Рассказ по картине летом в парке подготовительная группа фгос

Мбдоо кизнерский детский сад 6 италмас конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область: речевое развитие тема: составление рассказа по серии сюжетных

МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Группа: подготовительная

                                                                               Подготовил: воспитатель                    Бахматова Е.В.

2021 г.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Составление рассказа «Мишка – сладкоежка» по серии сюжетных картин»

Цель: Закреплять умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

Задачи:

Образовательные:

—  учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею;                                                                                                                                      

  -продолжать формировать умение детей применять полученные знания об окружающем мире;                                                                                                                      

 — учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;                                                                                                        

 — подбирать слова и фразы, схожие по звучанию;                                                                        

  — расширять словарный запас;                                                                                         

  — учить дифференциации звуков ц и ч, отрабатывать четкую дикцию.

Развивающие:                                                                                                              

  — развивать умение описывать картину;                                                                                 

  — развивать логическое мышление;                                                                                          

  — формировать грамматически правильную речь у детей.

Воспитательные:                                                                                                           

 — воспитывать коммуникативные навыки детей;                                                                       

— воспитывать умение работать сообща;                                                                                             

  — способствовать развитию положительных эмоций.

Предварительная работа:— загадывание загадок о животных;                                     

— чтение рассказов о животных;                                                                                           

    — разучивание физкультминуток;                                                                                               

— обучение составлению рассказов по серии сюжетных картин;                                         

   — работа над пословицами и поговорками.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.                                                                                                                           Предметно – развивающая среда: серия сюжетных картинок.

Ход занятия:

  1. 1.    Организационный момент.                                                                                                
  2.   — «Придумано кем-то просто и мудро                                                                    
  3.   При встрече здороваться: «Доброе утро!»                                                                         
  4.    Доброе утро и солнцу, и птицам.                                                                                   
  5.  Доброе утро улыбчивым лицам!»                                                                                           
  6. Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

 2. Основная часть.                                                                                                                     

-Сейчас, пожалуйста присядьте за столы (дети проходят за столы)

1. Отгадывание загадок                                                                                                          

— Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам.  Про кого мы будем составлять рассказ, вам подскажут загадки. Попробуете отгадать?                                                                                                                        — В чаще он лесной живет,                                                                                                                                        

Сладкоежкою слывет.                                                                                                                                                          

   Летом ест малину, мёд,                                                                                                                                                              

  Лапу зиму всю сосёт.                                                                                                                                                              

  Может громко зареветь, А зовут его… (медведь)                                                                                                                  — Расскажите пожалуйста, какой медведь (большой, неуклюжий, любопытный, сладкоежка – мёд любит)                                                                                                                                     

  -Где живёт медведь?                                                                                                                      

 — Дайте пожалуйста название членам семьи медведя? (папа- медведь, мама-медведица, медвежонок).                                                                                                                                    

— Послушайте ещё одну загадку

Мед в свой улей принесла

Полосатая… (пчела)                                                                                                                                                            

 Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много…(пчёл)                                                                                                                                                        — Расскажите что можно сказать про пчёл? Какие они? Сегодня мы с вами будем говорить про лесных пчёл, где они живут? ( В дупле)                                                            

Внимательно посмотрите на картинки. Связаны ли они общим содержанием? (Да.)                                                                                                                           

-Почему вы так думаете? (На всех картинках одни и те же герои.                                              

  — Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?                                                                         

Ответы детей.                                                                                                              

Беседа по картинкам:                                                                                                       

 Какое время года изображено?                                                                                                                       

  -Чем заняты герои?                                                                                                                       

 Рассмотрите вторую картинку.(3,4,5)                                                                                         

— Что изменилось на картинке?                                                                                                 

— Как вы думаете, что будет дальше? Чем же закончилась эта история?                                                       -Придумайте название рассказу. (Варианты названий.)                                                                        

  — Я бы назвала этот рассказ «Мишка- сладкоежка» 

2. Физкультминутка  «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,                     (Стоя на одной ноге, потягиваемся)
Быть он хочет подлинней.                         (Руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.                         (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.                         (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять.                         (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.                         (Дети идут на места.)

— Ребята, а сейчас мы с вами попробуем составить весь рассказ.

Далее  дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение.                                                                                                                                                                             

 — Вы молодцы, составили интересные рассказы.

— А теперь я предлагаю поиграть.

3. Игровое упражнение «Закончи предложение» 

  • Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
  • Зимой бывает снег, а летом (дождь).
  • Зимой снег падает, а весной (тает).
  • Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
  • Осенью лес засыпает, а весной (просыпается).
  • Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
  • Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые).
    • Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
    • Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
    • Зимой медведь спит, а весной (просыпается)
    • Зимой день короткий, а летом (длинный)       

4. Ребята, расскажите чем отличаются понятие «буква» от «звука».

( звуки слышим и говорим) (буквы мы пишем, видим и читаем)

-Сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы внимательно его послушайте, и посчитайте, сколько слов в этом стихотворении со звуком Ц.

(воспитатель выделяет звук Ц )

У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
Две корзинки соберет,
В домик-улей отнесет,
И опять летит на луг –
Так весь день, за кругом круг.
Где тут петь, как стрекозе,
Танцовщице-егозе!  

— Назовите слова со звуком Ц. Где спрятался звук(в начале, середине, конце)

-А теперь назовите свои слова с этим звуком.  ( дети чётко проговаривают, выделяют  звук  Ц)

— Какой звук я выделяю в слове пЧела? Где спрятался звук(в начале, середине, конце), назовите слова с этим звуком.  (дети чётко проговаривают, выделяют звук  Ч)

5. Повторяйте за мной, сначала медленно, затем быстро.

чка-чка –чка . Кошечка

чка-чка-чка . Удочка

чка – чка – чка. Свечка

чки-чки-чки . Очки

вца-вца-вца. Овца

чки-чки-чки. Спички

нце-нце-нце. Оконце

6. Игра «Поймай слово»  различение звуков [ц] и [ч] в ряду слов.

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь слова со звуком [ц], и два раза — если услышишь слова со звуком [ч].

Слова: часы, курица, спички, ласточка, цифра, стручок, час, цепь, цапля, часок, цыпленок, огурец, частокол, царь, молодец, кольцо, лисичка, блюдце, листочки, скворец, колючка, тысяча, яйцо, сачок, циферблат, сучок, сумочка, цепочка, собачка, певец.

7. Игра  «Измените слова»

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Овца …….

Птенец ……..

Заяц…………..

Яйцо ……………..

Синица ………….

Гусеница ………….

Птица ………………

3. Рефлексия.                                                                                                                    

— О чём мы сегодня говорили на занятии? Про кого составляли рассказ?                               

— Что понравилось больше всего?                                                                                        

— Что было сложного?                                                                                                                    

— Мы сегодня сделали очень много: разгадывали загадки, сочиняли рассказ, играли в игры. Вы — большие молодцы!

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» (подготовительная к школе группа)

Автор:

  • Касьянова Г.В.
  • Малинкина Т.В.

Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Задачи:

  • закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью
  • расширять знания детей о творчестве художника — пейзажиста И. И. Левитана;
  • учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа
  • учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти — шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
  • развивать диалогическую и монологическю формы речи
  • развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение заключенное в пейзаже;
  • развивать мыслительную и речевую активность детей
  • обогащать словарный запас детей
  • воспитывать эмоционально — личностное отношение к художественному произведению.

Основная образовательная область:

речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная образовательная деятельность:

наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, беседа об осеннем времени года, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», рассматривание картин И.С. Остраухова «Золотая осень», М.Г. Пишванова «Ранняя осень», в уголке природы и на ИЗОдеятельности.

Материалы и оборудование:

репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И. Чайковского.

Словарная работа:

обогащать словарный запас детей новыми словами: вдохновение, репродукция, пожухлая, озимые.

Ход НОД:

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. (Дети садятся полукругом)

Для начала отгадайте загадку:

«Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья».

Воспитатель: О каком времени года говорится в этой загадке? (Осень)

А какие периоды осени вы знаете? (Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень»

А в загадке о каком периоде осени говорится? (Золотая осень)

Воспитатель: Красоту и величие русской осенней природы воспевают по-разному, композиторы – музыкой, вы сейчас слышите отрывок из произведения Чайковского «Времена года»; поэты – стихами:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной» (И. Бунин)

Как красиво сказано!

А, художники чем воспевают красоту русской природы? – (красками).

Мы с вами уже рассматривали картины про осень, давайте вспомним их названия «Золотая осень» и «Ранняя осень» (какие молодцы).

А, может, кто помнит авторов этих картин? Очень хочется услышать полный ответ. (И. С. Остроухов и М.Г. Пишванов). Какой молодец! И сказал правильно – написал, потому что правильно говорить — художники картины пишут, а не рисуют.

А, что нужно художнику, что бы писать такие замечательные картины (материал, инструменты, приспособления, а еще…), вот вам подсказка:

«Тише, тише, тишина

В гости осень к нам пришла…

Осень не простая, осень золотая.

Краски яркие, цветные

С собой осень захватила.

В парке, в роще, и в лесу –

Всюду видим красоту.

Красота поры осенней —

Ты — источник вдохновенья»

— Ребята, а вы знаете, что такое вдохновенье? (Ответы детей)

Подытожить: Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.

– Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).

Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, давайте постараемся как бы “войти в нее”, попробуем оказаться внутри, вжиться в образный мир и почувствовать настроение автора. А помогает нам музыка П.И. Чайковского «Осень. Октябрь». Я думаю, что с ее помощью мы сможем пробудить наши эмоции, воображение и насладиться творчеством.

Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Кто знает, что означает слово «репродукция»? (Это значит не настоящая картина, которую писал художник). Верно. Репродукция – это копия картины.

Для чего создаются репродукции картин? (Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все могут увидеть настоящую картину в музее). Совершенно верно.

Физкультминутка:

«Входит осень в лес дремучий

Машет жёлтой кистью,

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья,

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне…

Осень встала на опушке

В жёлтом сарафане». (Т. Ткаченко.)

Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.

— Какое время года изображено на картине? (ответы детей)

— Какое время суток, запечатлел художник?

— Каким вы видите небо, солнце?

Давайте рассмотрим, что изображено на переднем плане картины?

— Какие деревья мы видим?

-Как вы думаете, какая вода в реке?

-По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая?

— Чем покрыта земля?

-Какие краски использовал Художник И.И. Левитан, чтобы изобразить

пожухлую траву?

Давайте обратим внимание на центральный план картины.

— Что на нем изображено?

— Что изображено слева и справа от березы?

— Почему вы решили, что роща дубовая?

Давайте обратим внимание на задний план картины?

— Что изображено на нем?

— А какого размера изображены деревенские домики? (ответы детей)

Почему вы так думаете?

— А, поле, каким цветом изображено? Почему?

Правильно, это озимые.

-Ребята, а глядя на картину, можно догадаться о настроении художника?

-Правильно, по картине также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах и мечтах.

-Расскажите, а что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?

(Ответы детей).

-Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях.

А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее, я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года.

Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень».

Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (четверостишие читает ребёнок):

«Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья помаленьку облетая,

Устилают золотом траву»

А теперь отдохнём и выполним зрительную гимнастику (стоя.):

Вот стоит осенний лес! (выполняем круговые движения глазами)

В нём много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой.

Поиграли мы с тобой!

Вернемся к нашей картине, и сейчас предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине:

На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж. Изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.

На переднем плане картину пересекает узкая речка с невысокими берегами сине — голубого цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается, как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.

В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа — небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.

Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.

В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.

Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.

В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой. Картина «Золотая осень» мне очень нравится.

Физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки вверху)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают, руки опускают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево — вправо)

Будто опять закружиться хотят (кружатся, руки вверх).

А, сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину. Не забывайте использовать те красивые, образные выражения, которые мы с вами подобрали.

-Кто хочет начать рассказ?

-Кто желает продолжить?

— Каким может быть конец рассказа?

-Какие вы молодцы!

— Продолжаем делиться своими впечатлениями о картине. Кто готов составить целый рассказ от начала до конца?

Молодцы, ребята. Спасибо вам за содержательные рассказы.

Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас.

А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой «золотой» осени, пережить те чувства и эмоции, о которых нам рассказал великий художник Исаак Ильич Левитан.

№ 1222 Конспект интегрированного занятия с использованием игровых ситуаций для детей средней группы по духовно – нравственному воспитанию «Давайте жить дружно»

Опубликовано 20.12.2021

№ 1221 Дидактическая игра «Звуковые матрешки»

Опубликовано 20.12.2021

№ 1220 Сценарий развлечения для подготовительной группы «Новый год»

Опубликовано 19.12.2021

№ 1219 Открытое занятие по рисованию в средней группе на тему «Кляксография»

Опубликовано 18.12.2021

№ 1218 Сценарий утренника 8 марта в подготовительной группе

Опубликовано 18.12.2021

№ 1217 Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок».

Опубликовано 14.12.2021

№ 1216 Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Зимний лес».

Опубликовано 14.12.2021

№ 1215 Проект «Профессия программист»

Опубликовано 26.11.2021

№ 1214 «Сценарий развлечения «День матери»

Опубликовано 25.11.2021

№ 1213 Конспект занятия познавательного цикла по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Удивительный ёжик»

Опубликовано 18.11.2021

№ 1212 Проект «Сенсорно-адаптационная дидактическая юбка»

Опубликовано 15.11.2021

№ 1211 «Возможности сказкотерапии в развитии связной речи у детей»

Опубликовано 15.11.2021

№ 1210 Конспект занятия познавательного цикла по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Я и моё здоровье»

Опубликовано 31.10.2021

№ 1209 Стихи «Для души»

Опубликовано 07.06.2021

№ 1208 Конспект занятий по окружающему миру «Лето жаркое, распрекрасное» подготовительная группа

Опубликовано 07.06.2021

№ 1207 Конспект занятий по окружающему миру «Лето — это класс!» средняя группа

Опубликовано 07.06.2021

№ 1206 Презентация «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Опубликовано 19.04.2021

№ 1205 Конспект занятия познавательного цикла в подготовительной к школе группе по ОБЖ Тема: «Как важна профессия — пожарного»

Опубликовано 16.03.2021

№ 1204 Развлечение для мам к празднику «День матери» в подготовительной к школе группе Тема: «Для любимой мамочки»

Опубликовано 03.12.2020

№ 1203 Конспект музыкального занятия «Нам весело в месте» в подготовительной группе

Опубликовано 19.10.2020

№ 1202 Консультация для родителей на тему: «Как обучают детей звуковому анализу слов».

Опубликовано 19.10.2020

№ 1201 Презентация «Цветы украшают город» к программе «Город на ладошке» (региональный компонент)»

Опубликовано 23.05.2020

№ 1200 Презентация «Давайте знакомиться, я Чижик-Пыжик!» к программе «Город на ладошке» (региональный компонент)»

Опубликовано 23.05.2020

№ 1199 Консультация для родителей: «Роль слоговой структуры слова в речи ребенка».

Опубликовано 25.03.2020

№ 1198 Конспект прогулки «Знакомство со свойствами снега»

Опубликовано 23.02.2020

№ 1197 Презентация ЛЕПБУКа на тему: «Использование ЛЭПБУКа в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями «Все профессии важны, все профессии нужны»

Опубликовано 22.01.2020

№ 1196 Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Цветы»

Опубликовано 22.01.2020

№ 1195 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Опубликовано 19.01.2020

№ 1194 Развлечение для малышей с мамами: «Здравствуй детский сад».

Опубликовано 28.12.2019

№ 1193 Сценарий осеннего праздника для старших дошкольников и родителей «Приглашает кафе «Осенняя полянка»»

Опубликовано 28.12.2019

№ 1192 Сценарий совместного развлечения ко Дню Матери в средней группе с участием родителей

Опубликовано 16.12.2019

№ 1191 «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 16.12.2019

№ 1190 Рекомендации для родителей «Речевая деятельность второго года жизни»

Опубликовано 10.12.2019

№ 1189 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Нам полезно без сомненья все, что связано с движеньем» (средняя группа)

Опубликовано 26.11.2019

№ 1188 Методические рекомендации по использованию пособия «Добрая тучка».

Опубликовано 23.11.2019

№ 1187 Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Игрушки»

Опубликовано 22.11.2019

№ 1186 Художественная гимнастика для дошкольников. Гибкость и методы ее развития.

Опубликовано 18.11.2019

№ 1185 Конспект занятия по рисованию пальчиками «Виноград для белочки» для детей первой младшей группы

Опубликовано 18.11.2019

№ 1184 Спортивный досуг «Веселая скакалочка». Подготовительная группа.

Опубликовано 05.11.2019

№ 1183 Фотоотчет о проведении «Месячника БДД»

Опубликовано 03.11.2019

№ 1182 «Создание в ДОУ условий для технического конструирования, изобретательства и моделирования»

Опубликовано 02.11.2019

№ 1181 Консультация для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательной деятельности».

Опубликовано 28.10.2019

№ 1180 Стихотворение «Снег, темно и так красиво»

Опубликовано 27.10.2019

№ 1179 Проект «Здравствуй, осень»

Опубликовано 26.10.2019

№ 1178 Презентация «Использование приемов мнемотехники для заучивания стихотворений»

Опубликовано 13.10.2019

№ 1177 Проект «Правила Дорожного Движения для детей среднего дошкольного возраста.

Опубликовано 07.10.2019

№ 1176 «Кто помогает хлеб растить»

Опубликовано 03.10.2019

№ 1175 Консультация для родителей: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков».

Опубликовано 20.09.2019

№ 1174 Сюжетно-ролевая игра «Интервью» Тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Опубликовано 15.09.2019

№ 1173 «Сенсорное воспитание в раннем возрасте»

Опубликовано 09.09.2019

№ 1172 Спортивно — музыкальное развлечение по правилам дорожного движения «Путешествие ТАЧЕК 21» в старшей, подготовительной группе

Опубликовано 09.09.2019

№ 1171 Летнее развлечение: «Праздник мыльных пузырей»

Опубликовано 22.08.2019

№ 1170 Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: «Путешествие в космос»

Опубликовано 22.08.2019

№ 1169 Консультация для родителей: «Дети на дороге — как учить детей осторожности»

Опубликовано 22.08.2019

№ 1168 Консультация для родителей. «Питание ребёнка дома и в детском саду».

Опубликовано 22.08.2019

№ 1167 Проект выявления одарённых детей в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Хрупкая звёздочка»

Опубликовано 15.08.2019

№ 1166 Проект «Веселый огород»

Опубликовано 31.07.2019

№ 1165 Конспект интегрированного занятия по ПДД во второй младшей группе «Безопасная дорога для Незнайки»

Опубликовано 26.06.2019

№ 1164 Познавательно-исследовательский проект «Вода – это то, что жизнь нам дает»

Опубликовано 18.06.2019

№ 1163 Мое безопасное лето

Опубликовано 31.05.2019

№ 1162 Конспект по сенсорному развитию «Мишка в гостях у ребят»

Опубликовано 16.05.2019

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами.

Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой и др., использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не докучать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогических правил.

Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Ради удобства пользования картинами надо основательно продумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в этом случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, предъявляемых детям, должно быть обусловлено запросами текущей педагогической работы, требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут их по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней.

Подбирая картины для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета или серия картин. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине

в порядке их усложнения

  • Составление описательного рассказа по предметной картине.

  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.   

  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

  • Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты. Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

При таком подходе результат является достаточно гарантированным.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

В средней  группе цель обучения остается прежней — учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

 По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это, несомненно, подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас, учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»). В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины, полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь, умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. В речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Здесь остановимся подробнее на творческом рассказывании как наиболее сложной форме монолога дошкольника.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания:

  1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Этапы обучения творческому рассказыванию

1 этап: «Определение состава картины»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

2 этап: «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Пример: игры с картиной «Кошка с котятами».

«Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Пример: «Котята дружат между собой, потому что они детки одной мамы — кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» — найти объекты, которые между собой «не дружат». Пример: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания.

4 этап: «Составление загадок и метафор по картине»

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»

5 этап: «Преобразование объектов во времени»

Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени («Машина времени»).

Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком).

6 этап: «Описание местонахождения объектов на картине»

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина».

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка — описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

7 этап: «Составление рассказов от лица разных объектов»

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

8 этап: «Смысловая характеристика картины»

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ — рассуждение.

9 этап: «Составление рассказов-фантазий»

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…». Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

  4. Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

  6.  Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

10 этап: «Составление сказок нравственно-этического характера»

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

  • Рассказ по картине к юон русская зима для 4 класса
  • Рассказ по картине золотая осень поленова 4 класс и план сообщения
  • Рассказ по картине иван царевич на сером волке 3 класс климанова васнецова
  • Рассказ по картине золотая осень подготовительная группа
  • Рассказ по картине заморские гости 4 класс кратко