Рассказ по картине васнецова аленушка 2 класс

Цели образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картиневоспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца в.м.васнецоваразвития: развитие творческой активности

Цели
образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине
Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова
Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи
Задачи:
развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.
Оборудование:
компьютер
проектор
экран
презентация
выставка литературы о В.М. Васнецове
выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».
Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)
«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» – думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!
Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».
Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.
Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:
– Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.
Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» [5].
Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)
Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».
Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.
Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
“Аленушка”, – рассказывал впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя “Алёнушка” натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку”. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!”
Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
“В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр – „Алёнушку”, не то жанр, не то сказку, – обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы”. (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» [11], чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», – как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.
Беседа с учащимися по картине (5 минут)
(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)
– Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
– Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
– Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
– Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
– Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
– Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
– Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
– Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
– Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений
– «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» [8]. Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)
– Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).
– Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)
Задание 1 (5 минут)
Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
– Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
– Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
– Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
– Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
– Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
– Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
– Небо – пасмурное, серое, тоскливое
– Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
– Камень – серый, бел горюч
– Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
– Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
– Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
– Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
– Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.
– Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).
Задание 2 (2 минуты)
Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.
Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)
Вариант 1
Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
Девушка у омута.
Природа сочувствует Алёнушке.
Краски картины.
Какие мысли и чувства вызывает картина?
Вариант 2
Название картины и её автор.
Сведения о художнике.
Общее впечатление, которое производит картина:
– описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);
– описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);
– цветовая гамма красок картины;
– композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)
Заключение.
Вариант 3
Какую картину буду описывать?
Кто изображен на картине?
а) внешний вид (одежда, выражение лица);
б) поза;
в) эмоциональное состояние.
Гармония чувств человека и природы.
а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).
Задание 3 (5 минут)
Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.
Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).
Красная карточка
Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.
– В.М. Васнецов, русский, художник, известный
– картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо
– стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем
(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).
Жёлтая карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Осень. Берег лесного озера…
(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)
Зелёная карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…
(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).
– Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.
(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год
Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).
– Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).
(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.
Ситуация 1
Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).
Ситуация 2
Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:
А «Март» В «Утро в сосновом лесу»
С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Ситуация 3
Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:
– если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
– если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
– если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.
Из сочинений обучающихся
«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.
Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)
«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)
«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)
«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)
Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
http://bibliotekar.ru
http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
http://tanais.info
http://vasnecov.ru
http://vasnecov.info/html/data/museum.html
http://www.vasnecov.ru/personality/
http://video.yandex.ru/

  • Сочинения
  • По картинам
  • Васнецов
  • Крещение Руси

Крещение Руси

На многих полотнах Виктора Васнецова отражены религиозные темы. Одной их таких картин, точнее фресок является «Крещение Руси».

Торжество и одухотворенность излучает эта картина, на переднем плане которой стоит сам князь Владимир – креститель Руси. Он воздел руки и глаза к небу с которого льется Божественный Свет. В этом молитвенном движении он просит у Бога благословения на совершение этого таинства, о защите и поддержке своей родной земли. Лицо князя серьезное и сосредоточенное одновременно, однако все в нем говорит о важности происходящего события.

Торжественность Крещения Руси подчеркивается окружением князя и большим скоплением людей. По обе руки от него на берегу реки Днепр стоят священнослужители: кто-то держит иконы, кто-то читает молитвы. По правую руку от князя стоит мальчик, держащий свечу, а за ним человек – с деревянным резным крестом. Стоят они все на берегу реки, в которую заходят люди для совершения над ними обряда крещения. Все пространство картины до самого горизонта заполнено людьми, как знатного происхождения, так и простым людом – это подчеркивает насколько важен было крещение для истории государства. Каждый ждет своей очереди для того, чтобы быть посвященным в таинство крещения. Многие люди держат свечки в руках – до самого горизонта на картине видны светлые точечки колышущегося пламени.

Князь Владимир стоит на небольшом постаменте, накрытом праздничными расписным коврами. Его нарядные парчовые одежды, шитые золотом, отражают падающий с небес свет. Это делает его фигуру, как бы объемной, выступающей на зрителя. Все складки и фалды его накидки кажется вот-вот зашевелятся.

Над всеми людьми простирается белое, как бы светящееся облако. Из-за него, за всем происходящим наблюдают ангелы. Это символизирует покровительство высших сил над землей, которую крестят и посвящают в христианскую веру. И хоть изображения ангелов слегка размыты, все же чувствуется их светлая радость от увиденного ими.

Смотря на картину (фреску) «Крещение Руси», созданную Виктором Васнецовым, охватывает возвышенное чувство от осознания важности происходящего события.

2 вариант

Русский художник Виктор Васнецов часто использовал в своих картинах религиозные сюжеты. Его знаменитая работа на теологическую тематику «Крещение Руси» была написана в далеком 1890 году. Этот шедевр до нашего времени сохраняется в Третьяковской галерее Москвы. Позже В.Васнецов, взяв за основу уже известную свою картину, сделал во Владимирском соборе Киева одноименную фреску. Ведь сюда художник был приглашен для росписи стен храма.

Как отмечалось, для своей картины «Крещение Руси» автор взял реальный исторический факт. Васнецов передал с помощью кисти события 988 года, когда великий князь киевский Владимир Святославич решил крестить свой народ. Этому его подвергла поездка в христианский Константинополь. Для становления своего государства на международном уровне князь пошел на такой шаг.

В центре картины художник изобразил самого князя Владимира. Он стоит на покрытом ковром повышении перед своим народом. Князь одет в красивую нарядную одежду, которая подчеркивает важность происходящего события. В свете солнечных лучей одевание Владимира сверкает золотом. А сам он, с серьезным выражением лица, направляет руки к небу, словно просит благословения высших сил. Черты его лица не похожи на канонические лики святых, они показывают земной внешний облик государя.

Вокруг князя стоит множество духовников и их помощников. Пожилой священник проводит таинство крещения на берегу Днепра под присмотром правителя.  Людей так много, что и не видно и кусочка свободной земли. Масса испуганных полуголых жителей разных возрастов и пола стоят в ожидании церемонии. Ведь они были пригнаны сюда со всех уголков города под страхом смерти. Летопись говорит, что огнем и мечем крестил Владимир Русь. Людям тяжело проститься со старой верой, которую унаследовали от предков. Они не знают ничего о новой боге, и это вызывает в бедных страх и отторжение.

На небесах в этот момент ангелы наблюдают над происходящей картиной. А на окружающих людей сходят благодатные лучи света. Бог благословляет своих чад, которые теперь становятся на шаг ближе к нему.

Автор хотел передать зрителю важность происходящего события. Но подавленным видом горожан подчеркнул, что оно должно было бы происходить добровольно. Радость и страх присутствуют на полотне, как синоним вечной борьбы добра со злом. Ведь христианство здесь и является олицетворением добра, а язычество становится злом.

Описание настроения картины Крещение Руси

Чувства картины Крещение Руси

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал

    Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос 6 класс

    Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

  • Сочинение по картине Прибыл на каникулы Решетникова описание для 6 класса

    На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.

  • Сочинение по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу 3 класс

    Краски, которые использует художник, четко обозначают нам основной лейтмотив – «осень». Наверное, при взгляде на нее вам сразу захочется выпить чашечку горячего кофе и почитать интересную книгу.

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс

    Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.

Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». В ней идет речь о том, что сестра присматривала за братиком, который не захотел слушать наставления  Аленушки, а ослушавшись ее, превратился козленочка.

Васнецов на картине изобразил один момент. Аленушка узнала о перевоплощении своего брата. Девочка пришла к пруду, присела на камень и начала горевать и сожалеть о том, что случилось. Позади Аленушки мы видим смешанный лес. Художник нарисовал высокие ели и березы, они стоят неподвижно. День кажется пасмурным, потому что солнце спряталось за тучками. Создается впечатление, что смеркается. Аленушка уселась на камень, ее ноги согнуты, руками она обхватывает колени. Свою голову она положила на руки. У нее длинные волосы, они выглядят слегка небрежными и запутанными. У девочки огромные глаза, в которых много грусти и печали. Она глядит будто вдаль. У нее красненькие щечки из-за волнения. На девочке надет сарафан темного цвета с нарисованными цветами. Она сидит босая. Ее ноги грязные это свидетельствует о том, что  девочка долго ходила в поисках братца. На данный момент она не думает о себе, все ее мысли посвящены Иванушке. Вокруг места, где сидит Аленушка, растет осока.

Вода в реке чистая, сквозь нее можно рассмотреть дно. В воде видно отражение девочки, оно слегка расплывчато. По плавающим в пруду желтым листьям можно сделать вывод, что на улице  осень. В воздухе парят ласточки, они символизируют надежду и веру в лучший исход.

Художник не сам придумал образ Аленушки. Он его срисовал с девочки с очень грустными глазами. Аленушка выглядит не как сказочный персонаж, а как обыкновенная девочка. На полотне изображена девочка грустная и печальная. По ней видно, что она сильно беспокоится о своем братце и переживает за него.

Когда смотришь на работу художника чувствуется вся боль, которую испытывает Аленушка. Девочке нельзя не посочувствовать. Ее глаза полны страданий. Ее хочется пожалеть, обнять и успокоить. Полотно «Аленушка» очень реалистичное и чувственное.

У Аленушки очень много положительных качеств. Художник хотел, что бы люди их заметили и увидели. Девочка была добродушной, любящей, трудолюбивой. Аленушка в своем детском возрасте была ответственной и заботилась не только о себе, но и о брате. Васнецов хотел, что бы все люди обладали такими качествами характера.

Описание №2

Одним из самых знаменитых и популярных произведений гениального русского художника Виктора Михайловича Васнецова  стало  полотно “Аленушка ”, созданное им в период с 1880 по 1881 год.

Сюжет этой картины был навеян народной русской сказкой   “Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Устав от долгих поисков брата, юнная девушка грустно присела отдохнуть  на большом камне у лесного озера.

Заросшие осокой и травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже прицы, не подвижно сидящие на ветках — все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке. Простая и естественная красота русской природы очень реалистично изображена автором на этой картине. Хотя листья почти все зеленые, желтый цвет уже появляется на ветках и становиться понятно, что скоро настанет осень. Удивительно подобранные краски и оттенки цветов ярко и самобытно подчеркивают всю красоту и прелесть русской природы.

Уставшая путница в тревоге сидит у воды. Скромное платье, красивое лицо  и яркие огнено- рыжие волосы, с большим талантом изображенные автором, показывают огромную любовь к простому человеку. В ее глазах застыли испуг и тревога, печаль и грусть. Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Вся картина пронизана печально-умиротворенным настроением, которое подчеркивается застывшими листьями деревьев и медленно плывущими облаками над головой. В этой сказочной картине автор сумел передать весь характер русского человека – простота и доброта, ответственность и трудолюбие, сострадание и мечтательность.

Хотя картина написана на основе сказочного сюжета, все чувства здесь самые настоящие. Яркий образ простой русской крестьянки настолько реалистично и правдиво изображен автором, что зрители чувствуют ее усталость и тоску, видят сумрачный летний день и слышат шум леса. Не возможно не сопереживать ее горю и надеяться на радостную встречу брата и сестры. В картине наглядно и полно показано единение простого человека и русской природы.

2, 4, 5, 6 класс

`

Аленушка

Популярные сочинения

  • Сочинение Отзыв о романе Отцы и дети

    Роман создавался в то время, когда в России возникла напряжённая обстановка в связи с предстоящими переменами: был поставлен вопрос об отмене крепостного права. Действие происходит в 1859 году.

  • Сочинение-описание картины Будущие летчики Дейнеки (6 класс обществознание)

    Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.

  • Сочинение про Пушкина

    Великий русский поэт Пушкин оставил после себя огромное наследие в разных жанрах литературы. Многие восхищаются прекрасным слогом Пушкина, его даже называют создателем современного литературного языка, которым мы пользуемся до сих пор.

Сочинение по картине «Золотая осень» — 3 класс

Вариант 1

На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.

На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.

Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.

На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.

Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.

Вариант 2

Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.

Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.

Вариант 3

Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.

Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.

Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый поэт Лермонтов
    Я не люблю стихотворения, но эти особенные. Мне очень нравятся практически все произведения М.Ю.Лермонтова.
  • Сочинение Одежда (рассуждение)
    В настоящее время мало кто видит свое существование без покупки одежды, в особенности, речь идет о женском поле. Одежда в социуме играет очень важную роль, ведь первое на что смотрят окружающие люди это
  • Нужно уметь и проигрывать — сочинение
    Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего

«Золотая осень» — 4 класс, сочинение

Описание темы: Наступила пора золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. Описание пейзажа в картине В. Поленова “Золотая осень”.

Золотая осень.

Во многих своих творениях художник В.Д. Поленов изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться, ни в своих письмах, ни в своих работах. Картина «Золотая осень» квинтэссенция этой любви и видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

Удивительно сочно и емко переданы цвета и краски — волшебство проникло в плавные линии и изгибы водной глади, в небеса, нависающие над холмами, в лес и купол церквушки, оживляя и делая всё это объёмным и настоящим. Строгое великолепие окрестностей у берегов Оки притягивает взгляд – тепло последних осенних дней, кажется, стекает с полотна и разливается по залу. Солнечные зайчики и блики от воды заставляют щуриться и улыбаться, вспоминая такие же дни из своей жизни. Холмы, очерченные мягкими, текучими линиями, медленно исчезают, растворяются в безграничной дали. И только крохотная часть огромной равнины попадает в оттиск художника – и река, и деревья, и громады холмов, словно мазки какой-то большой иной картины.

Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей, и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Сочинение-отзыв

Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей и лесов, а кто-то видел красоту в маленьких деталях: в лучах солнца в погожий день или в первом снеге, выпавшем на маленькую деревеньку. Сегодня я впервые познакомился с творчеством Василия Дмитриевича Поленова. Картина, которую я сегодня увидел называется «Золотая очень».

На полотне автор запечатлел тот момент, который в народе называют «бабье лето» — на дворе уже осень, но летнее тепло еще не успело никуда уйти и от этого а воздухе так и порхает это теплый аромат уходящих летних дней.

Честно, меня эта картина очень завораживает! Я смотрю на нее и будто бы оказываюсь этим погожим. Художник специально использует яркие и насыщенные цвета, чтобы показать нам с вами, что денек и правда выдался очень хорошим. На картине преобладают все оттенки желтого, так же видно много голубого и зеленого. Яркость красок придает картине теплоты.

На переднем плане перед нами предстает березовая роща. Деревья уже одели новый желтый наряд, и теперь на солнышке березоньки переливаются словно огоньки. Перед деревьями мы видим тоненькую дорожку уходящую куда-то в даль. Наверное, эту тропинку вытоптали местный ребята, которые часто ходят на эту речку.

За Березовой рощею нам открывается не менее шикарный вид. Сзади течет прекрасная река. Это не маленькая речка, это именно река. Видно, что водоем начал свое путь где-то далеко-далеко, и уходит в даль за границы данный картины. Река очень красивая и извилистая. Под солнечными лучами она становится еще краше и заманчивее. Я думаю, что летом на берегу этой реки всегда можно встреть много ребят, которые приходят сюда позагорать и поплавать.

А вот за рекой можно разглядеть поле. Поле еще зеленое, и вполне возможно, что его еще вскопали на осень. А может быть на нее все еще что-то растет и в скором времени крестьяне придут собирать свой урожай.

Картина мне очень понравилась. Я и сам люблю это время года, когда кругом все такое красивое , но градусник еще показывает плюс 18 градусов. Я считаю, что автор полностью смог передать настроение этого момента в осени. Солнца не видно, но все равно картина наполнена жарким осенним теплом. Смотришь на полотно и чувствуется там какая-то невероятная гармония и ясность.

Другие темы: ← Старая мельница↑ ПоленовБабушкин сад →

`

Рассказ по картине В. Поленов «Золотая осень»

Василий Дмитриевич Поленов — выдающийся русский живописец. Его талант сполна раскрылся благодаря многочисленным произведениям пейзаж­ной живописи. Современники называли Поленова Рыцарем красоты, Поэтом Живописи. Художника привлекала красота родной природы. И он умел подчеркнуть её великолепие и гармонию.

Картина «Золотая осень» по праву считается одним из самых знаменитых произведений, созданных великим художником. На картине Поленов изобразил осеннюю природу. В осенней поре есть удивительная красота. Многочисленные цвета и оттенки, свойственные ранней осени, поражают воображение. Золото листвы, зелень травы, глубина неба. Всё это создаёт особое настроение, не может не восхитить. Картина «Золотая осень» была написана в 1883 году. Тогда художник жил на берегу Оки. И картина была им написана с берега этой реки. С берега открывался прекрасный вид, который художник решил запечатлеть на полотне. Красота реки Оки всегда волновала художника. Однажды он написал Константину Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту».

Долгие годы провёл художник рядом с Окой. И всякий раз он продолжал восхищаться её красотой и гармонией. Поленов неоднократно изображал Оку в раз­ное время года. Художник видел поэзию в красоте природы, благодаря чему были созданы удивительные произведения. Пейзаж «Золотая осень» был написан Поленовым через несколько лет после того, как он обосновался в имении Бехово в своей усадьбе.

На картине представлен вид Оки в направлении Очаковых гор. Картина «Золотая осень» открывает перед глазами зрителя удивительный пейзаж. Величавая и спокой­ная река с высокими берегами. Холмистая равнина простирается до горизонта. Бескрайние просторы уходят куда-то далеко. На картине обилие света и воз­духа. Линии рельефа плавные и чёткие. Природа, изображённая на картине, создаёт впечатление гармо­нии и умиротворения. Осень прозрачная и ясная. Это, пожалуй, самое красивое время года. Прошло жаркое лето, и природа дарит возможность насладиться бархатным теплом осени. Солнце ещё такое яркое. Но его лучи не столь испепеляющие, как это бывает в летнюю пору. Воздух кажется удивительно чистым и прозрачным.

Осень золотит листья деревьев, придавая им особое на­строение. Осень чародейка рассыпает листья золотые под ногами. Осень волшебница дарит удивительные краски, которых не увидишь в другое время года. Осень дарит хрустальные дни, позволяя насла­диться красотой в преддверии наступающих холодов. Осень воспевают поэты, прославляя её идеальную красоту. Чудесные осенние дни надолго остаются в памяти каждого. Нельзя не восхититься тем, насколько точно ху­дожник передал краски и цвета.

Линия реки кажется такой светлой и чистой. Небеса нависают над хол­мами, а их глубина кажется поистине завораживаю­щей. Лес выглядит по-настоящему объёмным. Взгляд притягивает изысканное величие окрестностей реки. Хочется сполна насладиться теплом осенних дней. Сентябрьские дни уже заметно короче летних. Но в этих днях особая прелесть, именно поэтому их так хотелось бы продлить. Картина «Золотая осень» — это застывшее мгновенье, в котором хочется остать­ся как можно дольше. Золотые солнечные зайчики и янтарные блики играют вокруг, делая мир празд­ничным и ярким. При взгляде на картину невольно вспоминается что-то хорошее. Сентябрь — начало осени и плавное продолжение лета. Очарование первых осенних дней, когда ещё не чувствуется приближение холодов, вызывает восторг в душе человека. Под бар­хатным солнцем нежится берег реки, природа живёт своей жизнью, восхищая человека своей гармонией. В лесу ещё цветут цветы, ещё свежа и зелена тра­ва. Земля дарит тепло растениям, как бы убеждая остаться здесь подольше, радуя мир своей красотой.

Для Поленова именно осень была любимым временем года. Он считал, что летние месяцы не представ­ляют интереса для художника пейзажиста, потому что летом преобладает зелёный цвет. «Всё, как из ушата, облито зеленью». А осенью природа дарит все краски радуги. Именно осень — благодатное время для художника. Самым любимым местом художника была река Ока.

Можно сказать, что в картине «Золотая осень» сочетается любимое место и время живописца. В. Д. Поленов много лет прожил рядом с Окой. Местная природа не переставала восхищать его. Об этом свидетельствуют как письма художника, так и его живописные произведения.

При создании данного произведения Поленов использовал приём, характерный для его творчества. Пространство было организовано с помощью дуги. Здесь именно река исполняет роль дуги. Река уравно­вешивает картину, завершает её. Пейзаж даётся в панорамном развороте. Однако он открывается далеко не сразу. Здесь есть свой секрет. Когда зрители смотрят на картину, они как бы оказы­ваются внутри неё.

Тропинка ведёт в глубину картины. И кажется, что ты идёшь по ней, огибаешь речку, поднимаешься на холмы. И вот зритель уже мысленно оказался у горизонта, именно там, где расположена белая церковь. Именно отсюда можно посмотреть вдаль. Насколько удивительный и завораживающий вид открывается перед нами. Небо словно опускается к земле. Мир кажется бескрайним и беспредельным. А этот чудесный край воспринимается как настоящий рай на земле.

Созерцание красоты природы помогает нам хотя бы ненадолго забыть обо всём на свете, не думать о проблемах и заботах. Кажется, что нет ничего главнее этой красоты, гармонии и великолепия.

Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

Сочинение Разная осень по моим наблюдениям о(для мальчика 3 класс)

Осенняя пора настолько прекрасна и непредсказуема, что не написать про осень просто невозможно. Осень на самом деле очень разная. То она угрюмо серая, а бывает осенью свежо и ярко. Именно про это мы поговорим далее.

Иногда осень бывает грустной и серой. В такие периоды этого времени года не хочется выходить из дома. Возникает желание погрустить под пледом или почитать книжку за кружечкой чая. Я давно наблюдаю за осенью. И прихожу к выводу о том, что это оно из самых красивых и переменчивых времен года. Осень – волшебная пора. Не зря на эту тему написано столько стихотворений. Осенью появляется возможность и желание отдохнуть от продолжительного лета, от обжигающего солнца и отсутствия свежего воздуха.

Осенью можно дышать полной грудью, побольше гулять и наслаждаться осенним пейзажем. Кстати, осенний пейзаж так же очень переменчив. Каждый день можно увидеть разное небо. То оно темно-серого цвета без единого проблеска солнечного света. А бывает, что оно насыщенного голубого цвета с перемещаюмися белыми облаками. Так же можно сказать и про деревья, которые сначала стоят с разноцветными листьями и радуют глаз. А через какое – то время стоят уже голые и унылые.

Люди осенью одеваются в мрачные одежды. Главное, чтобы было удобно и тепло. Отличное занятие осенью – это сбор грибов. Во время сбора грибов можно вдоволь нагуляться, надышаться, насмотреться на лесных красавиц, немного промочить ноги или даже промокнуть под легким дождем и в полной мере почувствовать прелести этого времени года.

Осень от того и прекрасна, что она не бывает однотонной. Осень разная. И это может подтвердить каждый. Наслаждайтесь, не грустите осенью. Делайте яркие фотографии, ищите живописные местечки вашего города. Получайте больше позитива.

Зимний лес на рисунке И. Шишкина особенный, спящий. В нем словно остановилась жизнь: река почти полностью замерзла, деревья застыли, присыпанные снегом. Цветовая гамма проста: черный, белый, коричневый. Удачно выбранная основа (коричневая бумага), прекрасно передает цвета и настроение пасмурного зимнего вечера. Безжизненность пейзажа нарушают лишь небольшие проталины в ледовом ковре речушки, отражающие зимний лес.

Проталины словно дают надежду на скорую весну, на пробуждение от спячки. Заснеженные деревья, отражаясь в проступающей воде, словно готовятся к наступлению нового этапа жизни, к пробуждению.

Пример 1

Иван Шишкин – знаменитый русский художник. Он знаменит тем, что рисовал невероятной красоты пейзажи. Я видела уже множество его картин. Каждая его работа казалась мне вовсе не картиной, а фотографией. Он настолько реально изображал природу, что даже не верилось, что это все просто сочетание красок! «Зима в лесу» – одна из самых известных его картин. На картине изображена зимняя пора. Деревья, покрытые снегом, наклонены в разные стороны. Они будто образуют тропинку вдаль. Тропинка эта вся заснеженная. Ни одного человека, ни одной зверушки не прошлось по этой тропинке. Снег лежит на ней ровным слоем и не виднеется ни одного следа. Хочется пройтись по этой тропинке. Интересно, насколько глубокий там слой снега? Наверное, на картине изображено позднее утро. Деревья с левой стороны освещены светом солнца. Оно уже высоко в небе. Вдали виднеется голубое небо. Хочется оказаться там и послушать звуки природы. Как хрустит снега под ногами и как поют зимние птицы. Картины Шишкина всегда мне очень нравились. Я люблю долго их рассматривать и иногда представлять себя там, прямо в том месте, которое изобразил художник. И эта картина, под названием «Иней» мне тоже очень понравилась!

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)
    Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы
  • Сочинение по картине Айвазовского Георгиевский монастырь
    На большинстве произведениях Айвазовского изображены моря, а в особенности чаще всего Чёрное море. Одной из таких замечательных и ранних картин является «Георгиевский монастырь». Эта работа была написана в 1846 году
  • Сочинение Описание картины Портрет сына художника Тропинина (7 класс)
    Знаменитый отечественный живописец Тропинин был признанным знатоком написания картин с тончайшим описанием внешнего облика. Всякое из его творений действительно произведение искусства, которое проникает в душу и остается

Пример 2

Картина знаменитого русского художника Шишкина ( 1832-1898) была написана в 1890 году. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. На картине мы видим тихий, зимний лес. Перед нами высокие деревья, запорошенные снежком. Светит яркое солнце, оно еле-еле пробивается сквозь чащу и оставляет солнечные блики на снегу и на деревьях в центре картины. Ветки деревьев тянутся к солнцу, им не хватает тепла. Рядом с деревьями растут небольшие кустики, они тоже утонули в снегу. Ветер легко дует, придавая свежесть. Снег покрыл скатертью землю и образовал большие сугробы. Вдалеке мы видим безлюдное, снежное поле, к нему можно пройти через весь лес. Эта картина описывает всю красоту русской природы. Небо чисто голубое, без облаков. Вокруг ни одного человека, в такие моменты чувствуешь человеческую свободу. От картины веет морозной свежестью и одиночеством. Скоро придёт весна, снег растает, и природа начнет оживать. Картина выполнена в черных, голубых и белых оттенках, они прекрасно сочетаются между собой и передают всю атмосферу, в которой находится художник. Мне очень понравилась эта картина ощущением свежести и ее цветовой палитрой. Мне очень понравилась эта картина и я бы хотела посмотреть на неё вживую в галерее.

Описание картины С.А. Тутунова “Зима пришла. Детство”

Вариант 1

Картина Тутунова Зима пришла. Детство, написана художником в 1960 году в Москве. На холсте автор отобразил маленького мальчика, видимо только что, вставшего с постели и с удивлением смотрящего в утреннее окно на новую картину мира. А за окном его молодому взору раскрывается интересное зрелище отличающаяся от того, что он видел вчера.

Во дворе все белым бело, все покрыто белоснежным покровом крыши домов, деревья на которых еще не совсем опали листья и даже на старом заборе, который также преобразился украшенный пушистыми шапками снега.

Все как в сказке, на улице тихо и блаженно, белый снег кружится в танце и падает крупными хлопьями, а на окна прилипают разномастные красивые снежинки. На улице природа отражает свои новые краски жизни упорядоченные временем года.

Засмотревшись в окно малыш в мечтах представляет о наступающем новом годе, о подарках от деда мороза, он в мечтах о катаниях на санках с горки, а еще о лепке снеговика с его друзьями ровесниками и многое, многое другое. О какое же это прекрасное время, кто в детстве не любил зиму, именно пушисто снежную с сугробами, с инеем на ветвях деревьев, красивыми узорами на окнах деревенских домишек.

Художник Сергей Андреевич Тутунов в картине Зима пришла. Детство., хотел раскрыть зрителю детские впечатления и мечты маленького мальчика, возможно впервые с осознанием его молодого разума увидевшего необычайно зрелищную красоту зимы, ее загадочность, свежесть морозного утра с мерцающими гирляндами снежинок бликующих на снежном покрове.

Как известно, художник Тутунов часто принимал участие в различных выставках изобразительного искусства, где он и продемонстрировал это произведение, полотно очень впечатлило многих посетителей от мала до велика. Перед картиной можно подолгу стоять и расcматривать, мечтать и размышлять о детстве, о первом снеге, о красоте русской природы и о любви к родине.

В 1960 году картина Тутунова Зима пришла. Детство. была куплена руководством Государственной Третьяковской галереи, где сегодня она и находится.

Вариант 2

Зима имеет особое значение для детей и взрослых. Глазами детей зима — это время волшебства и чудес. Об этом сезоне было написано и создано множество произведений. Произведение Тутунова «Зима пришла» олицетворяет волшебство зимнего сезона. На полотне нарисован маленький мальчик, который только встал с постели ранним утром. На полотне мальчик пристально смотрит в окно.

Мальчуган замечает интересное зрелище, смотря в окно. Уведенное зрелище отличается от того, что он видел вчера. Через окно были заметны крыши соседних зданий, которые покрыты белым снегом. Также мальчик заметил деревья, которые покрыты пушистым снежком.

На полотне изображена сказочная зима. Снег кружит и танцует, спускаясь с неба большими хлопьями. При этом на полотне можно увидеть прилипшие снежинки к окну. Мальчик видит, как зима проявляет себя во всей красе.

Смотря в окно, мальчик мечтает о Новом годе, подарках, которых он получит. Также зима приятна для мальчика катанием на санках, лепкой снеговика и играми с друзьями.

Сам автор С. А. Тутунов в своем произведении «Зима пришла» пожелал рассказать людям об сказочных впечатлениях маленького мальчика, который смотрел в окно. Мальчик олицетворял всю красоту, загадочность и свежесть зимнего раннего утра. Это утро красовалось под светящимся снежным покровом.

Во время зимнего сезона вся почва становится белая как бумажный лист. Каждого человека и этого мальчика белоснежное зимнее время одаривает миром в душе. Зима обеспечивает огромным количеством снежка, который может хрустеть под обувью. Х

олодный воздух имеет резкость, при котором нельзя надышаться. Для многих людей зима означает запах мандарина и зеленую елку. Поскольку именно зимой наступает Новый год. По картине «Зима пришла» можно представить себе полное описание этого сезона. Почти все людям нравится зимнее время, от маленьких детей до взрослых.

Поскольку зима связана с волшебством, каждый человек надеется на исполнение желания и мечты. Даже может произойти чудо в жизни, которое запомнится навсегда. В чудо и исполнение мечты и желаний помогает поверить полотно Тутунова. Эту картину можно встретить на выставке изобразительных искусств самого автора.

Пример 3

Сегодня я ознакомился с картиной великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу» или «Иней», на которой изображен зимний лес. Иван Иванович знаменит своим невероятным талантом изображения пейзажей на холсте. Одним из самых популярных творений этого художника является та самая картина, которую мы сейчас рассмотрим. Лес, на иллюстрации, как и многие животные, «впал в спячку» на долгую, холодную зиму. Некоторые деревья, покрыты инеем, повалены друг на друга. Кажется, будто мы стоим на краю леса. Ещё чуть-чуть, и выйдем из него в бескрайнее заснеженное поле. Так же можно заметить, что лес будто бы разделен на две части: слева светлая сказочная сторона леса, а справа тёмная и неизвестная. Картина выполнена в нескольких тусклых цветах: белый, чёрный и серый. Разбавляет эти краски чистое голубое небо на заднем плане, которое указывает нам на то, что действие происходит днем. Мне понравилась эта картина тем, что её хочется рассматривать, каждый раз замечая что-то новое, удивительное.

Сочинение по картине «Зимний лес»

Вариант 1

Зима в лесу – это нечто особенное. В это время года лес отдыхает. Деревья, сбросив до весны листья, спят. И только хвойные всегда в одной поре — они зеленеют, как и прежде.

В подземных норах и берлогах спят звери, многие из них залегли в спячку до самой весны. Насекомые тоже попрятались, для них сейчас слишком холодно. Большинство птиц покинули эти края, улетев на юг. Они вернутся вместе с теплом. Зато не спят и не прячутся лисы и волки, они не боятся зимы. Главная их добыча – это зайцы, но они тоже неплохо подготовились, сменив заметную серую шубу на белую. Теперь их почти не видно в снегу.

Зимний лес укрыт снежными заносами. Вокруг видно только темные стволы, иногда проглядывают зеленые ветви елок. Все остальное надежно скрыто белым покрывалом. В солнечные дни в лесу все сверкает, будто россыпи драгоценных камней.

В отличие от города, в лесу снег не становится грязным, он остается чистым на протяжение всей зимы. Ведь здесь нет машин и промышленных труб. Однако если посмотреть внимательно, на белоснежном ковре заметны меленькие тропки — это следы животных.

Если повезет, в лесу можно встретить и зимних птиц, обитающих в средней полосе: свиристелей, снегирей, клестов. Обычно они питаются еловыми шишками или мерзлыми ягодами. Даже в холодное время года лесная жизнь не замирает.

Никто не нарушает тишину и спокойствие зимнего леса. Только иногда в выходные находятся любители проложить лыжню на лесных тропинках. Тихо здесь, только ветки замерзших деревьев изредка потрескивают от мороза. Да хруст снега под ногами во время прогулки разрывает тишину зимнего леса. Хотя зимой здесь, конечно, трудно пройти — проваливаешься в сугробы по колено, а то и по пояс.

Как ни крути, а зимний лес прекрасен, он дремлет до весны, создавая внутри себя умиротворенную, сверкающую атмосферу.

Вариант 2

Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во всё белое и красивое. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев. На зелёных иголках сосен и елей появляются едва заметные сосульки. Вокруг всё красивое и невероятное. Кажется, что лес превращается в сказку.

Каждое дерево спешит надеть новый наряд. Каждый зверёк становится пушистым и проворным. Лес меняется. Белое покрывало закрывает собой всё, что видит. Это делает деревья сказочными. Каждая их веточка блестит на солнце и привлекает к себе много внимания. Если присмотреться, то можно заметить, как снежинки кружатся и падают на тропки. Они украшают всё вокруг.

Зимний лес невероятен, он привлекает людей своей таинственностью. Здесь каждая веточка и каждый кустик словно собрал в себе всю красоту зимы. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Они выглядят очень счастливыми и довольными. Люди, которые приходят в лес, это замечают. Каждому человеку хочется прикоснуться к невероятным убранствам.

Даже звери надевают новые шубки. Зайцы становятся беленькими, они не хотят выделяться. Только светлый мех сможет спрятать их от хищников. Лес знает это и сам наряжается только в белое. Он помогает маленьким животным обрести спокойствие.

Один раз посетив такой лес, о нём сложно забыть. Он чарует своей чистотой и непорочностью. Каждое дуновение ветра или движение веточки приносит что-то новое. Никакая сила не может разрушить красоту, которая создаётся природой. Она неповторима и превращает всё вокруг словно в другой мир. Эта таинственная жизнь леса открывается всего на мгновение, но её уже трудно забыть.

Только зимой начинается настоящая сказка, которую могут прочитать только самые внимательные.

Это интересно: Сочинение на тему «Тихий дон» Шолохов. Легендарный роман и экранизация.

Вариант 3

Зима – очень красивая и таинственная пора года. Это хорошо можно увидеть, прогуливаясь по заснеженному лесу. Земля укрыта белоснежным ковром, деревья одели сказочные наряды. Всё украшено ослепительным снегом, прозрачным льдом и серебристой изморозью. Стоит выглянуть солнышку и всё начинает под его лучами искрится и переливаться всеми цветами радуги. Находясь в зимнем лесу, ты словно попадаешь в сказку.

Прогуливаясь по тропинкам зимнего леса можно услышать, как скрипят и трещат замёрзшие деревья от мороза. А хруст только выпавшего снега нарушает звенящую тишину леса. На сугробах можно увидеть не только узоры, оставленные морозным ветром, но и следы животных, которые бродят в поисках пропитания. Зима – тяжёлая и голодная пора для животных. Многие делают осенью запасы, чтобы пережить это нелёгкое время, а некоторые звери, такие как медведи и барсуки, впадают в спячку до самой весны. Птиц тоже редко встретишь в лесу: много птиц улетает в тёплые края, а некоторые ищут пропитания в городе. Жизнь в лесу затихает, но не останавливается.

Вдохновлённые волшебством и сказочной красотой зимнего леса, много композиторов и поэтов создали замечательные произведения. А также художники, любуясь зимними пейзажами, нарисовали множество хороших картин.

Зимой часто бывают сильные снегопады и метели, из-за которых не получается прогуляться по лесу. В такие моменты лес становится суровым. Все зверушки и птицы прячутся в своих норках, и стараются не высовываться пока утихнет вьюга. Сильные ветра сдувают с верхушек деревьев снег и образуют на земле большие сугробы и снежные завалы.

В зимнем лесу время словно останавливается. Заснеженная мирная природа дарит ощущение спокойствия, покоя и умиротворения. Мне нравится бродить по заснеженным тропинкам и любоваться красотой. Это хорошая возможность побыть вдали от городской суеты и наслаждаясь тишиной леса, погрузится в свои размышления. Общение с природой многому учит. Например, заботиться о диких животных, ведь зимой им трудно найти себе пищу. Можно соорудить кормушки и повесить их на деревья, чтобы птицы и белки могли лакомиться едой. Заботясь об окружающем мире, мы всегда будем счастливы, ведь будем постоянно лицезреть красивые пейзажи. Прививая своим деткам любовь к природе и животным, мы сможем сохранить наш красивый мир как можно дольше. За хорошее отношение природа всегда нас отблагодарит.

Вариант 4

Каждый человек что-то любит. Животных, путешествия, компьютерные игры. Я люблю лес и зиму. Поэтому зиму в лесу люблю вдвойне.

Лес зимой очень красив, пусть и присутствует всего 3 цвета: белый, зелёный и коричневый. Встречаются и другие цвета: красные гроздья рябины, рыжие шубы зверей, но основных всё-таки 3. В начале зимы снег ещё не грязный, как весной. А белый и пушистый. Ёлки и сосны в снегу даже в феврале напоминают о Новом годе.

Когда заходишь в зимний лес, поначалу он только кажется пустым. Приглядевшись и прислушавшись, можно увидеть и услышать многое. На сухом дереве дятел долбит ствол, ищет себе пропитание. Вездесущие синички перелетают с куста на куст. Реже можно встретить снегирей. Недалеко за городом люди в лесу вешают кормушки для птиц. Иногда в эти кормушки заглядывают и белки, кто ж откажется от еды в суровое время года? Зимой белок виднее, чем летом. На снегу рыжая шубка хорошо заметна на снегу.

Интересно читать следы, которые животные оставляют на снежном покрове. Птичьи – большие и маленькие, заячьи, которые легко узнать. Чуть глубже в лес, там, где зимой человек не ходит, встречаются следы лисы, кабана или лося. Ну, а лесной снеговик с морковкой говорит о присутствии человека.

Грибников зимой не увидишь, а вот спортсменов легко. Лыжники в зимнем лесу – обычное дело. В морозный солнечный день хорошо покататься по лесу. Можно пробежаться по уже раскатанной лыжне, а можно проложить свою. Пешком по глубокому снегу ходить очень сложно, а вот лыжи не дают провалиться под снег. Главное, не уехать далеко, а то можно заблудиться. Для тех, кто не любит лыжи, есть и другие зимние развлечения: санки, ватрушки, коньки. Катание на коньках по лесному озеру нельзя сравнить с катком – места гораздо больше! А горки для санок, самодельные или природные, можно найти в любом лесу.

Хорошо зимой уехать подальше и развести в лесу костёр. Сразу вспоминается сказка «12 месяцев». Посидеть, погреться у костра, попить чаю из термоса и пожарить на огне кусочек припасённого хлеба – это очень интересно и напоминает небольшое приключение.

Прогулки по зимнему лесу хороши для здоровья. Свежий воздух, спорт, морозец укрепляют иммунитет лучше, чем любое лекарство. А если взять с собой фотоаппарат, то останется много красивых кадров зимы в лесу.

Смотрите также «Утро в сосновом лесу» — одна из известнейших картин великого русского художника И. И. Шишкина, которую он написал в 1889 году.

Картине «Зима», Шишкина И.И.

Взгляните на картину. Здесь практически все усыпано снегом, из других цветов всего-то и остались лишь стволы деревьев, старых сосен. При этом снег все укрыл словно толстым ватным одеялом, прилежно и повсюду. Не забыв ни про ветки молодых сосен, ни про старые пеньки и стволы упавших деревьев. Настроение зимнего царства снега и леса поглощенного в него постепенно и явно пробуждается при детальном осмотре этого шедевра.

Что же, теперь самое время перейти к примерам сочинений по этой картине.

  • Рассказ по картине васнецова иван царевич на сером волке для 3 класса по литературе
  • Рассказ по картине войско фараона в походе
  • Рассказ по картине васнецова богатырский скок
  • Рассказ по картине васнецова царь иван васильевич грозный
  • Рассказ по картине 4 класс литературное чтение пластов летом