Рассказ по картине подвиг молодого киевлянина

Картина андрея иванова подвиг молодого киевлянина была написана по мотивам летописи нестора о событиях, произошедших в 968 году в киеве.

Картина Андрея Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была написана по мотивам летописи Нестора о событиях, произошедших в 968 году в Киеве. В те времена на Киев напали печенеги, войско которых было достаточно сильным, что бы преодолеть защиту русского города. В то время Киев нуждался в настоящем герое, который смог бы помочь своему городу и призвать на помощь союзные войска. Для этой цели нужно было переплести Днепр – на то время глубокую реку с множеством порогов. В летописях тех времён шум от данной речки описывается таким, от которого даже не было слышно собеседника.

В центре внимания на картине как раз таки такой юноша. Он согласился совершить подвиг ради спасения Киева. Юноша разделся перед преодолением реки. По виду он могущественный, однако, мощь его тела – ничто по сравнению с силой тысяч вражеских военных. Многие зрители не могут понять, почему парень держит в руке уздечку. Это не случайно. В планы парня входило прикинуться сельским жителем, который ищет своего утерянного коня. Он знал язык врагов, поэтому ему не составило труда провернуть эту затею. Художник с максимальной точностью и величием нарисовал тело юноши, подчёркивая его героизм красотой тела.

На заднем плане на картине изображены стены древнего Киева. Вокруг них множество Печенегов. Они не такие, как главный герой. Их лица тёмные, они озлобленные и жаждут крови. А вот парень – светлый человек, лучший защитник своего родного дома. От выстрела лучника был повален печенег, который оказался у ног парня, моля о помощи. Но ничто не может остановить молодого героя. Он даже не смотрит в сторону раненого и стремится попасть туда, куда его послали – к заветному месту, где находятся войска подкрепления, способные помочь спасти Киев. Судя по летописи, план удался, и парень благополучно прибыл в место назначения целым и невредимым и смог спасти Киев от захвата.

По технике исполнения картина отличается высокой чёткостью. Порою может показаться, что даже современная техника не способна сделать такую качественную фотографию, как эта картина. Художнику не пришлось прикладывать много усилий для того, что бы придумать идею картины, а вот её исполнение, точно забрало очень много времени. Несмотря на эти затраты, результат стоит того. Все критики отмечают, что картина отличается небывалой реалистичностью. Также следует подметить, что автор провёл много времени за изучением традиций и символов тех времен, что бы создать максимально реалистичное творение искусства.

2 вариант

Это картина о настоящем герое. Парень в центре картины точно отличается от всего остального «фона». Тут война, пожар, раненые и убитые, а он бежит сквозь это почти голый. Он похож на античную статую. Такой не загорелый и стройный.  

Картина явно в традиционном стиле. Всё так строго и точно! Никаких мазков краски, коллажа, линий… Но и история на картине древняя. По легенде Киев был неожиданно осаждён печенегами. Как раз в этот момент князь с дружиной были в отъезде. Городу грозило разрушение, его жителям – гибель. Бороться было бесполезно… Но и сдаваться совсем не хотелось! В такой ситуации всегда нужен кто-то, кто сможет сделать что-то необыкновенное. Нужен герой! И он нашелся – и герой, и хитрец. Мы видим его в центре картины. Этот молодой человек знал (почему-то) язык врага. Он взял в руки стремена (вот и они на картине) и прямо безоружным, даже голым пошел сквозь сторону врага. На все вопросы он отвечал, что его конь сбежал с поля боя – на водопой, наверное. Или на конюшню. И так под смех парень прошел через весь вражеский край, а там поспешил за дружиной родного князя, предупредил. Воины успели вернуться и спасти город и горожан. Конечно, это такая была военная хитрость, как с конем Троянским. Но тут, вообще-то, ещё нужно было много смелости, чтобы вот так без оружия и брони пройти через врагов. Вдруг они б заподозрили что-то. Вдруг у юноши расслышали б акцент! Откуда он знал их язык? Если у него родные – печенеги, то он, наверное, не стал бы против них дружину вести… Но по одной фразе можно и не понять, а вот если б кто-то стал задавать вопросы!..

На картине видно, что юноша не совсем спокоен. Он и спешит, и оглядывается. Хотя и потерявший в бою коня (дезертира!) печенег не был бы совсем спокоен. А тут вокруг всё темное. Прямо под ногами героя – раненый (вскоре, видимо, убитый). Это мужчина с бородой, с которого свалился шлем. Кольчуга его не спасла, в горле у него стрела. Он тянется к ней рукой. А в другой – тоже стрела, которую он собирался запустить в обороняющихся. То есть, конечно, город не сдаётся! Тут вокруг ещё полно врагов при оружии, в форме, на конях… Но, к счастью, ум победит силу!

Просто отличная картина и легенда!  

`

Подвиг молодого киевлянина

Популярные сочинения

  • Сочинение Елочка в зимнем лесу

    Песню «В лесу родилась елочка» любят все. Ее можно петь одному и хором. И под нее можно водить хоровод. В этой короткой песне про елочку написано очень много. Как она росла в лесу и была зимой и летом зеленая.

  • Сочинение Полковник в рассказе После бала Толстого (образ и характеристика)

    Львом Николаевичем Толстым был выбран такой жанр, при котором он старался в достаточно коротком стиле провести повествование. При помощи того, что композиционная часть картины была выбрана реалистичной

  • Имя существительное хлеб языка сочинение

    Да, я абсолютно согласен с этим! Хлеб, то есть основное – самое главное в языке, как раз существительное.

Вариант 1. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Исторический сюжет
3. Описание главного героя и ситуации
4. Передний и задний планы
5. Цветовая палитра
6. Мое мнение

Картину «Подвиг молодого киевлянина» написал в 1810 году живописец Андрей Иванович Иванов. Художник очень трепетно относился к теме патриотизма, поэтому не единожды выбирал ее для сюжетов своих полотен. Сейчас этот шедевр хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Основой этой истории стали летописи древнего писателя Нестора, о событиях происходивших в 968 году. Юный киевлянин, отправившийся сообщить о нападении печенегов на родной город — главный персонаж картины. Обнаженный юноша со всех ног бежит за подмогой. Князь Святослав далеко от места битвы. Кроме него помочь горожанам в постигшей их страшной беде могут воины-защитники, под руководством воеводы Претича. Но их лагерь за Днепром.

Картина пропитана трагизмом. Юноша скинул одежду, чтобы переплыть реку. На его плечи накинут алый флаг — символ пролитой крови. Мускулистое тело молодого мужчины будто освещено яркими лучами. Автор хотел тем самым донести до нас чистоту помыслов и решительность главного героя. У ног бесстрашного горожанина рука поверженного воина. Он тянется к юноше, взывая о помощи, но молодому человеку не до этого. Спасая жизнь одного, он погубит тысячи других.

На заднем плане видна темная фигура страшного, огромного коня. Он мчится, не разбирая дороги. Его глаза бешено сверкают. По бокам от лошади — вооруженные, одетые в прочные доспехи и кольчуги вражеские воины. Один из них целится луком в спину юноши. Надеемся, что стрела не попадет в цель и опасность минует смельчака.

О том, что стоит надеяться на благополучный исход для киевлян, говорит участок светлого неба на горизонте. Именно туда и спешит попасть молодой герой. Впереди лучи солнца. Впереди надежда на спасение.

Цветовая палитра, выбранная автором, дополняет неоднозначность ситуации, в которую попал юноша. Черные и серые краски позади бегущего указывают на мрак, отчаяние, что творится сейчас за стенами столицы Древней Руси. Темным написан противник, его лошади и земля, на которую пришел завоеватель.

В той стороне, куда держит путь отчаянный бегун, светает. Он будто становится воином-света. Даже вражеские ратники не пугают нас. Они озабоченно вглядываются вдаль. Оттуда скоро придет их погибель.

Исторические сюжеты, будь то литературные произведения или творчество художников, всегда привлекают меня. Интересно узнавать новое и быть свидетелем важных событий, которые поэты, писатели и живописцы так ярко описывают в своих произведениях. Я уверен, что главный герой сюжета спасется и приведет из-за Днепра помощь осажденным киевлянам.


Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Андрей Иванов — русский художник первой половины 19 века, мастер исторических картин. Работал над живописным украшением Казанского и Преображенского соборов и многих церквей Петербурга. Был профессором Академии Художеств, учителем Карла Брюллова, отцом знаменитого создателя картины «Явления Христа народу» Александра Иванова. Писал в стиле классицизма.

2. Тема патриотизма присуща многим работам Андрея Иванова, в том числе и картине «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году». Само название картины уже говорит о событии, которому посвящено полотно. В то время над Россией нависла угроза войны с Наполеоном. Общество нуждалось в патриотическом настрое. Картина, которую Иванов создал в 1810 году повествует о примере народного героизма при нападении печенегов на Русь. Вдохновился художник поступком юноши, о котором упоминается в летописи Нестора. Юный герой из осажденного Киева сумел пройти сквозь вражеский стан и переплыть реку, чтобы привести помощь погибающим от голода киевлянам.

3. Сюжет полотна показывает момент преодоления героем перехода сквозь войско врага. Он уже близок к цели. Юноша вихрем подбегает к реке. Ему вслед несутся вражеские стрелы. Одна из них попала в горло печенегу. Он умирает у ног победителя.

4. Главный герой полотна помещен в центре композиции. Он изображен обнаженным, потому что художник хотел выделить светлым пятном именно его геройский образ. Юноша противопоставлен тёмным вражеским силам. Он олицетворяет собой силы добра. Также обнаженное тело символизирует беззащитность перед вооруженным войском. Юношу художник написал в античном стиле с учётом классических пропорций. Он мускулист, хорошо развит, строен, как молодой бог. Облик его благороден.

5. Образы печенегов и кони вражеского войска изображены тёмными, почти чёрными. Враги уже успели понять обман. Парень притворился одним из них и говорил на их языке. Он будто бы искал коня. Юношу пытаются остановить стрелами, но удача на его стороне. Поверженный на землю печенег будто знак, что киевлянин одержит победу.

6. Картина выглядит мрачной. В цветовой гамме преобладают тёмные оттенки. Небо в чёрных тучах. Деревья серые и грозные. Природа скорбит и противится гибели людей. Зловещие фигуры печенегов лишены ярких красок, их лица темны. Лишь накидка героя алеет надо всем происходящим. Она и символ победы, и знак больших кровопролитий.

7. Замысел автора в том, чтобы показать патриотизм юноши. Художник напоминает нам о славном историческом прошлом Руси, о её смелых героях. Молодой киевлянин был готов спасти родной город даже ценой собственной жизни. Его ничто не могло остановить в благородном порыве патриотизма.

8. Замысел автора в том, чтобы показать патриотизм юноши. Художник напоминает нам о славном историческом прошлом Руси, о её смелых героях. Молодой киевлянин был готов спасти родной город даже ценой собственной жизни. Его ничто не могло остановить в благородном порыве патриотизма.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.

AVvXsEju4bJk y7ScTU8bvYhFwQSnxAXq tjbkOYHX2gak0nT0eQPkL70nTnBgsleLvIJ73o ix4IWGlOsFrx6Lzu9tT26KT2s gRXdGgd5Q5gjyqWUFy7AFBqYme8duhm5LyfUWmvA86VYs dG3W2SOthySohZ dc9hJRAqva6XcbaplRNWK qPOdyJWj6riA=w374 h400

  • Вековая «Повесть временных лет» очень часто являлась мощным вдохновением для великих художников, которые желали запечатлеть фрагменты из ее содержания. Не остался в стороне и всеми известный А.И. Иванов. Именно из-под его кисти вышла в свет картина «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году».
    В центре картины изображен молодой юноша. Он обнажен, его тело слегка прикрыто красной тканью. Образ наполнен светом, изображен в ярких тонах, которые прекрасно гармонировали с окружающим полчищем печенегов.
    Врагов автор изображает в темных, грязных красках, чтобы мы могли увидеть на картине противостояние добра и зла, храбрости и злодейства.
    А.И. Иванов любил эпоху античности, поэтому, особое внимание уделил образу юноши. Он рисует его мощное, мускулатурное тело, с сильными ногами, с крепкими руками. Парень бежит к реке, на его ногах нет обуви. Он спешит вскочить на своего коня и позвать на помощь. Знание языка печенегов позволяет ему тайком прокрасться сквозь вражеское войско и осуществить задуманное.
    Глядя на картину, перед нами открывается явная борьба добра и зла, противостояние хорошего и плохого. Юноша стремительно бежит вперед. У его ног лежит умирающий печенег. На лице врага недовольство от поражения. Он сер и озлоблен. Его борода потрепана, а тело измазано. Образ юноши совершенно противоположен. Его черты лица утонченные и благородные. Его поступок можно назвать настоящим подвигом.
    На заднем плане картины мы видим разбитый Киев. Жители города измучены военными действиями. Они ожидают помощи и освобождения. И вся надежда на этого молодого парня, который, не смотря ни на что, спешит выполнить свою миссию. Красный шарф на шее киевлянина символизирует его внутренний порыв, его стремление к победе.
    Картина А.И. Иванова наполнена волевыми, благородными качествами человека, который пытается спасти остальных жителей города.

  • Писатель подчеркивает прекрасный и самоотверженный поступок киевлянина через красоту и силу его тела. Главная и жизненно важная цель для него привести помощь, чтобы спасти Киев от вражеского нашествия. В руке киевлянина уздечка и это не случайно. По летописи Нестора, юный киевлянин пробирается во вражеский стан якобы в поисках своего коня, зная их язык. На плече киевлянина развевается огненно-красная ткань. Алая, развевающаяся ткань будто знак, предупреждающий о смертельной опасности, о пролитой крови. За спиной киевлянина черный мечущийся конь, потерявший своего всадника. В образе коня художник выразил дьявольскую тёмную силу.
    Молодого киевлянина окружает мрачный фон. Небо затянуто черными тучами. Деревья грозно расставили свои ветви. Природа противится всему происходящему, противится кровопролитию.
    На заднем плане картины стены осаждённого Киева. Войны печенеги на фоне светлого образа юноши изображены не так красочно. Их темные лица обезображены злобой, жестокостью и ненавистью. Образы печенегов отталкивают и вызывают неприязнь. В отличие от юноши, которому сопереживаешь и опасаешься за его жизнь. Стрела пущенная всадником сзади попадает во врага, умирающего у ног киевлянина. Раненый печенег протягивает руку, прося о помощи юношу. Но ничто не может остановить героя на пути за подмогой. В этом проявляется настоящий патриотизм русского воина.

  • На заднем плане картины изображен осажденный Киев и кровавая битва с врагом. Недалеко от ног главного героя умирает печенег. Он мрачный, свирепый, озлобленный и никак не может смириться с собственной смертью. Глаза печенега наполнены кровью, его борода растрепана, а все тело измазано грязью.
    Недалеко от центральной фигуры можно заметить коня, принадлежавшего печенегам. Он мечется, свирепствует, так как не может найти своего всадника. В образ мощного животного художник вложил ту дьявольскую силу, которая повелевала печенегами во время взятия в осаду города.

    Цветопередача и настроение картины

    Андрей Иванов, искусно подобрав краски для этого произведения, смог показать разницу между добром и злом, а также между героическим и подлым поступком.
    Главный герой произведения изображен в светлых, ярких тонах, а основная доля света сосредоточена на его крепком теле. Противники же, наоборот, нарисованы темными красками, что вызывает некую неприязнь к этим героям произведения. Благодаря такому контрасту художник смог отчетливо выделить юношу и сделать его образ светлым по отношению к его врагам.
    Всматриваясь в полотно, можно заметить, как осознание ужаса происходящего сменяется на желание сопереживать и поддерживать героя. Андрей Иванов через игру красок передал человечеству веру и надежду на то, что добро всегда побеждает зло, так как именно вера в лучшее смогла помочь молодому киевлянину перебраться на другой берег Днепра и спасти осажденный город и всех жителей.

    Основная идея картины «Подвиг молодого киевлянина»

    Из описания произведения видно, что картина посвящена теме любви к отчизне, а также героизму и самоотверженности человека как маленького элемента одного большого народа.
    А также стоит отметить, что описание картины “Подвиг молодого киевлянина” будет неполным без понимания значимости изображенного на ней подвига в истории русского народа.

  • Подвиг молодого киевлянина.
    Картину написал великий художник Иванов под влиянием знаменитого произведения «Повесть временных лет». Темы осады столицы древнерусского государства, Киева, лежит в основе сюжета этого произведения. Летописец «Повести временных лет» монах Нестер описывает сцену боевого нападения на Киев печенегов. Впечатление от произведения художник Иванов решил изобразить на холсте, изображая храброго, сильного и мужественного защитника родины, он хотел передать боевое настроение киевлян в тот период времени. Молодой киевлянин – это олицетворение силы русского народа, решимость войска князя Святослава. По сути, изображенный на картине персонаж, молодой киевлянин, по летописи спас русское войско. В «Повести временных лет» Нестер указывает, что благодаря хитрому плану, юноше удалось пробраться на противоположный берег реки, пройдя войска печенегов, и доложить о случившимся князю. Князь Святослав со своей дружиной направился на печенегов и победил их, если бы не храбрость и смелость юноши все обернулось бы по-другому.
    Одна из первых работ молодого художника Иванова стала предтечей его последующего творчества. Она стала своеобразным символом вдохновения и интеллектуальных поисков в области живописи для него. Начав свой путь исторического жанра, он продолжил творить в его рамках, но усилил романтическую волну в последующих произведениях. Хотя «Подвиг молодого киевлянина» тоже считается картиной с романтическим возвышенным настроением, положившей начало развитию романтизма в живописи 19 века.
    Художник взял за основу древнеримский сюжет о подвиге героя, римлянина, во время войны с галлами. Этот типичный античный сюжет применял не только Иванов, но и многие другие живописцы, изображая подвиги на исторические темы.
    Живопись начала 19 века находилась под влиянием античности, Древняя Греция и Рим увлекали молодых художников, открывая им путь в новые просторы художественного сознания. Волна увлечения этими темами возросла в новое направление в искусстве начала 19 века, в русский классицизм.
    На картине «Подвиг молодого киевлянина» фигура юноши написана в лучших традициях греческой античности, четкая, мускулистая, графичная, она полностью повторяет скульптуры богов и атлантов, распространенных в период архаики. Сильные мускулы ног подчеркивают движение по направлению к реке, а поворот фигуры на зрителя придает образу динамичную яркость.
    Настроение картины бушует всеми красками и оттенками. Красный плащ развевается на ветру, юноша его слегка поддерживает, цвет символизирует победу, но в то же время и опасность, ожидающую юношу на пути. Свет акцентирован на фигуре юноши, он освящен, хотя и находится в контрасте со светотенью второго плана. Настроение победы, силы художник изображает про помощи световых контрастов, почти затемненный и незаметный второй план, входит в резкий диссонанс с первым основным планом. Это придает картине некую таинственность, романтичность, динамичный прорыв вперед к новым высотам.
    На заднем плане художник изображает крепость города Киева, войско киевлян в битве с печенегами. Победу молодого героя символизирует и поверженный печенег, умирающий от кровавых ран. Буквально под ногами юноши он издает последние вздохи, пытаясь поднять руку к небесам, но не может, и умирает. Враг изображен в мрачных тонах, с озлобленным хмурым лицом, он не хочет умереть побежденным. Лицо киевлянина наоборот, он решительное, он может принять смерть от рук врага, ведь он, рискуя собственной жизнью пробрался через войско печенегов для того, чтобы призвать князя на помощь. В этом есть противопоставление трусости и смелости, художник изображает два антипода, показывая мощь и силу героя, и слабость поверженного печенега.
    Юноша смело и гордо идет вперед, мимо врага. Герой оглядывается назад посмотреть, беспокоясь о том, чтобы позвать на помощь как можно быстрей и отразить удары врага. Рядом с ним находится конь, печенега, животное мечется, свирепствует, не может найти хозяина. Это изображение дьявольского могущества – главную силу печенегов.
    Добро и зло противопоставляет Иванов в этой картине. Героический поступок и подлость, свет и мрак, дьявол и Бог, все это слилось воедино, превратившись в романтическую картину, наполненную бушующих страстей, сильных переживаний, сладость триумфа и страх за судьбу города. Здесь добро побеждает зло, патриотизм стоит выше над собственной гордостью и жизнью, вера помогает добиться желаемого.
    Тема произведения – любовь к родине, помогающая отдельному человеку совершать героические поступки в ее славное имя. Без патриотизма нет величия русского народа, боровшегося до последней капли крови, не щадя своих жизней. Именно это Андрей Иванов хотел передать в картине, он разделял всеобщий дух русского народа в борьбе с врагами.

  • Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.
    Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.
    Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.
    На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.
    Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

  • Свою картину Андрей Иванович Иванов создавал в период подъема патриотического движения в российском обществе. Полотно вышло из под кисти художника в 1810 году. За основу сюжета был взят эпизод из летописи Нестора, в котором говорится об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Через тысячу лет стало очень сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других известных поэтов и писателей.
    Картина писалась в духе классицизма. В центре композиции мы видим фигуру обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.
    Юный киевлянин изображен в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног враг – умирающий печенег, выглядит он не очень лицеприятно: у него широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. А вот у киевлянина лицо достаточно красивое: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Я думаю, что художник хотел донести до зрителя мысль о том, что настоящего героя нельзя остановить, для него не существуют препятствия, когда он должен исполнить долг по отношению к родному городу.
    Настоящий символ темной враждебной и необузданной стихии – конь вороной масти, на фоне которого изображен главный герой картины. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.
    Художник мастерски передал напряжение и динамизм момента и в то же время создал у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.
    Вместе со статьёй «Сочинение по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» читают:
    Сочинение по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», 5 класс
    Сочинение по картине Пластова «Летом», 5 класс
    Сочинение по картине Поповича «Не взяли на рыбалку», 5 клас
    Поделиться:

  • Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.
    Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.
    Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.
    На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.
    Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории..

  • Ответ оставил Гость
    Картина художника Андрея Ивановича Иванова создавалась в период подъема патриотического движения в российском обществе. Дата написания картины – 1810 год. В обществе созрела готовность к историческим сюжетам на национальную тему, особый интерес вызывает собственное прошлое с его героическими страницами. За основу сюжета художник взял эпизод из летописи Нестора, повествующий об осаде Киева печенегами в 968 году и о хитром юноше, сумевшем пройти через вражескую орду и позвать на помощь. Спустя тысячу лет сложно установить истинность существования такого героя, но этот летописный юноша вдохновил не только Иванова на создание монументального полотна, но и других поэтов и писателей.
    Картина выполнена в манере классицизма. В центре композиции – фигура обнаженного юноши. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Тело юноши изображено в традициях античных героев: классические пропорции, развитая мускулатура, характерный поворот головы. Юноша бежит босиком к Днепру, сжимая в руках уздечку. По легенде он знает язык печенегов и, пробираясь сквозь войско, ищет своего потерянного коня. Его цель – переплыть Днепр и позвать на помощь войско союзников.
    Мы видим юного киевлянина в движении, он уже достиг реки, спасаясь от вражеской стрелы. У его ног – умирающий печенег, сжимающий в предсмертной муке обломанный конец стрелы. Лицо врага выписано утрировано: широкое скуластое лицо, смуглая кожа, неопрятная борода. В противовес ему – лицо киевлянина: тонкие черты, гладкая чистая кожа, высокий лоб. Художник облагородил облик юноши, выполняющего важную миссию. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сопереживание к безоружному герою. Художник доносит до нас мысль, что настоящего героя невозможно остановить, для него нет препятствий, когда он должен выполнить долг по отношению к родному городу.
    На заднем плане виднеются стены древнего Киева, в котором остались измученные осадой жители. Справа изображен целящийся в юношу вражеский стрелок, его предыдущая стрела поразила печенега. Настоящим символом темной враждебной и необузданной стихии является конь вороной масти, на фоне которого изображен наш герой. Символический алый шарф, прикрывающий юношу, свидетельствует о тех жертвах, которые будут принесены богу войны. Шарф волнами облегает фигуру киевлянина, подчеркивая ощущение стремительности его бега. Ему надо спешить, скоро рассвет и печенеги увидят его на водной глади реки.
    Художнику удалось передать напряжение и динамизм момента и в то же время создать у зрителей ощущение гордости за славные страницы истории.

  • Сегодня на уроке мы:

    ·     поговорим о летописях Древней Руси;

    ·     разберем летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

    Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена. Летописи создавались очень давно – во времена Древней Руси.

    События в летописях записывали по годам. А так как в Древней Руси год назывался «лето», то и документы эти получили название летописей, то есть описания лет. Рассказ о каждом события начиналось словами «В лето …», указывался год, а дальше уже излагались сами события, делались комментарии к ним.

    Писались летописи обычно при дворе князя или в монастыре, и назывались по месту написания: Киевская летопись, Новгородская летопись, Суздальская летопись, Владимирская летопись. Или же названия давались по имени писавшего: Лаврентьевская летопись.

    image001

    Разные летописи по-разному изображают одно и то же событие, поэтому учёным приходится сравнивать летописи, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле. Получалось это из-за того, что князю, в чьём княжестве писалась летопись, выгодно было себя выставить во всём правым, а соседа своего – виновным. Не говоря уже о том, какими жестокими выглядят в изображении придворного летописца бунтующие крестьяне.

    Грамотных людей в те времена было немного, поэтому основными летописцами – людьми, писавшими летописи – были монахи. В монастырях обязательно учили грамоте и письму. Летописи писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. На одну книгу уходило стадо телят до нескольких десятков голов. Для иллюстраций использовались дорогостоящие краски, иногда даже серебро и золото.

    Монахи терпеливо день за днём выводили гусиными перьями буквы, разрисовывали страницы. Летописные миниатюры – так называются иллюстрации в летописях – не только украшают листы, но много дают для понимания происходивших событий. Работа эта была трудной и долгой. Недаром монах Киево-Печерского монастыря Нестор был канонизирован, то есть объявлен святым. До сего дня православная церковь поминает святого Нестора Летописца.

    image002

    Чем же он прославился? Нестором Литописцем была написана самая известная из всех древних летописей – «Повесть временных лет». Она не только самая известная, но и одна из самых древних. Написана была «Повесть временных лет» в ХІІ веке, около 1113 года в Киево-Печерском монастыре. Сам Нестор так говорит о назначении летописи:

    «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть».

    Это вовсе не означает, что до Нестора никто ничего не писал, а на происходившее не обращали внимания. Он использовал для работы более древнюю летопись «Начальный свод», в котором цитировались ещё более ранние летописи. Но они не сохранились. Почему? Дело в том, что князья русских княжеств часто воевали между собой, а где война – там пожары и разрушения. Летописи гибли в огне, летописцы погибали или уходили из родных мест.

    В «Повести временных лет» описывается всё, что случалось в стране: крещение Руси, взаимоотношение с другими государствами, войны князей между собой, народные восстания, борьба христианской церкви с язычеством и многое другое. Ничего не добавляя от себя, Нестор описывал только реальные события, используя для этого рассказы очевидцев, древние документы, церковные книги.

    Кроме исторических событий, в «Повести временных лет» есть различные предания, поучения для потомков, притчи, описание первых путешествий в дальние страны. Есть в ней и сказания.

    Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события. Например, о пришествии в Русскую землю апостола Андрея, о приезде на Русь Рюрика с братьями, о крещении князя Владимира, о борьбе с извечными врагами Руси – кочевыми племенами хазар и печенегов и так далее.

    Вот одно из сказаний «Повести временных лет» – «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

    О чём оно? Десятый век, правление князя Святослава.

    image003

    Князь-воин покинул Киев и ушёл завоёвывать чужие земли, а в это время печенеги осадили его «стольный град». Осада тяжела:

    «И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».

    Молодой дружинник, рискуя жизнью, спасает город. Добраться до отряда воеводы Претича, передать призыв изнемогающих киевлян нелегко. Отрок безоружен, только уздечка в его руках. Он прекрасно понимает, что если печенеги разгадают его хитрость, то оружие ему не поможет, а так он просто среди «своих» ищет убежавшего коня.

    «Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего».

    Не только знание языка помогает юноше. Главное – это любовь к родине, мужество, желание спасти погибающих соплеменников. Сожжённый город, смерть, пленение и рабство ждут осаждённых киевлян при падении Киева. Спасение родной земли, русских людей – вот что главное для отрока. Даже ценой собственной жизни.

    Молодому дружиннику повезло: он добрался до отряда Претича целым и невредимым. Но у воеводы Претича, наверное, было не очень много воинов, если понадобилась хитрость для одоления врага. Только воевода не зря назначен воеводой. И с малым количеством людей он смог победить большое войско. Права пословица: «Воюют не числом, а умением»:

    «Я… пришёл с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».

    Снятием осады с Киева война не закончена. Печенеги только отступили от города, но не ушли совсем. В любой момент они могут понять истинное положение дел, а уж тогда беды не миновать. Заслуженный упрёк посылают киевляне князю Святославу:

    «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

    Стоит отметить обращение воеводы Претича к своим воинам после сообщения отрока о просьбе киевлян:

    «Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

    В отличие от молодого дружинника воевода думает не о городе и горожанах, а о себе. Видимо, князь суров не только с врагами.

    В Киеве находятся мать и дети Святослава. Если с ними что-нибудь случится, князь «погубит» виновных. И неважно, что он сам оставил их почти без защиты, уведя основное войско на захват новых земель. Князья всегда бывают только правыми. А виновные найдутся. И вовсе не сказочной будет фраза: «Мой меч – твоя голова с плеч».

    image004

    Предвидя это, Претич собирается спасать только княгиню и княжичей. Отрок хочет спасти весь Киев. Сравнивая поступки обоих, летопись даёт им определение: отрок совершает подвиг, воевода проявляет хитрость. А князь Святослав гонит врагов прочь, и на земле воцаряется мир:

    «И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир».

    Летопись поучает не только князя Святослава, но и всех, кто «ищет чужой земли и о ней заботится, а свою покинул». Главное – это мир в родном краю, чтобы потом не «сокрушаться о том, что случилось от печенегов» или от других врагов.

    Что же мы должны сегодня запомнить?

    Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена.

    «Повесть временных лет» – самая древняя летопись на землях Руси. Её написал в двенадцатом веке монах Нестор.

    В летописях мы можем встретить сказания.

    Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события.

    «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» – это сказание, часть «Повести временных лет».

    Домашнее задание:

    Ознакомиться с конспектом. Записать в рабочую тетрадь все, что выделено желтым цветом. (тетрадь не приносить) С 48-52 читать, отвечать на вопросы(устно).Письменно ответить на вопросы (на двойном листочке)

    1. Когда происходят события?

    2. В каком городе находилась княгиня Ольга с внуками?

    3. Почему нельзя было «ни выйти из города, ни вести послать»?

    4. Кто решился на героический поступок? 

    5. Почему печенеги приняли отрока за своего? 

    6. Почему печенеги отступили от города?

    7. В чём киевляне обвинили Святослава? 

    8. Что сделал Святослав в ответ на обвинение?

    Срок выполнения:

    Выполнить на двойном листочке до 12.11.2021 года. 

    anastasiadzus1995@yandex.ru

  • Рассказ по картине опять двойка для 2 класса
  • Рассказ по картине перелетные птицы
  • Рассказ по картине кустодиева масленица для 2 класса
  • Рассказ по картине куинджи березовая роща
  • Рассказ по картине домашние животные