Рассказ по иллюстрации дубровский

Автор на чтение 5 мин. просмотров 11 опубликовано 16.03.2021 роман дубровский является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта

На чтение 5 мин. Просмотров 11 Опубликовано

Роман «Дубровский» является одним из самых известных произведений выдающегося русского поэта и прозаика А. С. Пушкина. В этой статье представлены иллюстрации к роману «Дубровский» Пушкина (картинки, рисунки). Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

Иллюстрации к роману «Дубровский» Пушкина (картинки, рисунки)

Художник Б. М. Кустодиев

illjustracija-roman-dubrovskij-pushkin-b-m-kustodiev%2B%25282%2529.png
Помещик Кирила Троекуров
Кирила Троекуров на охоте
Старик Дубровский видит в окне Троекурова
Дефорж (Дубровский) с медведем
Нападение на карету князя Верейского
Дубровский и его крестьяне

Литография П. Л. Щеглова 

Дефорж (Дубровский) с медведем

Это были иллюстрации к роману «Дубровский» Пушкина (картинки, рисунки). Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский» Опубликовано вкл 21.11.2018 — 0:09Автор: ЗЫКОВ ДАНИЛ

Развитие речи на уроках русского языка, литературы

Скачать:

Вложение Размер
illyustratsii_k_romanu_pushkina.pptx 1.64 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил Зыков ДАНИЛ 6 Б класс Иллюстрации к роману Пушкина «Дубровский»

Слайд 2

« Дубровский». Глава 1. На псарне у Троекурова. Художник Б. Кустодиев. 1919

Слайд 3

Старик Дубровский видит в окне Троекурова

Слайд 4

Пожар в доме Дубровского

Слайд 5

Дефорж (Дубровский) с медведем

Слайд 6

Обед у Троекурова

Слайд 7

Маша и Дубровский

Слайд 8

Нападение на карету князя Верейского

Слайд 9

Дубровский и его крестьяне

Слайд 10

Иллюстрация Д.А. Шмаринов , «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год: « Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом». На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле. За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня. Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей. Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Космический мусор

Для чего нужна астрономия?

Спасибо тебе, дедушка!

Снег своими руками

5 зимних аудиосказок

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.

Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».

Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.

Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.

За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.

Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.

Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».

Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»: «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:— Вы свободны, выходите.

На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.

Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Последний бой», 1949 год: «…разбойники выстрелили в них из ружей и пистолетов и стали с топорами в руках защищать вал, на который лезли остервенелые солдаты…».

На картине изображен бой между солдатами правительственных войск , Дубровским и его людей .

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/09/illjustracii-roman-dubrovskij-pushkin-kartinki-risunki.html
  • https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/11/21/illyustratsii-k-romanu-a-s-pushkina-dubrovskiy
  • http://informic-doam.ru/literatura/illyustratsii-k-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij/

На чтение 13 мин. Просмотров 37 Опубликовано

Опубликовано 18.01.2018 — 12:11 —

А.С. Пушкин

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png20_urok_literatura.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Мотивация к деятельности

Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное».

— Как вы понимаете эти слова?

-В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

-Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так?

 Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

1) — Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

2) Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…стр 89»

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

3) Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

4) Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

5) Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

6) Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

Озаглавим ее«Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

5.Подведение итогов. Рефлексия

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, — чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

6. Д/з  (по выбору)

Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа»;

Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-32807.jpg

«Своя игра» по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры «Своя игра»….

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок по теме «Ссора друзей» с использованием технологии «Шесть шляп»….

Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»

   Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»…

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина «Дубровский». Тема: «…Он рожден был для иного назначения…»

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения….

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку — презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)….

Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл…

Итоговый практикум по повести А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Вопросы и задания практикума позволяют обобщить наблюдения детей над содержанием, образами героев, композицией произведения….

  • Мне нравится

Владимир Дубровский в романе А. С. Пушкина не таков. Молодой, красивый, образованный, но еще неопытный в делах управления поместьем, он уверен в себе, горд и обладает разви­тым чувством собственного достоинства. Поэтому, когда он уз­нал, что Троекуров, сосед Дубровских, решил после ссоры «при­брать к рукам» Кистеневку, он справедливо возмутился. Болезнь и смерть любимого отца потрясли молодого человека, и он не колеблясь решил добиваться справедливости или отомстить за обиды и горькие потери. В этом решении Владимира поддержи ­вало знание того факта, что Кирила Петрович совершенно неза­конно отобрал деревню у старого Дубровского. Влияние, связи и деньги Троекурова были его главным аргументом в суде — и он выиграл это дело.

Молодой Дубровский не видел законных путей для наказания своего обидчика и, поскольку ничего другого ему не оставалось, ушел со своими крестьянами в лес — разбойничать. Разбойники наводили страх на всю округу, но грабили они только богатых. Жаль, конечно, что Дубровский отказался от мести главному сво­ему обидчику — Троекурову. Остановила Владимира любовь к юной Марье Кириловне — дочери Троекурова.

Шубина Юля

Главный герой лишается родного человека, дома, положения. Он думает о том, как в мире много несправедливости. Владимир не хочет терпеть предательства, беззакония. Он желает бороться с врагами. Поэтому Дубровский собирает команду, которая состояла из его бывших слуг. Теперь персонаж настоящий разбойник, который крадет у богатых и зажиточных людей все их деньги. Но это ещё не всё. Герой собирается лично отомстить Троекурову, который оскорбил его отца. Именно Кирилл Петрович виновен в смерти человека. 

Пожаловаться

Автор: · Опубликовано 03.06.2020 · Обновлено 03.06.2020

(458 слов) Во времена Пушкина мотив бунта против несправедливости был одним из самых распространенных в европейской литературе. Произведение Фридриха Шиллера «Разбойники» пользовалось большим успехом, как и многие подобные книги. Они вдохновили отечественных писателей выразить свой, русский бунт на страницах книг. Наиболее известным стал роман А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой взбунтовался против барского произвола и деспотизма, став его жертвой.

Завязка романа ─ ссора двух помещиков: богатого, Кириллы Петровича Троекурова, и бедного, Андрея Гавриловича Дубровского. Они были соседями и друзьями, но однажды перед охотой Дубровский не удержался от зависти при виде псарни богатого соседа и сказал ему, что вряд ли его людям обеспечивается такое же житьё, как собакам. На что в ответ получил колкую насмешку от троекуровского псаря, который заметил, что «неплохо и иному дворянину поменять свою усадьбу на здешнюю конурку». Считая свою дворянскую честь оскорблённой, старик Дубровский требует прислать ему псаря Парамошку с повинной,после чего самолюбивый и высокомерный Троекуров пришёл в ярость и решил наказать дерзкого соседа. С помощью продажных чиновников и судей он отбирает у Дубровского поместье и крестьян. Потом в порыве великодушия он хочет помириться с ним, но старик Дубровский умирает от нервного припадка, увидев у себя во дворе своего врага. Свидетелем этого становится сын Дубровского, Владимир, который и стал главным героем романа.

Владимир, не желая отдавать свой дом Троекурову, поджигает его и уходит в лес, а после становится атаманом своих крестьян. Будучи офицером, он установил в своей шайке воинскую дисциплину. И первый кровавый подвиг, как признаётся Владимир Маше, дочери Троекурова, должен был совершиться именно над её отцом. Но Владимир влюбляется в Машу и не может поднять руку на самого близкого для неё человека. Он воюет с обществом, которое лишило его родного очага и сделало изгоем. Шайка Дубровского грабит богатых помещиков, казённых курьеров, нечистых на руку приказных. Но никогда не нападает на простых людей и мелкопоместных дворян. Так Владимир мстит тем, кто надругался над слабыми и обокрал простодушных. Полученная многими кара достигает цели: местные богачи уже боятся чинить расправы и не чувствуют себя хозяевами губернии. Троекуров хоть и хвастается, что не боится разбойника, однако держится начеку и почти не покидает охраняемого имения.

Бунт Дубровского уникален тем, что дворянин уравнял себя с крестьянами и стал их подельником. Он сбросил оковы предрассудков и примерил на себя жизнь простых людей — бесправных, угнетенных и вынужденных идти на крайние меры, чтобы выжить. Обстоятельства сделали крестьян и барина равными людьми: теперь все они находятся по ту сторону закона, все они стали отребьем в глазах общества.

Однако мятеж не мог продолжаться всю жизнь. Дубровский уехал за границу после того, как Марья отказалась покинуть мужа и сбежать с ним. У каждого из его крестьян остались деньги, и после его отъезда они смогли стать мирными людьми. Владимир опасался, что его подчинённые привыкли разбойничать, и им будет трудно изменить образ жизни. Но напрасно: пожары, грабежи и страшные посещения прекратились.

Автор: Артем Аввакумов

По-разному ведут себя люди, когда их обижает кто-то более сильный и влиятельный. Многие решают, что лучше смолчать. покориться, проглотить обиду, думают, что им не хватит силы, чтобы достойно ответить обидчику. Владимир Дубровский в романе А. С. Пушкина не таков. Молодой, красивый, образованный, но еще неопытный в делах управления поместьем, он уверен в себе, горд и обладает разви­тым чувством собственного достоинства. Поэтому, когда он уз­нал, что Троекуров, сосед Дубровских, решил после ссоры «при­брать к рукам» Кистеневку, он справедливо возмутился. [sms] —>Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/18/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-proizvola-i-despotizma-v
  • https://prepodka.net/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-bezzakoniya-i-nespravedlivosti-v-romane-dubrovskij/
  • https://vashurok.ru/questions/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-bezzakoniya-i-nespravedlivosti-v-romane-a-s-pushkina
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/bunt-dubrovskogo-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij/
  • https://www.kalitva.ru/96467-sochinenie-protest-dubrovskogo-protiv.html

В шестой раз Выставочный зал Елабужского государственного музея-заповедника принимает экспозицию из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.

В 2010 году елабужане и гости города смогли увидеть выставку «Москва и Петербург XIX века в литографиях фирмы Дациаро». Следующей стала экспозиция «Время славы и восторга», посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года. Затем московские коллеги представили пятьдесят пять живописных полотен народного художника России Евгения Куманькова, в которых были запечатлены виды старой Москвы. В сентябре 2018 года Выставочный зал ЕГМЗ украсили свыше шестидесяти графических работ Александра Орловского (1777–1832), а в следующем году — иллюстрации опубликованного в 1812-1813 годах альбома «Народы России, или Описание обычаев, нравов и костюмов разных народов Российской империи».

Нынешняя выставка «Я Дубровский» приурочена к 180-летию со времени выхода в свет первой публикации незавершённого романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Коллекции Государственного музея А.С. Пушкина насчитывают более 160 тысяч единиц хранения. Не удивительно поэтому, что в экспозиции можно увидеть множество предметов, относящихся к первой половине XIX века — времени создания романа и описываемых в нём событий. Они позволяют яснее представить и ощутить атмосферу той эпохи, поскольку так или иначе связаны с сюжетом произведения и жизнью главных героев.

«Дубровского» изучают в школьной программе по литературе, но, учитывая, что для части наших читателей это может быть далёким временем отрочества, напомним коротко его содержание. В романе идёт речь о помещике К.П. Троекурове и его соседе по имению А.Г. Дубровском, которых связывала давняя дружбу и совместная военная служба. Оба остались вдовцами. У Дубровского сын Владимир служил корнетом и жил в Петербурге. Красавица Маша Троекурова воспитывалась дома, много читала и выросла под влиянием французских романов мечтательной барышней.

Когда между помещиками произошла ссора, самовластный Троекуров решает отобрать имение у Дубровского и ему это удаётся. Приехавший к отцу Владимир практически одновременно лишается умершего от удара отца и своего наследства, становится атаманов грабящей богатых разбойничьей шайки, состоящей из его бывших крестьян, не захотевших перейти под власть жестокого помещика.

Встретив случайно француза Дефоржа, который направлялся к Троекурову, нанявшему его в качестве учителя, Владимир Дубровский купил у него за крупную сумму денег документы и рекомендательные письма. Таким образом он попал в дом своего недруга, где вскоре стал всеобщим любимцем. Покорил он и сердце Маши. Под угрозой разоблачения Дубровский был вынужден покинуть дом Троекурова, но перед этим, назначив свидание, раскрыл тайну своего имени и признался в любви, просив только одного: обратиться к нему, если ей необходима будет помощь.

Очень скоро нужда в этом, действительно, возникла, поскольку семнадцатилетнюю девушку, чьё сердце было отдано другому, стал сватать пятидесятилетний князь Верейский, и отец Маши дал согласие на брак. Однако обстоятельства не благоприятствовали влюблённым, помощь подоспела слишком поздно, и Маша оказалась повенчана с престарелым князем.

На поимку Дубровского и его сообщников была послана рота солдат. Произошёл бой, вскоре после которого он объявил своим людям, что намерен их покинуть, посоветовав всем переменить преступный образ жизни. Заканчивается недописанный роман сообщением, что Дубровский скрылся за границу.

Пушкин начал работу над произведением 21 октября 1832 года, а последнюю главу датировал 6 февраля 1833 года. При его создании он использовал рассказ своего приятеля П.В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». По-видимому, сам Пушкин остался недоволен своим сочинением, поскольку не стал писать продолжение и даже не подготовил имеющиеся главы рукописи к печати. «Дубровский» вышел в свет в 1841 году при публикации первого посмертного собрания сочинений поэта. Название произведению пришлось дать издателям. В экспозиции представлен десятый том сочинений с романом «Дубровский», выпущенный 180 лет тому назад. А рядом с ним — изданные ещё ранее приключенческие романы «Ринальдо Ринальдини, разбойничий атаман», «Лес, или Сент-Клерское аббатство» и «Айвенго». Примечательно, что в 1826 году последний вышел под названием «Ивангое, или Возвращение из крестовых походов». Эти книги пушкинской поры, конечно, были известны поэту. Например, имя главного героя Ринальдо даже упоминается в его произведении.

На выставке помещены эскизы декораций к фильму «Дубровский» (1969) и одноимённой опере Э.Ф. Направника в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1956). А наиболее значительные сцены из романа отражены в иллюстрациях М.Е. Горшмана, созданных в 1937 году, и А.З. Иткина (2013). Конечно же, и тот и другой художник запечатлели момент свидания Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, о котором А.С. Пушкин писал:

«Он молчал и, казалося, собирался с духом.

— Обстоятельства требуют… я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться…

Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.

— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.

Марья Кириловна вскрикнула.

— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Все кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни… Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня… сей же час… Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить…»

С образами Владимира и Маши невольно ассоциируются представленные на выставке портреты молодых военных и светских красавиц. А своеобразной иллюстрацией к поместью Троекурова служат виды усадеб графа А.А. Аракчеева, князей А.Б. Куракина и В.Ф. Одоевского, запечатлённые разными авторами в литографиях, гравюрах и акварелях в 1800–1840-е годы.

Поскольку Троекуров был заядлым охотником, содержавшим до пятисот борзых и гончих (которые, к слову сказать, и послужили первым камнем преткновения между ним и Дубровским), то часть экспозиции посвящена этой теме. Она начинается с графических листов «Выезд из конюшни», «Отъезд охотника», «Охотничья травля», «Собаки, потерявшие след», выполненных в первой трети XIX века в технике акватинты. А завершается принадлежностями для охоты, среди которых мерка для пороха, дробница с дозатором, сумка-муфта охотничья, ружьё для утиной охоты.

Петербург, в котором жили как Пушкин, так и Дубровский младший, предстаёт на выставке таким, каким он был после первого столетия со времени своего основания. На старинных литографиях и гравюрах можно увидеть Аничков дворец и протяжённое здание «Кабинета Его Императорского Величества», Полицейский мост и канцелярию Главного штаба, памятник Петру I на Сенатской площади и сторожевую башню Петропавловской крепости с расположенным на заднем плане через Неву Летним садом и Мраморным дворцом. На своём первоначальном месте на Царицином лугу стоит Румянцевская колонна, не раз перенесённая в последующее время.

На фоне петербургских видов размещён в экспозиции ломберный стол для игры в карты, стоящие на специальной подставке курительные трубки с длинными чубуками, словом, то, чем нередко занимали свой досуг гвардейские офицеры, к числу которых принадлежал и Владимир Дубровский. Фрагмент интерьера, связанный с жизнью дочери богатого помещика, представлен дорогой резной мебелью из карельской берёзы и морёного дуба, а занятия молодой девушки нашли отражение в рукописных альбомах и рукодельях, среди которых доминирует вышивка и плетение бисером.

Вообще на выставке немало очень изящных экспонатов. Среди них — миниатюрные овальные портреты, написанные гуашью и акварелью на кости; роскошный двусторонний веер, сделанный в 1850-е годы во Франции. Он украшен цветной литографией со сценой угощения ягодами. При изготовлении веера были использованы кость, латунь, перламутр, золотое тиснение, резьба, гравировка и инкрустация.

В последней витрине выставки помещены шлейка с бубенцами и поддужные колокольчики, так часто использовавшиеся в XIX веке на основном виде транспорта — лошадях. Здесь же можно увидеть дорожный пистолет, напоминающий одну из заключительных сцен романа, когда князь Верейский выстрелил в Дубровского, остановившего карету новобрачных.

Экспозиция, предоставленная Государственным музеем А.С. Пушкина, будет работать в Выставочном зале ЕГМЗ до 20 декабря.

Наш адрес: ул. Казанская, 24 Телефон: 8 (85557) 7-89-38

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» города Ярцева Смоленской области

Творческий проект
«Иллюстрации к книге
А.С. Пушкина «Дубровский» »

Выполнила: ученица 7 «Б» класса
Таткало Елизавета
Руководитель: учитель изобразительного искусства
Панкова Татьяна Анатольевна

г. Ярцево
2016 г.
Содержание
Введение. Актуальность выбора темы ..………………………………………….…2
1. Подготовительный этап ……………………………………………………….……4
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности…………………………4
1.2 Определение конкретной задачи и ее формулировка………………………4
2. Практический этап…………………………………………………………………5
2.1 Ознакомление с литературой по данной проблеме…………………………5
2.2 Анкетирование детей и взрослых…………………………………………….5
2.3 Беседа с педагогом ………..………………………………………………….5
2.4 Выявление основных требований к иллюстрации………………………….6
2.5 Исследования……………………………………………………………….…6
2.6 Разработка идей, вариантов………………………………………………….9
2.7 Анализ идей и выбор лучшего варианта…………………………………….9
2.8 Выбор материалов, инструментов, оборудования…………………………………9
2.9 Последовательность изготовления иллюстрации ….…………………….10
2.10 Экономическое обоснование……………………………………………….11
2.11 Изготовление книги……………………………….………………………..11
3. Заключительный этап……………………………………………………………..12
3.1 Оформление проекта ………………………………………………………..12
3.2 Самооценка…………………………………………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………………..13
5. Список используемой литературы и Интернет- ресурсов……………………..14
Приложение №1………………………………………………………………………15
Приложение №2………………………………………………………………………16
Приложение №3………………………………………………………………………17
Приложение №4………………………………………………………………………18
Приложение №5………………………………………………………………………19
Приложение №6………………………………………………………………………..20

Название проекта Серия иллюстраций к книге А.С.Пушкина « Дубровский».
Адресация Предназначен как для детей 10-17 лет, так для взрослой аудитории (18-99лет)
Участники Педагог, дети, родители.
Тип проекта Творческо- исследовательский
Обоснование темы
выбранного проекта Тема выбрана для того, чтобы при изучение произведения ученики могли представить образ героев из книги.
Цель проекта Изготовить серию иллюстраций к произведению А.С. Пушкина «Дубровский»
Задачи проекта • Познакомиться с историей написания произведения «Дубровский» А.С. Пушкина
• Собрать информацию о иллюстрациях разных художников к произведению «Дубровский» А.С. Пушкина
• Сделать иллюстрации к произведению
• Создать серию иллюстраций своими руками к книге «Дубровский» А.С. Пушкина

Этапы проекта 1-й этап – подготовительный. На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта; я читала и рассматривала литературу по теме, в домашних условиях работала с Интернет- ресурсами.
2-й этап – практический. Проанализировала полученную информацию. Анкетирование учащихся. Был проведен опрос учащихся 6-го класса и взрослых. Созданиеиллюстраций.
3-й этап – заключительный: обобщение результатов: обобщение результатов анкетирования; защита проекта;
Планируемый результат Выступление на классном часе у 6-го класса, демонстрация серии иллюстраций. Представление иллюстраций на уроке ИЗО.

Введение, актуальность выбора темы.
В 6 классе на уроке литературы мы проходили произведение А.С Пушкина «Дубровский» в книге совсем не было иллюстрации и я решила изобразить героев сама… Таким образом, я определила проблему исследования – создать иллюстрации к книге своими руками. Наметила план действий и решила собрать материал по этой теме, осуществить поиск информации, сделать иллюстрации (продукт) и рассказать о своей работе ученикам. Мой исследовательско — творческий проект назвала «Серия иллюстрации к книге «Дубровский» автор А.С. Пушкин».
Тема проекта: «Иллюстрации к книге«Дубровский».
Цель работы:
• Изготовить иллюстрации к книге А.С. Пушкина «Дубровский»
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
• Познакомиться с историей написания произведения «Дубровский» А.С. Пушкина
• Собрать информацию о иллюстрациях разных художников к произведению «Дубровский» А.С. Пушкина
• Сделать иллюстрации к произведению
• Создать серию иллюстраций своими руками к книге «Дубровский» А.С. Пушкина
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы и материалов Интернет- ресурсов по данной теме; анкетирование; интервьюирование.

Этапы работы:
1. Подготовительный
1.1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
1.2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
2. Практический
2.1. Ознакомление с литературой по данной проблематике.
2.2. Анкетирование детей и взрослых. Обработка анкетных данных
2.3. Беседа с педагогом истории
2.4. Выявление основных требований к изделию.
2.5. Исследования.
2.6. Разработка идей, вариантов.
2.7. Анализ идей и выбор лучшего варианта.
2.8. Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования
2.9. Последовательность изготовления изделия.
2.10. Экономическое обоснование.
2.11. Изготовление изделия.
3. Заключительный этап
3.1. Оформление проекта.
3.2. Самооценка.

Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный.

На этом этапе я выбрала цель, задачи проекта, провела беседу с руководителем. На занятии, посвященном проекту, был разработан план работы и сроки его выполнения (Приложение №1).

2 этап – практический.

2.1 Ознакомление с литературой по данной проблематике.

Для ознакомления с литературой по данной теме я обратились за помощью в Центр по библиотечной работе с детьми МУК «Ярцевская районная центральная библиотека». Библиотекарь показала мне книги разных изданий. Я просмотрела фильм «Дубровский».Сделал заметки насчет образа героев которые представлены в фильме.
2.2 Анкетирование детей и взрослых. Обработка анкетных данных.
Ученикам 6 класса я предложила ответить на вопросы анкеты (приложение №2). Затем, предложила ответить на эти же вопросы взрослым: родителям, родственникам, соседям. В анкетировании участвовало 34 ученика 6-х классов, 9 взрослых. В ходе анкетирования выяснили, что 80% опрошенных взрослых читали произведение А.С. Пушкина «Дубровский», 4% затрудняются ответить, 6% не слышали о таком произведение; 98% опрошенных учеников знают об этом произведении, 2% не читали.
2.3 Беседа с педагогом литературы.
У учителя литературы я спросила про интересные факты о написание произведение А.С. Пушкина «Дубровский» и узнала несколько новых фактов.
2.4 Выявление основных требований к изделию.

• Серия иллюстраций должна быть эстетически привлекательной, качественной, красивой, яркой;
• Иллюстрации должны качественно выполнены, учитывая требования.
2.5 Исследования.
Для того, чтобы изготовить иллюстрации своими руками, нужно сначала познакомиться с видами изобразительного искусства
• Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
• Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
• Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
• Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
• Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
Выбрав графический способ, я решила выполнять иллюстрации пастелью.
Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах — эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX — начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении — линия или пятно, каково его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления — и расположенные внутри книги, и внешние — создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников-иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках — это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные и др.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
Замысел романа «Дубровский» возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других», становится основой романа «Дубровский».

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа «Дубровский» является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством, венчание – сражением. Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.
«Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в «Дубровском» как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…»1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.
2.6 разработка идей, вариантов
В процессе изучения видов изобразительного искусства я узнала о разных матерьялах на которых и которыми можно выполнять иллюстрации.

2.7 Анализ идей и выбор лучшего варианта

Варианты цена качество Достаточно
умений Наличие приспособлений саморазвития в процессе работы
Бумага для принтера + — + + +
Акварельная бумага — + — + +
Бумага для пастели + + + + +

Сделав анализ я остановилась на том , чтобы выполнить иллюстрации на пастельной бумаге.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.
Для изготовления иллюстраций мне понадобится: Пастельная бумага (формат А4), карандаши цветные, карандаши простые, ластик, пастель.
2.8 Последовательность изготовления книги
Основные этапы представляем в виде таблицы:


этапа Название этапа Время исполнения
(часы, мин) инструменты материалы Прило-жение №
1 Подготовительный 10 мин. — — 8(1)
2
Практический 3 часа Интернет-ресурсы, книги Пастельная бумага, карандаши цветные, карандаши простые, ластик, пастель
3 Заключительный 2 часа Интернет-ресурсы, книги —
4 Самооценка 5 мин — —

2.10 Экономическое обоснование.

№ Наименование Количество
Цена ( руб.)

1 Пастельные листы 15 шт 175
2 Простые карандаши 1 шт 10
3 Ластик 1 шт 8
4 Пастель 1 упак 400
5 Цв. карандаши 1 упак 180
6
7
ИТОГО 733

2.11 Изготовление изделия. Контроль качества.

Эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Иллюстрации выполнены аккуратно, с учетом техник выполнения. Продукт соответствует требованиям.

3 этап – заключительный.
3.1 Оформление проекта
На данном этапе я привела все данные по проекту и сформировала проект по плану. Проект выполнялся под руководством учителя ИЗО Панковой Т.А. и консультаций учителя литературы Усковой О. В.
3.2 Самооценка
При изготовлении иллюстраций были использованы экологически чистые материалы. Эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Иллюстрации выполнены аккуратно, обладают эстетическими качествами.
При работе над проектом
• познакомилась с различными видами искусства.
• узнала историю написания произведения А.С. Пушкина «Дубровский»
• изучила литературу.
• приобрели такие качества, как терпение, усидчивость, стрессоустойчивость,
• научились проводить интервьюирование, анкетирование
• научилась обрабатывать информацию, делать выводы.
• научились применять методы исследования на практике

4. Заключение, практическая значимость.
• В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: цель работы достигнута, я изготовили серию иллюстраций к книге А.С. Пушкина «Дубровский»
Нашла много материала о изобразительном искусстве, рассказала об этом одноклассникам; научилась планировать нужный результат, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; систематизировать и анализировать информацию применять методы исследования на практике;
Серию иллюстраций к книге А.С. Пушкина «Дубровский» можно применять:
• При изучение этой книги на уроках литературы
• при изучении изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства;

5. Список используемой литературы и Интернет- ресурсов
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://literatura5.narod.ru/pushkin_dubrovsky1.html
3. http://interneturok.ru
4. https://otvet.mail.ru/
5. http://www.bibliotekar.ru/

Приложение № 1

План работы над проектом:

1. выбор иллюстраций (1 дня)
2. выбор материалов для рисования иллюстраций(30 мин)
3. выбор формата листов (15 минут)

Приложение № 2

Анкетирование

1. Читали ли вы роман « Дубровский»?
2. Ваш любимый персонаж?
3. вы читали произведение с иллюстрациями?
4. любите ли Вы рассматривать иллюстрации к произведениям?

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

  • Рассказ по картине в жаркий день
  • Рассказ по истории 6 класс на тему горожане и их образ жизни
  • Рассказ по закону грин краткое содержание
  • Рассказ по картине богатырский скок 4 класс в васнецов
  • Рассказ по английскому языку про семью 2 класс с переводом и транскрипцией