Рассказ по картине м и авилов поединок на куликовом поле

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 95. укм перспективамаленькие и большие секреты страны

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?

Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.

Мне запомнились: 

К. Ушинский «Наше Отечество».

С. Романовский «Русь».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

А. Старостин «Куликовская битва».

А. Приставкин «Портрет отца».

2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?

В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.

Летопись важных исторических событий для 4 класса

  1. Ледовое побоище. 1242 год.
  2. Куликовская битва. 1380 год.
  3. Бородинское сражение. 1812 год.
  4. Великая Отечественная война. 1941-1945 года.

Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.

3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?

В этом разделе я видела репродукции:

  1. А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
  2. П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
  3. В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
  4. В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
  5. И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
  6. А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
  7. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
  8. М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
  9. А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
  10. Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
  11. В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
  12. А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.

4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.

Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса

Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.

Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.

На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.

Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.

На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.

Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.

Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.

Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.

Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.

5. Как вы понимаете пословицы?

Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.

Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.

6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.

Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса

  1. А. Ишимова «История России в картинках».
  2. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
  3. С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
  4. В. Митяев «Ветры Куликова поля».
  5. В. Богомолов «Военные рассказы».
  6. Я. Гордин «Полтавская битва».
  7. П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
  8. Сборник «С чего начинается Родина».
  9. Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
  10. Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»

Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках

Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц. 

Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.

Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.

Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.

Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.

Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.

AVvXsEhgMM65f2r98M5s0USAAs2uBhBJWRQN3AasF yDaX92yc2AN7PPTvD5jgCdeVxQwD4qsQl 4ZqSDaLVBpCCAZTpDA4yescKWOP6zm6M28twIN4na aGOYgruCqit AymgtGAW6bdSvSi6zsNxs4hymbdHEBU9EBRRklVVegvp bTjU XYU40Ckk jEs1Q=w299 h400

На чтение 5 мин. Опубликовано

Эта картина — одна из самых значительных в творчестве М.А. Авилова. Сюжет полотна — историческая битва между русским воином Пересветом и татарским воином Челюбеем, предшествовавшая началу Кулакской битвы.

Воины, сражавшиеся в битве, погибли, но Пересвет считается победителем — потому что его конь сумел повести своего хозяина к русским войскам, а Челубей был сброшен с седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым во время Великой Отечественной войны, во время событий, связанных с обороной Сталинграда и боями под Курском. Идея работы художника родилась задолго до этого. Еще в 1917 году Авилов представил на суд публики картину «Отход татарина Челы-Бея на единоборства с Пересветом». Но тогда художника его работа не удовлетворила. В начале Великой Отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Художник же точно поехал в военкомат. Однако ему сказали, что его долг как художника — не сражаться с оружием в руке, а своим творческим талантом и кистью поддерживать патриотический дух советских солдат.

Осенью 1942 года художник вернулся из эвакуации в Москву. Здесь он получил просторную мастерскую, где мог работать на большом холсте. В декабре он начал интенсивно работать над картиной, впоследствии получившей широкую известность. Художник работал над холстом с большим вдохновением и заботой. Для исторической достоверности работы Авилов сделал большое количество эскизов оружия и костюмов, хранящихся в Центральном историческом музее. Во время работы над картиной он также сделал несколько крупных зарисовок о Куликовской битве. Знаменитое монументальное полотно было написано за полгода.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отметил, что композиция довольно проста. Центральное место занимают огромные фигуры лошадей, связанных между собой на копытах. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).

Главные герои показаны крупным планом и подавляют второстепенные образы на картине. Необычная осанка и сила сражающихся бойцов намеренно преувеличены художником, доведены до жалкого, вечного звучания. Силуэты коней, возвышающихся над равниной, подобны пирамиде. Могущественные персонажи двух воинов толкают друг друга, подчеркивая тем самым враждебность поединка.

Интенсивность росписи достигает максимума в изображении центральных фигур, а противоборствующие армии на заднем плане умышленно окрашены в бледный цвет. Размахивая гривой и улыбающимися лицами лошади выглядят устрашающе. Раскрашенный щит Челубея и пятнистый конский коврик подчеркнуты на общем фоне живописного полотна. Стальные доспехи Переосвета блестят на солнце.

Враги поражают друг друга копьями на большой скорости. Доспехи не выдерживают силы ударов и копья пронзают их тела, пробивая тела рыцарей. Челубей падает с седла под ударом русского рыцаря. Красный махадж падает с его головы. Пересвет тоже немного отступает. Его отношение показывает крайнее напряжение, и его глаза обращены с ненавистью на павшего врага.

Состояние воинов, противостоящих армиям справа и слева от центра композиции Авилова, показывает игру красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части рисунка олицетворяет мир и веру в превосходство и победу русской армии. Русские с тревогой наблюдают за дуэлью, но стоят спокойно и уверенно, как гранитная скала. В их лагере нет движения.

Перед ними на белом коне едет князь Дмитрий Донской. Во время Куликовской битвы он получит синяки, но выживет.

Яркие цвета, в которых изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность противника и его тревогу по поводу окончания боя.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания финала: мощные кони устремляются вверх, всадники бьют друг друга острыми копьями — автор убедительно передал ощущение высочайшего напряжения в поединке двух воинов.Куликовская битва — это битва между русскими полками под командованием князя Дмитрия и ордынскими войсками под командованием Мамай-хана. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. Эта битва нанесла решающий удар по могуществу Золотой Орды, что привело к ее распаду.

Историческая справка

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о нападении Орды. Он обратился в российскую милицию

с призывом к шпору для решительного отпора врагу. Чтобы ответить на его звонок, в Коломне собралось около двухсот тысяч милиционеров. 8 сентября 1380 года враги сошлись в смертельной битве на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова повествует не только о судьбоносном историческом событии, которому историки дали два названия — Поле битвы под Донском и Поле битвы при Мамаеве, но и об особом эпизоде ​​- поединке Пересвета и Челюбея, с которого началась вся битва. и стал его символическим воплощением.

В этой истории поражает личность воина Перевета — легендарного воина-монаха. Пересвет — монах-воин и монах Сергиева Троицкого монастыря. Русская православная церковь рукоположила его в сан святого.

Челубей (Челубей) — тюркский воин из армии Мамая. Имя Челубей имеет турецкое происхождение. По легенде, Челубей отличался необычайной силой и высоким воинским мастерством.

В ожесточенном поединке Пересвету удалось перехитрить Челубея, но ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что у него было копье длиннее, чем у его противников. Благодаря этому он смог быстрее опередить соперника и остаться в живых сам. Однако перед началом поединка Пересвет снял кольчугу. По этой причине копье тюркского богатыря глубоко вонзилось ему в грудь, но не сбило его с седла. Уменьшив таким образом дистанцию ​​между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог дотянуться до коварного врага с копьем …

3

   Изучение нового учебного материала                                                                            Формулирование темы урока             

Целеполагание

Изучение новой темы

Физминутка

На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель.                                                     — А теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Владимира Зуйкова, а вы попытайтесь угадать, какие  страницы в  истории страны мы откроем на сегодняшнем нашем (слайд 1).                                                                                              Скажите, о каком событии повествует автор?                                  Тема сегодняшнего нашего урока    (слайд 2).                                                                                                                               Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.                                                                                                     — А сейчас я прошу вас обратить внимание на план урока                  План (слайд 3).                                                                                                                                                                                                                                                          — Ребята,  постарайтесь  на основе плана  сформулируйте  задачи урока (слайд 4).                                                                                                                                                                                                                                                          1.Узнать …                                                                                         2.Определить…                                                                                                             3. Раскрыть  и  установить ……

 Учитель

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в  Русь 14 века в период правления князя Дмитрия Ивановича, перелистаем новые странички истории и станем свидетелями важнейшего для Руси исторического события – первой победе русской рати, не над отдельными отрядами, а над главными силами Золотой Орды в Куликовской битве.

О единстве молила истерзанная русская земля, о том, чтобы братья-князья объединились, и как встарь единая Русь дала бы бой жестоким захватчикам. Но каждый князь мнил себя главным в своих владениях и не хотел подчиняться другому. И самыми сильными были князья Михаил Тверской, Олег Рязанский, Ягайло Литовский. Но был тогда на Руси князь, который понимал, что в единстве сила. Звали его Дмитрий Иванович Московский  (слайд 5, 6).

1. И мы с вами открываем первую страничку нашего урока:   Объединение русских земель вокруг Москвы.  Князь Дмитрий Иванович                                        

Прослушайте краткую биографическую справку и ответьте на вопросы первой странички

 Задание странички 1 (индивидуально)

-Что конкретно  было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

-Как вы думаете, что являлось главной целью  политики Дмитрия, как государственного деятеля? (вспомните отрывки из мультфильма)

Учитель

Правильно, в  70-х годах ХIV в. важнейшей политической задачей для Руси стала решительная борьба с Ордой.

2.Вторая страничка нам поможет разобраться с причинами столкновения  Руси с ордой

Задание странички 2 (работа в парах, выполняют в рабочих листах, затем работают у доски) (слайд 7).                                                                                                                                                                                                                                                          

Давайте  постараемся определить, какие причины послужили  предпосылкой столкновения Руси и Орды. А поможет нам в этом материал, который располагается на   второй странице. Форма работы у нас необычная: игра «Паутина». Вам необходимо выделить причины столкновения для Руси и для Орды и записать их вокруг ключевых слов

1 пара:  определяет причины столкновения

для Руси:

2 пара: определяет причины столкновения

для Орды:

Учитель

— Какой вывод можно сделать, определяя причины столкновения Руси с ордой?

                                                                                                                         Учитель:

-Мы успешно  справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие    

 И следующая наша страничка

  Повествует  о  важнейшем событии в истории нашей Родины – Куликовской битвой

-По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь.

Князь Дмитрий был глубоко верующим  человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители 

По преданию накануне битвы Дмитрий посетил Троицко-Сергеев монастырь  и  получил благословение на борьбу с ордой у одного из монахов (слайд 8).

Работа с документом  (разноуровневые задания).                                           —Используя документ   задание 1 на 3 страничке , определите имя монаха и   подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение?(слайд 8)

Задание странички 3(1) 

  •  Определите имя монаха;
  • — Подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение;
  • — Из какого произведения мы узнаем о встречи  монаха  и Дмитрия Ивановича (слайд 9).

Учитель: (слайд 10).  

Еще одно произведение повествует нам о Куликовской битве

Это «Житие Сергея Радонежского» — памятка древнерусской литературы, которая дошла до наших дней. Авторство этой книги принадлежит монаху Епифанию Премудрому                                                       Рассказ учителя:

Дмитрий формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Так Русь готовилась к бою».

«Мамай тоже готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть конное войско.

С обеих сторон 100-150 тысяч человек.

Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле.

-Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения ребят.

-По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской.

— После переправы русских войск через реку  Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

Задание странички 3(2)

Работа в парах

Ребята откройте  задание 2, третей страничке ваших  листов.

Перед нами   план-схема,  которая   показывает расположение  частей русского войска и ордынцев на Куликовом поле. Рассмотрите ее внимательно  ответьте на вопросы

— Почему именно это место было выбрано Дмитрием  для    сражения. — В чём его преимущество?                                                                                          

Всё было готово к бою.                                                                                — А теперь, закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.

Учитель:

   Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”                                                               —     Открываем глаза.

 Работа с учебником (стр. 52) по картине Александра Бубнова “Утро на Куликовом поле (слайд 11).  ”.                                                                                         Настало утро 8 сентября 1380 года                                                                   Перед нами картина  А.П.Бубнова » Утро на Куликовом поле». Рассеивается утренний туман. Русиче увидели перед собой несметные ордынские полчища.                                                                  Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

-Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…  откройте задание 3, третей страничке ваших  листов:

Задание    1 паре:                                                                                       

— Найдите в тексе   предложения, о чем думали воины перед битвой?

  Задание    1 паре:                                                                                       

 -А сам князь как поступает? Найдите подтверждение в этом же тексте.                                                                                                              Рассказ учителя    о поединке Челубея и Пересвета (слайд 12).                                                                                         Работа с анимированной картой                                                                                           —Восстановить  ход событий  на Куликовом поле нам поможет  интерактивная  карта                                                                                            Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.                — Определите причины победы русских войск.                                                                                                                                    — Какую оценку можно дать Дмитрию Ивановичу                                      

-Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему? «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от  ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.                                                                                                     — Давайте  попробуем  определим значение Куликовской битвы (слайд 13) 

Слушают стихотворение

Ответы обучающихся

(Куликовская битва)

Ответы обучающихся.                                                     Формулируют задачи урока.                              1.Узнать, почему именно  Москва,  становится центром  образования русских земель.                                                              2.Определить роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля                                3.Раскрыть ход Куликовской битвы и  установить  ее значение.

Сообщение обучающегося.                                                 Знакомятся со «страничками урока»                                              

Ответы обучающихся:

— Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

— Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.;

  —  Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей.

-Главной целью политики Дмитрия было объединение Руси, для борьбы с ордынцами

Работают в парах. Выполняют задание у доски

Ответ: причинами столкновения были

для Руси: — междоусобицы в Орде («Великая Замятня»;

  — раздел Орды на 2 части: западную и восточную;                                                                            — желание освободиться от власти ордынцев.

Для Орды: — открытое неповиновение Орде (убит посол, взят выкуп с земель средней Волги);

— после битвы 11 августа 1378 г. Дмитрий отказался выплачивать дань Орде;

Самостоятельно делают вывод:

— Русь наращивает военную мощь.

-Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества.

Работают с документом. Выполняют задание

Ответы обучающихся:

-Сергей Радонежский

«Сказание о Мамаевом побоище».

Ответы обучающихся:

-От названия птиц куликов                                             

-Чтобы никто и не думал о возможности отступления.                                                                 —-Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

Самостоятельно работают со схемой.

Ответы обучающихся

1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва

2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв

3)Ордынцы не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха.

Работа с учебником

Ответы обучающихся

-Страх перед неизвестностью

Зачитывают ответы из текста документа

Просмотр анимированной карты

Ответы обучающихся

1.Удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия 2. героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси.                        

.

-Дмитрий Донской

Определяют значение Куликовской битвы

  • Рассказ по английскому перевод
  • Рассказ петька на даче слушать
  • Рассказ платонова 4 буквы сканворд
  • Рассказ петух кот и мышонок читать
  • Рассказ переезд для детей средней группы картинки