Рассказ по картине неврева опричники

Карточка 1.прсмиреть, прпарат, прстиж, прследовать, пробразить, прмитив, пркословить, пррогатива, проритет, пртендент, пртензия, прличия, прчина, прбаутка, првидение, прпирательство, прстарелый, прверженец, пргожий,

Карточка №1.

Пр…смиреть, пр…парат, пр…стиж, пр…следовать, пр…образить, пр…митив, пр…кословить, пр…рогатива, пр…оритет, пр…тендент, пр…тензия, пр…личия, пр…чина, пр…баутка, пр…видение, пр…пирательство, пр…старелый, пр…верженец, пр…гожий, пр…совокупить, пр…браться, попр…кнуть.

Карточка №2.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №3.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя,

Карточка №4.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №5.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №6.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №7.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №8.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №9.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя.

Карточка №10.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №11.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №12.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №13.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №15.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №16.

Пр…смиреть, пр…парат, пр…стиж, пр…следовать, пр…образить, пр…митив, пр…кословить, пр…рогатива, пр…оритет, пр…тендент, пр…тензия, пр…личия, пр…чина, пр…баутка, пр…видение, пр…пирательство, пр…старелый, пр…верженец, пр…гожий, пр…совокупить, пр…браться, попр…кнуть.

Карточка 17.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №18.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя,

Карточка №19.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №20.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №21.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №22.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №23.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Карточка №24.

Пр..миальный фонд, пр…милый ребёнок, пр…мьер-министр, оперная пр…мьера, пр…мерный студент, пр…мелькавшиеся лица, пр…морский климат, непр…менное условие, пр…мированный ученик, пр…мудрый пескарь, пр…мудрёная задача, пр…митивный взгляд, пр…мкнуть к движению, пр…моститься на краю, пр…мирить спорящих, городские пр…дместья, пр…мерзкая погода, пр…дмостное укрепление, пр…днамеренный уход, пр…небречь опасностью, пр…наряжанный гость, пр…нести плоды, пр…норовиться к людям, пр…нудительный труд, пр…дначертания вождя.

Карточка №25.

Пр…нципиальное решение, английская принцесса, неразумное пр…небрежение, пр…опасная ситуация, пр…окские луга, пр…огромная территория, пр…добеденный сон, пр…ободрить друга, пр…отличное настроение, пр…открытая дверь, пр…остановленное движение, пр…допределённое решение, пр…обрести знания, пр…общиться к знаниям, великое пр…обладание, пр…ображённый край, пр…обретённая книга, пр…образованный институт, пр…осторожный начальник, пр…остановиться на пути, пр…одолеть пр…пятствия.

Карточка №26.

Пр…остановленный процесс, пр…охотить к чтению, пр…образователь тока, пр…обретённый покой, пр…осаниться перед зеркалом, пр…успеть в занятиях, пр…бивать гвозди, пр…школьный участок, непр…крашенная правда, беспр…дельная вышина, пр…бавить в весе, пр…крыть дверь, пр…образовать алгебраическое выражение, знаки пр…пинания, пр…вернуть гайку, пр…озёрный край, пр…бывать в доме отдыха, пр…бывать в дом отдыха, пр…давать значение, пр…давать осмеянию, пр…клонить голову в знак почтения, пр…клонить ветви к земле, пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного.

Карточка №27.

Пр…творить в жизнь, пр…творить форточку, пр…ходящая слава, пр…клонить колени, негде голову пр…клонить, пр…бывать в столицу, пр…бывать в столице, пр…клоняются перед талантом, человек пр…клонного возраста, пр…клоняются ветром, пр…ходящий успех, пр…ходящий товарищ, пр…даное невесты, пр…данье старины, пр…вратности судьбы, пр…вратник остановил меня, беспр…дельный простор, непр…менный участник состязания, непр…менимый в состязании приём, радиопр…ёмник, воспр…имчивый к болезням.

Карточка №28.

Пр…емник директора, пр…емственность в работе, непр…ступная твердыня, пр…старелый родственник, непр…станные ссоры, пр…терпеть унижения, пр…терпеться к лишениям, охотники любят пр…врать, пр…вращение воды в пар, пр…бывать в неведении, пр…быть вовремя, пр…чудливые растения, замысел пр…творится в дело, пр…творится непонимающим, мера пр…сечения, пр…переть к стенке, пр…пираться из-за мелочей, некуда пр…ткнуться, камень пр…ткновения.

Карточка №29.

Пр…амбула договора, пр…амурский регион, пр…ангарский промышленный комплекс, пр…бывать в неведении, пр…валирующие тенденции, пр…волжские леса, пр…вилегированное положение, пр…ветственная речь, пр…влекательная картина, пр…возмочь усталость, пр…взойти соперника, пр…встать со стула, пр…восходный случай, пр…восходить противника, пр…вратиться в лёд, пр…вычная обстановка, пр…восходящие силы, пр…вратный смысл, сердечная пр…вязанность, пр…вередливый постоялец, пр…важный вид, пр…вольное житьё, пр…водной ремень, пр…двоенные годы.

Подходит к завершению Венецианский фестиваль — одно из главных кинособытий года. По нему обычно принято угадывать будущих оскаровских номинантов и выделять картины, которые попадут на острие трендов и будут потом смотреться и обсуждаться целый год, а то и дольше. Основные награды вручать будут завтра, а пока что мы вместе с VOKA, закрыв глаза на мнение жюри, выбрали пятерку самых интересных лент, которых стоит дождаться в прокате и на стримингах.

«Рука бога» (реж. Паоло Соррентино)

Глядя на название, можно подумать, что этот фильм — байопик Диего Марадоны (легендарный футболист скончался почти год назад — вроде бы уже можно что-то снять) или как минимум рассказ о том самом матче, где аргентинец забил англичанам гол рукой. Но свежая работа главного итальянского режиссера XXI века Паоло Соррентино — о его собственном детстве, а большое спортивное событие в нем служит неким разделителем эпох в жизни простых людей.

Марадоне, впрочем, тоже найдется место в режиссерских воспоминаниях. Действие «Руки бога» разворачивается в 1980-х в Неаполе — итальянский город в это время только и делает, что гудит слухами о намечающемся событии: местный футбольный клуб вот-вот купит знаменитого аргентинского скандалиста. В ожидании томится и главный герой — подросток Фабьетто, взрослеющий в токсичной, но веселой семейке: мать-матриарх летом ходит в шубе и вечно орет на всех матом, балагур-отец доводит жену до белого каления, а потом все разом извиняются, странноватая тетя частенько ходит голой и утверждает, что видела загадочного Маленького Монаха из старой городской легенды.

Если вы смотрели хотя бы одну работу Соррентино (например, картину «Великая красота» или сериал «Молодой Папа»), то не могли не оценить усердие, с которым итальянец наполняет кадр пышными декорациями, предметами роскоши и величественными памятниками архитектуры. В рассказе о своих личных радостях и трагедиях режиссер от этого не отошел, но, говорят, все-таки добавил больше жизни, простых переживаний и мелких деталей, которые едва ли не заставляют фильм пахнуть — табаком, арбузами, кремом от загара и, конечно, родным домом.

Когда и где смотреть: 15 декабря онлайн.

«Капитан Волконогов бежал» (реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов)

Помните шутку о том, что в каждом российском фильме главную роль обязательно должен сыграть Александр Петров? Так вот, в фестивальных кругах уже появился новый актер-стахановец — Юра Борисов, которого вы можете помнить как наркомана Алика из хитовой белорусской картины «Хрусталь». То, что он стал чаще мелькать на экранах, заметили не только поклонники кино из восточной страны-соседки, но в этом году Борисов вышел на совсем уж сверхударный темп: два фильма с ним показали в мае в Каннах, один — на фестивале в Локарно, теперь еще два — в Венеции. Собственно, «Капитан Волконогов бежал» — один из них, и притом его уже называют чуть ли не главным российским кино года.

Сюжет разворачивается в 1937 году вроде в Санкт-Петербурге тех лет, а вроде и в какой-то сюрреалистической антиутопии будущего. Между серых зданий, расписанных футуристическими граффити, лавируют бравые ребята в красных шароварах. Это местные опричники, выбивающие признательные показания из людей, которые еще ничего плохого не сделали, но, по их мнению, запросто могут. Процесс дальнейшей отправки на казнь — четкий, отлаженный и, конечно, юридически обоснованный. Главный герой Федор Волконогов, один из опричников, свято верит в то, что живет в правовом государстве — до тех пор, пока система не приходит за его коллегой и лучшим другом. Тогда-то Волконогов и решает бежать.

Судя по отзывам с фестиваля, из картины получилось что-то вроде смеси «Брата» и «Матрицы»: в «Капитане Волконогове» находится место и хмурой балабановщине, и сновидческим путешествиям по параллельным мирам. Режиссерам Наталье Меркуловой и Алексею Чупову проворачивать похожее не впервой: в прошлом году у них уже выходил сериал «Кол-центр», где болевые точки актуальной действительности нащупывались в полнейшей фантасмагории. Отдельно все хвалят костюмы — ими, к слову, занималась Надежда Васильева, вдова и соавтор Балабанова.

Когда и где смотреть: Пока неизвестно, но, вероятно, до конца года в кинотеатрах.

«Спенсер: Тайна принцессы Дианы» (реж. Пабло Ларраин)

Экспериментами с сочетанием фантазий и реальности — куда более хитрыми и для кого-то еще более провокационными — занялся и чилийский режиссер Пабло Ларраин. Его «Спенсер» (приставное «Тайна принцессы Дианы» — классический креатив российских локализаторов) даже открывается титром «Сказка о реальной трагедии». По этому поводу как раз и произошло удивительное расхождение во мнениях у российских и западных критиков. Первые споткнулись о режиссерский замысел и почти в один голос заявили, что Ларраин переборщил со своими сказками и снял какую-то нелепую вульгарщину, а вторые кино расхвалили: дескать, неприятные чувства, которые он может вызывать, — фишка и основная прелесть.

Канун Рождества 1991 года. Вся британская королевская рать собирается на праздники в Сандрингемском дворце. Организацией грандиозного пиршества почему-то занимаются военные: из ящиков, в которых обычно перевозят патроны, вытаскивают устриц и лобстеров, а членов королевской семьи строгим тоном отправляют на взвешивание, как в военкомате (это часть традиции: за три праздничных дня нужно поправиться минимум на полтора килограмма). Почти все в сборе, уже готовы пить чай, оттопыривая мизинец, и вгрызаться зубами в рульку — на месте даже королева Елизавета, обычно прибывающая последней. Ждут только капризную принцессу Диану, которая то ли заблудилась по дороге, то ли психанула и захотела побыть одна. В любом случае рождественские каникулы обернутся для девушки персональным адом.

Королевской семье в последнее время приходится несладко: то принц Гарри решит высказаться, то в новом сезоне «Короны» ставят под сомнение сам британский институт монархии и выставляют родственников королевы протокольными болванами. В «Спенсер» градус всего этого выкручен на максимум: чопорные монархи — сплошь абьюзеры, их интерьеры, ожерелья и еда вызывают чувство тошноты, а зритель с легкостью ощущает бесконечную паранойю, которую испытывает Диана (говорят, кино еще и подогревает теорию заговора об убийстве принцессы семьей ее бывшего супруга). Если же вникать в таблоидные скандалы не будет никакого желания, то можно хотя бы восхищаться игрой Кристен Стюарт — тут обе стороны согласились, что ее перформанс тянет на первую оскаровскую заявку в следующем году.

Когда и где смотреть: 4 ноября в кинотеатрах.

«Холодный расчет» (реж. Пол Шредер)

Уильям Телль — игрок в покер со статусом любителя и навыками минимум чемпиона мира. Мужчина катается по Соединенным Штатам, выигрывая в региональных казино на мелкие суммы, — делает он это скорее ради удовольствия, а не из-за денег. Вся жизнь героя подчинена тому самому холодному расчету: Уильям лично приводит в стерильный вид номера мотелей, расписывает каждый день по минутам и заранее продумывает все ходы в следующих играх. На одном из турниров к мужчине начинает цепляться какой-то паренек. Тут и выяснится, что Телль — бывший военный надзиратель, который сам последние 10 лет провел в тюрьме за то, что пытал заключенных. Делал он это по приказу полковника — новый знакомый, судя по всему, занимался тем же самым и теперь подбивает Телля отомстить экс-начальнику, вышедшему сухим из воды.

Режиссер фильма Пол Шредер — 75-летний голливудский классик, знаменитый в первую очередь сценарием к скорсезевскому «Таксисту». Мотив триллера об одиноком безумце, радикально восстающем против озлобленного общества, в последнее время снова прибавил в актуальности (прямой наследник «Таксиста», «Джокер», на минутку, выиграл Венецианский фестиваль два года назад). Поэтому кому как не Шредеру подхватывать тренд и перепридумывать собственное произведение: он уже недавно делал это с лентой «Дневник пастыря» о священнике-экотеррористе, теперь вот продолжает в «Холодном расчете». Новый фильм — снова история о психологических травмах одного человека, в которых отражаются пороки если не целого мира, то хотя бы одной Америки.

Ключевая тема «Холодного расчета» — выверенная рутина, в которой главный герой пытается спрятаться от своего страшного прошлого, но только больше сходит с ума от понимания того, что никакие ошибки исправить не получится. Для многих актеров примерка образа шредеровского героя уже стала прорывной — надеемся, то же самое случится и с Оскаром Айзеком, который заждался статуэтки своего золотого тезки.

Когда и где смотреть: 23 сентября в кино.

«Прошлой ночью в Сохо» (реж. Эдгар Райт)

Новый фильм британца Эдгара Райта — автора «Зомби по имени Шон» и «Скотта Пилигрима» — шел вне конкурса, но по своему наполнению оказался до боли похожим на самых заметных «коллег» из основной программы. Здесь тоже есть причудливые сновидения, перетекание фантазий в реальность (и наоборот), ретро, ностальгия, человеческие ошибки и неврозы. Честно, при составлении подборки мы никак не ограничивали себя темами картин, но выходит так, что все они более-менее об одном и том же. Лишнее доказательство тому, что именно фестивали формируют тренды кино, которое мы потом целый год смотрим и обсуждаем.

Скромная студентка Элоиз перебирается из провинциального Корнуолла в Лондон, сложив в чемодан мечту стать дизайнером и любовь к эстетике 1960-х. Девушка сперва заселяется в общагу, но очень быстро понимает, что со своей винтажной натурой совсем не вписывается в модную студенческую тусовку, и съезжает на старенькую съемную квартиру. В первую же ночь на новом месте ей снится не жених, а она сама в параллельной реальности — там Элоиз живет в своих обожаемых свингующих 1960-х, пробивается в столичный шоу-бизнес, крутит романы и выглядит как Аня Тейлор-Джой из «Хода королевы».

Чем дальше заходит погружение главной героини в ее сны, тем более хаотичным становится фильм. И, как говорят, местами довольно страшным. Еще по первым промоматериалам было понятно, что «Прошлой ночью в Сохо» возьмется эксплуатировать эстетику старых хорроров и рассказывать о мрачных сторонах того времени, по которому принято ностальгировать в кино. Из этого могло бы выйти какое-нибудь занудное нравоучение про то, что не стоит жить фантазиями о несуществующем прошлом, но Эдгар Райт — это явно не тот режиссер, который будет заниматься чем-то подобным. Судя по всему, британец снова сделал свой любимый жанровый коктейль — задорный, стильный, киноманский и музыкальный.

Когда и где смотреть: 3 ноября в кинотеатрах.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Видеорепортажи с московских (и не только московских) улиц 31 января до степени смешения напоминали недавние кадры из Минска. Абсолютно мирных людей волокли по асфальту, били дубинками по ногам, доводили электрошокерами до потери сознания, бессистемно выдергивали из толпы и бросали лицом в грязь. При этом прокремлевские СМИ в вечерних выпусках новостей наперебой фантазировали о нападениях агрессивно настроенных граждан на беззащитных омоновцев, подтверждая догадку, что Путин, подобно Лукашенко, превратился в президента силовиков. Больше никого. Именно их российские власти готовы защищать, а вовсе не избиваемых ими граждан. Для полноты картины не хватало только, чтобы, повесив на шею автомат, Владимир Владимирович, подобно Александру Григорьевичу, вышел к этим закованным в броню космонавтам и лично пообещал: «Пока последний омоновец мне не скажет уходить, я буду наглухо стоять в этой стране рядом с вами плечом к плечу».

Понятно, что они выполняли приказ, и в этот день приказ был именно таким: действовать пожёстче. Был бы приказ помягче, стали бы работать, наверное, помягче. Но всё-таки, наблюдая за этим «пожёстче», хотелось заглянуть за эти запотевшие забрала, посмотреть в их глаза. И, может, в этих глазах удалось бы прочитать их личное отношение к происходящему. Каждого из них.

Можно ли объяснить зверства этих нелепо одетых в футуристические костюмы молодых людей одной лишь пропагандой, которая съела их мозг? Их же наверняка накачивают перед каждой такой акцией. Одной даме из фейсбука рядовой «космонавт» на недоумённый вопрос: «Что ж вы делаете такое, зачем?» начал мямлить про то, что якобы начальство сказало, что демонстранты готовятся забросать их «коктейлями Молотова» и вообще убить. Но тут подоспело начальство и прервало интересный разговор. Однако это было бы слишком простое объяснение.

А может, дело во врожденном садизме, присущем этим человеческим существам? Ну то есть это те самые типы, кто получает удовольствие от унижения других людей, от безнаказанного причинения им боли? Вероятно, какая-то часть пошла туда ради этого. Но не все же! Жизненный путь у рядового силовика и его начальника может сильно различаться. По наблюдениям журналистов, задержаниями на Сухаревской площади 31 января командовал Сергей Кусюк, бывший командир полка особого назначения «Беркут» МВД Украины. Это, так сказать, каратель со стажем, у которого назад дороги нет. Но среди тех, кто бил москвичей, было немало и совсем молоденьких ребят, жизнь которых только начинается. Должны ли мы ставить знак равенства между всеми ними?

Пишут, что в Росгвардии 430 000 штыков, и это в полтора раза больше, чем численность всех сухопутных войск России. Это почти полмиллиона хорошо зарабатывающих, на полном государственном обеспечении мужчин, не ведущих никакой созидательной деятельности, не производящих национальный продукт. А сколько служит в ФСБ? В других силовых ведомствах (в России их – вы не поверите – 18)? Понятно, что без таможенников или пограничников нормальному государству не обойтись, но невооруженным глазом видно, что аппарат подавления в стране явно раздут. И при этом хорошо финансируется, материально-техническая база на высоком уровне. Всё это закрытые статьи бюджета, и нам остается только догадываться, какие реально средства идут на поддержание жизнедеятельности карательных органов.

Рецепт для удержания власти прост: в любых обстоятельствах, при любых кризисах держать силовиков на жирном довольствии

Мне кажется, материальная сторона дела, если мы хотим понять их мотивы, на первом месте, и уж потом идут идеологическая и психологическая обработка. Люди элементарно дорожат своим хлебным местом. В Росгвардию большой конкурс, контракт подписывают не с каждым желающим. Представляете, как счастлив этот парень (часто из глухой провинции, из не очень благополучной семьи), получив фантастическое по его меркам денежное довольствие. И он же видит, что, продвигаясь по службе, может рассчитывать и на льготную ипотеку, и на нормальную медицину, и, наконец, на более чем приличную пенсию уже в 40–45 лет. Это же рай!

Рецепт для удержания власти у диктаторов типа Лукашенко или Путина прост: в любых обстоятельствах, при любых кризисах держать силовиков на жирном довольствии. По мнению диктаторов, при первых признаках неустойчивости власти достаточно лишь увеличить численность силовиков и повысить им оклады – и всё само собой наладится. Выборы можно превратить в фарс или совсем отменить, можно ввергнуть население в бедность и лишить его надежды, но если у тебя есть сытые и довольные жизнью каратели, тебе ничего не угрожает.

И вот тут диктаторы, я очень надеюсь, ошибаются.

Знаете, сколько просуществовала на Руси опричнина? Всего 20 лет. Личное террористическое войско Ивана Грозного за этот период разложилось и потеряло эффективность. Причиной тому была полная безнаказанность и, как мы бы сейчас сказали, отрыв от реальности, записывание во враги государства тех, кто врагом вовсе не являлся, попрание законов и моральных норм. Историк Василий Ключевский сформулировал это так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную».

Путь, который Путин выбрал для борьбы с оппозицией и усиления личной власти, на самом деле закаляет и укрепляет оппозицию, расширяет круг её сторонников, убеждает их в своей правоте. И этот путь на самом деле разрушает государство и подготавливает его крах.

Андрей Мальгин – журналист и блогер

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

Продолжение. Начало тут, тут, тут, тут и тут.

Читатель начал сердиться — да что ж вы все вокруг да около? Расскажите, наконец, кто именно, когда и как собирал и присоединял новые земли! Согласен, пора. Вот история про двух главных и во многом — взаимоисключающих персон этой эпохи. Про любимца официальной истории и пропаганды — Ивана Грозного и про Ивана Великого, настоящего героя, почти забытого официальной наукой.

Крупнейшим государствостроителем Руси, объединившим мирным путем европейские земли, был, увы, обойденный вниманием сценаристов и кинорежиссеров царь Иван Васильевич Третий, которому народ дал имя Великий. (Иван III родился в январе 1440 года, правил с 1456 по 1505 год.) Именно Иван III сумел договориться с князьями Рязани, Ярославля, Ростова Великого, Дмитрова, Вологды, Твери, Углича… об объединении с сохранением центральной роли Москвы. Единственным городом, который поклялся на Библии, что входит в объединение, но потом вдруг передумал, был Великий Новгород. И тогда присоединять его пришлось силой…

Следствием огромных изменений, произошедших в 15-м веке, стало изменение самого названия государства, страну стали теперь чаще называть Россией (Rossica), а не Русью (Ruthenia), как прежде. Сам Иван стал первым русским царем, а не великим князем. Так он называл себя не только во внутренних документах, но и в переписке с Литовским княжеством.

Объединив земли, Иван разработал единую для всех, унифицированную правовую систему. Следование прописанным, не меняющимся и общим для всех правовым нормам было и остается обязательным условием существования и развития любого нормального государства, это касалось и России. Кстати, переход власти от отца к сыну, в отличие от киевской традиции — от брата к брату, стал у нас нормой еще до прихода Ивана Великого.

Другим стратегическим достижением царя, напрямую связанным с объединением княжеств, стало долгожданное избавление Руси от ордынских поборов и ордынского ига. В 1480 году на берегах реки Угра встали друг против друга два войска — царя Ивана и шедшего на Русь татарского хана Ахмата. Попытки перейти реку татарами, благодаря русской разведке, а также благодаря впервые поставленным на колеса пушкам, своевременно пресекались. После 40 дней напряженного ожидания и «стояния на Угре» Ахмат развернул свое войско и ушел в Орду…

Необходимо упомянуть и ряд других достижений и преобразований Ивана Третьего. Много сил и средств он потратил на украшение Кремля и благоустройство города. При нем был возведен величественный Успенский собор, продолжающий традиции и отчасти повторяющий возведенные ранее соборы в Великом Новгороде и Киеве. Сооружение, построенное под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, и сегодня остается одной из главных достопримечательностей Московского Кремля…

Правление Ивана совпало с трагическим для всех православных событием — в 1453 году под напором османцев пал Константинополь — второй Рим. В 1472 году овдовевший пятью годами ранее Иван взял в жены Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора… Статус Москвы в христианском мире стал меняться, русская столица постепенно приобретала неофициальный титул Третьего Рима. На Гербе страны появился двуглавый византийский орел.

В 1505 году Иван Великий ушел в мир иной… В Кремле по сей день сохраняется его могила. Все личное имущество, оставшееся после смерти царя, уместилось в небольшом сундучке. Отвратительное слово «коррупция» прилипло к постсоветской власти только с конца ХХ века…

Совсем другой исторический персонаж, сыгравший важную, но, увы, отрицательную роль в эпоху собирания земель, — царь Иван 4, Грозный, годы его правления — с 1547 по 1584 (с перерывом в 1575–76 годах). Это единственный у нас царь, отношение к которому и историков, и самих соотечественников было отрицательным. Характерно его народное прозвище — Грозный, никогда ни до, ни после него подобное имя не повторялось. Характерно и то, что в переписанной по-большевицки русской истории, при Сталине, и при Путине, роль Ивана 4 трактуется как положительная… В общем, читатель догадывается — автору опять предстоит пояснить, почему он не согласен с официальной советско-постсоветской трактовкой, на сей раз трактовкой роли Грозного.

Новейшие исследования, в частности исследования врача-геронтолога Валерия Новоселова, подтвердили наблюдения и предположения, которые высказывались и раньше. Изучив исторические хроники и сохранившиеся документы, В. Новоселов диагностировал заболевание Ивана. Царь был заражен сифилисом, постепенно перешедшим в третью стадию — в нейросифилис. Мы остановимся на рассмотрении политических последствий этой, тогда неизлечимой болезни.

Итак, про последствия. Человек, страдающий подобным недугом, как правило, не имеет детей или становится отцом больных детей… Из шести потомков Ивана только один — Федор Иоаннович, пережил своего отца, хотя и о нем историки пишут как о человеке болезненном. Федор Иоаннович царствовал 14 лет, он умер в январе 1598 года и не оставил детей. Таким образом, линия Рюриковичей пресеклась на царствовании Федора! Отсутствие наследника стало одной из важнейших, но не единственной причиной начавшихся в эти годы потрясений.

Еще одна особенность человека, страдающего нейросифилисом, состоит в том, что он периодически впадает в состояние крайней жестокости. Сказанное, вместе с другими серьезными факторами, привело к тому, что Иван стал первым царем, установившим на Руси абсолютистскую власть особого типа. Грозный подчинил лично себе, а не библейским, православным принципам, все структуры и звенья управления, хотя он и начал собирать Земские соборы.

Вместо или наряду с традиционной армией — стрельцами — было сформировано опричное войско, подчинявшееся только царю. (Уроки его существования полезны для нынешней РФ и Беларуси.) Опричники быстро переродились в деморализованные и коррумпированные банды. Спустя 7 лет после создания опричников официально пришлось распустить — с приближением к Москве татарского отряда они отказались воевать и разбежались.

С некоторого времени Иван IV стал вести себя враждебно даже по отношению к православной церкви. Будучи вынужденным из-за болезни постоянно жениться и разводиться, он не мог «регистрировать» свой брак по законам того времени. В итоге митрополит Федор, отказавший Ивану в благословении, был тайно задушен палачом Малютой Скуратовым. На Иване Грозном замыкались и некоторые торговые цепочки…

В общем, жизнь на Руси того периода проходила как бы под лозунгом «Иван Грозный — это Россия, нет Ивана Грозного — нет России». Такой способ организации государства является наименее эффективным, ибо исключает всякую дискуссию, всякое соревнование мнений и идей. Уход такого правителя от власти с высокой степенью вероятности ведет к катастрофе. Поскольку здесь все звенья управления подчинены одному лицу, эти звенья не способны действовать после ухода правителя. Причем никаких иных механизмов управления в государстве-вертикали не существует. Уход первого лица в подобной системе неизбежно порождает хаос, получивший у нас название смута.

Про то, как почти неуправляемую Россию полтора десятилетия (после смерти Федора Иоанновича) бросало из стороны в сторону, как народ по призыву церкви и епископа Гермогена смог создать ополчение и восстановить свою государственность, написано немало, хотя и здесь не все проанализировано и многие наши современники так и не поняли, что именно мы празднуем 4 ноября. Собственно, власти и не собираются толком разъяснять, в чем значение действительно исторических событий, происходивших в далеком 1612 году и спасших Русское государство от распада…

Анализируя причины смуты, а досоветские историки опубликовали по этой теме множество исследований, сделаю пока один и главный вывод. Катастрофа смуты не была вызвана внутрисистемным изъяном. Переход России в личный абсолютизм Ивана Грозного был случайностью, он произошел из-за индивидуальных особенностей и болезни правителя. Это подтверждается тем фактом, что выход из смуты сопровождался добровольным и сознательным возвращением в систему управления, которая действовала до Ивана Грозного. Изгнав неверных из Кремля, наши предки первым делом — в феврале 1613 года — избрали нового царя. И уже новая династия — Романовых — выводила страну из затяжного кризиса. А после этого подняла Россию и за 300 лет верного ей служения привела Империю в число ведущих европейских государств.

* * *

Ну а теперь, для полноты картины, еще немного компаративистики… Рассказ об Отечественной войне далеко впереди, но сейчас я предлагаю сопоставить происходившее у нас на рубеже 16–17-го веков с тем, что происходило много позже…

В конце 1941 года, сразу после ухода партийно-советских чиновников и до прихода оккупантов на территории Локотского района ныне Брянской области на сходе местных жителей была провозглашена Локотская автономия-республика. Особенность провозглашенного субгосударства состояла в том, что оно отрицало советскую власть, но и не пропускало на свою территорию немецкие воинские формирования, кроме раненых (о чем была достигнута договоренность с командованием Вермахта). Приблизительно 2 миллиона локотчан стремились создать независимое государство — независимое, конечно, настолько, насколько это вообще можно было сделать в годы войны и оккупации. Не буду здесь подробно анализировать тему Локтя, замечу лишь, что экономика, сельское хозяйство — после роспуска колхозов и возвращения земли крестьянам — и даже образование и культура (в Брасово работал собственный театр, школы и училище) проявили себя вполне успешно… Важно другое — освободившись от большевицкого правления и избежав оккупации, локотчане оказались достаточно успешными, притом что они ни в какой форме не собирались восстанавливать «советскую власть». Как видим, русская власть в 1612 году была властью своей, а вот советская была инородной, хотя и пала только в 1991-м!

P. S. Совсем коротко еще раз отвечу на повторяющуюся претензию оппонентов, хотя навряд ли я смогу их переубедить.

По поводу «имперскости». Нельзя в 16-м или в 18-м веке жить по правилам века 21-го. В мировом соревновании за земли и территории Россия победила. К счастью, повторю, победила Россия, а не победили ее.

Продолжение следует…

Правда, что царь в детстве мучил животных, лично казнил людей и за эти жестокости был прозван Грозным? Он извел всех своих жен и убил сына? Сильный правитель, поднявший Россию с колен, или сумасшедший, к тому же страдающий припадками? Разбираемся, что из этого правда, а что нет.

Иван Грозный (1530–1584) для большинства наших современников является символом русской истории XVI столетия — эпохи, когда из отдельных земель и княжеств Северо-Восточной Руси создавалось единое Московское государство, когда решался вопрос: как, какими путями и в какой форме пойдет этот процесс. Первый русский венчанный царь немало сделал — и словом, и делом — для утверждения того порядка, который он считал единственно правильным.

Он правил очень долго, и за это время произо­шло слишком много важных и трагических событий. Как не появиться различным легендам, если его эпоху помнили долго, а подлинных свиде­тельств о ней осталось мало. Слишком мало. Зато он имел немало против­ников, а длитель­ная борьба с соседями — Польско-Литовским государством и Швецией — породила настоящую информационную войну.

Легенда 1. В детстве Иван Грозный мучил животных

Вердикт: это не доказано.

Рассказ по картине неврева опричники

Юный Иван IV на троне. Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576 годы «Руниверс»

Шальную юность будущего царя, который бросал с крыш зверюшек и топтал на скаку прохожих, описал в своей «Истории о великом князе Московском» бывший боярин и военачальник, а затем политический эмигрант князь Андрей Курбский. С одной стороны, дети, и не только царские, могут быть жестоки в своих играх. С другой — «История» Курбского призвана была обличить царя-тирана, а как же было в таком случае обойтись без наглядной иллюстрации?

Легенда 2. Иван Грозный страдал припадками 

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ по картине неврева опричники

Царь Иван Грозный. Картина Виктора Васнецова. 1897 год Государственная Третьяковская галерея

Что такое припадки? Мигрень — это одно, неконтролируемый гнев — другое, а эпилепсия — уже третье. Царь был человеком мнительным, лечиться любил, но ставить диагноз по рассказам (в том числе тех лиц, которые в царские покои вхожи не были) и спустя 450 лет — дело неблагодарное. Исследование его останков в 1960-х годах показало, что у государя был целый букет болезней опорно-двигательного аппарата, но его психическое состояние по костям установить не представляется возможным.

Легенда 3. Иван Грозный сошел с ума после смерти первой жены, был параноиком и никому не доверял

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине неврева опричники

Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного. 1568–1576 годы Подпись под миниатюрой: «О преставлении великой царицы Анастасии. В том же году в августе в седьмой день в среду, на память святого мученика Диомида, в пятый час дня, преставилась благоверного царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси царица и великая княгиня Анастасия».«Руниверс»

Относительно душевного расстройства — см. предыдущий пункт. Первую жену, «юницу» (Юница (устар.) — девушка, девочка-подросток.) Анастасию, как царь называл ее во втором послании к Курбскому, он, похоже, действительно любил — во всяком случае, помнил и поминал много лет спустя. Верил — или сам себя уверил, что ее извели враги. Маловероятно, что он совсем никому не доверял, иначе как бы он тогда управлял государством?

Другое дело, что подозрительный царь по прошествии времени отправлял в опалу или на смерть тех, кому прежде вполне доверял. Так он простился с советниками, к которым прислушивался в годы молодости, — окольничим Алексеем Адашевым и священником Сильвестром; так поступил и с руководителями своей опричнины — Афанасием Вяземским, Михаилом Черкасским, Алексеем Басмановым.

Легенда 4. Он постоянно заводил новых жен, а от старых избавлялся

Вердикт: жениться любил, но обвинение голословно.

Рассказ по картине неврева опричники

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Картина Григория Седова. 1875 год Государственный Русский музей

Личная жизнь царя была такой же запутанной, как его политика. После смерти первой жены Анастасии Романовны и второй, кабардинской княжны Марии Темрюковны, он выбрал в жены Марфу Собакину, которая прожила после венчания только 15 дней и умерла по неизвестной причине. В 1572 году царь заставил духовенство разрешить ему четвертый брак (тогда как обычно уже третий Церковью не одобрялся как «свинское житие»), а затем и пятый, но и Анна Колтовская, и Анна Васильчикова были пострижены в монахини. Василиса Мелентьева, очевидно, законной женой вообще не была.

Последней царицей стала в 1580 году Мария Нагая, которая родила царевича Дмитрия, скончавшегося в 1591 году в Угличе при не выясненных до конца обстоятель­ствах. Но и незадолго до смерти Иван Грозный строил новые матримони­альные планы: отправил в Англию специального посла, думного дворянина Федора Писемского, чтобы просить у королевы Елизаветы руки ее родствен­ницы Мэри Гастингс.

Легенда 5. Иван Грозный на самом деле был гомосексуалом

Вердикт: это не поддается проверке. 

Рассказ по картине неврева опричники

Федор Басманов. Кадр из фильма «Царь Иван Грозный». Режиссер Геннадий Васильев. 1991 год © Киностудия «Тискино»

По сочинениям иноземцев, Иван Васильевич «начал склоняться» к содом­скому греху со своим любимцем Фёдором Басмановым. Однако свечку никто не держал.

«Идейным» гомосексуалом царь точно не стал: в походах его обычно сопровождали наложницы, а в конце жизни он хвастался перед английским послом Джеромом Горсеем, что растлил тысячу девушек. Кажется, Грозный считал, что для его «вольного царского самодержавства» не суще­ствует каких-либо моральных запретов, и таким образом доказывал свое превосходство придворному окружению.

Легенда 6. Грозным его прозвали за жестокость: царь лично казнил людей, а многих приказал посадить на кол

Вердикт: прозвали, но не за жестокость.

Рассказ по картине неврева опричники

Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рисунок Виктора Васнецова. 1914 год Российская государственная библиотека

На колу и иными способами царь казнил не единожды. Только стоит помнить, что времена были иные и человеческая жизнь ценилась иначе, нежели в наше политкорректное время. Да и понятие «грозный» имеет иной оттенок, нежели «жестокий» или «кровавый», — «суровый», «опасный для врагов», «строгий».

В то невеселое средневековое время казней хватало и на Западе, и на Востоке. Злодейства же царя Ивана поражали потому, что были обставлены нарочито театрально. По свидетельству современника, Иван Грозный вызвал во дворец боярина Ивана Федорова, заставил его занять свой трон и сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место», после чего собственноручно заколол старого слугу.

Летом 1570 года на Чистых прудах в Москве он сначала эффектно помиловал больше сотни уже простившихся было с жизнью «измен­ников» — отпустил к женам и детям, а затем устроил показательную казнь 120 оставшихся, в том числе многих видных дьяков московских приказов. И не просто, а с выдумкой.

«Пискаревский летописец» сообщает, что царь «повеле казнити дияка Ивана Висковатого по суставом резати, а Никиту Фуникова диака же варом обварити».

Вместе с ними были казнены возглав­лявший Поместный приказ Василий Степанов, глава Большого прихода, глав­ного финансового ведомства России того времени, Иван Булгаков, начальник Разбойного приказа (что-то вроде МВД) Григорий Шапкин. Многочисленные казни не воспринимались как излишняя жестокость — как же не радо­ваться наказанию коррупционеров и предателей? Вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Мрачной торжественностью была наполнена жизнь опричной гвардии в Алек­сандровой слободе. После карательных походов царь и его слуги облачались в иноческую (То есть монашескую.) одежду. Сам «игумен» Иван IV с Малютой Скуратовым поутру трезвонили в колокола, собирая «братию» на молитву; неявившихся подвер­гали наказаниям. Во время долгой службы царь с сыновьями молились и пели в церковном хоре, затем отправлялись к трапезе, после чего возвращались к обычным государственным делам.

Легенда 7. Красная площадь называется так потому, что Иван Грозный казнил там людей

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине неврева опричники

Москва при Иване Грозном. Красная площадь. Акварель Аполлинария Васнецова. 1902 год vasnec.ru

Слово «красная» в названии Красной площади означает «красивая», так же, как в словосочетании «красная девица». И называться так она стала лишь с конца XVII века.

Легенда 8. Иван Грозный был очень религиозен и все время каялся 

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине неврева опричники

Иван Грозный и тени его жертв. Рисунок Михаила Клодта. До 1914 года Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

С высоты своего царственного величия Иван Грозный презрительно называл шведского короля Юхана III «страдником» (Страдник — холоп, работавший в хозяйстве феодала, на Руси в XIV–XV веках.), и даже в послании к своему противнику, королю Речи Посполитой Стефану Баторию, считал нужным указать, что является «великих государств царь по божью изволению, а не по многомятежному человеческому хотенью».

Но от безмерной гордыни внезапно обращался к покаянию: «…тело изнеможе, болезнует дух, струпи телесна и душевна умножишася… <…> …В разбойники впадох мысленныя и чувственныя… …Сего ради всеми ненавидим есть», — описывал он свое душевное состояние в завещании летом 1572 года в Новгороде, где царь ожидал известия об исходе решающей битвы с крымским ханом Девлет-Гиреем.

После смерти наследника, царевича Ивана, потрясенный царь прика­зал составить списки казненных по его приказу и разослать их по монастырям с крупными денежными суммами на монашеские молитвы за покойных. Согласно этим спискам («синодикам опальных»), было убито около 4000 человек.

Легенда 9. Иван Грозный был сильным правителем и поднял Россию с колен

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине неврева опричники

Выход царя Ивана Грозного. Картина Бориса Кустодиева. 1900 год Донецкий областной художественный музей

Россия в начале XVI века не «стояла на коленях», а была молодой, быстро растущей державой. Разные люди по-разному понимают словосочетание «сильный правитель». Для кого-то это значит рубить головы врагам, для кого‑то — обеспечить условия для успешного развития страны. Именно при царе Иване в 1570-х годах в стране начинается кризис.

Разорение земель вследствие тягот Ливонской войны и введения опричнины приводило к частым уходам крестьян с владельческих земель. Писцовые книги начала 80-х годов указы­вают на то, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось, о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли». Земские уезды платили в 70-х годах в два, а то и в три раза больше налогов, чем дворовые (С 1564 года царь разделил государство на две части: свой личный удел (опричнину) и все остальное (земщину).).

Города пострадали не только от репрессий, но и от «сводов» (переселений) купцов в Москву — так слой богатых и предприимчивых людей в провинциальных городах был ликвиди­рован. Казни воевод и «запустение» дворянских владений подорвали боеспо­собность армии: дворян в конце 70-х годов били кнутом, чтобы заставить их отправиться на войну.

Легенда 10. Иван Грозный ненавидел бояр

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине неврева опричники

Опричники. Картина Николая Неврева. 1870-е годы Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Боярин XVI века — не особая порода вредных людей, а высший чин среди тогдашней элиты, государева двора. Члены Боярской думы, царские воеводы, послы, наместники — все они выходцы из нескольких десятков знатных родов, чьи предки из поколения в поколение служили московским князьям. Обойтись без них было невозможно.

Потомок законных государей царь Иван Васильевич мог казнить того или иного боярина, но ему и в голову не могло прийти назначить на их место самых преданных, но простых мужиков или даже незнатных провинциальных дворян. Поэтому в опричнине новые слуги царя вовсе не были худородными.

Опричную думу возглавлял кабардинский князь Михаил Черкасский, брат новой царицы Марии, там заседали представители старинных фамилий — бояре Алексей Басманов и Федор Умново-Колычев; князья Никита Одоевский, Василий Тёмкин-Ростовский, Иван Шуйский. Да и среди прочих опричников были Рюриковичи и Гедиминовичи — князья Ростовские, Пронские, Хворостинины, Волконские, Трубецкие, Хованские. А также члены других старых и честных московских родов — Годуновы, Салтыковы, Пушкины, Бутурлины, Тургеневы, Нащокины. Даже главный палач опричнины Малюта Скуратов-Бельский происходил из вполне достойного служилого рода.

Легенда 11. Иван Грозный разыграл отречение от престола, потому что устал от правления

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ по картине неврева опричники

Симеон Бекбулатович. Картина неизвестного польского художника. Конец XVI — начало XVII века Ранее считалось, что на картине изображен Михаил Борисович Тверской.Нясві́жскі замак

30 октября 1575 года Иван Грозный посадил на престол крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича. Сам же в челобитной Симеону Бекбулато­вичу скромно назвал себя «князьком Иванцом Московским» и поселился «за Неглиною… на Орбате против Каменного мосту старого».

Вот только реальной власти он никому не отдал и через 11 месяцев вернулся на прежнее место, а Симеона пожаловал великим князем Тверским. Историки до сих пор спорят, что значил этот спектакль. Царь хотел по-тихому возродить оприч­нину? Чужими руками отнять привилегии Церкви? Претендовал на престол соседнего Польско-Литовского государства?

Легенда 12. Иван Грозный убил своего сына

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ по картине неврева опричники

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Эскиз картины Ильи Репина. 1883–1899 годы Государственная Третьяковская галерея

Большинство историков упоминают о конфликтах отца и сына и из-за недовольства царя снохой (государь считал, что она одевалась неподобающим образом), и в связи с подозрениями и завистью к сыну, которого народ хотел видеть во главе войска. Мы уже никогда достоверно не узнаем, что произошло ноябрьской ночью 1581 года, но можно утверждать, что известная картина Ильи Репина не соответствует действительности.

Сохра­нились и еще в конце XIX века были опубликованы документы, свидетель­ствующие, что царевич «рознемогся»; к нему в слободу отец вызвал врачей из Москвы, но лечение оказалось безуспешным, и через 11 дней Иван Иванович умер. Что стало причиной болезни, и был ли в действительности роковой удар жезлом по голове, мы уже никогда не узнаем: при вскрытии могилы царевича оказалось, что его останки превратились в труху, от черепа осталась только нижняя челюсть.

Легенда 13. Иван Грозный покорил Сибирь 

Вердикт: это неправда.

Рассказ по картине неврева опричники

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина Станислава Ростворовского. 1884 год Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Во-первых, «покорение», а точнее присоединение, Сибири — длительный процесс, который завершился только в XVIII веке; освоение же ее просторов и богатств продолжается и сейчас. Во-вторых, нет оснований полагать, что царь Иван был инициатором или руководителем этого предприятия.

Солепромышленники Строгановы пригласили лихого атамана Ермака Тимофеевича с отрядом для защиты их владений в Приуралье от набегов сибирского хана Кучума. Осенью 1582 года отряд атамана из 540 человек двинулся за Урал. Горстка людей перевалила горы, по рекам Тобол и Иртыш проникла в сердце Сибирского ханства и захватила его столицу Кашлык, откуда Ермак отправил гонцов в Москву с дарами и вестью о победе.

В 1585 году сам Ермак погиб, но по его следам пришли новые отряды казаков и московских служилых людей. Началось освоение Сибири, там появились новые города: Тюмень, Березов, Тара; на Иртыше была построена сибирская столица Тобольск; воротами Сибири, через которые шла единственная сухопутная дорога, стала крепость Верхотурье.

Легенда 14. Он был хорошо образован, знал много языков и собрал собственную библиотеку

Вердикт: это правда.

Рассказ по картине неврева опричники

Иван Грозный. Картина Клавдия Лебедева. До 1916 годаWikimedia Commons

Царь Иван обладал несомненным — что называется, от Бога — литературным даром и редкой для средневекового книжника способностью образного мышления и «кусательного» стиля. Царь всегда был способен к шутке, колкости, неожиданному повороту фразы. Вот, например, князь Курбский торжественно объявляет Ивану: «…уже не узриши, мню, лица моего до дни Страшного суда». На что царь с издевкой отвечает: «Кто бо убо и желает таковаго ефиопскаго лица видети?»

С литературными интересами царя связано не только появление серии его посланий и переписки с боярином Курбским. Одна из загадок XVI века — местонахождение и состав библиотеки царя. В хронике рижского бургомистра Ниенштедта помещен рассказ о том, как приближенные царя вынули из замурованного помещения и показали ливонскому пастору Иоганну Веттерману несколько книг на греческом, латинском и древнееврейском языках.

А в 1819 го­ду профессор Дерптского университета Христофор Дабелов обнаружил некую опись книг этой библиотеки, в которой имелись сочинения Цицерона, Тацита, Полибия, Аристофана и других античных авторов. К сожалению, ни подлинники этой описи, ни сама библиотека до сих пор не обнаружены, несмотря на неоднократные попытки поисков. Но даже и без этих рукописей известно более 100 книг, в свое время принадлежавших царю.

По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — монумен­тальная история человечества от сотворения мира, включая его собственное царствование. Загадочные «приписки» неизвестного редактора на полях последних томов этого свода содержат уникальные сведения о событиях при дворе Ивана Грозного. Даже если эти заметки не сделаны рукой самого царя (в XVI веке письмо — не «царское» дело), то все же несомненна его роль как властного и пристрастного редактора истории собственного царствования.

Царь мог прямо на приеме начать богословский диспут — или в досаде на несостоявшийся политический союз написать в 1570 году английской королеве Елизавете в ответ на ее дипломатическое объяснение, что такого рода договоры требуют обсуждения в парламенте: «Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не только люди, но мужики торговые… А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица». 

В конце жизни под псевдонимом Парфения Уродивого он написал канон «грозному воеводе» — архангелу Михаилу. В его словах читается и страх перед явлением грозного ангела, и надежда на спасение своей грешной души: «Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую. Напой мя, ангеле, чашею спасения».

Легенда 15. Иван Грозный умер не своей смертью: его отравили 

Вердикт: это неизвестно.

Рассказ по картине неврева опричники

Смерть Ивана Грозного после игры в шахматы. Копия Адольфа Расса с картины Константина Маковского 1888 года. До 1911 года Dorotheum

Умереть в XVI веке — даже царю — труда при тогдашнем состоянии медицины не представляло; здоровья же у Ивана Васильевича к концу жизни сильно поубавилось. 18 марта 1584 года царь скончался; по Москве ходили слухи о его насильственной смерти, но доказать или опровергнуть их невозможно. У исто­риков нет единого мнения на этот счет. Исследование костных останков царя показало обилие в них ртути, но это могло произойти и от использования обычных для медицины той поры мазей, которыми Иван лечился от сифилиса.

  • Рассказ по картине подвиг молодого киевлянина
  • Рассказ по картине опять двойка для 2 класса
  • Рассказ по картине перелетные птицы
  • Рассказ по картине кустодиева масленица для 2 класса
  • Рассказ по картине куинджи березовая роща