

        Импульс для рассказывания лучше всего внести педагогу, увлекательным и ярким рассказом, описывая не только изображенное  на картине, но и предыдущие и последующие события.

3. Аудио или видео записи рассказов самих детей.

Детские образцы хорошо воспринимаются и легко анализируются детьми, стимулируя их к творчеству и созданию своих рассказов.

Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, чтобы      педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения.

Необходимо:

— учитывать сферу развития общения воспитанников друг с другом и с взрослыми,

— учитывать их особенности,

— опираться на их индивидуальные способности.

Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения

 Рекомендации по составлению рассказов по серии сюжетных картин:

—     для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей, расставлять их нужно с промежутками;

—  включать в занятия игры, задания, упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

— использовать на занятиях методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут и обеспечивают его сохранность до окончания занятия;

— учить додумывать предшествующие и последующие события;

— учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии;

— продумывать отдых детей на занятии, по возможности связывать его с темой занятия;

—  использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста, создавать и стимулировать мотивацию деятельности;

—  вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

—    предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;

—    по возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

  • Рассказ по белорусскому про квартиру
  • Рассказ по картине даешь тяжелую индустрию
  • Рассказ по картине рериха заморские гости
  • Рассказ по английскому про россию
  • Рассказ пляцковского урок дружбы