Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Сочинения по картинам другие борисов-мусатов - осенняя песня в.э. борисов-мусатов российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и
  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Борисов-Мусатов — Осенняя песня

Борисов-Мусатов - Осенняя песня

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность. С особой любовью художник писал пейзажи, глядя на которые можно прочувствовать волнительный мир изображенной на них природы. Его картина «Осенняя песня» посвящена именно тому удивительному миру, что окружает человека.

На переднем плане картины изображены ветви двух берез. Они полностью усеяны золотыми листами. Это говорит о том, что осень уже полностью вступила в свои права. Ветви деревьев клонятся вниз, чувствуется некоторая усталость природы. В центре полотна расположился неширокий водоем, возможно, эта река, а может быть озеро. Водная гладь спокойна, тихий осенний день лишен ветра.

На заднем плане картины темнеет лес. Голубое небо покрыто белыми пушистыми облаками.

Ясный спокойный день запечатлел художник на своем полотне. «Осенняя песня»- название картины говорит само за себя. И правда, глядя на нее, вспоминается тихая спокойная мелодия.

Осенняя пора всегда навевает грусть, природа засыпает, уступая место зимней стуже. Но картина Мусатова снова и снова возвращает зрителя в прощальный теплый осенний день, когда лучи солнца греют уже не так сильно, как летом. Но именно они останутся в памяти, и будут согревать душу, когда за окном запоет свою песню вьюга. Чувствуется нежная любовь, с которой художник писал картину. Доминирующий золотой цвет листьев наполняет ее необыкновенной теплотой, а многогранные оттенки синего делают полотно необыкновенно легким и мелодичным. Природа, отображенная художником, живет и дышит при помощи красок и кисти.

Мне очень понравилась картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня». В ней много солнца, теплоты и добра. Художник как бы приглашает нас насладится прощальной красотой природы. Ведь скоро зима, облетят листья, а речку мороз возьмет в свои ледяные оковы.

Описание картины Борисова-Мусатова Осенняя песня

Виктор Борисов – Мутасов родился в саратовской губернии, 2 апреля 1870 года, в семье служащих. Еще с ранних пор он пристрастился к искусству. Обучался в студии Саратовского общества изящных искусств и в Московском училище живописи. Все его картины, отличались неким безмолвием, словно давая зрителю поразмыслить в тишине. Одной из удивительных картин, созданных художником, на мой взгляд, является произведение под названием «Осенняя песня». Эта картина, скорее, похожа на рисунок, но не стоит недооценивать творчество этого художника, полотно скрывает в себе особый смысл, в котором мы попытаемся сегодня разобраться.

Перед нами на картине, предстает самое красочное время года – осень. На первом плане картины, словно два ярких пятна, раскинули золотые ветви березы. Художник, разместил их на картине, по правую и левую сторону, открывая вид на смуглые поля  и леса. Этим приемом создаётся некая конструкция, заставляющая устремить наш взгляд, куда то вдаль, где темнеют леса, и поблескивают мрачные воды реки. Становиться ясно, что автор, хочет выразить этим, собственные переживания. Словно он видит, за этими шаткими, осенними листьями, печаль и грусть. Стоит дунуть сильному ветру, и от этих ярких декораций останутся только голые ветви, через которые предстанет, печаль осенней природы, во всей своей горькой красе. Но эти березы, своими широкими ветвями, прячут хмурый пейзаж, пытаясь оберечь, невидимый взгляд героя от бесконечной тоски.

Виктор Мутасов, создал  картину таким образом, что смотря на нее, мы ощущаем себя на месте, якобы главного героя, смотрим его глазами, чувствуем его переживания. Одним словом, автору удалось создать связь, между своим произведением и зрителем. Помимо всего, на этой картине, хорошо прослеживается любовь художника к природе, так как именно  в ней он находит утешение и через нее выражает, самые сокровенные чувства. 

В целом, картина очень натуралистична и пропитана особой чувствительностью, такие произведение не уходят бесследно, они всегда оставляют невидимый след в душе каждого. Мне понравилось эта картина, как и все творчество этого замечательного художника.

4 класс

Описание настроения картины Борисов-Мусатов — Осенняя песня

Чувства картины Борисов-Мусатов - Осенняя песня

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Серебряковой За туалетом. Автопортрет 6 класс

    Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников — мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».

  • Сочинение по картине Дейнеки Зима. Девочка у окна

    Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника

  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание

    Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

  • Сочинение по картине Дейнеки Оборона Севастополя 6 класс

    Ярость и натиск — такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью

  • Сочинение по картине Возвращение блудного сына Рембрандта эссе 6, 7, 9, 11 класс

    Многие европейские художники писали картину на религиозную тематику. На Руси больше было принято писать иконы и религиозных картин не так много, так как они относятся все-таки больше к искусству, а не к религии

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Другие
  4. Борисов-Мусатов — Осенняя песня

Борисов-Мусатов — Осенняя песня

Картина В.Э Борисова-Мусатова «Осенняя песня» — это невероятный шедевр. Глядя на картину, с первого взгляда можно сказать, что художник очень любит эту пору года. Ведь изображенная на ней природа выполнена с любовью и нежностью. А техника, которую использовал художник, крайне сложна и непредсказуема.

Многие художники изображают осень, но только у Борисова-Мусатова получилось изобразить не просто картину, а целую песню. Да-да, именно песню.

Ведь если в нее всмотреться, то можно услышать красивейшую тоненькую мелодию, исходящую из самого сердца природы.

Некоторым людям, картина может показаться простой и обычной. Но это совершенно не так! Ведь изображенная природа действительно очень красива. Умело подобранные краски, оттеняет небо разными цветами, а золото деревьев, отражается в зеркале спокойной и гладкой реки.

На заднем плане изображен лес. Художник его специально изобразил темным цветом, ведь осенний лес прекрасен и каждый его видит по-своему. И в этой картине, полет ваших фантазий безграничен. Вы можете представить его нежно золотым, в то время, как другому человеку он покажется волнительно серым.

Мне очень понравилась картина В.Э. Борисова-Мусатова, ведь в ней, можно услышать не только песню осени, но и отголоски своей собственной души.

Другие интересные картины ← Григорьев — Вратарь от первого лица вратаря↑ ДругиеМаторин — Дмитрий Донской →

Популярные сочинения

  • Сочинение Образ Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе Тихий Дон Шолохова
    Супруга Григория Мелехова – Наталья – одна из ключевых героинь романа «Тихий Дон». Автор знакомит нас с еще совсем юной и светлой Натальей, которой предстоит выйти замуж за Мелехова, но с мужем красивой и работящей девушке не повезло
  • Сочинение-описание картины Зима. Девочка у окна Дейнеки
    Александр Александрович Дейнеки — известный и замечательный художник. Его произведения всегда вводят в восторг. Но в своей жизни он прославился не только картинами
  • Сочинения по творчеству Фадеева
    Сочинения по произведениям Фадеева

Описание картины Борисова-Мусатова «Осенняя песня»

Русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2.04.1870—26.10.1905) был ярким представителем символизма в живописи. Название его стиля — «декоративный пленэризм», он основан на трансформированных принципах импрессионизма. Художник писал в основном пейзажи, старинные усадьбы, наделяя их нереальной поэтической красотой.

Борисов-Мусатов держался особняком, его не привлекали передвижники, академисты, авангардисты. Полотна этого художника проникнуты чистотой, грёзами о красоте и лирической грустью. Прожил он, к сожалению, только 35 лет и не раскрыл все свои возможности.

Картина «Осенняя песня» (1905) — пейзаж. Борисов-Мусатов работал над ним в последний год своей жизни, в Тарусе. Он запечатлел осень в её золотой поре на берегу Оки. Виктор Эльпидифорович выполнил эту работу на бумаге, техника исполнения — пастель.

На переднем плане картины, по обеим её сторонам, расположены тонкоствольные берёзки над рекой. Они, будто раздвинутый занавес, открывают вид на реку, противоположный берег, дальний лес. Их жёлтая и оранжевая листва свисающих ветвей кажется текучим золотом. Неторопливая река отражает желтизну берёз и сиреневую хмарь неба.

Центр произведения — полоса того берега с заокским лесом. Берег невысокий, пологий, покрыт весёлой яркой зеленью. Загадочный лес в мареве пестреет жёлто-зелёным и лиловым цветом. Несмотря на пасмурный день, художник не допускает мрачности.

Задний план картины — тёмно-синяя полоска леса на горизонте, небо, затянутое густыми тучами лиловых и сиреневых тонов, сквозь которые пробивается солнечный свет. Лучи его заметны в самом верху картины. Высоко в небе видны пунктирные линии птичьих стай. Они летят клином. Значит, это журавли. Конечно, из-под небес доносится их прощальное курлыканье, от которого так щемит сердце. Не потому ли картина названа «Осенняя песня»?

Как и во всех произведениях Борисова-Мусатова, в «Осенней песне» нет чёткого, реалистического изображения. Пейзаж размыт, как у импрессионистов, и похож на грёзу. Пастельные краски придают мягкость колориту. Художнику важно было передать своё впечатление от вида на Оку и лес за рекой, от журавлиного клика в небе. Передать своё видение — стремление каждого художника.

Виктор Эльпидифорович утверждал, что он переносит на свои полотна именно то, что видит, ничего не придумывая. Его называли художником грёз. В картинах его пейзажи и персонажи кажутся находящимися за гранью реальности. Он словно прозревал в чистоте своего сердца картины иного мира, которые не увидишь чётко, они больше похожи на сон. «Осенняя песня» — это не только прощальный журавлиный клёкот в поднебесье, это и песня в сердце художника от созерцания красоты природы, его любви к ней. Это и предчувствие своего скорого ухода. Грустная и светлая песня осени, звучащая в красках удивительно художника Виктора Эльпидифорвича Борисова-Мусатова, проникает в сердце зрителя и оставляет в нём такой же светлый след.

«Реквием»

На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.

Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.

«Вдвоем»

В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).

Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.

Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина «Водоем». Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем — это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес…

Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.

А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.

Происхождение

Родился 14 апреля 1870 года в Саратове. Родители Эльпидифор Борисович и Евдокия Гавриловна, в недавнем прошлом крепостные, теперь причислены к мещанскому сословию: отец был мелким служащим в железнодорожном ведомстве. В 3-летнем возрасте Виктор получил травму спины при падении, с тех пор начались проблемы с позвоночником, рос горб. С детства мальчиком много занимался его дед, в дань любви к которому, повзрослев, Виктор от его имени образовал фамилию Борисов и присоединил её к своей родовой Мусатов. Так фамилия стала двойной.

«Изумрудное ожерелье»

В «Изумрудном ожерелье» Борисов передал женские образы в прекрасных одеяниях, богатых декоративными элементами, на фоне зеленого сада.

Художник сам сравнивал эту картину с языческими понятиями. Женщины здесь подобно цветам, бутоны которых тянутся и раскрываются на солнце. Вдохновила живописца на создание этого произведения сама природа, обилие майских цветов, их пьянящий аромат, чарующий внешний вид.

«Призраки»

Картина «Призраки» является одним из меланхоличных произведений Мусатова.

На фоне Зубриловской усадьбы художник написал размытый образ девушки в белом. Пейзаж также немного размыт. В левой части произведения можно заметить чье-то летящее платье. Кажется, что художник прощался в этой картине с чем-то. Сам Борисов-Мусаев пояснял значение этой картины как окончание жизни дома помещика, говорил, что «все уходит в прошлое», как и удаляющиеся призрачные фигуры…

Посмертная выставка художника

После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. Огромную помощь в этом ей оказали друзья и семья. На этой выставке были приобретены для Третьяковской галереи картины «Призраки», «Тополя и облака. Ветер», «Изумрудное ожерелье».

Также было куплено несколько этюдов из произведения «Реквием». С самой картиной Елена Владимировна не желала расставаться, брала ее везде с собой. Лишь только через несколько лет, боясь испортить произведение, она подарила его Третьяковской галерее.

«Весна»

В период своих душевных переживаний, с 1891 по 1901 годы, Мусатов писал полотно «Весна».

Это произведение является одним из самых узнаваемых в его творчестве. Здесь Борисов создает картину без какого-либо определенного сюжета. Изображая девушку, повернутую спиной к зрителям, идущую по вишневому саду, любующуюся красотами весенней природы. Произведение несет мечтательное, лирическое настроение, душевную теплоту и покой. Окружающая героиню природа кажется настолько живой, что глядя на полотно, просто погружаешься в гущу весеннего сада, чувствуешь на себе играющие солнечные лучи.

Первый успех

Первая законченная картина живописца написана в «допарижский» период. «Майские цветы» были представлены на XVII Московской ученической выставке в 1894 году и сразу куплены. Это была большая удача и, как показала дальнейшая жизнь, исключение из грустного правила – художник всегда испытывал трудности с продажей своих картин. Полученные средства позволили Борисову-Мусатову совершить поездку на Кавказ и в Крым, где он увлёкся натурными этюдами.

Среди ранних работ художника есть картины, которые полюбились зрителю особой чистотой и выделились как основные, составили славу художника. Наиболее значимая из них работа, может, самая важная в творчестве Борисова-Мусатова – это «Мальчик с собакой» (1895).

Страсть к созерцанию и рисованию

Болезнь, которая с годами усугублялась, наложила отпечаток на характер Виктора: он рос мечтателем и мыслителем. Примечательно, что в нём не было ни капли злости на мир и людей за то, что он не такой, как все. Любил уединяться в живописных уголках на берегу Волги и любоваться великолепными видами. В 6 лет начал рисовать, в 14 – поступил в реальное училище. С математикой и прочими точными науками не ладил, но рисованием занимался с удовольствием. Самозабвенно изучал доступные материалы о жизни и творчестве именитых живописцев, подолгу вглядывался в их картины из собраний саратовских музеев. Учителя Василий Коновалов и Фёдор Васильев обращали внимание на явное дарование своего подопечного и советовали ему учиться рисованию всерьёз.

Фотография в творчестве художника

Фотография заинтересовала Виктора в его парижский период. Она давала моментальную фиксацию творческой идеи во всех подробностях, фотоэтюд, используя который художник затем создавал живописные и графические работы. Так были написаны «Автопортрет с сестрой» (1898), «Спящая девушка» (1901), «На балконе» (1899). Купив камеру «Кодак», Виктор терпеливо осваивал фотодело. Моделями становились близкие художника, который позже превратил фотоэтюды в самостоятельный вид творчества, стал фотографировать не только для получения «пособия» в работе. Камера художника и около 70 пластинок дошли до наших дней и хранятся в саратовском доме-музее Борисова-Мусатова.

Художественное училище

Виктор учился в Саратовском реальном училище, где преподавал Василий Коновалов. Учитель заметил в молодом человеке талант и научил его всем необходимым азам в живописи.

Затем, в 1870 году, художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), где работал известный художник того времени Поленов, но Виктор не задержался там надолго. Борисов поступил в Петербургскую Академию художеств, стал брать уроки у Павла Чистякова. К сожалению, петербургский климат негативно влиял на здоровье юного художника, и ему пришлось вернуться в Москву, снова восстановившись в училище.

Появление на свет художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в городе Саратове, в 1870 году. Его дед был крепостным крестьянином, принадлежавшим помещику Шахматову. После отмены крепостного права, его отец стал камердинером у Шахматовых, ездил с барином по миру, затем – женился, стал бухгалтером на железнодорожной станции.

У родителей художника до его появления уже умерло четверо детей, не прожив и нескольких месяцев. Когда родился Виктор — счастью не было предела. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. У ребенка начал расти горб. Но судьбой ли, Богом ли, семье будущего художника был послан врач-ортопед, практикующий новые по тем временам методы лечения. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити.

К сожалению, художник Борисов-Мусатов всю свою жизнь страдал от болей в спине, а хроническое воспаление позвоночника оказалось костной формой туберкулеза.

Последнее лето художника

Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.

Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.

В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Картину «Виртуоз» Николай Богданов-Бельский написал в 1891 году.

Николая Богданова-Бельского называют «живописцем русской деревни». Он написал много пейзажей и натюрмортов, но больше всего любил рисовать детей.

Картина «Виртуоз» как раз из серии полотен о детях. Трогательно и с любовью Николай Богданов-Бельский изобразил группу детей, которые расположились в один солнечный день на полянке, под берёзами и с увлечением слушают юного музыканта, который играет на музыкальном инструменте. Художник изобразил детишек с такими чистыми, светлыми лицами. Он постарался придать каждому лицу свой характер, настроение.

Мальчик-музыкант вряд ли учился в музыкальной школе, наверное сам обучился игре на балалайке. Но как ответственно он музицирует перед своими сверстниками. Лицо девочки в красном платке слегка коснулась улыбка, она так внимательно и заинтересовано слушает мелодию.

Мальчик постарше, который стоит у берёзки, смотрит задумчиво вдаль, наверное звуки музыки его заставили что-то вспомнить, задуматься.

Для деревенских детей звуки музыки, которые юный музыкант извлекает, удивляют, чаруют, увлекают и для них это настоящее чудо.

Картина Николая Богданова-Бельского «Виртуоз» дарит нам сентиментальную красоту, неподдельную доброту, спокойствие, очарование природой и босоногими деревенскими ребятишками.

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Василий Тимофеев «Девочка с ягодами»

На картине мы видим милую деревенскую девушку с миской ягод.

Девочка изображена до пояса. На ней одета белая рубашка с широкими длинными рукавами и синий сарафан с цветочками. Голова девочки покрыта красным платком, из-под которого видны русые волосы, разделенные на пробор.

Лицо девочки нежное и милое — большие серые глаза, маленький носик, пухлые губки и розовые щечки. Девочка простая и очень красивая. В руках она держин глиняную миску с ягодами.

На заднем плане видим деревья, видимо, там находится лес, где собраны ягоды.

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Рассказ Бориса Полевого повествует о подвиге старика Матвея Кузьмина в годы Великой Отечественной войны.

Не побоявшись погибнуть, этот крестьянин, как в былые времена Иван Сусанин, отозвался провести врага скрытыми путями, но не в тыл нашей армии, а на место их погибели.

За ночь измотав немцев, Матвей Кузьмин, привел к тому месту, где оповещенные заранее партизаны подготовили засаду.

Ничто не предвещало для немцев беды. Утро было морозным, птицы спокойно щебетали, не выдавая присутствие партизан:

Ay5Ke1ueSqPABzXMkLiQzXBLEXx1aDDP.png

Вот только по этому «тявканью», Матвей Кузьмин понял, что отправленный им к партизанам внук Вася успел их предупредить, ведь в этой лесной непроходимой местности, мог быть только один пес — свирепый Шарик , побежавший за Васей к партизанам.

Использование описания птиц в рассказе, Борисом Полевым не случайно. На войне, где каждая мелочь и незначительная ошибка может привести к непредсказуемому результату, беззаботно чирикающие и добывающие себе корм птицы говорят о том, что партизаны сумели серьезно замаскироваться, не выдав себя и не вызвав никаких сомнений у немцев в их обмане.

Если бы птиц не было, то это как раз и было тем настораживающим фактором для немцев, что что-то не так.

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Красивая и одновременно пугающая иллюстрация к сказке. Пугающая потому, что начинаешь волноваться а Ивана Царевича и Елену.

Главные герои мчаться сквозь лесную чащу на сером волке. их окружает жуткая местность. Черные деревья, с покрученными ветвями и стволами, густо поросшими мхом. Верный волк мчится изо всех сил, он уже устал, но не останавливается. Волк как раз перепрыгивает через небольшое болото, покрытое листьями и белыми цветами кувшинок. Также справа видны ветки цветущего дерева.

На этом темном мрачном и неприветливом фоне более светлыми золотистыми тонами, чтобы привлечь внимание зрителя, художник изобразил Ивана и Елену. Девушка печальна, она очень устала. Иван, напротив, настроен по боевому. Он хмурит брови, намекая на но, что Елену он не отдаст.

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Зимнее солнце.

Советский художник К.Ф. Юон жил в Подмосковье, в деревне Лигачево и многие его пейзажные работы сотворены именно здесь.

«Зимнее солнце» было написано в 1916 году.

Нижняя часть картины устлана ровным слоем снега. Сверху, на фоне синего неба, наблюдаются редкие клочки пушистых облаков. Средняя горизонталь отображает стволы деревьев. Широко и высоко разошлись крупные ели с покрытыми снегом иглистыми ветвями. Хвойный лес, местами разбавлен высокими деревцами без листьев, через которые пробивается солнечный свет. Мороз заковал всё вокруг в ледяные оковы и всё это озарено солнцем.

В правой нижней части картины изображена некая сюжетная сцена. Рядом со стоящей в снегу санной повозкой, местный мужичок заканчивает укладку собранного хвороста.

Зимнее солнце отбрасывает длинные тени, а снег кажется несколько желтоватым.

В таком изображении, картина выглядит величаво, а залитое солнечными лучами пространство дарит зрителю ощущение собственного присутствия.

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Многие художники России касались символизма — но только Борис-Мусатов относится к «чистым» русским символистам. Посмотрим, почему и как это направление развивалось у нас.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

Автор урока

Анастасия Мамаева

Искусствовед, специалист по истории русского искусства

Рассказ по картине майские цветы борисов мусатов 4 класс литературное чтение

1. Кузьма Петров-Водкин. Сон, 1910
2. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня, 1912
3. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910
4. Михаил Нестеров. Молчание, 1903
5. Михаил Врубель. Гадалка, 1895
6. Мария Якунчикова-Вебер. Чехлы, 1897
7. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
8. Архип Куиджи. Красный закат, ок. 1908

Пришло время поговорить о русском символизме.

В России символизм появился позже, чем во Франции. Вместо 40 лет он длился здесь всего около 20, зато был более концентрированным. Этому способствовали кризис религии, давление мощной реалистической традиции.

? В России проявилась отдельная линия исторического символизма — ретроспективизм. В этот период художники часто обращаются к истории России 18 века, заново переосмысливают тему русского дворянства и русской усадьбы.

▪️ В этом отличие русского символизма от европейского, в основе которого лежали, как правило, повторяющиеся сюжеты из мифологии и Священного Писания — хотя в России эти темы тоже встречаются.

?‍? Многие русские художники прошли через символизм. Но практически ни для кого он не стал магистральной линией творчества. Менялись времена — менялись индивидуальные художественные манеры. Часто к художникам-символистам относят Михаила Врубеля, но масштаб его художественного гения не может быть вписан в рамки одного стиля.

Виктор Борисов-Мусатов

1. Весна, ок. 1899
2. Гобелен, 1901
3. Осенний мотив, 1901
4. Водоем, 1902
5. Призраки, 1903
6. Одиночество, 1903
7. Изумрудное ожерелье, 1903–1904
8. Реквием, 1905
9, 10. Современное состояние усадьбы в Зубриловке

Если значительная часть русских художников только прикоснулась к символизму, то Виктор Борисов-Мусатов — пожалуй, единственный в России представитель чистого символического направления.

Поговорим о нем подробнее ?

? Дед Виктора был крепостным крестьянином. Звучная двойная фамилия появилась из-за того, что отец Виктора подписывался «Мусатов, Борисов» — в значении «Борисов сын». После неудачного падения в три года у Виктора прекратился рост, начал расти горб. Процесс удалось остановить, но всю жизнь Борисов-Мусатов страдал от страшных болей. Его ранняя смерть от костного туберкулеза также стала последствием детской травмы.

? Борисов-Мусатов учился в Саратовском училище, затем в Москве и Петербурге — в Академии Художеств у Павла Чистякова, который был педагогом у целой плеяды великих русских художников — Васнецова, Врубеля, Поленова, Серова, Сурикова.

? В 1895 году великая княгиня Елизавета Федоровна за 150 рублей купила ученическую работу Борисова-Мусатова «Майские цветы». На вырученные деньги художник смог отправиться в путешествие в Крым, на Кавказ, по Европе — и в Париж.

? Париж сформировал Борисова-Мусатова. Там он познакомился с творчеством Пюви де Шаванна, который стал его главным вдохновителем. Многие работы Борисова-Мусатова похожи на картины французского художника по колориту, изысканности, странному утонченному настроению.

? Большую часть картин Борисов-Мусатов написал темперой. Работал с крупнозернистыми холстами. Краска проникала внутрь, так что мазки не было видно — появлялось ощущение вытканного гобелена.

? Любил писать старинные усадьбы, воспоминания о прошлом, женщин в старинных платьях. На вопросы об изображаемом времени отвечал, что это «красивая эпоха». На многих картинах встречается реальная усадьба Зубриловка неподалеку от Саратова. В 1905 году ее разрушили, и она до сих пор находится в руинах.

?‍? Всю жизнь художник бедствовал. У него не было денег на натурщиц, так что он писал в основном сестру, жену и Надежду Станюкевич, жену друга. Они были между собой похожи, поэтому кажется, что на всех картинах одна женщина.

⬛️ Почти всю жизнь провел в Саратове — не мог позволить себе жить в Москве или Петербурге. Умер в Тарусе на пустующей даче Цветаевых в 35 лет. На месте погребения стоит памятник, выполненный Александром Матвеевым — то ли спящий, то ли мертвый мальчик.

1. Николай Сапунов. Обложка каталога выставки «Голубая Роза», 1907
2. Павел Кузнецов. Голубой фонтан, 1905
3. Павел Кузнецов. Рождение, 1906
4. Александр Матвеев. «Уснувший мальчик», надгробие В. Борисова-Мусатова
5. Мартирос Сарьян. Озеро фей, 1905
6. Петр Уткин. Сон. Декоративное панно, 1905
7. Василий Милиоти. Вечерний праздник, 1900-е
8. Николай Сапунов. Балет, 1906
9. Сергей Судейкин. Гуляние, 1906

Теперь поговорим об объединении «Голубая роза».

? Ядро «Голубой розы» составляли саратовские художники: Павел Кузнецов, Петр Уткин, скульптор Александр Матвеев. Всего в объединение входили полтора десятка человек, в том числе Мартирос Сарьян, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Николай Крымов.

?‍? Главным авторитетом для «Голубой розы» стал Виктор Борисов-Мусатов. Восхищаясь старшим земляком, они позаимствовали его серо-голубые, пастельные, розоватые нежные тона.

? В 1904 году местные художники провели в Саратове выставку «Алая роза». До этого они в полном составе учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учились у Левитана, Коровина, Серова.

? В 1907 году прошла выставка «Голубая роза», которая и дала название объединению. Тогда же художники нашли мецената — Николая Рябушинского. Он делал дорогие заказы, организовывал выставки, где картины «голуборозовцев» висели рядом с работами Гогена, Ван Гога, Матисса, Ренуара, Майоля — это делало им хорошую рекламу.

? К 1910 году манера художников стала меняться. Объединение распалось. Наступала новая эпоха в искусстве, и символизм перестал быть источником вдохновения. Каждый художник начал развивать собственную эстетику. Многие из бывших членов «Голубой розы» продолжали успешно работать при советской власти и поддерживали дружеские отношения на протяжении всей жизни.

1. Константин Сомов. Арлекин и смерть, 1907
2. Константин Сомов. Синяя птица, 1918
3. Александр Бенуа. Версаль. Прогулка короля, 1897
4. Мстислав Добужинский. Домик в Санкт-Петербурге, 1905
5. Мстислав Добужинский. Окно парикмахерской, 1906
6. Евгений Лансере. Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий, 1903
7. Валентин Серов. Петр I, 1907
8. Леон Бакст. Ужин, 1902
9. Леон Бакст. Древний ужас, 1908

Обсудим объединение «Мир искусства» — яркий пример творческих поисков в русском искусстве рубежа 19 и 20 веков.

? «Мир искусства» появился как небольшое творческое объединение петербургской «золотой молодежи». Костяк составляли Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст, Евгений Лансере. Позже к ним присоединялись другие молодые художники, идеалы «Мира искусства» также разделяло старшее поколение — Серов, Коровин, Нестеров.

? Участники «Мира искусства» отлично разбирались в европейской живописи. Отец Сомова был хранителем Эрмитажа, Бенуа и Лансере принадлежали к крупным художественным династиям. Они устраивали друг другу лекции и экскурсии. Затем к ним примкнул Сергей Дягилев, и его энергия придала движению новый импульс.

? Группа начала издавать одноименный журнал. Он выходил шесть лет и стал рупором модерна и символизма в России: там печатались писатели и поэты, репродукции художников, критические статьи. Много внимания уделялось западному искусству.

▪️ Дягилев устраивал выставки, где выставлялись работы не только «мирискусников», но и знаменитых художников европейского модерна и символизма.

? «Мирискусники» в творчестве обращались к ретроспекции. Их работы изображали 18 век, прекрасных дам, прогулки по садам, фейерверки, исторические сцены — камерные, красивые, лирические.

? Художники больше занимались прикладным искусством и графикой. Они создавали эскизы костюмов и декорации для «Русских сезонов» Дягилева, рисовали иллюстрации для книг.

▪️ Константин Сомов — один из первых, кто планомерно и последовательно вносил в русское искусство мотивы эротики. Мы уже видели очень откровенный европейский символизм — в России это было намного деликатнее и скромнее.

⌛️ Для «Мира искусства» и вообще русских символистов свойственно настроение декаданса. Они ощущали себя потерянным поколением, которое обладает обширными знаниями, многое умеет в искусстве, но не способно создать ничего по-настоящему великого.

? Символисты чувствовали приближение чего-то, что все сметет, ощущали близость авангарда и революции — но не были готовы примкнуть к этому, считая себя последними рыцарями красоты.

Микалоюс Чюрлёнис

1. Похоронная симфония (V), 1903
2. Спокойствие, 1904
3. Козел, 1904
4. Сотворение мира III, 1906
5. Аллегро (Соната весны), 1907
6. Водолей, 1907
7. Весы, 1907
8. Короли (Сказочные Короли), 1909
9. Рай, 1909
10. Демон, 1909

Завершим разговор о символизме на Микалоюсе Константинасе Чюрлёнисе. Это художник и композитор, который сыграл важную роль в становлении литовской культуры.

? С раннего детства занимался музыкой. В 25 лет написал симфоническую поэму «В лесу», которую считают одним из высших достижений литовской симфонической музыки.

▪️ Хотя Чюрлёнис — символ литовской культуры, первыми его языками были польский и русский. Литовский он начал учить после революции 1905 года, когда в Литве поднялось национальное движение. Девушка, которая учила Чюрлёниса языку, позже стала его женой.

? Создавал необычные и интересные живописные композиции, используя темперу. Посвящал произведения абстрактным понятиям — «Спокойствие», «Дружба», «Тоска», «Истина».

▪️ Писал циклы: «Сказочные короли», «Сказки», «Знаки Зодиака», «Сотворение мира».

? В 1908 году приехал в Петербург. Здесь познакомился с молодыми художниками, участниками «Мира искусства», участвовал в их выставках. Чюрлёнис совмещал в себе два таланта — композитора и художника, и поэтому представлялся коллегам идеальным воплощением Творца той эпохи, способным к синтезу искусств.

? Трагически погиб в 35 лет. Постоянные проблемы с деньгами и прочие трудности привели к душевному расстройству. В клинике для душевнобольных под Варшавой Чюрлёнису запрещали перенапрягаться — рисовать и заниматься музыкой. Художник сбежал, заблудился, провел ночь в лесу. Его нашли, но он заболел пневмонией и вскоре умер от кровоизлияния в мозг.

1. Николай Рябушинский (1877–1951)
2. Николай Рябушинский. Ночной праздник, 1908
3. Николай Рябушинский. натюрморт, 1909
4. Вилла Николая Рябушинского «Чёрный лебедь», арх. В. Д. Адамович, В. М. Маят, 1907–1910
5-7. Интерьеры виллы

  • Рассказ по картине пластова летом 4 класс составить
  • Рассказ по картине николай рерих заморские гости
  • Рассказ по картине пластова летом 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине левитана вечерний звон 4 класс литературное чтение
  • Рассказ по картине комарова наводнение