Рассказ по картине пример

Слайд 1обучение дошкольников рассказыванию по картине муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 28 ласточка автор: григорьева татьяна алексеевна

Слайд 1

«Обучение дошкольников рассказыванию по картине» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка» Автор: Григорьева Татьяна Алексеевна – воспитатель (ВКК)

Слайд 2

Значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 3

СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ П редметные картины — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). С южетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Слайд 4

Р епродукции картин мастеров искусства: — пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др . Н атюрморт : К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 6

Общие требования к организации работы с картиной Работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 7

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 8

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 9

Обучение детей рассматриванию картин

Слайд 10

Этапы обучения рассказыванию по картине М ладший дошкольный возраст: О существляется подготовительный этап, цель его — обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине — беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на … (коврике), у нее маленькие … (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки .

Слайд 11

Описательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.). С редний дошкольный возраст : Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Слайд 12

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Слайд 13

С тарший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование — большая самостоятельность в рассказах по картинам. В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: — описанию и сравнению предметных картин; — описанию сюжетных картин; — повествованию по серии сюжетных картин.

Слайд 14

Структура занятия И спользуется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. 1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать. Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии

Слайд 15

П одготовительная к школе группа Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина , В. Бианки. Структура заняти я Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Слайд 16

Обучение детей рассказыванию по картине

Слайд 17

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

детский
сад № 94

городской
округ город Рыбинск

Ярославская
область

Выступление
на педагогическом совете

«Особенности
развития связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине
и серии картин»

Комиссарова
Татьяна Николаевна, воспитатель.

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности
обучения ребенка в школе.

Одним из главных направлений работы детского
сада в соответствии с требованиями ФГОС является речевое развитие.

У человека нет возможности
увидеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами. Поэтому картинам,
как фактору умственного и речевого развития ребенка, должно быть отведено почетное
место с первых лет его жизни.

Рассматривание картин
в дошкольном возрасте  преследует несколько целей:

1) формирование способности
к наблюдению;

2) развитие сопутствующих
наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического
суждения);

3) накопление и активизация
словаря, развитие языка ребенка.

4) развитие художественно –
эстетического восприятия

Самым трудным видом речевой деятельности
является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Картины, как дидактическое пособие в
образовательном процессе:

hello_html_168cac9c.jpg 

Требования к подбору
картин по развитию речи
в детском саду

— содержание картины должно
быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

— картина должна быть
высокохудожественной;

— изображения персонажей,
животных и других объектов должны быть реалистическими; так как условное
формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

— следует обращать внимание
на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с
чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Следует
избегать излишней штриховки или  незаконченности рисунка.

В формировании умений
описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально
разработанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины
— на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного
взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с
жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» — автор С.А.
Веретенникова, художник Л. Комаров).

Сюжетные картины,
где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Используются и
репродукции известных художников

пейзажные картины:
А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая
вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
«Сосновый лес», «Рожь»; В. Васнецов «Аленушка» «Богатыри», «Иван-царевич на
Сером волке»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень»;  А. Пластов
«Летом», «Сенокос» и др.;

натюрморты:
К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков
«Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Работа с картинами для развития речи
достаточно разработана и описана в трудах Е. И. Тихеевой, Е. А: Флериной, Л. A.
Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и других педагогов.

Принцип составления рассказа
по любой
картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе детей,  их знаниях
об окружающей действительности.

Дети должны:

— знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

— уметь отличать рассказ от простого
набора предложений.

Диагностика показывает, что большинство
детей имеют низкий уровень развития речи (дети затрудняются в установлении
связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при
рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников;
словарный запас беден). Работа над пополнением словарного запаса должна вестись
не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, на прогулке,  во
время наблюдений за природой.

Предлагаю составить примерный
словарь дошкольника подготовительной группы на тему «Весна» (прилагательный и
глагольный)

Небо      голубое, высокое, светлое, чистое,  ясное,
небольшие легкие облака

Солнце      яркое, теплое, ласковое,
припекает,  пригревает землю

День          светлый, теплый , ясный,
погожий, солнечный, дождливый,

Воздух      прозрачный, влажный, теплый,
неподвижный, легкий ветерок

Дождь       короткий, теплый, звонкий,
моросит, мелкий

Деревья     просыпаются, наполняются соком,
набухают почки, появляются клейкие листочки, зацветают

Трава         пробивается, тонкая, бледная,
зелёная, дружная, сочная

Земля         оттаяла, нагревается, испаряет
влагу, сырая, с проталинами, черная

Краски       Светлые, пастельные тона,
прозрачные, легкие, невесомые.

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) Составление описательного рассказа по
предметной картине;

Описание предметных картин — это связное
после­довательное описание изображенных на картине пред­метов или животных, их
качеств, свойств, действий образа жизни.

2) Составление описательного рассказа по
сюжетной картине;

Описание сюжетной картины — это описание
изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины
(дается и описание и сюжет).

3) Придумывание
повествовательного рассказа по сюжетной картине;

Повествовательный рассказ по сюжетной
картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ,
последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к
изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить
содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать
предшествующие и последующие события.

4) Составление рассказа по
последовательной сюжетной серии картинок;

Рассказ по последовательной сюжетной
серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной
картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в
определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим,
овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

5) Составление описательного рассказа по
пейзажной картине и натюрморту.

Описание пейзажной картины и натюрморта,
навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

Рассказыописания
по пейзажной картине это особый вид связного высказывания. Он  особенно
сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине
основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на
пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В
данном случае в качестве элементов в рассказе  выступают объекты природы. Так
как они носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств
данных объектов. Работу по таким картинам нужно строить в несколько этапов:

        
выделение значимых объектов картины;

        
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств
каждого объекта;

        
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

        
объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для поддержания интереса к рассматриваемой
картине можно использовать различные игры и игровые приемы:

«Подзорная труба»

Ход игры:
каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет
только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с
черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка,
дом, елка, веревка, трава…

«Оживи картину»

«Фотографирование»

Представьте,
что у вас в руках фотоаппараты. Возьмите свой фотоаппарат, настройте свои
объективы, внимательно рассмотрите картину выберите только один предмет и
сфотографируйте его. Участники называют предметы. Как много разных предметов мы
с Вами назвали, предлагаю вам самим проявить свои фотографии. У вас на столах
есть листы бумаги и фломастеры (каждый схематично изображает свой кадр). Для
детей это может быть предварительная работа (рисунки по картине).

«Вхождение
в картину»

«Живые
картинки»

Ход
игры:
каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине,
объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно
других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном
пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка»
предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и
наблюдается воспитателем 5-7 секунд после построения всех детей-объектов на
ковре.

«Фантазирование»

На всех занятиях с
использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) формировать умение рассматривать
и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства
детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов
у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

В
старшей и подготовительной группе уделяется внимание развитию умения выделять и
характеризовать самое существенное в картине.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Выделение существенного наиболее ярко выступает в
подборе названия
картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту
картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением и
характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать
фон, пейзаж, состояние погоды, настроение и т. д.

Воспитатель учит детей вводить в
свои рассказы небольшие описания природы. Можно использовать такой методический
прием как вопросы к детям о том, какое у них бывает настроение, когда они
играют в снежки, когда мамы нет дома и другие подобные ситуации, близкие опыту
детей.

Основным приемом
обучения
составлению рассказа — описания по картине в
старшем дошкольном возрасте становятся вопросы воспитателя. Своими
вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысли детей последовательно
от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя
должны быть максимально конкретными. Беседа по картине должна носить живой,
непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и
впечатлениями.

Сейчас нередки случаи, когда  ребята
плохо владеют умением связно излагать содержание картины, тогда следует предложить
рассказ-образец воспитателя. Рассказ-образец должен отвечать определенным
требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, законченным,
излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).

Рассказ-образец педагога,
предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит
средством для перевода их на более высокую ступень развития умения
рассказывать.
 Воспитатель требует не простого
воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. Используются
литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее
трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность
высказаться об остальном.

Требования
к тексту
: текст должен состоять из 10-11 предложений в старшей группе,
12-15 – в подготовительной группе. Предложения должны состоять из 5-7 слов.

Перед описанием пейзажа
должна быть проведена предварительная работа:

· 
Наблюдения на прогулке за природой

· 
Занятия по экологии

· 
Просмотр диафильмов, презентаций, открыток, картин

Практическая часть. Я предлагаю рассмотреть картину и составить по ней рассказ.
Вашему вниманию предлагается известная картина, предназначенная для
рассматривания и описания в весенний период.

Художник
Исаак Ильич Левитан. Он создал много замечательных пейзажей.


Вспомните, как называется эта картина?

(И.И. Левитан «Весна. Большая вода»)


Какое явление здесь запечатлено? (Разлив реки, половодье).


Когда бывает половодье? ( В апреле.)


Что можно сказать о воде, какая она?

(Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

— В
какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж?

(Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)


Какие цвета художник использовал чаще всего?

(Оттенками синего и желтого.)


Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна,
светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые
оказались в воде.)

Составление
плана рассказа
в виде картинно-графического
плана
.

— А
сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.

Воспитатель выставляет
картинки-пункты плана:

1.                    
Название картины, автор

2.                    
Место действия

3.                    
Время действия

4.                    
Погода.

5.                    
Композиция картины.

6.                    
Цветовая палитра.

7.                    
Настроение картины.

8.                    
Твое отношение к картине

Составление
рассказов

а)
по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

Образец 
«идеального» рассказа.

«На
картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время
разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По
голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но
чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней
как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу
легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая
ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины
видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок
видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются
стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В
своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта
картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло
и зелено. А сейчас мне немного жаль деревья, которые мокнут в воде».

. Оценка
рассказов детей.

Воспитатель
оценивает рассказы детей.

— Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них
не  было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях
длинные предложения, подобрали много красивых слов, выразили  свое отношение к
картине. Молодцы!

Картины широко применяются в
обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой
интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети
рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы
взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности,
заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления,
памяти и речи. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель
обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания;
следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной
речи и рассказыванию.

С помощью картины воспитатель расширяет
представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не
могут видеть.

С помощью картины педагог
воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это
может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к
товарищам. Чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Главное, к чему нужно
стремиться, разрабатывая занятия по составлению рассказов — обучить детей новым
речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов литературной
речи. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при
обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной,
интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия должны быть
разработаны с учётом создания интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание
интереса на всём его протяжении. Это залог успешного результата деятельности
всех её участников.

Список использованной и
рекомендуемой литературы

1. Агранович З.Е. Сборник
домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е.
Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

2. Гомзяк О.С. Говорим
правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к
школе группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Глухов В.П. Формирование
связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П.
Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего
логопеда.)

4. Климчук Н.И. наглядное
моделирование в системе словарной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие
речи. // Логопед. 2008.

5 Нечаева Н.Е. Формирование
словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2008.

6. Ушакова О.С. Посмотри и
расскажи. Рассказы по сюжетным картинам. М., 2002.

7. Ушинский К.Д. Избранные
педагогические произведения. М., 1968.

8.З.Е.Ткаченко Т.А. Учим
говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2002.

9. Хрестоматия по теории и
методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ.
высш. и сред. учеб. заведений / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яншина. – М. :
Издательский центр «Академия», 1999.

Многомудрый Литрекон представляет итоговые сочинения на тему: Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это в изобилии представлено на странице. Приятного просвещения!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.

Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.

Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.

Вариант 2

(418 слов) На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.

Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.

Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.

Вариант 3

(386 слов) Самая важная цель на жизненном пути человека — это реализация своего потенциала. Каждый из нас имеет уникальные таланты, заложенные природой, и их раскрытие — главное дело, которому стоит посвятить всего себя. У кого-то есть способности к изучению наук, а кто-то — одаренный музыкант, спортсмен, продавец-консультант. Поэтому поиск и применение себя стали одной из наиболее распространенных тем в литературе и искусстве.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня жила как будто в полусне, ведь ее судьба была предрешена. Найден жених, назначена дата свадьбы, арендован дом, определено содержание. На этом этапе развитие Надежды должно было закончиться, так как не нужно было трудиться и обеспечивать себя, раз уж бабушка выдала часть капитала. Ее жених открыто признавал, что терпеть не может работу, ведь его душа предназначена для вольной праздности. И Надежду ожидало сытое и умеренное прозябание наедине с этим бездеятельным и бесцельным человеком. Постепенно ее начало тяготеть такое будущее. Она смутно осознавала, что способна на большее, что в таком образе жизни ее ожидает лишь скука. И она собралась с силами и приняла судьбоносное решение: убежала из дома, чтобы уехать в большой город и получить образование. Эта цель сделала ее счастливой. Надежда раскрыла свой потенциал и уже с жалостью смотрела на родной городок, где жизнь застыла в праздном увядании. А ее дорога к успеху только началась!

О важности поиска и реализации себя писал и И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня тоже отказалась от брака и изменила свою судьбу. Богатая и свободная красавица в большом городе устала от суеты и пресытилась развлечениями. Она чувствовала, что ее влечет духовное призвание. Девушка посещала храмы, читала религиозную литературу и изучала ритуалы церкви, чтобы лучше разобраться в себе и своем будущем деле. Даже отношения с красивым и обеспеченным кавалером не остановили ее на пороге принятия пострига. Она сблизилась с ним, но на следующий день уже уехала в монастырь, так и не найдя предлога остаться. Ее уход из мирской жизни был верной целью, которая привела ее к гармонии и счастью. Найти себя и применение своим способностям — вот единственно правильное направление.

Таким образом, человек должен, прежде всего, искать свою тропу посреди сотен дорог и в труде воплощать те таланты, которыми его наградила природа. Это и есть наиболее важная цель в жизни, которая стоит перед каждым из нас. Чтобы выбрать то, что соответствует духовным потребностям, нужно прислушаться к себе и идти на зов внутреннего голоса.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.

Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Подбирая картины для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета или серия картин. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

в порядке их усложнения

  • Составление описательного рассказа по предметной картине.

  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.   

  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

При таком подходе результат является достаточно гарантированным.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

В средней  группе цель обучения остается прежней — учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

 По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь, умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. В речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Здесь остановимся подробнее на творческом рассказывании как наиболее сложной форме монолога дошкольника.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания:

  1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Этапы обучения творческому рассказыванию

1 этап: «Определение состава картины»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример: игры с картиной «Кошка с котятами».

«Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: «Котята дружат между собой, потому что они детки одной мамы — кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» — найти объекты, которые между собой «не дружат». Пример: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

4 этап: «Составление загадок и метафор по картине»

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

5 этап: «Преобразование объектов во времени»

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

6 этап: «Описание местонахождения объектов на картине»

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка — описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

7 этап: «Составление рассказов от лица разных объектов»

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

8 этап: «Смысловая характеристика картины»

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ — рассуждение.

9 этап: «Составление рассказов-фантазий»

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…». Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

  4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

  6.  Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

10 этап: «Составление сказок нравственно-этического характера»

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

  • Рассказ по картине м и авилов поединок на куликовом поле
  • Рассказ по английскому перевод
  • Рассказ петька на даче слушать
  • Рассказ платонова 4 буквы сканворд
  • Рассказ петух кот и мышонок читать