Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр невский любил отрезать носы и выкалывать глаза? или на самом деле он был монахом и переписывался с папой римским?

Александр Невский любил отрезать носы и выкалывать глаза? Или на самом деле он был монахом и переписывался с папой римским? Он действительно не проиграл ни одного сражения? Разбираемся, что из этого правда, а что нет.

Легенда 1. Невский начал править, когда был совсем юным

Вердикт: это отчасти правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Ярославич на троне. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век — Российская национальная библиотека

У княжичей и других знатных людей на Руси взрослая жизнь начиналась очень рано. Когда Александру было семь лет, он вместе со старшим братом Федором стал наместником отца, князя Ярослава Всеволодовича, в Новгороде. Правда, делами тогда занимались оставленные с детьми боярин Федор Данилович и тиун Яким. А по-настоящему править Александр начал в 26 лет, после смерти отца.

Легенда 2. Он был жестоким и беспощадным: отрубал носы и выкалывал глаза

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. Картина Григория Угрюмова. 1793–1794 годы — Государственный Русский музей

В Средневековье права человека воспринимались не так, как сейчас: жизнь незнатных людей совсем не ценилась. Освободив в 1241 году захваченную крепость Копорье, князь взял рыцарей Ливонского ордена в плен и привел в Новгород. Подчинившихся им местных жителей Александр повесил, чтобы неповадно было. А во время похода на территории Дерптского епископства в 1242 году он отпустил своих воинов «в зажитья», то есть грабить земле­дельцев и рыболовов, проживавших на вражеской территории.

Так воевали и его противники, и другие князья той эпохи. Но когда в 1257 году его сын Василий, который тогда был новгородским князем, не пожелал давать татарам дань и бежал в Псков, Александр действительно жестоко расправился с его слугами: «Овому носа урезаша, а иному очи выняша». Это было очень суровым наказанием, но и ситуация была опасной: в Новгороде началась смута. Посадник Михалко Степанович был убит, а литовцы совершили удачный набег на город Торжок — крупный торговый пункт на пути в Новгород из южных районов Руси.

Легенда 3. Его начали называть Невским еще при жизни

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Невский. Икона. Картина Владимира Боровиковского. 1815–1825 годы — Государственная Третьяковская галерея

Невское сражение между шведскими и новгородскими войсками в 1240 году стало действительно большой победой князя, но впервые прозвище Невский появляется в тексте под названием «А се князи русьстии» начала XV века. А употреблять его стали еще позднее — после канонизации Александра в 1547 году.

Окончательно оно закрепилось при Петре I, который перенес мощи князя из Владимира в Санкт-Петербург. Это был символ давней победы над Швецией, с которой Петр вел войну. Император также велел перенести день празднования памяти Александра Невского с 23 ноября на 30 августа. Именно тогда был подписан победный Ништадтский мир, завершивший тяжелую Северную войну (1700–1721) между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (в том числе Россией) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море.

Легенда 4. Он был за мир с Ордой

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Невский в Орде. Картина Генриха Семирадского. 1876 год — Государственный Русский музей

Во время походов хана Батыя на Русь в 1237–1238 и 1239–1240 годах, а также в первое время после них молодой Александр ничего не решал — это делали старшие, князья Михаил Черниговский, Даниил Галицкий и отец Александра, Ярослав Всеволодович. Первый вскоре погиб в Орде, второй безуспешно пытался получить помощь с Запада, а третий в итоге признал власть хана. Брат Александра Андрей попробовал не подчиниться и был вынужден бежать в Швецию от карательной экспедиции — «Неврюевой рати». Александр на конфликт с Ордой не пошел. Вряд ли это его радовало, но политика — вещь жестокая. К тому же сил для противостояния Монгольской империи у него было недостаточно.

Легенда 5. И предал русские княжества

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Невский просит хана Батыя пощадить Россию. Конец XIX века — Российская государственная библиотека

Александр бывал жесток, но вряд ли его можно назвать предателем, добро­вольно перешедшим на службу завоевателям. Легенда о том, что хан Батый сделал князя «нареченным сыном» и даже наследником Золотой Орды, — вымысел советского писателя Алексея Югова, автора романа «Ратоборцы». А историк Лев Гумилев бездоказательно утверждал, что Александр даже побратался с сыном хана Сартаком.

Можно встретить мнение, что в 1252 году Александр поехал в Орду с жалобой или доносом на брата Андрея — следствием этого как раз был поход Неврюя. Об этом в XVIII веке писал историк Татищев:

«Жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна».

Но доверять этому сочинению трудно: нам неизвестно, на основании чего оно было написано. К тому же в других источниках об этом ничего нет.

Как и другие князья, Александр подчинялся ханской воле, ездил в Орду, платил дань и получал ярлык на княжение. Опираясь на новгородскую знать, он за­ставил горожан подчиниться татарской переписи и необходимости платить хану. Но действовать по-другому он не мог, иначе пришлось бы бежать, а пере­пись (вместе с карательной экспедицией) провел бы более сговорчивый князь.

Легенда 6. Это он сказал: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Вердикт: это неправда.

В немногих дошедших до нас летописных источниках, которые повествуют о сражениях Александра с немцами, никаких упоминаний подобной речи нет. Эта легенда, скорее всего, возникла после выхода знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», главный герой которого вольно цитирует Евангелие от Матфея: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Легенда 7. Невский не проиграл ни одного сражения

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Лубок «Святый благоверный и великий князь Александр Невский». Первая половина XVIII века — Российская национальная библиотека

Князя с ранних лет воспитывали как будущего воина: еще ребенком он начал сопровождать отца в походах. В 1235 году четырнадцатилетний Александр участвовал в битве на реке Эмайыги (в современной Эстонии), где войска Ярослава Всеволодовича разгромили немцев.

Помимо известных побед в Невской битве и Ледовом побоище, князь успешно отражал набеги литовских вождей, а в 1256 году совершил большой поход в Финляндию: «Приде на землю емьскую, овых избиша, а другых изъимаша; и придоша новгородци с княземь Олександромь вси здорови».

Легенда 8. Он выиграл Ледовое побоище, потому что немцы были в очень тяжелых доспехах

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Ледовое побоище. Картина Владимира Серова. 1942 год — © Владимир Серов / Государственный Русский музей

Снаряжение полноценного конного воина той эпохи (рыцаря Ливонского ордена или княжеского дружинника) было примерно одинаковым, в том числе и по весу. С обеих сторон сражались и тяжеловооруженные, и легковоо­ружен­ные воины.

На самом деле победа была достигнута за счет грамотного тактического маневра и распределения сил. В итоге, согласно разным немецким источникам, погибли на поле боя или попали в плен несколько десятков немецких рыца­рей — очень большие потери по тем временам.

Легенда 9. Ледового побоища вообще не было

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Ледовое побоище. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век — Российская национальная библиотека

О сражении написано и в русских летописях, и в немецкой «Ливонской рифмованной хронике» XIII века. Конечно, безымянный немецкий автор восхвалял подвиги «божьих рыцарей» Ливонского ордена и преуменьшал их поражение, и все же он не отрицал того факта, что битва была и русские победили. Другое дело, что это не было эпохальным сражением, изменившим судьбы стран и народов, хоть в нем и участвовало больше тысячи и, возможно, даже несколько тысяч человек.

На русско-ливонской границе вооруженные столкновения и большие походы соседей друг на друга были обычным делом. Войска Ливонского ордена не раз осаждали Псков, а русские князья, в свою очередь, водили дружины вглубь немецких владений. Например, Святослав и Михаил Ярославичи вместе с переяславскими ратями под руководством Дмитрия Александровича, сына князя, разбили объединенное войско датчан и Ливонского ордена.

Легенда 10. Александр Невский переписывался с папой римским

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Невский принимает папских легатов. Картина Генриха Семирадского. До 1902 года — Государственный исторический музей

Князь действительно вел переписку с папой Иннокентием IV. Например, в послании от января 1248 года тот высоко оценил мудрость Александра, его приверженность христианству и нежелание служить «татарским дикарям». Любопытно, что сам Александр в то время собирался ехать в Орду.

В другом послании Иннокентий IV радовался тому, что князь согласился перейти в католичество и построить в Пскове «соборный храм для латинян». Видимо, папа неправильно понял одно из посланий Александра, которое до нас, к сожалению, не дошло. Уже находясь у хана Батыя, князь передал папе твердый отказ: «…от вас учения не приемлем».

Легенда 11. Перед смертью он принял монашеский постриг

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Александр Невский принимает схиму. Рисунок Василия Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». 1896 год — Wikimedia Commons

Князь принял постриг под именем Алексий, а в 1547 году его причислили к лику святых как монаха, благоверного князя и прародителя московских государей. Но начиная с XVIII века изображение Александра в монашеском одеянии было запрещено Синодом: Петр I велел почитать его именно как воина-правителя.

Источники

  • Татищев В. Н. История российская. Т. 5. М., Л., 1965.
  • Югов А. К. Ратоборцы. Александр Невский. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М., 1985.
  • Житие Александра Невского. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. СПб., 1997.
  • Полное собрание русских летописей. Т. 3. М.; Л., 1950.
  • Послание папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу.

Игорь Курукин

В XVI веке Русская Православная Церковь прославила князя Александра Невского как святого и благоверного. По традиции был составлен канон в его честь. С того времени ежегодно Церковь отдает дань всенародной памяти своему святому, защитнику земли русской – Александру Невскому. 

К страницам отечественной истории были обращены многие произведения великих русских композиторов-классиков XIX века – Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.

В 30-х годах двадцатого столетия огромный интерес к истории наблюдается не только в музыке, но и в литературе, кинематографе.
В музыке подлинный расцвет переживает кантатно-ораториальный жанр. Одним из лучших сочинений была признана кантата «Александр Невский» С. Прокофьева.

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма — бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

«Песня об Александре Невском» — вторая часть кантаты — это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это — основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор — мужские голоса, дополненные альтами.

В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.

Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб — это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.

«Вставайте, люди русские!» — четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.

Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».

Пятая часть — «Ледовое побоище» — грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.

В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».

Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Шестая часть — «Мёртвое поле» — одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.

Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.

Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих — добрых молодцев.

«Я пойду по полю чистому…» — одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, — не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина — мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.

Завершается кантата торжественным, величественным финалом — «Въезд Александра Невского во Псков».

Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь — победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы… Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

По материалам Второй республиканской научно-практической конференции «Славься, Отечество», посвященной Дню воинской славы России – Дню народного единства и Дню Республики Марий Эл

…И кричали враги потрясенные:
«Может, русские заколдованы?!
Их сожжешь огнем, а они живут!
Их пронзишь стрелой, а они живут!
Их убьешь сто раз, а они живут!
А они живут и сражаются!..»
Р. Рождественский

18 апреля, в День воинской славы России, мы чествуем победу доблестных мужей русских во главе с князем Александром Невским над войсками Ливонского ордена в сражении, именуемом в нашей истории «Ледовым побоищем». Об этой великой битве мы знаем из русских летописей, которые являются основными источниками давних событий.

В преддверии этой знаменательной победной даты, продолжая программу «Могучая воля, великая слава, Руси достоянье на все времена», симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского подготовила для своих читателей и удаленных пользователей литературно-исторический экскурс «Скажите всем, что Русь жива!».

Рассказ по картине серова ледовое побоище

В утро 1242 года к Чудскому озеру подошли для решающего сражения войска Александра Невского. Молодой талантливый полководец, князь Александр Ярославович блестящей военной тактикой сумел затянуть на свои позиции немецких крестоносцев, зажав их клиньями конных и пеших отрядов. А благодаря слаженным действиям и смекалке, мужественные «богатыри» князя увели неприятеля на места тонкого озёрного льда. Под тяжестью тысяч людей в доспехах и сотен лошадей лёд стал трещать и ломаться, целые подразделения проваливались и тонули. Жестокая сеча завершилась разгромом крестоносцев.

Первым результатом битвы стало то, что Ливонский и Тевтонский ордена подписали с Александром перемирие и отказались от своих претензий на Русь. Как сказано в Новгородской первой летописи, Орден отказался от всех своих завоеваний 1240-1241 годов в Новгородской земле, отпустил псковских заложников и разменялся пленными. Как отмечают историки, «Ледовое побоище» стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою дружиной, в большей части своей состоящей из пехоты.

Известный прозаик, поэт, драматург, военный корреспондент Константин Симонов в 1938 году с гордостью написал поэму «Ледовое побоище»:

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…

Рассказ по картине серова ледовое побоище

Общеизвестно, что основные свои победы Александр одержал в молодости: во время Невской битвы ему было примерно 19 лет, а русскими войсками в Ледовом побоище он командовал в 21 год. За всю свою жизнь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Спустя века в его честь был назван Александр Суворов, который также стал великим полководцем и выиграл все битвы, проходившие  под его командованием.

Многие столетия Александр Невский высоко почитаем на Руси как святой великий воин-заступник.  В большинстве икон XVIII–XIX вв. образ его можно увидеть в царской мантии и воинских доспехах, часто – верхом на коне. Писались также и житийные иконы св. Александра Невского, в числе которых – сюжеты его сражений. Благоверному князю посвящали романы и поэмы, снимали фильмы, устанавливали памятники во многих городах нашей необъятной родины, его именем называли площади и улицы. В честь него возведено множество храмов, в том числе и в Крыму: в Симферополе, Ялте, в Алуште, в посёлке Утёс, церковь Александра Невского при санатории Святого Луки в Алупке.

В годы Великой Отечественной войны святой Александр Невский был особенно близок русскому народу. Не случайно писатели, поэты, художники, режиссёры обращались к героической теме Ледового побоища, проводя явные параллели. Триптих художника Павла Корина «Александр Невский» был заказан для поддержания боевого духа советских солдат и доблестного примера. Картину «Ледовое побоище», проникнутое  настроением победы «отстоим, защитим, отвоюем Родину», советский художник Владимир Серов написал в суровом 1942 году, находясь в блокадном Ленинграде. А в победном 1945 году Серов пишет второе полотно, посвященное победе Невского  «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Рассказ по картине серова ледовое побоище

В числе известных плакатов 1941 года – плакат В. А. Оболенского «Били, бьём и будем бить!» с изображением воинов Александра Невского и советских бойцов. Современный художник Сергей Присекин создал картину, в название которой вошли слова великого князя «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Вниманию читателей представлена выставка литературы из фонда библиотеки «За Русь Святую с верой и отвагой», центральное место на которой заняли репродукции картин В.А. Серова и П.Д. Корина, специальный выпуск международного журнала «Честь Отечества», «посвященный Св. благоверному князю Александру Невскому», журналы «Родина», «Свой», полная энциклопедия «Полководцы России» Ю.К. Школьника, издания «Святой благословенный князь Александр Невский» А. Воловика, «История России в кратких жизнеописаниях ее правителей и знаменитых граждан» С.А. Маркина, сборники «100 великих битв», «Правители земли Русской», «Сердца из крепкого булата» и др.

Жизнь князя Александра Невского, полководца и выдающегося государственного деятеля Древней Руси веками привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах чувство гордости и веры. Он принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы государства и народа, но и во многом изменила их, предопределив ход истории на многие столетия вперёд. В свое время  митрополит Кирилл с гордостью отметил: «…благоверный князь из далёкого прошлого, из XIII века … боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода».

Гущина Екатерина Вениаминовна

Детско – родительский проект в группе раннего возраста «Любимые сказки для души – их знают и взрослые, и малыши!» Воспитатели: Кисляницина Н.В., Гущина Е.В. Тип проекта: творческий, групповой, игровой. Срок реализации проекта: декабрь 2021 — февраль 2022 Участники проекта:  дети группы раннего возраста «Дружная семейка»,педагоги, родители. Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие». Актуальность: Актуальность для родителей. Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической…

Гущина Екатерина Вениаминовна

ПРОЕКТ летней оздоровительной работы «Лето-территория здоровья!» Воспитатели: Кисляницина Н.В. Гущина Е.В.  Музыкальный руководитель: Злобина И.Г. Инструктор по ФИЗО: Литвинова В.В.   Продолжительность проекта: краткосрочный (1 июня по 30 июня) Тип проекта: спортивно-оздоровительный, творческий. Участники проекта: — воспитанники летнего лагеря ДОУ, — родители воспитанников летнего лагеря ДОУ, — воспитатели Гущина Е.В., Кисляницина Н.В. — инструктор по физической культуре Литвинова В.В.  -музыкальный руководитель Злобина И.Г. Актуальность: Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Мастер-класс с родителями «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников» Воспитатели:Гущина Е.В., Кисляницина Н.В. В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными. Цель: Развитие у родителей (педагогическое просвещение) педагогической компетентности по освоению способов развития у детей нравственно-патриотических чувств. Задачи: Привлечь родителей к работе по формированию у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, Познакомить родителей…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Консультация для родителей по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Воспитатели подготовительной группы: Гущина Екатерина Вениаминовна, Кисляницина Наталья Владимировна. Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составить рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Расскажи о безопасности» Воспитатели: Гущина Е.В. Кисляницина Н.В. Цель: воспитание у детей желание закреплять и познавать правила безопасности дома и на улице. Задачи: Обучающие : — обучать основам личной безопасности; — формировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; — учить детей отвечать на вопросы полным предложением; — учить детей пользоваться номерами телефонов: 01, 02, 03, с сотового – 112. Развивающие : — формировать понятие  «можно – нельзя»  к различным ситуациям на улице и дома; — развивать речь, память, мышление, внимание; — развивать умение выслушать друг друга; Воспитательные…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Авторы: Гущина Е.В., Кисляницина Н.В, Цель: Формирование умения детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт. Задачи: Образовательные: -закрепить знания детей о домашних животных; -расширять словарный запас детей; -учить внимательно слушать друг друга, отвечать на вопросы полным предложением. Развивающие: -развивать у детей воображение, образное мышление и долговременную память; — развивать умение строить высказывания, опираясь на готовый план; -развивать познавательно — исследовательскую активность; Воспитательные: — формировать навыки взаимодействия со сверстниками, самостоятельности и инициативности; -воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили. Предварительная работа: Беседы, чтение рассказов о животных; опыт…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (старшая группа) Воспитатели: Гущина Е.В. Кисляницина Н.В.   Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Образовательные задачи: обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия; совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь. Развивающие задачи: развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников. активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»; закреплять и расширять знания о зимних забавах; развивать пространственные представления. Воспитательные задачи:…

Гущина Екатерина Вениаминовна

Развлечение для детей и их семей ко Дню Матери «Самая мудрая мама — бабушка». Воспитатели МБДОУ «Детский сад №4» Гущина Е.В. Кисляницина Н.В. Зал празднично украшен. Под музыку дети заходят в зал, строятся полукругом. Ведущий : Мама. У каждого из нас есть своя мама, мамочка… Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама — дарительница тепла, любви и красоты….

Гущина Екатерина Вениаминовна

МБДОУ детский сад №4 ЗАТО Звёздный, Пермский край. СЦЕНАРИЙ   СОВМЕСТНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В средней  ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»                                                                                          Воспитатели:                                                …

Картотека дидактических игр по развитию навыков связной речи для детей старшего дошкольного возраста

«Опиши картинку».

Цель: Развитие связной речи, произвольной и слуховой памяти, наблюдательности, логического мышления, формирование навыков определять группу предметов, объединенных по общему признаку, выявления постороннего по смыслу предмета.

Оборудование: сюжетная картина.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

«Кто это? Что это?»

Цель: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Детям предлагается показать и одним словом назвать : «Что это?»«Кто это?» определить и закрепить знания на одушевленные и неодушевленные предметы.

«Домики»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Оборудование:поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др. — по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик,и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Оборудование: фрагменты (разрезные части) картины.

Детям говорится, что «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«На чем дети катаются»

Цель: активизировать в речи предлога НА.

Оборудование: Сюжетные картинки.

Наглядный материал: сюжетные картинки на которых изображено всё на чем можно кататься.Например: лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина и т. д.

Дети по картинке составляют предложения с предлогом НА.Например: девочка катается на самокате, папа едет на машине. и т. д.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух и речевые навыки.

Оборудование: сборник детских стихов.

Детям предлагается что найти слова которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово — рифму.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Кто больше знает»

Цель: Развитие речи и памяти детей, обогащение и закрепление их знания о предметах.

Оборудование: различные бытовые предметы.

Детям предлагается вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.Например: У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети должны постараться сказать как можно больше. Взрослый заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Оборудование: предметные карточки на разные лексические темы.

Каждому ребёнку предлагается изображать одно слово. Например 1 ребенок — «медвежонок»; второй ребенок — «любит». Нужно выбрать третье слово из ряда предметных карточек (Мёд).Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Можно поменять детей местами и прочитать новое предложение (Медвежонок мёд любит). Предметные картинки на разные лексические темы.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы.

Детям предлагается рассмотреть картинки-нелепицы, и не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. У детей формируются навыки полного описания картины, с элементами рассуждения.

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Оборудование: Игрушечный мишка, письмо.

Детям предлагается помочь медвежонку прочитать размытое дождем письмо от брата.Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, взрослый интонацией должен побуждать детей дополнять предложения.

«Угадай-ка»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Оборудование: предметные картинки по лексическим темам.

Детям предлагается описать любой из предложенных предметов по признакам так, чтобы все догадались что это.Например: круглый, красный, сочный, вкусный — (помидор).

«Говорящий предмет»

Цель: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Оборудование: камешек, мяч, игрушка

Ребенку предлагается взять камушек и по памяти описать предмет, например комнаты, затем передает камешек тому, кто будет отгадывать по описанию о каком предмете говорится. Загадываться должны только те предметы, которые действительно существуют, находятся в комнате. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связьюразвитие логического мышления.

Оборудование: предметные карточки, фишки.

Детям предлагается закончить предложения, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы дети правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить в тексте грамматические ошибки.

Оборудование: текстовые карточки.

Детям предлагается сказать «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

— Мама ставит вазу с цветами в стол.

— Когда хотят что-то купить теряют деньги.

— Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

— В полу лежит красивый ковер и т. д.

Взрослый уточняет и спрашивает «Почему предложения неточные?

«Придумай предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование: бусы, мяч, игрушка

Детям предлагается, передавая (одевая) предмет (бусы) придумывая предложение с заданным словом, например ЯБЛОКО. Передавать предмет (бусы) другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом, например, Я СОРВАЛ ЯБЛОКО. Затем ответивший ребенок назовёт свое слово и передаст предмет (оденет бусы) другому ребенку. Если дети затрудняются при ответе, взрослый помогает им.

«Дополни предложение»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование: мяч

Взрослый говорит начало предложения, а детям предлагается найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.например: «Мама купила. — …книжки, тетради, портфель», — продолжают дети.

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серия предметных картинок

Ребенку предлагается найти ошибку. Перед ним раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: сборник детских произведений, сказок

После прочтения сказки ребёнку предлагается рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. Ребенок должен стараться ответить полнымразвернутым предложением.

  • Рассказ по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс текст
  • Рассказ по картине решетникова за уроками
  • Рассказ по картине рожь шишкина
  • Рассказ по картине попкова осенние дожди пушкин
  • Рассказ по картине рылова в голубом просторе