Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Что ценили в людях крестьяне? какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести? каковы были взгляды на общество и государство граждан

Что ценили в людях крестьяне?

Какие правила поведения составляли кодекс рыцарской чести?

Каковы были взгляды на общество и государство граждан древнегреческих полисов?

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архитектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями.

Патриции в быту подражали рыцарям. Они имели гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились благородными. В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось ввести своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет всё из тех же патрициев.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Средневековые европейские монеты

Из округи в города стекалось множество голодающих, бежавших из деревень. Они становились подёнщиками, слугами, матросами. Не раз в городах вспыхивали мятежи бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседей-феодалов.

2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5—6 тысяч человек, а часто было и того меньше — 1—2 тысячи. Большими считались города в 40—50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100—200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремёсла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города ещё долго не порывали с сельским хозяйством. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Жители средних и малых городов устраивали во дворах сады и огороды.

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7—8 м, а переулков — 1—2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» — двое не могли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывали в реки и рвы. Появление водосточных канав и вывоз мусора повозками в крупных городах можно отнести к XIV веку. Раньше, чем в других странах, улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конём. Из-за тесноты и грязи распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Строители. Современный рисунок

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Площадь перед ратушей. На переднем плане — городской советник. Современный рисунок

Какие здания находились на главной площади города?

Центром города была рыночная площадь с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей и брали воду для домашних нужд. На центральной площади казнили или привязывали к позорному столбу преступников. Поблизости высилась главная городская церковь — собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали локоть — образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Ратушу венчала башня с набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Рыночная площадь.

Представителей каких групп городского населения можно увидеть на рисунках? Как они одеты?

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Улица в средневековом городе. Современные рисунки

Озвучьте рисунки: придумайте, о чём говорят изображённые на них люди.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Ратуша в Брюгге

В городах возводили и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома цехов и гильдий.

3. Взгляд из города. Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие того мира. Здесь были и стены, и разные но размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с её ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли и на мостах.

В городе жили люди разных профессий: ремесленники и торговцы, судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах было много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно нищенствующих орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах находились резиденции феодалов, в которых имелись охрана, слуги, присутствовали приближённые. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, политическими центрами, резиденциями местных правителей, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Средневековые весы

Города с их мощными стенами служили и военным целям, в них размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда — из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида, с необычным цветом кожи.

Разнообразие состава населения, заметную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счёт многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов и крестьян они стремились нажить богатство, занимаясь прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров. Купцы были особенно деятельны и предприимчивы, пускались в далёкие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рождён не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш с XIII—XIV веков появляются механические часы, напоминавшие, что время — ценность и его надо беречь. Тогда говорили:

«Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, делали заказы на художественные произведения, украшения, картины и статуи.

Растущим городам требовалось всё больше образованных людей: грамотных мастеров и торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах, советах, уметь составить и записать договор, завещание, проект здания. В городах возникали нецерковные школы и скриптории — они были частными или содержались на средства городских советов. В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты, где преподавали прославленные учёные. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и учёные сочинения. Так в городах возникала интеллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством.

Города упорно отстаивали свои привилегии и свободы. Короли считались с городами: там были крепкие стены, города платили хорошие налоги и пошлины, выставляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных междоусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.

Праздники и представления в городе

Горожане были любознательными и жадными до зрелищ людьми. А зрелищами были самые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, праздничное шествие, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносными ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и бранных словечек. Там высмеивались и попы, и богатые купцы, и болтливые щеголихи-жёны, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: много часовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на специальной сцене-помосте, кричали и иногда лезли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карнавалы и всякие шествия, на которые все цехи и гильдии шли со своими флажками.

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

Мощные башни и стены средневекового французского города Каркассон

Значительную роль сыграли и городские организации типа цеха или гильдии с их старшинами, своими порядками и уставами, и особенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединениях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов власти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.

1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству? 2. Кому обычно принадлежала власть в городе? 3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома — многоэтажными, с выступами на верхних этажах? 4. Из каких основных частей состояла терри тория средневекового европейского города? Какие здания в нём обязательно были? 5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи? 6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей? 7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат.

1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались? 2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни. 3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям). 4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне? 5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копьё. Подумайте, зачем он это делал. 6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Подведём итоги

Вы узнали, что:

• благодаря успехам в хозяйстве в X—XI веках в Западной и Центральной Европе возникло много городов;

• в XII—XIII веках большинство городов освободились от власти сеньоров и стали самоуправляемыми коммунами;

• города были центрами ремесла, владельцы ремесленных мастерских объединялись в цеховые союзы;

• города вели активную торговлю по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, организовывали торговые компании и ярмарки;

• на смену натуральному хозяйству пришло товарно-денежное, появились менялы, ростовщики и банкиры;

• города стали административными, политическими, хозяйственными и культурными центрами средневековой Европы;

• горожане были более любознательными, образованными и свободными, чем представители других сословий.

Вопросы и задания к главе V

1. Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X—XI веков? 2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах? 3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна? 4. Чем был город по отношению к средневековому миру — его составной частью или инородным явлением? 5. На чём был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом? 6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чем можно найти сходство? 7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе. 8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами?

Творческие работы и проекты

Учебная игра «На ярмарку в Шампань». Представьте, что венецианский купец направляется на ярмарку в Шампань. Продумайте: каким путём он поедет; какие товары он может туда повезти; какие трудности, опасности и приключения могут ожидать его в пути. Сделайте игровое поле с маршрутом пути, нанесите на него придуманные происшествия и их последствия (например, пропуск хода из-за необходимости подковать лошадь и пр.) и сыграйте в эту игру со своими одноклассниками.

Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях». Изучите карту современной Западной Европы, проанализируйте расположение и названия городов. Вы заметите, что многие названия имеют сходные части: «бург» (от немецкого «крепость»), «фурт или «форд» (от немецкого и английского «брод»), «бридж» (от английского «мост»), «честер» (от латинского «лагерь»), «сан, сен, санкт» (от латинского «святой»). Выпишите названия городов с такими частями. Разделите их на группы. С помощью карты определите, что общего в расположении городов каждой группы. В справочной литературе и Интернете найдите сведения о времени и об обстоятельствах возникновения этих городов. Систематизируйте информацию, сделайте выводы: что могут рассказать названия европейских городов об особенностях их возникновения?



6 класс

Тема: горожане и их образ жизни

Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой.

Постепенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями. Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились «благородными».

В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.

Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседних феодалов.

Как жили горожане.

Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и того меньше — 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей.

Хотя главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Город защищал себя мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки — «бург»), поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владели и пашнями. Луга и огороды часто располагались и в пределах города, по улицам бродили свиньи.

Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков — 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» — двое не могли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца:

  • сапог или башмак у сапожника,

  • крендель у пекаря.

Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.

Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Раньше всего улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесноты и грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная городская церковь — собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали «локоть» — образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии:

  • пожаре,

  • начале эпидемии,

  • нападении врага.

В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.

Взгляд из города.

Групповая работа.

1 группа: люди каких профессий жили в городе?

2 группа: почему горожане высоко ценили время?

3 группа: почему растущим городам требовалось все больше образованных людей?

4 группа: какие праздники и представления проходили в городе?

Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тогдашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.

В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах находилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охраной, слугами и приближенными. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, политическими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент.

Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами.

Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда — из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.

Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель.

Купцы были деятельны и предприимчивы, пускались в далекие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Инфоурок

Всеобщая история
ПрезентацииПрезентация по всеобщей истории на тему «Горожане и их образ жизни» (6 класс)

 Горожане и их образ жизни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Горожане и их образ жизни.

Описание слайда:

Горожане и их образ жизни.

2 слайд

Повторение домашнего задания. 1. Военные состязания рыцарей в силе и ловкост

Описание слайда:

Повторение домашнего задания. 1. Военные состязания рыцарей в силе и ловкости … 2. Отличительный знак рода … 3. Лучший образец изделия (выдающееся произведение искусства) … 4. Союзы ремесленников … 5. Специалисты по денежным делам … 6. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции …

3 слайд

7. Хранилище больших сумм денег ... 8. Хорошо укрепленные торговые дворы ...

Описание слайда:

7. Хранилище больших сумм денег … 8. Хорошо укрепленные торговые дворы … 9. Менялы давали деньги в долг под высокий процент … 10. Самостоятельные города- республики в Италии … 11. Объединение 70 немецких городов для торговли … 12. Ежегодные торги …

4 слайд

Выберите правильный ответ- Развитие торговли при- вело к появлению... Одним и

Описание слайда:

Выберите правильный ответ- Развитие торговли при- вело к появлению… Одним из центров торгов-ли с Востоком был(а)… Купцы для защиты инте-ресов объединялись в.. Во главе Ганзы стоял город … Товарных отношений Пошлин Натурального хоз-ва Новгород Византия Венеция цехи караваны гильдии Любек Брюгге Генуя

5 слайд

Средневековый город

Описание слайда:

Средневековый город

6 слайд

Управление городом Купцы 1.городской совет Владельцы кораблей 2.городская каз

Описание слайда:

Управление городом Купцы 1.городской совет Владельцы кораблей 2.городская казна, домов, Земельных участков ПАТРИЦИИ

7 слайд

Патриции - городская знать -каменные дома -гербы -роскошная одежда

Описание слайда:

Патриции — городская знать -каменные дома -гербы -роскошная одежда

8 слайд

Герб богатого горожанина Желающие подражать аристократии богатые горожане пол

Описание слайда:

Герб богатого горожанина Желающие подражать аристократии богатые горожане пользова-лись гербами. Гербы гильдий немецких столяров

9 слайд

Украшение богатого дома Витраж из цветного стекла

Описание слайда:

Украшение богатого дома Витраж из цветного стекла

10 слайд

Городские бедняки матросы , слуги, поденщики Грязная и тяжелая работа Поднима

Описание слайда:

Городские бедняки матросы , слуги, поденщики Грязная и тяжелая работа Поднимали восстания против богачей

11 слайд

термин Подёнщик - временный работник на день

Описание слайда:

термин Подёнщик — временный работник на день

12 слайд

Характеристика средневековых городов 1-6 тыс. 40-50тыс. Любек, Гамбург 100-20

Описание слайда:

Характеристика средневековых городов 1-6 тыс. 40-50тыс. Любек, Гамбург 100-200тыс Париж, Лондон, Константинополь Бург-крепость

13 слайд

термин Бюргер - горожанин

Описание слайда:

термин Бюргер — горожанин

14 слайд

Занятия горожан: Ремесла Торговля сфера обслуживания трактир Гостиницы ба

Описание слайда:

Занятия горожан: Ремесла Торговля сфера обслуживания трактир Гостиницы бани С/Х

15 слайд

Рыночная площадь - центр 4 1 2 3 4 5 1.Собор 2.Торговые места 3фонтан 4.Позор

Описание слайда:

Рыночная площадь — центр 4 1 2 3 4 5 1.Собор 2.Торговые места 3фонтан 4.Позорный столб 5.Ратуша

16 слайд

термин Ратуша- здание городского совета.

Описание слайда:

термин Ратуша- здание городского совета.

17 слайд

Образование Нецерковные школы Высшие школы-университеты Интеллигенция - особа

Описание слайда:

Образование Нецерковные школы Высшие школы-университеты Интеллигенция — особая группа людей, занятая умственным трудом.

18 слайд

Зрелища карнавалы музыканты

Описание слайда:

Зрелища карнавалы музыканты

19 слайд

Зрелища Кукольный театр мистерии

Описание слайда:

Зрелища Кукольный театр мистерии

20 слайд

термин Мистерии-представления на библейские и исторические темы.

Описание слайда:

термин Мистерии-представления на библейские и исторические темы.

21 слайд

Городское сословие Городское сословие - люди городского труда. Юристы Врачи Т

Описание слайда:

Городское сословие Городское сословие — люди городского труда. Юристы Врачи Торговцы Матросы Грузчики Рыбаки

22 слайд

КОРОЛИ + ГОРОДА = СОЮЗ Спасение от междоусобиц Налоги Пошлины Ополчение крепо

Описание слайда:

КОРОЛИ + ГОРОДА = СОЮЗ Спасение от междоусобиц Налоги Пошлины Ополчение крепость

23 слайд

Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяй

Описание слайда:

Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли укрепление феодального землевладения войны между государствами Повторим изученное:

24 слайд

Почему горожане огораживали город рвом и валом? для защиты от нападений враго

Описание слайда:

Почему горожане огораживали город рвом и валом? для защиты от нападений врагов чтобы обозначить границы города для защиты от сглаза завистников Повторим изученное

25 слайд

Почему жители городов боролись с сеньорами? хотели освободиться от влияния и

Описание слайда:

Почему жители городов боролись с сеньорами? хотели освободиться от влияния и поборов феодалов сеньоры не вкладывали деньги на развитие ремесла в городах было много незанятых в хозяйстве воинов Повторим изученное

26 слайд

Где появлялись города? на пересечение торговых путей у мостов и морских гаван

Описание слайда:

Где появлялись города? на пересечение торговых путей у мостов и морских гаваней у стен больших монастырей и замков феодала верно все указанное Повторим изученное

27 слайд

Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяй

Описание слайда:

Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли укрепление феодального землевладения войны между государствами Повторим изученное:

28 слайд

Что такое ярмарка? большая площадь ежегодный торг место сбора налогов По

Описание слайда:

Что такое ярмарка? большая площадь ежегодный торг место сбора налогов Повторим изученное

29 слайд

Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа П

Описание слайда:

Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа Повторим изученное

30 слайд

Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа П

Описание слайда:

Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа Повторим изученное

31 слайд

Закрепление: Кто такие патриции? Чем они занимались? Как выглядели средневеко

Описание слайда:

Закрепление: Кто такие патриции? Чем они занимались? Как выглядели средневековые города? Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне? Какой был состав населения в городах?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

  • Сейчас обучается 1071 человек из 81 региона

Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни

  • Сейчас обучается 234 человека из 58 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация


Номер материала:

ДБ-559533

Вам будут интересны эти курсы:


Крестьяне. Материал к уроку.

Комментарии преподавателя

Средневековый город

В эпоху германских вторжений население городов резко сократилось. Теперь города занимали лишь часть территории внутри античных стен; другую, большую часть составляли пустыри, пастбища и поля. Остатки античных сооружений постепенно разбирали на камень для строительства. Города в это время утратили свою роль центров ремесла и торговли, оставаясь прежде всего укреплёнными пунктами, резиденциями епископов и светских сеньоров. Занятия горожан не очень отличали их от крестьян.

С X—XI веков в Западной Европе снова начали расти прежние города и появляться новые. Что же сделало возможным рост и расцвет средневековых городов?

Древний замок сеньоров Гёнта

Древний замок сеньоров Гёнта — графов Фландрских господствовал над центром города

Во-первых, с прекращением нападений венгров, норманнов и арабов жизнь и труд крестьян стали безопаснее. Распахивались пустовавшие земли, возросла урожайность. Крестьяне могли прокормить уже не только себя и сеньоров, но и небольшое число ремесленников. Их изделия отличались более высоким качеством, чем у крестьян, и пользовались спросом. Ремесленники всё меньше занимались сельским хозяйством, а крестьяне — ремеслом.

Дома-башни

Дома-башни — свидетельство влияния знати города Сан-Джиминьяно в Италии

Во-вторых, население Европы быстро росло и, хотя пахотных земель тоже становилось больше, не везде их хватало на всех. Естественный выход для тех, у кого нет земли, — заняться ремеслом. В результате происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, причём обе отрасли стали развиваться быстрее, чем прежде. Ремесленники селились в городах.

Города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещавшихся купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки, на перекрёстке дорог, у брода, моста или переправы, в устье реки, возле удобной морской гавани. Сначала возрождались античные города. А в X—XIII веках по всей Европе возникают новые города: раньше всего в Италии, Южной Франции, по Рейну, затем в Англии и Северной Франции, ещё позже в Польше и Чехии.

Средневековый город возникал на земле сеньора. Многие горожане были зависимыми людьми сеньора, несли в его пользу повинности и подчинялись его суду. Города приносили сеньорам больше доходов, чем оброки крестьян. Поэтому сеньоры защищали города от врагов, жаловали привилегии. Под их защитой города росли и богатели, но, окрепнув, уже не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Они стремились выкупить у сеньоров всё, что ограничивало их свободу. Если же те не соглашались, то начиналась ожесточённая и долгая борьба.

Здание коммуны в Сиене

Здание коммуны в Сиене (Италия)

Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.

Полноправных горожан в Германии называли бюргерами, во Франции — буржуа. Единство среди них наблюдалось редко, ведь положение различных групп населения было печать города неодинаковым. Господствовал узкий слой мйдделбурга наиболее богатых и влиятельных людей — своего рода городская знать. В её составе преобладали богатые купцы. Такие семьи гордились древностью своего рода и в быту подражали рыцарям: жили в каменных дворцах, похожих на замки, приобретали гербы, устраивали турниры. Именно из них состоял городской совет. Главу его в Англии и Франции называли мэром.

Основу населения города составляли ремесленники, купцы и торговцы. Но здесь жили также монахи и рыцари, ростовщики и нотариусы, слуги и нищие. Пёстрая городская толпа изумляла приезжавших сюда крестьян, привычных к малолюдью.

Печать города Мидделбурга

Печать города Мидделбурга

Крестьяне в городах находили личную свободу и защиту от произвола сеньора. В те времена сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Обычно действовало правило: если сеньор в течение года и одного дня не нашёл убежавшего в город крестьянина, то его уже не выдавали, он становился горожанином. Города были в этом заинтересованы, ведь они росли и развивались именно за счёт пришлых людей.

Интересы различных групп населения города нередко оказывались противоположными. Ремесленники вступали в борьбу за власть с наиболее могущественными семьями, но те же ремесленники жестоко притесняли городских бедняков.

Там, где удавалось ограничить власть самых влиятельных семей, городские советы часто становились выборными и возникала городская республика.

Для Средневековья, когда преобладали монархии, она была новой формой государственного устройства. Однако и в этом случае к власти приходил узкий круг горожан, а остальные доступа к ней не имели. Такая форма правления была характерна для Италии.

Перед путником, входившим в город, он представал во всем своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Крестьянину он казался огромным, но нам с вами так бы не показалось: обычно в нём насчитывалось лишь несколько тысяч жителей. Город с населением 10 000 жителей считали большим, а с населением 40 000—50 000 и более — огромным. Таких во всей Европе насчитывалось около 15 (Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и некоторые другие).

Город был хорошо укреплён. Каменные стены защищали город и символизировали его могущество и свободу. Их разрушение было для горожан тяжелейшим наказанием. Центром городской жизни была рыночная площадь. Здесь весь день было людно и шумно, делали покупки, обсуждали важные вопросы. Здесь же или где-то рядом находились собор или главная церковь города, а также здание городского совета — ратуша.

Мощные городские стены Каркассона

Мощные городские стены Каркассона

Поскольку места в городе не хватало, улицы обычно бывали узкими. Дома строились в 2-4 этажа. Номеров у них не было, называли их по какой-либо примете. Обычно на первом этаже размещалась мастерская, торговая лавка или склад, а хозяин с семьёй жил на втором этаже. Многие дома были деревянными, и при пожаре выгорали целые кварталы. Поэтому поощрялось строительство каменных домов с черепичными крышами.

Полноправный ремесленник — мастер — работал в собственной мастерской. Он владел всеми секретами профессии и делал вещь от начала до конца. Обычно ремесленник делал вещи на заказ.

Ремесленник редко работал один. Если у него был сын, то именно он становился главным помощником, а после смерти отца наследовал мастерскую. Кроме того, ремесленник обучал своей профессии учеников. Беря себе ученика и получая за это плату, мастер должен был обучить подростка всему, что умел сам. Через несколько лет тот становился подмастерьем — помощником мастера, способным выполнять самую сложную работу.

Застроенный домами мост в Эрфурте

Полностью застроенный домами мост в Эрфурте (Германия) показывает, как высоко в городе ценилось место для строительства

Мастера одной специальности, жившие в одном городе, часто объединялись в союзы — цехи. Главная задача цеха — защита городского ремесла от конкуренции. Цех запрещал заниматься соответствующим ремеслом всем, кто не являлся его членом. Иначе на рынке могли появиться более дешёвые изделия пришлых мастеров, а местные мастера разорились бы. С этим и боролись цехи.

Портной

Портной

В уставе цеха, то есть в правилах, обязательных для всех членов, их труд был подчинён строгим ограничениям: в какие дни и в какое время дня можно работать, какой должна быть готовая продукция и её цена. Нельзя было переманивать у других мастеров учеников или заказчиков. Нарушителя устава могли оштрафовать и даже исключить из цеха. Благодаря уставу все члены цеха оказывались в равном положении. Ни один из них не мог разбогатеть за счёт других.

Хороший меч требовал огромного труда оружейника

Хороший меч требовал огромного труда оружейника

Цех регулировал и труд, и другие стороны жизни своих членов. Мастера цеха вместе обсуждали дела, пировали по случаю праздника (само слово «цех» первоначально означало «пирушка»). Цехи участвовали в управлении городом, имели герб и знамя, собирали членские взносы.

Герб флорентийского цеха сукноделов

Герб флорентийского цеха сукноделов

В средних размеров городе могло быть около десятка цехов, в большом — несколько десятков или даже сотен. Но известны города и целые страны, где цехов не было, а от конкуренции чужаков ремесленников защищал городской совет.

Желающий стать членом цеха должен был показать своё мастерство, изготовив образцовое изделие. Во Франции такое изделие называли шедевром. Если шедевр заслужил одобрение членов цеха, а кандидат был достойным сыном уважаемых родителей, то лишь один шаг отделял его от звания полноправного мастера: он должен был устроить за свой счёт пирушку для всех членов цеха. Позже многие цехи стали принимать в свой состав только сыновей или зятьёв мастеров, а подмастерья лишались возможности стать мастерами. Отстаивая свои права, они добивались от мастеров хотя бы улучшения условий труда и повышения оплаты. Со временем цехи стали тормозить развитие ремесла. Были случаи, когда члены цеха уничтожали важные изобретения и преследовали изобретателей.

    Роль купца в Средние века трудно переоценить. Большую часть жизни он проводил в деловых поездках: в одном городе покупал, в другом продавал. Дороги обычно были плохими, дожди делали их непроезжими. К тому же, проезжая по земле сеньоров, купец каждому из них платил немалую пошлину. Купцы редко ездили в одиночку и обычно были вооружены, ведь на дорогах хозяйничали разбойники.

    Окраска материи

    Окраска материи. Миниатюра XV в.

    Водные пути были удобнее сухопутных. Но и здесь имелись свои трудности и опасности: на реках — таможни (например, на Рейне их было несколько десятков), в море — штормы и нападения пиратов. Так что купец в пути рисковал богатством и самой жизнью. Именно в качестве платы за риск он продавал товары намного дороже, чем покупал их. Не связанная с таким риском спекуляция, то есть скупка и перепродажа с целью наживы, резко осуждалась.

    Подобно ремесленникам, купцы объединялись в союзы — гильдии, которые защищали своих членов и подчиняли их деятельность определённым правилам.

    Без таких весов не обходился ни один купец

    Без таких весов не обходился ни один купец

    Важнейшие торговые пути проходили по Средиземному морю, где сосредоточилась торговля Западной Европы со странами Востока. С Востока привозились предметы роскоши: китайский фарфор, тонкие ткани, пряности (перец, корица и другие приправы), благовония, драгоценные камни. Торговля ими находилась в руках двух итальянских городов-государств — Венеции и Генуи. В торговле на Балтике преобладали немецкие города, объединённые в торговый союз — Ганзу.

    В XIII веке венецианские купцы из семьи Поло пересекли почти всю Азию и добрались до Китая. 20 лет провёл Марко Поло на службе у великого хана. Вернувшись домой, он живо и занимательно описал диковины и богатства Востока. Его книга пользовалась огромной популярностью. В XV веке её внимательно изучал генуэзец Христофор Колумб, который решил проложить свой путь к богатствам Востока.

      Купец и покупатель

      Купец и покупатель. Миниатюра XV в.

      Наиболее оживлённая торговля велась на ярмарках. (Это слово, пришедшее из немецкого языка, означает «ежегодный рынок».) На ярмарках собирались купцы из разных стран и заключались сделки на огромные суммы. В XIII веке славились ярмарки в Шампани во Франции. Для нормального развития торговли Европа нуждалась в надёжных деньгах. По причине раздробленности имели хождение сотни видов монет, к тому же разные по качеству металла. Поэтому появились менялы — люди, которые за плату занимались обменом денег. Они брали деньги на хранение, давали в долг большие суммы (правда, под огромный процент). Постепенно столы менял, имевшиеся на любом большом рынке, превратились в первые банки (от итальянского «банко» — скамья, стол).

      Развитие торговли и банков подрывало основы натурального хозяйства. На смену ему приходило новое, товарно-денежное хозяйство, при котором продукция и сельского хозяйства, и ремесла производилась в основном для продажи на рынке.

      Венецианское судно и ганзейский корабль

      Венецианское судно и ганзейский корабль

      Горожане заметно отличались от сельских жителей: они были более деловыми и энергичными, гораздо больше знали о мире, были в курсе главных новостей. Они вечно спешили, ценили время — не случайно именно на городских башнях с XIII века появляются первые механические часы. Горожане стремились разбогатеть, добиться успеха. Со временем их потомки изменили облик всего мира.

      Итальянские менялы

      Итальянские менялы. Фреска XV в.

      О возникновении города Брюгге (IX век)

      Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вёл торговые дела в присутствии государя, который часто бывал там же; стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка; и вошло у них в обычай говорить «идём к мосту»; здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечии носит имя моста, ведь на их наречии Брюгге значит «мост».

      К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

      Использованные источники:  

      • http://www.youtube.com/watch?v=5571V6MwLGU&index=8&list=PLk9RoTnBhV-l0DywGhHIDAOzNxtDB198m
      • http://www.tepka.ru/istoriya_6/60.html

        Тип урока: комбинированный урок с
        использованием ИКТ.

        Цели урока:

        • Познакомить учащихся с характерными чертами
          средневековых городов, внешним обликом и
          городскими жителями, организацией управления,
          обликом средневекового города.
        • Развивать наглядно-образное и логическое
          мышление, способствовать активизации
          творческого потенциала учащихся, умения
          сравнивать, выделять главное, анализировать,
          делать выводы, обобщать, строить высказывание
        • Воспитывать чувства уважения к культуре других
          народов.

        Оборудование: компьютер, проектор,
        экран.

        Учитель использует на уроке компьютерную Презентацию.

        Этапы урока:

        1. Проверка домашнего задания.
        2. Объяснение нового материала.
        3. Закрепление нового знания.

        1 этап. Проверка домашнего задания

        «Средневековый город» (Слайд 1)

        Учитель: На прошлом уроке мы
        познакомились с возникновением средневековых
        городов. Сейчас проверим, как вы усвоили материал
        прошлого урока.

        Задания:

        1 ученик – рассказ по опорному конспекту (ОК)
        «Причины возникновения городов» (Приложение
        1
        );
        2 ученик – рассказать с помощью ОК (Приложение
        2
        )  и картины о борьбе городов с
        сеньорами;
        3 ученик – ответить на вопрос задания о
        ремесленной мастерской;
        4 ученик – объяснить смысл содержание цепочек:
        М-П-У (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар
        – деньги – товар2);
        5 ученик – задание о ярмарке;
        6 ученик – объяснить выражения: «Городской
        воздух делает свободным», «Что с воза упало, то
        пропало»;
        6 учеников – письменные задания.

        Учитель: Что такое город?

        Ученики предлагают варианты ответов.
        Учитель, рассматривая все варианты, принимает во
        внимание «город как огороженное место».

        Учитель: Первые города в Европе –
        это римские крепости, построенные по всем
        правилам военной науки (на экране – слайд 2 «Римская
        крепость»). Подобных городов ко времени
        правления Карла Великого насчитывалось чуть
        более 1,5 десятков (на экране – слайд 3 с
        картой «Завоевания Карла Великого»). Прошло
        200-300 лет и города в Европе стали расти как на
        дрожжах – иногда бывало, что за 10 лет
        основывалось по 100-200 городов!
        – Что же произошло? Почему Европа в XI-XIII веках
        внезапно покрывается густой сетью городов?

        Учитель предлагает ученикам рассказать по ОК
        «Причины возникновения городов».

        Ученик 1 выходит к доске и рассказывает по
        схеме.

        Учитель предлагает учащимся просмотреть
        иллюстративный ряд на экране (слайды 4-8).

        Учитель: Где же возникали
        города? 

        Ученик 1  продолжает рассказ по ОК.
        Учитель предлагает учащимся просмотреть
        Слайд 9.

        Учитель выводит на экран схему
        «Образование средневековых городов» с
        опорными сигналами.

        Учащиеся (исследуя схему): На
        мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у
        удобных гаваней, у стен замков и монастырей.

        Учитель: Объясните выражение «Нет
        земли без феодала». Вывод: города возникали на
        земле феодалов.

        Ученик 2  рассказывает по ОК о
        борьбе городов с феодалами.

        Учитель: Назовите главные занятия
        горожан (ремесло и торговля).

        Ученик 3 отвечает на вопрос задания о
        ремесленной мастерской.

        Ученик 4 – объясняет смысл содержания
        цепочек: М-П-У, (мастер – подмастерье – ученик),
        Т-Д-Т2 (товар – деньги – товар2);

        Ученик 6 объясняет выражения:
        «Городской воздух делает свободным», «Что с воза
        упало, то пропало».

        5 ученик – задание о ярмарке;

        Собираются письменные задания.

        Учитель: В конце этапа проверки знаний
        – тест (Слайд 10)

        Оценки за работу.

        2 этап. Объяснение нового материала

        Запись в тетрадь темы урока.

        Сообщение целей и задач урока.

        Учитель: А сейчас мы совершим
        прогулку по средневековому городу (Слайд 11).
        Определите, что необычного было в средневековом
        городе? Какие здания и сооружения являлись
        наиболее значимыми и были символами города?

        На экране проходит ряд слайдов (Слайды
        12-22) с изображением средневековых городов:
        стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов,
        ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует
        иллюстрации. На заключительных слайдах
        ряда (Слайды 23-24) учитель просит угадать
        отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу,
        собор, рыночную площадь).

        Учитель (повторяет вопросы):
        Определите, что необычного было в средневековом
        городе? Какие здания и сооружения являлись
        наиболее значимыми и были символами города?

        Ученики называют особенности
        средневекового города: высокую крепостную стену
        для защиты от многочисленных врагов, узкие
        улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами
        (признак дороговизны городской земли), грязь на
        улицах и т.п.

        Учитель: Определите, что за
        сооружения являлись символами города (на экране
        – слайд 27 с символическими
        изображениями рынка, ратуши и собора).

        Учащиеся называют символы города и делают
        записи в тетради: «Ратуша – место заседания
        городского совета, рынок – место постоянной
        торговли, собор – главная городская церковь».

        Учитель: Эти сооружения определяли
        облик средневекового города, а какие еще
        сооружения были в средневековом городе.

        Задание «Поиск». Работа с текстом учебника –
        с.119-120.

        Работа с исторической картиной

        Учитель: Как мы определяем, что перед
        нами – город? Чем средневековый город отличается
        от современного? Чем отличается город от деревни?
        Можем ли мы сказать, каковы были ценности
        средневековых горожан, глядя на картину?

        Ответ на вопросы учителя:  указана
        городская стена, удобное место положения,
        большое число тесно стоящих строений, грязные,
        узкие улочки, рынок, дома в несколько этажей,
        каменные здания, ратуша – свобода, часы – время,
        рынок и лавки ремесленников – продажа изделий
        ремесла, городской собор – вера в бога.

        Учитель: (слайды 27-28). Итак,
        мы познакомились со средневековым городом. Как
        же назывались его жители?
        Ученики: Горожане.
        Учитель: Чем занимались горожане?
        Ученики: Ремеслом и торговлей.
        Учитель: Чем занимались
         деревенские жители?
        Ученики: Земледелием, скотоводством
        (сельским хозяйством).
        Учитель: Чем еще отличались горожане от
        других жителей средневековой Европы, вы найдете
        в тексте учебника – с.121-122.

        Одновременно – заполнение схемы (слайд 29).

        Вывод:

        1. Горожане – особое  сословие со своими
        привилегиями и свободами, которые они
        отстаивали.
        2. Союз короля с городами: 1) короли считались с
        городами – они имели крепкие стены, платили
        налоги, выставляли ополчение; 2) города – боялись
        разорительных войн.

        3 этап. Закрепление нового знания

        1. Вопрос 4 с.123. учебника.
        2. Игра «Поймай рыбку» (учащиеся берут из
        «аквариума» листочки  в форме рыбки с
        написанными на них терминами и объясняют их
        значение.)

        Домашнее задание

      • Рассказ по закону грин краткое содержание
      • Рассказ по картине богатырский скок 4 класс в васнецов
      • Рассказ по английскому языку про семью 2 класс с переводом и транскрипцией
      • Рассказ по английскому языку про семью 3 класс с переводом небольшой
      • Рассказ по английскому языку про свою комнату 5 класс