Рассказ по картине попкова осенние дожди пушкин

Вариант 1. кратко для 8 класса примерный план сочинения: 1. информация о картине и ее создателе 2. сюжет. описание главного

Вариант 1. Кратко для 8 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и ее создателе
2. Сюжет. Описание главного героя
3. Природа, как средство выражения чувств
4. Краски картины
5. Мое мнение о полотне

Картина «Осенние дожди. Пушкин.» была написана русским художником Виктором Ефимовичем Попковым в 1974 году. Известно, что она осталась незаконченной по причине трагической смерти мастера. Идея создания полотна возникла, скорее всего, во время посещения поселка Михайловского, где много лет тому назад находилась усадьба, родовое гнездо поэта.

В центре картины, на крыльце, прислонившись плечом к колонне, спиной к нам стоит Александр Сергеевич Пушкин. Взгляд поэта устремлен вдаль. Он в задумчивости стоит под крышей, наблюдая за капризами природы. Полы фрака развеваются на ветру.

Мы знаем, что Александр Сергеевич любил осень, делясь своими ощущениями об этом немного грустном времени года: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…я снова счастлив, молод…я снова жизни полон…».

Идет дождь. Лестница мокрая, на ней есть лужи. Перед крыльцом мы видим террасы, которые ведут вниз. С обеих сторон растут высокие деревья, покрытые золотистой, осенней листвой. Она еще не облетела, поэтому признаку можно догадаться, что сейчас самое начало осени. Вдали виднеется река, в которой отражается по-осеннему мрачное, серое небо. Минорные краски, выбранные автором, подчеркивают тоску, которую испытываем мы все с уходом теплого, ласкового лета.

В картине чувствуется истинная любовь художника к родной природе. Именно она является источником вдохновения мастеров кисти и слова. Полотно занимает достойное место в собрании художественных произведений Третьяковской галереи. Оно символизирует незавершенность творчества и внезапность кончины автора.

При взгляде на картину мне становится грустно. Ведь я знаю о печальном конце жизни великого Пушкина, а также о преждевременной гибели создателя полотна. Возможно, он предчувствовал трагедию и частично отобразил непонятную ему печаль в сюжете и подобранных красках.

Вариант 2. Маленькое сочинение Осенние дожди своими словами

Виктор Ефимович Попков – талантливый российский художник. Несмотря на недолгую жизнь (1932 г.- 1974 г.), он оставил множество прекрасных работ. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях.

Виктор Попков родился в Москве в большой рабочей семье. Только благодаря поддержке матери, начал посещать студию изобразительного искусства. В детском возрасте Попков поставил перед собой главную цель – стать профессиональным художником. Он смог реализовать мечту после окончания Московского художественного института.

Живопись Попкова выделяется насыщенностью цветов, строгостью линий, философским взглядом на жизнь. Не является исключением работа «Осенние дожди. Пушкин» (1974г.), написанная под впечатлением от посещения усадьбы Пушкиных в Михайловском. Невероятно, но судьбы великих людей похожи: оба погибли нелепо и неожиданно.

Великий русский поэт любил русскую природу, часто посвящал ей произведения. Особенно его привлекали яркие осенние краски, ведь осень – идеальная пора для умиротворения, философских раздумий и творческих планов. Такой важный момент запечатлел художник на картине «Осенние дожди. Пушкин».

На переднем плане изображен молодой человек в черном фраке. Он стоит на крыльце господского дома с белыми колоннами, скрестив руки на груди, взгляд устремлен вдаль. В фигуре угадывается облик Александра Сергеевича Пушкина. Поэт очарован чудесным пейзажем, открывающимся перед его очами. Возможно, он именно сейчас испытывает вдохновение.

Осень на картине – не менее значимый образ. На ее наступление указывают желтые, оранжевые тона. Вдали виднеются зеленые поля, хотя на ступенях террасы лежат опавшие листья, стоят лужи. Холодный дождь вернется вновь: на мрачном небе появились серые тучи. На картине есть детали, указывающие на одиночество – это белая лошадь и покинутая садовая скамейка.

Полотно, пронизанное грустью и спокойствием, хочется рассматривать бесконечно. Талант В.Е. Попкова помог ему передать личные переживания от места, глубоко поразившего воображение художника.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Виктор Попков — советский художник и график. Расцвет его творчества приходится на вторую половину 20 века. Попкова называют мастером лаконичность цветовых решений, одним из основоположников «сурового стиля» в живописи. Его представители изображали будничную жизнь и людей вне их социального разделения. Попков выделялся среди мрачноватой живописи приверженцев «сурового стиля» особой выразительностью и философским началом своих полотен.

Художник много путешествовал по стране. Осенью 1973 года, когда он находился в селе Михайловском, у него родился замысел картины «Осенние дожди». Первоначально полотно называлось «Осенние дожди. Пушкин». Художник начал писать картину в родовом имении Пушкиных, чувствуя, что здесь великий поэт во всём незримо присутствует. Художника вдохновлял витающий здесь дух Пушкина. Эту работу мастера можно назвать пейзажем с элементами авто портретного жанра, так как художник старался передать в ней собственное мироощущение.

На полотне изображен осенний пейзаж, крыльцо дома и прислонившийся к колонне поэт, который любуется красотой осеннего пейзажа. Ветряная осенняя погода, золото листвы и необозримые дали вдохновляют стихотворца.

Передний план картины занимают огромные серо-белые колонны высокого крыльца усадебного дома и силуэт человека в чёрном фраке. В фигуре человека легко узнаётся Пушкин. На краешке террасы и возле ног поэта лежат опавшие листья, говоря о начале золотой поры листопада. Тёмная фигура Пушкина противопоставлена золотистой листве сада. Такой контраст указывает, что силуэт на полотне занимает особое место. Он – главное. На что нужно обратить внимание, чтобы понять замысел картины.

Мокрые, широкие ступени лестницы уводят взгляд зрителя в яркий осенний пейзаж Пушкин стоит на фоне осени. Поэт и осень – два значимых образа, создающих лирическое, проникновенное настроение картины. Мрачное небо в серых тучах подчёркивает неспокойность разгулявшейся стихии. Оранжево-сизые дали, бесцветные река и озеро вдали – всё передаёт настроение дождливой и ветряной погоды.

Несколько деталей на картине подчёркивают одиночество поэта. Это мокрая, всеми покинутая садовая скамейка внизу лестницы, лужа на террасе, маленький силуэт белой лошади вдали. Край пушкинского фрака приподнял холодный ветер. Но поэт словно не замечает непогоды. Он очарован осенними далями. Для автора полотна здесь величие осени и величие гения слились воедино.

Картина выполнена в жёлтых, оранжевых, синевато-зелёных и серых тонах. В ней присутствуют также очень тёмные оттенки, говорящие о смутной печали и одиночестве поэта. Однако общее настроение картины нельзя назвать мрачным. Художник передал возвышенность вдохновения поэта.

В картине чувствуется родство поэта и самого художника с осенью и стихией. Замысел автора в том, чтобы сделать попытку заглянуть во внутренний мир поэта. Живописец увидел образ Пушкина одухотворённым, изящным, спокойным и гармоничным. Лишь предчувствие скорой гибели чувствуется в лёгкой тревожности цветовой гаммы картины. Художник также хотел показать глубокую взаимосвязь природы и творческого вдохновения.

Полотно понравилось мне своей пронзительной грустью и одновременно вселенским спокойствием. Картина наполнена безграничным русским простором. Художник объединил в ней тайную власть красоты природы и поэзии над нашими душами.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Осенние дожди. Пушкин Попкова

Идея картины родилась в Михайловском, где Попков гостил осенью 1973 г. Место своей атмосферой, энергетикой заворожило художника. Здесь все было пропитано духом поэзии и прозы Пушкина. Известно, что Александр Сергеевич очень любил осень. Это было его любимое время года. Осенью его душа возрождалась, наполнялась новыми силами, рождались творческие идеи.

Художник начал писать картину в самом Михайловском. Так как образ Пушкина еще хранили эти места. А чтобы прорисовать детали был заказан фрак по моде того времени. Его надевал и позировал друг живописца – Ю. С. Павлов. Иногда примерял сам художник, чтобы слиться с героем. Попков смог почувствовать дух поэта, жившего более века назад. Ощутить с ним родство.

На картине В. Попкова «Осенние дожди» мы видим силуэт человека в черном фраке. В этом образе легко узнать великого поэта – А.С. Пушкина. Именно таким мы привыкли видеть его на портретах. Но это полотно особенное. Здесь лирик задумчив, изображен в единении с природой. Осень здесь выступает не фоном, а полноправной героиней изображения. На картине Александр Сергеевич будто ведет диалог с осенью.

Пушкин стоит на высоком крыльце, с которого открывается красивый вид. Деревья играют желтизной по бокам, впереди серебристое озеро и хрустальные поля. А величественные колонны на переднем плане создают атмосферу торжественности.

Берега покрыты густой, высохшей травой. Виден изгиб реки. А вдалеке можно разглядеть фигуру пасущейся белой лошади. Она как символ мечтаний, души, творческих планов поэта, его вдохновения.

Все это открывается взору не сразу. Если смотреть на холст вблизи, то изображение кажется обилием цветных точек, мазков.

Удивительно, но самый яркий цвет полотна – черный. Великолепным смешением красок на холсте Попкову удается передать прохладу, очарование осенней поры. А холод и слякоть нивелируются желтизной листвы, от которой становится теплее. Палитра небогата, но игрой желтого и серого создан дождливый день, яркий фон деревьев.

Герой полотна прижимает руки к себе. Он ежится от холода и пронизывающего ветра. Но чувствуется, что он счастлив, радуется стихии. Высоко развивающиеся полы фрака также говорят о сильном ветре. Но герой не желает покидать крыльцо, променяв на теплый очаг в доме.

Глядя, на картину чувствуешь холод и ветер, будто стоишь рядом с поэтом и созерцаешь великолепие осени. А также разделяешь его радость и трепет от происходящего. Атмосфера картины торжественная.

2 вариант

Попков Виктор Ефимович – известный русский живописец и пейзажист. Одной из лучших работ художника является картина «Осенние дожди. Пушкин». Если сравнивать творчество Александра Сергеевича и Виктора Ефимовича, оно очень схоже – оба очень любили осень и показывали это в своих работах. Один писал стихотворения, а другой картины.

Если обратить внимание на название картины, сразу же можно понять, что на парадном крыльце стоит именно Пушкин, а не загадочный мужчина. Но даже несмотря на подпись холста, невозможно не узнать Великого поэта. Прислонившись к одной из колон, он смотрит вдаль, скрестив руки, возможно на улице прохладно. Вниз по ступенькам, стоит белая скамейка, а вокруг пожелтевшие не высокие кусты. По фраку писателя видно, что дует ветер. Стоит обратить внимание на ракурс, Пушкин стоит ко всем спиной, поскольку он хотел побыть в одиночестве, а точнее побыть с природой, ведь он очень любил это время года. Кажется, что пейзаж очень типичен и куда это Александр Сергеевич мог уставить свой взор?  Но именно такие ландшафты: холмы, луга, узенькая речка, все это вдохновляло поэта. Удивительно, осень такая хмурая, унылая, но все же была музой для многих талантливых людей.

На крылечке раскинулась лужица – это означает что прошел не большой дождь. Это и не удивительно, потому что эта пора любит частые дожди. Такую погоду несет серое, тучное небо. Его словно прорывает от переполненной воды, которая собралась в сгустке туч. Это придает задумчивости полотну, только яркие желтые деревья придаю ноту радости. Изогнутая река, что течет внизу холма, и не большое озерцо, вода там уже холодная и в округе сыро. Если хорошо присмотреться, возможно увидеть и белую лошадь. Как и Пушкин, она одинока или хочет быть одинокой.

Оттенки картины очень однообразны, хотя тона серого и желтого цвета очень богаты. Присутствует также: синева – горы. Вместо них там можно увидеть холмы, которые из-за тумана перестали быть зелеными. Цвет исказился из-за дождя и холода. 

В тусклую осеннюю пору, многих накрывало вдохновением, Попков не есть исключением. В своих картинах, он передает всю свою любовь к этому времени года.

Осенние дожди. Пушкин Попкова

Описание картины Осенние дожди. Пушкин Попкова сочинение

Несколько интересных тем

  • Тропинин

    Василий Андреевич Тропинин родился 19 марта 1776 года в одном из сел Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина. Умер 3 мая 1857 года в Москве. Он писал свои портреты сначала в стиле романтизма

  • Сенокос

    В летний период у крестьян много работы, связанной с сельским хозяйством. Люди встают рано, а отправляются спать уже после заката солнца. Великий и талантливый художник Пластов Аркадий Александрович

  • Куинджи

    Архип Куинджи – известный русский пейзажист, один из самый самобытных и ярких художников. Родился в семье бедного сапожника в Мариуполе в 1842 году.

  • Вечерний звон

    Левитан знаменитый Русский художник. 1892 году он нарисовал картину Вечерний звон. Часто можно наблюдать на его работах красоты Русской природы. На картине нарисована большая река

  • Буря

    Айвазовский всегда был одним из самых любимых моих художников. Его работы очень завораживают, талант настолько отчетлив, что создаётся такое ощущение, что это фотография, а не картина

МБОУ «СОШ № 21»  

Учитель русского языка и литературы,
Грезнева Н.А.

Подготовка к сочинению по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Цель урока:

— обучение сочинению по картине, развитие
устной и письменной речи.

— Развивать у учащихся умение искать информацию,
делать выводы, обобщать и систематизировать полученную информацию.

— Расширение кругозора; связь русского языка,
литературы и изо.

— Воспитывать патриотизм, любовь к живописи и
литературе.

— Обогащение эстетической культуры учащихся.

— Содействовать положительному формированию
психологического климата в классе.

Задачи:

Помочь отобрать нужную лексику, синтаксические
конструкции при построении текста.

Активизировать мыслительную деятельность с
помощью умело и уместно поставленных по ходу урока эвристических вопросов.

Помогать развитию творческого воображения,
творческих способностей учащихся.

Помочь ученикам осознать ценность совместной
деятельности

Проявлять мобильность, подвижность, хорошую
подготовленность, компетентность.

Вид занятия, тип урока: Расширение, углубление
и систематизация знаний

Планируемые результаты:

Личностные: развитие коммуникативных
способностей; совершенствование умения анализировать, сопоставлять,
исследовать, творчески работать; расширение кругозора учащихся и формирование
познавательного интереса к изучению русского языка, литературы и изо;

Метапредметные: продолжать
формировать желание самостоятельного поиска знаний и применения полученных
знаний; использовать различные источники литературных знаний и информации для
решения проблемных вопросов; развивать творческое мышление; высказывать свои
мысли; слушать собеседника;

Предметные: повторить,
закрепить, обобщить полученные знания.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос,
групповая и индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор,
презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года»

Словарная работа

К..ртина, п..ртрет, п..литра, художник п..ртр..тист, жив..пис..ц,
из..бр..зил, из..бр..же (н, нн)о, цв..товая га(м, мм)а, к…л…рит, к..мп..зиция,
п…редний и задний план, п..л..тно, репр..дукция, пр..изведение жив..п..си

Сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родил­ся в Москве в семье рабочего. Учился в Художе­ственно-графическом педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом худо­жественном институте им. В. И. Сурикова — учебном заведении, которое явилось продолжателем традиций Училища живописи, ваяния и зодчества; где учились многие знаменитые русские живописцы. Исследователи отмечают яркий, самобытный стиль Попкова , которого нередко называют одним из осно­воположников «сурового стиля» в советском изобра­зительном искусстве.

  • Виктор
    Ефимович Попков
     (1932-1974) родил­ся в Москве в
    семье рабочего. Учился в Художе­ственно-графическом педагогическом училище,
    затем в Московском государственном академическом худо­жественном институте
    им. В. И. Сурикова — учебном заведении, которое явилось продолжателем
    традиций Училища живописи, ваяния и зодчества; где учились многие
    знаменитые русские живописцы.
  • Исследователи
    отмечают яркий, самобытный стиль Попкова , которого
    нередко называют одним из осно­воположников «сурового стиля» в
    советском изобра­зительном искусстве.

Что такое «суровый стиль»? Это лаконичность цветовых решений, упрощение пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот стиль особую вырази­тельность и эмоциональность, отражавшие глубин­ные движения его души. Самые обычные, на первый взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Что такое «суровый стиль»?

Это лаконичность цветовых решений, упрощение
пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот
стиль особую вырази­тельность и эмоциональность, отражавшие глубин­ные движения
его души.

Самые обычные, на первый взгляд, образы на
картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Работы В.Е.Попкова

Работы В.Е.Попкова

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img5.jpg

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img6.jpg

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img7.jpg

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img8.jpg

Творческий и жизненный путь талантливого ху­дожника, увы, оборвался внезапно и трагически — 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской ху­дожника на мольберте стояла неоконченная работа — картина «Осенние дожди. Пушкин». Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.

  • Творческий
    и жизненный путь талантливого ху­дожника, увы, оборвался внезапно и
    трагически — 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда
    обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти.
  • В этот
    день в мастерской ху­дожника на мольберте стояла неоконченная работа
    — картина «Осенние дожди. Пушкин».
  • Близкие и
    друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img10.jpg

Замысел картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру.

  • Замысел
    картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г.
  • Очарование
    этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его
    настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру.

 Художник начал карти­ну здесь же, в Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Пав­лов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак — одежду, изготовленную по моде пуш­кинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно, художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил бо­лее века назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому по­эту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

Художник начал карти­ну здесь же, в
Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина.
Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Пав­лов, который надевал
специально заказанный для этой цели фрак — одежду, изготовленную по моде пуш­кинской
эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить
атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно, художнику удалось ощутить
духовное родство с поэтом, который жил бо­лее века назад.

Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную
русскую природу. Как и великому по­эту, посвятившему этому времени года немало
стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

«Уж небо осенью дышало…»

«Уж небо осенью дышало…»

Золотая осень

Золотая осень

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А. С. Пушкин «Осень»)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А. С. Пушкин «Осень»)

Что изображено на картине? Перечислите. Крыльцо, на котором стоит Пушкин; две колонны; ступенчатый спуск к небольшой площадке; белая садовая скамейка; деревья в золотой осенней листве; несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце

  • Что
    изображено на картине? Перечислите.
  • Крыльцо,
    на котором стоит Пушкин;
  • две
    колонны;
  • ступенчатый
    спуск к небольшой площадке;
  • белая
    садовая скамейка;
  • деревья в
    золотой осенней листве;
  • несколько
    жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце

Какие моменты картины говорят о дожде? Дождливую погоду передают сине-сизые тона, в ко­торых выполнены дальняя перспектива и небо; перед крыльцом есть лужица;

  • Какие
    моменты картины говорят о дожде?
  • Дождливую
    погоду передают сине-сизые тона, в ко­торых выполнены дальняя перспектива
    и небо;
  • перед
    крыльцом есть лужица;

 Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и груст­ное одновременно. Докажите это.

Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и
груст­ное одновременно.

Докажите это.

Опишите поэта. Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сло­жив руки на груди и прислонившись правым плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами. Тёмный силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне. Зачем поэт вышел на крыльцо?

  • Опишите
    поэта.
  • Пушкин
    стоит на крыльце спиной к зрителю, сло­жив руки на груди и прислонившись
    правым плечом к колонне.
  • Голова
    чуть повёрнута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамлённый
    курчавыми волосами.
  • Тёмный
    силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне.
  • Зачем поэт
    вышел на крыльцо?

Вывод Художнику удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.

Вывод

Художнику удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы,
показать, за что так любил это время года Пушкин.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт…

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт…

Лексическая работа картина – холст, художественное полотно, образец живописи художник - творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины написал – нарисовал, изобразил, описал, представил, запечатлел, создал Пушкин - поэт колорит – палитра, цветовая гамма

Лексическая работа

  • картина –
    холст, художественное полотно, образец живописи
  • художник —
    творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины
  • написал –
    нарисовал, изобразил, описал, представил, запечатлел, создал
  • Пушкин —
    поэт
  • колорит –
    палитра, цветовая гамма

Напишите сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Напишите сочинение по картине

В.Е. Попкова «Осенние дожди»

https://fsd..ru/html/2020/11/02/s_5f9ff55258dc8/img24.jpg

План. I. Творчество В. Е. Попкова II. Картина «Осенние дожди» 1. История создания картины. 2. Главный герой 3.Осенний пейзаж 4. Колорит картины. III. Впечатления от картины «Осенние дожди»

План.

I. Творчество В. Е. Попкова

II. Картина «Осенние дожди»

1. История создания картины.

2. Главный герой

3.Осенний пейзаж

4. Колорит картины.

III. Впечатления от картины «Осенние дожди»

Пример сочинения

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

А.С. Пушкин.

Болдинская осень. Поэт вышел на террасу,
посмотреть на осенний пейзаж. Может, именно в это самое время рождаются стихи
про осень, про октябрь. Как известно, Пушкин очень любил осеннюю погоду и
посвятил ей немало стихов.
 Любил осень и художник Попков
Виктор Ефимович, автор картины «Осенние дожди».

Желтые, ещё не облетевшие листья, серые,
промокшие колонны, к одной из которых прислонился Александр Сергеевич. Он зябко
обхватил себя руками, полы фрака треплет осенний ветер. Холодно, неуютно, но
как красива даль, река, отдаленные холмы.
 Видно, что господский
дом стоит на возвышении, вниз сбегает широкая лестница, на площадке стоит
скамейка, на которой так замечательно отдыхать в погожие дни. Но только не
сегодня, сегодня зябко. Только лошадь, пасущаяся на том берегу, спокойно
опустила голову и пробует щипать остатки травы. Ветер даже на террасу
занес пару листьев, скоро все облетит и останутся голые ветви. Хмурое небо,
покрытое мрачными тучами, ветер несет листок, так поэтично описанный Пушкиным. Художнику
вполне удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так
любил это время года Пушкин.

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

Подготовила Лавринова Анна Игоревна, учитель русского языка и литературы

Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Цель урока: обучение школьников описывать произведения искусства, формирование умения выражать своё отношение к увиденному и услышанной, выражать свои чувства и эмоции; обучение точности и красоте речи; способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: аудиозапись Чайковский П.И. «Времена года. Октябрь: Осенняя песня», репродукция картины В.Е.Попкова «Осенние дожди», распечатка текста К.Паустовского «Жёлтый свет».

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I Мотивация учебной деятельности

Ребята, вам предстоит сейчас прослушать одну красивую мелодию, а потом рассказать, какие образы возникали у вас в голове, какие эмоции вы испытывали, в какие краски можно окрасить музыку, с каким временем года ассоциируется музыка?

Прослушивание аудиозаписи Чайковского П.И. «Времена года. Октябрь: Осенняя песня».

II Постановка целей и задач урока

Посмотрите, пожалуйста, на картину В.Е. Попкова «Осенние дожди» и скажите, можно ли использовать данную картину в качестве иллюстрации к прослушанной музыке и почему.

Выскажите свои предположения, чему будет посвящён урок.

III Работа над темой урока

Чтобы получилось красивое описание картины, вам нужно будет превратиться в художников-творцов словесных картин. Работать вы будете в командах (3 ряда= 3 команды), каждая команда- это творческий кружок, в который входят мастера словесности, писатели, художники, мыслители. Вы можете сейчас внутри своих команд разделиться, кто какую роль будет выполнять. Каждой группе даётся задание, если задание выполнено верно, то команда получает баллы. Выигрывает команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.

Начнём с разминки. По очереди команды называют определения к слову «осень». Определения записываются на доску. Выигрывает команда, которая назовёт наибольшее количество определений к слову «осень».

(поздняя, дождливая, промозглая, ранняя, ненастная, минувшая, пасмурная, хмурая, глубокая, золотая, нынешняя, прошедшая, унылая, близкая, тёплая, следующая, ясная, гнилая, жаркая, сырая, сухая, солнечная, будущая, глухая, холодная, прохладная, чудесная, вечная, долгая, северная, настоящая, мокрая, мягкая, тихая, прекрасная, последняя, русская, первая, странная, длинная, тёмная, новая, погожая, слякотная).

Ребята, посмотрите, какие определения к слову осень получились. Давайте с вами выделим в кружочек те определения, которые подойдут к описанию картины «Осенние дожди».

Теперь каждая группа получает задание. Потом мы сравним, как справились группы с заданием и поставим баллы.

Группа 1. Мастера словесности.  

Прочитайте отрывок из текста К. Паустовского «Жёлтый свет». Вставьте на месте пропуска подходящие по смыслу определения.

Я проснулся _________ утром.  Комната была залита ровным __________ светом,

будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал

__________ потолок.

     Странный свет  — неяркий  и ____________ — был непохож на солнечный. Это

светили ___________ листья. За ветреную и __________ ночь сад сбросил _________  листву, она лежала ___________  грудами на  земле и  распространяла  ____________  сияние. От этого  сияния лица людей казались _______________, а страницы книг  на столе  как будто покрылись слоем воска.

     Так началась осень. Для меня  она пришла сразу в это утро. До тех пор я

ее почти не  замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах

не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

(Группа получает 3 балла, если не было ни одного совпадения и сохранился авторский замысел. Сравниваем с оригиналом. Выбираем словосочетания, которые бы можно было использовать для описания картины).

Группа 2. Писатели

Рассмотрите внимательно картину. Подберите к описанию пейзажа (неба, деревьев, погоды) 3 сравнения, 3 эпитета, 3 метафоры.

СРАВНЕНИЕ- вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания: «А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит» (А.С. Пушкин).

ЭПИТЕТ- (от греч. ерitheton — приложение) — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная выдержка, серебряный голосок.

МЕТАФОРА- (от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Напр. «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин), где сравниваются мед с данью и улей с кельей

(Группа получает 3 балла, если верно составлены примеры средств художественной выразительности для описания картины).

Группа 3. Художники

Выпишите из текста К. Паустовского «Жёлтый свет» словосочетания, в которых прилагательные имеют значения цвета. Составьте словарик словосочетаний, подходящих для описания красок на картине В.Е.Попкова «Осенние дожди»

Начался листопад.  Листья падали дни и ночи.  Они-то косо летели по

ветру, то отвесно ложились в сырую траву.  Леса моросили дождем облетавшей

листвы.   Этот дождь шел неделями.  Только к концу сентября перелески

обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. «….»

 Я узнал, что осень смешала все чистые краски. Какие существуют на

земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

     Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском.  Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары.  В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву.  Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

(Группа получает 3 балла, если правильно записаны словосочетания и составлен словарик для описания картины)

Группа 4. Мыслители

Дайте развёрнутый ответ на вопрос, почему художники и писатели посвящают свои произведения осени? В чём привлекательность этого времени года? В своём ответе вы можете использовать высказывания писателей и поэтов.

«По-русски осень, как и женщина, зовется она — это и есть женщина, выполнившая все свои обеты и потому спокойная в ясности предзимнего ожидания, синеглазая до боли, пристальная во всех своих затаенных чувствах вдовы, которая вспоминает прошлое, одиноко ложась в холодную, пробитую пушистым инеем постель». (Анатолий Ким. «Белка»)

«Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…» (Иван Тургенев. «Лес и степь»)

«Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа».

Б.Л.Пастернак

«И с каждой осенью я расцветаю вновь».

А.С.Пушкин

(Группа получает 3 балла, если получился цельный и связный текст, раскрывающий философское отношение к осени, как времени года, когда всё успокаивается, и наступает время подведения итогов, размышлений в одиночестве).

IV Подведение итогов и выставление оценок

Посмотрите, какой объёмный словарик ключевых слов, словосочетаний у нас получился, чтобы описать картину. Также мы выяснили, что осень у многих художников, писателей и поэтов- это время раздумий. Я думаю, вам теперь легко будет описать картину В.Е.Попкова «Осенние дожди».

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Попков — Осенние дожди. Пушкин

Попков - Осенние дожди. Пушкин

Картина В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин» — это волшебное смешение красок, с помощью которых художник передал прохладу, очарование осенней поры. Главное, раскрыл загадку, чем это время года вдохновляло А.С. Пушкина.

Самый яркий цвет полотна — черный. Его вобрал в себя основной силуэт картины. На переднем плане художник представил великого русского гения А.С. Пушкина, который правым плечом опирается на грязно-серую колонну здания, открывающего вид с возвышенности. Поэт будто прячется от холодного ветра. Порывы осенних воздушных масс беспощадно развивают его фрак, поднимают желтые листья, часть которых касается поверхности крыльца, на котором стоит поэт. Некоторые мечутся по нему то влево, то вправо. Устремленный вдаль взгляд писателя, его желание не покидать крыльцо длительное время, на которое указывают скрещенные на груди руки, устойчивая поза — все это говорит о его чувствах к родной природе, несмотря на дождь и холод.

Цветовая гамма картины не отличается большим разнообразием, однако богатство желтого и серого тонов способствует изображению дождливого осеннего дня с невероятной реалистичностью и ярким фоном. Второстепенное цветовое решение имеет оттенок синего цвета в виде включений в изображение гор, которые дополняют пейзаж.

Признаки дождя присутствуют повсюду. Это мокрые ступени крыльца, на которых кое-где видны небольшие лужи. Все воздушное пространство заполняет моросящий дождь, гонимый ветром. Ступени представляют собой плавный спуск к густой кроне деревьев ярко-желтого цвета. На всей протяженности крыльца обе его стороны также сопровождают густые насаждения, глядя на которые можно утверждать, что осень вступила в полную силу.

В конце постройки изображена изящная одинокая лавочка. 
Берега, покрытые сухой травой, открывают вид лишь на часть реки, изгиб которой проходит перед крыльцом здания. На ее дальнем берегу справа едва заметен размытый силуэт пасущейся белой лошади. Все остальное пространство заполнено лесом, в который изредка включены озера. На горизонте широкой темно-сизой неровной полосой протянулись горы. Они упираются хмурое низкое небо, которое серыми клочками нависло над лесом.
Открывшаяся панорама со стороны дома, представляющая унылый осенний день, для талантливого поэта имеет особый интерес. Судя по его профилю, мечтательной позе, он восхищается красотой осени, имеющей особенное очарование.

Сочинение описание картины Осенние дожди. Пушкин Попкова

Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.

На картине изображен Александр Сергеевич Пушкин. Он одет в темный фрак и черные лаковые туфли. Полы его костюма колышутся на ветру. Его руки сложены на груди, а лицо повернуто к зрителю в профиль. Черный, кучерявый волос развивается на небольшом ветру. Александр Сергеевич стоит на пороге дома. Его окружат две высокие массивные колоны. На одну из них, Пушкин оперся плечом и о чем-то задумался. У его ног лежат пожелтевшие листья.

На улице осеняя пора. Посмотрите вокруг.  Вся картина изображена в ярко-желтых тонах. Хоть на улице и слякотная осень, но от игры красок становится только теплее. Идет небольшой дождь. На первой ступени набралась небольшая лужа, в которой отражаются желтые листья деревьев. А на последней ступени, стоит небольшая, красивая, белоснежная лавочка. Все небо серое и мрачное. Такое явление очень частое именно осенью. Через всю картину простирается зигзагом речка. У ее берегов пасется белоснежная лошадка. Далее горизонт размыт, но мы видим, что художник изобразил зелено-желтые поля и холмы.

Больше всего в данной картине меня впечатлило настроение Пушкина и природа. Ведь вы только присмотритесь, как красиво Попков изобразил кустарники. Такое чувство, что это охапка желтых цветов, которую так и хочется поставить в вазу.

У картины нет печально настроения. Мне очень нравится сама работа. От нее не веет холодом и слякотью. Все наоборот, глядя на данную цветовую гамму, получаешь огромный заряд положительной энергии. Особые, теплые чувства ощущаешь, когда смотришь на кустарники растущие около дома. Их яркий цвет, как пламя, согревает в столь дождливую осеннюю погоду.

Попков Виктор Ефимович талантливый российский художник. Его работами восторгаются и до нынешнего. Виктор Ефимович родился в 1932 году. Семья была из рабочего класса. Они чудом пережили войну. Но родители Попкова твердо решили, что мальчику нужно дать полноценное образование, а не быть простым рабочим. С юных лет мальчик интересовался живописью. И по окончании школы поступает в Художественно-графическое педагогическое училище. Проучившись около двух лет, Виктор Ефимович решает поступить еще в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Данное учебное заведение его привлекало тем, что именно оно, продолжало применять старинные инструменты в живописи. Жаль только, что жизнь замечательного художника оборвалась так рано и нелепо. В 1974 году, он был застрелен инкассатором, за то, что попросил, что бы Попкова подвезли.

Вариант 3

Картина Виктора Попкова « Осенние дожди », очень привлекла мое внимание. С первого взгляда можно понять, что речь в этом полотне пойдет о знаменитом, русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине и его любимой, осенней природе. Именно это и понравилось мне, что художник в своей великолепной картине отразил образ, не менее великолепного, русского поэта. При этом создал не просто образ его личности, а гармоничную структуру, осенних просторов и атмосферы вдохновения. Нетрудно догадаться, что художник на основе творчества Пушкина и написал эту картину. И поэтому с таким нетерпение хочется приступить к ее подробному рассмотрению.

На этой картине, нашему вниманию простирается печальный вид осеннего пейзажа. Пышная желтая листва, несмотря на непогоду, радуют нас своей позолотой. Словно в ней, скопились за все лето столько тепла, что теперь листья щедро раздают его, но это не как не может помешать, проливному дождью. Вид на картине, расположен возвышенно, это подтверждают ступени, уходящие вниз, которые словно уводят наш взгляд к извилистой, грустной речке. А прямо за ней необъятный простор, в который мы пытаемся устремить свой взгляд все дальше и дальше, но мы упираемся в  темную линию горизонта. За ней, будто грязная вата, плывут серые облака, тяжелые, словно груженые чем то, и сквозь них просвечивается бледно-желтый круг осеннего солнца.

Все вместе создает очень грустное впечатление, которое художник смог так умело создать. Но в этой картине есть еще один персонаж, в черном сюртуке, и это никто иной как сам, Александр Сергеевич Пушкин. Он стоит неподвижно только, ветер развивает полы его одежды. Взгляд его направлен, куда-то в сторону. Что привлекло его внимание? Скорее всего, необычное облако, которое напомнило поэту знакомую вещь. Образ Пушкина, наполнен неподвижностью, словно он так долго ждет чего-то на этом крыльце и не может дождаться.

В целом, картина Попова, очень завораживающая и полна вдохновляющей силы, за что его произведение можно считать одним из лучших. В нем буквально  сочетается два вида искусства, которые художник смог воссоединить в своем полотне.

Для 8 класса

Описание настроения картины Попков — Осенние дожди. Пушкин

Чувства картины Попков - Осенние дожди. Пушкин

Популярные сегодня темы

  • Герасимов

    Герасимов Александр Михайлович родился в богатой семье из небольшого уездного городка под названием Козлов, 19 июля 1881 года. В 22 года поступил в МУЖВЗ и учился у лучших живописцев того времени

  • Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.

    Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

  • Сочинение по картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

    А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

  • Сочинение по картине Саврасова Проселок 3, 7 класс

    На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

  • Рассказ по картине рылова в голубом просторе
  • Рассказ по картине серебряковой за обедом 2 класс школа россии
  • Рассказ по картине летом пластов 4 класс составить
  • Рассказ по картине пластова первый снег 4 класс
  • Рассказ по картине опять двойка 6 класс обществознание