Рассказ по картине сурикова

Художник писал картину 4 года. тема картины начало освобождения россии от татаро-монгольского владычества. по приказу царя ивана грозного казачий

Художник писал картину 4 года. Тема картины – начало освобождения России от татаро-монгольского владычества. По приказу царя Ивана Грозного казачий атаман Ермак отправился расширять границы и отвоевать у хана Кучума Сибирь.

На картине изображен момент атаки казаков на татар. Дело происходит на мелководье. Одни казаки сидят в лодках, самые нетерпеливые стоят по колено в воде и стреляют. Казаки настроены решительно – прижали татар к высокому берегу и добивают. Русских не остановило то обстоятельство, что из воды атаковать сложнее. Это завершающий момент битвы.

Картина выполнена в тёмных тонах. Нет ни солнца, на сером небе повисли свинцовые тучи. И вода в реке серая, холодная. И серый берег. И одежда у казаков серого, зелёного, коричневого цветов. Не на парад же собрались – такая одежда практичная и немаркая. Только у одного из них красный кафтан. Татары отчаянно сопротивляются, но у них нет шансов – они прижаты к высокому берегу.

И даже конница на берегу их не спасёт. Тем более, что она удаляется с поля боя. В воде она будет бессмысленна. Казаки просто расстреляют и людей, и лошадей из ружий. Итак, уже весь берег завален мертвыми людьми. Конница устремляется к стоящей на берегу крепости – видны высокие сторожевые башни.

У казаков огнестрельное оружие, на боку у каждого сабля, сзади топор. У татар луки и стрелы. Над казаками развеваются знамёна с изображением Христа и Георгия Победоносца. Это значит – « с нами Бог и небесная сила». У татар нет ни знамён, ни стягов. Они не знают, что это такое.

Ближняя к нам лодка с казаками, которая находится в левом нижнем углу картины. Всё чётко прописано – одежда, амуниция, даже видно выражение лица казаков. Художник изобразил, как старательно они прицеливаются, и пули летят точно в цель. Когда кончатся пули, в ход пойдут сабли и топоры. А если дело дойдёт до рукопашной схватки, то у татар нет шансов. Русские дерутся до последнего вздоха, казаки подобрались сильные не только телом, но и духом. И настроены решительно.

Казак в центре картины, указывающий рукой вперёд, и есть атаман Ермак. Это крупный мужчина. На голове железный шлем в виде луковки, как у древних русских витязей. Вокруг него сгрудились его казаки. Он руководит боем. Видно, что победа по праву достанется казакам.

2 вариант сочинения

Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.

Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.

Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири. Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя. Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.

Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд. Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща. Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом. Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.

Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат. Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца. Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь.

Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.

8 класс

`

Покорение Сибири Ермаком

Популярные сочинения

  • Сочинение Хлебников в произведении Поединок Куприна (образ и характеристика)

    Повесть «Поединок» Александра Ивановича Куприна стала одним из самых великих произведений автора, сделавшее его знаменитым за одну ночь. В ней говорится о конфликте главного героя

  • Сочинение по картине Среди волн Айвазовского (описание картины)

    Море занимает одну из самых высоких позиций в творчестве большого количества всемирно известных художников. Картины, на которых изображено море зачастую напоминают простому зрителю о приятных событиях в его жизни

  • Сочинение Почему человек должен быть добрым?

    Человек должен быть добрым и совершать хорошие поступки, потому что нужно оставить после себя приятные воспоминания в этом мире. Люди, которые ведут себя недостойно, не могут быть счастливыми по жизни.

Василий Иванович Суриков был родом из Сибири, из Красноярска. И вполне мог наблюдать подобную картину. Зима там длится долго. Но и она заканчивается. Наступает масленица – народ отмечает приход весны потешками и забавами. Чем же ещё заниматься народу, как не развлекаться. Одна из таких массовых народных забав — взятие снежного городка.

Снега много, он липкий и отличный строительный материал. Смысл этой народной забавы в том, что одна противоборствующая сторона возводит снежный городок, а другая берёт его штурмом. И обе стороны рады и веселы.

За пределами населённого пункта строится крепость из снега. Домов нигде не видно. Не видно и леса, только вдали пологие склоны гор, в летнее время покрытых лесом. Сейчас эти склоны покрыты снегом, он сливается с небом. Взрослые люди дурачатся, как дети. Они на полном серьёзе штурмуют бастионы снежного городка.

На переднем плане картины прилично одетый мужчина, на голове у него дорогая меховая шапка, на лошади на скаку сносит снежную стенку. Под копытами мощного жеребца снег летит во все стороны. Мужчина мощной хваткой левой руки держит лошадь под узды, а правой рукой призывно размахивает в воздухе. Лицо повёрнуто вправо, он смотрит на зрителей.

Он чуть не сбил мальчишку, который вовремя отскочил в сторону, аж шапка упала с головы. В отличие от всадника, парнишка одет бедно – в  подпоясанный веревкой зипун. За мужиком на коне следует разномастная пешая гвардия с ветками в руках. Они тоже дурачатся от души. На лице одного из «войнов» играет улыбка во весь рот. Он одет в белый полушубок, подпоясанный красным поясом. Поэтому, не заметить его невозможно.  

Справа на картине изображены сани. Это сани явно богатых людей. Они застланы богатым цветным ковром. В санях сидят две женщины и напротив них мужчина. У них богатые одежды – шубы, шапки, варежки. Однако, видно, что женщина с вниманием смотрит за происходящим. Она наклонилась вперёд.

А вот девушка в красивой дорогой шубке с белым воротником и аккуратной синей шапочкой, наоборот, отстраняется от орущей толпы. Ей это неприятно.

С левой стороны картины изображены сани простого человека. Вместо богатого ковра внутри они выстланы соломой. Сам мужик одет, не понять во что. Он призывно машет рукой всаднику, уезжая в сторону от несущегося коня.

У Сурикова прописан каждый персонаж в отдельности. Не серая безликая масса, а люди такие разные по социальному положению. Но эта снежная битва всех уровняла. Всем надоела долгая холодная сибирская зима, все хотят солнца и тепла. Хочется самим принять участие в ней и присоединиться к смеющейся толпе.

Описание 2

История этой картины начинается в городе Красноярске. Именно туда художник поехал в самый тяжёлый момент своей жизни.  Василий Суриков потерял любимую жену и, чтобы хоть как-то отвлечься от своего горя поехал в родной город. Там он многие месяцы наблюдал за ярмарками и базарами, смотрел на образы, одежду, быт простых людей и ,в конце концов, написал картину «Взятие снежного городка».

Эта картина сразу же приковывает взгляды, кажется, что автор, создавший ее необычайно счастливый человек.

На полотне изображен выходной день. Скорее всего, это воскресная ярмарка.

С первого взгляда можно запутаться. На первом плане изображено очень много людей. Один человек на лошади.

Если приглядеться, то будет понятно, что это своеобразная деревенская забава.

На первом плане изображен наездник, по его лицу видно, что он очень сосредоточен. Тут же ему путь перекрывают люди без лошадей. Они пытаются остановить ездока и не дать ему прорваться к снежной крепости.

На втором плане изображены люди, они смотрят и смеются, наблюдая за игрой.

Картина написана в светлых и приятных тонах. Все говорит о спокойной и размеренной жизни этого народа.

Они смеются и улыбаются. Видно, что сюжет игры захватил их целиком.

Конечная цель играющих добраться до снежного города. Одна группа людей защищает его, другая ,наоборот, прорывается к центру крепости.

На заднем плане изображена русская Сибирь. Зимние, белоснежно-белые холмы почти сливаются с безоблачным голубым небом. На полотне отображается вся мощь и величие этого сурового зимнего края.

Хорошо то, что Суриков до мельчайших подробностей прописал всех персонажей. По картине можно проследить быт того времени. Теплые шапки ушанки, меховые тулупы и валенки — главные атрибуты зимней России того времени.

Все безмерно счастливы и радуются, как дети. Автор смог передать все эти эмоции путем тщательной прорисовки лиц. Кажется, каждая черточка на лице у любого человека на картине пропитана жизнью.

Полотно, словно замерло на стоп-кадре. Можно представить, что вот-вот включится кнопка «пуск» и картина оживет. Сразу зритель услышит крики и радостные вопли играющих и их зрителей и сам невольно заразится этим бушующим азартом!

Также можно представить, что было до этого момента. А именно радостное предвкушение людей, пришедших на ярмарку с утра, чтобы посмотреть на игру «Взятие снежного городка».

Сочинение №3

Художник Василий Иванович Суриков родился и вырос в сибирском городе Красноярске. Поэтому он хорошо знаком с народными традициями и гуляниями, особенно в зимний период.

Одной из ярчайших его картин является «Взятие снежного городка». Это одно из монументальных его полотен. Оно как раз посвящено народным сибирским гуляниям.

Одним из любимейших праздников народа на Руси была Масленица. Она знаменовала окончание зимы, отступление холодов. Неудивительно, что в Сибири особенно любили этот праздник, ведь морозы там особенно сильные. Вся масленичная неделя ознаменована разными традициями и празднествами. Особенно широко гулял народ на шестой и седьмой день. До нас дошли только обычаи печь блины да сжигать чучело зимы. Но в те времена на последние дни устраивались наиболее яркие зрелища.

Одну из таких традиций изобразил Суриков. На шестой день на главной площади города строились снежная крепость – городок. Все желающие разделялись на две команды. Первые должны были защищать городок. А вторые нападать и разрушить его. Эта забава традиционно привлекала много народу.  Участвовать могли и стар и млад. На картине мы видим и детей, защищающих снежную крепость, и взрослых. Например, бравого казака на лошади, сумевшего прорвать оборону и разрушить городок.

Подобное развлечение всегда привлекало множество зрителей. Тут и простые крестьяне с детьми, у которых от мороза уже порозовели щечки. Здесь же и более богатые слои населения. Две знатные женщины на санях тоже не могут отказать себе в удовольствии посмотреть на народные забавы. Пестрая толпа вокруг играющих прекрасно иллюстрирует быт той эпохи. Простой народ одет в разномастные тулупы, подпоясанные кто чем смог. Разительно выделяются на их фоне богатые барышни на санях. Сами их сани украшены красивым ярким ковром. А женщины одеты в шубы, отороченные мехом, изящные яркие шапочки и платки.

Нахождение таких разных людей в одном месте показывает наблюдателю те редкие моменты всенародного единения. Праздники и народные гуляния для того и существуют, чтобы их посещали и веселились не определенные категории людей, которым это дозволено, а любой желающий.

`

Взятие снежного городка

Популярные сочинения

  • Язык — ко всем знаниям ключ — сочинение

    В мире существует большое количество языков. И каждый язык особенен и уникален по-своему. Каждый язык, каким бы он ни был, тяжелым ли, лёгким ли, он очень важен в жизни каждого человека

  • Сочинение Что слушать: разум или сердце?

    В этом, как, казалось бы, легком вопросе, для того, кто не столкнулся на жизненном этапе перед этим выбором, ответ очевиден – разум. Ведь это он всем заправляет. Это он заставляет подняться с постели с утра

  • Герой нашего времени — История создания романа Лермонтова

    История создания романа «Герой нашего времени» начинается с 1836 года. Молодой Лермонтов, уже известный как поэт, стремится утвердить себя в прозе. В этом году писатель работает над романом «Княгиня Лиговская»

  • Рассказ по картине поленова золотая осень 3 класс русский язык
  • Рассказ по картине решетникова опять двойка 6 класс
  • Рассказ по картине поленова золотая осень 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине неврева опричники
  • Рассказ по картине подвиг молодого киевлянина