Рассказ по фотографии устное собеседование по русскому языку 9 класс

Устное собеседование описание фотографии 1. передо мной интересная фотография. 2. я думаю, что на ней изображена.. 3. давайте рассмотрим изображение

Устное собеседование

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане мы видим….

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии — ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

Пересказ и включение высказывания в текст:

1.Способы включения высказывания в текст

Предложения с прямой речью.

Сергей Павлович Королёв сказал оГагарине: «Он дал людям веру в ихсобственные силы, в их возможности, далсилу идти увереннее, смелее к своей мечте…Это – Прометеево деяние…»

2.Способы включения высказывания в текст

Предложения с косвенной речью

Сергей Павлович Королёв сказал, чтоГагарин дал людям веру в их собственные

силы и возможности, сделал людей болеесмелыми.

3.Способы включения высказывания в текст

Предложения с вводными конструкциями

По словам Сергея Павловича Королёва,Юрий Гагарин «дал людям веру в ихсобственные силы, в их возможности».

Подготовка к монологу

На собеседовании вам предстоит создатьнебольшое монологическое высказывание

одного из типов:

• описание запечатлённого на фотографии(тема 1);

• повествование на основе своегожизненного опыта (тема 2);

• рассуждение по заданному вопросу (тема3).

Описание

1.Определитетемумонологическоговысказывания(праздник, чтение, спорт, отдых и др.).

2.Рассмотрите фотографию очень внимательно.Какправило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видомдеятельности). Выделите на снимке главное и ответьте навопросы: кто изображён на фотографии и чем онзанят? о чём, возможно, думает? какие чувства скореевсего испытывает? Обязательно связывайте свои ответыс темой описания!

3.Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточкеучастникасобеседования.Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.

4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10фраз.

Описание

Опишите фотографию.

Не забудьте описать,

• какая ситуацияизображена наснимке;

• какие чувстваиспытывают герои;

• какое впечатлениепроизвело на Васувиденное.

1274545 1

Пример описания

Какая ситуация изображена на снимке?

На фото изображена ситуация, вкоторой может оказаться каждый. Мывидим пожилого мужчину, которому сталоплохо. Он держится за сердце. Видимо, у

него сердечный приступ.Главное, чтовокруг него собрались неравнодушные

люди, готовые прийти на помощь.

Какие чувства испытывают герои?

Мужчине больно, поэтому собравшиесялюди хотят ему помочь. Думаю, чувства,

которые они испытывают, — это тревога исострадание.Тревога, потому что жизни

человека угрожает опасность. А сострадание,потому что незнакомые прохожие не прошлимимо, не оставили человека в беде,сочувствуют ему и помогают.

Какое впечатление произвело на Васувиденное?

Эта фотография напоминает о том, чтолюбой человек может оказаться в беде.

И очень важно, чтобы рядом в этот моментбыли добрые, неравнодушные люди,

готовые помочь.

Повествование

1.Определите тему монологического высказывания (праздник, поход,загородная поездка, учебное мероприятие и др.).

2.Выберите из событий своей жизни то, о котором будетерассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошлособытие? кто его участники? как событие планировалось,подготавливалось(начиналось)?Затемвосстановите

последовательность развития события (рассказывая о нём, выможете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.)Обязательно поразмышляйте об отношении участников события кпроисходившему.

3.Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.Постройте повествование, пользуясь примерным планом,предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.

4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Пример повествования

Тема 2. Летние каникулы

Расскажите, как вы провели летние каникулы.

Не забудьте рассказать,

• где вы побывали во время летних каникул;

• с кем вы проводили на каникулах своёсвободное время (с родителями, друзьями,

одноклассниками);

• что интересного произошло с вами наканикулах;

• что нового вы узнали за время летних каникул.

Пример повествования

Я всегда с нетерпением жду летних каникул.Учеба закончена, и можно отправиться впутешествие. Мои родители всегда тщательнопланируют летний отдых, чтобы провести еговместе и побывать в новых интересных местах.

Прошлое лето запомнилось мне двумяпоездками. Сначала мы отправились к нашимродственникам в Дагестан: гуляли поМахачкале, ездили на экскурсии в Гуниб истаринную крепость Дербент, купались вКаспийском море.

Потом мы поехали в Петербург. Я ужебывал там и раньше. Но в этот раз мы

хотели показать наш любимый город моеймладшей сестре. Конечно, за десять дней

всего не увидишь, но мы успели побыватьвЭрмитаже,Русскоммузее,Петропавловской крепости. Ездили вПетергоф, Пушкин и Павловск. Катались на

речном трамвайчике и просто гуляли поНевскому проспекту.

Домамыпоказывалидрузьямфотографии из Дагестана и Петербурга,вспоминали разные смешные случаи.Каждому было что рассказать интересногоо летнем отдыхе.Лето уже давно прошло, но мы частовспоминаемнашипоездкии

договариваемся, куда отправимся вследующий раз.

Рассуждение

1.Определите тему монологического высказывания и главный вопрос,

на который вам предстоит ответить (они сформулированы в

карточке участника собеседования).

2.Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис

(мысль,которуювыбудетеобосновывать),подберите

доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис),сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения,которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия идр. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным(достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мнепредставляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)

3.Постройтерассуждение,пользуясьпримернымпланом,предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесьвключить все пункты этого плана в свой ответ.

4.Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Предмет: русский язык.

Класс: 9 класс.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания монологического высказывания: пересказа прочитанного текста, описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
  • Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.

Задачи:

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую.
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты образования.

  • Предметные умения: выразительно читать и пересказывать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

Оборудование: проектор, презентация о космонавте А.А.Леонове, раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове, с карточкой участника собеседования по фотографии, фотография читающих людей.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Запись даты, темы урока в тетрадь.

Эмоциональный настрой.

Учитель приветствует учащихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу: «Я существую – мир существует!». Предлагает учащимся прочитать ее, обращая внимание на интонацию, и поделиться возможными вариантами её истолкования.

Ответ учителя: мир существует, пока я говорю, пока люди общаются.

2. Актуализация знаний

Прием «Ключевые термины».

– Что объединяет данные слова в кластере? Какое слово или словосочетание необходимо написать в центре кластера?

  • выразительное чтение текста,
  • пересказ,
  • цитата,
  • монолог,
  • диалог

– Какое испытание включает все эти типы заданий? (Это типы заданий, которые предстоит выполнить на итоговом собеседовании. В центре кластера необходимо написать «итоговое собеседование»).

– Чтобы успешно пройти итоговое собеседование, что необходимо делать? (Необходимо готовиться).

Прием «Исключение» (шутливый).

Исключи лишние даты: 12 февраля, 11 марта, 4 мая.

Да, правильно, давайте исключим даты пересдачи и оставим только 12 февраля.

3. Формулировка темы урока

– Объединим эти высказывания в тему урока и запишем в тетради. Основой задания №2 и №3 итогового собеседования является составление монологического высказывания: пересказ, описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу.

Поэтому более точно тему урока мы сформулируем так: «Монологическое высказывание. Готовимся к итоговому собеседованию».

4. Целеполагание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», – гласит китайская мудрость. Мы живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Недостаточность любого, даже энциклопедического, объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Современные социологи приводят, например, следующие интересные данные: количество новой информации удваивается каждые два года.

– Что мы знаем об итоговом собеседовании?

– Какие задания, на ваш взгляд, наиболее трудные? Над чем вам нужно еще работать, чтобы получить зачет?

– Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия.

5. Работа над темой урока

Задание №1. Выразительное чтение текста.

– Сегодня я предлагаю вам поработать с необычным текстом для выполнения задания №1 в формате итогового собеседования. Этот текст я не брала ни из открытого банка заданий, ни из материалов апробации, ни из прошлогоднего итогового собеседования. Вы спросите почему? Я отвечу. Потому что человек, о котором сегодня пойдет речь, – это целая эпоха, легенда, личность с большой буквы. И я очень хочу, чтобы мы сегодня его вспомнили самыми добрыми словами.

– Вам знакома эта фотография? (Слайд с фотографией космонавта А.А.Леонова).

– Что вы знаете о нем?

– 10 октября А.А.Леонова не стало, сегодня, 15 октября 2019 года, с ним прощается вся наша страна, весь мир. Мне захотелось, чтобы мы тоже отдали дань такому человеку. Вспомним о нем самое хорошее.

На слайдах демонстрируются фотографии А.А.Леонова и фрагмент видео из космоса.

Учитель коротко рассказывает о нем, комментируя слайды:

Меня поразили некоторые факты его биографии: В 1936 году главу семейства Леоновых репрессировали по доносу. И семья осталась без кормильца, но на помощь пришли родственники.

Из воспоминаний Алексея Леонова: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева – он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…

С десяти лет Алёша начал самостоятельно зарабатывать деньги – расписывал ковры. Отец приносил хозяйственные краски, натягивал простынь, а он готовил грунтовку: ржаная мука, столярный клей, мел и олифа. За один ковер получал две буханки хлеба.

А еще он все-таки исполнит свою детскую мечту и станет художником.

– Как вы думаете, что он рисовал? (Конечно же, космос).

Он является автором свыше двухсот картин и пяти альбомов с репродукциями. В числе его работ космические и земные пейзажи, портреты друзей, фантастические сюжеты.

Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.

На одной из фотографий вы видите А.А.Леонова в окружении ребят и учителя физики из нашей школы.

О нем мы сегодня узнаем много интересного. И не только о нем.

– Выполните задания №1 и №2 по предложенному тексту. (Раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове).

Учащиеся работают с представленным материалом. Учитель напоминает признаки выразительного чтения.

Признаки выразительного чтения:

1) Умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора.

2) Умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

3) Чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

– Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще Василием Ильичем Чернышевым, советским языковедом, в начале XX века: «Читай так, как говоришь».

Напоминаю – у вас есть 2 минуты на подготовку.

– На итоговом собеседовании у вас будет всего 2 минуты на подготовку пересказа, поэтому уже при подготовке к выразительному чтению обращайте внимание на микротемы и ключевые слова каждой части.

После подготовки учащиеся читают вслух текст.

Задание №2. Пересказ текста.

Работа в парах. Учащиеся работают в поле для заметок: выписывают ключевые слова, числительные, имена собственные.
Затем 2-3 ученика пересказывают текст. Обращаем внимание на речевые, фактические ошибки, «слова-паразиты», на способы введения цитаты при помощи прямой и косвенной речи, вводных слов.

Два ученика-эксперта помогают учителю оценить ответы учащихся.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.

– О своем выходе в открытый космос А.А.Леонов пишет в книге «Выхожу в космос». Он является автором нескольких книг, в том числе «Время первых. Судьба моя – я сам» (на слайде). В одном из интервью он признавался, что особенно любил читать книги из серии «Жизнь замечательных люде» (учитель показывает образцы книг из этой серии).

– Хорошо, когда в семье любят читать и прививают эту любовь к чтению детям. Поднимите руку, у кого дома есть большая библиотека. Я тоже очень люблю читать.

– Для выполнения этого задания я предлагаю вам авторскую фотоработу учащихся нашей школы, принимавших участие в фотоконкурсе в номинации «Читающий человек». (Слайды). Выберите сами, какую вы возьмете для описания. Используйте памятки для описания фотографии (приложение) или вот эти конструкции-подсказки, написанные на доске:

КОНСТРУКЦИИ.

  • На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
  • В объектив фотографа попали …
  • В центре снимка мы видим …
  • На заднем плане находится …
  • Вдалеке мы можем разглядеть …
  • Можно предположить, что …
  • Кажется, что …
  • Смотришь на фотографию и представляешь…
  • Фотография передаёт ощущение …
  • Фотографу удалось показать …
  • У вас есть одна минута на подготовку.

Раздаточный материал (или на доске). Не забудьте описать:

  • людей, изображенных на фотографии;
  • их занятие;
  • общую атмосферу происходящего;
  • качества, которые развивает в людях любовь к чтению книг.

После подготовки 2 учащихся рассказывают получившийся монолог.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Повествование на основе жизненного опыта.

Тема: школьная отметка, которая запомнилась надолго. (Материал из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), с. 44).

Карточка участника собеседования к заданию 3. Монологическое высказывание.

Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.

Не забудьте рассказать:

  • на каком уроке Вы получили эту отметку;
  • за что Вы ее получили;
  • как отреагировал учитель и одноклассники;
  • почему эта отметка запомнилась надолго.

2 учащихся рассказывают получившийся монолог. (Это задание было домашней подготовкой).

6. Подведение итогов урока

– Какую оценку Вы поставили бы за урок мне, вашему учителю?

– А какую – себе?

7. Домашнее задание по вариантам

1 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Расскажи о своей любимой книге.

2 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Можно ли обойтись в речи без заимствованных слов?

Оба задания из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), вариант №5, с. 29.

8. Рефлексивная таблица

С каким утверждением вы согласны?


Я думал (а)

Я работал(а)

Обсуждал(а)

Узнал(а) новое

Понял(а) материал

Получил(а) ответы на вопросы

Вопросы остались

Было полезно

Узнал новое для себя

Понял, что необходимо готовиться

Если на большинство утверждений вы ответили «да», можно считать, что цель урока достигнута.

На чтение 7 мин Просмотров 52.4к.
Обновлено

Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог). 

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить. 

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

  • Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Не достаточно описать фотографию, рассказать о случае из жизни или привести рассуждение в двух-трех предложениях. Минимальный объем монолога — 10 фраз. Если в выступлении выпускника будет 9 и меньше фраз (предложений), то задача будет считаться невыполненной. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные. Для получения балла по критерию лучше не ограничиваться 10 фразами, а говорить больше. 
  • Учет речевой ситуации: понимание выпускника того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником. Для монолога предлагаются темы не из школьной программы, а жизненные. Для ученика такая обстановка является немного непривычной: с учителями дети привыкли разговаривать преимущественно на школьные темы. То, что предлагается для составления на собеседовании, дети привыкли рассказывать своим друзьям и родственникам, не соблюдая деловой стиль. На собеседовании же ученик должен понимать, что перед ним сидит взрослый человек, находится он в школе на зачете, целью монолога является демонстрация умения развернуто говорить на жизненные темы. 
  • Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла. 

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога. 

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок. 

После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:

Место и время проведения праздника

Посвященные празднику события

Изображенных на фотографии людей

Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.

Примерный ответ: 

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками. 

Примерный ответ:

В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?

На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:

Что значит следовать моде?

Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?

Следование моде заключается только в подборе одежды?

Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Примерный ответ:

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету. 

Костина Лилия Сергеевна делится опытом работы по подготовке  девятиклассников к итоговому собеседованию.

Она разработала памятки, способствующие формированию коммуникативной и языковой компетенции учащихся, которые так необходимы для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию

Неоценимую роль при подготовке к ИС играет правильно выработанный алгоритм работы по предлагаемым заданиям. Каждый организует самостоятельную работу по-своему, так как она должна, на мой взгляд, носить индивидуализированный характер. Ученик использует источник информации в зависимости от своих потребностей.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам на помощь приходят памятки, которые  рассчитаны на способность школьников сознательно управлять своей волей, эмоциями. При использовании памяток идет формирование «методики учащегося». Вашему вниманию будут предложены  памятки, способствующие эффективной подготовке к ИС.

Задание 1.Чтение текста.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

  • выразительность речи во время чтения;
  • соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;
  • искажение / верное прочтение слов;
  • темп чтения.

Признаки выразительного чтения

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, переда­ющие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окра­ски;
  • хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

  • замены,
  • пропусков,
  • перестановки,
  • добавления,
  • искажения,
  • повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению

  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
  4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
  5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
  6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
  7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
  8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Задание 2. Пересказ текста.

Памятка для подготовки к пересказу текста

  1. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  2. Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
  3. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  4. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  5. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст  передайте чужую речь разными способами.

«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)

  1. В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
  2. В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что  главная ценность жизни – сама жизнь.)
  3. В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь.

Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.

Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.

Основная задача – указать признаки  описываемого предмета, лица, места, явления.

Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.

Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.

Речевые стандарты

На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …

В объектив фотографа попали …

В центре фотографии мы видим …

На заднем плане находится …

Вдалеке мы можем разглядеть …

Можно предположить, что …

Кажется, что …

Смотришь на фотографию и представляешь…

Фотография передаёт ощущение …

Фотографу удалось показать …

Алгоритм выполнения задания 3.1

  1. Внимательно рассмотрите фотографию.
  2. Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии.
  3. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось монологическое высказывание.

Примерный план монологического высказывания – описания

Время высказывания – не более 3 минут.

  1. Вводные фразы по теме фотографии.
  2. Описание фотографии с учётом задания:

             — время действия (когда? в какое время?)

             — место действия (где? в каком месте?)

             — внешний вид участников (кто? как выглядят?)

             — занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

             — настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

  1. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)

Обучающая работа.

Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание.

Вводная фраза

Перед нами фотография, тема которой  «Мир увлечений».

Место действия

Автор снимка запечатлел школьника в классе-мастерской.

Время действия

Можно предположить, что ученик после уроков или во время каникул увлечённо занимается робототехникой.

Внешний вид участников

 На мальчике одеты удобный серый свитер и джинсы.

Занятие и настроение участников

Фотограф показал  зрителям заинтересованность подростка.  Внимание зрителей приковано к его сосредоточенному умному лицу. Движения рук, которыми он держит инструменты, точны. Мальчик старается выполнить работу аккуратно.

Завершающие фразы

Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что таким лаконичным кадром, фотограф передал своё отношение к теме « Мир увлечений»: как же прекрасен человек искренне увлечённый интересным делом. ( 10 фраз)

Задание 4. Диалог.

Памятка при подготовке к диалогу

Единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге.

Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением  и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.

Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.

Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.

Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

 Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.

Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому — получается связный ответ объемом 3 фразы.

Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.

Обучающая работа

1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?

О чём в вопросе идет речь, нашли тему.( Что такое увлечение?)

Выделяем и запоминаем основные тематические слова. ( Привлекательность увлечений)

Повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

Что такое увлечение? По моему мнению, увлечение – это такое занятие, которое человек выполняет с особым интересом. Я люблю русские народные песни, поэтому  уже несколько лет занимаюсь народным пением в ДШИ в образцовом фольклорном ансамбле «Ладушки».

2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?

Среди моих друзей и одноклассников много тех, кто занят — танцами, пением, живописью, спортом, коллекционированием…

3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?

Безусловно, увлечение может повлиять на выбор профессии. Я после окончания девятого класса собираюсь поступать в Суджанский техникум культуры, так  моё увлечение исполнением народных песен в будущем станет моей профессией.

Автор: Костина Лилия Сергеевна

Памятки к устному собеседованию в 9 классе.

Памятка 1. Описание фотографии

Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)

  • Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотогра­фию.

  • Составьте предложения на предложенную тему.

  • Назовите признаки предметов, изображённых на карти­не (цвет, форма, размер).

  • Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

  • Опишите людей, запёчатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.

  • Составьте описание фотографии по опорным словам.

Словарик синонимов терминов, используемых в описании фотографии

Сфотографировать — сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.

Изобразить — показать, воспроизвести, представить, вос­создать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.

Увидеть — заметить, приметить, усмотреть, подметить, по­смотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография — снимок, изображение, фото, фотокарточка, фотоснимок.

Фотограф — автор фотографии (снимка), фотохудожник.

Обратите внимание!

  • Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своём фотоснимке и донести его до зри­теля.

  • Фотограф находит в окружающем мире тот изобрази­тельный материал, который ляжет в основу снимка, и решает, какие из деталей этого материала должны войти
    в кадр, что следует оставить за его пределами, в какой ча­сти снимка должен оказаться главный объект изображения и где — второстепенные.

  • Отобрав в кадр из всего окружающего материала только те элементы, которые раскрывают смысл и содержание снимка, фотограф должен выделить эти элементы, изо­бразить их отчётливо, выпукло, объёмно, так, чтоб смы­словой центр снимка сделать зрительным центром.

  • Смысловой центр фотоснимка — это центр сюжета, глав­ный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема фотоснимка. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.

  • Зрительный центр фотоснимка — это та часть фотогра­фии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Главная задача фотографа — так скомпоновать материал, вошедший в кадр, и так построить компози­цию фотоснимка, чтобы смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

  • Фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составля­ющий элемент. Эти элементы могут

  • образовывать центр сюжета;

  • характеризовать обстановку, среду;

  • быть изобразительными элементами.

Синтаксические конструкции для описания фотографии

Вариант 1

Вступление

Снимок этот — жанровая зарисовка, передающая сцену из повсед­невной (праздничной, обыденной, школьной и др.) жизни:…. Мы видим (зритель видит в кадре)

  • яркую многоплановую картину;
  • изображение, сделанное автором;

  • крупный план события.
    На фотографии мы видим …

Основная часть

Переходим к описанию…

Цель фотографа — …

На переднем плане фотографии, где и находится центр собы­тий, — …

Всё внимание фотографа поначалу сосредоточивается именно здесь, на сюжетном центре события:…

Фотограф создал настоящую художественную картину (чего?)…

В центре этого события…

Автору снимка удалось реализовать свою идею — передать…

Автор сумел подметить характерные для (кого?) (выражение лица, позы, жесты, манеру двигаться и т.п.)…

Фотограф выразительно изобразил на снимке (что? к о г о?)…

Слева от… виднеется…

Прямо перед нами изображены…

На переднем плане привлекает внимание…

На переднем плане автор снимка запечатлел…

Задний план снимка занимает…

Вдалеке открывается…

На переднем плане фотографии изображён(-ы)…

На втором плане привлекает внимание…

Задний план представляет собой…

Слева от… виднеется…

Фотограф (автор фото) выделил (какую-либо фигуру, какой-либо предмет каким-либо цветом, композиционно)…

Внимание зрителя приковано к центральной фигуре: (опишите главного героя (героев):

  • его лицо,

  • волосы,

  • руки,

  • одежду,

  • позу,

  • состояние.

Снимок полон движения:…

Фотограф почувствовал всё напряжение и динамику момента:…

В кадре тщательно переданы (движения изображённых, выраже­ния их лиц, позы, настроение, интерьер, архитектурные особенности здания и пр.)…

Фотографу оказалось подвластно то, что мало кому удаётся: оста­новить мгновение, запечатлевшее…

Снимок удивительно динамичен

Основная часть

Цель фотографа здесь — не столько точное, детальное изображе­ние (чего?), сколько передача (впечатления, настроения, характера человека и т.д.);

Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внима­ние зрителя (перечислить какие):…

Автор фотографии стремится показать характеры изображённых (их состояние, настроение и т.д.):

Снимок отражает внутреннюю сущность, характер героев сним­ка:…

Глядя на фотоснимок, можно дать исчерпывающую характеристи­ку (к о г о? чему?)…

Портрет прекрасно передаёт внутреннее состояние человека, по­лон непосредственности, динамики.

Заключение

Автор передал в снимке свои мысли и свои идеи:…

Фотограф помог увидеть неповторимую индивидуальность (ч е г о?) благодаря (чем у?) (продуманной композиции, цветовому и световому решению, чёткой прорисовке деталей)...

Фотография отражает авторское отношение к… (герою снимка, изображённому событию и т.д.):…

Фотоизображение захватывает зрителя правдой жизни, неповто­римостью остановленных мгновений и заставляет…

Запёчатлённое мгновение даёт полное представление о событии в целом:…

Снимок оставляет впечатление подлинности картины жизни.

Снимок очень эффектен: (почему?)…

Синтаксические конструкции для описания фотографии

Вариант 2

Вступление

486269 1

Фотограф запечатлел на данной фотографии…

Если внимательно посмотреть на фотографию, то…

При первом взгляде на фотографию становится очевидным, что…

Предложенная для описания фотография интересна тем, что…

Фотограф показал кульминационный момент события:…

Основная часть

486269 2

Поворот головы (взгляд, выражение лица, жест), включённый в об­щую композицию фотопортрета, прост, естествен и потому особо вы­разителен:…

Фотограф стремится к глубине, поэтичности своих пейзажных сним­ков:…

Фотография полна красоты и правды жизни:…

Световой и цветовой эффекты служат средствами (формирования авторской мысли, средствами передачи впечатлений и пр.)… Ха­рактер человека находит своё выражение через его (внешний облик, деятельность, увлечение, занятия спортом и т.д.)… Фотопортрет не только фиксирует внешние черты, но и передаёт ха­рактер человека:…

Фотопортрет хорошо передаёт внутреннее состояние человека в (позе, повороте головы, выражении лица и т.д.)… Автор фотографии правильно понял сущность характера (кого?):… Фотография передаёт (среду, обстановку, событие, настроение и т.д.):…

Картина, запёчатлённая на фотографии, несёт в себе определённое настроение:…

Фотограф запечатлел один из моментов действительности:… Цвет передаёт атмосферу снимка:…

Привлекает поэтичность, живописность фотоизображения:… На снимке видны (характерные проявления поведения людей, их взаимодействие, настроение и т.п.)… Передать атмосферу события помогает…

486269 3486269 4Заключение

486269 5Нельзя не увидеть талант фотографа, умеющего (ч т о?) {наблюдать за выражением лица, движением, жестом снимаемого человека). Фотограф {автор фотоснимка) добивается (чего? чем?)

  • какого-либо настроения…

  • точности изображения…

  • ясности композиционного построения…

  • противопоставлением каких-либо цветов…

  • благодаря какому-либо контрасту…
    Завершая описание, хочется отметить…
    Мне хочется высказать своё мнение о…

Своё описание хочется закончить {завершить) (ч е м?)…

Памятка 2

Описание фотографии Словарь терминов, используемых в описании фотографии

Фотография — корни слова восходят к греческому язы­ку: phos (photos) — «свет» и grapho — «пишу». Буквально: «пишу светом».

  1. Получение изображений предметов на светочувствитель­
    ных пластинках, плёнках.

  2. Снимок, полученный таким образом.

Жанровая фотография — это остановленное мгновение жизни, какая-то сцена, история, но не постановочная, а есте­ственная.

Замысел — задуманный план действий, деятельности, на­мерение; заложенный в фотографию смысл, идея.

Кадр — понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии.

Композиция фотокадра — структура, соотношение, вза­имное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером про­изведения и во многом определяющие его восприятие.

Композиционный центр в фотографии — элемент снимка, связывающий все остальные его части в единое целое и не по­зволяющий этому целому развалиться на отдельные элементы; первое, что привлекает внимание зрителя.

Кульминация — момент наивысшего подъёма, напряже­ния в развитии чего-либо.

Облик — внешний вид, очертание, наружность.

Панорама — это снимок, сделанный с большим углом охва­та, например пейзажа или большой группы людей. Панорама рассчитывается на её восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом.

Передний план — объекты, расположенные на снимке бли­же, чем главный объект съёмки.

Пейзаж — это природа как таковая и природа искусствен­ная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предста­ют леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа есте­ственная.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Поза — положение, принимаемое тем, кого рисуют или фо­тографируют.

Смысловой центр фотографии — элемент или несколько элементов снимка, делающих последний не просто набором изображённых на нём объектов, а наполняющих его определён­ным смысловым содержанием, отражающим замысел автора.

Сюжет — система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.

Фигура — изображение человека или животного.

Фон — задний план фотографии, способствующий выделе­нию главных элементов композиции.

Форма — внешнее очертание, наружный вид предмета.

Характер — совокупность всех психических, духовных свойств человека, отражённая в деталях фотографии.

Цветовая гамма — ряд цветов, преобладающих на рассма­триваемом объекте или его изображении.

Чёткость — степень проработки деталей изображения на фотографии.

Экспрессия — непосредственно наблюдаемые внешние сиг­налы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии запё­чатлённого на фотографии.

Подготовка к монологу (описание фотографии)

Вариант 1

  1. Что Вы видите на фотографии?

  2. Почему, на Ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти
    предметы?

Какую, на Ваш взгляд, цель преследовал автор снимка, за­печатлев данные предметы?

4. Что характерно для композиции фотоснимка:

а) что изображено крупным планом в его центре?

б) что Вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне изображены предметы?

г) что особо тщательно, детально передано на снимке?

  1. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане,
    на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

  2. Назовите признаки предметов, изображённых на фотографии (цвет, форма, размер).

  3. Что больше всего привлекает в фотографии?

  4. Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?

Подготовка к монологу (описание фотографии) Вариант 2

  1. Рассмотрите внимательно фотографию.

  2. Какое явление, событие изображено на снимке?

  1. Почему фотограф запечатлел именно этот момент (собы­тие)?

  2. Что (кто?) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?

  1. Опишите изображённое на фотографии

  • главного героя(-ев);

  • его (их) занятие(-я);

  • внешний облик: лицо(-а), волосы, одежду;

  • позу(-ы);

  • жесты;

  • динамику движений;

  • взаимоотношения;

  • настроение.

6. Опишите предметы, которые Вы видите на переднем плане,
на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

  1. Что использует фотограф для воплощения своего замысла
    (крупный план, композицию, цвет, яркие детали)?

  1. Что больше всего привлекает в фотографии? Какие мысли, чувства, переживания вызывает она?

Словарная работа по предложенной теме (повествование)

486269 6

Небольшая, пешеходная, увле­кательная, интересная, чудес­ная, необыкновенная, прекрас­ная, фантастическая,трёхднев­ная, замечательная, велико­лепная, удивительная, незабы­ваемая, отличная, двухчасо­вая, полезная, волшебная, не­продолжительная и т.п.

Какие действия могут быть связаны с этим словом?

Город, улицы, проспекты, набережные бульвары, достопримечательности, скульптуры, памятники, монументы, обелиски, па­мятные места, историче­ские места, мемориалы, мемориальный комплекс (доска), музеи, парки, скверы, библиотеки, теа­тры, кинотеатры, консер­ватории, цирк и т.д.

осмотреть, посетить

Встать, собраться, отправить­ся, совершить, пойти, подойти, начаться, проводить, последо­вать, продолжиться, восхити­ться, поинтересоваться, после­довать, познакомиться, заинте­ресоваться, спросить, понра­виться, оказаться, продол­житься, поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти, расспросить, увенчаться, слу­читься, увлечься, выслушать, обогатиться, привлечь внима­ние, состояться, убедить, войти, продлиться, превратиться, под­ходить, оказаться, называться, закончиться, завершиться.

Схема построения повествовательного текста

  1. Сообщить о действующем лице или лицах.

  2. Охарактеризовать место и время события.

  3. Перечислить действия с указанием их последовательности
    и особенностей.

  4. Указать на итог действия и завершить повествование.

  5. Сделать вывод.

Памятка к чтению научно-популярного текста

Критерии оценки чтения текста

  • выразительность речи во время чтения;

  • соблюдение норм;

  • искажение / верное прочтение слов;

  • темп чтения.

Признаки выразительного чтения

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, переда­ющие замысел автора;

  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окра­ски;

  • хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал

  • замены,

  • пропусков,

  • перестановки,

  • добавления,

  • искажения,

  • повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах

Интонационная функция знаков препинания

Знаки препинания

Роль

Интонация

1.

Точка

Показывает завер­шение мысли и за­конченность пред­ложения.

Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

2.

Восклица­тельный знак

Передаёт соответ­ствующую интона­цию. Указывает на целевое назначение предложения.

Требует энергичного выде­ления ударного слова с по­мощью повышения голоса.

3.

Вопроси­тельный знак

Передаётся с помощью по­вышения голоса на удар­ном вопросительном слове вопросительного предложе­ния. К концу вопроситель­ного предложения голос по­нижается.

4.

Многото­чие

Показывает, что мысль не закончена; характерна интона­ция незавершённо­сти высказывания.

Требует длительной паузы.

5.

Запятая

Показывает, что мысль не законче­на.

Соединительная пауза, ко­торой предшествует повы­шение голоса на ударном слове.

6.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предло­жения.

Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

7.

Тире

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения рас­крывают то или иное понятие.

В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной пау­зы.

8.

Двоеточие

Означает, что опре­делённый отрезок мысли завершён, но

Должна быть соединитель­ная логическая пауза перед поясняемой частью и

Знаки препинания

Роль

Интонация

одновременно этот знак является сиг­налом её продолже­ния.

поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части (перед двоеточием) — повышение тона.

9.

Скобки

Служат для допол­нительного пояс­нения, уточнения авторской мысли, второстепенного за­мечания.

Взятое в скобки произно­сится тоном ниже, а после скобок голос опять возвра­щается к прежнему звуча­нию.

10.

Кавычки

Выделяют иное зна­чение слова, начало прямой речи или цитаты.

Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, что­бы выделить цитируемые слова.

11.

Абзац

Расчленяет текст с целью выделения его компонентов.

Выделяется удлинённой разделительной паузой.

Чтение научно-популярного текста Повторяем склонение числительных

1) Простые количественные числительные от пяти до двадца­ти и тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

И.п.

тридцать

(дочь)

Р.п.

тридцати

(дочери)

Д.п.

тридцати

(дочери)

В.п.

тридцать

(дочь)

Т.п.

тридцатью

(дочерью)

П.п.

(о) тридцати

(о)дочери)

У числительных 40, 90, 100 две формы.

И.п., В.п.

сорок

девяносто

сто

Р., Д., Т., П.п.

сорока

девяноста

ста

3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Подсказка!

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: три­ста, шестьсот, восемьсот.

Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она пред­лагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот, слово нота (оно того же склонения, что и слово сотня).

  • И.п. семьсот — семь нот

  • Т.п. семьюстами — семью нотами

От 50 до 80

От 200 до 400

От 500 до 900

И.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Р.п.

семидесяти

четырёхсот

восьмисот

Д.п.

семидесяти

четырёмстам

восьмистам

В.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Т.п.

семьюдесятью

четырьмястами

восемьюстами

П.п.

(о) семидесяти

о четырёхстах

(о) восьмистах

4) У составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть

И.п. шестьсот девяносто пять

Р.п. шестисот девяноста пяти

Д.п. шестистам девяноста пяти

В.п. шестьсот девяносто пять

Т.п. шестьюстами девяноста пятью

П.п. о шестистах девяноста пяти

5) При склонении составных порядковых числительных из­меняется только последнее слово.

И.п. тысяча восемьсот третий

Р.п. тысяча восемьсот третьего

Д.п. тысяча восемьсот третьему

В.п. тысяча восемьсот третий

Т.п. тысяча восемьсот третьим

П.п. о тысяча восемьсот третьем

6) Склоняем числительные полтора и полтораста.

  • К количественным числительным относятся слова пол­
    тора и полтораста.

  • Числительное полтора обозначает количество, равное
    единице и половине единицы (1,5).

  • Числительное полтораста обозначает количество пред­
    метов, равное ста пятидесяти.

И.п., В.п.

полтора, полтораста

Р., Д., Т., П.п.

полутора, полутораста

7) Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют (за исключением числительных оба и обе). В косвенных падежах собиратель*ные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множест­венном числе.

Например: с семерыми котятами

Склоняем собирательные числительные оба, обе

И.п. оба (щенка), обе (птицы)

Р.п. обоих (щенков), обеих (птиц)

Д.п. обоим (щенкам), обеим (птицам)

В.п. обоих (щенков), обеих (птиц)

Т.п. обоими (щенками), обеими (птицами)

П.п. (об) обоих (щенках), об обеих (птицах)

Обратите внимание! Числительное оба употребляется с су­ществительными мужского и среднего рода: оба старика, оба озера; обе — с существительными женского рода: обе сестры, обе розы.

8) При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть (числитель) склоняется как количествен­ное числительное, обозначающее целое число, вторая (знаме­натель) — как порядковое числительное.

Например: от двух седьмых, к двум седьмым

Повторяем основные черты научно-популярного текста

1. Наличие научных проблемных вопросов.

2. Основная познавательная задача — ответить на вопрос «почему? ».

  1. Основная информационно-коммуникативная цель — дать
    характеристику предмета, понятия, явления.

  2. В основе текста — либо сведения об объекте, его свойствах,
    признаках, характере, структуре, либо сообщение суммы
    научных сведений, фактов, явлений.

  3. Научные проблемные вопросы увлекательно раскрываются
    через частные примеры.

  4. Часто раскрываются возможности практического примене­ния полученных сведений.

Особенности построения научно-популярных текстов

  • Подробное, детальное изложение научных данных, све­дений;

  • раскрытие общих положений на конкретных примерах;

  • простота синтаксических конструкций, точность и од­нозначность словоупотреблений, использование специ­альных терминов;

  • намеренное подчёркивание хода логической мысли спе­циальными речевыми средствами (как правило, вводны­ми словами);

  • стремление избегать частого использования терминов;

  • частое разъяснение значения терминов;

  • использование разнообразных приёмов (в том числе рече­вых) активизации внимания читателя;

  • стремление к оригинальности, увлекательности изложе­ния.

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста.

  • Медленный темп чтения.

  • «Скачкообразный» темп (то быстрее, то медленнее в пре­
    делах одного предложения).

  • Нарушение правил орфоэпического чтения.

  • Неправильное прочтение окончания зависимого слова.

  • Замена слов по смыслу.

  • Неправильная постановка ударения.

  • Замена целых слов по оптическому сходству.

  • Смешения и замены:

  • глухих согласных на звонкие;

  • звонких согласных на глухие;

  • мягкого знака на гласные, обозначающие мягкость
    согласного:

  • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;

  • Перестановки:

а) слов;

б) слогов;

в) букв и т.п.

Чтение научно-популярного текста. Пересказ Простые «запоминалки» правильного ударения в словах

Чтобы легко и быстро запомнить ударение в словах, риф­муйте их и превращайте в короткие и запоминающиеся фразы. Вот простые «запоминалки»:

• За труд не нужно забывать учителей премировАть.

• Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!

• А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.

• Объявление: «По средАм я пою для милых дам».

• Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.

• Исинбаевой взятА была и эта высота.

  • Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.
  • Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!

  • Починю-ка я утюг, чтобы скрасить свой досУг,
    И поглажу ш Арфы для дочурки Марфы.

  • Про порядок говорит, а как придёт — так насорИт!

  • Знаете ли, что Луна для влюблённых созданА?

  • Всем известны с детства от капризов срЕдства.

  • Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!

  • Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.

  • Выросла у Фёклы розовая свЁкла.

  • Меня дочка теребит, спрашивает, кто звонИт.

  • .(Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть.

  • Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.

  • Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.

  • Ванюшка, перестань хитрить! Работу нужно убыстрить!

  • Мне работать неохота: что-то в косточках ломОта,
    Да и от жары зевОта даже до седьмого пота.

  • МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.

  • Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!

  • Красит наш забор малЯр, двери делает стол Яр.

  • Предъявите на цемЕнт настоящий докумЕнт!

  • Всем раздали фанты — розовые бАнты.

  • ДоговОр и приговОр утащил бесстыжий вор.

  • На суде соборном сник всем известный еретИк.

  • Пора показ дозИровать, довольно вам позировать.

  • И сердце ваше защемИт от слёз по дому и молитв.

  • Прошагала бодро рота, и захлопнулись ворОта.

  • Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!

  • Я сижу, как пригвождённый: чутко спит новорождЁн-

  • ный!

  • А на даче садовод чинит свой водопровод.

  • Сдали мы нефтепровод! Вот!

  • Подарила дочке длинную цепОчку.

  • Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИч-

  • ный!

  • Мне запомнится надОлго, как красива река Волга!

  • Посигналил нам шофЁр: на дороге — контролЁр!

  • Совесть, Ваня, ты очисть: изживи свою корЫсть.

  • А подрос могучий кедр только лишь на сантимЕтр.

  • Ручку положил в футляр новоявленный школЯр.

  • Выбраны давно все квоты: получили их сирОты.

  • Не хромайте, милый сэр, шагайте лучше в диспансЕр!

  • Когда сваришь ты уху, лей мне дОверху!

  • Та фамилия вернА, в список вновь занесенА.

  • Оля в детской заперлАсь, смехом громким залилАсь.

  • Ягодки, что нарвал А, Таня маме отдалА.

  • Машенька ещё мала, потому и навралА.

  • Чтобы ладились дела, я квартиру убралА,

  • Чаю-кофе налилА и подружку позвалА.

  • Когда сгущаются туманы, на стройках исчезают крАны.

  • Мама дочку позвалА: «Твоя посылка прибылА!»

  • Нашел телёночка доЯр: Барбосом загнан он был в яр.

  • У бабульки бледный вид — ей полиция звонИт!

• Орешки на ёлке села белка щЁлкать.

• Купил отец конфет нам ящик, он у нас отец кормЯщий!

  • Ажиотаж вокруг создАв, улёгся на тропе удав.

  • Весь запас воды исчЕрпав, мы всё же напоили нерпу!

МедвЕдица лохматая в лесу стоит как стАтуя.

• Магазин оптОвый есть теперь у Вовы.

• Это что ж такое, братцы, — к нам друзья не дозвонЯтся!

  • Баба с дедом обнялИсь и слезами залилИсь.

  • Маша — славная жена, мужу своему вернА.

  • У соседа Ваня кучу денег занЯл.

  • Нинка нам всегда лгалА и сегодня совралА.

  • Добрый доктор Айболит всех здоровьем наделИт.

  • Давай похвалим друга, Вить: его надо ободрИть.

  • В бассейн, где плавали моржи, тренер рыбу положИл.

  • Каждый станет долго жить, коль заботой окружИть.

  • Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!

  • Доктор тигру в чаще зашил порез кровоточАщий.

  • По поведению видно, что вам сейчас завИдно.

  • А мультяшка про крота чехами была снятА!

  • На крокодила ящер поднял взор молЯщий.

  • Волчонок приручЁнный ест пирог печёный.

  • В вуз экзамен я сдалА, но баллов вновь недобралА.

  • Ревизор проверку нАчал — обнаружил недостачу.

  • Если лодка накренИтся, можешь за борт ты свалиться.

  • Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил!

  • На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!

  • Спешу вас информИровать: нужно номер забронировать!

  • Возле речки — ива, а под ней — крапИва.

  • Облюбован мухами старый столик кУхонный.

  • После долгого мытАрства Пётр посажен был на царство.

  • Добрая опЕка нужна для человека.

  • От жары спасла меня шёлковая простынЯ.

  • Похожа на ушко морская ракУшка.

  • Он такой суровый, этот нрав тигрОвый!

  • Надо нам ретировАться, чтоб с хулиганьём не драться.

  • Был один юрОдивый у меня на родине.

  • Стряпать булки сдобные на столе удОбнее.

  • От безводья и от зноя облетела с ёлки хвОя.

  • В слове Искра — погляди! — ударенье впереди!

  • Праздник был, конечно, бурный — марш везде гремел

  • бравУрный.

  • Хотите всё усугубИть? Тогда рекомендую бить.

  • Дед в туесочек ивовый запрятал джем наш ел Ивовый.

  • Ты в энциклопедии прочтёшь про ортопЕдию.

  • Как только птичка оперИтся, так сразу улететь стремится.

  • Внучка начала кричать, бегать и озорничАть.

  • Ест старуха поедОм: «Когда купишь новый дом?»

  • Гипертония — это бич, не лечишь — будет паралИч.

  • В армию пойдёшь, родной, уже твой возраст призывной.

  • Как только встану поутрУ, сразу пыль везде сотру.

  • Для меня всегда святое прошлое, пережитОе.

  • Брат теперь у нас геолог, ну а я — метеорОлог.

  • Наш бычок вчера сжевал Танечкины кружев А.

  • Он такой суровый край морской, китОвый.

  • Бьётся в истериИ нервная Мария.

  • Очень уж несовременный твой наряд иноплемЕнный.

  • Знаешь, что издалекА к нам течёт эта река?

  • Красотой её сражённый, князь стоял заворожЁнный.

  • Спать совсем мне неохота, но замучила зевОта.

  • Нездоровье — маета! Мучит Ваню тошнотА.

  • В этом племени обычай пополам делить добЫчу.

  • Чтоб в старости не горевать, детей не надо баловАть.

  • Не нужно деду посоха, уж высохло всё дОсуха.

  • Ну не будь ты как кремЕнь, съешь хотя б один пельмень,

  • А чтоб было чем жевать, надо зуб пломбировАть!

  • Новые скандалы связаны с вандАлом.

  • Во-пЕрвых, сегодня я на нервах…

  • Лишь зашёл в театр мэр, оглянулся весь партЕр

  • Убери из шкафа сор и поставь туда фарфОр.

  • Наш малыш-проказник псов соседских дрАзнит.

  • Колодец нужно углубИть, чтоб можно было воду пить.

  • Маленький закУток есть теперь у уток.

  • Рассказать он всё не смог: не дочитан эпилОг.

  • Рассказ по теме книга мой лучший друг
  • Рассказ по французскому языку про друга
  • Рассказ по ролям на троих
  • Рассказ по сказке красная шапочка заменив героев сказки
  • Рассказ по слогам для детей 6 лет простые