Рассказ по картине собака со щенятами в средней группе гербова

3 приложение 68 конспект нод с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов триз старший возраст тема: наши четвероногие друзья цель и

3

Приложение 68

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий,

элементов ТРИЗ

(старший возраст)

Тема: «Наши четвероногие друзья»

Цель и задачи:

  • Продолжать расширять знания детей о домашних животных: собаке.

  • Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни.

  • Закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам, активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, играть, лежать, бегать.

  • Развивать образное, ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес.

  • Учить детей уважительно относиться к домашним животным, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность.

Словарь: собаковод, название пород собак, будка, конура, пёс, бездомные, бродячие.
Материал и оборудование: картинки с изображением разных пород собак, круги Луллия, картинки рыси, кошки, волка, коня, оленя, лося, описательные схемы, силуэты пород собак, листы белой бумаги, кисти, краски.
 Предварительная работа: рассматривание журнала «Друг», чтение рассказа К.Ушинского «Бишка», рассказывание по картине «Собака со щенятами». 

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: — Дети, вы любите домашних животных? Каких домашних животных вы знаете, которые живут в городе?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Кошка, собака)

Воспитатель: — Почему их называют домашними животными?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Предлагаю вам посетить необычную выставку. А что за выставка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
 
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.

(собака)

Воспитатель: — Правильно, это выставка наших четвероногих друзей-собак.

По всей группе развешены картинки, изображающие разные породы собак.

Воспитатель: — Какие породы собак вы знаете?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Овчарка, сторожевая, такса, болонка и т.д.)
Воспитатель: — Расскажите, какие породы собак помогают людям?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Овчарка служит на границе, сторожевая охраняет стадо, лайка перевозит грузы и людей на Севере)

Воспитатель: — Что умеют делать собаки?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Бегать, прыгать, лежать, стоять, лаять, играть и т.д.).

Воспитатель: — Давайте немножко поиграем.

Пальчиковая игра «Собака»

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
— Как называют человека, который разводит собак? (Собаковод).

Игровое упражнение «Волшебные круги» (круги Луллия).

Упражнение проводится по плану, предложенным воспитателем:

Как называется помещение, где живут собаки? (Будка, конура).

Чем питается? (Грызёт косточку, лакает воду).

Назови части тела, и чем они покрыты? (Четыре ноги, два уха, туловище, голова, морда, хвост, шерсть).

Назови детёнышей. (Щенки).

Игровое упражнение «Кто на кого похож?»
Воспитатель:— На кого из лесных зверей похожа собака?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — На волка, кот на рысь, конь на оленя или лося)

Воспитатель:— Как называют папу и маму у щенка?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Собака, пес)

 Игра в кругу «Лохматый пес»
Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:
Вот лежит лохматый пес, 
В лапы он уткнул вой нос.
 
Тихо смирно он лежит, 
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет…

Пес просыпается, ловит разбегающихся детей.

Дети садятся. Воспитатель предлагает сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга?

Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одой из собак, используя описательные схемы:

  1. Кто это?

  2. Как зовут собаку?

  3. Какая она по размеру?

  4. Какие у неё уши, лапы, шерсть?

  5. Чем питается?

  6. Где живёт и какую пользу приносит?

Гимнастика для глаз. «Кого не стало?»

(Воспитатель убирает силуэт одной породы собаки, дети закрывают глаза,

затем открывают и определяют, кого не тало)

 
Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель: — Что хорошего получаем мы от собак?

(Охраняет нас и наше имущество, греет, когда лежит рядом, играет с нами, приятная на ощупь).

Воспитатель: — А чем огорчает нас?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Кусается, грязная бывает, бродячей, больной бывает)

Воспитатель: — Вы знаете, откуда берутся бездомные, бродячие животные: кошки, собаки?
(Ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: — Если вам встретиться бродячая собака, что вы будете делать?

(Предполагаемые ответы и рассуждения детей: — Не будем близко подходить, подкормить можно, но только не подходить близко и не трогать, а положить корм и отойти, чтобы животное не боялось и спокойно съело угощение)

Воспитатель: — Ребята, если вы знаете бездомную собак, попросите родителей сообщить в «Тёплый дом» и о них позаботиться.
Сегодня экскурсия на выставку четвероногих друзей закончилась. Много интересного мы узнали на этой выставке о собаках.

Воспитатель предлагает сесть за столы.

Воспитатель: — Дети, вы замечательно сегодня поработали! Молодцы! А сейчас я предлагаю вам немножко волшебства! Вам только осталось закрасить лист бумаги и определить, какая порода собаки спряталась в нем?

(Воском нарисованы разные породы собак, при закрашивании они проявляются)

Порохова Эльвира Геннадьевна

не в соавторстве 

«Учите ребенка каким –либо
неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету»

К.Д. Ушинский

В дошкольном возрасте одной
из главных задач воспитания и обучения является речевое развитие детей, в
старшем дошкольном  возрасте при
подготовке детей к школе упор  делается
на формирование связной монологической речи 
(описательно-повествовательной).

Монологическая речь
психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. Она
отличается большей развернутостью, требует лучшей памяти, более напряженного
внимания к содержанию речи. Она сложнее и в лингвистическом отношении: чтобы
быть понятной слушателю в ней должны быть использованы полные распространенные
предложения, наиболее точный словарь. Монологическая речь требует полного
раскрытия содержания, соблюдения лексической точности, умения выделять главное
в теме, сравнивать и анализировать.

Основой для становления
связной речи  является свободное владение
словарем и грамматическим строем речи.

Наблюдения за детьми, беседы
с учителями начальной школы говорят о том, что вопрос развития связной речи
детей является очень важным и актуальным. Ведь в настоящее время телевидение,
компьютерные игры, разные производные гаджеты заменили нашим детям живое
общение, общение с художественной литературой. Дети не хотят читать, речевой
опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, речь бедна. Родители
заняты работой, заботами, им некогда почитать ребенку книжку, обсудить ее
содержание, выучить стихотворение. Это проблема современного мира.

Без овладения данным видом
речевой деятельности детям трудно усвоить основы школьных наук. Поэтому эта
работа ведется в детском саду, и, благодаря системе специального обучения дети
постепенно овладевают этой формой речи.

Для детей с речевыми
недостатками монологическая речь представляет еще большую трудность. Трудность
заключается в неполной сформированности речи во всех ее компонентах (фонетике,
лексике, грамматике).

Одним из направлений работы
с детьми в процессе овладения ими монологической речью (рассказом, пересказом)
является использование наглядной опоры и графической символики.

Пересказ входит в число
ведущих способов формирования связной речи, это наиболее простой вид
монологического высказывания, так как дается готовый текст, речевой образец. И
значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение
пересказу способствует обогащению словаря, развитию внимания и памяти, усвоению
норм построения предложения и целого текста. Работа над пересказом возможна уже
с 4 лет.

Чтобы процесс пересказа был
интересным и разнообразным, педагоги должный найти наиболее эффективные методы
и приемы. Одним из них является создание плана пересказа в виде наглядной
опоры: это картинки-символы, фабульные картинки (серия последовательных картинок),
графические схемы.

Обучение пересказу
происходит в системе. На занятиях должна обязательно использоваться
наглядность. В основе занятия лежит алгоритм структуры занятия по обучению
пересказу с опорой на наглядность:

1.  Организационный (вводный)
момент

2.  Подготовка к восприятию
текста

3.  Первичное чтение

4.  Языковой и смысловой разбор
текста

5.  Лексико- грамматические
упражнения по тексту

6.  Повторное чтение с
установкой на пересказ и моделирование рассказа с помощью наглядности

7.  Пересказ с опорой на
наглядность

8.  Итог

Пересказывать можно по
цепочке или целиком.

Рассказ – более сложный вид
монологической речи, ребенок сам подбирает содержание рассказа, опираясь на
свой опыт и речевое развитие.

По форме рассказы бывают
описательные и сюжетные.

Описательные рассказы – это
изложение характерных признаков каких – либо событий, явлений, предметов

Он имеет определенную
структуру:

— начало (название предмета)

— внешние характерные
признаки (описание свойств)

— описание существенных
действий предмета или действий с ним

В этом направлении широко
используются разного вида и содержания картины с последовательными картинками
(фото 1), опорные схемы или таблицы, в частности, опорные схемы Ткаченко Т.А
(фото 2,3) , мнемотаблицы и мнемодорожки Большовой Т.В. (система
«Мнемотехника»), (фото 4,5)

ФОТО
1                                              ФОТО
2                   ФОТО 3

ФОТО
4                                           
ФОТО 5

Использование опорных схем
возможно и с детьми более младшего дошкольного возраста, с постепенным
усложнением в последующих возрастных группах.

Например, в младшей группе
при ознакомлении детей с темой «Овощи. Фрукты» мы выделяем всего 2 признака:
форму и цвет, то соответственно опорная схема выглядит упрощенно: на ней
изображены фигуры и пятна разного цвета.

Пример: картинка «Капуста».

Спросим детей: «Какая
капуста?»

Схема выглядит так: КРУГ И
ЗЕЛЕНОЕ ПЯТНО.

Далее можно усложнить,
ввести в схему еще один признак, обозначим третью часть изображением ваты и
палочки.

Вопрос: «Какая капуста на
ощупь?» (твердая и крепкая)

В средней группе можно
добавить 4 часть в схему в виде 
капельки, мы будем определять сочность овоща или фрукта.

В старшей группе схема будет
состоять из 6 частей:

1.                    
Знак ? – что это (дать название предмета и обобщить овощ или фрукт)

2.                    
Геометрические фигуры — определяем форму

3.                    
Цветные пятна – определяем цвет

4.                    
Предмет большого и маленького размера – определяем величину

5.                    
Сад/огород – место произрастания

6.                    
 Тарелка и ложка – как едят?

В подготовительной группе можно
добавить еще часть для определения вкуса, символом могут быть лимон и конфета
(кислый, сладкий).

Мнемотаблицы – это
видоизмененные опорные схемы, используются при изучении разных лексических тем,
состоят из картинок- символов, несущих определенное лексическое содержание.

Схемы – описания  возможно использовать и при работе с пейзажной
картиной и портретом

Например:

1.                    
?? что это? Портрет

2.                    
2. Фигура человека – кто изображен?

3.                    
Грустная и веселая пиктограмма (какое настроение у героя?)

4.                    
Вешалка и одежда (Во что одет герой?)

5.                    
Рука (Что делает герой?)

6.                    
Цветные пятна (В каких красках изображен портрет?)

Сюжетный рассказ – передача
каких – либо событий, действий, где есть действующие лица.

Для сюжетного рассказывания
используются предметные и сюжетные картинки, серии последовательных картин,
пиктограммы.

Для составления рассказов по
серии картин «Животные», типа «Собака со щенятами», «Кошка с котятами» можно
использовать метод наращивания текста с опорными картинками

1.                    
Кто это?

2.                    
Где находятся?

Добавляем вопрос: Какая
собака?  Какие щенята? (т.е. даем их
описание)

Добавляем вопрос: Что
делают?  И.т.д.

Сравниваем рассказ
первоначальный (сжатый) и последующий (после добавления вопросов), делаем
вывод, что чем длиннее рассказ, тем он интереснее,  мы больше из него узнаем.

При заучивании стихов и
скороговорок также используется графическая наглядность, пиктограммы, опорные
предметные картинки – это «прием иллюстрирования» (фото 6).

Пользуясь приемом
иллюстрирования,   дети легче и быстрее запоминают материал, ведь
каждое предложение зашифровано в какое – либо обозначение (знак, картинку).

ФОТО
6

Используя перечисленные
методы и приемы, мы развиваем не только речь, но и образное мышление, память и
внимание.

«Использование опорной наглядности и графической символики в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста»«Использование опорной наглядности и графической символики в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста»

«Учите ребенка каким –либо неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету»

К.Д. Ушинский

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и обучения является речевое развитие детей, в старшем дошкольном возрасте при подготовке детей к школе упор делается на формирование связной монологической речи (описательно-повествовательной).

Монологическая речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. Она отличается большей развернутостью, требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию речи. Она сложнее и в лингвистическом отношении: чтобы быть понятной слушателю в ней должны быть использованы полные распространенные предложения, наиболее точный словарь. Монологическая речь требует полного раскрытия содержания, соблюдения лексической точности, умения выделять главное в теме, сравнивать и анализировать.

Скачать конспект

Основой для становления связной речи является свободное владение словарем и грамматическим строем речи.

Наблюдения за детьми, беседы с учителями начальной школы говорят о том, что вопрос развития связной речи детей является очень важным и актуальным. Ведь в настоящее время телевидение, компьютерные игры, разные производные гаджеты заменили нашим детям живое общение, общение с художественной литературой. Дети не хотят читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, речь бедна. Родители заняты работой, заботами, им некогда почитать ребенку книжку, обсудить ее содержание, выучить стихотворение. Это проблема современного мира.

Без овладения данным видом речевой деятельности детям трудно усвоить основы школьных наук. Поэтому эта работа ведется в детском саду, и, благодаря системе специального обучения дети постепенно овладевают этой формой речи.

Для детей с речевыми недостатками монологическая речь представляет еще большую трудность. Трудность заключается в неполной сформированности речи во всех ее компонентах (фонетике, лексике, грамматике).

Одним из направлений работы с детьми в процессе овладения ими монологической речью (рассказом, пересказом) является использование наглядной опоры и графической символики.

Пересказ входит в число ведущих способов формирования связной речи, это наиболее простой вид монологического высказывания, так как дается готовый текст, речевой образец. И значительная часть школьной программы основана именно на нем. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию внимания и памяти, усвоению норм построения предложения и целого текста. Работа над пересказом возможна уже с 4 лет.

Чтобы процесс пересказа был интересным и разнообразным, педагоги должный найти наиболее эффективные методы и приемы. Одним из них является создание плана пересказа в виде наглядной опоры: это картинки-символы, фабульные картинки (серия последовательных картинок), графические схемы.

Обучение пересказу происходит в системе. На занятиях должна обязательно использоваться наглядность. В основе занятия лежит алгоритм структуры занятия по обучению пересказу с опорой на наглядность:

  1. Организационный (вводный) момент
  2. Подготовка к восприятию текста
  3. Первичное чтение
  4. Языковой и смысловой разбор текста
  5. Лексико- грамматические упражнения по тексту
  6. Повторное чтение с установкой на пересказ и моделирование рассказа с помощью наглядности
  7. Пересказ с опорой на наглядность
  8. Итог

Пересказывать можно по цепочке или целиком.

Рассказ – более сложный вид монологической речи, ребенок сам подбирает содержание рассказа, опираясь на свой опыт и речевое развитие.

По форме рассказы бывают описательные и сюжетные.

Описательные рассказы – это изложение характерных признаков каких – либо событий, явлений, предметов

Он имеет определенную структуру:

— начало (название предмета)

— внешние характерные признаки (описание свойств)

— описание существенных действий предмета или действий с ним

В этом направлении широко используются разного вида и содержания картины с последовательными картинками (фото 1), опорные схемы или таблицы, в частности, опорные схемы Ткаченко Т.А (фото 2,3), мнемотаблицы и мнемодорожки Большовой Т.В. (система «Мнемотехника»), (фото 4,5)

ФОТО 1 ФОТО 2 ФОТО 3

ФОТО 4 ФОТО 5

Использование опорных схем возможно и с детьми более младшего дошкольного возраста, с постепенным усложнением в последующих возрастных группах.

Например, в младшей группе при ознакомлении детей с темой «Овощи. Фрукты» мы выделяем всего 2 признака: форму и цвет, то соответственно опорная схема выглядит упрощенно: на ней изображены фигуры и пятна разного цвета.

Пример: картинка «Капуста».

Спросим детей: «Какая капуста?»

Схема выглядит так: КРУГ И ЗЕЛЕНОЕ ПЯТНО.

Далее можно усложнить, ввести в схему еще один признак, обозначим третью часть изображением ваты и палочки.

Вопрос: «Какая капуста на ощупь?» (твердая и крепкая)

В средней группе можно добавить 4 часть в схему в виде капельки, мы будем определять сочность овоща или фрукта.

В старшей группе схема будет состоять из 6 частей:

  1. Знак? – что это (дать название предмета и обобщить овощ или фрукт)
  2. Геометрические фигуры — определяем форму
  3. Цветные пятна – определяем цвет
  4. Предмет большого и маленького размера – определяем величину
  5. Сад/огород – место произрастания
  6. Тарелка и ложка – как едят?

В подготовительной группе можно добавить еще часть для определения вкуса, символом могут быть лимон и конфета (кислый, сладкий).

Мнемотаблицы – это видоизмененные опорные схемы, используются при изучении разных лексических тем, состоят из картинок- символов, несущих определенное лексическое содержание.

Схемы – описания возможно использовать и при работе с пейзажной картиной и портретом

Например:

  1. ?? что это? Портрет
  2. 2. Фигура человека – кто изображен?
  3. Грустная и веселая пиктограмма (какое настроение у героя?)
  4. Вешалка и одежда (Во что одет герой?)
  5. Рука (Что делает герой?)
  6. Цветные пятна (В каких красках изображен портрет?)

Сюжетный рассказ – передача каких – либо событий, действий, где есть действующие лица.

Для сюжетного рассказывания используются предметные и сюжетные картинки, серии последовательных картин, пиктограммы.

Для составления рассказов по серии картин «Животные», типа «Собака со щенятами», «Кошка с котятами» можно использовать метод наращивания текста с опорными картинками

  1. Кто это?
  2. Где находятся?

Добавляем вопрос: Какая собака? Какие щенята? (т. е. даем их описание)

Добавляем вопрос: Что делают? И.т. д.

Сравниваем рассказ первоначальный (сжатый) и последующий (после добавления вопросов), делаем вывод, что чем длиннее рассказ, тем он интереснее, мы больше из него узнаем.

При заучивании стихов и скороговорок также используется графическая наглядность, пиктограммы, опорные предметные картинки – это «прием иллюстрирования» (фото 6).

Пользуясь приемом иллюстрирования, дети легче и быстрее запоминают материал, ведь каждое предложение зашифровано в какое – либо обозначение (знак, картинку).

ФОТО 6

Используя перечисленные методы и приемы, мы развиваем не только речь, но и образное мышление, память и внимание.

Учитель – логопед Порохова Э. Г.

МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшета,

Иркутская область

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 3»

города Тарко-Сале пуровского района

Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДЕНО

на заседании на заседании Директор МБОУ «СОШ № 3»

методического совета педагогического совета г. Тарко-Сале

Протокол № ________ Протокол № ________ ___________ Г.Е. Кортунова

от «______»________2021г. от «______»________2021г. Приказ №_____от ________2021г.

Рабочая программа

по речевому развитию:

«Развитие речи»

(средняя группа)

срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Разработчик программы:

Кадочникова Татьяна Александровна

воспитатель

Содержание

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка к образовательной области «Речевое развитие»

1.2. Цель и задачи

1.3. Принципы и подходы

1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы, в том числе

характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

1.5. Характеристика возрастных особенностей воспитанников (4-5 лет) по речевому развитию

1.6. Планируемые результаты освоения рабочей программы

  1. Содержательный раздел

2.1. Цель и задачи по речевому развитию

2.2. Особенности организации образовательного процесса

2.3. Модель образовательного процесса по речевому развитию

2.4. Календарно-тематическое планирование

2.5. Формы и направления взаимодействия с семьями

2.6. Формы, приемы, способы, методы реализации образовательного процесса по

речевому развитию

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Режим дня

3.4. Учебный план

3.5. Расписание непосредственной образовательной деятельности

3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей

программы по «Развитию речи»

3.7. Информационно-методическое обеспечение

3.8. Литература

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка к образовательной области «Речевое развитие»

Данная рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольных групп МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Сале для детей дошкольного возраста (4-5 лет).

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по познавательному развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

  3. Самостоятельная деятельность детей.

  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательной области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.

Данная рабочая программа разработана в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ОУ. Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи).

Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Срок реализации рабочей программы — 1 год.

При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

  • Основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20.05.2015г. № 2/15).

  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко-Сале Пуровского района.

  • Положение о рабочей программе.

1.2.Цель и задачи

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих речевое развитие ребенка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Владение речью как средством общения.

  • Обогащение активного словаря.

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

  • Развитие речевого творчества.

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления:

1) Развитие речи.

Основные цели и задачи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2) Художественная литература.

Основные цели и задачи:

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Речевое развитие

Задачи образовательной деятельности:

  • Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

  • Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

  • Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

В области речевого развития основными направлениями образовательной деятельности являются создание условий для:

  • Развития речи у детей в повседневной жизни;

  • Развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Содержание образовательной деятельности

Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

  • Названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

  • Названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

  • Имена близких людей, имена детей группы;

  • Обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.

Грамматическая правильность речи

Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно-ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех-четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей.

Звуковая культура речи

Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела:

  • В звукопроизношении для детей характерна общая смягчённость речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.

  • В словопроизношении, ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.

  • Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка

1.3.Принципы и подходы

Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом дидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:

  • принцип активности предполагает сообщение воспитанниками целей Обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком, данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;

  • принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и эктралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

  • принцип доступности реализуется в делении речевого материала на этапы, и вы подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

  • принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;

  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи, в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируется все достижения ребенка в овладении языком;

  • принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой практики всех детей в разных видах деятельности;

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующие компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы выбор форм организации обучения.

Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический познавательно – коммуникативный, информационный и деятельный подходы, в русле которых проводиться отбор содержания материала, его структурирование.

1.4.Значимые для разработки и реализации программы, в том числе характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В рабочей программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Рабочая программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Направленность на развитие личности ребенка:

  • приоритет рабочей программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;

Нацеленность на дальнейшее образование:

  • рабочая программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование;

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка:

  • рабочая программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства).

1.5.Характеристика возрастных особенностей воспитанников (4 -5 лет) по речевому развитию

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Важнейшими новообразованиями данного возраста являются: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит вне ситуативно — деловой характер.Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

1.6.Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи:

Результатом освоения программы являются умения ребенка:

  • вежливо обращаться  с  взрослыми  и сверстниками;

  • проявлять интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи;

  • произносить все звуки чисто, пользоваться средствами эмоциональной и речевой выразительности;

  • самостоятельно пересказывать рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составлять описательные  и сюжетные рассказы, сочинять загадки;

  • самостоятельно производить звуковой анализ односложного трех-звукового слова с использованием модели и схемы, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Чтение художественной литературы:

Результатом освоения программы являются умения ребенка:

  • проявлять интерес к чтению книг, стремиться к повторной встрече с произведением и его героями;

  •  устанавливать разнообразные (временные, последовательные, причинные) связи в произведении;

  • с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи;

  • активно участвовать в играх по литературным сюжетам, драматизациях и инсценировках.

2.Содержательный раздел

2.1.Цель, задачи по речевому развитию

Цель:

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамотного строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитания желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи:

Формирование словаря.

  • Пополнять и активировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

  • Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

  • Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия;

  • Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый-грязный, светло-темно);

  • Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.).

Звуковая культура речи.

  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат;

  • Продолжить работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;

  • Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

  • Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных;

  • Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао);

  • Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова;

  • Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

Связная речь.

  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

  • Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

  • Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

2.2.Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

  • образовательная деятельность в режимных моментах;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н А. Коротковой.

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

  • непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.

Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям. Организованной совместной познавательно игровой деятельности взрослого и детей реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач: создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей:

— по подгруппам;

— групповая (фронтальная).

На основании СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 20 минут. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельностью не менее 10 минут, проводятся физкультурными минутками. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут.

Образовательная ситуация является основной формой организации образовательного процесса по речевому развитию. Эта форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется взрослым с целью решения определённых задач речевого развития, воспитания и обучения. Особенностью такого рода организованной образовательной деятельности является обязательное получение образовательного результата.

В процессе организованной образовательной деятельности педагог создаёт разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Активно используются игровые приёмы, разнообразные виды наглядности. Участие в решении образовательных ситуаций подготавливает детей к школьному обучению.

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС ДО: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной и изобразительной, музыкальной, двигательной, а также восприятия художественной литературы и фольклора.

Образовательные ситуации включаются и в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление знаний и умений по речевому развитию, их применение в новых условиях, проявление ребёнком активности, самостоятельности и творчества.

2.3.Модель образовательного процесса

Комплексно-тематическая модель

Комплексно-тематический принцип образовательного процесса определяется научной концепцией дошкольного образования как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников, тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразностъ образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции -позиции партнера, а не учителя.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной петиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

IIредметно-средовая модель.

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый организатор предметных сред, подбирает дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)

Темообразующие факторы:

  • реальные события, происходящие в окружающем мире и выбывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)

  • воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

  • события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач) внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать?»);

  • события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.

Сочетание в программе трех подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдается комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.

2.4.Календарно-тематическое планирование

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.

  • Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа.

Месяц

Неделя

Тема

Источник / пособие

Кол-во часов

Сентябрь

1

Беседа: «Надо ли учиться говорить?»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 27

1

2

Звуковая культура речи: звуки С и Сь

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 28

1

3

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 29

1

4

Чтение стихотворения

И. Бунина «Листопад». Составление рассказа

о кукле

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 30

1

5

Описание картинки «Ранняя осень»

Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа, стр. 46

1

Октябрь

1

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 31

1

2

Звуковая культура речи: звуки З и Зь

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 32

1

3

Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 33

1

4

Составление рассказов – описаний игрушек

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 34

1

Ноябрь

1

Чтение сказки

«Три поросенка»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 35

1

2

Звуковая культура речи: звук Ц

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 36

1

3

Рассказывание по картине

«Собака со щенятами»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 38

1

4

Дидактическое упражнение

«Что из чего?»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 39

1

Декабрь

1

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 43

1

2

Чтение и заучивание стихотворений о зиме

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 44

1

3

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 45

1

4

Звуковая культура речи: звук Ш

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа. стр. 46

1

5

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение

«Что из чего?»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 39

1

Январь

2

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 48

1

3

Звуковая культура речи: звук Ж

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 49

1

4

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 50

1

Февраль

1

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 52

1

2

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 53

1

3

Звуковая культура речи: звук Ч

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 53

1

4

Составление рассказов по картине

«На полянке»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 55

1

Март

1

Урок вежливости

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 56

1

2

Готовимся встречать весну и Международный женский день

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 59

1

3

Звуковая культура речи: звуки Щ и Ч

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 60

1

4

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 61

1

5

Составление рассказов по картине

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 62

1

Апрель

1

Чтение детям сказки

Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 63

1

2

Звуковая культура речи: звуки Л и Ль

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 63

1

3

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 65

1

4

Заучивание стихотворений

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 65

1

Май

1

День Победы

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 68

1

2

Звуковая культура речи: звуки Р и Рь

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 69

1

3

Прощаемся с подготовишками

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 70

1

4

Литературный калейдоскоп

В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, стр. 71

1

Итого:

38

2.5.Формы и направления взаимодействия с семьями

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников. Принимая во внимание тот факт, что родители являются первыми и главными (по силе и степени оказываемого влияния) воспитателями ребенка, обозначены следующие задачи работы с родителями:

  • изучение интересов, мнений и запросов родителей;

  • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей;

  • расширение средств и методов работы с родителями;

  • обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом создание особой творческой атмосферы;

  • привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контролю деятельности дошкольного учреждения.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по

речевому развитию

Организационные

Участие в родительских собраниях (октябрь, апрель)

Организационно — деятельностные

Мастер – класс с родителями «Пальчиками играем – речь развиваем» (февраль)

Просветительские

Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет» (декабрь)

Памятка «Роль чистоговорок в развитии речи детей» (октябрь)

2.6.Формы, приемы, способы, методы реализации образовательного процесса по речевому развитию

Основная форма специально организованного образовательного процесса — это игра и НОД (интегрированная, комбинированная, комплексная).

Способы организации воспитанников: групповой, индивидуальный, фронтальный.

Формы работы по речевому развитию

Направление

Формы

Речевое развитие

Совместная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность

в семье

Структура организации непосредственной образовательной деятельности:

Речевое развитие

Количество компонентов

Неделя

Месяц

Год

1

4

38

Длительность НОД составляет 20 минут

Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы 4-5 лет.

Методы и средства по формированию речевого развития

Методы

Средства

Практические

  • упражнения (коллективные, индивидуальные, комплексные, однотипные, репродуктивные, продуктивные);

  • дидактическая игра (предметные, словесные, настольно-печатные);

  • обучающая игра;

  • сюжетно-дидактическая игра;

  • игра-драматизация;

  • подвижная игра;

  • моделирование;

  • элементарные опыты.

Наглядные

  • показ способа действия;

  • наблюдение;

  • восстановление картины целого по отдельным признакам;

  • демонстрация способа действия.

Словесные

  • объяснение;

  • инструкция;

  • пояснения, разъяснения, указания;

  • вопросы (репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные);

  • словесные отчеты детей;

  • контроль и оценка.

Методы, повышающие познавательную активность

  • элементарный анализ;

  • сравнение по контрасту и подобию, сходству;

  • группировка и классификация;

  • моделирование и конструирование;

  • ответы на вопросы детей;

  • приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Методы, вызывающие эмоциональную активность

  • воображаемая ситуация;

  • игры-драматизации;

  • сюрпризные моменты и элементы новизны;

  • юмор и шутка;

  • сочетание разнообразных средств на одном занятии.

Демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные (звуковые), аудиовизуальные;

естественные и искусственные.

Натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, и др.

Культурные практики

Рабочей программой предусмотрена организация культурных практик во второй половине дня, в ходе которой закрепляются, совершенствуются знания и умения детей в области речевого развития.

Преимуществом культурных практик является атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Они носят преимущественно подгрупповой характер.

Виды культурных практик, направленных на закрепление, совершенствование развития речи дошкольников

Совместная деятельность

педагога и детей

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Магазин», «Фотограф», «В спортивном магазине», «Парикмахерская», «Бензозаправочная станция», «Ателье», «Мебельная фабрика», «Кондитерская фабрика», «Почта» и др.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Зайцы и волк», «Лохматый пёс», «Мы весёлые ребята», «Море волнуется», «Едет – едет паровоз» и т.д.

Дидактические игры: «Запомни дорогу», «Игра в камешки», «Кто, где спит?», «Билеты на электричку», «Сложим чемодан», «Клумбы», «Засели дома» и др.

Словесные игры: «Хохлатка», «Конь», «Склоняем и спрягаем», «Подскажи последнее словечко», «Короткие и длинные слова», «Скажи наоборот» и др.

Система игр и заданий

Развивающие игры: «Назови ласково», «Цветные предложения», «Назови одним словом» и др.

Логические упражнения: «Какая бывает собака?», «Кто больше?» и др.

Занимательные задания: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы.

Досуги

Путешествия: «Путешествие на Луну», «Полет на воздушном шаре», «Путешествие в страну Красивой речи».

Викторины, конкурсы.

Способы поддержки детской инициативы в процессе

развития речи

Средний дошкольный возраст

создавать условия для проявления познавательной активности детей;

использовать в работе с детьми методы и приемы, активизирующие детей на самостоятельную поисковую деятельность;

поощрять возникновение у детей познавательных интересов и предпочтений, активно использовать их в работе с каждым ребёнком.

3.Организационный раздел

3.1.Материально – техническое обеспечение

Работа коллектива МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко — Сале направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального настроя воспитанников. Материально техническое оснащение и оборудование, пространственная организационная среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и современному уровню образования.

В ОУ созданы необходимые и достаточные условия для реализации рабочей программы. Материально-техническое обеспечение соответствует требованиям СанПиН, приоритетным направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Материально-техническая база периодически претерпевает преобразования, трансформируется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также всестороннему развитию личности каждого ребенка

.

3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Основные требования к организации среды:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;

  • трансформируемой;

  • полифункциональной;

  • вариативной;

  • доступной;

  • безопасной;

  • здоровьесберегающей;

  • эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды:

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» в группе ОУ организован центр развития речи.

Центр оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области речевого развития через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Для закрепления правильного речевого выдоха имеются султанчики, вертушки, мыльные пузыри, листочки.

Для формирования фонематического восприятия слуха центр развития речи оснащён предметными, сюжетными картинками для высказывания звуков, игры с парными карточками.

Для активизации словаря обобщающих понятий и лексико – грамматических категорий есть предметные картинкипотемам:

«Овощи»«Фрукты»«Транспорт»«Животные»«Бытовые приборы»«Мир вокруг тебя», дидактические игры «Что из чего сделано»«Времена года»«Свойства»«Умные машины»«Во саду ли, в огороде»«Фигуры» и другие.

Для развития связной речи в группе оформлен кукольный театр, на занятиях и в индивидуальной работе по речевому развитию используются опорные схемы, мнемотаблицы по сказкам, коллаж по сказкам.

Существует центр «Мир книги», так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центрах любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок и сюжетных картин, фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся.

Также имеются маски, которые используются в подвижных играх, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражанием.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребёнка. Для развития мелкой моторики в центре находятся мячики, прицепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры – шнуровки, конструктор, игры «Забавные пуговицы»«Тактильные дощечки».

Настольные игры имеют огромное значение в развитие речи детей. Игра логопедическое лото «Говори правильно» предназначена для автоматизации проблемного звука и способствует тому, чтобы дети в дальнейшем чётко произносили этот звук в словах и не смешивали его с другими звуками. Дидактическая игра «Рассказы о животных» учит детей составлять небольшие предложения и рассказы.

3.3.Режим дня

Режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу, 12 – часовое пребывание (07.00-19.00), выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни установленные законодательством РФ.

Дошкольный возраст (4-5 лет) средняя группа

Режимные моменты

Время

Прием детей, игровая деятельность детей

Утренняя гимнастика

7.00-8.00

8.00-8.15

Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков, завтрак

8.15-8.45

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.45-9.00

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

9.00-10.05

Второй завтрак

10.15-10.25

Подготовка к прогулке, прогулка

10.25-12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.30-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.05

Подготовка ко сну, дневной сон

13.05-15.05

Постепенный подъем, гимнастика после сна, самостоятельная деятельность

15.05-15.15

Полдник

15.15-15.25

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.25-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-17.30

Подготовка к ужину, ужин

17.30-17.45

Самостоятельные игры, работа с родителями, уход детей домой.

17.45-19.00

3.4.Учебный план

Образовательные области

Образовательная нагрузка

Речевое развитие

1 раз в неделю

Объем недельной образовательной нагрузки

20 минут

3.5.Расписание непосредственной образовательной деятельности

День недели

Непосредственная образовательная деятельность

Время

Четверг

Речевое развитие

9.00-9.20

3.6.Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы по развитию речи

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в нашем дошкольном учреждении, направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.

Для оценивания качества условий образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении введена единая форма мониторинга качества его участниками (руководителями, воспитателями, разными категориями педагогов-специалистов). В этой форме для разных участников в соответствии с функциональными обязанностями и требованиями ФГОС четко определены:

1. Объекты мониторинга.

2. Показатели мониторинга.

3. Индикаторы качества показателей.

4. Периодичность мониторинга.

5. Отчетность.

Разработанные показатели и критерии обрабатываются с помощью компьютерной программы СОНАТО-ДО «Мониторинг профессиональной компетентности педагога ОУ». Программный инструмент СОНАТО-ДО состоит из следующих взаимосвязанных элементов: блок «профили», блок «показатели» и блок «результаты»:

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о педагогах и специалистах ОУ и формирования списков методических объединений.

Блок «Показатели» содержит структурированный материал для оценки различных

аспектов профессиональной компетентности педагогов и качества образования.

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать карты результативности,

делать количественный и качественный анализ образовательного процесса.

Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики, не сопровождаются проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников, но это не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения воспитанниками Основной образовательной программы дошкольного образования. ОУ проводит оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики. Материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику ОУ проводит со всеми детьми независимо от пожеланий родителей. Ее результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).

Оптимизации работы с группой детей.

На основании этого рабочей программой ОУ предусмотрена система мониторинга

динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

Карты развития ребенка, которые ведутся на основе программы СОНАТО-ДО: Программа состоит из следующих взаимосвязанных блоков:

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

Блок «Показатели» содержит структурированный по возрастам диагностический материал, составленный на основе методик экспресс анализа, объектами которого являются игровая, изобразительная, трудовая и конструктивная деятельность ребенка, а также его музыкальное, физическое и речевое развитие.

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, групповые и сводные отчеты, делать количественный и качественный анализ результативности педагогического воздействия.

Оценки всех критериев соответствуют требованиям ФГОС.

При необходимости может быть проведена психологическая диагностика развития детей. Психологическая диагностика развития детей проводится в случаях, когда, несмотря на педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траектории, педагогу не удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюдаются определенные поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе повседневной педагогической работы с группой. Психологическая диагностика проводится специалистом с использованием определенных методик, состав которых зависит от конкретных задач обследования. Ее проводит квалифицированный специалист (педагоги-психологи) и только с согласия родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

3.7.Информационно – методическое обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДО

Группа/возраст

Речевое развитие

Средняя группа/4-5 лет

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

На основании образовательной программы МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале.

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Педагогические методики, технологии

1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017

2.Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010

3.8.Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

  3. Бениаминова М.В. Воспитание детей / М.В. Бениаминова. – М., 1981.

  4. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  5. Елжанова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжанова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  6. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учеб. — метод. пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов; Николаев, 2005.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/466326-rabochaja-programma-vospitatelja-po-razvitiju

  • Рассказ по картине три богатыря 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине храм покрова на нерли
  • Рассказ по картине серебряковой за обедом для 2 класса
  • Рассказ по картине цветы и плоды хруцкий 3 класс
  • Рассказ по картине сурикова