Рассказ по картинкам для детей 5 6 лет картинки

Консультация развитие логического мышления у детей 5 6 лет перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важнейшая задача - формирование

Консультация
«Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

Перед 
педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важнейшая задача — формирование
мыслительных процессов дошкольника.
 От того, насколько дошкольник  способен мыслить
логически, умеет усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию,
зависит успешное обучение в школе.

Логическое
мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения.

Из
чего же складывается логическое мышление?

Логические
приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация,— в литературе также называют логическими приемами мышления.

Сравнение – заключается в установлении
сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием,
заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для
выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение
частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в
предмете. 

 Упорядоченность
действий
 – логический
прием, формирующий навыки последовательных действий. (Игры: «Продолжи
ряд»
 (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и
др.)

Классификация – это распределение
предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация
включает 2 логических действия:

Выделение
общего признака – основание классификации;

Деление
на классы по основанию классификации.

Уровень развития мышления у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период
«почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные
вопросы. В этом возрасте у дошкольника развивается наглядно-образное мышление,
благодаря чему он способен мыслить обширно, используя свой прежний опыт и
знания.

Развитие
мышления детей 5-6 лет позволяет ребенку проявлять следующие способности:

·                                                 
делать логические выводы;

·                                                 
сравнивать и сопоставлять предметы;

·                                                 
группировать предметы по общим признакам;

·                                                 
придумывать рассказ на заданную тему;

·                                                 
составлять рассказ по картинкам;

·                                                 
варьировать окончание рассказа,
придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства;

·                                                 
применять теоретические знания на
практике.

Развитию мышления и
логики у детей с успехом помогают специальные  логические игры,
разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка.

Для развития логического
мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди
которых выделяется дидактическая игра, которая  способствует  становлению и
развитию интеллектуальных способностей ребенка. Использование ИКТ игр также 
существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Использование интерактивной доски помогает развивать у детей внимание, мышление
и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.,
делает образовательный процесс увлекательным и интересным.

Также
развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические
задачи (упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать
связь между понятиями). 

Виды
игр, развивающих логику.

Развивать логическое
мышление у детей 5-6 лет можно с помощью игр с карточками, онлайн игр,
компьютерных, графических, речевых, настольных, различных головоломок и т.д.

Давайте познакомимся с
некоторыми из них.

Игры на сравнение

«Найди отличия»

Детям предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий.
Необходимо как можно быстрее найти их.

«Скажи наоборот»

Педагог бросает 
мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное
по значению. 

 Например:
чёрный — …
большой — …
веселый — …
хороший — …
горький — …
широкий —

«Найди два одинаковых
предмета»

Детям предлагается рассмотреть и сравнить предметы, изображенные на
картинке и найти 2 одинаковых предмета. Например, найди 2 одинаковых зонтика, 2
одинаковых домика и т.п.

Игры на обобщение

«Четвертый лишний».

1 вариант.

Педагог предлагает детям  карточка с
изображением 4-5предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо
его найти, объяснить свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин, мандарин — это фрукты, а лук —
это овощ. Поэтому лук лишний.

2 вариант.

ИКТ игра.
Ребенку предлагается посмотреть слайд. Он должен
посмотреть и выделить среди рисунков три, которые классифицируются по одному
признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию, нажимает  на него курсором, и
он исчезает.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

«Назови одним словом»

1 вариант игры (словесная игра)

Воспитатель называет группы слов,
объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

-помидор, огурец, капуста, лук (овощи);

Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель).                  

2 вариант

Педагог показывает карточку, ребенок называет одним словом,
что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала
перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен
на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их
назвать одним словом? (птицы)».

3 вариантможно
предложить детям ИКТ игру. На слайде представлены предметы, дети называют их
одним словом.

«Какой признак объединяет
предметы в каждой группе»

Детям предложены
картинки, которые объединены по какому – то признаку. Необходимо определить
признак для каждой группы предметов (цвет, форма и т.д.).

Например:

-торт, конфеты, сахар;

— мяч, круг, солнце;

-виноград, ящерица,
огурец.

Игры на классификацию

«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, среди которых два предмета
одинаковые.
Требуется
найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Игры на синтез, анализ

«Найди лишний предмет».

Детям предлагаются карточки с изображением
предметов. Необходимо в каждом ряду найти предмет, который не подходит к
остальным. Объяснить свой выбор, почему данный предмет лишний.

Например:

автобус,
самолет, машина, троллейбус;

-лыжи, санки, лодка, коньки;

-ель, береза, дуб, ромашка.

 «Составь
узор».

Цель: развивать
логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп
геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.),
вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на
подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку
рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из
геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному
замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево»,
«вверху», «внизу».

«Чередование»

Предложите ребенку
нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны
чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить
забор из разноцветных палочек и т.д.

«Закончи
предложение».

Детям
предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а
сахар… (сладкий).

• Ты ходишь ногами,
а бросаешь… (руками).

• Если стол выше
стула, то стул… (ниже стола).

• Если Саша вышла
из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

• Если река
глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

• Если сестра
старше брата, то брат… (младше сестры).

Также способствуют
развитию логического мышления ребенка загадки, небылицы.

Пример загадок:

Жёлтый
Антошка

Вертится
на ножке.

Где
солнце стоит,

Туда
он и глядит.    (Подсолнух)

Без
рук, без ног,

А
ворота открывает

И
нас погоняет.    (Ветер)

Зимой и летом одним
цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто
шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

«Отгадывание
небылиц» или
«Что не так?». 

1 вариант

Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько
небылиц.
  Ребенок должен заметить
смысловые несообразности и

объяснить, почему
так не бывает.

Пример: Я
вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит,
темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит
собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я
испугался и убежал. А ты бы испугался?

2 вариант

Педагог показывает
детям картинки на слайдах или на картинках. Необходимо найти несоответствие и
объяснить свой выбор.

Заключение.

Таким
образом,   чтобы дошкольники 
овладели  всеми логическими операциями: оперировали разнообразными понятиями,
самостоятельно рассуждали  и делали  умозаключения, необходимо постоянно использовать
 логические игры и упражнения не только

в непосредственно образовательной деятельности, но и  включать их в самостоятельную
деятельность  с детьми.

Рекомендуемые
книги для развития логического мышления

 1.О.
Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5
лет».

 2.Н.Копытов,
«Лучшие задачи на развитие логики».

 3.З.
Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» – развивающие игры для детей от 5 лет.

Интернет источники:

Игры
на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду.
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/26/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-dlya-detey-5-6

Практическая
логика. Упражнения для детей 5-6лет.
https://materinstvo.ru/art/15201

Логика
и мышление 5-6 лет. Игры, задания.
https://promany.ru/razvitielogiki/logika-i-myshlenie-5-6-let

Конспект

НОД «Речевое развитие» по теме:

«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени

 с опорой на картинки – символы».

Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Задачи:

Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.

Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.

Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».

Словесный: беседа об осени, загадка об осени.

Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.

Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.

НОД

1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое. Если дождик льется,

Как такое время года у людей зовется? (Осень)

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.

2. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.

— А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.

— Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

— В ноябре тепло или холодно?  (В ноябре становится холодно)

— Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)

— Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)

— Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)

— Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)

3. Сравнить природу в октябре и ноябре.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.

— В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)

— В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)

— В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)

— В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)

— В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)

Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.

4. Найди ошибку.

Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.

— В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

— В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

— В ноябре часто идут дожди (Верно)

— В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

— В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

— Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

Воспитатель: Оказывается,  Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.

4. Физминутка.

Солнышко греет уже еле-еле,

Птицы на юг давно улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

— Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный  рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

— Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

— А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

— А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

— Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

— Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

— Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

— Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко  и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

— Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

6. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.

8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

  • Рассказ по картине пластова ужин тракториста
  • Рассказ первоклассника москвича окружающий мир 1 класс
  • Рассказ паустовского последний черт распечатать
  • Рассказ плещеева бабушка и внучек
  • Рассказ папа помоги мне